Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 9 10 11 12 ..
рений в естественных условиях непосредственного об щения; в-четвертых, формировать у детей навык восприни мать и запоминать разговорную речь непосредственно в общении; при этом создается возможность вовлечь в этот важный для развития ребенка процесс, кроме спе циалистов, обучающих детей, всех общающихся с ними. Возникает вопрос: почему не сделать путь формиро вания речи 'непосредственно в общении единственным? Известно, что этот путь сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Чем вызвана такая необходимость? Дело в том, что такой путь не дает желаемых результатов, если он не сочетается с обу чением детей речи на специально организованных заня тиях. При отсутствии такого сочетания легко обнаружи вается его ограниченность, которая проявляется в сле дующем: 1. Слова, с которыми знакомятся в непосредственном общении, чаще всего относятся к тому или иному единич ному явлению. На специальных занятиях по обучению речи есть возможность сделать их носителями определен ного обобщения. 2. Формирование необходимых обобщений в процессе непосредственного общения возможно, но требует значи тельно большего, чем на специально организованных за нятиях, времени. Вместе с тем более низким оказывается и качественная сторона этих обобщений. Так, например, слова широкий и узкий, употреблявшиеся детьми пятого года жизни в течение месяца только в непосредственном общении, не употреблялись ими самостоятельно, как только ситуация общения оказывалась новой. Дети не смогли осуществить перенос значения на сходные случаи. В то же время дети контрольной группы, которым эти слова были даны на специальных занятиях, уже на вось мой день самостоятельно употребляли их по отношению к объектам, не фигурировавшим на этих занятиях. В условиях непосредственного общения часто бывает невозможно обеспечить необходимое для усвоения того или иного слова количество повторений, поскольку, на- пример, эти повторения не всегда могут следовать одно за другим. Кроме того, даже тогда, когда та или иная выполняемая детьми деятельность повторяется часто, может не создаваться необходимых условий для овладе- 151 |