Главная Учебники - Разные Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 7 8 9 10 ..
Маленькая хозяйка. Мама пошла на работу. Лида осталась в комнате, она сидит дома, Ли да стала думать. Она хотела помогать маме. Лида взяла венику. Она под метала пол. Лида смела пыль столов и стульев. В комнате чисто. Прищд а домой мама. Мама увидела, она понравилась. Мама звала Лиду. Мама ска- зала: «Лида маленькой хозяйкой». (Лида Ж.) Еще' раз обратим внимание на сходство методики изложе- ния на слух и по чтению с губ: выбор доступного для детей текста как по содержанию, так и в отношении его восприятия; акцентирование внимания учащихся на главном в рассказе; словарная работа; учет индивидуальных особенностей уча- щихся. Предлагаем еще некоторые методические пути обучения изложению по чтению с губ. На доске деформированный текст. Учащиеся читают каж- дое предложение, в то же время учитель проговаривает эти фразы, а дети сравнивают написанное с тем, что они прочли с губ. После этого учитель закрывает текст и читает тихим го- лосом весь рассказ или статью. Учащиеся считывают текст с губ, в случае затруднения их внимание снова привлекается к написанным фразам. На доске заготовлена лишь часть текста или наиболее труд- ные для чтения с губ фразы, слова. Работа проводится аналогично описанной, но, кроме зри- тельной опоры, учитель в случае затруднений включает и звуко- усиливающую установку. Использование иллюстраций и плана. Естественно, учитель обязан знать методику обучения уча- щихся чтению с губ: лицо его должно находиться в положении, наиболее удобном для чтения с губ, текст надо читать, не утри- руя артикуляции, но вначале несколько замедленно. Для вос- питания навыка чтения с губ необходимо систематически усложнять задания: текст читать с каждым разом все в более быстром темпе, рассаживать детей на разные места, чтобы они научились считывать с губ с различных позиций, к чтению текста привлекать самих учащихся и других учителей. ИЗЛОЖЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Рассмотрев специфику изложения как формы работы по раз- витию речи слабослышащих детей и методику его проведения, остановимся на важном в практике школ вопросе — о месте контрольных изложений в системе речевого развития. 98 Контрольное изложение совершенно исключает подготовку нему учащихся, поэтому изложение слабослышащего ребенка, лишенное необходимой подготовительной работы, представляет обой контрольный срез уровня его речевого развития на каком-либо этапе обучения; перед учителем ярко выступит картина того, как ребенок понимает отдельные слова, как воспринимает общий смысл контекста и в какой мере владеет навыком его передачи. Таким образом, контрольные работы в начальных классах школы слабослышащих не могут служить критерием успеваемости ребенка по формированию грамматического строя языка (в отличие от аналогичных работ 1 в массовой школе), а должны проводиться как этапные работы, которые помогут учителю реально смотреть на уровень общего развития каждого ребенка. Если же учитель хочет проконтролировать знания учащихся по циклу предметов русского языка, умение самостоятельно строить предложения и выражать свои мысли, то этому не мешает та подготовительная работа над лексикой и раскрытием общего содержания контекста, о которой мы говорили как о необходимом элементе обучения изложению, не лишающем ребенка самостоятельности, а, наоборот, являющемся обязательным условием творческой самостоятельной работы. СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ Речь слабослышащих развивается в условиях использования частично сохранившейся функции слухового анализатора. Это приводит к тому, что слабослышащий ребенок воспринимает и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, ведет к количественной недостаточности запаса слов и к весьма своеобразному применению этих слов. Суммируя данные о состоянии словаря слабослышащих детей, мы делаем следующие выводы. У большого числа детей наблюдается недостаточный запас слов. Не обладая достаточным запасом слов, они заменяют одни слова другими внутри определенных смысловых групп. В их словаре обнаруживаются также смешения слов на основе близкого (с точки зрения слухового восприятия плохо-слышащих детей) звучания. Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением, с тенденцией к сохранению общего рисунка слова на основе более сохранного произношения гласных звуков и правильного распределения Ударения в речи. |