Главная Учебники - Разные Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 ..
ятельно представить и описать начало и конец эпизода, изоб- раженного на картинке, установить логические связи. Поэтому очень важно научить детей анализировать картинку: внимательно рассмотреть ее, выяснить основное содержание, выявить подробности, установить связи с предшествующими и последу, ющими моментами. Сочинение по одной картинке дети пишут вначале по данному учителем, а в 4-м классе по коллективно составленному плану. Окажут помощь учащимся в планировании и в выполнении письменной работы опорные слова и фразы. Обязательным условием успеха в работе по сюжетной картинке является использование личного опыта детей; для этого мы рекомендуем проведение экскурсий по предстоящей теме сочинения, чтение рассказов, стихотворений. Эта работа в зависимости от возраста и уровня речевого раз- вития детей должна постепенно усложняться путем использования более содержательных картинок, с большим числом действующих лиц, с более сложными причинно-следственными связями. Помощь учителя, его вопросы и задания должны приобретать "более общий характер, чтобы получать от детей ответ не одной фразой, а несколькими, связанными по смыслу (например: «Расскажите о детях, которые изображены на картинке» и т. п.). Обучение умению писать сочинение по одной картинке следует начинать с тщательного знакомства с заданием. Можно предложить следующую схему работы. На доске учитель прикрепляет одну картинку, составляющую часть (среднюю) сюжетной серии; рядом пишется текст к ней, две другие картинки (начало и конец) повернуты обратной стороной к классу. Учитель разбирает с детьми содержание картинки, опираясь на текст к ней. После этого детям предлагается в двух рисунках изобразить предыдущие и последующие события. Учитель анализирует рисунки детей, выбирает лучшие, открывает перевернутые картинки, сравнивает с ними детские рисунки и предлагает учащимся выполнить знакомое им задание — написать сочинение по серии картинок, использовав вместо первой и третьей картинок свои рисунки. Это знакомо и понятно детям и вызывает большую активность в работе. В зависимости от степени речевой подготовленности, возраста учащихся, цели, которую ставит перед собой учитель, задания могут быть более или менее сложными. 1. Перед детьми картинка (любая из серии) и текст к ней (начало, середина или конец будущего сочинения), две другие картинки перевернуты. 2, Детям дана картинка с текстом, а к другим, перевернутым (можно вместо них начертить на доске рамки и указать, что на этом месте должна быть картинка), написан план — в 32 вопросительных или повествовательных предложений, дробный или краткий; можно дать опорные слова и выра- жения. 3. Наконец, можно вывесить сюжетную картинку и дать задание написать по ней сочинение, использовав данный учи- телем или составленный коллективно план. Проиллюстрируем эти положения уроками во 2-м и 3-м классах. Урок развития письменной речи во 2-м классе. Тема. Сочинение по одной сюжетной картинке. Цель. Обучение учащихся умению писать сочинение по одной сюжетной картинке. На картинке лето. Двое мальчиков увидели раненую ворону, которая не может лететь. Они бегут к ней, хотят поймать ее. Картинка прикреплена на доске, рядом с ней, справа и слева, две перевернутые картинки. Учитель напоминает учащимся, что в прошлый раз они писали сочинение по трем картинкам, и сообщает, что сегодня они будут писать сочинение по одной картинке, остальные закрыты, надо догадаться, что на них на- рисовано. Начинается разбор данной картинки. Учитель. Кто нарисован на картинке? Учащиеся. Два мальчика и ворона. Учитель. Где это было? Учащиеся. В парке. Учитель открывает текст к данной картинке. Ворона испугалась и побежала. Она хотела полететь, но не могла. Вова говорит: «У вороны болит крыло. Она не может лететь». Саша и Вова побежали за вороной. Она прыгала по дорожке парка. Мальчикам жалко ворону. Во время чтения учитель привлекает внимание учащихся к местоимению она, выясняет, как они понимают его значение. Учитель. Почему ворона испугалась? Учащиеся. Два мальчика. Учитель. Кто это она? Учащиеся. Ворона. Учитель. Почему ворона не могла полететь? Учащиеся. У вороны болит крылья. Учитель. Подумайте, почему ворона на земле. Учащиеся. Охотник ранил. Учитель. А потом что случилось? Учащиеся. Домой принесли ворону, кормили. После беседы учитель обращается к детям: 2 Заказ 383 33 |