Главная Учебники - Разные Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10 11 ..
етво детей здесь допустили ошибку) и обращает внимание учащихся на два отрывка из работ Тамары и Толи. Учитель изображает ситуацию, раскрывая значение в данном контексте слова вдруг, подчеркнутого красным мелком; путем сопостав- ления двух этих отрывков показывает, что слово вдруг связы- вает части рассказа. Наконец, учащиеся получают работы, рассматривают их. Учитель подходит к каждому, объясняет его ошибки, подчер- кивает, что хорошего было в работе. На дом дается задание придумать предложения со словами притворилась, спустилась, приблизилась, приоткрыла, вдруг, морда, лицо. Через день на уроке развития письменной речи учитель спрашивает, какое было задание. Затем просит некоторых уча- щихся прочитать свои предложения, вызывает ученицу С., ко- торая записывает на доске: Кошка притворилась спящей. Поч- тальон спускается по лестнице. Лодка приближается к дому. Путем анализа, с помощью вопросов исправляются грам- матические ошибки. После такой коллективной работы учитель предлагает детям заново переписать свои сочинения с учетом того, что объяснялось в классе: описать природу (у многих это было слабым местом), употребить новые слова, связать час- ти рассказа при помощи слова вдруг. Учащиеся начинают работу. Учитель подходит к каждому и помогает. Например, он обращает внимание Тамары на то, что в ее работе часто встречается слово очень, опять неверно упот- ребляется местоимение тебе, повторяются некоторые предложе- ния, не заменяется местоимением существительное лиса. Если ребенок не может верно построить предложение, разбор произ- водится возле доски. Проверив эти сочинения, учитель поставил оценку детям сразу за две работы: за первую и за вторую, написанную по следам анализа первой, подчеркивая тем самым важность ра- боты над ошибками. Что определило успех в работе? Прежде всего ее целена- правленность. Учитель поставил перед собой цель: научить детей верно строить рассказ: этому было подчинено даже объ- яснение слова вдруг. Обучение проходило с опорой на детские сочинения, новое слово вдруг также пришло из детской рабо- ты. Случаи сопоставления с неправильными записями на доске на данном уроке не допускались. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Роль письменной речи в развитии детей с недостатками слу- ха огромна: «Письменная речь есть не только навык, а есть источник развития... ее, наряду с устной, необходимо культи- 112 вировать, так как письменная речь особенно способствует раз- витию словесно-логического мышления» '. Формируя у детей с недостатками слуха навыки пользова- ния письменной речью, мы тем самым предоставляем им боль- щую речевую практику, воспитываем внимание, волю, само- стоятельность. В теснейшей связи с формированием письмен- ной речи находится развитие устной речи. Если учитываются особенности развития речи и словесного общения учащихся с недостатками слуха, если работа ведется систематически и це- ленаправленно, то достигается более высокий уровень и в об- щем речевом развитии учащихся. В данной работе мы поставили перед собой цель показать учителю школы слабослышащих огромные возможности в обу- чении детей с недостатками слуха письменной речи, раскрыть методические пути реализации этих возможностей. В наши задачи входило рассмотрение методов обучения письменной речи, опирающейся на конкретный сюжет; мы со- знательно акцентировали внимание не на обучении грамматиче- ским формам, а на процессе обучения слабослышащих детей логическому выражению мысли в письменном виде, полноте изложения, планированию. 'Морозова Н. Г. О самостоятельной письменной речи глухонемых школьников. — «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 49. Вып. 3. М., 1947. К Яяяол Я83 |