Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 2

 

 

Учитель открывает доску и объясняет слова и словосочетания  дворник,

залить горку водой, шланг, покрылась льдом, сбрасывали снег на землю.

Учитель открывает деформированный текст: - А сейчас прочитаем рассказ.

Потом пионеры пошли к дедушке дворнику и попросили его залить горку

водой. Дедушка взял шланг и полил горку.

Наступила зима. Выпал пушистый белый снег. Земля стала  вся белая.

Красиво на дворе.

Вода   замерзла,   и   горка   покрылась   гладким   льдом.   Дети   начали

кататься на санях. Весело было ребятам.

Пионеры 4 класса Б решили сделать снежную горку, чтобы кататься на

санях. Они взяли лопаты и пошли во двор. Мальчики и девочки на санях
привозили   снег,   сбрасывали   его   на  землю.   Долго   работали   пионеры,   и
получилась хорошая снежная горка.

Учитель. К какой части эта картинка? Учащиеся   (прикрепляют 

картинку  к соответствующей части рассказа). Конец. К последней.

Учитель. Правильно. А теперь сами спишите рассказ по порядку.

Учащиеся выполняют письменную работу.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО

ТЕКСТА ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ,

ПРИ ПОМОЩИ ИНСЦЕНИРОВОК

Работу   с   деформированным   текстом   можно   использовать   с  целью

обучения   слабослышащих   учащихся   адекватному   словесному  выражению

наблюдаемых ими действий. Отличие данного вида упражнений от других

заключается   в   том,   что   события   происходят   на   глазах   у   детей,   поэтому

впечатления   конкретны,   непосредственны,   а   это   в   работе   с   нашими

учащимися очень важно.

Обучая   детей   этому   виду   упражнений,   советуем   придерживаться

следующих рекомендаций.

Подбирая   материал   для   инсценировок,   следует   увязать   его  с

программой   по   формированию   грамматического   строя   языка  и развитию

устной речи.

Материал   для   этого   вида   работы   неисчерпаем,   его   дает   сама   жизнь.

Можно использовать действия и сценки из жизни  класса, группы, т. е. из

всей повседневной жизни детей.

Усложнять материал следует постепенно. В 

затруднительных случаях

деформированный текст и инсценировку надо  сопоставить с верным

текстом.
16

Вначале   детям   предлагается   для   восстановления   текст,   де-

формированный по частям. В дальнейшем можно постепенно  усложнять

задания:   весь   текст   деформировать   по   частям,   а  одну   часть

деформировать по фразам, затем деформировать по фразам две части и т.

д. и постепенно перейти к деформации всего текста по фразам.

От учителя требуется большая предварительная работа:  должна быть

яркость сцены, четкость передачи действий, эмоциональность исполнения

ролей. Демонстрацию действий или инсценировку может выполнять сам

учитель или учащиеся.

Желательно   за   несколько   дней   до   выполнения   задания   на  уроках

русского языка или во внеклассное время назвать действия, входящие в

инсценировку;   таким   образом,   на   уроке   развития   письменной   речи

названия демонстрируемых действий не будут для учащихся новыми.

Так же предварительно должна проводиться словарная работа, так как

во время демонстрации сценки не рекомендуется  объяснять новые слова,

чтобы   не   пропадала   целостность   восприятия   и   не   пострадала

выразительность действия.

Предлагая   для   выполнения   эти   упражнения,   учитель   имеет

возможность познакомить детей со словами отвлеченного характера.

На первом уроке знакомства с рассматриваемым видом заданий надо

записать   два-три   предложения   по   демонстрируемым   действиям,

предварительно   проговорив   их   с   учащимися,   что  поможет   им   понять

предстоящее задание.

Можно   также   на   первых   уроках   предварительно   прочитать  текст,   а

затем уже проводить инсценировку.

Интересен  и такой прием: детям раздают карточки с тремя-четырьмя

фразами,   которые   они   должны,   следя   за   инсценировкой,   расположить

последовательно.

Схематически   эту   работу   можно   представить   так.   На   доске   написан

деформированный   по   частям   (в   дальнейшем   можно   по  фразам)   текст,

который   пока   закрыт.   Учитель   объясняет   ход  предстоящей   работы,

подчеркивает   необходимость   внимательно  следить   за   всеми   действиями

«артистов».  Затем разыгрывается  инсценировка.  Деформированный текст

открывается,   и   дети  получают   задание   написать   его   в   той

последовательности, какую они только что увидели.

Приведем в качестве примера отдельные уроки.

Урок развития письменной речи в 3-м классе.

Тема.   Первоначальное   знакомство   с   восстановлением   де-

формированного текста по инсценировке.

Учитель.   Ребята,   посмотрите   внимательно,  что  будет   де-

лать Петя.

Ученик выполняет действия, остальные по этим действиям

17

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

составляют   с   помощью   учителя   предложения.   Затем   учитель

открывает доску с записанными в случайном порядке предложениями

:

1. Он взял книгу.

2. Петя открыл портфель.

3. Мальчик, стал читать интересный рассказ.

Учитель. Прочитаем первое предложение. Что делал Петя
сначала?
Учащиеся.   Неправильно. Сначала портфель.

Таким   образом,   дети   устанавливают   логическую   последова-

тельность предложений по действиям, которые выполнял ученик:

1. Петя открыл портфель.
2. Он взял книгу.
3. Мальчик стал читать интересный рассказ.

Попутно учитель обратил внимание детей на то, что слово  Петя

не   повторяется   в   каждом   предложении,   а   заменяется  словами

мальчик, он.
На уроке в 4-м классе инсценировался такой текст: После уроков 

Вова находился в классе, ему было скучно. Он встал  и пошел к 

шкафу,   который   стоял в углу.   Там было много интересных книг.

Мальчик   открыл   шкаф   и   взял   книгу,   но   вдруг   он   услышал

сильный стук в дверь. Он вздрогнул и уронил книгу.
Затем Вова поднял книгу и закрыл шкаф.

Мальчик достал обложку и обернул книгу. После этого он сел на

место и стал читать интересный рассказ.
Учащимся текст был представлен в таком виде:
Затем Вова поднял книгу и закрыл шкаф.

Он   встал   и   пошел   к   шкафу,   который   стоял   в   углу.   Там  было

много интересных книг.

Мальчик   открыл   шкаф   и   взял   книгу,   но   вдруг   он   услышал

сильный стук в дверь. Он вздрогнул и уронил книгу.

Мальчик достал обложку и обернул книгу. После этого он сел на

место и стал читать интересный рассказ.
После уроков Вова находился в классе, ему было скучно.

На   предыдущих   уроках   назывались   и   объяснялись   некоторые

действия,   которые   должны   были   войти   в   задуманную  сценку.

Например,   фраза  Ему   было   скучно  исполнялась   учеником   так:

мальчик   со   скучающим   видом   ходил   по   комнате,   зевал,

потягивался.

Внимание   учащихся   было   обращено   на   то,   что   вместо   пред-

ложений Вова зевает, Вова потягивается, Вова ходит по классу

18

можно   сказать  Вове   было   скучно,  т.   е.   что   несколько   конкретных

действий   можно   выразить   словом   отвлеченного   характера.   Для

тренировки учащихся в понимании и употреблении  подобных слов так

же   надо   составлять   и   деформированный  текст:  не  следует  обозначать

словами каждое действие, «фотографировать» инсценировку.

В   начале   урока   учитель   объяснил   слова  находился,   уронил,  затем,

после, вздрогнул.

Затем   ученик   сыграл   сценку,   учащиеся   внимательно   следили   за

каждым его движением.

Учитель открывает деформированный текст:

—   А   сейчас   прочитайте   внимательно   то,   что   написано   на  доске,

вспомните,   что   делал   Вова,   и   пишите   по   порядку.   —   Учащиеся

приступают к самостоятельной работе.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО

ТЕКСТА ПО ЖИВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ,

ПО СОБЫТИЯМ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ

(экскурсии, прогулки, просмотры диафильмов, кинофильмов и т. п.)

Этот   вид   работы   непосредственно   готовит   детей   самостоятельно,

связно и последовательно излагать свои мысли. Учащиеся уже не имеют

возможности писать по конкретным действиям, происходящим на глазах,

так   как   события   уже   прошли,  нужно   представить   их.   Следовательно,

значение   этого   вида  работы   состоит   в   том,   что   дети   соотносят   свои

впечатления,   которые   были   получены   в   прошлом,   с   письменным   их

выражением, учатся на примере готового текста описывать то интересное,

что их взволновало, заинтересовало, учатся выражать свои переживания.

Упражнениям по восстановлению деформированного текста по живым

впечатлениям,   по   событиям   из   личного   опыта   детей   должны

предшествовать различные подготовительные упражнения :

а)

Хорошо, например, после проведения экскурсии предло

жить учащимся сделать несколько рисунков, последовательно

отображающих экскурсию.

б)

Полезно в конце каждого урока проводить обзор проведенной 

на данном уроке работы (Что мы делали?). В таких случаях надо 

предварительно давать учащимся план урока, а в конце подводить 

итог: прошел ли урок по плану или были отклонения. Это помогает 

вырабатывать в детях чувство плана, понимание логики действий.

в)

Если дети освоились с такими заданиями, то перед экс-

курсией, которая станет темой будущего деформированного текста, 

можно дать им устный и письменный план предстоящей деятельности 

и объяснить задание.

19

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Материалом для деформированного текста по живым впечатлениям

может   стать   любое   событие   из   жизни   класса,   школы,   группы,   в

котором участвовали дети,— прогулки, школьные праздники, вечера,

собрания, просмотры диафильмов, кинофильмов, посещение театров и

т. д.

Обучая детей восстановлению деформированного текста на основе

их личного опыта, учителю необходимо знать основные  методические

приемы этой работы.

Начинать   нужно   с   деформации   текста   по   частям,   а   затем  уже

очень осторожно и постепенно деформировать текст по фразам.

В   период   знакомства   с   этим   упражнением   можно   прибегнуть  к

приему   сравнения   текста   деформированного   с   верным:   на  доске

помещаются   два   варианта   текста   (верный   и   деформированный)   и

устанавливается,   где   экскурсия   описана   правильно,  а   где   —   нет.

Затем   учитель   показывает,   что   нужно   сделать,   чтобы   части

деформированного   текста   были   расположены   в   правильной

последовательности.

Перед   началом   выполнения   задания   нужно   вместе   с   учащимися

вспомнить то событие, о котором будет идти речь (один-два узловых

вопроса).  Однако  такая  помощь  должна  оказываться  учащимся  лишь

на первых порах, в дальнейшем они делают все самостоятельно.

Обязательно   следует   проводить   словарную   работу   и   приучать

детей   прочитывать   весь   деформированный   текст,   чтобы  дать   им

возможность   уловить   содержание   текста   в   целом,   а   не   каждой   его

части в отдельности.

Можно дать детям посмотреть иллюстрации по теме проведенной

экскурсии,   т.   е.   предложить   им   как   бы   план   в   картинках,   который

поможет вспомнить последовательность описываемых событий.

Хорошо вместе с учащимися составить план в форме вопросов или

повествовательных предложений.

Желая   проверить,   правильно   ли   учащиеся   поняли   текст,  учитель

1ложет дать им задание проиллюстрировать части текста и т. д.

Уроки   восстановления   деформированного   текста   по   живым

впечатления»!   вначале   следует   проводить   сразу   после   увиденного

учащимися события (в тот же день или в крайнем случае  на другой); в

дальнейшем их надо практиковать через четыре-пять дней, затем через

одну-две и даже три недели после него. Таким образом учащиеся будут

приучаться   описывать   события,

 которые   произошли   давно,

тренировать память.

Проиллюстрируем все эти положения конкретными примерами.

С   учащимися   3-го   класса   была   проведена   экскурсия   к   бен-

зоколонке, расположенной недалеко от школы. Перед экскур-
20

сией учитель познакомил учащихся с последовательностью ее

проведения:
1) мы соберемся у крыльца школы;
2) пойдем по дороге к шоссе;
3) увидим, какие машины подъезжают к бензоколонке;
4) понаблюдаем, что делают там люди;
5) вернемся в школу.
Объяснены были слова соберемся и шоссе, показан рисунок
бензоколонки.

На следующий же день учащимся было предложено восстановить такой

деформированный текст:

Там дети увидели много разных машин. Шоферы выходили из машин,

набирали   бензин   и   уезжали.   Дети   обрадовались.   Потом   они   снова

построились по двое и пошли в школу. После уроков учитель сказал, что

поведет   детей   на   экскурсию.   Машины   подъезжали   легковые   и   грузовые.

Они быстро надели  пальто, шапки, построились и пошли к бензоколонке.

Детям было очень интересно.
Верный вариант текста:

После   уроков   учитель   сказал,   что   поведет   детей   на   экскурсию.   Дети

обрадовались. Они быстро надели  пальто, шапки,  построились и пошли к

бензоколонке.   Там   дети   увидели   много  разных   маший.   Машины

подъезжали легковые и грузовые.  Шоферы выходили из машин, набирали

бензин   и   уезжали.   Детям   было   очень   интересно.   Потом   они   снова

построились по двое и пошли в школу.

Непосредственно   перед   выполнением   задания   учащимся  были

объяснены   значения   слов  там,   поведет,   подъезжали,  повторены   слова»

которые дети узнали в ходе самой экскурсии. Затем, после хорового чтения

всего   деформированного   текста   (возле   текста   висела   картинка   с

изображением бензоколонки), учитель задал вопрос: «Где мы вчера были?»,

чтобы   еще   раз  связать   содержание   текста   со   вчерашней   экскурсией.

Основная масса учащихся довольно легко справилась с заданием, потому что

ранее   с   детьми   велась   систематическая   работа   по   восстановлению

деформированного текста по демонстрации действий и инсценировкам.

В 4-м классе учитель провел экскурсию к реке. Через десять дней на

уроке   развития   письменной   речи   учащимся   было  дано   задание

восстановить следующий текст:

В саду выросла зеленая травка. Мы пошли по узкой дорожке дальше.

На скамейках лежали куртки ребят. Около школы

21

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ученики построились по двое и пошли. На дорожках было много

кирпичей. Мы зашли за школу и остановились у кустов сирени.

На реке было тихо. Мы недавно ходили на экскурсию к реке. На

сирени сильно набухли почки. На площадке играли  дети. Затем

мы подошли к реке. Все дети помыли руки и пошли в столовую.

Какой-то мужчина ловил рыбу. В 7 часов вечера мы вернулись в

школу.

Верный вариант текста :
Мы недавно ходили на экскурсию к реке. Около школы ученики

построились   по   двое   и   пошли.   На   дорожках   было   много

кирпичей.   На   площадке   играли   дети.   На   скамейках   лежали

куртки ребят. Мы пошли по узкой дорожке дальше. Мы зашли за

школу   и   остановились   у   кустов   сирени.   На   сирени   сильно

набухли   почки.   В   саду   выросла   зеленая   травка.   Затем   мы   по-

дошли   к   реке.   На   реке   было   тихо.   Какой-то   мужчина   ловил

рыбу. В 7 часов вечера мы вернулись в школу. Все дети помыли

руки и пошли в столовую.

В   ходе   экскурсии   обращалось   внимание   на   такие   слова,   как

узкая дорожка, дальше, зашли, сильно набухли.  На уроке же

по ходу чтения деформированного текста были объяснены зна-

чения слов недавно, затем, какой-то, там.

Дети   справились   с   заданием   легко,   потому   что   уже   были

знакомы с этой работой.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО

ТЕКСТА ПО СЛОВЕСНОМУ ПЛАНУ

Логическим   продолжением   описанных   видов   работы   явля ется

восстановление деформированного текста по словесному плану.

Цель этой работы в том, чтобы учащиеся поняли необходимость

словесного   плана   для   выполнения   упражнений   связной

письменной речи.

Учитель   должен   помнить   о   следующих   методических   требо-

ваниях к проведению этого вида заданий.

Вначале   план   дается   в   виде   вопросов,   которые   определяют

форму   ответа,   состоящего   из   одного-двух   предложений.   Когда

дети  овладеют  работой  по   такому плану, можно  давать  план   в

форме повествовательных предложений, который не ограничивает

объем   ответа   на   каждый   пункт   и   тем   самым   повышает

самостоятельность учащихся при выполнении письменной работы.
22

Для большей эффективности обучения планированию и работе по плану

необходимо   использовать   связь   с   уроками   чтения.   Например,   при   чтении

сюжетных рассказов делить их на части, ставить к ним вопросы и т. д.

Надо   постепенно   знакомить   учащихся   с   этим   видом   рабо ты   :   когда

учащиеся   научатся   свободно   восстанавливать   текст  по   картинному   плану,

по   инсценировкам,   событиям   из   личной  жизни,   можно   одновременно

вводить   и   словесный   план,   а   затем   уже   предлагать   задания   восстановить

текст только по словесному плану.

Для того чтобы учащиеся глубоко поняли, что такое план, осознали его

важность   и   необходимость,   можно   применить   такое   задание:   на   доске

написан   деформированный   по   частям  текст,   но   одна   часть   пропущена.

Рядом   с   планом,   на   доске   же,  расставляется   вся   серия   картинок.   Детям

дается   задание   по  картинкам   и   плану   восстановить   текст,   найти

пропущенную часть и дописать ее. Можно к деформированному по частям

тексту дать план с пропуском одного или двух пунктов, учащиеся должны

обнаружить недостающие пункты и сами их сформулировать.

Одновременно   с   обучением   планированию   эти   упражнения   следует

использовать   и   для   обучения   внимательному   отношению   к   тексту,

составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и

повествовательные предложения.

Урок в 3-м классе.

Учащиеся   уже   восстанавливали   текст   по   плану   в   форме   вопросов,   на

рассматриваемом   уроке   учитель   знакомил   учащихся   с   планом   в   форме

повествовательных   предложений.   На  доске   серия   из   пяти   последовательно

расположенных   картинок.  Детям   предложено   придумать   подписи   к   этим

картинкам. Учитель отбирал предложения наиболее полные и точные и запи-

сывал их в столбик в соответствии с развитием сюжета.

1. Дети возвращаются домой из школы.

2. Женщина несет тяжелые корзины.

3. Пионеры решают помочь женщине.

4. Мальчики несут вещи.

5. Женщина благодарит пионеров за помощь.

После этого был открыт деформированный по частям текст:

Мальчики взяли у женщины тяжелые корзины, и они все пошли по улице.

Однажды Петя, Вася и Зина возвращались домой из школы. Они шли по

улице и разговаривали.

Ребята   решили   помочь   женщине.   Они   позвали   Зину   и   отдали   ей   свои

портфели. Затем они подошли к женщине и попросили у нее корзины.

23

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вдруг мальчики заметили впереди женщину, которая несла две

полные корзины. Женщине было очень тяжело нести вещи.

Пионеры   принесли   корзины   к   дому,   где   жила   незнакомая

женщина. Они зашли в ее квартиру и поставили корзины на пол.

Женщина горячо благодарила пионеров за помощь.

Учитель.   Ребята,   найдите   к   частям   рассказа   предло жения

из наших подписей к картинкам.

Когда   учащиеся   затруднялись   подобрать   пункт   плана   к

соответствующей   части   рассказа,   учитель   обращал   внимание

детей на картинки.

В   заключение   учитель   объясняет   детям,   что   совокупность

фраз,   придуманных   ими   вначале,   называется   планом.   После

этого дети выполняют письменное упражнение — восстанавливают

деформированный текст по картинкам и словесному плану.

СОЧИНЕНИЕ

Сочинение   —   один   из   видов   работы   по   развитию

письменной   речи   учащихся;   в   сочинении   учащиеся

самостоятельно раскрывают избранную тему, излагают свои

мыили.   Сочинение   воспитывает   детей,   заставляет   их

вдумываться в события, о которых они пишут, приучает их к

самоконтролю,   к   серьезному   отношению   к   слову,   к   фразе,

развивает   мышление   и   речь  учащихся,   способность

рассуждать и обобщать, приучает к работе с книгой.

Существует два основных типа сочинений:

а) сочинения образного типа,   или творческие.   Они   

представляют собой рассказы, описания, в основе которых 

лежит личный опыт детей: школьная и пионерская жизнь, 

события, свидетелями или участниками которых дети 

были дома, на улице, в пионерском лагере и т. п.;

б) сочинения, связанные с изучением литературы и 

выража ющие личное отношение учащихся к произведению, к 

его герою, раскрывающие идейный смысл произведения, не 

чуждые рассуждений о моральных, нравственных, 

эстетических проблемах.

В   начальных   классах   школы   слабослышащих

программой  предусмотрены   сочинения,   основанные   на

личном   жизненном  опыте   детей:   сочинения-рассказы   (по

серии   картин,   по   одной

 сюжетной   картине,   по

инсценировкам),   сочинения-описания  (описание   природы,

какого-либо   события,   просмотренного   фильма,   описание

предмета и т. п.).

На   первоначальном   этапе   обучения   сочинениям   следует

предлагать   детям   сочинения   с   использованием   наглядных

средств,   постепенно   приучая   писать   по   памяти.   Учитель

должен   помнить   о   ряде   общих   требований   к   детским

сочинениям:

 соответствие

 

их

 

данной

 

теме,

самостоятельность выполнения

боты, четкость построения, аккуратность внешнего оформ ления, 

грамотность

Подготовка   к   обучению   сочинениям   в   школе   слабослыша- ттих   в

соответствии с программой по развитию письменной речи начинается со

2-го   класса   (второе   полугодие).   От   класса   к  классу   усложняются

требования   к   содержанию   детских   работ,  методике   их   проведения,

формам руководства.

Так, во 2-м классе дети должны твердо усвоить, что сочине-

ние________

это не отдельные фразы к картинке или картинкам, а

связный   текст,   имеющий   определенный   сюжет,   тему   для   описа ния.

Детские   сочинения   этого   первоначального   периода   обучения   весьма

несовершенны,   имеют   массу   ошибок,   связанных   с   речевым

недоразвитием   слабослышащих   детей.   Но   внимание  учащихся   нужно

обращать лишь на те ошибки, которые объяс няются плохим усвоением

известных   им   грамматических   закономерностей.   Учитель   вначале

поощряет   стремление   детей  п и с а т ь   п о л н е е ,   з а д а в а т ь   б о л ь ш о е

к о л и ч е с т в о   в о п р о с о в .   Во 2-м классе учитель оказывает значительную

помощь   детям:   помогает   оформить   рассказ,   сделать   заключение,

привлекает  несколько   вариантов   образца   сочинения.   Для   сочинения

учащихся   2-х   классов   надо   предлагать   простейшие   серии   сю жетных

картин типа «Зимние забавы», «Кончил дело — гуляй
смело».

В   3-м   классе   учитель   предлагает   детям   план   сочинения,   на

образцах,   данных   в   разных   вариантах,   учит   детей   не   без думному

увеличению   объема   работы   и   хаотичному   описанию  деталей,   а

целостности и законченности рассказа, четкости выражения мысли.

Увеличиваются   требования   к   содержанию   детских   расска зов:   к

последовательности   изложения   материала,   описанию  признаков

предметов,   выражению   своего   отношения   к   поступкам   действующих

лиц,   наличию   вывода.   Повышается   самостоятельность   выполнения

работы   и   самоконтроль:   учащиеся   в   состоянии   находить   отдельные

ошибки на изученный грамматический материал.

В   4-м   классе   требования   к   детским   сочинениям   становятся   еще

более   серьезными.   Детей   надо   учить   осознанному   соблюдению

структуры сочинения (вступление, основная часть, заклю чение), на ряде

образцов   показать   пропорциональное   соотношение   этих   частей

(примерно   1:3:1).   Надо   обучать   детей   твор чески   дополнять

содержание  картинки  предыдущими  или последующими  событиями.  В

4-м   классе   учащиеся   приступают  к   составлению   плана   сочинения,

сначала   коллективно,   под   руководством   учителя,   а   затем   пробуют

составлять план самостоятельно.

В   пятых-шестых   классах   дети   включают   в   сочинения   опи сание

природы,   окружающей   обстановки,   предметов,   действую щих   лиц.   На

этом этапе особое внимание надо уделять лексике,

25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

формам   выражения   последовательности   событий,   связи   частей

рассказа с помощью слов потом, затем, после этого, однажды, вдруг,

внезапно, неожиданно  и т. п. В зависимости от задач,  поставленных

учителем, дети пишут сочинения не только по данному плану, но и по

плану самостоятельно составленному.

СОЧИНЕНИЕ ПО СЕРИИ КАРТИНОК

Испытанным   средством   развития   устной   и   письменной   речи

является работа по картинкам. С помощью картинки учитель имеет

возможность   развивать   наблюдательность   учащихся,  уточнять   и

расширять имеющиеся у детей представления и понятия, обогащать

словарь.   Ведущим   условием   эффективности  работы   с   картинкой

является   ее   доступность   уровню   общего   и  речевого   развития

учащихся,   близость   тематики:   труд   и   отдых  детей,   иллюстрации   к

знакомым   рассказам   и   сказкам.   Предлагаемые   детям   картинки

должны быть красочны, ярки, действия и герои понятны.

Способы   работы   по   серии   картинок   от   класса   к   классу

усложняются,   повышаются   требования   к   полноте,   последова-

тельности, красочности детских сочинений.

Напоминаем,   что   обучение   сочинениям   по   картинкам   следует

проводить   как   подготавливая   детей   к   сочинению,   так   и   путем

продуманного   анализа   самостоятельных   работ.   Нельзя   до-

вольствоваться   при   этом   устным   объяснением,   слабослышащие

должны иметь зрительную опору, видеть образец  письменной  речи.

Особенно   ответствен   период   знакомства   второклассников   с   этим

видом письменной работы.

После   подготовительных   упражнений   (расстановки   картинок   в

нужной   последовательности,   рассматривания   картинок,   выделения

главного, составления предложений к каждой картинке) намечается

урок, цель которого — дать учащимся представление о сочинении по

серии   картинок,   показать,   как   в  письменном   виде   выразить

содержание рассказа. Для этой цели рекомендуется не просто устное

указание, как писать, а обязательно разбор образна, записанного  на

доске.   Иначе,   как   показывает   практика,   дети,   приученные   к

составлению   предложений   по   картинкам,   напишут   не   связный

рассказ,   а   два   —  четыре   предложения,   каждое   из   которых   будет

подписью к соответствующей картинке.

Учитель вывешивает на доске серию картинок в беспорядке, дети

их   расставляют   последовательно,   затем   открывается  записанный   на

доске   рассказ,   и   учащиеся,   рассматривая   кар-гинки,   читают   текст.

Рядом, на другой доске, написаны предложения к картинкам. Путем

сравнения   отдельных   предложений  ;о   связным   текстом   учитель

объясняет   детям   задание:   писать  юлно,   связно,   а   не   по   одному

предложению к картинке. После

этого текст стирается с доски, и учащиеся пишут свое первое
сочинение.
Приводим пример работы, выполненной ученицей Таней Ч.
после описанной подготовки.

Помощники.

Это   было   летом.   В   саду   много   яблоки.   В   саду   охраняет   дедушка   на

скамейку.   Ящики   и   корзинки   лежат   в   саду.   После   уроков   пионеры   по -

строились   парами   и   вместе   с   вожатой   пошли   в   сад.   Они   пришли   помогать

колхозникам собирать фрукты. Сторож выдал всем корзины. Дети собира ют

яблоки. Павлик несет яблоки корзинкой. Тетя укладывает яблоки в ящике.

Мы   находим   здесь   словосочетания,   которые   были   в   образце  сочинения

(построились   парами,  вместе   с   вожатой,   пришли   помогать   колхозникам),  и

слова,   которые   учитель   написал   на   доске   по   просьбе   учащихся  (охраняет,

выдал, укладывает).

В   дальнейшем,   после   того   как   учащиеся   освоятся   с   заданием,   следует

усложнить   работу:   увеличить   число   картинок,   требовать   не   только

схематического   описания   сюжета,   но   и   раскрывать   признаки   предметов,

делать вывод, т. е. выражать свое отношение к изображенному на картинках.

Начиная с 4-го рсласса нужно обучать детей составлять план сочинения

по   картинкам,   сначала   в   форме   вопросительных   предложений,   затем

повествовательных.   Неплохо   давать   к  картинкам   опорные   слова   и

предложения,   которые   помогут  в   составлении   как   плана,   так   и   самого

сочинения.

Обучение   сочинениям   по   серии   картинок   проводится   в   следующей

последовательности:

1.

Учитель должен сообщить детям, чему они будут учиться,  работая 

над данным  сочинением:   полноте и  последовательности изложения, 

пропорциональному соблюдению структурных частей,  осмысленному 

употреблению  данных слов  ивыражений, планированию и т. п.

2.

В зависимости от намеченной цели учитель заготавливает образец, 

разбору которого будет посвящен урок, готовящий детей к дальнейшей 

самостоятельной работе. Учитель привлекает внимание детей к картинкам и к 

тексту-образцу, объясняет, как выражается в письменном виде изображенная 

на картинке ситуация, отдельные действия. Иначе говоря, дети наэтом 

уроке будут писать подготовленную письменную работу.

3.

Следующее сочинение учащиеся будут писать уже самостоятельно,

т. е. выполнять так называемую неподготовленную письменную работу с 

аналогичной первому уроку целевой установкой.

4.

После любого сочинения, подготовленного и неподготов

ленного, следует урок работы над ошибками, на котором достигается более 

совершенный навык самостоятельного письма.

27

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.   Перед   тем   как   дети   начнут   писать   сочинение,

независи-

мо от степени подготовки к нему им следует напомнить требования к его

оформлению   (писать   чисто   и   аккуратно,   соблюдать  абзацы   и   т.   п.),

напомнить, что они должны использовать в своих работах, о чем могут

спросить у учителя.
Проиллюстрируем эти положения описанием двух уроков.
Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема.   Сочинение   по   серии   картинок   после   подготовительной

работы.
Цель. Обучение полноте изложения.

Учащимся была предложена серия из четырех картинок  (на 1-й

дети   находят   в   лесу   ежа,   на   2-й   изображена   комната,   в  ней   двое

мальчиков и девочка, которые кормят ежика, на 3-й — те же дети несут

в клетке ежика в школу и на 4-й — живой уголок в школе и пионеры,

ухаживающие за ежиком).

Вначале учитель проводит с учащимися краткую беседу о природе, о

лесе   и   лесных   обитателях.   Учащиеся   рассматривают   картинку,   на

которой   нарисован   лес,   затем   картинку   с   изображением   ежика,

слушают рассказ о пользе ежей (ловят мышей, санитары леса), о том,

что   нужно   беречь   полезных   животных.   В   беседу   включаются   слова,

которые нужны будут детям в дальнейшем: польза, ухаживают.

После беседы учитель объявляет тему сочинения: — Сегодня мы будем

писать сочинение про ежика. Дети расставляют картинки серии в 

нужной последовательности и читают написанные на доске слова: 

диван, букет цветов, швабра, кормит молоком, школьная форма, 

ухаживали, клетка. Словарная работа ведется в ходе последующей 

беседы,   j Учитель обращается к детям:

Встаньте. Можно подойти и посмотреть на картинки,

можно немножко поговорить, можно спрашивать меня.

Учитель своими вопросами привлекает внимание учащихся к основным

героям и событиям на картинках. Учитель показывает на первую 

картинку:

Кто нарисован на картинке?

Учащиеся. На картинке нарисован ежик, три друга, дети. Учитель. 

Кто нарисован на 1, 2, 3, 4-й картинках? Учащиеся. Дети и ежик. 

Учитель. Что главное на картинках? Учащиеся. О детях и ежик.

Учитель.   Когда   это   было?   Посмотрите   сразу   на   1,   2,   3,   4-ю

картинки.

Учащиеся. Идет осень. Листья падают. В школу идут,  школьная

форма.

Установив   то   общее,   что   присутствует   на   всех   картинках  серии,

учитель   переходит   к   детальной   работе   с   каждой   картинкой,

напоминает детям, что рассматривать картинку нужно 28

внимательно, 

спрашивать, если встречаются незнакомые предметы.

Учитель. Где это было?

Учащиеся. Это было дома.

Учитель. Почему вы так думаете?

Учащиеся. Есть диван, шкаф.

Учитель. Что делают дети?

Учащиеся.   Мальчик   сидит   диван.   Смотрит   ежик.   На   полу  стоит

тарелка. Мальчики смотрят на ежика.

Так же детально анализируются 2, 3 и 4-я картинки.

После   этого   учитель   предлагает   ученице   рассказать   о   содержании

картинок.   Естественно,   рассказ   девочки   беден:   ей  трудно   выразить   в

словесной   форме   причинные   связи,   передать  последовательно   и   полно

содержание серии картинок.

Новый этап в работе наступает с ряда вопросов учащимся  с целью

привлечь их внимание к сюжетной канве будущего рассказа.

Учитель. Откуда появился ежик в комнате? Где его нашли?

Учащиеся. Мальчик принес в лесу.

Учитель. Зачем ухаживали в школе дети за ежиком?

Учащиеся. Чтобы ежик вырос, был сильный, чтобы дети  смотрели

на ежика.

Учитель. А можно убивать ежей?

Учащиеся. Нет, больно. Польза, мышки ловит.

Наконец учитель переходит к последнему этапу подготовки: открывает

образец сочинения и предлагает детям прочитать его.

Ежик.

Наступила  осень. На улице еще  тепло. Листья  на деревьях  желтые.

Однажды   ребята   пошли   в   лес.   Наташа   рвала   цветы.  Витя   и   Вова

собирали   грибы.   Вдруг   Вова   закричал:   «Ой,  ежик!»  Подбежали   ребята,

положили ежика в корзинку и понесли домой.

Дома   дети   кормили   ежика   молоком.   Витя   сидел   на   диване  и

смотрел, как ежик пьет молоко.

Утром ребята понесли ежика в школу, чтобы показать детям. Малыши

смотрели, как пионеры несли серого ежика. Наташа несла букет цветов.

В   школе   дети   ухаживали   за   ежиком,   кормили   молоком.  Ребята

показывали ежика всем детям.

Учитель   обращает   внимание   детей   на   полноту   изложения,  на

описание природы, на внешнее оформление сочинения (абзацы). Наконец

учащиеся начинают писать сочинение,

Вот как выполнил работу А н д р ю ш а К.

29

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

>

Ежик.

Пришла осень. Ребята пошли в лесу. В лесу была зеленая, много

грибов. Мальчики зовут Вова, Витя и Света. Вова увидел ежик ежик иди

сюда. Витя взял ежик, а Света собрал красны цветы. И пошли домой.

Вова кормил ежика молоком. А Света говорила ежик не хочит молоко.

Света говорила давайте в школу ежик. Витя сидит на диван. Тарелок

стоит на полу. Ежик потом под диван.

Мальчики   одел   школьная   форма.   Вова   несет   клетка.   А   малыши

увидел ежик. Мальчики говорят. Мальчики и девочка несет портфель.

На улице  было жарко. Света несет красный цветы. Пионеры пошли в

школу. Девочка  и мальчик были красивая. Цветы называется букет. На

улице   было   чисто.  Мальчики   держит   мяч.   И   пришли   в   школу.

Дежурный моет пол, вытирает пыль, поливает цветы, вытирает окно.

Вова и Витя кормит молоко. Все ребята посмотрел как ежик красивая '.

В   сочинении   верно   и   полно   передано   содержание,   ощущается

влияние   образца,   имеются   попытки   выразить   свои   мысли,  свое

отношение к лицам и событиям. Все это говорит об успехе проведенной

учителем работы.
Урок развития письменной речи во 2-м классе.

Тема.   Сочинение   по   серии   картинок   без   предварительной

подготовки.

Цель.   Словарное   обогащение   учащихся,   воспитание   само-

стоятельности.

Для   решения   этих   задач   учитель   использовал   серию   из  трех

картинок (на 1-й картинке  — комната,  мальчик, играющий на полу,

бабушка, вяжущая что-то, котенок, который играет с клубком ниток.

На 2-й картинке учащиеся видят девочку, которая пришла из школы и

удивленно   смотрит   на   беспорядок   в   комнате,   бабушку,   также   с

осуждением   смотрящую  на   внука.   На   3-й   —   девочка   и   мальчик

убирают игрушки, котенок лакает молоко, бабушка снова вяжет).

Учитель начинает урок следующими словами: — Вы писали сочинение 

про ежика, много говорили, я вам рассказывал, как писать. Сегодня 

будете сами писать, у меня можно спрашивать слова. Надо 

внимательно смотреть на картинки.

Учащиеся расставляют картинки последовательно, рассматривают их.
Учитель   задает   вопросы,   чтобы   помочь   детям   установить  главных

действующих лиц, сюжет рассказа и сделать элементарные выводы —

оценить поступки героев рассказа.

Учитель. Кто нарисован на 1, 2, 3-й картинках?
Учащиеся. Бабушка и внук.
Учитель. Какой внук?

1

 На следующем уроке была проведена работа над ошибками.

30

Учащиеся. Мальчик балуется, плохой.
Учитель. А девочка?
Учащиеся. Убирает, работает.

Учитель. А теперь будете писать. Надо писать красиво, ровно. Сколько

абзацев у нас будет?
Учащиеся. Три.

Учитель.   Название   рассказа   придумайте   сами.   Трудные  слова

написаны на доске, можно спрашивать меня.

Учитель   привлекает   внимание   учащихся   к   словам   и   словосочетаниям

старенькая, разбросал, убрала, вяжет, лакает молоко.

Дети начинают выполнять задание. В ходе работы учитель,  отвечая на

вопросы   детей,   пишет   и   объясняет   слова  сундук,  клубок,   нитки,   спицы,

ковер,  помогает   учащимся,   однако   не   лишает   их   самостоятельности.   Он

подходит поочередно к детям, читает их сочинения.
Учитель. Кошка увидел? Посмотри внимательно, что это.

Дома было бабушка и внук. Старенькая бабушка вяжет варежки. Внук

играл игрушки. Бабушка сидит на стуле. На столе лежит клубок.

Внук  зовут   Петя.  Мурка   играла  на  клубоке.  Котенок   зовут  Пушок.

Петя играл на колесе. На стене висит портрет. Бабушка зовут Валя.

Девочка   пришла   и   смотрела   на   мальчик.   Бабушка   оглянула   увидела

девочку. Мальчик оглянул увидел девочку и улыбается. Бабушка встала.

Пушок увидел девочку.

Девочка   говорила   убирите   игрушки.   Петя   разбросал   игрушки.   Пушок

лакате молоко. Девочка убрала пол.
Дома чисто светлый большой.
Девочка помогает бабушку.

(Сочинение Лены О.)

Анализируя   сочинение   Лены   О.,   мы   видим,   что   она   употребила   ряд

новых слов (старенькая, вяжет, клубок, лакает) и в основном верно передала

содержание   серии   картинок.   Приведенное   сочинение   позволяет   сделать

вывод о положительных результатах проведенной учителем работы.

Следующий   урок был  посвящен  анализу  допущенных   грамматических,

стилистических и фактических ошибок и последовательности изложения.

СОЧИНЕНИЕ ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ
КАРТИНКЕ

Как   мы   видели   выше,   серия   картинок   представляет   собой  Картинный

план к сочинению, помогает последовательно излагать содержание. Написать

сочинение по одной сюжетной картинке учащимся значительно труднее —

они должны самосто-

31

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..