Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 3

 

 

ятельно   представить   и   описать   начало   и   конец   эпизода,   изоб-

раженного   на   картинке,   установить   логические   связи.   Поэтому

очень важно научить детей анализировать картинку: внимательно

рассмотреть   ее,   выяснить   основное   содержание,   выявить

подробности,   установить   связи   с   предшествующими   и   последу,

ющими моментами.

Сочинение по одной картинке дети пишут вначале по данному

учителем, а в 4-м классе по коллективно составленному  плану.

Окажут   помощь   учащимся   в   планировании   и   в   выполнении

письменной   работы   опорные   слова   и   фразы.   Обязательным

условием   успеха   в   работе   по   сюжетной   картинке   является

использование личного опыта детей; для этого мы рекомендуем

проведение   экскурсий   по   предстоящей   теме   сочинения,   чтение

рассказов, стихотворений.

Эта работа в зависимости от возраста и уровня речевого раз-

вития детей должна постепенно усложняться путем использования

более содержательных картинок, с большим числом действующих

лиц, с более сложными причинно-следственными связями. Помощь

учителя, его вопросы и задания должны приобретать "более общий

характер,   чтобы   получать   от   детей   ответ  не   одной   фразой,   а

несколькими,   связанными   по   смыслу   (например:   «Расскажите   о

детях, которые изображены на картинке» и т. п.).

Обучение умению писать сочинение по одной картинке следует

начинать   с   тщательного   знакомства   с   заданием.   Можно

предложить следующую схему работы.

На доске учитель прикрепляет одну картинку, составляющую

часть (среднюю) сюжетной серии; рядом пишется текст к ней, две

другие картинки (начало и конец) повернуты обратной стороной к

классу.   Учитель   разбирает   с   детьми   содержание  картинки,

опираясь на текст к ней. После этого детям предлагается в двух

рисунках   изобразить   предыдущие   и   последующие  события.

Учитель анализирует рисунки детей, выбирает лучшие, открывает

перевернутые   картинки,   сравнивает   с   ними   детские   рисунки   и

предлагает учащимся выполнить знакомое им задание — написать

сочинение по серии картинок, использовав вместо первой и третьей

картинок свои рисунки. Это знакомо и понятно детям и вызывает

большую активность в работе.

В зависимости от степени речевой подготовленности, возраста

учащихся,   цели,   которую   ставит   перед   собой   учитель,  задания

могут быть более или менее сложными.

1. Перед детьми картинка (любая из серии) и текст к ней 

(начало, середина или конец будущего сочинения), две другие

картинки перевернуты.

2, Детям дана картинка с текстом, а к другим, перевернутым

(можно вместо них начертить на доске рамки и указать, что на 

этом месте должна быть картинка), написан план — в

32

вопросительных   или   повествовательных   предложений, 

дробный или краткий;  можно дать опорные слова и выра-

жения.

3.   Наконец,   можно   вывесить   сюжетную   картинку   и   дать

задание   написать   по   ней   сочинение,   использовав   данный   учи-

телем или составленный коллективно план.

Проиллюстрируем эти положения  уроками  во  2-м и 3-м

классах.

Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема. Сочинение по одной сюжетной картинке.

Цель.   Обучение   учащихся   умению   писать   сочинение   по

одной сюжетной картинке.

На картинке лето. Двое мальчиков увидели раненую ворону,

которая не может лететь. Они бегут к ней, хотят поймать ее.

Картинка прикреплена на доске, рядом с ней, справа и слева,

две   перевернутые   картинки.   Учитель   напоминает   учащимся,

что в прошлый раз они писали сочинение по трем картинкам, и

сообщает,   что   сегодня   они   будут   писать   сочинение   по   одной

картинке, остальные закрыты, надо догадаться, что на них на-

рисовано. Начинается разбор данной картинки.

Учитель. Кто нарисован на картинке?

Учащиеся. Два мальчика и ворона.

Учитель. Где это было?

Учащиеся. В парке.

Учитель открывает текст к данной картинке.

Ворона испугалась  и побежала. Она хотела полететь,  но не

могла.   Вова   говорит:   «У   вороны   болит   крыло.   Она   не   может

лететь».   Саша   и   Вова   побежали   за   вороной.   Она   прыгала   по

дорожке парка. Мальчикам жалко ворону.

Во время чтения учитель привлекает внимание учащихся к 

местоимению она, выясняет, как они понимают его значение. 

Учитель. Почему ворона испугалась? Учащиеся. Два 

мальчика. Учитель. Кто это она? Учащиеся. Ворона.

Учитель. Почему ворона не могла полететь? 

Учащиеся. У вороны болит крылья. Учитель. 

Подумайте, почему ворона на земле. Учащиеся. 

Охотник ранил. Учитель. А потом что случилось? 

Учащиеся. Домой принесли ворону, кормили. 

После беседы учитель обращается к детям:

2    Заказ 383

33

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— Нарисуйте первую и третью картинки. Рисуйте простым

карандашом 5 минут, а потом я покажу картинки, и мы по-

смотрим, кто правильно нарисовал.

Дети приступают к выполнению задания; учитель подхо-

дит   к   каждому   ученику   и   помогает   по   мере   надобности

осмыслить   сюжет.   Через   5—7   минут   он   собирает   рисунки

детей   и  сравнивает   их   с   картинками,   при   этом   уточняются

детали и проводится словарная работа.

Учитель.   Витя   правильно   нарисовал.   Почему   ворона

упала?

Учащиеся. Крылья болят.
Учитель. Какая ошибка на рисунке у Саши?

Учащиеся. Дерево маленькое, а мальчик большой.

Учитель. Зачем мальчики поймали ворону?

Учащиеся. Спасти, кормить. Чтобы лечить.

После такой подготовительной творческой работы учитель

снова закрывает первую и третью картинки:

— А сейчас пишите сочинение по трем картинкам: 1-я и

3-я — ваши картинки, 2-я — моя, текст к ней перепишите.

Учитель раздает детям их рисунки, помогает исправить в

них некоторые детали, и учащиеся начинают писать. Учитель

следит за работой каждого, в нужный момент подсказывает

слова и выражения, необходимые для раскрытия содержания

рассказа.

Приводим работу Лены   О.

Ворона.

Это было летом. Небо голубое. На земле лежит сухая трава.

На   деревьях   распускаются   листья.   Ворона   упала   на   землю.

Ворона   клюет   зерно   и  хлеб.   Мальчики   увидели,   как   ворона

упала.   Мальчики   кричит   «Ой,   ворону  жалко.   Оконик   убил

ворону». Ворона кричит «Кря-кря-кря».

Ворона испугалась и побежала. Она хотела полететь, но не

могла.   Вова   говорит:   «У   вороны   болит   крыло.   Она   не   может

лететь».   Саша   и  Вова  побежали   за   вороной.   Она   прыгала   по

дорожке парка. Мальчикам жалко ворону.

Мальчики   поймали   ворону.   Они   хотели   лечить   ворону.

Мальчики поймали врону и однесу домой. Мальчики и ворона

пошли домой.

Перед   нами   сочинение   с   ярко   выраженным   сюжетом,   с

описанием погоды, обстановки, в которой происходит действие.

Это  сочинение  служит  доказательством  того,   что  учитель   ре-

зультативно провел обучение новому виду письменной работы.

Урок развития письменной речи в 3-м классе. Тема. Сочинение 

по одной сюжетной картинке. Цель. Учить детей творчески 

дополнять предыдущие и последующие события,
34

Учащиеся   уже   знакомы   с   сочинением   по   одной   картинке,  поэтому

учитель усложняет задание, ставит перед детьми задачи, которые они

должны решить самостоятельно.

Перед учащимися картинка: лето; пруд; на берегу девочка и утка с

утятами;   девочка   читает   книгу;   орел   схватил   одного  утенка   и

поднимается высоко в небо. Две другие картинки перевернуты, текста

нет;   на   доске   написаны   только   опорные   слова   и   предложение:  пруд,

утята, утка, унес, берег. Орел схватил.

Учитель обращается к детям:

—   Сегодня   мы   будем   писать   сочинение   по   одной   картинке.  Вам

нужно придумать, что было сначала и что будет потом.

Учитель объясняет слова, используя открытую картинку,   и задает

два-три   вопроса:   какое   время   года?   Почему   книга   лежит   на   берегу?

Какое лицо у девочки?

Наконец,   учитель   предлагает   придумать   заглавие   и   писать

сочинение,   предварительно   напомнив,   что   нужно   внимательно

рассмотреть   открытую   картинку,   спрашивать   все,   что   трудно  и

непонятно.

Случай на пруду.

Это было летом. На деревьях зеленая листва. На земле росла зеленая

трава и цветов. Погода была хорошая. Солнце светит ярко и греет.

Утром мама попросила дочку надо пасет утят.  Таня взяла книгу и

погнала утят к пруду. Вода была теплая. Утка утятя плавают по воде, а

Таня читает интересную книгу.

Высоко в небе летает большой страшный орел. Вдруг Таня услышала,

как мама утка кричит «кря-кря». Таня смотрела в небе и испугалась бро -

сила книгу.

Орел схватил маленького утенка. Мама будет ругать. Таня стала про-

гонять утят домой. Мама сказала Тане «Надо внимательно смотреть за

утятами».

(Сочинение Юли Л.)

В   сочинении   ясно   видна   сюжетная   линия,   описана   погода  и

обстановка,   где   происходит   действие;   имеются   и   попытки  сделать

обобщение,   вывод.   Можно   сказать,   что   проведенная  учителем   работа

достигла цели.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЗАКРЫТОЙ КАРТИНКЕ

Как мы видели выше, работа с серией картинок и одной  сюжетной

картинкой, при учете особенностей восприятия слабослышащих, уровня

их речевой подготовленности, позволяет  учителю достигать успехов в

словарном   обогащении   учащихся,  в   обучении   последовательности   и

полноте   изложения.   Аналогичные   задачи   решаются   и   при   работе   с

закрытой   картинкой,   которая   благоприятствует   активной

интеллектуальной деятель-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ности   учащихся,   развитию   фантазии,   памяти   и   логического

мышления,   способствует   осуществлению   грамматических

целей,  в   частности   обучению   правильному   построению

вопросительных предложений.

Работа с закрытой картинкой разнообразна, посильна она

уже для учащихся 3—4-го классов.

Рассмотрим основные методические пути обучения сочине-

ниям по закрытой картинке.

1. Учитель объявляет детям, что у него интересная кар

тинка, но он ее не покажет. Узнать, что на ней нарисовано, 

можно, задавая вопросы учителю: он отвечает на вопросы 

таким образом, чтобы у детей в результате беседы возникло 

достаточное представление о содержании картины и они 

смогли сами изобразить в рисунке то, о чем шел разговор. 

Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку. 

Учитель сравнивает детские рисунки с картинкой, которую 

он наконец открывает.

Происходит уточнение деталей рисунков, и дети пишут 

сочинение по своим картинкам. 

2. Аналогичную работу можно проводить по серии 

закры

тых картинок, когда учащиеся задают вопросы к каждой кар

тинке в отдельности. Могут быть закрыты все картинки 

серии,

беседу же учитель ведет только по одной (средней) картинке, 

а зарисовки дети производят к первой и третьей (начало и 

конец). Вместо картинки учитель может показать лист 

чистой бумаги и проводить беседу по заранее намеченному 

сюжету и содержанию предполагаемой картинки. Учащиеся 

делают за рисовку к «картинке».

3. Учащиеся не делают никаких зарисовок, а после 

беседы по закрытой картинке сразу пишут сочинение.

Условием эффективности работы с закрытой картинкой бу-

дут: логическая последовательность ответов учителя, выража-

ющаяся в том, чтобы содержание картинки раскрывалось от

общего к частному; правильно организованная словарная ра-

бота; привычка детей задавать вопросы в то время, когда они

рисуют; внимание к деталям развития действия при сравне-

нии зарисовок детей с картинкой или текстом-образцом.

Особенно   ответственны   уроки   первоначального

знакомства  с   этим   видом   работы,   а   также   уроки,   целью

которых является обучение учащихся постановке вопросов и

составлению плана.

Во многих разделах данного пособия привлекается внима-

ние учителей к обучению слабослышащих детей планированию

письменной работы.

План   представляет   собой   наиболее   обобщенную   передачу

содержания какого-либо текста, дает возможность связно и по-

следовательно изложить мысли, написать сочинение. У уча-

щихся в результате систематической и разносторонней работы

над планом вырабатывается  навык  правильно  начать работу

(найти   завязку),   развить   действие,   подчеркнуть

кульминацион-36

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ный   пункт,   сделать   вывод.   Работа   над   планом   играет   большую  

развитии мышления и речи слабослышащих детей.

В связи с программой по чтению и развитию письменной речи работа

над   планом   ведется   в   различных   направлениях:  обучение   форме

планирования, умению выразить главную мысль каждой части и т. д.

В   младших   классах   следует   практиковать   самые   разнооб

приемы составления картинного плана. Работа над словесным планом как

подготовка   к   составлению   планов   сочинений   может   проводиться

следующим образом:

1. Деление текста на части под руководством учителя и са-

мостоятельно учащимися. Самостоятельное деление текста на части 

соответственно данным пунктам плана.

3. Выбор из нескольких вариантов каждого пункта плана

одного, наиболее точно   отражающего  содержание  части или

картинки.

4. Работа над  заглавием  текста  намеченного   сочинения.

Вначале, в 3-м классе, со слабослышащими учащимися следует

работать над планом в форме вопросов, затем в форме повест

вовательных предложений, наконец, в виде назывных предло

жений (4—6-й классы). Можно в зависимости от содержания

работы составлять  и  смешанные  планы:   некоторые  пункты

оформлять в виде вопросов, другие — в виде назывных предложений.

Сочинения   учащиеся   пишут   вначале   по   данному   учителем  

затем план составляется коллективно, и, наконец (с 4-го класса), детей

обучают   самостоятельной   работе   над   планом.  В   системе   обучения

планированию важны такие приемы, как: а) наводящие вопросы (О чем

вы будете писать сначала? О чем говорится дальше? И т. д.); б) деление

будущего   сочинения   на  логически   законченные   части.   Содержание

каждой части разбирается, выделяется главная мысль, озаглавливается

каждая часть рассказов — эти заголовки составят пункты плана.

От   учителя   требуется   организовать   работу   так,   чтобы   дети   не

формально   придумывали   заголовки   к   пунктам   плана,   а   по

необходимость плана, ощутили его помощь при написании сочинения.

Работа   над   сочинением   по   закрытой   картинке   позволяет  наглядно

убедить   детей   в   надобности   плана,   является   эффективным   средством

обучения планированию.

Рассмотрим два  урока   развития   письменной   речи в 4-м

классе.

Урок на т ему: сочинение по картинке.

Цель. Познакомить учащихся с новым видом работы — сочинением

по закрытой картинке.

На картинке изображено летнее раннее утро. Мальчик ло-

37

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вил рыбу и упал в воду. На помощь   ему   бросается 

Вдали, 

на противоположном берегу, видна лодка. Учитель

обращается к детям:

- Сегодня мы будем писать сочинение по одной картинке, вот она. Но

я вам ее не покажу. Вы будете у меня спрашивать, а я буду отвечать, что

нарисовано на картинке.

Учащиеся. Какое время года?

Учитель. Лето.
Учащиеся. Что делали мальчики?

Учитель.  Почему ты думаешь, что есть мальчики? Еще подумай, 

как спросить.

Учащиеся. Какая погода?
Учитель. Погода хорошая, раннее утро.
Учащиеся. Где находится?

Учитель. Надо спросить: что нарисовано? Река.

Учащиеся. Кто нарисован?

Учитель. Мальчики.
Учащиеся. Есть девочка или нет?
Учитель. Нет, девочка не нарисована на картинке.

Учащиеся. Что нарисовано?

Учитель. Берег, дома, лодка.

Учащиеся. Мальчик упал или нет?

Учитель. Да, мальчик в воде.
Учащиеся. Что случилось? Почему упал?

Учитель. Мальчик ловил рыбу, поскользнулся и упал.
Учащиеся. Есть ли мост?
Учитель. Да, мальчик стоял на мостике.
Учащиеся. Кто помог? Утонул?

Учитель. Мимо шел пионер. Он спас мальчика, вытащил его на 

берег.

После   этого   учитель   предлагает

тинку:

Я  посмотрю,   как  вы   поняли

тинку.

Учащиеся начинают   рисовать   и типа:

Мальчик закричал?

А что другой делает? И т. п.

Но вот учащиеся закончили рисование, учитель собирает рисунки,

открывает картинку и текст-образец, рядом с которым  записаны слова,

словосочетания   и   предложения:  отправился,  клевала   рыба,   удочка

закачалась, не удержался, забросил удочку, бросился на помощь.
Текст-образец:

Наступили летние каникулы. Владик очень любил ходить на 

рыбалку. Однажды Владик проснулся рано, взял банку с червяками, 
удочку, ведерко и пошел на реку, 38

пионер.

детям   нарисовать

кар-

,   а   потом   открою

кар-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Владик забросил удочку и ждал. Удочка закачалась. Мальчик стал

тащить удочку, но не удержался и упал в воду. Он не умел плавать и

стал тонуть.

В   это   время   мимо   реки   шел   пионер   Саша.   Саша   услышал  крик

мальчика и бросился ему на помощь. Он вытащил Влади-ка на берег.

Владик благодарил Сашу. Саша поступил, как настоящий пионер.

Учитель сравнивает детские рисунки с картинкой, чи тает текст-

образец, объясняет слова, затем снимает картинку,  вытирает  текст,  и

учащиеся приступают к самостоятельной работе — пишут сочинение

по своим картинкам.

На рыбалке.

Владик любил ходить на рыбалку. Владик встал рано утром. Он взял

удочки и искал банку с червяками и ведро и пошел на речку. Владик

увидел   и   подошел   к   мостику.   Он   насаживает   червяк   на   крючок.   Он

наловил много рыб и был рад. Владик ждал и думал: «Бывает на крючок

нет червяка? Он хотел вытащить и не мог, он сразу поскользнулся и

сразу  упал  в воду, но он не умел плавать и тонет. Саша мимо ходил

реке и увидел мальчик. Саша быстро росделся брюки и рубашку, майку

и побежал мостику и прыгнул в воду и спасает его. Владик благодарил

Сашу. Вот настоящий пионер.                          (Сочинение   Руслана

Р.)

Мы   видим   последовательность   изложения,   отчетливый

сюжет, соответствующий проведенной по картинке беседе, уче ник

пытался   рассказать   даже   о   мелких   деталях.   Безусловно,   работа

отражает активную деятельность ученика.

Урок   развития   письменной   речи   в   4-м   классе   на   ту   же   те-м

у: сочинение по сюжетной картинке.

Цель. Обучение планированию.

На   предыдущем   уроке   развития   письменной   речи   была   про -

ведена   беседа   по   закрытой   картинке   из   серии   «Хорошие   това -

рищи»   :   на   1-й   картинке   —   больная   женщина,   мальчик,   ее   сын,

который   ухаживает   за   своей   матерью.   На   2-й   картинке   —

класс, мальчик, стоящий у доски. Видно, что урока он не вы учил.

На 3-й картинке показано, как товарищи помогли маль чику и его

больной   маме.   На   4-й   картинке   мама   мальчика,   которая   уже

поправилась,   благодарит   детей   за   помощь.   Работа   велась   с

закрытой   1-й   картинкой.   Целью   первого   урока   был   общий   обзор

содержания   картинки   по   вопросам   детей   и   работа   над

формулировкой этих вопросов. Вот вопросы в том порядке

,

39

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в котором их задавали дети: кто есть на этой картинке? Что есть

на этой картинке? Что делает женщина? Что делает ребенок?

Что   стоит   на   столе?   Кто   пришел   к   женщине?   Кто   ребенок:

мальчик или девочка? Что стоит в комнате? Что есть в графи-

не, в бутылке? Где стоит кровать? А стулья есть? Какое время

года? Платок есть? А кровать есть?

На каждый вопрос учитель давал ответ, но не исчерпываю-

щий, а побуждающий учащихся задавать следующий вопрос,

чтобы уточнить ситуацию.

Приведенные выше вопросы были записаны на доске в том

порядке, в каком их задавали учащиеся. Учитель обратил вни-

мание детей на ошибки в построении вопросов, помог испра-

вить их, а затем учащиеся записали вопросы в тетради и в ос-

тавшееся время рисовали по ним картинку.

На другой день на доске был записан образец рассказа по

той же самой картинке и вопросы учащихся, которые они зада-

вали накануне, причем в том же самом порядке. Рядом висела

открытая картинка. Вначале учитель сравнил с ней рисунки

детей, отметил лучшие, а затем обратил внимание учащихся на

текст и вопросы:

Ребята, попробуйте рассказать по этим вопросам.

После первой же попытки рассказать послышались реплики 

детей:

Нельзя, невозможно.

Путем сопоставления текста и вопросов учащиеся убеди-

лись, что вопросы расположены в беспорядке и что мало во-

просов смысловых, больше же вопросов, касающихся деталей.

Сравнение было таким наглядным и ярким, что предложение

расположить вопросы последовательно и выбрать такие, кото-

рые   раскрывали   бы   содержание   картинки,   было   встречено

детьми   как   вполне   закономерное.   Теперь   вопросы   были

расположены следующим образом:

1. Какое время года? Когда это было?

2. Какая была погода?

3. Где это было?

4. Почему мама Коли заболела?
5. Почему мальчик опечалился?

6. Что он сделал?

7. Куда пошел мальчик?

8. Кто помог маме?

Вопросы эти представляют собой план образца, который

был написан на доске.

Таким   образом,   учитель,   преследуя   определенную   цель

(обучение   планированию,   последовательному   раскрытию

содержания), использовал несколько видов работы: работу с

закрытой  картинкой,   сравнение   вопросов   с   текстом,

последовательное расположение вопросов,

40

С

ОЧИНЕНИЕ ПО ИНСЦЕНИРОВКЕ

К эффективным средствам развития речи детей с недостат-

ками   слуха   наряду   с   использованием   отдельных   сюжетных

картинок,  серий картинок,  макетов  и т.  п.  относятся задания,

связанные   с   демонстрацией   действий   и   инсценировками.   Они

помогают раскрыть содержание текстов, установить различные

языковые закономерности, уточнить и обогатить словарь уча-

щихся. Действенны они и в процессе обучения слабослышащих

школьников письменной речи. Причиной широкого примене-

ния этих заданий при обучении слабослышащих учащихся ре-

чи является их наглядно-образный характер.

Мы   хотели   бы   обратить   внимание   учителей   на   следующие

положения, характерные для этого вида работы. С одной сто-

роны, логика явлений и действий в умело подобранных инсце-

нировках часто более доступна детям, чем при показе картинок.

Слабослышащий ребенок перед тем, как выполнять письмен-

ное  задание,   находится  в  роли  зрителя,   т.   е.  переживает  уви-

денные сюжеты инсценировок, как бы сам является их участ-

ником.   На   ученика-зрителя  инсценировка   своей  динамичнос-

тью, конкретностью производит глубокое впечатление, вызыва-

ет определенные эмоции, активизирует, подготавливает к твор-

честву. Однако, с другой стороны, нужно помнить и о том, что

слабослышащие дети часто не умеют наблюдать, обращают вни-

мание   на   второстепенные,   несущественные   детали.   Иногда

именно эти детали вызывают эмоции учащихся, которые в ре-

зультате  забывают  или обращают недостаточное  внимание  на

основное   в   инсценировке.   Наконец,   недоразвитие   речи   слабо-

слышащих детей, неумение обобщенно передавать наблюдае-

мое   ведет   к   тому,   что   они   описывают   все   увиденные   детали,

действия, как бы протоколируют в письменных работах наблю-

даемую инсценировку.

Поэтому,   предлагая   учащимся   написать   сочинение   по   ин-

сценировке, учитель должен, используя творческое настроение

детей, обращать основное их внимание на суть событий, обу-

чать обобщенной передаче действий в письменной форме. Толь-

ко при такой направленности в работе можно рассчитывать на

продуктивность использования данного вида заданий. Просле-

дим систему этой работы.

Прежде   всего   своеобразие   этого   вида   работы   (динамич-

ность   инсценировки,   эмоциональная   окрашенность,   конкрет-

ность) приводит к ряду вопросов: когда начинать работу, с

чего   начинать,   какие   подготовительные   упражнения   необхо-

димы. Ориентиром здесь является, конечно, программа по раз-

витию   речи   и   формированию   грамматического   строя   языка,

уровень речевого развития учищихся, а также учет возрастных

особенностей слабослышащих учеников,

41

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эту   работу   следует   начинать   со   2-го   класса.   Учащиеся

составляют предложения по демонстрации действий, которые

рекомендуются программой по разделу формирования грамма-

тического строя речи.

К   этому   времени   учащимся   уже   доступно   восстановление

деформированного текста по демонстрации действий. Послед-

нее является подготовительным упражнением к рассматривае-

мому виду работы.

Необходима самая тщательная подготовка учителя с учетом

речевого развития слабослышащих учащихся. Подобрав дейст-

вия, по которым дети будут составлять предложения, следует

их демонстрировать в такой последовательности, чтобы дети по-

степенно учились употреблять названия действий в разных зна-

чениях и ситуациях. Например, глагол  ловит  обычно усваива-

ется нашими детьми в таких фразах, как Кошка ловит мышку,

Петя ловит Сашу, Мальчик ловит бабочку, и других, т. е. когда

название   действия  (ловит)  предполагает   действие,   имеющее

целью схватить, остановить движение удаляющегося предмета.

Но этим значение слова  ловит  не ограничивается. Ведь можно

останавливать движение и тех предметов, которые приближа-

ются, а не только удаляются. Например,  ловить мяч  — значит

схватить, остановить приближающийся предмет и т. п.

Проиллюстрируем эти положения уроком в 3-м классе. Ко 

времени урока учащиеся были практически ознакомлены на 

уроках формирования грамматического строя языка с такими 

темами, как переходность действия на предмет, направленность 

действия на предмет, и выражением пространственных и вре-

менных отношений. Основываясь на этом, учитель за три дня 

до урока развития письменной речи на других уроках (чтение, 

формирование грамматического строя речи, развитие устной 

речи) устно составляет с учениками предложения по демонстра-

ции действий (демонстрируются те действия, которые должны 

будут стать компонентом будущего задания на уроке разви-  ]

тия письменной речи). Так, можно составить предложения по 

следующим действиям:   учительница поставила портфель на 

окно. Учительница расстегнула кофту. Учительница   достала 

книгу из портфеля и т. п. Затем учительница проводит анализ 

предложений по вопросам, обязательно объясняя новые слова. 

На данном уроке развития письменной речи работа проводится

следующим образом. Действия производит учитель, который 

работает в другом классе. Детям сказано, что нужно вни-

мательно следить за действиями учителя, а затем они будут 

икс 5 гь.

Примерное  содержание демонстрации-инсценировки:

Учитель входит в класс, ставит портфель на окно, достает 

книгу, садится за стол и читает.

42

Рассмотрим типичные сочинения.

Дядя вошел в класс. Он поставил портфель на окне и достал 

книгу. Дядя сел на стул и расстегнул кофту. И стал читать книгу.
(Сочинение Лены Т.)
Учитель несет портфель, открыл портфель и достал книгу. Он 
расстегнул  и читал книгу
(Сочинение Светланы  В.)

Первое   впечатление,   что   учащиеся   справились   с   новым   для  них

заданием.   Но   остановимся   на  некоторых  приемах   учителя и более

глубоко присмотримся к работам детей.

Прежде   всего,   инсценировку-демонстрацию   исполнял   другой

учитель   (мужчина).   Это   было   сделано   намеренно,   чтобы  внести

элемент новизны в урок, поставить перед детьми определенные задачи.

Далее,   при   подготовке   к   уроку   не   все  действия,   входящие   в

инсценировку, демонстрировались, а лишь наиболее трудные, новые

для детей, требующие словарной работы; это также было сделано с

целью   активизации  детей,   воспитания   самостоятельности   —

учащиеся   должны  были   использовать   свой   опыт,   свои   знания.

Поэтому они не обращались к учителю за помощью, не отвлекались

—   они  были  всецело   поглощены   выполнением   нового,   но   в  то  же

время интересного и посильного задания. Таким образом, учительница

добилась   поставленной   цели   —   ознакомила   детей   с   новым   видом

работы, заинтересовала их.

Однако такой ход работы логичен только в период первоначального

знакомства   учащихся   с   сочинением   по   инсценировкам.   Основанием

для этого вывода являются результаты приведенных выше сочинений:

учащиеся   слепо   переносят   в  новое   задание   предварительно

составленные предложения, например:  Дядя сел на стул и расстегнул

кофту (эту ошибку допустило подавляющее большинство учащихся).

Мы   подчеркиваем,   что   для   успеха   дальнейшей   работы   нужно

приучать   детей   самостоятельно   анализировать   увиденное,

спрашивать   у   учителя   новые   и   непонятные   слова.   Можно   сказать,

что ведущим принципом на подобных уроках должно быть развитие

самостоятельности   учащихся,   активизация   их   познавательной

деятельности   и   воспитание   внимания   и   интереса   к   средствам

выражения   увиденного   действия.

 Мы   показали   приемы

первоначального знакомства слабослышащих учащихся с сочинением

по   демонстрациям-инсценировкам.   Для   раскрытия   особенностей

методики дальнейшей работы с этим упражнением рассмотрим урок

в VI классе.

Тема. Сочинение по инсценировкам.
Цель.   Обучение последовательному выражению мыслей,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..