Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя (Боскис Р.М.) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих (Боскис Р.М.) - часть 5

 

 

в)

Отгадывание простых загадок, не построенных на мета-

57

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

форах. Например, учитель спрашивает: «Круглое, желтое, сладкое, висит на

дереве. Что это?» И т. п.

Подобных заданий можно найти очень много—все зависит  от творчества

учителя.

Следует   предлагать   детям   ряд   заданий,   которые   помогли   бы  ребенку   с

речевым недоразвитием, с ограниченной речевой практикой почувствовать

своеобразие описания, его необходимость для общения людей:

а)   Подчеркнуть   описание   предметов   в   тексте,   а   ряд   других   предметов

описать самим.

Пионеры   и   школьники   осенью   помогали   колхозникам   убирать   урожай.
Ученики   3-го   класса   работали   на   колхозном   огороде   и   в   саду.   Они
собирали большие, тяжелые, красные помидоры и складывали в корзины.
Сережа   нес   огромную   желтую  дыню.   Маруся   и   Зина   помогали
колхозникам собирать ... груши, ... вишни, ... яблоки. Потом детей угостили
фруктами. Яблоки,   груши,   вишни  ...   Председатель  колхоза   поблагодарил
пионеров за помощь.

Под   текстом   прикрепляются   картинки   с   изображением  описываемых

фруктов.
Мы   рекомендуем   также   тщательно   продуманную   работу   с  образцом.

Например, учащиеся получают задание описать помещение (класс); дети

под   руководством   учителя   осматривают  помещение   и   выполняют   такое

задание: списывают текст и описывают предметы.

Наш класс.

В нашем классе 3 ... окна, 11 ... парт. В классе ... дверь, ...   панели.   На
стене   висит   ...   доска.   Над   доской   ...   портрет   К.   Маркса.   Наш
класс ... . Мы любим свой класс.
На   месте   точек   учащиеся   должны   поставить   определения.  Тем   детям,

которым   трудно   выполнить   задание   самостоятельно,  даются   слова   для

справок   в   нужной   форме:  широкий,   большой,  деревянный,   голубой,

светлый, коричневый, маленький.

б)

Выписать из художественного текста  описания предме

тов (использовать связь с уроками чтения, с внеклассным чте

нием).
в)

Выписать под руководством учителя описательные эле

менты из прочитанных текстов,   а  затем  пользоваться  этими

«заготовками», включать их в сочинения.

Все эти упражнения позволяют в дальнейшем учить детей более глубоко

и детально описывать предметы, помещения и т. п.

58

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Мы   рекомендуем   работу   над   сравнением   предметов,   описа-

нием   их   путем   сравнения   начинать   с   обучения   нахождению

сходства   предметов,   так   как   «глухонемой   сравнивает   иначе,

чем слышащий школьник, он с большим трудом пробивается  к

сходству,   а   чаще   отмечает   различия»   Ч   Одновременно   следует

формировать   и   понятия   «одинаковый»,   «сходный»   (похожий),

«сравнение»,   «отличаются».   Эффективным   путем   проведения

этой работы является группировка предметов по сходным при-

знакам.

Рассмотрим примерный урок в 3-м классе.

Тема. Группировка предметов по сходным признакам.

Цель. Формирование понятия «сходный» (похожий).

В начале урока учитель дает учащимся знакомое уже задание

— описать линейку, чтобы напомнить ход работы при описании

предметов,   сосредоточить   внимание   на   признаках   предметов.

Учащиеся   пишут:  Это   линейка.   Линейка   желтого   цвета,

деревянная, прямоугольной формы, легкая, длинная.

После того как дети выполнили задание, учитель предлагает

им посмотреть на стол и на доску (в этот момент раздвигаются

шторы,   которыми   закрыта   доска),   где   находится   множество

предметов:   яблоко,   мандарин,   шар   елочный,   поднос,  пенал,

коробка   для   красок,   карандаши   простые   и   цветные,   банки

стеклянные,   стакан,   ручка,   звонок,   коробка   для   цветных   ка-

рандашей,   галстук,   ленты.   Все  эти  предметы   в  беспорядке  ле-

жат,   стоят,   висят.   Один   из   учеников   должен   найти   среди   них

предметы только красного цвета и сложить их вместе. Мальчик

отбирает галстук, ручку ученическую, карандаш, краски,

ленту.

Учитель спрашивает у детей:

— Почему Коля положил эти предметы вместе?

Дети. Они красные.

Учитель. Правильно. Они похожие (сходные) по цвету.

Учащиеся записывают в тетрадях предложения: Галстук, ручка,

карандаш, краски, лента похожи по цвету. Они красного цвета.

После   этого   дети   находят   предметы   зеленого   цвета   и   за-

писывают в тетрадях: Пенал, карандаш, листок, краски зеленого

цвета.

Наконец,   учитель   дает   учащимся   задание   для   самостоятель-

ного выполнения: «Найдите предметы, похожие по материалу  и

по форме, и напишите о них в тетрадях».

Замок, вилка, ложка, звонок, поднос, коробочка, ключ, кнопка,

пуговица, перо похожи по материалу. Металлические.

1

  Занков   Л.   В.,   Соловьев   И.   М.   Очерки   психологии

глухонемого ребенка. М., 1940.

59

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Яблоко, мандарин, шар, пуговица, коробочка, по форме. Они

круглые.  Вишня,   яблоко,   вафли,   конфета,   мороженое,

виноград, мандарин сходны по вкусу. Они сладкие.
Мы видим, что ребенок группировал не только те предметы,

что были перед ним: вафли, конфеты и т.  п. Кроме того, он

группировал предметы по вкусу, хотя такого задания не было.

Объясняется это большой активностью детей во время выпол-

нения   задания:   им   было   интересно,   трудные   новые   слова

учитель сразу объяснял, в классе царил дух соревнования,

дети мыслили.

Выполняя   подобные   упражнения,   дети   знакомятся   с   массой

новых   предметов,   рассматривают   их,   сопоставляют.

Предлагая   учащимся   группировать   предметы,   необходимо

учитывать следующие рекомендации.

Предлагать для группировки нужно такие предметы, которые

учащимися   могут   быть   охарактеризованы,   т.   е.   учитывать

уровень развития детей.

Нельзя   на   первом   этапе   давать   учащимся   много   заданий

одновременно.

Обязательно   следует   показать   детям   письменный   образец,

учащиеся должны видеть, как на письме отразить сходство

предметов,   причем   форму   записи   нужно   разнообразить,

давать   различные   обороты,   подчас   отталкиваясь   от

самостоятельных попыток детей изложить мысль.

Со временем можно усложнить задание.
а)

Группировка предметов по плану.

План.

1.

Предметы, одинаковые по форме.

2.

Предметы, одинаковые по материалу.

3.

Предметы, одинаковые по цвету.

б)

Группировка предметов,   находящихся непосредственно

перед учениками, а также привлечение предметов, 

находящихся

вне класса, просто тех, которые знакомы детям.

в)

Группировка предметов, сходных по двум (затем и трем)

признакам, например по материалу и цвету.
Ученик   С.   пишет:   Кружка,   ложка,   замок,   коробка,

кнопка   сходны  по   материалу   и   по   цвету.   Они

металлические   белого   цвета.   Галстук,   пальто,   кофта,

повязка сходны по материалу и по цвету. Они из материи и

красного цвета.
Знакомство   учащихся   с   операцией   сравнения   следует   на-

чать   со   сравнения   предметов   одного   и   того   же   вида.

Глухонемой,   «усмотрев   сходство   объектов,   уже   не

останавливается   на  отличных   свойствах   и   не   приходит   к

определению их своеобра-

зия.  Д

ля

  него объекты или сходны, или совсем различны» '. По-

этому надо показать детям отличие предметен, которые на первый

взгляд сходны.
Проиллюстрируем ход этой работы описанием урока в 3-м
классе.

Тема. Описание предметов, их сходства и различия.

Цель. Формирование понятий «отличается», «сравнение».

Учитель   предложил   описать   предметы   нескольких   видовых

пар   и   найти   сходство   и   отличие   предметов   каждого   вида:   две

ученические тетради, две пуговицы, два карандаша, две линейки.

Вначале дети под руководством учителя рассматривают одну

видовую пару (две линейки), учитель объясняет слово отличается

(одна линейка коричневая, другая желтая). Другие предметы дети

сравнивают самостоятельно.

На   столе   лежит   желтая   прямоугольная   тетрадь.   На   парте

лежит голубая прямоугольная тетрадь.
Тетради отличаются желтая голубая.

Затем   учитель   объявляет   детям,   что   сейчас   они   будут

писать по плану, сравнивать два предмета (спичечную коробку  и

альбом), и объясняет слова хранить, не очень, марка, фотография.
Предлагается такой план:

1.

Описать коробку.

2.

Описать альбом.

3.

Чем похожи коробка и альбом?

4.

Чем отличается коробка от альбома?

5.

Зачем нужны коробка и альбом?

Коробка фиолетовая, прямоугольная, маленькая, деревянная

не очень полотая (толстая), полная.

Альбом синий, прямоугольный, большой, бумажный, толстый,

с фотографиями.
Коробка и альбом похожи по форме.
Коробка от альбома отличается по цвету, по величине, по 
материалу, по толщине.
В  альбоме  можно  рисовать,  хранить  фотографии,  картинки,    
марки.  Коробка нужна для хранения спичек.

При   обучении   письменному   выражению   сходства   и   отличия

предметов   мы   советуем   учителям   придерживаться   следующих

методических рекомендаций.

Знакомя   учащихся   с   описанием   предметов   путем   сравнения,

следует предложить письменный образец такой работы.

1

  Занков   Л.   В.,   Соловьев   И.   М.   Очерки   психологии

глухонемого ребенка. М., 1940.

61

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для   учащихся   3—4-го   классов   школы   слабослышащих

очень трудно без помощи учителя последовательно сравнивать

предметы, поэтому нужно предлагать детям готовый план или

составлять с ними план предстоящей работы.

Чтобы   выработать   у   учащихся   навык   правильного   приме-

нения слов  сравни, похожий, отличается,  надо чаще употреб-

лять эти слова на уроках и вне класса, используя метод срав-

нения для объяснения материала.

Важны  упражнения,  которые  покажут  учащимся   место  и  роль

сравнения   в   письменной   речи.   Например,   указать   те   места   в

тексте, где сравниваются различные предметы, явления. Для этого

надо использовать уроки чтения и внеклассное чтение, работу с

календарем   погоды,   дневником   дежурных   по   классу.  Начинать

работу   по   сравнению   надо   с   предметов   одного  вида,   с   малым

количеством   отличительных   признаков.   Постепенно   число

отличительных   признаков   следует   увеличивать,  затем   дети

могут сравнивать предметы разных видов и родов. 1

После того как учащиеся овладеют навыком сравнения в его

элементарном виде, надо обучать их более глубокому описанию

и сравнению предметов, привлекать внимание к деталям.

Например. Учащимся 4-го класса предложили сравнить по

плану две тетради.

Ученик Сережа К. пишет на доске:

На окне лежит голубая, прямоугольная, тонкая, бумажная, новая тетрадь.

На столе лежит коричневая, толстая, прямоугольная, клеточка, старая

бумажная не очень большая.

Тетради похожи по форме по материалу. Тетрадь отличается по цвету,

по толщине.

Мы в тетради пишем.

На   второй  доске   учитель   заготовил   более   подробное   опи-

сание.

На окне лежит новая  в  голубой обложке тонкая в линейку

прямоугольной   формы   тетрадь.   Она   имеет   скрепочки.   На   об-

ложке нет таблицы умножения.

На столе лежит толстая старая в коричневой обложке пря-

моугольной  формы  тетрадь  в  клеточку.   Тетрадь  исписанная.
Она имеет скрепочки. Тетрадь не имеет таблицы умножения.

Эти   тетради   похожи   по   форме,   по   величине.   Они   прямо-

угольной формы, не очень большие. Тетради из бумаги. Тетради

имеют   скрепочки.   Они   не   имеют   на   обложке   таблицы   умно-

жения.

Тетради отличаются. Одна тетрадь толстая, другая тетрадь

тонкая. Одна тетрадь новая, а другая старая, исписанная. Од-

62

на тетрадь в голубой обложке, а другая в коричневой обложке. В 

тетрадях мы пишем и рисуем.

Учитель   вместе   с   учащимися   читает   работу   Сережи   К.,   ис-

правляет ошибки, подчеркивает слова  в клеточку  и объясняет,  что

Сережа   обратил   внимание   на   то,   о   чем   дети   раньше   никогда   не

писали.

После этого учитель предлагает детям прочитать текст, который

он   написал,   предварительно   объяснив   значение   слов  скрепочки,

обложка,   исписанный.

 Чтение   текста   сопровождается

рассматриванием тетрадей (обычные ученические тетради в 12 и 24

листа). Путем сопоставления предметов и текстов дети убеждаются в

том, что во втором тексте предметы описаны точнее, более подробно

и интересно, и замечают еще ряд отличительных деталей.

Убедившись,   что   учащиеся   поняли   объяснение,   учитель

предлагает описать и сравнить еще одну пару предметов — учебники

«Природоведение» и «Математика».

На столе лежит прямоугольная, бордовая кортонная, не очень толстая, старая,

с картинками книга. Книга имеет с картинками. Она имеет цена.

На окне лежит прямоугольная, зеленая, толстая, картонная. Книга имеет с

примерами и задачами. Книги похожи по величине и по форме. Книги отличаются

по цвету, по толщине. Одна книга старая, а другая старая. В
книги мы читаем.

(Работа Сережи К.)

ПИСЬМО

Трудно   переоценить   значение   для   детей   с   недостатками   слуха

умения пользоваться деловыми бумагами. Окружающая  жизнь на

каждом   шагу   требует   от   них   умения   самостоятельно  оформить   и

заполнить   деловые   документы:   расписку,   заявление,   заметку   в

газету,   письмо,   автобиографию,   телеграмму  и   т.   д.   Поэтому

программа   по   развитию   письменной   речи   школы  слабослышащих

предусматривает   обучение   слабослышащих  учащихся   написанию

различных   видов   деловых   бумаг.   Задача   учителя   заключается

прежде   всего   в   раскрытии   значения   и  жизненной   необходимости

делового   письма,   в   обогащении   словаря   и   воспитании   навыков

самостоятельного   составления   того  или   иного   вида   делового

документа.

Естественно, что наиболее доступным и жизненно необходимым

для   маленьких   слабослышащих   школьников   является  умение

написать   письмо.   Овладевая   этим   умением,   дети   упражняются   в

правильном   пользовании   различными   местоимениями   (личными,

притяжательными,   указательными),   практически   усваивают   роль

ласкательных суффиксов, осознают, что

63

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

такое   обращение,   тренируются   в   умении   задавать   вопросы,

учатся понимать значение предложного падежа, который осо-

бенно  труден   для   усвоения,   наконец,   письмо   помогает  понять

форму выражения будущего времени.

Рассмотрим   методические   рекомендации   к   этому   важному

виду письменной речи.

Необходимо  перед   уроками   развития   письменной   речи,   на

которых дети будут учиться писать письма, провести пропедев-

тическую работу: организовать экскурсию на почту, встречу

с почтальоном, рассмотреть серии картин, на которых показан

путь письма от момента написания до получения его адресатом,

ознакомить учащихся со словами  письмо, конверт, адрес, поч-

тальон, почтовый ящик, марка, почта.

Обязательным условием эффективности этой работы являет-

ся разбор образца и плана письма. Приводим примерный план

письма :

1. Обращение.

2. Сообщение (содержание письма).

3. Вопросы, просьбы.

4. Пожелания.
5. Подпись.
6. Дата.

В период обучения письму текст образца надо сравнивать с

планом образца, текст письма — с сочинением повествователь-

ного характера, подчеркивая своеобразие письма.

Лучше   всего   уроки   обучения   письму   проводить   после   ка-

кого-либо события в жизни класса, школы, страны (например,

после праздника).

Необходимо привлекать внимание детей к различным фор-

мам   обращения   в   начале   письма,   к   изменению   содержания

письма в связи с ситуацией (ответ или сообщение и т. п.), к

форме выражения пожеланий, вопросов.

Для   того чтобы  учащиеся   овладели стилем,   характерным

для   письма,   следует   как   можно   больше   тренировать   детей,

организовать   их   практическую   работу:   выделить   во   внеклас-

сное   время   «час   письма»,   когда   учащиеся   пишут   письма   ро-

дителям и друзьям, организовать переписку с другими школа-

ми,   учащимися   других   республик,   стран.   Раскрыть   стилисти-

ческое своеобразие письма помогут такие упражнения, как:

а) восстановление деформированного текста письма;

б) написание письма по опорным предложениям или сло

вам, по какой-либо части (начало, середина, конец) на задан

ную тему.

Особое   внимание   следует   первоначально   уделять   понима-

нию учащимися значения правильно написанного адреса. Ак-

тивизируют учащихся игровые формы работы: писать следует

на листочках, каждому ребенку надо дать конверт, организо-

64

Ьать   игру   в   почту   и   т,   п.   В   случае   действительной   отправки  письма

рекомендуем учителю проверить его и дать ребенку переписать без ошибок.

Рассмотрим   примерные   уроки,   посвященные   обучению   написанию

письма.

Урок в 3-м классе.

Тема. Письмо товарищу (подруге).

Цель. Ознакомить учащихся с письмом как новым видом  письменной

работы.

На одной доске, закрытой шторой, учитель заготовил образец письма:

Здравствуй, дорогой друг Алик!

Большое спасибо за письмо. Алик, мне очень понравился твой рассказ о

том, как вы встречали в школе 1 Мая.
Сейчас я опишу, как мы отмечали в школе 9 Мая.

7 мая в 4 часа у нас был вечер, посвященный Дню Победы. Выступал

директор школы, потом учитель Федор Петрович. Все поздравляли бывших
участников войны. Мы подарили ветеранам войны подарки и букеты цветов.
Был очень интересный концерт.

Алик, напиши мне, как в вашей школе прошел этот праздник. Напиши о

своих делах. Пиши чаще.
До свидания.

Твой друг Олег.

20 мая 1978 года.

На   второй   доске   написаны   слова   и   словосочетания  почтовый   ящик,

получил,   19   мая  —  День   рождения   пионерской  организации,   командиры

отрядов.  Кроме  того,  к  доске   прикреплены   иллюстрации   о   работе   почты:

восемь   картинок,   на   которых   показан   путь   письма   от   момента   его

написания до получения его адресатом.

На   парте   у   каждого   конверт   с   маркой   и   бумага.   Накану не  учитель

провел с учащимися экскурсию на почту, где ознакомил их с целым рядом

понятий, организовал беседу с почтальоном.

Урок   строится   следующим   образом.   Учитель   показывает   детям

несколько   конвертов   и   писем   от   их   родителей   и   проводит   беседу   о

значении письма.

Учитель. Зачем нужно письмо?

Учащиеся. Кто как живет в школе.

Учитель уточняет ответы детей:

3    Заказ 383

65

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— Письмо нужно, чтобы рассказать о себе и узнать, как

живут люди.

Учитель. Как получит письмо товарищ?

Учащиеся. Нужно конверт, писать, положить в конверт

написать адрес.

Учитель разбирает с учениками адрес, который написан

на доске и на одном из конвертов, и объясняет необходимость

обратного   адреса.   Беседа   ведется   с   использованием   картинок,

демонстрирующих   путь   письма,   и   привлечением   материалов

проведенной   накануне   экскурсии   на   почту.   Затем   учитель   от-

крывает  образец   письма   и  читает  его   с   учащимися,   объясняя

одновременно   слова   и   словосочетания:  встречали   1   Мая,   от-

мечали,   поздравляли,   бывших   участников,   посвященный   Дню

Победы,   ветераны   войны.  Вместе   с   учащимися   учитель   делит

образец на части и составляет его план:

1. Приветствие.

2. Сообщение о событиях в школе.

3. Просьбы к товарищу.

4. Заключение.

5. Подпись.

6. Дата.

Наконец учащиеся получают задание: написать письмо то-

варищу или подруге о том, как они праздновали 19 мая — День

рождения пионерской организации. Дети пишут письма по пла-

ну, ориентируясь на образец, в случае затруднения обращаются

к учителю с вопросами.

Здравствуй, дорогая Инночка!

Инночка, спасибо за письмо, я получила твое письмо. Я узнала, как

ты живешь, как учиться.

Я хочу рассказать о том, как мы праздник 19 мая — День рождения

пионерской   организации   имени   Владимира   Ильича   Ленина.   Все   пионеры

построились на линейку. Командиры отрядов рапорт к пионервожатая. По-
том выступила директор школы. Она рассказала, как работают, учится пио-

неры. Затем смотрели пионеры концерт. Концерт был интересный.

Инночка, напиши пожалуйста в ответ. Как ты живешь.

До свидания, Инночка. Привет твоему маму и папу.

Твоя подруга Ира.

20 мая 1978 г.

(Письмо Иры Л.)

Ученица структурно верно построила письмо, описала празд-

ник 19 мая и правильно оформила работу. Ориентируясь на об-

разец и объяснения учителя, она попыталась выразить мысли

своими   словами.   Все   это   говорит   о   верно   проведенной   работе

учителя.

66

Урок в 4-м классе.
Тема. Письмо близким людям,

Цель. Обучение учащихся написанию писем близким людям.

Учитель проводит вступительную беседу:

— Ребята, что вы делаете в воскресенье от 3 до 4 часов?

Учащиеся. Мы пишем письма. Час письма.

Учитель. Зачем нужно писать письма?

Учащиеся. Чтобы рассказать о себе, сообщить о себе.

Учитель. В письме вы только о себе рассказываете?

Учащиеся. Мы здороваемся, как живут дома, что делает

папа, мама.

Учитель. А если товарищу пишете?
Учащиеся. Что делает товарищ.

Учитель.   Правильно,   вы  пишете   письма,   чтобы   узнать,

как живут близкие вам люди, сообщить о своей жизни.

После такой вступительной беседы учитель обращается к

отдельным учащимся:

— Кому ты пишешь письма по воскресеньям, Саша?

Ученик. Я пишу маме, брату, папе.

Учитель. А ты, Нина?
Ученица. Я пишу письма маме, папе, сестричке (и т. д.).

Учитель объявляет тему урока:

— Сегодня мы снова будем учиться писать письма. Мы с

вами всегда пишем по плану. Зачем нужен план?

Учащиеся. Он помогает думать.
Учитель открывает доску, на которой записан деформиро-

ванный план письма:

1. Прощание с мамой.

2. Вопросы к маме.

3. Просьба к маме.

4. Сообщение о себе.

5. Обращение.

Учитель с учащимися раскрывают  каждый пункт  плана.

Например:

— Что означает «прощание»?

Учащиеся. До свидания.
Учитель. А что такое обращение?

Учащиеся. Здравствуй, мама.

Затем с помощью учителя учащиеся восстанавливают де-

формированный план и переходят к работе с образцом письма.

Учащиеся читают образец письма.

Здравствуй, дорогая мамочка!

Мамочка, как твое здоровье? Как ты живешь?,

6?

3*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я живу хорошо. Учусь на «4» и «5». Я здоров. В школе  

я

хорошо живу, мне весело. Вчера был интересный праздник осе-
ни. Ребята пели, танцевали. Я читал стихи и танцевал. Скоро
мы поедем в цирк. В цирк поедут ребята, которые хорошо учат-
ся. Я буду стараться учиться на «4» и «5».

Напиши,  мамочка,  о  своей жизни,  о моих товарищах.  Пе-

редай привет бабушке и дедушке. Приезжай в гости.

До свидания. Целую.

Твой сын Игорь.

25 сентября 1978 года.

Учитель. Найдите обращение.

Учащиеся. Здравствуй, дорогая мамочка.

Учитель. А теперь поищите «сообщение о себе».

Один из учеников читает соответствующую часть письма.

Учитель. Обратите внимание на подчеркнутые слова. Вы

любите свою маму?

Учащиеся. Любим.

Учитель. Как мы говорим, когда обращаемся к маме?

Учащиеся. Мамочка.

Учитель. Правильно, если мы ласково обращаемся к че-

ловеку, то говорим и пишем: братик, сестричка, мамочка.

Эти  слова   написаны   на   плакате,   учитель   привлекает   вни-

мание детей к суффиксам, выделенным красным цветом, к пред-

ложному   падежу   (когда   мы   спрашиваем   о   чем-то,   то   пишем:

Напиши о своей жизни), объясняет значение обращения.

Наконец учитель говорит:

— Письмо Игоря и план я не стираю с доски, но вы сами

будете писать письмо, а это письмо вам будет помогать.

Учащиеся приступают к работе.

Вот как написала письмо одна из учениц после такой под-

готовки.

Здравствуй, дорогая сестричка Катя.

Катя, как твое здоровье? Как ты живешь?

Я   живу  хорошо.  Учусь  хорошо  на  «5»  и  «4» и  стараться.   Я  служаю

Лидию   Ивановну,   Луизу   Васильевну.   Я   лежала   больницу.   У   меня   болит
горло. Вчера приехала в школе. Скоро мы поедем в цирк. В цирк поедут
ребята, которые хорошо учится.

Катя,   напиши   о   себе,   о   своих   товарищах.   Передай   привет   бабушке   и

дедушке.   Катя   пожалуйста   вместе   пойдем   в   парк.   Приезжай   в   гости   в

школу.

До свидания. Целую.

Твоя сестричка Света. 

15 октября 1978 года.

(Письмо Светланы 3.) 

68

ЗАМЕТКА В СТЕНГАЗЕТУ

Советская   специальная   школа   готовит   детей   стать   гражданами

нашего социалистического общества, поэтому «очень важно с самого

раннего возраста включать аномальных детей в широкие социальные

связи,   предоставлять   им   все   возможности   для   проявления

разносторонней активности»

1

.

Безусловно, в этом плане приобщение ребенка к газете (классной

стенгазете,   школьной,   «Пионерской   правде»   и   др.),  обучение   его

умению   писать   в   газету   заметки   имеет   большое  значение:   ученик

приучается высказывать свое мнение о событиях окружающей жизни,

о людях, с которыми он встречается.

Вначале   (в 4-м классе)   работа с этим видом письменной

речи кажется очень трудной и малоэффективной, но постепенно 

учащиеся начинают проявлять интерес к участию в подготовке

газеты.

Содействует успеху этой работы ряд методических требований.

Учащихся надо ознакомить с целью написания заметки в

газету, рассказать о роли газеты в жизни людей.

На первых порах заметки должны быть небольшими по объему, на

темы,   отражающие   интересы   детей,   их   быт   и   взаимоотношения,

например:   «Как   я   провел   осенние   каникулы»,   «Как  мы   учимся»,

«Наш   класс»,   «Экскурсия   в   зоопарк»,   оценка   поведения   товарища,

события   из   жизни   коллектива,   развлечения,  культпоходы.   Более

сложная   тематика   заметок   (политические  и   т.   п.)   недоступна   для

учащихся 4-го класса 2-го отделения, поэтому мы не останавливаемся

на ней.

Вначале   учитель   сам   предлагает   темы   учащимся,   учитывая  их

интересы,   индивидуальные   особенности.   Постепенно   учащиеся

должны   самостоятельно   находить   тему   для   заметки,   но   учитель

контролирует их выбор.

Работая   над   заметкой,   следует   подчеркивать   своеобразие   ее

построения,   вначале   ориентировать   учащихся   на   образец   и   план

аналогичной   заметки,   коллективно   составить   заметку   в  школьную

газету, но в конечном итоге приучать школьников

писать самостоятельно.

Залогом успеха работы над заметкой будет создание естественных

условий   и   стимулов:   написанные   заметки   просматриваются

редколлегией   класса   при   участии   учителя,   лучшие   помещаются   в

классную или в школьную стенную газету.

Приводим описание урока в 4-м классе.

•Основы    обучения   и    воспитания    аномальных    детей.    Под    ред.

А. И. Дьячкова. М., 1965.

оУ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема. Составление заметки в стенную газету.

Цель. Ознакомить детей с новым видом письменной рабо-

ты — заметкой в стенную газету.

Перед   уроком   учитель   провел   подготовительную   работу:

учащиеся познакомились со школьной стенной газетой, были

в учительской, где видели стенную газету учителей, с воспита-

телем ходили в магазин, там посмотрели стенгазету «За хоро-

шую   торговлю».   На   уроке   учитель   использовал   в   беседе   этот

материал.

Сообщив тему урока, учитель показывает на классную стен-

ную газету «Салют».

Учитель. Где висит газета? 

Учащиеся. На стене.

Учитель.   Правильно,   поэтому   она   называется   стенная

газета, стенгазета.

Затем   учитель   повторяет   с   детьми   понятия   «название   га-

зеты»,   «заметка»,   объясняет,   что   главная   заметка   называется

передовицей.   Такая   же   работа   ведется   с   учительской   газетой

«Сурдопедагог»,   с   «Пионерской   правдой».   Но   вот   учитель   от-

крывает штору на доске и вместе с детьми читает и анализи-

рует заметку «Праздник День космонавтики».

Праздник День космонавтики.

Каждый год 12 апреля советские люди празднуют День кос-

монавтики.

Ученики IV группы интересно отметили этот праздник. Пио-

неры 3-го и 4-го классов рассказывали стихотворения о космо-

навтах, пели песни, посмотрели диафильм «Мы на луну лета-

ли», играли.

Ребята, давайте лучше готовиться ко всем праздникам! Тог-

да нам никогда не будет скучно.

Руслан Русаков.

Анализируя   образец,   учитель   обращал  внимание   детей  на

структуру заметки, на подпись, обращение, заглавие, объяснял

новые слова. Затем, опираясь на образец, учащиеся устно с по-

мощью   учителя   составляют   заметку   о   Празднике   Победы,   не

забывая о своеобразном начале заметки — вступлении.

Наконец, учащимся  предлагаются темы заметок для  пись-

менной работы: о 1 Мая, о поведении товарища, о подруге

и т. п. Учитель помогает детям верно выразить мысль, струк-

турно и технически правильно построить работу, подсказывает

необходимое слово.

Когда ребята кончили писать, учитель обращается к ним: — 

Наша редколлегий (называет имена троих детей) выбв-

го

рет лучшие заметки, и мы выпустим нашу классную стенную

газету.

Приводим   примеры   детских   заметок.   Разумеется,   заметки

помещаются в газету  при условии полного их исправления.

Поведение товарища.

Мы знаем правила поведения учеников и стараемся их выполнять.

В   нашем   классе   есть   Алеша   Котов.   Раньше   Алеша   баловался   в   столо вой,

спальне,   на   улице.   Кричал   на   уроке,   не   слушал   воспитателей,   плохо   работал   на
уроках труда.

Сейчас Алеша лучше, он ведет себя поведение в столовой, на улице,  старается

учится. Алеша стал хорошим мальчиком.

Мы можем ставить в пример Алешу.

(Саша Л.)

Подруга.

Подруги и товарищи очень важны и в нашей жизни.
У   меня   в   классе   есть   подруга   Люда   Булик,   она   хорошо   учится.   Я   очень

уважаю, Люда староста в классе, она не обещает (обижает) мне. Дети любят Люду.

Она хорошая, когда у тебя такая подруга.

(Н а т а К.)

19-го апреля вся страна работали коммунистический субботник все работали на

участок.

Наша группа получили задание в конверте, где было написано, что мы   должны

делать.   Все   подмитали   убрать   мусор,   жгли,   белили   деревья.   Все   дети   хорошо
работали отлично.

Коммунистический субботник прошел хорошо.

(Ваня Л.)

Приведенные детские работы свидетельствуют о том, что  учащиеся

правильно   поняли   особенности   нового   для   них   вида   письменной

работы: описаны события, выражено собственное мнение о товарище,

сделаны выводы.

Мы описали урок, целью которого было ознакомить детей с новым

для них видом письменного задания. В дальнейшем в соответствии с

программными требованиями следует обучать  написанию  заметок  по

плану,   составленному   коллективно,   а   в  5-м   и   6-м   классах   —

составленному самостоятельно.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение   является   одним   из   самых   распространенных   уп-

ражнений   по   развитию   речи   в   специальных   школах   для   детей  с

недостатками слуха. Популярность его объясняется тем многообразием

задач, которые может решить учитель, систематически   применяя   этот

вид задания. Предлагая учащимся письмен-

71

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..