Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 7 8 9 10 ..
Последовательное овладение детьми различными видами деятельности создает благоприятные условия для усвоения ими необходимого минимума разговорной речи. С этой целью во время подготовительного периода выполнению любого действия должно предшествовать предъявление соответствующей таблички. Естественно, что это становится возможным, когда уже налажен эле- ментарный контакт с детьми и развита их способность хоть ненадолго произвольно сосредоточивать внимание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок действовал на основе пока еще глобального восприятия слов, написанных на табличке. Приходится наблюдать, как иногда, еще не взглянув на табличку, ребенок действует по привычке, по догадке. Разумеется, что такое формальное пользование табличкой не ведет к различению и усвоению соответствующих выражений. Хотя на этой стадии дети различают слова пока еще преимущественно не на основе анализа их буквенного состава, а по некоторым внешним признакам, например по длине слова, рекомендуется все же изредка фиксировать внимание детей на словах, которые написаны на предъявляемых де-' тям табличках, учить вглядываться в отдельные буквы, сравнивая их. По мере усвоения ими букв иногда еле- ' дует по «ошибке» показать вместо таблички, содержание которой может быть понято по ситуации, другую табличку, чтобы тем самым подвести детей к тому, что ошибка их связана с «недосмотром» букв. С завершением подготовительного периода, научив- шись читать и запоминать прочитанное, дети начинают воспринимать слова на основе не только их глобального, но и аналитического различения. Так детям трех лет в конце второго месяца обучения была предъявлена таб- личка Идите спать, а не соответствовавшая ситуации табличка Идите гулять. Дети запротестовали, указывая при этом на улицу. Одна девочка даже заплакала. Кто- то из детей принес из наборного полотна нужную таб- личку и, протягивая ее педагогу, укоризненно покачал головой, как бы порицая его за допущенную ошибку. Программа предусматривает, что на втором году обучения дети должны усвоить все те слова и выраже- ния, которые на первом году предъявлялись им только для глобального различения. В понятие усвоить входит знание буквенного или звукового состава слова, вос- 120 приятие его как некоторого обобщения и умение исполь- зовать в общении хотя бы в дактильной форме. Этого можно достичь лишь в том случае, если общающиеся' с детьми будут неустанно и систематически учить их прочитывать и запоминать соответствующие выражения разговорной речи в общении. Необходимо еще уяснить следующее. Если смысл слова, написанного на табличке и даже прочитанного ребенком, дополнительно раскрывается педагогом и не- речевым способом (взгляд, выражение лица, едва за- метный жест), мы не можем говорить о словесном обще- нии. Это даже не путь к нему. Сопутствующие словам компоненты, например жест, входят в обиход в качестве средства общения. Для того чтобы это предотвратить, надо помогать ребенку понять и запомнить каждое да- ваемое ему слово. Планируя работу по любому из разделов программы, воспитатель и сурдопедагог выписывают на таблички из программы слова и словосочетания, которые понадобят- ся в общении с ребенком в связи с обучением его дан- ному виду деятельности. Педагог и воспитатель договариваются о совместном использовании их в планируемый отрезок времени. Как правило, детям первого и второго года обучения слова первично даются в написанном виде, для чего исполь- зуются заготовленные таблички. Для этой цели можно использовать и блокнот, который воспитатель должен всегда иметь при себе, в случае, если нужное ребенку слово не зафиксировано на табличке. Детям четырех- пяти лет уже можно давать новое слово в дактильной форме непосредственно с руки. Но при этом необходимо, чтобы ребенок сначала отраженно проговаривал (устно или дактильно) слово, а потом повторял его самостоя- тельно. На втором году обучения давать новое слово в дактильной форме можно лишь в порядке исключения, в случае, если по какой-либо причине нет возможности предъявить его в написанном виде. Предъявляя новое слово, нужно по возможности тут же дать детям сопоставимую грамматическую форму этого же слова (лист—листья, ешь—ест или съел, иди— пошел и т. д.). Давать ее нужно не только потому, что эта другая форма слова может быть более обиходной и нужной детям, но еще и потому, что восприятие 121 |