Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 10

 

 

етво   детей   здесь   допустили   ошибку)   и   обращает   внимание

учащихся   на   два   отрывка   из   работ   Тамары   и   Толи.   Учитель

изображает ситуацию, раскрывая значение в данном контексте

слова  вдруг,  подчеркнутого красным мелком; путем сопостав-

ления двух этих отрывков показывает, что слово  вдруг  связы-

вает части рассказа.

Наконец,   учащиеся   получают   работы,   рассматривают   их.

Учитель подходит к  каждому,  объясняет  его  ошибки,   подчер-

кивает, что хорошего было в работе.

На дом дается задание придумать предложения со словами

притворилась,   спустилась,   приблизилась,   приоткрыла,   вдруг,

морда, лицо.

Через   день   на   уроке   развития   письменной   речи   учитель

спрашивает, какое было задание. Затем просит некоторых уча-

щихся прочитать свои предложения, вызывает ученицу С., ко-

торая записывает на доске: Кошка притворилась спящей. Поч-

тальон спускается по лестнице. Лодка приближается к дому.

Путем   анализа,   с   помощью   вопросов   исправляются   грам-

матические ошибки. После такой коллективной работы учитель

предлагает детям заново переписать свои сочинения с учетом

того, что объяснялось в классе: описать природу (у многих

это было слабым местом), употребить новые слова, связать час-

ти рассказа при помощи слова вдруг.

Учащиеся начинают работу. Учитель подходит к каждому и

помогает. Например, он обращает внимание Тамары на то, что

в ее работе часто встречается слово  очень,  опять неверно упот-

ребляется местоимение  тебе,  повторяются некоторые предложе-

ния, не заменяется местоимением существительное  лиса.  Если

ребенок не может верно построить предложение, разбор произ-

водится возле доски.

Проверив   эти   сочинения,   учитель   поставил   оценку   детям

сразу  за  две  работы:  за  первую и  за  вторую,   написанную  по

следам  анализа  первой, подчеркивая тем самым  важность ра-

боты над ошибками.

Что   определило   успех   в   работе?   Прежде   всего   ее   целена-

правленность.   Учитель   поставил   перед   собой   цель:   научить

детей верно строить рассказ: этому было подчинено даже объ-

яснение слова  вдруг.  Обучение проходило с опорой на детские

сочинения, новое слово  вдруг  также пришло из детской рабо-

ты. Случаи сопоставления с неправильными записями на доске

на данном уроке не допускались.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль письменной речи в развитии детей с недостатками слу-

ха   огромна:   «Письменная   речь   есть   не   только   навык,   а   есть

источник развития... ее, наряду с устной, необходимо культи-

112

вировать, так как письменная речь особенно способствует раз-

витию словесно-логического мышления» '.

Формируя у детей с недостатками слуха навыки пользова-

ния письменной речью, мы тем самым предоставляем им боль-

щую   речевую   практику,   воспитываем   внимание,   волю,   само-

стоятельность. В теснейшей связи с формированием письмен-

ной  речи   находится   развитие   устной   речи.   Если  учитываются

особенности   развития   речи  и  словесного   общения   учащихся   с

недостатками слуха, если работа ведется систематически и це-

ленаправленно, то достигается более высокий уровень и в об-

щем речевом развитии учащихся.

В данной работе мы поставили перед собой цель показать

учителю школы слабослышащих огромные возможности в обу-

чении детей с недостатками слуха письменной речи, раскрыть

методические пути реализации этих возможностей.

В   наши   задачи   входило   рассмотрение   методов   обучения

письменной речи, опирающейся на конкретный сюжет; мы со-

знательно акцентировали внимание не на обучении грамматиче-

ским   формам,   а   на   процессе   обучения   слабослышащих   детей

логическому   выражению   мысли   в   письменном   виде,   полноте

изложения, планированию.

'Морозова   Н.   Г.   О   самостоятельной   письменной   речи   глухонемых

школьников. — «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 49. Вып. 3.

М., 1947.

К     Яяяол Я83

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ

ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПО КАРТИННОМУ ПЛАНУ

2

Случай в лесу.

(2). Белка быстро прыгнула на другое дерево, а кепка по-

висла высоко на ветке сосны. Корзинка опрокинулась, и грибы

рассыпались. Коля не мог достать кепку. Он стоял и плакал.

(3). Из леса домой возвращались дети. Они услышали, что

Коля плачет, и подошли к нему. Старший мальчик-пионер Вася

полез на сосну и достал кепку. Нина собрала грибы в корзинку.

А   Зина   сказала   Коле:   «Больше   так   не   делай,   нельзя   пугать

белочку».

(1). Однажды летом Коля пошел в лес собирать грибы. Он

набрал   полную   корзинку   грибов.   Вдруг   мальчик   увидел   на

сосне пушистую рыжую белочку. Он подошел к дереву и бросил

в белку фуражку.

Серая Шейка.

(3).   Но   вот   настала   зима.   Земля   покрылась   белоснежным

ковром. Река замерзла, и Серая Шейка со страхом думала, что

она не сможет плавать, когда замерзнет вся река. А тут при -

шла новая беда. Лиса заметила уточку и стала подкрадываться

к ней. Вот-вот хитрая лиса схватит Серую Шейку. Но в это вре-

мя в лису прицелился охотник-старичок. Раздался выстрел, но

лиса убежала.

(1). Наступила осень. Холодно стало на реке. Утки собрались

лететь на юг. Только Серая Шейка не могла лететь со всеми.

У нее болело крылышко. Она с грустью прощалась с улетаю-

щими   утками.   Страшно   было   оставаться   Серой  Шейке   одной,

впереди долгая и холодная зима.

(4).   Охотник-старичок   подошел   к   Серой   Шейке   и   ласково

'сказал:   «Бедная   уточка!   Ведь   ты   совсем   замерзнешь.   Тебе

нельзя оставаться здесь. Скоро покроется льдом вся река. Лиса

опять прибежит сюда и съест тебя. Возьму-ка я тебя домой».

1

Чтобы предоставить учителю возможность выбора   текста   в зависи

мости от уровня речевого развития воспитанников, материал, представлен

ный в Приложении, не распределяется по годам обучения.

2

Цифры в скобках указывают на порядок частей в тексте-образце.

114

Старик   нагнулся,   взял   Серую   Шейку   и   положил   ее   к   себе   за

пазуху.

(2).   Однажды   Серая   Шейка   забралась   в   лес.   Осенью   лес

становится красивым, золотым, только елочки остаются зелеными.

Серая Шейка впервые была в лесу, и ей здесь понравилось. Вдруг

из-за   куста   выскочил   заяц   и   перепугал   уточку.   Серая   Шейка

заспешила к реке.

Гроза в лесу,

(2). Вдруг в лесу стало темно. Тяжелая черная туча  навис ла

над   лесом.   Птицы   с   криком   кружились   над   деревьями.   Ребята

выбежали   на   поляну.   Они   увидели   большой   стог   сена.   И  все

бросились к нему.

(1). Был жаркий летний день. Ребята решили пойти в лес  за

ягодами и грибами. В лесу было хорошо: прохладно и тихо. Лена и

Таня   уже   набрали   полные   корзинки   грибов.   Маленький  Алеша

остановился   у   муравейника,   он   с   любопытством   рассматривал

муравьев. Коля и Вова продолжали собирать ягоды.

(4). Наконец ливень стал утихать, небо прояснилось. И вот над

лесом блеснул солнечный луч. Неожиданно небо озарила  радуга.

Она   переливалась   на   солнце   всеми   цветами.   Ребята  долго

смотрели   на   эту   разноцветную   радугу.   Но   надо   было   идти.

Родители   беспокоятся.   Дети   взяли   свои   корзинки   и   отправились

домой.

(3).   Ослепительно   сверкнула   молния.   Послышался   гром.   На-

чался ливень. Но ребятам он был уже не страшен, они спря тались

в теплом пахучем сене.

Лягушка-путешественница. 

(Сказка.)

(4). Утки летели низко над землей. Лягушка хотела, чтобы  все

видели   ее.   Пролетая   над   деревней,   лягушка-путешественница

прислушивалась,   что   говорят   о   ней   люди.   Дети   увидели   уток,

которые   несли   лягушку.   Ребята   стали   размахивать   руками   и

кричать.

(1)   Наступила   осень.   Мелкий   холодный   дождь   моросит   на

болоте. Только у зеленой лягушки хорошее настроение, потому что

лягушки любят дождь. Лягушка увидела стаю уток, которые сели

на болото.

(6).   Но   лягушка   упала   не   на   твердую   дорогу,   а   в   грязный

пруд. Местные лягушки испугались и попрятались в воду. Потом

они выплыли, и лягушка-путешественница стала рассказывать, как

она   путешествовала.   Лягушки   слушали   путешественницу   и

восхищались ее хитростью и умом.

(2).   Она   подплыла   к   уткам   и   стала   с   ними   говорить.   Она

узнала, что они летят на юг, где всегда тепло, много корма.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лягушка попросила уток, чтобы они взяли ее с собой. Утка

 

очень удивились: ведь лягушка не умеет летать. Но лягушка

 

придумала, что надо делать.

(5).   Лягушка   была   счастлива,   что   все   обращают   на   нее

внимание. Она слышала крики людей. Позабыв об осторожно-

сти,   лягушка   крикнула:   «Это   я!   Это   я   придумала!»   С   этим

криком она выпустила прутик и сорвалась с прутика вниз. Одна

из уток хотела подхватить бедную лягушку, но промахнулась.

(3). Лягушка нашла прутик и сказала двум уткам, чтобы

они взяли концы этого прутика в свои клювы, а она ртом при-

цепится   за   его   середину.   Добрые   утки   согласились.   Лягушка

предупредила их, чтобы они не крякали и не выпустили пру-

тик. И вот утки взлетели с лягушкой и полетели на юг.

Помощники.

(2). Она быстро набрала себе воды, отнесла ведро домой

и позвала свою подругу Нину. Вместе с Ниной они подошли

к   старушке,   взяли   у   нее   по  одному  ведру  с   водой   и  помогли

старушке дойти домой.

(4).   А   весной  пионеры   вскопали  старушке   огород,   где   она

посадила овощи. Миша и Коля прибили к дереву скворечник.

Старушка благодарила пионеров за помощь.

(1).   Наступила   зима.   На   земле   много   снега.   Старушка   с

коромыслом медленно пробиралась к колодцу. Навстречу ста-

рушке   к   колодцу   подошла   Валя.   Она   видела,   как   старушке

трудно идти. И Валя решила помочь старушке.

(3). С этого дня девочки вместе со всем пионерским звеном

стали помогать старушке. Ребята приносили из колодца воду,

очищали двор от снега, кололи дрова, топили печь.

Синичка.

(2). Витя взял синичку и отнес ее в детский сад. Все дети

обрадовались, когда увидели живую птичку. А воспитательница

взяла у Вити синичку и посадила ее в клетку.

(4).  Ребята полюбили синичку,  и никто не  обижал ее. А

когда пришла весна, пригрело солнышко и деревья покрылись

молодой зеленью, дети вынесли клетку во двор. Они открыли

клетку и выпустили синичку на свободу. Крылышко у нее уже

зажило, и синичка радостно полетела.

(3). Ребята поставили клетку с синичкой на стол. Они на-

лили ей воду в блюдце и насыпали корм. Все дети с интересом

рассматривали синичку.

(1).  Однажды  зимой  Витя   и  Сережа   увидели  на  снегу си-

ничку. Витя нагнулся к ней, птичка жалобно пискнула. Синич-

ка не могла лететь, у нее было перебито крылышко.

Юные патриоты.

(2).   Мальчики   договорились,   что   Сережа   останется   в   лесу  

и

  будет

незаметно   следить   за   незнакомцем,   а   Павлик   быстро   побежит   на   заставу   и

предупредит пограничников.

Павлик побежал на пограничную заставу.

(1). Это произошло у пограничной заставы.

Ранним утром Павлик и Сережа собирали в лесу грибы и

орехи.

Вдруг   они   увидели   осторожно   крадущегося   человека.   Дети

остановились и притихли. Человек был им незнаком.

(4). А через несколько дней командир заставы вызвал Павлика и Сережу к

себе.   Он   вручил   мальчикам   грамоту   и   поблагодарил   их   за   то,   что   они

помогли пограничникам задержать

врага.

(3).   Когда   Павлик   сообщил   на   заставе   о   шпионе,   командир  заставы

приказал   двум   пограничникам   с   собакой   идти   за   мальчиком.   Они   быстро

пошли. Увидев шпиона, собака рванулась вперед. Она бросилась на шпиона и

повалила его ка землю.

Пограничники привели незнакомца на заставу.

Приключение в лесу.

(4).   Неожиданно   сверху   раздался   радостный   Сашин   крик.   Отец   поднял

голову и увидел сына на ветке дерева. Мальчик  слез с дерева и бросился к

отцу. Они поехали домой.

(1).   Избушка   лесника   была   в   лесу.   В   избушке   жил   мальчик  со   своим

отцом.   Мальчика   звали   Сашей.   Однажды   зимой   Саша  попросил   у   отца

разрешения   пойти   на   охоту.   Отец   разрешил.  Саша   взял   ружье,   оделся

потеплее и на лыжах пошел в лес.

(3). Отец долго ждал сына и начал беспокоиться. Лесник отправился в лес

и   стал   искать   Сашу.   Он   шел   по   следу   сына.  И   вдруг  он  увидел   у  дерева

лыжи,   ружье   и   шапку   Саши.   Отец  очень   испугался,   потому   что   заметил

много волчьих следов.

(2). Мальчик далеко отошел от дома. Солнце село, и стало быстро темнеть.

Вдруг   Саша   услышал   близко   вой   волков.   Он  испугался,   бросил   лыжи   и

ружье,   а   сам   залез   на   дерево.   Волки   окружили   дерево   и   хотели   схватить

мальчика.   Саша   бросил  в   них   шапку,   но   волки   не   испугались.   Они   были

голодные и злые.

Ледоход.

(3).   Ребята   и  взрослые,   счастливые   и  довольные,   пошли   докой.   Впереди

шел дедушка Егор, а за ним ребятишки с собакой 

и

 Дядя Вася.

(1).   Весной   солнышко   пригрело   землю.   Лед   начал   ломаться.  На   берегу

широкой реки собрались ребятишки. Они с интересом

11Т

116

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

смотрели  

на   реку,   на   плывущие  льды.   Миша   с  дедушкой  Егором тоже

пришли посмотреть ледоход.

Вдруг на одной из льдин Миша заметил собаку. Она металась по льдине,

жалобно скулила и лаяла. Ребята стали звать собаку.

(2). У дяди Васи был багор. Он бросился к собаке на по мощь. Дядя Вася

зацепил   багром   льдину   и   потащил   ее   к   берегу.  Ребята   радостно   встретили
собаку.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ

ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ

1.

Санитар Витя проверил руки у детей. Миша открыл фор

точку. Лида вытерла доску. В класс вошел учитель. Начался

урок.

Деформированный текст. Начался урок. Лида вытерла доску. В класс

вошел   учитель.   Санитар   Витя   проверил   руки   у   детей.   Миша   открыл

форточку.

2.

Вова вошел в класс. Он подошел к парте и сел. Мальчик

достал книгу и стал читать.

Деформированный текст. Он подошел к парте и сел. Вова вошел в класс.

Мальчик достал книгу и стал читать.

3.

Учительница  вошла  в  класс.  Она  открыла  форточку.

Потом учительница села за стол.

Деформированный текст. Потом учительница села за стол. Учительница

вошла в класс. Она открыла форточку.

4.

Юля рисовала на доске дом. Девочка положила мел на

стол. Потом Юля села на свое место.

Деформированный   текст.   Потом   Юля   села   на   свое   место.  Девочка

положила мел на стол. Юля рисовала на доске дом.

5.

Миша подошел к шкафу. Он открыл шкаф. Мальчик до

стал из шкафа книгу.

Деформированный текст. Мальчик достал из шкафа книгу. Он открыл

шкаф. Миша подошел к шкафу.

6.

Таня пишет на доске. Потом она моет руки. Девочка по

дошла к парте, достала конфету. Таня ест конфету.

Деформированный текст. Девочка подошла к парте, до стала конфету.

Таня пишет на доске. Таня ест конфету. Потом она моет руки.

7.

Саша подошел к парте и сел. Он надел наушники. Маль

чик внимательно слушает учителя.

Деформированный текст. Он надел наушники. Саша подошел к парте и

сел. Мальчик внимательно слушает учителя.

8.

Юра сидел на стуле и  читал книгу. Вася постучал в

дверь.  Юра  услышал  стук  и  открыл  дверь.  Вася  вошел  в

класс,

118

Деформированный   текст.   Юра   услышал   стук   и открыл 

ве

рь. Юра сидел на стуле и 

читал книгу. Вася вошел к класс. постучал в дверь.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ

ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПО ИНСЦЕНИРОВКАМ 

1. Саша   и   Коля   гуляли   в   лесу.   Ежик   сидел   под   елкой.   Са

ша   заметил   ежика.   Он   взял   ежика   и   понес   его   домой.   Саша
ухаживал за ежиком, кормил и поил его.

Деформированный текст. Саша заметил ежика. Саша ухаживал за ежиком, кормил и

поил   его.   Саша   и   Коля   гуляли   в  лесу.   Он   взял   ежика   и   понес   его   домой.   Ежик
сидел под елкой.

2. Мама   ушла   на   работу.   Вася   подметает   пол.   Зина   поли

вает   цветы.   Нина   моет   посуду.   Мама   пришла   с   работы.   Маме
приятно, что дети помогли ей.

Деформированный   текст.   Нина   моет   посуду.   Мама   ушла   на   работу.   Вася

подметает пол. Маме приятно, что дети помогли ей. Зина поливает цветы. Мама пришла
с работы.

3. Петя   заболел   и   остался   дома.   После   уроков   Серелса   при

шел   к   нему   домой.   Сережа   принес   Пете   книгу.   В   книге   веселые
рассказы, много картинок. Ребята читали и громко смеялись.

Деформированный текст. Сережа принес Пете книгу. Петя заболел и остался дома. В

книге веселые рассказы, много картинок. После уроков Сережа пришел к нему домой.
Ребята читали и громко смеялись.

4. У   Юры   болит   сердце.   Мама   положила   мальчика   в   пос

тель.   Пришел   врач   и   выписал   лекарство.   Юре   грустно.   Скучно
лежать   одному.   Но   вот   послышались   голоса.   Мальчик   радост
но улыбается. Это идут товарищи.

Деформированный текст. Юре грустно. Скучно лежать одному. у Юры болит сердце.

Мама   положила   мальчика   в   постель. Но  вот  послышались  голоса.  Мальчик  радостно
улыбается. Это идут товарищи. Пришел врач и выписал лекарство.

5. Сегодня   Коля   Иванов   дежурный.   Он   принес   в   класс   жур

нал   и   тетради.   Коля   кладет   тетради   на   парту.   Наташа   Воронова
тоже   дежурная.   Она   поливает   цветы.   Потом   вытирает   тряпкой
Доску.   Кладет   мел.   К   урокам   все   готово.   Входит   учитель,   на
чинается первый урок.

Деформированный текст. Наташа Воронова тоже дежурная. Она поливает цветы.

Потом вытирает тряпкой доску.

1

 

В   приведенных   текстах   имеется   несколько   правильных   вариантов

по-

;ле

Довательности,   приведен   же   один   примерный   вариант.   Это   даст   возмож-ость

учителю   работать   над   вариативностью   детских   работ,   конкретно   по-азать   детям
различные возможности выражения мысли и последовательней изложения.

119

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кладет мел. Коля кладет тетради на парту. К урокам все готово

Входит учитель, начинается первый урок. Сегодня Коля Иванов

дежурный. Он принес в класс журнал и тетради.

6. За грибами.

Однажды летом дети пошли в лес за грибами. Долго они

собирали  грибы. Набрали  полные  корзинки.  Вышли  дети  на

поляну. Сели на травку и стали считать грибы. Вдруг они ус-

лышали   вой   волков.   Дети   вскочили,   бросили   свои   грибы   и

убежали домой.

Деформированный текст. Вышли дети на поляну. Сели на

травку и стали считать грибы. Долго они собирали грибы. На-

брали полные корзинки. Дети вскочили, бросили свои грибы

и убежали домой. Однажды летом дети пошли в лес за гриба-

ми. Вдруг они услышали вой волков.

7. Пионер спас поезд.

Идет Володя Соколов из школы мимо железной дороги.

Вдруг видит, что рельс сломан. А скоро должен пройти поезд.

Вот уже слышны гудки, поезд близко. Володя снял пионерский

галстук и стал махать. Машинист увидел его и остановил поезд.

Выбежали   люди   из  вагонов  и   благодарят  Володю.   Молодец,

Володя!

Деформированный текст. Вдруг видит, что рельс сломан.

А скоро должен пройти поезд. Вот уже слышны гудки, поезд

близко. Выбежали люди из вагонов и благодарят Володю. Мо-

лодец, Володя! Идет Володя Соколов из школы мимо железной

дороги. Машинист увидел его и остановил поезд. Володя снял

пионерский галстук и стал махать.

8. Храбрец.

Дети шли в школу. Вдруг из ворот выскочила собака. Она с

лаем  кинулась   на  детей.  Дети  закричали   и  побежали.   Один

Антоша остался на месте. Он погрозил собаке пальцем. Собака

замолчала и подбежала к Антоше. Антоша погладил собаку и

пошел к школе. Собака тихо пошла за ним.

Деформированный текст. Собака замолчала и подбежала

к Антоше. Дети шли в школу. Дети закричали и побежали. Он

погрозил собаке пальцем. Собака тихо пошла за ним. Один Ан-

тоша остался на месте. Вдруг из ворот выскочила собака. Ан-

тоша погладил собаку и пошел к школе. Она с лаем кинулась

на детей.

9. Услужливый мальчик.

Пионер Саша сидел на скамье и читал книгу. Мимо шла 

ста

рушка и

несла ведро с водой. Саша увидел, что старушке тяжело. Он вскочил,

подбежал к бабушке и взял ведро. Мальчик помог старушке донести

ведро. Он поступил хорошо.

Деформированный   текст.   Он   поступил   хорошо.   Пионер  Саша

сидел на скамье и читал книгу. Саша увидел, что старушке тяжело.

Мимо шла старушка и несла ведро с водой. Он  вскочил, подбежал к

бабушке и взял ведро. Мальчик помог старушке донести ведро.

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ 

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПО 
СЛОВЕСНОМУ ПЛАНУ

Пионер помог пограничникам.

Это случилось недалеко от границы.

Пионер Коля Васильев собирал в лесу грибы. Вдруг он  увидел

незнакомого человека.

Незнакомец   подошел   к   Коле   и   угостил   его   конфетой.   Потом  он

спросил, как пройти в город. Пионер догадался, что это
шпион.

Коля показал врагу дорогу, которая вела на пограничную заставу.

Там   были   пограничники.   Шпион   пришел   к   заставе.  Здесь   его

арестовали.

Деформированный текст. Коля показал врагу дорогу, которая вела

на пограничную заставу. Там были пограничники. Шпион пришел к

заставе. Здесь его арестовали.

Это случилось недалеко от границы.

Незнакомец   подошел   к   Коле   и   угостил   его   конфетой.   Потом  он

спросил, как пройти в город. Пионер догадался, что это

шпион.

Пионер   Коля   Васильев   собирал   в   лесу   грибы.   Вдруг   он   увидел

незнакомого человека.

План

1

.

1. Где это было?

2. Кого Коля встретил в лесу?

3. О чем догадался Коля?

4. Как Коля помог пограничникам?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

120

1

 Мы предлагаем планы в двух вариантах: в форме вопросительных и в 

Форме повествовательных предложений.

121

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

План.

1. Недалеко от границы.

2. Встреча в лесу.

3. Это шпион.
4. Помощь пограничникам.

Ласточки и кот.

Ласточки на крутом берегу реки сделали гнезда.
Однажды   гнезда   увидел   кот.   Он   захотел   из   гнезд   птенчиков

достать и пополз к гнездам.

Ласточки   подлетели   к   коту   и   стали   его   клевать.   Хотел   кот

схватить ласточку, но промахнулся.

Упал кот в воду, мокрый вылез на берег.
Деформированный   текст.   Упал   кот   в   воду,   мокрый   вылез  на

берег.

Ласточки на крутом берегу реки сделали гнезда.
Ласточки   подлетели   к   коту   и   стали   его   клевать.   Хотел   кот

схватить ласточку, но промахнулся.

Однажды   гнезда   увидел   кот.   Он   захотел   из   гнезд   птенчиков

достать и пополз к гнездам.

План.

1. Где сделали ласточки гнезда?
2. Что хотел сделать кот?
3. Как ласточки боролись с котом?
4. Что стало с котом?

План.

1. Гнезда ласточек.

2. Кот на берегу реки.

3. Ласточки борются с котом.

4. Кот упал в воду.

Тимуровцы.

Отец маленькой Нины погиб на фронте. Мама стала работать

на заводе. Рано утром она  ушла на  работу. Осталась  Нина  одна
дома.

Об этом узнали школьники. Пришли они к Нине домой. Коля и 

Витя дров напилили, а Саша их расколол. Зина воды принесла, а 
потом с Ниной поиграла.

Вернулась после работы мама Нины и поблагодарила пионеров.
Деформированный текст. Вернулась после работы мама Нины

и поблагодарила пионеров.

122

Об этом узнали школьники. Пришли они к Нине домой.

Коля   и   Витя   дров   напилили,   а   Саша   их   расколол.   Зина   воды

принесла, а потом с Ниной поиграла.

Отец   маленькой   Нины   погиб   на   фронте.   Мама   стала   рабо-

тат

ь   на

заводе. Рано утром она ушла на работу. Осталась Нина одна дома.

Пла н.

1. Почему Нина осталась одна дома?

2. Как пионеры помогли маме Нины?

3. За что мама Нины поблагодарила пионеров?

Пла н.

1. Нина одна дома.

2. Пионеры помогают маме Нины.

3. Мама Нины благодарит пионеров.

Дождь в лесу.

Летом я пошел в лес за грибами. Я набрал их полную корзинку и

пошел домой.

Вдруг начался дождь. Я сел под большой дуб. Блеснула  молния.

Над головой затрещало, потом большая ветка ударила меня по голове.

Я упал.

Когда я очнулся, дождь перестал. Очень болела голова. Я нащупал

большую шишку.

Я нашел свою шапку и побежал домой.
Деформированный текст. Я нашел свою шапку и побежал домой.

Вдруг начался дождь. Я сел под большой дуб. Блеснула молния.

Над головой затрещало, потом большая ветка ударила меня по голове.

Я упал.

Летом я пошел в лес за грибами. Я набрал их полную корзинку и

пошел домой.

Когда я очнулся, дождь перестал. Очень болела голова. Я нащупал

большую шишку.

План.

1. Где я был однажды летом?

2. Что случилось со мной во время грозы?

3. Как я чувствовал себя после дождя?

4. Куда я побежал?

Пла н .

1. В лес за грибами.

2. Гроза.

3. После дождя.

4. Возвращение домой.

123

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Октябрята — дружные ребята.

Однажды весной октябрята из нашей школы пошли в парк

Там были посажены молодые деревья. Оля подошла к одному

деревцу и сильно его тряхнула. На землю посыпались май-

ские жуки.

Октябрята переходили от одного дерева к другому и тряс-

ли их.

Ребята  быстро  собирали  жуков  в  коробки.  Когда  коробки

наполнялись, их бросали в костер.

Три дня трудились ребята. Так октябрята спасли деревья

от вредных насекомых.

Деформированный текст. Октябрята переходили от одного

дерева к другому и трясли их.

Три дня трудились ребята. Так октябрята спасли деревья от

вредных насекомых.

Однажды весной октябрята из нашей школы пошли в парк.

Там были посажены молодые деревья. Оля подошла к одному

деревцу и сильно его тряхнула. На землю посыпались май-

ские жуки.

Ребята  быстро  собирали  жуков в коробки. Когда  коробки

наполнялись, их бросали в костер.

П ла н.

1. Куда пошли октябрята?

2. Что делали ребята в парке?

3. Как они уничтожали жуков?

4. Какое полезное дело сделали октябрята?

П ла н .

1. Октябрята работают в парке.

2. Очистка деревьев от жуков.

3. Жуков жгут в костре.

4. Деревья спасли!

Находка.

Дело было к вечеру. Герасим шел вдоль реки и глядел на

воду. Вдруг в тине он увидел щенка. Герасим подхватил его

одной рукой и пустился домой.

Дома он уложил щенка на кровать. Он сбегал в конюшню

за соломой, а потом в кухню за молоком.

Собачка была очень маленькая, ей было всего недели три.

Она не умела пить из чашечки, а только дрожала и щурилась.

Тогда Герасим пригнул ее мордочку к молоку, и собачка на-

чала пить с жадностью.

Герасим стоял и глядел на нее, словно мать на ребенка.

Всю ночь он ухаживал за щенком. Рано утром он заснул на

кровати, где лежала собачка.

Деформированный текст. Герасим   стоял и глядел на  нее,

124

ляовно мать на ребенка. Всю ночь он ухаживал за щенком,

рано утром он заснул на кровати, где лежала собачка.

Дело было к вечеру. Герасим шел вдоль реки и глядел на

воду- Вдруг в тине он увидел щенка. Герасим подхватил его

одной рукой и пустился домой.

Собачка была очень маленькая, ей было всего недели три.

Она не умела пить из чашечки, а только дрожала и щури-

лась. Тогда Герасим пригнул ее мордочку к молоку, и собачка

начала пить с жадностью.

Дома он уложил щенка на кровать. Он сбегал в конюшню

за соломой, а потом в кухню за молоком.

П ла н.

1. Кого нашел Герасим вечером у реки?

2. Куда принес Герасим щенка?

3. Как Герасим поил собачку?
4. Почему Герасим заснул рано утром?

П ла н .

1. Герасим находит щенка.
2. Герасим приносит солому и молоко для щенка.
3. Герасим кормит собачку.
4. Всю ночь Герасим ухаживает за щенком.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

Синичка.

Зимой к дому прилетела синичка. У окна стояли дети. Им

стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка вле-

тела   в   комнату.   Птичка   была   голодна.   Она   стала   клевать

хлебные крошки на столе.

Находка.

Однажды Коля и Витя гуляли в лесу. Там под деревом си-

дел щенок и жалобно пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля

принес щенку молока. Щенок поел и уснул.

Котенок и клубок.

Бабушка оставила на столе клубок ниток. Котенок прыгнул

на стол. Лапкой он скатил клубок на пол. Он стал играть клуб-

ком. Нитки запутались. Пришла бабушка и прогнала котенка.

Старушка.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла ста-

Рушка. Было очень скользко. Старушка упала. Мальчик помог

старушке встать.

125

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..