Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 4 5 6 7 ..
рех лет в среднем в 16 раз быстрее, чем в случае его Главным предметом запоминания для глухих детей должны стать слова, речь. Подготовительные упражне- ния, связанные с развитием зрительного восприятия, упражнения на сопоставление, запоминание предметов, цветов, формы, количества, расположения предметов (рис. 8) в условиях, когда перед детьми стоит специаль- ная игровая задача — запомнить, являются некоторой подготовкой и к развитию памяти на слова. Развитие памяти предполагает осуществление специ- альных упражнений, минимум .которых приводится «иже. Однако необходимо помнить, что во время проведения рекомендуемых упражнений для развития памяти на слова должен использоваться именно тот минимум слов, который предусмотрен программой и в настоящее время изучается в связи с работой по развитию речи. Особенно необходимо использовать для этой цели слова и фразео- логию разговорной речи. Игры, рекомендованные для проведения на безречевом материале, но направленные на совершенствование запоминания, могут успешно быть приспособлены и для развития памяти на слова', j» Способность запоминать речь резко возрастает с ус- воением дактильного чтения. Как уже было указано, восприятие нового слова непосредственно с руки сЛЪж нее, чем его прочитывание по табличке. Однако оно все же доступно малышам, если при этом от них требовать отраженного дактильного проговаривания. В конце подготовительного периода дети переходят на более высокую ступень усвоения речи. Теперь они спо- собны воспринимать и усваивать слова не только на за- нятиях, но и непосредственно в общении. Содержание Иг Р Ы
И У п 'Р ажнения . используемые В под-и методика готовительный период, служат развитию проведения внимания, подражания сенсорных способ-подготовитель- __ ностей и памяти. Невозможно назвать ных упражнений так у ю
иг ру или такое упражнение, которые решали бы только одну из названных задач. Все они без исключения могут быть выполнены лишь при умении ребенка хоть ненадолго сосредоточиться, все они в той или иной мере служат развитию внимания. Поскольку все упражнения сначала выполняются на основе непосредственного подражания, а затем по представлению,, .74 они, естественно, служат развитию навыков подражания и запоминания. Большинство игр развивает зрительное, кожно-так- тильное и двигательное восприятие. Развитию различных видов восприятия способствуют артикуляционные упраж- нения и дактильное чтение. Особая группа игр, которые проводятся с детьми на протяжении всех лет обучения способствует развитию их слухового восприятия. Опыт и специальные исследования [56] показывают, сколь продуктивны оказываются в системе других средств си- стематические упражнения подобного рода для развития устной речи. В начале обучения все рекомендуемые упражнения необходимо проводить с каждым ребенком в отдельности. Лишь добившись от ребенка элементарного выполнения тех или иных действий, можно объединить детей в под- группы в два-три человека. Обучение разнообразным действиям начинается с вы- полнения действия совместно с ребенком. Затем ребенок выполняет его на основе подражания образцу. При этом взрослые учат его этому подражанию, активно помогая добиваться возможно более точного результата. Посте- пенно ребенок начинает действовать все более самостоя- тельно, что необходимо всячески стимулировать и поощ- рять. Первые специальные упражнения в подражании мы рекомендуем начать с действий с игрушками, например с нанизывания цветных колец. Вначале берутся кольца одного ц'вета. Затем берутся кольца основных цветов (красного, зеленого, синего, желтого). Во время этой игры одновременно упражняется внимание, развиваются движения. Эти же способности развиваются при скла- дывании пирамидки—более сложной игрушки. Здесь приходится располагать кольца и по величине. Для раз- вития подражания используется и выполнение элемен- тарных построек (из трех-четырех кубиков). Большая группа игр-упражнений используется для обучения детей зрительному и осязательному различе- нию предметов. Вначале предметы сопоставляются меж- ду собой, затем с картинками. При таком сопоставлении ребенка учат различать предметы по цвету, форме. Затем переходят к более тонкому различению дактильных зна- ков и печатных букв алфавита. 75 |