Главная Учебники - Разные Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
Учитель открывает доску и объясняет слова и словосочетания дворник, залить горку водой, шланг, покрылась льдом, сбрасывали снег на землю. Учитель открывает деформированный текст: - А сейчас прочитаем рассказ. Потом пионеры пошли к дедушке дворнику и попросили его залить горку водой. Дедушка взял шланг и полил горку. Наступила зима. Выпал пушистый белый снег. Земля стала вся белая. Красиво на дворе. Вода замерзла, и горка покрылась гладким льдом. Дети начали кататься на санях. Весело было ребятам. Пионеры 4 класса Б решили сделать снежную горку, чтобы кататься на санях. Они взяли лопаты и пошли во двор. Мальчики и девочки на санях Учитель. К какой части эта картинка? Учащиеся (прикрепляют картинку к соответствующей части рассказа). Конец. К последней. Учитель. Правильно. А теперь сами спишите рассказ по порядку. Учащиеся выполняют письменную работу. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ, ПРИ ПОМОЩИ ИНСЦЕНИРОВОК Работу с деформированным текстом можно использовать с целью обучения слабослышащих учащихся адекватному словесному выражению наблюдаемых ими действий. Отличие данного вида упражнений от других заключается в том, что события происходят на глазах у детей, поэтому впечатления конкретны, непосредственны, а это в работе с нашими учащимися очень важно. Обучая детей этому виду упражнений, советуем придерживаться следующих рекомендаций. Подбирая материал для инсценировок, следует увязать его с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Материал для этого вида работы неисчерпаем, его дает сама жизнь. Можно использовать действия и сценки из жизни класса, группы, т. е. из всей повседневной жизни детей. Усложнять материал следует постепенно. В затруднительных случаях деформированный текст и инсценировку надо сопоставить с верным текстом. Вначале детям предлагается для восстановления текст, де- формированный по частям. В дальнейшем можно постепенно усложнять задания: весь текст деформировать по частям, а одну часть деформировать по фразам, затем деформировать по фразам две части и т. д. и постепенно перейти к деформации всего текста по фразам. От учителя требуется большая предварительная работа: должна быть яркость сцены, четкость передачи действий, эмоциональность исполнения ролей. Демонстрацию действий или инсценировку может выполнять сам учитель или учащиеся. Желательно за несколько дней до выполнения задания на уроках русского языка или во внеклассное время назвать действия, входящие в инсценировку; таким образом, на уроке развития письменной речи названия демонстрируемых действий не будут для учащихся новыми. Так же предварительно должна проводиться словарная работа, так как во время демонстрации сценки не рекомендуется объяснять новые слова, чтобы не пропадала целостность восприятия и не пострадала выразительность действия. Предлагая для выполнения эти упражнения, учитель имеет возможность познакомить детей со словами отвлеченного характера. На первом уроке знакомства с рассматриваемым видом заданий надо записать два-три предложения по демонстрируемым действиям, предварительно проговорив их с учащимися, что поможет им понять предстоящее задание. Можно также на первых уроках предварительно прочитать текст, а затем уже проводить инсценировку. Интересен и такой прием: детям раздают карточки с тремя-четырьмя фразами, которые они должны, следя за инсценировкой, расположить последовательно. Схематически эту работу можно представить так. На доске написан деформированный по частям (в дальнейшем можно по фразам) текст, который пока закрыт. Учитель объясняет ход предстоящей работы, подчеркивает необходимость внимательно следить за всеми действиями «артистов». Затем разыгрывается инсценировка. Деформированный текст открывается, и дети получают задание написать его в той последовательности, какую они только что увидели. Приведем в качестве примера отдельные уроки. Урок развития письменной речи в 3-м классе. Тема. Первоначальное знакомство с восстановлением де- формированного текста по инсценировке. Учитель. Ребята, посмотрите внимательно, что будет де- лать Петя. Ученик выполняет действия, остальные по этим действиям 17 |