Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 9

 

 

Маленькая хозяйка.

Мама пошла на работу. Лида осталась в комнате, она сидит дома, Ли

да стала думать. Она хотела помогать маме. Лида взяла венику. Она под

метала пол. Лида смела пыль столов и стульев. В комнате чисто. Прищд

а

домой мама. Мама увидела, она понравилась. Мама звала Лиду. Мама ска-

зала: «Лида маленькой хозяйкой».

(Лида Ж.)

Еще'  раз обратим внимание на сходство методики изложе-

ния на слух и по чтению с губ: выбор доступного для детей

текста как по содержанию, так и в отношении его восприятия;

акцентирование   внимания   учащихся   на   главном   в   рассказе;

словарная   работа;   учет   индивидуальных   особенностей   уча-

щихся.

Предлагаем   еще   некоторые   методические   пути   обучения

изложению по чтению с губ.

На доске деформированный текст. Учащиеся читают каж-

дое   предложение,   в   то   же   время   учитель   проговаривает   эти

фразы, а дети сравнивают написанное с тем, что они прочли с

губ. После  этого учитель закрывает текст и читает тихим го-

лосом весь рассказ или статью. Учащиеся считывают текст с

губ,   в  случае   затруднения   их  внимание   снова   привлекается   к

написанным фразам.

На доске заготовлена лишь часть текста или наиболее труд-

ные для чтения с губ фразы, слова.

Работа   проводится   аналогично   описанной,   но,   кроме   зри-

тельной опоры, учитель в случае затруднений включает и звуко-

усиливающую установку.

Использование иллюстраций и плана.

Естественно,  учитель обязан знать методику обучения уча-

щихся чтению с губ: лицо его должно находиться в положении,

наиболее удобном для чтения с губ, текст надо читать, не утри-

руя   артикуляции,   но   вначале   несколько   замедленно.   Для   вос-

питания   навыка   чтения   с   губ   необходимо   систематически

усложнять  задания:   текст читать  с   каждым   разом  все  в  более

быстром темпе, рассаживать детей на разные места, чтобы они

научились   считывать   с   губ   с   различных   позиций,   к   чтению

текста привлекать самих учащихся и других учителей.

ИЗЛОЖЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

УЧАЩИХСЯ

Рассмотрев специфику изложения как формы работы по раз-

витию речи слабослышащих детей и методику его проведения, 

остановимся на важном в практике школ вопросе — о месте 

контрольных изложений в системе речевого развития. 98

Контрольное изложение совершенно исключает подготовку нему

учащихся, поэтому изложение слабослышащего ребенка, лишенное

необходимой подготовительной работы, представляет обой

контрольный срез уровня его речевого развития на каком-либо этапе

обучения; перед учителем ярко выступит картина того, как

ребенок понимает отдельные слова, как воспринимает общий смысл

контекста и в какой мере владеет навыком его

передачи.

Таким   образом,   контрольные   работы   в   начальных   классах

школы слабослышащих не могут служить критерием успеваемости

ребенка по формированию грамматического строя языка  (в отличие

от аналогичных работ

1

 в массовой школе), а должны проводиться как

этапные   работы,   которые   помогут   учителю  реально   смотреть   на

уровень общего развития каждого ребенка.

Если же учитель хочет проконтролировать знания учащихся по

циклу   предметов   русского   языка,   умение   самостоятельно  строить

предложения   и   выражать   свои   мысли,   то   этому   не   мешает   та

подготовительная   работа   над   лексикой   и   раскрытием  общего

содержания контекста, о которой мы говорили как о  необходимом

элементе   обучения   изложению,   не   лишающем

 ребенка

самостоятельности,   а,   наоборот,   являющемся   обязательным

условием творческой самостоятельной работы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ДЛЯ 

ИЗЛОЖЕНИЯ

Речь   слабослышащих   развивается   в   условиях   использования

частично   сохранившейся   функции   слухового   анализатора.  Это

приводит   к   тому,   что   слабослышащий   ребенок   воспринимает   и

запоминает   слова   в   искаженном   виде.   Ограниченность  речевого

опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным

восприятием   речи   на   слух,   ведет   к   количественной

недостаточности запаса слов и к весьма своеобразному применению

этих слов.

Суммируя   данные   о   состоянии   словаря   слабослышащих  детей,

мы делаем следующие выводы.

У большого числа детей наблюдается недостаточный запас слов.

Не   обладая   достаточным   запасом   слов,   они   заменяют   одни

слова другими внутри определенных смысловых групп.

В их словаре обнаруживаются также смешения слов на основе

близкого   (с   точки   зрения   слухового   восприятия   плохо-слышащих

детей) звучания.

Слова,   которыми   пользуются   слабослышащие   дети,   нередко

характеризуются   искаженным   произношением,   с   тенденцией   к

сохранению   общего   рисунка   слова   на   основе   более   сохранного

произношения   гласных   звуков   и   правильного   распределения

Ударения в речи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ё связи с общим недоразвитием речи у слабослышащих детей

можно   наблюдать   неточность   и   недифференцированность  в

понимании   значения   слов,   что   обусловливает   неправильное  их

употребление.

Искаженное   произношение   и   недостаточность   словаря   сла-

бослышащих детей ведут иногда к таким явлениям, когда слово

они делят на несколько слов, неверно его понимая, например слово

новоселье.  Ребенок   объясняет   так   это   слово:  Бабушка   живет   в

новом селе. Или слово поднос: У девочки под нос мокрый. Бывают и

случаи   распада   словосочетаний,   например   словосочетания

румяный   пирожок.  Ребенок   так   объясняет   его   значение:  1)

Девочка   зимой   румяная   щеки.   2)   Мальчик   кушает  сладкий

пирожок.

Важно   отметить   и   следующее   явление:   контекст   для   сла-

бослышащего   ребенка   не   существует   как   единое   целое,   он   легко

распадается, т. е. наблюдается неустойчивость контекста, причем

сами дети об этом не догадываются.

Приведенные   особенности   словаря   слабослышащих   детей   с

глубоко   недоразвитой   речью   требуют   специальной   коррекции,

которая   обычно   носит   название   «словарная   работа».   Многие

учителя считают ее задачей объяснение значения новых слов.  В

действительности   ее   задачи   значительно   сложнее.   Прежде  всего,

учитель   должен   хорошо   знать   уровень   речевого   развития  своих

учащихся   и   систематически   контролировать   правильность

понимания   и   применения   даже   самых   употребительных   слов.  В

этом   случае   будет   создана   основа   для   полноценного   словарного

обогащения   и   в   конечном   итоге   подлинного   развития   речи

слабослышащего ребенка. Мы рекомендуем следующие приемы для

проверки понимания слов слабослышащими учащимися :

составление предложений с данным словом. Например, учитель

решил   проверить,   как   учащиеся   4-го   класса   понимают  слово

выходной, и предложил им придумать с этим словом предложения.

Ученица составила такие предложения:  Ребята  пошли в выходной

дверь. На двери написано выходной. После этого учитель объяснил

значение этого слова;

демонстрацию   предметов   или   картинок   с   их   изображением.

Учащимся   предлагается   найти   в   разбираемом   тексте   слова   к

демонстрируемым предметам;

можно предложить учащимся выполнить какое-либо действие,

о   котором   говорится   в   тексте,   и   тем   самым   узнать,   как   они

понимают значение глаголов и наречий;

понимание   ряда   слов   можно   выяснить   в   ходе   беседы,   путем

умело поставленных, логически связанных вопросов;

эффективным средством являются детские зарисовки к текстам.

Сознательно повторяясь, мы подчеркиваем, что нецелесооб-   " 

разно применять в работе со слабослышащими детьми обычный 

100

прием   учителей   массовых   школ,   которые   просят   самих   учащихся

назвать непонятные им слова.

Кроме   того,   мы   должны   привлечь   внимание   учителей   к   сле-

дующему моменту: особенно трудны для усвоения слабослышащими

детьми   прилагательные,   местоимения,   наречия.   Для   учащихся

массовых   школ   эти   слова   понятны   и   обычны,   и   поэтому   многие

учителя, работающие в школах для слабослышащих, по  аналогии   с

массовой   школой   очень   мало   внимания   уделяют  этим категориям

слов, тем самым затрудняя сознательное раскрытие содержания и в

значительной   мере   снижая   эффективность   развития   речи

слабослышащих детей.

Прежде   чем   перечислить   приемы   объяснения   новых   слов,  мы

подчеркиваем,   что   необходимым   условием   плодотворной  работы

учителя   в   этом   направлении   является   умение   раскрыть  значение

слова   в   связи   с   контекстом,   провести   анализ   всего  предложения.

Только   тогда   объяснение   будет   способствовать  сознательному

усвоению слова, обогащению словаря и в конечном итоге развитию

речи   слабослышащих.   Если   это   положение   нарушается,   то

объяснение искажается, становится неточным, формальным.

Для   учителя   важно   также   выделить   слова,   требующие   объ-

яснения   в   первую   очередь.   Критерием   здесь   снова   будет   связь  с

контекстом, значение слова для понимания контекста в целом.

Рассмотрим основные приемы объяснения новых слов.

1. Использование наглядности.

а) Показ предмета или его изображения на картинке. На

пример, в тексте «Котенок и клубок» ' таким образом можно

объяснить слова клубок ниток, нитки.

б) Показ отрывков из диафильмов, фильмов, где ярко изоб

ражены предметы, встречающиеся в тексте. Конечно, наиболее

эффективна эта работа, если диафильм создан по разбираемому

тексту.

в) Демонстрация действий, инсценировка. Например, в рас

сказе для изложения «Старушка» 

2

 таким образом хорошо объ

яснить слово скользко: Было очень скользко. Старушка упала.

Мальчик помог старушке встать.

г) Показ действия и раскрытие содержания слова с помо

щью макета или конструктивной (разборной) картины.

Используя   наглядные   средства   для   объяснения   слова,   нужно

раскрывать  его  значение  в  разных  контекстах,  иначе  в  дальнейшем

учащиеся могут употреблять это слово только в одном  значении, в

котором   впервые   узнали   его.   Например,  сигнал  они  понимают   как

телевизор, сеанс — как название фильма, экран — как журнал и т.

д.

1

См. приложение.

2

См. там  же.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

101

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Словесное описание предметов. Использовать этот прием

в начальных классах школы слабослышащих нужно с учетом

уровня речевого развития детей, когда нет возможности рас-

крыть значение слова с помощью наглядности. Так, в тексте

«Старушка» с помощью словесного описания можно объяснить

слово чужая (старушка), в тексте «Котята» ' слово рады (котя

та) и т. д.

3. В 4-м классе иногда можно раскрывать значения слов с

помощью синонимов и антонимов, а также морфологического

анализа слов. Например, в тексте «Новичок» словосочетание

весь класс можно объяснить как все ученики; объясняя слово

ласточкино (гнездо) (в тексте «Птенчик» 

2

), можно подчеркнуть

корень слова и объяснить, что это гнездо ласточки.

4. Эмоциональное, выразительное чтение текста всегда по

могает  слабослышащим   понять   значение слова в контексте.

Конечно, нельзя довольствоваться только этим приемом, выра

зительное чтение должно стать непременным спутником выше

перечисленных приемов. Например, эмоциональное чтение учи

теля с одновременным показом картинки дает возможность уча

щимся понять фразы Вдруг началась метель. Сильный ветер

крутил хлопья снега и бил в лицо.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В 

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ

Как   мы   уже   отмечали   ранее,   обучение   письменной   речи

детей с недостатками слуха условно можно разделить на два

этапа:

1. Знакомство с каждым новым видом письменного задания,

представляющее собой систему подготовленных письменных ра

бот. Их же целесообразно проводить в период, когда перед уча

щимися надо раскрыть новые грани какого-либо уже знакомого

вида письменной речи.

2. Обучение письменной речи на основе проведения само

стоятельных письменных работ.

В настоящей главе мы изложим принципы аналитического

обучения письменной речи на основе проведения самостоятель-

ной письменной работы. Остановимся на особенности восприятия

детей с неполноценным слухом окружающей действительности,

особенности,   которая   обусловливает   методику   проведения

работы над ошибками.

Наши учащиеся в большей мере, чем слышащие, находятся

во   власти   наглядного   восприятия,   так   как   более   отвлеченное,

обобщенное   восприятие   всегда   опирается   на   словесное   мыш-

ление, которое не может быть полноценным у детей с недостат-

ками слуха до тех пор, пока они не достигнут достаточно раз-

1

См.   приложение.

2

С м.  та м  же .

102

витой речи. Эта особенность восприятия детей с недостатками слуха

и объясняет нам некоторые своеобразные черты их письменной речи:

иногда   пропуски   главного   и   внимание   к   второстепенному,   часто

отсутствие   логической   связи   между   частями  работы,   дефекты

последовательности   изложения,   непропорциональность   частей

письменной работы, недостаточность обобщений.

Сурдопедагог,   учитывая   своеобразие   письменной   речи   наших

детей,   должен   учить   их   умению   соблюдать   соответствие  формы

содержанию,   точности   и   образности   речи,   четкому   и  яркому

описанию, т. е. решать задачи, стоящие и перед массовой школой.

Следует   предупредить,   что   успех   в   аналитическом  обучении   будет

достигнут   в   том   случае,   если   учитель   со   всей  серьезностью   и

глубиной,   на   основе   повседневного   изучения  уровня   речевого

развития своих воспитанников будет относиться к проведению этих

уроков. Ведь здесь должна быть огромная  предварительная   работа

со   стороны   учителя,   заключающаяся  в   том,   чтобы   отыскать   в

детских   сочинениях   крупицы   верного,  найти   типичные   недочеты,

дать   понять   детям,   в   чем   их   ошибки,   доказать   им   это.   Без   такой

предварительной работы пропадает смысл аналитического обучения.

Рассмотрим   основные   принципы   аналитического   обучения

письменной речи и проиллюстрируем их уроками.

1.   На   уроках,   которые   следуют   за   выполнением   письменных

заданий,   учитель   обязательно   должен   опираться   на   выполненные

накануне самостоятельные письменные работы, осуществляя живую,

непосредственную связь с ними.

Иногда учителя нарушают этот принцип; помня о том, что после

проведения самостоятельной письменной работы должен  следовать

анализ ошибок, и удрученные огромным количеством (в сравнении

с   нормой)   самых   различных   погрешностей   в

 работах

слабослышащих, они строят урок так, как будто учащиеся накануне

вовсе   не   выполняли   письменное   задание,   т.   е.  в   отрыве   от

написанных   детьми   работ.   В   лучшем   случае   учителя  вскользь

напоминают   детям   о   том,   что   они   писали,   и   начинают  заново

анализировать   картинку   или   материал   другого   вида   письменной

речи, который был основой для проведения работы. Бывают случаи,

когда вообще нет даже и речи о прошлом, а начинается подготовка

к новой работе, не связанной с выполненным прежде заданием.

Например,   в   4-м   классе   учащиеся   писали   сочинение   по   серии

картинок   «Зимние   развлечения   детей».   (Возле   школы   дети   зимой

сделали   снежную   горку,   попросили   дворника   полить   ее  водой,

катаются с горки на санях.) Урок анализа ошибок учитель начинает

с того, что напоминает о задании, которое выполнялось на прошлом

уроке,   затем   бегло   характеризует   работы   (Вася   написал   хорошо,

Петя  —  плохо и т.  п.),  причем  больше  подчеркивает,   что   дети   не

справились с заданием. После этого

103

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

учитель раздает картинки (на доске висят эти же картинки)

и начинает разбор первой:  «Смотрите внимательно на  первувд

картинку. Как будем начинать рассказ? (Молчание.) Когда это

было?» — «Зимой». — «Какой был день? Какое небо? (Молча-

ние.) А сейчас какое?» — «Голубое». — «А почему? Потому

что светит солнце, ребята. Какое же будет первое предложение?

Нужно   начать   так:   «В   один   зимний   солнечный   день   ребята

решили сделать снежную горку».

Тут же учитель анализирует ответы детей, исправляет ошиб-

ки. Таким же образом рассматриваются остальные картинки.

— А сейчас я вам раздам тетради, вы будете работать над

ошибками.

Как это понимать? Да просто дети будут снова переписы-

вать свои работы,  ранее  исправленные  учителем. Обучающего

эффекта от такого «анализа» не следует ожидать.

2. В школах для детей с недостатками слуха разбор ошибок

малоэффективен для обучения письменной речи, если он но-

сит сугубо устный характер.

Использование   письменного   изображения   объясняемого

следует   считать   абсолютно   обязательным.   Дети   должны   ви-

деть, что хочет разъяснить им учитель.

В   массовой   школе   разбор   недочетов   начинается   с   чтения

работ, в которых содержатся ошибки, и детям дается задание:

внимательно слушая, подметить, что неверно, что пропущено.

Для слабослышащих же, которые в результате слуховой недо-

статочности имеют отклонения в речевом развитии, выражен-

ные в различной степени, такой разбор неприемлем.

В 3-м классе учащиеся писали сочинение по картине  «Завтра у 

нас елка». (В центре картины елка, дети вместе с учи-

тельницей украшают елку, готовятся к празднику. Много са-

мых различных игрушек, лица у детей радостные.) Урок работы 

над ошибками учитель начинает так:

— Я расскажу, как вы написали сочинение. Прочитаю рас

сказ Лени, а потом Игоря.

Дети надевают наушники. Учитель читает работу ученика

и тут же обращается к классу:

— Откуда взялась елка? Елка большая, а не большой, а

Леня написал — большой. Можно так писать? (Типичный во

прос, когда учащиеся знают, что нужно отвечать «нет».)

Итак, учитель отклоняется от чтения рассказа, чтобы под-

черкнуть смысловую ошибку, и попутно привлекает внимание

к грамматической ошибке. Создается видимость, что все дела-

ется   верно,   но   посильно   ли   слабослышащим   учащимся

2-го отделения уловить содержание сочинения, если вопрос раз-

бивает   целостность   восприятия,   да   еще   уяснить   грамматиче-

скую ошибку?! Естественно, что дети пассивны, только иногда

они   повторяют   слова   учителя.   Но   вот   после   чтения   учитель

объявляет:

104

__

  Сейчас   мы   разберем   слова,   которые   вы   неверно   на

писали.

Вызывает ученика,

__

 Что это? — спрашивает учитель, показывая на рисунок,

где изображен флаг,

— Флаг.

— Какой он? Большой или маленький?

— Большой.

— А это, ребята, флажок. (Снова показывает рисунок.) Он

маленький.

Мальчик пишет на доске: флаг — флажок, флаги — флажки.

— Давайте,   ребята,   придумаем   предложения   с   этими

словами.

И   учащиеся   ожили:   они   стали   по-новому   воспринимать   ма-

териал,   который   только   что   учитель   устно,   мельком   объяснял,

задавать   вопросы   по   правописанию   слов,   которые   они   увидели

написанными на доске.

Учителю   школы   слабослышащих   следует   употребить   все

средства, чтобы дети наглядно представили себе то, о чем говорит

учитель: для этого нужно эффективно использовать доску, выписать

верные фразы из детских работ, применить цветные мелки, таблицы

и т. п.

Но и средства наглядности могут быть употреблены во вред.

На уроке работы над ошибками в 3-м классе учитель обращается

к детям:

— Ребята, теперь мы разберем предложения.

На   доске   написаны   верные   и   ошибочные   предложения   из

детских работ:

Мальчик    идет    лыжи   зима.   Мальчик идет зимой на лыжах.

Девочка катает на лыжа.

Девочка  катается на лыжах.

Девочка катит лыжи и т. д.

Учитель, указывая на фразы в левом столбике, спрашивает:

— Кто написал вот так? Так нельзя.

Затем   он   переключает   внимание   учащихся   на   предложения  из

правого столбика:

— Нужно писать вот так.

Как   будто   все   правильно:   есть   связь   с   детскими   работами,

используется   доска,   объяснение   наглядное,   все   фиксируется   на

доске. Но недопустимо именно то, что на доске и верное, и неверное.

Ведь   нашим   детям,   особенно   2—4-го   классов,   очень  

т

РУДно

отличить   правильное   написание   от   ошибочного,   у   них   нет

достаточной   речевой   практики,   мало   еще   знаний,   они  невольно

фиксируют в памяти как верную, так и неверную запись. Поэтому

перед учащимися младших классов должны  быть представлены на

доске   только  верные   записи.   В   дальнейшем,   в   средних  и  старших

классах,   очень   осторожно   можно

 использовать   прием

сопоставления верного и ошибочного.

105

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.   Большое   значение   для   аналитического   обучения   имеет

продуманное количество заданий, выполняемых учащимися

во время письменной работы, и время, когда затем будет про-

водиться урок исправления ошибок. Урок анализа необходимо

проводить   на   следующий   же   день   после   письменной   ра -

боты.

Иногда, к сожалению, приходится слышать на уроке работы

над ошибками следующее:

— Помните, ребята, мы писали...

Может ли слабослышащий ребенок 2-го отделения помнить

ту массу различных заданий, которые были на уроке, тем более

что прошло два дня, а бывает, и больше? Естественно, что дети

не только не помнят, но не могут даже осознать, что им дока-

зывает учитель. Поэтому весь анализ сводится к тому, что учи-

тель  заново  начинает   объяснять   материал   и  проводить  подго-

товленную письменную работу.

4. Очень важно, чтобы слабослышащие учащиеся были оп-

тимистически настроены к выполнению заданий. Учитель дол-

жен   помнить,   что   при   сугубо   отрицательной   оценке   их   труда

невозможно   обучить   учащихся   самостоятельной   письменной

речи, серьезному отношению к ней.

Как мы видели выше, слабослышащие учащиеся начальных

классов   допускают   огромное   количество   самых   различных

ошибок, и часто урок работы над ошибками учителя начинают

с   указания   именно   на   недостатки   детских   сочинений.   Естест-

венно, это отрицательно влияет на учащихся: ошибки не исче-

зают, а учитель все «ругает и ругает». Этот факт играет боль-

шую роль и в формировании личности слабослышащего ребен-

ка, притупляет интерес к письменной речи. В детских работах

нужно искать положительное, привлекать внимание к тем сто-

ронам, которые заслуживают одобрения, таким образом поощ-

ряя детей.

5.  Одним  из самых важных  условий,  которые  обеспечивают

успех в работе, является выбор определенной цели урока анали-

тического обучения. Отсутствие продуманной цели ведет к тому,

что   учитель   спешит   на   одном   уроке   решить   несколько   ;

проблем,   хочет   научить   детей   всему,   все   объяснить,   все   испра-

вить,   а  в  результате   — сетования:   «Учишь,  учишь,   и ничего  не

получается».

На уроке анализа ошибок в 3-м классе после сочинения по

картинке «Птичья столовая» (у кормушек, изготовленных деть-

ми,   самые   различные   птицы)   учитель   делает   вначале   общий

обзор работ, затем зачитывает лучшую. После этого раздаются

тетради, учащиеся знакомятся с оценками. Учитель привлекает

их внимание к картинке.

— Давайте посмотрим на картинку и вместе составим рас-

сказ. Как называется картинка?  Почему так называется? Кто

приносит птицам корм? И т. д.

106

Затем   идет  серия   вопросов  о птицах:   вспоминаются  различные

птицы,   их   окраска,   части   тела.   Тут   же   разбирается   построение

предложений в работах детей и их ответах.

Очередное задание:

— Кто может составить рассказ?

Трое   учащихся   пересказывают   фактически   уже   составленный

рассказ. Учитель переходит к следующему виду работы:

— Давайте придумаем предложения со словами кормушка,

голодные и т. д.

В  сущности,  на  этом  уроке  учитель  пытался  привлечь  внимание

учащихся и к содержанию картины в целом, и к отдель ным деталям,

и к верному построению фразы, и к последовательности в построении

рассказа.   Но   такая   распыленность,   многоплановость,   отсутствие

четкой цели не способствуют решению ни одной из этих задач.

На   отдельно   взятом   уроке   можно   остановиться   на   одной   из

следующих   задач   —   установление   причинных   связей,   структура

рассказа,   умение   делать   вывод,   обучение   детей   внимательно

рассматривать   картинку.   Вполне   возможно   посвятить   целый   урок

развитию   воображения,   полноте   изложения   и   т.   д.   Каж дая   из

приведенных   задач   требует   неоднократного   повторения,   чтобы

слабослышащие школьники повысили качество своих сочинений.

6.   При   аналитическом   обучении   письменной   речи   следует

использовать  межпредметные  связи:   привлечение  знаний  уча щихся,

полученных   на   таких   уроках,   как   развитие   речи,   фор мирование

грамматического   строя   языка,   чтение,   предметный  урок.   Это

позволяет учителю более глубоко и разносторонне  вести работу по

обучению   письменной   речи.   Так,   фразы   из   детских   сочинений

могут   служить   примерами   на   уроках   развития   устной   речи;   их   же

можно   использовать   для   грамматического   разбора   на   уроках

формирования   грамматического   строя

 речи.   Кроме   того,

эффективным   средством   аналитического   обучения   письменной   речи

является связь с уроками рисования, труда.

В 4-м классе учащиеся писали сочинение по сюжетной кар тинке

«Аи, упаду». (На картинке двор, деревянный дом, мальчик, который

недавно пришел из школы — портфель валяется  на земле,  мальчик

испугался  

КОЗЬУ

  и   влез   на   лестницу,   стоя-Щую   У   дома,   выше

мальчика испуганная кошка, на крыше голуби.)

Проверяя детские сочинения, учитель убедился, что учащиеся не

поняли   причины   изображенного   события,   не   подметили   основного,

поэтому   целью   урока   работы   над   ошибками   было  Раскрытие   перед

учащимися   содержания   картины,   установление   причинных   связей.

Работа   проводилась   следующим   образом.   На   уроке   рисования,

который   по   расписанию   предшествовал   уроку   развития

письменной речи, учащимся было дано

107

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

задание вспомнить, какое сочинение они писали накануне, д

0

какой картинке, и нарисовать по памяти то, о чем они писали

и что видели на картинке.

На уроке развития письменной речи учитель продолжил ра-

боту. На доске снова картинка «Аи, упаду». Начинается срав-

нение   детских   рисунков   с   этой   картинкой,   причем   внимание

учащихся обращается на такие детали, которые помогут им по-

нять содержание картинки.

Вася хорошо нарисовал, но он забыл нарисовать порт

фель. А почему портфель валяется?

Он испугался, бросил.

И Сережа хорошо нарисовал,   но   посмотрите  на  лицо

мальчика на картинке и на рисунке,

Он плачет,— отвечают дети.

Таким образом, учитель разобрал ситуацию наглядно и ин-

тересно для детей.

— А теперь, ребята, поговорим о ваших рассказах. У мно

гих письменные работы написаны хорошо.

Учитель открывает доску, на которой заготовлен примерный

текст сочинения (фразы удачно были взяты из детских работ),

читает работы учащихся и сравнивает их с образцом и детски-

ми   рисунками.   Безусловно,   сочинения   и   рисунки   большей

частью   не   совпадали   полностью   по   степени   отражения   ситуа-

ции;   на   рисунках   ситуация   была   отражена   гораздо   полнее   и

точнее, так как для этого детям нужны были совершенно другие

средства.   Но   учитель   прибегнул   к   рисункам   для   наглядного

анализа   содержания   картинки:   в   одних   случаях   сравнение

письменных работ с рисунками помогло объяснить ребенку, что

он многое пропустил в работе, в других случаях рисунки дали

возможность раскрыть причинно-следственные связи.

7.   Одним   из   эффективных   средств   при   аналитическом   об-

учении детей с недостатками слуха письменной речи является

умелое   использование   образца,   заготовленного   на   доске:   его

надо сравнить с работой, имеющей недостатки. Такое сопостав-

ление поможет наглядно раскрыть те требования к письменным

работам, которых необходимо придерживаться. Образец целесо-

образно   применять   в   работе   над   структурой   сочинения,   над

полнотой изложения, последовательностью высказывания, обо-

гащением словаря, яркостью речи и т. д.

В то же время использовать образец и детскую работу для

исправления грамматических ошибок в начальных классах мы

считаем нецелесообразным.

8. Работу над ошибками нельзя ограничивать одним уро-

ком. Ей можно посвятить и два-три урока, если это вызывается

необходимостью.

Например, после того как учащиеся 4-го класса побывали

на   экскурсии   в   историческом   музее,   на   уроке   развития   пись-

менной речи им было дано задание написать сочинение на эту

108

ему- При анализе ошибок учитель обратил внимание на отсутс-

твие у учащихся навыка последовательно и логично строить со-'

мнение.  Многие  начали работу прямо с  описания  экспонатов.

Учитель,   используя   образец,   организовал   беседу,   в   результате

которой учащиеся пришли к выводу, что в каждом сочинении

должно быть вступление, вводная часть. Устно было составлено

такое вступление, а задание написать его учащиеся получили

на   Д°

м

-   На   следующих   двух   уроках   был   проведен   анализ

остальных частей сочинения, и, наконец, дети вновь написали

всю работу.

9. На уроках работы над ошибками обязательна словарная

работа: нужно знакомить учащихся с новыми словами (можно

включать их в образцы письменных работ), уточнять значение

употребленных детьми слов, проверять, как учащиеся понима

ют смысл слова в разных контекстах. Неплохо давать на дом

задания такого характера: придумать предложения со слова

ми,   значение   которых   было   раскрыто   на   уроке   развития

письменной речи;   найти  предложения с новыми словами в

рассказах из книг для чтения и т. п.

10. Принципиально важен правильный подход к так назы

ваемым грамматическим ошибкам слабослышащих детей. Ведь

множество   самых   различных   ошибок   в   самостоятельных

письменных работах слабослышащих школьников объясняет

ся особенностями формирования словесной речи слабослыша

щих   детей,   недостаточным   овладением   звуковым   составом

слова.

Естественно, что работа над ошибками, вызванными речевым

недоразвитием, должна быть иная, чем в массовой школе.

В школе слабослышащих при работе над ошибками необходим

сугубо индивидуальный подход, ибо причины и характер оши-

бок разнообразны. Это значит, что каждая из грамматических

ошибок  должна   исправляться   совместно  с   учеником,   ее   допу-

стившим. Для этого прежде всего надо знать уровень речевого

развития   каждого   ребенка,   что   поможет   выявить   и   причины

ошибок. Если ошибка допущена на тот материал, который уже

изучался,  учитель должен,  помня об индивидуальных особен-

ностях ребенка, создать такие  условия,  чтобы ученик сам ис-

правил ошибку: одному помочь постановкой вопроса, другому

указать лишь на строку, в которой допущена ошибка, и т. п.

Сам учитель должен исправлять ошибки, сделанные на незна-

комый материал.

Желательно   также   уделить   время   разбору   типичных   для

всего класса ошибок, но эффективнее будет, если перенести эту

работу на уроки формирования грамматического строя языка,

развития устной речи, чтения.

И. Теснейшим образом связан с работой над ошибками вопрос

об   оценках   письменных   работ   слабослышащих   учащихся,

считаем нелогичным ставить оценку за проведенную пись-

109

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

менную самостоятельную работу. Если мы рассматриваем раб

0

ту над ошибками как обучение письменной речи, то, очевидно"

целесообразно ставить ученику одну оценку и за самостоятель-

ную работу, и за работу над ошибками.

Для   иллюстрации   приведенных   принципов  работы  над

ошибками рассмотрим следующий урок.

В 4-м классе учащиеся на уроке развития письменной речи 

писали сочинение по серии картинок «Лисица и вороны». (Го-

лодная  лисица  видит  ворон,  притворяется  мертвой,  вороны 

спускаются к лисице, та вскакивает и ловит ворону.) В начале 

урока учитель обращается к детям: — Сегодня вы будете 

писать рассказ о том, как звери, птицы ищут пищу. Мы много 

читали об этом.

Вывешивается серия картин. Учитель напоминает, что пи-

сать нужно самостоятельно, но можно обратиться к учителю

за   помощью,   если   слово   неизвестно.   В   ходе   выполнения

письменной работы детям были объяснены слова притворилась,

перехитрила,  (вороны)  опустились, приблизились, приоткрыла.

Справились учащиеся с работой за 30—40 минут. Учитель бе-

рет   работу   ученицы   Тамары   К.   и   вместе   с   нею   проверяет   ее,

указывает   на   ошибки,   подчеркивает  то,   над  чем   она   должна

сама подумать. Ребенок волнуется, ему приятно, если учитель

его   хвалит,   он   хочет   побыстрее   получить   сочинение,   чтобы

самому исправить понятные грамматические ошибки. Но вот

все учащиеся сдали свои сочинения.

— У нас еще есть пять минут. Я прочитаю одну из ваших

работ.

Учитель   читает  сочинение   Тамары  К.   без   допущенных  ею

грамматических ошибок, обращая внимание детей на построе-

ние рассказа. Учащиеся внимательно слушают, они сосредото-

ченны, понимают, о чем идет речь. Им не надо вспоминать, все

близко   и   понятно.   Начинают   раздаваться   реплики   учащихся,

критически оценивающих работу, но учитель прерывает детей:

— Сейчас звонок. Подумайте дома, как написала Тамара,

а мы завтра продолжим нашу работу.

На следующий день на уроке чтения учитель проверил по-

нимание детьми слов, которые объяснялись на уроке развития

письменной речи.

Наступает урок развития письменной речи, его тема — рабо-

та над ошибками.  Учителю не  нужно было спрашивать,  что

дети делали на прошлом уроке, так как они ждали урока, жда -

ли продолжения  вчерашней  работы,  были  готовы  дать оценку

сочинению Тамары К. В основном их высказывания сводились

к тому, что Тамара не описала погоду.

Но вот учитель открывает доску, и дети читают (а не только

вспоминают) работу Тамары. В самой работе много граммати-

ческих ошибок,  но  на  доске  текст написан верно,  сохранено

лишь неправильное употребление местоимения. Это дает воз-

110

ожность  детям  сосредоточиться на содержании,  построении

сочинения.

Лисица притворилась мертвой.

Это было зимой. Лисица вышла из норы и посмотрела в небо. Вороны 

етя

т,

на полянке ищут тебе пищу. Лиса тоже ищет тебе пищу. Лисица уви-ела

ворон. Лисица хотела перехитрить ворон. Она легла на снег и притво-

илась мертвой. Вороны увидели лису. Они подумали:   «Сейчас мы будем
клевать мясо». Вороны спустились вниз. Одна ворона посмотрела на лису.

Ворона приблизилась к морде лисы. Лиса приоткрыла глаза и схватила од-

ну ворону, задушила ворону. А другие улетели на другое место. Лиса по -

несла ворону в нору. Лиса ест ворону, облизывается и говорит:   «Вот вкус-

ная У меня ворона». Всем лисам было очень завидно. Лиса была очень ра-

да, она сыта.

Выслушав сочинение Тамары, дети убедились, что она пло-

хо начала рассказ, не описала погоду, и нашли ошибку — не-

верное употребление местоимения тебе. Были также замечания

по  поводу  слишком   большого  названия   рассказа.   Учитель   со-

глашается с замечаниями детей, но отмечает хорошее оконча-

ние   сочинения,   подчеркивает,   что   ученица   придумала   много

интересного.

- А теперь давайте прочитаем работу Толи В. Скажите, что

вам   понравилось   в   его   рассказе,   сравните   его   с   сочинением

Тамары.

Лисица хитрая.

Это было зимой. Погода была морозная, холодная. В лесу было тихо,

звери спрятались в норы и в берлоги. В норе была одна лисица голодная,
и она стучала зубами. Лисица вылезла из норы и побежала в поле. Вдруг
лиса увидела ворон и решила их перехитрить. Она легла на снег. Все во -
роны спустились вниз. Одна ворона приблизилась к лисе. А лиса ждет, при -
открыла глаза. Ворона стоит около лица лисы. Лиса схватила ворону и за -
давила. Потом понесла ворону в нору, стала есть ворону. Она облизывается,
потому что ворона вкусная. Лиса уже сыта.

Учащимся рассказ понравился, они отметили, что в нем

есть начало, середина, конец (т. е. вступление, основная часть,

заключение), есть описание природы, о котором забыла Тамара.

Учитель предлагает Тамаре подойти к доске и эту часть со-

чинения (описание погоды) написать на доске, предварительно

еще раз рассмотрев картинку. Остальные же учащиеся внима-

тельно следят за тем, как девочка выполняет работу, оценивают

ее, исправляют на доске некоторые неточности.

После этого учитель открывает дополнительную доску, где

написано следующее: Лицо — у человека. Морда — у животно-

го, зверя. Вдруг лиса увидела ворон.   (Из работы Толи В.)

1) Лиса тоже ищет себе пищу. Лисица увидела ворон. 2) Лиса

вылезла из норы и побежала в поле. Вдруг лиса увидела ворон.

Учитель объясняет значение слов лицо и морда (болыпин-

111

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..