Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 4

 

 

подбору определений к действующим лицам, обобщению

материала, словарное обогащение.
Описание инсценировки 1.

В класс входит ученик. Он хромает, у него сильно болит

нога. Вот мальчик подходит к столу, садится, стонет, доста-

ет платок, вытирает слезы. Через некоторое время вбегает

в класс его товарищ. Он подходит к мальчику, спрашивает у

него, что случилось, ощупывает ногу (в это время пострадав-

ший вскрикивает), затем подбегает к  телефону, но не может

дозвониться. Он помогает товарищу встать и уводит его из

класса.
Описание инсценировки 2.

В помещение вбегает незнакомый человек, крадется к ок-

ну, достает фотоаппарат и начинает фотографировать что-то

за окном. Вдруг появляются  два пионера,  они замечают по-

дозрительного   незнакомца   и   договариваются:   один

подходит  к незнакомцу и начинает разговор, а другой бежит

за милиционером. Через некоторое время вбегает милиционер

с пионером, арестовывает шпиона и благодарит детей.

Учитель объявляет тему урока, вспоминает с учащимися,

что означают слова  однажды, вдруг, внезапно, неожиданно,

просит их быть внимательными, самим думать, где будут про-

исходить события, каких людей они увидят, чтобы не просто

описать увиденное, а самим установить причинно-следствен-

ные связи, обобщить события. Кроме того, учитель предупре-

ждает детей, что нужно надеть наушники и внимательно слу-

шать, о чем будут говорить «артисты».

Сцены   подготовлены   заранее.   Роли   исполняют   учащиеся

класса Саша К., Леня Г. и Петя М., роль милиционера берет

на себя сам учитель.

Начинается  первая  инсценировка.   Учащиеся  с  

большим интересом  следят  за  игрой  своих  товарищей,  но  

вот  Саша спрашивает: «Что с тобой?» — «Нога болит». Это 

трудно уловить детям, поэтому вмешивается учитель и в 

микрофон повторяет  эти  реплики.   Инсценировка  

заканчивается,   и  дети начинают писать.  Все возбуждены, 

настроение приподнятое, они хотят быстрее написать 

сочинение, но сталкиваются со многими  трудностями:   как  

передать  словами эмоционально окрашенную сцену, где найти 

слова для описания событий. На   помощь   приходит   учитель,   

заранее  наметивший   новые для учащихся слова, которые могут 

им понадобиться. Но эти слова не написаны на доске, а 

вводятся в ответы на вопросы детей:
44

П р и м е р н ы е   в о п р о с ы  

у ч а щ и х с я :

— Как Петя шел?

— Саша взял ногу...?

Петя: «Ой, ой»?

— Что Саша говорил по теле
фону?
— Куда позвонил Саша?
— А куда повел мальчика

?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О т в е т ы   у ч и т е л я :

Петя хромал, у него болит

нога.
Саша ощупал ногу
Петя вскрикнул.

Алло,    мальчик    заболел,

приезжайте, доктор.

— Подумай сам.

- Подумай, может быть, приехала

«скорая   помощь»,   а   может   быть,

нет. Тогда куда он  повел Петю? В

больницу. В поликлинику.

Все   эти   вопросы   возникают   уже   в   ходе   выполнения   пись-

менной   работы,   учитель  записывает   на   доске   слова  хромал,

ощупал,   вскрикнул,  привлекает   к   ним   внимание   всех   уча-

щихся.
Для удобства анализа использованных учителем приемов
рассмотрим два детских сочинения.

Однажды   на   катке   катались   дети.   Внезапно   Петя   упал   на  лед.

Нога сломалась. К Пете прибежал Саша и сказал: «Что с тобой?»

Петя ответил: «Нога болит». Саша побежал к телефону и вызвал

врача. Саша отвел Петю домой.

(Сочинение Коли В.)

Однажды мальчик вошел в класс, ему больно. Он сильно хромал

и сел на стул, но он плачет. Мальчик вошел в класс и увидел, что

мальчик   плачет.   Мальчику   зовут   Петя,   ему   12   лет.   Мальчика

зовут Саша, ему 13 лет. Саша сказал: «Что с тобой?» Петя сказал:

«Нога болит». Саша ногу попробовал, а Петя вскрикнул. Саша

побежал к телефон. Саша сказал: «Алло»,

Саша обнял его и повел в больницу.

(Сочинение Лени Г.)

Если   мы   сравним   обе   работы,   то   увидим,   что   Леня   Г.

изложил   события   близко   к   увиденному:   та   же   обстановка,

имена ребят, которые участвовали в инсценировке. Сочине-

ние Коли В. отличает фантазия, для него инсценировка была

лишь   толчком   к   созданию   собственного   рассказа.   Но   ха-

рактерно, что ни в первой, ни во второй работе не обнаружи-

вается причинная зависимость между звонком по телефону

и тем, что мальчик помог больному куда-то пойти. Лишь один

ученик объяснил это тем, что телефон плохо работал. («Маль-

чик побежал к телефону и позвонил по телефону: «Алло».

45

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но   телефон   не   работал.   Потом   мальчик   обнял   его   и  повез

домой».) Объясняется этот факт отсутствием опыта у детей,

что и должен был учесть учитель и акцентировать внимание

учащихся  на  данной  детали.   Также  типичным   для  детских

работ оказалось и то, что в них не различаются мальчики.

(Леня Г. пишет: «Мальчик вошел в класс... ему больно. Маль-

чик вошел в класс и увидел».).

Проследим дальнейший ход урока. Просматривая сочине-

ния учащихся в то время, как они их писали, учитель обра -

тил внимание на перечисленные выше недостатки и, после

того как учащиеся закончили писать, прочитал приведенные

выше работы и подчеркнул ошибки Лени Г. На доске появи-

лись записи: первый мальчик — Петя, второй мальчик — Са-

ша. Затем внимание всех детей было привлечено к сочинению

Коли В. Учитель похвалил его за выдумку и попросил детей

учесть все эти моменты в своих последующих сочинениях.

Во второй инсценировке в отличие от первой учитель сам

был   «артистом»   —   милиционером:   он   арестовал   шпиона   и

поблагодарил ребят. Причем именно к этому месту инсцени-

ровки было привлечено внимание детей: учитель взял микро-

фон и, пожимая руки пионерам, которые помогли задержать

«врага», сказал: «Молодцы, ребята, вы поступили правиль-

но, как настоящие пионеры».

В ходе выполнения письменной работы по этой инсцени-

ровке учащиеся знакомятся с новыми для них словами:  аре-

стовал, поблагодарил, обрадовался, который час и др. Один

из   учеников   спрашивает:   «Один   видел   мальчик,   а   второй

нет?», т. е. мальчик интересуется, как выразить словесно та-

кую   важную   деталь   инсценировки,   когда   один   из   пионеров

привлек внимание другого. «Артисты» повторно демонстри-

руют фрагмент сцены: он толкнул товарища и тем самым об-

ратил его внимание.

Повторные   фрагменты-иллюстрации   применялись   также

при уточнении слова арестовал.

Во   время   обеда   шпион   фотоаппаратом   фотографировал

заводов.   Саша  и   Леня   увидели   шпиона.   Пионеры   говорят:

«Пойди к нему, спроси, который час, это шпион». Один пионер

разговаривает   со   шпионом.   Саша   побежал   к   телефону   и

позвонил в милицию, он вызвал милиционера. Он сказал: «Там

шпион».   Они   быстро   побежали   к   шпиону   и   милиционер

арестовал  его.   Милиционер   поблагодарил   Сашу   и   Леню.

Милиционер обрадовался.  Мальчики умницы. Правда, потому

что пионеры вызвал милиционера.  Шпион еще хитрый, хочет

узнать   заводов   и   других.   Милиционер   отправил  шпиона   в

тюрьму.
(Сочинение Виты О.)

Однажды   шпион   фотографировал   фотоаппаратом   военный

завод. Шли  два товарища, и вдруг товарищи увидели шпиона.

Мальчик сказал: «Подойди к нему, спроси который час», а он

сказал: «Хорошо». Он подошел к
46

шпиону и сказал: «Который час?», а другой товарищ пошел

в милицию. Милиционер сказал: «Это шпион?» — «Да, он».

Милиционер подошел и арестовал шпиона и поблагодарил

ребят, пожал руки мальчикам.
(Сочинение Саши В.)

В описании этой инсценировки обращает на себя внима-

ние  прежде  всего   лексический   состав — учащиеся  к 

месту включили только что объясненные им слова и 

словосочетания; кроме того, уже нет недоразумений с 

отсутствием определения  действующих  лиц:   одни  

учащиеся  назвали  героев инсценировки именами 

«артистов», другие применяли различные прилагательные. 

Но главное — это попытка сделать обобщение,   вывод   

(Мальчики   умницы. Шпион хитрый);  описание 

инсценировки дало толчок к актуализации знаний уча-

щихся, их опыта (они вспомнили фильмы, рассказы, 

беседы
на аналогичные темы).

Каковы же особенности работы с описываемым видом

упражнения по развитию письменной речи?

Подготовка учителя должна носить прогностический ха-

рактер:   зная   уровень   речевого   развития   учащихся,   их

лексический   запас,   слабые   и   сильные   стороны   каждого

ученика, учитель подбирает сцены, которые дополняют друг

друга,   помогают   осуществить   поставленную   цель   (в

приведенном  примере   —   как   подобрать   определения   к

различным действующим лицам, как обобщить увиденное).

Инсценировки   должны   предусматривать   использование

жизненного опыта детей, без чего немыслимо работать над

дальнейшим развитием воображения, фантазии детей.

Так   как   сам   вид   упражнения   требует   оперативности   в

оказании   помощи   учащимся   (иначе   снизится

эмоциональный   тон  всей   работы),   учитель,   готовясь   к

уроку,   должен   предвидеть  в   общих   чертах   лексику,

которая потребуется детям.

Частое возвращение к деталям и повторный показ многих

фрагментов инсценировки не рекомендуется. Можно иногда

повторить   2—3   момента   (наиболее   трудных).   При

назойливом  повторении   многих   кусков   дети   потеряют

общую нить в изложении всей инсценировки.

Тот факт, что учащиеся не смогли установить причинно-

следственные зависимости в первой инсценировке, говорит о

необходимости   самой   тщательной   расстановки   акцентов

при
подготовке к уроку.
Важно, чтобы учитель был активной фигурой в работе,
сам участвовал в инсценировке.

Таким   образом,   мы   рассмотрели   основные   условия

проведения     письменного     задания   —   сочинения     по

инсценировкам.

В заключение  остановимся на последовательности в

работе и на возможностях в выборе упражнений.

47

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.   В   первоначальный   период   работы   с   этим   видом   задания

желательно,   чтобы   инсценировку   выполнял   сам   учитель.   Действия

должны   быть   просты,   знакомы   учащимся,   но  с   элементом новизны.

Конечно,   необходимым   условием   является   соблюдение   логической

последовательности во время демонстрации, определенная цельность и

завершенность инсценировки.  Наиболее доступен  бытовой материал,

связанный с жизнью класса и интерната.

2.

Интересны инсценировки       на темы по сериям       картин,  с

которыми     знакомы     дети     и     по   которым   они   уже   ранее   пи сали

сочинения.     Здесь     можно     предложить     много     вариантов

работы:   демонстрация   картин   и   сразу   же   после   нее   —   инсце

нировка   с   некоторыми   новыми   деталями;   показ   части   картин

из   серии   и   инсценировка   по   всей   серии;     показ   одной   карти ны  и

инсценировка остальных и т. п.

3.

Желательно,       чтобы     сама     инсценировка     была     вначале

остросюжетной,   с  запоминающимися   мотивами  действий.

По   мере   овладения   заданием,   обязательно   учитывая   уровень

речевого   развития   учащихся,   можно   предлагать   инсценировки,   где

исполнителями   будут   учитель   и   один-два   ученика   или   учитель   с

новым   для   детей   лицом   (учеником   старшего   класса,   учителем   или

воспитателем, работающим в другой группе).

Инсценировки   в   этот   период   могут   носить   характер   вариантов

знакомых ситуаций: из книг для чтения, из просмотренных фильмов

и т. п.

В   дальнейшем   к   исполнению   инсценировки   надо   привлекать

учащихся данного или параллельного класса. Но и здесь  желательно

участие учителя в инсценировке.

4.

Обязательным     условием     эффективности     работы   является

тщательная       подготовка       представления,       отработка   де

талей.

5.

В       инсценировку       следует     постепенно       вводить     диалоги

действующих       лиц,       речевое       сопровождение     и     т.       п.       Актив

\ная       роль       учителя     при     этом     возрастает:       каждая   реплика

действующих   лиц   должна     быть     доведена   до     сознания     уче

ников.

6.   Вначале   следует   предлагать   детям   для   описания   одну

инсценировку   и   после   краткого   ее   разбора   просмотреть   и   описать

вторую.   Со   временем   можно   усложнить   задачу:   предложить   две

инсценировки,   резко   отличающиеся   одна   от   другой,  а   после   этого

учащиеся описывают сразу обе просмотренные инсценировки.

7.

В   дальнейшем   можно   предлагать   уже   большую   инсце

нировку с несколькими действующими лицами.

8.

Усложняя     задание     и     ставя     цель     развивать   память     и

воображение     учащихся,     неплохо     показать     инсценировку     за

один-два дня до выполнения письменного задания.
48

9. Непременным условием успеха  работы  с этим видом  задания

является   четко   продуманная   цель   урока   и   система  постепенно

усложняющихся   заданий   и,   безусловно,   глубокий  и   творческий

анализ детских работ, тщательная работа над ошибками.

СОЧИНЕНИЕ 

НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА

УЧАЩИХСЯ

Начиная   со   2-го   класса   этому   виду   работы   следует   уделять

большое   внимание.   Описывая   различные   случаи,   свидетелями

которых   были   учащиеся,   события,   в   которых   принимали

непосредственное   участие,   они   учатся   логично   и   точно   описы вать

факты,   верно   понимать   события   окружающей   жизни,   делать

обобщения.   Кроме   того,   этот   вид   работы   учит   детей   высказывать

свое   собственное   мнение   по   поводу   описываемых  событий   и,

естественно, поэтому имеет большое воспитательное

значение.

Программа   по   развитию   письменной   речи   предлагает   во   2-м

классе   учить   детей   самостоятельно   записывать   свои   наблюдения

погоды,   в   3-м   и   4-м   классах   —   описывать   события   в   школе,

классе,   дома,   в   5-м   и   6-м   —   письменно   передавать  свои личные

впечатления   от   экскурсий,   походов,   посещения  музеев,   театра.

Выбор тематики зависит от уровня речевого  развития детей, общей

их подготовки и интересов, от воспитательных   задач.   В   младших

классах  можно  предлагать   детям такие темы повествовательного

и описательного  характера,  а  также  повествования   с  элементами

описания:

описание явлений природы, животных и растений, пред метов и

т. д. Например: «Осень», «Мой огород», «Как меня застал дождь»,

«Как я катался с горы», «Первый снег», «Елка» и т. п.; описание

экскурсий в магазин, на почту, на фабрику, в  лес и т. п.;

описание   событий   из   жизни   школы   и   класса:   работа   на

пришкольном   участке,   в   живом   уголке,   пионерские   сборы,

линейки, встречи с интересными людьми;

описание дат красного календаря, памятных дат.

Основной методический совет к рассматриваемому виду работы

— обязательная организация (особенно на первых порах) личного

опыта  детей,  его   обогащение.   Следует   перед  письменной   работой

провести   экскурсию   или   вспомнить   события,   выяснить   знание

детьми   необходимой   для   рассказа

 лексики,   провести

дополнительную   словарную   работу,   использовать   межпредметные

связи: вспомнить беседы на уроках развития устной речи, чтения,

привлечь   материал   предметного   урока,   уроков   труда   и

рисования.                                 

                                                                                                                 49

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эффективности   работы   будет   способствовать   систематическое

обучение учащихся умению наблюдать, видеть детали, выделять

главное.

Тема   сочинения   должна   быть   конкретной,   близкой   детям,

интересной.

Важно перед работой напомнить учащимся те общие правила,

которые помогут полнее и ярче изложить событие:

а) писать надо после того, как обдумано все;

б) в сочинении надо рассказать, где и когда происходит

событие;
в) подробно описать само событие;
г) указать, чем все кончилось;

д) сделать вывод,  т.  е.  обобщить основные факты, показать 

свое отношение к событию.

В период знакомства и после проведения неподготовленной 

письменной работы обязательным требованием является 

использование образца, чтобы на его примере показать детям 

структуру сочинения, место и значение обобщения, проиллю 

стрировать,  как можно высказывать свое мнение об 

описываемом событии.

Важным методическим требованием является работа над планом

будущего   сочинения:   вначале   следует   составить  план

разбираемого   образца,   затем   коллективно   составить  план

сочинения (можно начать с картинного плана, затем перейти к

словесному   плану,   сначала   в   форме   вопросов,   потом   в   виде

повествовательных предложений), постепенно следует приучать

детей самостоятельно составлять план.
Урок развития письменной речи во 2-м классе.
Тема. Описание весенней природы.
Цель.   Познакомить учащихся с новым видом работы —
описанием.
После объявления темы учитель, привлекая внимание детей к

календарю   погоды,   вспоминает   вместе   с   ними,   какая   погода

была позавчера. Учащиеся под руководством учителя  читают

образец и план сочинения.
Сейчас весна. В четверг было пасмурно. Серые тучи покрыли

все небо. Солнце не светило.
На деревьях зеленые листья. На клумбах растут тюльпаны и

другие цветы.   На  земле выросла  уже  большая  трава.   В  этом

году была очень ранняя весна.

Птицы прилетели с юга. Уже прилетели ласточки. Весело

поют птицы в саду.

Весной колхозники работают в поле и на огороде. Дети гуляют 

без пальто, играют в классы, волейбол. Хорошо весной!

50

План.

1. Какая погода была в четверг?

2. Что растет в саду и в лесу?

3. Какие птицы прилетели с юга?

4. Что делают весной колхозники?

5. В какие игры играют дети?

Прочитав образец, дети членят его на части соответственно плану,

уточняют   словарь  (серые   тучи,   сейчас,   уже),  понимание   фраз   и

пунктов плана. Затем учитель обращается к
детям:

—   Сейчас   вы   опишете   погоду   сегодняшнего   дня.   Можно

использовать   (объясняет   это   слово)   образец.   Спрашивайте   у   меня

непонятные слова, смотрите на календарь погоды.

Сейчас   весна.   На   улице   тепло.   Сегодня   очень   жарко.   Небо   го-

лубое.   Дул   маленький   ветер.   На   траве   ползают   много   насекомых.

Светит солнце. Нет мороза. Нет пасмурно. Люди было очень жарко.
На деревьях зеленые листья. Цветы тюльпаны, ромашки, 
колокольчики.

Птицы   прилетели   с   юга.   В   марте   прилетели   грачи,   скворцы.   А

сейчас уже прилетели ласточки, птицы поют песню.
Колхозники посеяли зерно, выращивают хлеб.  А потом летом   
будет колосок. Дети играют в волейбол, скакалка, классы,  мяч. Все
дети приятно, что весной хорошо. Зимой плохо, холодно.

 (Сочинение Лены О.)

В   сочинении   описано   состояние   природы   весной,   чувствуется

влияние образца и использование личного опыта. Это говорит о том,

что девочка правильно поняла задачи нового вида письменной работы.

Следовательно, учитель достиг цели урока.
Урок развития письменной речи в 3-м классе.
Тема. Сочинение «Экскурсия в лес».

Цель. Ознакомить детей с новым видом работы — сочинением из

личного опыта.

На   доске   текст   «День   Победы»,   рядом   план,   словарь:  ветераны

войны, участники войны, сувениры.

День Победы.

9 мая советские люди праздновали День Победы над фашистской

Германией. Ученики тоже готовились к празднику.  Старшие ребята

украсили   зал.   Все   дети   сделали   сувениры.  7   мая   октябрята,

пионеры,   комсомольцы   пришли   в   зал   на  праздник.   Выступал

директор школы. Потом дети поздравили

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

своих   гостей  —  участников   Великой   Отечественной   войны.   После

этого   был   большой   концерт.   Учителя   и   дети   пели   песни,   читали

стихотворения. Праздник был очень интересным.

План.
1. Подготовка к празднику.
2. Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
3. Концерт.

Проводится   беседа   по   тексту,   членение   текста   на   части   со-

ответственно   плану,   уточняется   понимание   слов  поздравили,

украсила и др. После такой беседы, преследующей цель рас- j крыть

перед детьми задачу работы (последовательное описание  события),

учитель привлекает внимание детей к заголовку, написанному на

второй доске, — «Экскурсия в лес» — и плану.

План.

1. Подготовка к экскурсии.
2. Экскурсия в лес.
3. Рисунки об экскурсии.

Рядом словарь:  рассматривали, растения, кустарники, поймала,

ловили,   собирали,   увидели,   пасется,   лужайка.  Эти   слова  были

объяснены и записаны во время экскурсии.

Накануне   урока   учитель   с   детьми   был   на   экскурсии   в   лесу,

потом   учащиеся   делали   зарисовки,   сейчас   рядом   с   планом   по-

мещены отдельные их рисунки. Детям предлагается использовать

словарь, план, рисунки; учитель напоминает также, что они могут

спросить его, если затрудняются в выборе слов, выражений.

Экскурсия в лес.

Учитель сказал ребятам: «Мы пойдем на экскурсию в лес. Надо

хорошее поведение. Дети встали и построились парами.

Мы ушли в лес. Мы увидели цветов, бабочек, много деревьев.

Мы   шли  по   дороги   и   увидели   трактора,   много   деревьев,   разных

цветов.   Учитель   нам  рассказал:   Мы   пришли   в   лес,   он   показал

акасию.   Я   рвала   цветы.   Оля  поймала  две   бабочки,   а  я  поймала

одну бабочку. Мы увидели зеленую травку.   На   лужайке   пасется

белая   лошадка.   Катя   поймала   бабочку   и   моль.  Света   поймала

маленькую   желтую   бабочку.   Люда   нарвала   цветы   петушки.  Мы

увидели   две   стрекозы.   Там   небыло   грибы.   Потому   что   еще   рано.

Грибы растут летом и осенью.

Мы пришли в класс. Мы рассказали что в лесу были скворцы

пели. Мы полажили цветы на парту. Мы положили бабочки в банку.

Мы на уроке  написали сочинение про экскурсию в лес. Потом мы

стали в тетрадях рисовать бабочки, цветы.

Таким образом, мы видим, как продуманная словарная работа,

использование   опыта   детей,   разбор   образца   позволили  учителю

добиться   поставленной   цели   —   ознакомить   учащихся  с  новым

для них видом работы—сочинением на основе личного опыта.

ОПИСАНИЕ

Речь учащихся начальных классов школ слабослышащих 2-го

отделения   главным   образом   состоит   из   существительных  и

глаголов. Это объясняется тем, что дети с глубоко недоразвитой

речью   более   склонны   к   наглядному   отражению   мира.  Отсюда

становится   ясным,   насколько   трудно   вводить   в   речь  детей   с

недостатками   слуха   обобщающие   слова,   слова,   выражающие

отвлеченные   понятия.   Большие   возможности   для   обогащения

словаря открывают письменные самостоятельные работы.

Рассмотрим методику и принципы работы по формированию

абстрактных   понятий   на  материале   рекомендуемого   программой

вида   письменной   речи   «Описание   предметов,   их   сходства   и

различия».

Описание   предметов,   выработка   умения   выделить   главное,

раскрыть   сходство   и   различие   предметов   имеет   громадное   зна-

чение в подготовке детей к жизни, к практической деятельности,

помогает им лучше познать окружающий мир. Когда дети  учатся

описывать   и   сравнивать   предметы,   у   них   развивается

наблюдательность, они обращают внимание на главное, особенное,

присущее   лишь   данному   предмету.   А   это   очень   важно,   если

учесть,   что,   в   то   время   как   «слышащие   выделяют   преиму-

щественно   основные,   существенные   особенности   строения,   глу-

хонемые   отмечают   несущественные   детали.   Но   такого   рода

расчлененность   мешает   усмотрению   сходства,   так   как   второсте-

пенные отличия затеняют сходство в существенных чертах» '.

Эти   особенности  детей  с  недостатками  слуха   говорят   о  необ-

ходимости   корригирующего   обучения   описанию   и   сравнению

предметов. Перед учителями массовой школы стоят задачи лишь

стилистического совершенствования детских работ описательного

характера, так как дети имеют богатую речевую практику и учатся

внимательно присматриваться к предметам,  явлениям, процессам,

избегать в сочинениях общих мест, описывать то, что увидел сам

маленький   автор.   Сурдопедагог   же  сталкивается   с   большими

затруднениями   слабослышащего   ребенка,   которые   он

испытывает, стремясь связно выразить

1

 Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии 

глухонемого ребенка. М., 1940.

63

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

свою мысль, с бедностью его речи, с тем, что самостоятельно он

не различает стилистических особенностей повествовательной

и описательной речи, не имеет представления о ряде предме -

тов. Поэтому учителю школы слабослышащих следует помнить

о   колоссальной   предварительной   и   попутной   работе,   которая

подготовит   учащихся   к   выполнению   письменных   упражне-

ний — описать предмет, сравнить предметы.

Программа по русскому языку для школы слабослышащих 2-

го отделения построена таким образом, что к 3-му классу 

появляются   возможности знакомить   детей   с   выражением в

письменном виде операции сравнения, однако необходима про-

думанная система подготовительных упражнений, чтобы дети с

недостатками слуха могли оперировать труднейшими для них 

категориями, обозначающими признаки и качества предметов. 

Большие возможности в этом плане предоставляют предметные

уроки, рисование, труд. На этих уроках учащиеся могут 

развивать свои способности сравнивать, описывать, сопостав-

лять. Так, на предметных уроках дети могут под руководством

учителя сознательно выделить основные признаки предмета, 

отделить их от второстепенных, познакомиться с такими поня-

тиями, как похожий (сходный), одинаковый, очень, этот, тот, 

не очень, отличается, и степенями сравнения прилагательных. 

(Ее-   : тественно, что от учащихся 1—3-го классов верного 

употребления этих слов требовать пока нельзя.)

Для   знакомства   с   операцией   сравнения   следует   также   ис-

пользовать внеклассную работу, разговорные пятиминутки, ве-

дение календаря погоды, дневника дежурного и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

«Описать — значит сообщить о том, что мы видим, осязаем,

слышим,   обоняем   или   ощущаем   на   вкус,   отделяя   при   этом

элементы   прежнего   опыта  от  новых   сведений   о   наблюдаемом

предмете» '.

Каковы   же   приемы   обучения   описанию?   Это   вопросы,   ис-

пользование   текстов-образцов,   беседы,   разбор   предлагаемого

детям словаря, описание по аналогии. Безусловно, важно, что-

бы учащиеся уяснили сущность задания. Кроме того,  должна

быть   последовательность   в   выполнении   задания:   тщательное

рассматривание предмета, нахождение в нем наиболее сущест-

венных элементов, изложение материала в нужном порядке. В

го же время следует использовать все эти приемы для форми-

рования абстрактных понятий, усвоив которые дети смогут

в   дальнейшем   выражать   в   письменном   виде   и   операцию

сравнения.

1

 Львов М. Н, Сочинения-описания в III и IV классах, — 

«Начальная нкола», 1964, № 3.

Рассмотрим   основные   этапы   урока   первоначального   знакомства

учащихся с описанием предметов.
Урок развития письменной речи в 3-м классе.
Тема. Описание предметов.

Цель.   Ознакомить   учащихся   с   понятием   «описание»   и   с  новым

видом работы — описание предметов.

Учитель   принес   на   урок   яблоко,   грушу,   лимон,   редьку,   т.   е.  те

предметы,   которые   хорошо   знакомы   учащимся   и   особенности

которых   они   изучили   на   предметном   уроке.   Предметы  эти

отличаются   по   форме,   цвету,   вкусу   и   в   то   же   время   имеют   ряд

сходных признаков.

Дети   рассматривают   овощи   и   фрукты.   Беседа   ведется   с   учетом

знаний,   полученных   на   предметном   уроке,   чтобы   дети  вспомнили

признаки этих предметов. Каждому ребенку была дана возможность

попробовать овощи и фрукты на вкус, осмотреть их внимательно.

Доску   учитель   разделил   на   две   части.   Слева   в   столбик   написаны

вопросы:   каково   яблоко?   Какова   груша?   Каков   лимон?  Какова

редька?   Справа   слова:  желтый,   большая,   маленький,   сладкая,

кислый, большое, круглая, тяжелое, белое, зеленая,  продолговатая,

тяжелая,   горькая,   продолговатый,   круглое,   черная,   большая,

сладкое, синий, коричневый.

Учитель   дает   задание   ответить   на   вопросы   при   помощи   слов,

написанных   справа.   Затем   объясняет   слово  продолговатый  и

выясняет с учащимися, как сочетаются слова яблоко, груша,  лимон,

редька  со словами  один, одна, одно.  Для того чтобы задание стало

яснее, один из учеников находит с помощью учителя и подчеркивает

слова,   обозначающие   признаки   яблока  (большое,   белое,   сладкое,

тяжелое,   круглое).  После   этого   учитель   стирает   черточки   под

словами-признаками и предлагает детям самостоятельно выполнить

задание.

Каково яблоко?  Яблоко кислое и сладкое, белое, круглое, тяжелое, 
большое.
Какова груша?   Груша сладкая, зеленая, продолговатая, большая, 
тяжелая.
Каков лимон?  Лимон кислый, большой, желтый, продолговатый, 
тяжелый,
Какова редька?  Редька черная, продолговатая, тяжелая, горькая, 
большая.

Когда  все  дети  выполнили  задание,   учитель  показывает  им  плакат

«Описание предметов», который висит на доске.

—  Сегодня мы учились описывать предметы.

Каждый ребенок читает слово описание, затем его повторяют.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроках первоначального знакомства учащихся с описанием

предметов   целесообразно   придерживаться   следующих

рекомендаций.

Необходимо   использовать   знания   учащихся,   полученные   на

предметных уроках, их личный опыт, дать возможность детям

наглядно ощутить признаки предметов, которые они будут опи-

сывать.
Уже на уроках ознакомления с заданием надо следить за ' 

верным грамматическим написанием слов. (Учитель в приведен-

ном выше описании урока акцентировал внимание на согласо-

вании существительных с прилагательными, повторил с деть- 1 

ми   родовые   окончания   прилагательных: -ая,   -яя,   -ой,   -ий, 

-ый, -ое).В дальнейшем можно усложнить задание: слова для 

справок давать в начальной форме, чтобы дети сами согласо- : 

вывали данные прилагательные с существительными.

Нельзя   лишать   детей   самостоятельности,   упражнения   должны

заставлять   их   мыслить.   (Так,   признаки   предметов   были  даны

не по порядку, имелись лишние слова — синий, коричневый.)

Необходимо, чтобы дети ясно представили себе задание. Можно

устно   предварительно   выполнить   упражнение   или,   как  в

рассматриваемом примере, на доске подчеркнуть необходимые

слова.

Вначале   нужно   предлагать   учащимся   описывать   самые   ос-

новные   признаки,   не   следует   рассматривать   детали   предметов

(например, какова кожура, семечки и т. д.). В дальнейшем, когда

дети усвоят материал, можно углублять эту работу.

Кроме того, на первых уроках не стоит рассматривать мно-   : го

предметов, достаточно двух—четырех.

Когда учащиеся усвоят понятие «описание», уверенно начнут 

выполнять задание, необходимо практически знакомить детей

с такими обобщающими понятиями, как цвет, вкус, вели-  j 

чина, форма. Вначале не стоит требовать знания слов, выража-   

• ющих эти понятия, а постепенно приучать детей к тому, 

чтобы они могли оперировать обобщениями.

Рассмотрим урок развития речи в 3-м классе.
Тема. Описание предметов.

Цель.   Раскрыть   учащимся   смысл   обобщающих   понятий   —

цвет, вкус, вес, величина, форма.

Учитель вывешивает  на  стене пять таблиц,  предназначенных

для длительного пользования:
1) Предметы,

2) Предметы,

разные по цвету:

разные по вкусу:

красные,

сладкие,

зеленые,

горькие,

синие,

кислые,

белые.

соленые.

56

 

Предметы, разные по весу:

легкие,

тяжелые. 5) Предметы, разные 

по форме:

круглые,

прямоугольные,

продолговатые.

В таблицах везде оставлено место для новых признаков, слова

вес,   форма,   вкус,   цвет,   величина  написаны   красным   цветом  и

подчеркнуты. На данном уроке учитель еще не знакомит детей с

таблицей «Предметы из разных материалов».

Учащимся   дают   для   описания   овощи:   морковь,   помидор,

луковицу,   свеклу.   Учитель   предлагает   детям   выполнить   уже

знакомую   работу   —   ответить   на   вопросы,   пользуясь   таблицами.

Например,   на   вопрос   «Каков   помидор?»   ребенок   отвечает,   по-

очередно   обращаясь   к   таблицам:   «Помидор   большой,   круглый,

красный,   тяжелый,   кислый».   После   разбора   задания   учащиеся

самостоятельно выполнили письменное упражнение.

Затем учитель обратил внимание детей на слова, выделенные в

таблицах красным цветом (цвет, величина, вкус, вес, форма), указав,

что   они   объединяют   несколько   признаков.   (Например,  легкий,

тяжелый — вес.) Чтобы учащиеся закрепили эти понятия, учитель

в   дальнейшем,   давая   новые   задания,   привлекает  к  ним  внимание

детей.   Постепенно   в   таблицы   вносятся   новые   слова  (очень,   не

очень,   очень   легкий,   не   очень   тяжелый  —   4-й   класс,  овальный,

неправильной формы и т. д.).

В   четвертой   четверти   3-го   класса   дети   знакомятся   с   таблицей

«Предметы,   разные   по   материалу»:  деревянный,   металлический,

бумажный, стеклянный, картонный.

Для   того   чтобы   дети   лучше   усвоили   этот   сложный   материал,

можно рекомендовать такие виды заданий во внеклассное
время:

а)

Узнавание предметов по определенным признакам. На

пример, знакомые предметы закрыты тканью, ребенок ощупывает 

их и называет. На вопрос учителя, как он узнал предмет,

ученик должен ответить: «По форме». Ребенку завязывают глаза и 

дают попробовать кусочек какого-либо фрукта или овоща.

На вопрос, как он узнал предмет, ученик должен ответить: «По

вкусу». «Лук горький, я узнал его по вкусу».

б)

Игра «Гость». В класс входит ученик с пакетом и говорит: 

«У меня круглый, сладкий, тяжелый, желтый предмет»

(яблоко). Если дети отгадают  и  правильно  назовут  предмет,

гость остается и отдает «подарок» ребятам. Если же «хозяева»

не могут ответить на вопрос «гостя», он уходит.

4) Предметы, 

разные по величине:

большие,

маленькие.

3)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..