ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 14

 

 

210 

 

 

потенциала  данного  сектора  машиностроения  и  конкурентоспособности  российской 
продукции,  которые  будут  способствовать  увеличению  объемов  производства  в 
судостроительной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года примерно 
в 4 раза, при этом среднегодовой темп роста производства в период до 2020 года составит 
порядка  115%,  что  будет  связано  со  значительным  увеличением  объемов  поставок 
продукции в рамках государственной программы вооружения. 

Необходимо  отметить,  что  к  2015  году  объемы  производства  продукции 

судостроительной промышленности относительно  уровня 2011 года  увеличатся примерно 
на  140%,  к  2020  году  относительно  уровня  2015  года  увеличение  составит  порядка             
40%.  Таким  образом,  в  период  до  2015  года  при  активной  государственной  поддержке 
будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения 
до 2030 года. 

Достижение  указанных  темпов  роста  производства  продукции  судостроительной 

промышленности будет обусловлено следующими факторами: 

увеличением объемов государственного оборонного заказа; 
расширением объемов военно-технического сотрудничества; 
реализацией  проектов  в  области  гражданского  судостроения,  в  том  числе  в  части 

строительства  судов  и  оффшорной  техники  для  освоения  континентального  шельфа 
(буровых  установок,  технологических  платформ,  судов  снабжения),  морских 
транспортных 

судов, 

судов 

специального 

назначения 

(ледоколов, 

научно-

исследовательских  судов),  судов  внутреннего  плавания  и  рыбопромысловых  судов 
(ожидается, что объем выпуска гражданской продукции российского судостроения в 2030 
году относительно уровня 2011 года по количеству тонн водоизмещения увеличится более 
чем в 3,1 раза); 

реализацией  мероприятий  по  стимулированию  развития  научно-технического  и 

производственно-технологического потенциала судостроительной промышленности, в том 
числе  в  рамках  ФЦП  «Развитие  гражданской  морской  техники»  на  2009-2016  годы, 
«Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». 

Вместе  с  тем  в  перспективе  существуют  риски  сокращения  расходов 

инвестиционного характера в сфере судостроения, а также негативного влияния изменения 
внутренней  и  внешней  рыночной  конъюнктуры  вследствие  завершения  текущих 
интеграционных  процессов,  что  в  свою  очередь  отрицательным  образом  отразится  на 
конкурентоспособности  продукции  российского  производства  и,  соответственно,  на 
динамике  ее  производства,  в  связи  с  чем  обозначенные  темпы  развития  судостроения  в 
2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться до 317 процентов. 

Ракетно-космическая промышленность 

Среднегодовой  темп  роста  производства  промышленных  предприятий  ракетно-

космической промышленности в период 2006-2011 гг. составил около 107 процентов. 

211 

 

 

Развитие ракетно-космической промышленности в долгосрочной перспективе будет 

определяться эффективностью реализации программных документов в сфере космической 
деятельности  (Федеральная  космическая  программа  России  на  2006-2015  годы,  ФЦП 
«Поддержание,  развитие  и  использование  системы  ГЛОНАСС  на  2012-2020  годы», 
«Развитие  российских  космодромов  на  2006-2015  годы»,  плановые  работы  по  созданию 
космического  ракетного  комплекса  «Ангара»  и  другие  программы  и  проекты, 
запланированные  к  реализации  в  рамках  государственной  программы  «Космическая 
деятельность России»), суммарный объем финансирования которых в 2012-2020 гг. за счет 
средств  федерального  бюджета  в  соответствии  с  проектом  указанной  государственной 
программы может составить порядка 1,7 трлн. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-
промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». 

В результате реализации мероприятий будет обеспечено: 
удовлетворение  растущих  потребностей  социально-экономической  сферы,  науки, 

техники и  национальной безопасности  в решении  задач с  использованием отечественных 
космических средств (в 2011 году доля потребностей, удовлетворяемых с использованием 
отечественных  космических  средств,  составила  40%,  ожидается,  что  значение  данного 
показателя к 2020 году составит не менее 90 процентов); 

обеспечение  гарантированного  доступа  в  космос  с  российской  территории  для 

реализации основных направлений отечественной космической детальности (в результате 
доля запусков для российской социально-экономической сферы с территории Российской 
Федерации составит не менее 90 процентов); 

занятие лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных 

космических исследований; 

достижение  максимальной  массы  выводимой  в  одном  пуске  полезной  нагрузки  на 

низкую околоземную орбиту свыше 70 тонн; 

увеличение  доли  Российской  Федерации  на  мировом  рынке  ракетно-космической 

техники до 18 процентов; 

наращивание  и  поддержание  орбитальных  группировок  систем  фиксированной 

космической  связи  и  телевещания,  ретрансляции,  подвижной  персональной  спутниковой 
связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга 
окружающей  среды,  проведения  фундаментальных  космических  исследований,  поиска  и 
спасения, а также создание новых космических аппаратов. 

Ожидается, что в период до 2020 года среднегодовой темп развития производства в 

ракетно-космической  промышленности  составит  порядка  107%,  к  2030  году  объем 
производства продукции увеличится более чем в 2,8 раза относительно уровня 2011 года. 

Вместе  с  тем  в  перспективе  существуют  риски  сокращения  расходов 

инвестиционного характера в сфере ракетно-космической промышленности, в том числе из 
федерального  бюджета,  в  связи  с  чем  обозначенные  темпы  развития  в  2030  году 
относительно уровня 2011 года могут сократиться. 

212 

 

 

Радиоэлектронная промышленность 

Среднегодовой  темп  роста  производства  электрооборудования,  электронного  и 

оптического  оборудования  в  период  2006-2011  гг.  составил  около   100,5%,  что  связано  с 
кризисными  явлениями  2008-2009  гг.,  при  этом  в  2010  и  2011  году  индекс  составил       
122,8% и 105,1% соответственно. 

Продукция  радиоэлектронной  промышленности  по  большей  части  товарной 

номенклатуры  используется  для  производства  машин  и  оборудования  и  предоставления 
медицинских услуг, а также услуг в области связи и передачи информации, в связи с чем 
динамика  развития  данного  сектора  машиностроения  в  значительной  степени  связана  с 
уровнем платежеспособного спроса со стороны секторов-потребителей радиоэлектронных 
товаров.  Значительную  долю  продукции  радиоэлектронной  промышленности  занимают 
электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи. 

При  этом  в  настоящее  время  для  производства  радиоэлектронной  продукции 

характерны  недостаточный  технологический  уровень  развития,  отсутствие  значительного 
количества  компетенций  в  области  разработки  и  производства  (например,  в  части 
продукции гражданского применения), моральный  и  физический износ  основных фондов 
научной  и  производственной  базы,  зависимость  динамики  производства  от  поставок 
продукции  для  нужд  обороны  и  безопасности,  недостаточный  уровень  внедрения 
результатов 

НИОКР 

в 

производственную 

деятельность, 

отсутствие 

высококвалифицированного  инженерного  и  производственного  персонала,  что 
существенно ограничивает развитие данного сектора машиностроения. 

Таким  образом,  развитие  радиоэлектронной  промышленности  в  средне-  и 

долгосрочной  перспективе  будут  определяться  динамикой  развития  секторов-
потребителей  радиоэлектронных  товаров,  а  также  реализацией  мероприятий, 
направленных 

на 

обеспечение 

устранения 

указанных 

ограничений, 

которые 

предусмотрены  в  рамках  государственной  программы  «Развитие  электронной  и 
радиоэлектронной  промышленности  на  2013-2025  годы»,  включающей  в  том  числе 
мероприятия  ФЦП  «Развитие  электронной  компонентной  базы  и  радиоэлектроники  на 
2008-2015  годы»,  ФЦП  «Развитие  оборонно-промышленного  комплекса  Российской 
Федерации  на  2011-2020  годы»  в  части  радиоэлектронных  средств  специального 
назначения  и  ее  подпрограммы  «Создание  электронной  компонентной  базы  для  систем, 
комплексов  и  образцов  вооружения,  военной  и  специальной  техники».  В  соответствии  с 
государственной  программой  на  ее  реализацию  в  период  2013-2025  гг.  из  федерального 
бюджета  предполагается  направить  около  180  млрд.  рублей  без  учета  ФЦП  «Развитие 
оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». 

Ключевыми  задачами,  на  решение  которых  направлена  реализация  указанных 

мероприятий являются: 

создание  научно-технического  задела  по  перспективным  электронным  и 

радиоэлектронным технологиям; 

213 

 

 

создание  современной  научно-технической  и  производственно-технологической 

базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий; 

обеспечение  в  требуемых  объемах  производства  радиоэлектронных  изделий  для 

приоритетных  образцов  вооружения,  военной  и  специальной  техники,  определяющих 
перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Кроме  того,  в  долгосрочной  перспективе  будет  отмечаться  увеличение 

интенсивности 

мероприятий, 

реализуемых 

предприятиями 

радиоэлектронной 

промышленности,  направленных  на  повышение  научно-технического  и  производственно-
технологического  потенциала,  финансируемых  за  счет  собственных  средств,  что  также 
окажет положительное влияние на развитие данного сектора машиностроения. 

Ожидается,  что  в  период  до  2020  года  среднегодовой  темп  роста  производства 

продукции  радиоэлектронного  комплекса  составит  порядка  107%,  к  2030  году 
относительно  уровня  2011  года  объем  производства  продукции  увеличится  более  чем  в 
5 раз. 

К 

основным 

результатам 

развития 

радиоэлектронной 

промышленности, 

оказывающим влияние на прогнозируемую динамику в долгосрочной перспективе, можно 
отнести: 

повышение технологического уровня электроники к 2025 году до 0,01 мкм; 
увеличение доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 

40%,  в  том  числе  в  связи  с  освоением  новых  рыночных  направлений  радиоэлектронной 
продукции  в  области  радиочастотной  идентификации,  координатно-временного 
обеспечения,  цифрового  телевидения,  телекоммуникационного  и  технологического 
оборудования, промышленной электроники и других направлений; 

увеличение производительности труда в 6,5 раза к 2025 году. 
Вместе  с  тем  в  перспективе  существуют  риски  сокращения  расходов 

инвестиционного  характера  в  сфере  радиоэлектронной  промышленности,  а  также 
негативного  влияния  изменения  внутренней  и  внешней  рыночной  конъюнктуры 
вследствие  завершения  текущих  интеграционных  процессов  на  развитие  гражданского 
сектора  радиоэлектроники,  что  в  свою  очередь  отрицательно  отразится  на 
конкурентоспособности  продукции  российского  производства  и,  соответственно,  на 
динамике  ее  производства,  в  связи  с  чем  темпы  развития  радиоэлектронной 
промышленности  в  2030  году  относительно  уровня  2011  года  могут  сократиться  до 
 352 процентов. 

214 

 

 

Автомобилестроение 

Среднегодовой  темп  роста  производства  легковых  автомобилей  в  период  2006-

2011 гг. составил около 120%, грузовых автомобилей – 110 процентов. 

Для  развития  производства  автомобильной  техники  в  настоящее  время  характерен 

ряд тенденций, к которым относятся: 

рост  платежеспособного  спроса,  в  том  числе  в  связи  с  развитием  механизмов 

реализации  автомобильной  техники  в  части  кредитования  и  лизинга,  ростом  реальных 
располагаемых денежных доходов (в настоящее время доля продаж легковых автомобилей 
на  внутреннем  рынке  с  использованием  кредитных  механизмов  составит  порядка 
50 процентов); 

увеличение  объемов  грузовых  и  пассажирских  перевозок  автомобильным 

транспортом; 

рост экспортных поставок автомобильной техники; 
развитие мощностей  по производству автомобильной техники и комплектующих, в 

том  числе  в  рамках  реализации  проектов  «по  промышленной  сборке»  автомобильной 
техники; 

интенсификация 

реализации 

инвестиционных 

проектов 

в 

сфере 

автомобилестроения, а также проектов по обновлению парка автомобильной техники. 

Необходимо  отметить,  что  в  кризисный  период  2008-2009  гг.  в  результате  резкого 

сокращения  платежеспособного  спроса  на  автомобильную  технику  и  объемов  грузовых 
перевозок  автомобильным  транспортом  отмечалось  снижение  объемов  производства 
легковых автомобилей на 59%, грузовых автомобилей – на 64 процента. 

При этом в период 2010 и 2011  годов. наблюдалось посткризисное восстановление 

объемов  производства,  в  связи  с  чем  в  указанный  период  среднегодовой  темп  роста 
производства  легковых  автомобилей  составил  порядка  167%,  грузовых  автомобилей  – 
 148 процентов. 

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе развитие автомобильной 

промышленности  в  основном  будет  определяться  уровнем  платежеспособного  спроса  на 
автомобильную технику со стороны физических и юридических лиц. 

Так,  увеличение  в  2030  году  относительно  уровня  2011  года  реальных 

располагаемых  доходов  населения  (более  чем  в  2,2  раза),  объемов  коммерческого 
грузооборота автомобильного транспорта  (более чем в 1,7 раза), а также развитие систем 
лизинга  и  кредитования  будут  способствовать  увеличению  объемов  производства  в 
автомобилестроении в прогнозный период более чем в 3,3 раза, среднегодовой темп роста 
производства в период до 2020 года составит порядка 106,5 процента. 

Кроме  того,  к  2020  году  обеспеченность  населения  легковыми  автомобилями 

составит  порядка  400  ед.  на  1  тыс.  населения,  к  2030  году  –  600  ед.  на 1 тыс.  населения. 
Учитывая данную динамику, в долгосрочной перспективе существуют риски, что развитие 

215 

 

 

производства легковых автомобилей будет в значительной степени зависеть от динамики 
развития инфраструктуры для автотранспортных средств. 

Производство легковых и грузовых автомобилей в указанный период в натуральном 

выражении увеличится более чем в 2,7 раза. 

В данную динамику значительный вклад внесут следующие факторы: 
развитие  в  новых  условиях  проектов  по  промышленной  сборке  автомобильной 

техники,  что  в  свою  очередь  будет  способствовать  повышению  уровня  локализации 
совместных  предприятий,  интенсификации  процессов  организации  на  территории 
Российской  Федерации  производства  автомобильных  комплектующих  и  приведет  к 
значительному расширению мощностей по производству автомобильной техники, ее узлов 
и агрегатов (ожидается, что к 2018 году мощности по производству легковых автомобилей 
составят более 3,2 млн. штук в год); 

реализация  инвестиционных  проектов  по  созданию  новых  конкурентоспособных 

производств  и  расширению  действующих  производственных  мощностей  (при  участии 
ОАО  «Группа  «ГАЗ»,  ОАО  «АвтоВАЗ»,  ОАО  «КАМАЗ»  и  ОАО  «СОЛЛЕРС»)  в  рамках 
реализации  Стратегии  развития  автомобильной  промышленности  Российской  Федерации 
на  период  до  2020  года  (объем  инвестиционной  программы  автомобилестроительных 
предприятий (включая) в период до 2020 года составит более 435 млрд. рублей); 

реализация программ инновационного развития ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ», 

в  рамках  которых  предполагается  разработка  и  внедрение  в  производство  новых 
технологий, включая инновационные, проектирования и производства автомобилей, в том 
числе для эффективной реализации перспективных проектов. Реализация программ также 
будет  способствовать  повышению  эффективности  сбытовой  и  производственной 
деятельности. 

Реализация  указанных  мероприятий  также  будет  способствовать  увеличению  доли 

российской  продукции  на  внутреннем  рынке,  в  частности  легковых  и  грузовых 
автомобилей до 65 процентов. 

Вместе с тем существует ряд рисков, которые могут в прогнозный период оказывать 

негативное  влияние  на  развитие  спроса  на  автомобильную  технику,  в  том  числе  в  части 
снижения  темпов  роста  реальных  располагаемых  денежных  доходов  и  объемов 
коммерческого грузооборота автомобильного транспорта. 

Кроме  того,  значительное  влияние  на  развитие  спроса  будет  оказывать  изменение 

внутренней  и  внешней  рыночной  конъюнктуры  в  связи  со  вступлением  Российской 
Федерации  в  ВТО,  что,  в  совокупности  с  низкой  эффективностью  мер  по  адаптации 
реального  сектора  экономики  к  условиям  данной  организации,  может  отрицательно 
отразиться  на  конкурентоспособности  продукции  российских  автомобилестроительных 
предприятий. 

Указанные  факторы  могут  привести  к  сокращению  обозначенных  темпов  роста 

производства автомобильной техники в 2030 году относительно уровня 2011 года до 253%, 
в частности, темпы роста производства легковых автомобилей  в натуральном выражении 

216 

 

 

могут  сократиться  до  219%,  грузовых  автомобилей  –  до  210%.  При  этом  в  данных 
условиях предполагается увеличение доли импортной техники на внутреннем рынке. 

Сельскохозяйственное машиностроение 

Развитие производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в 

период  2006-2011  гг.  характеризовалось  стагнацией,  что  связано  с  относительно  низкой 
конкурентоспособностью 

российских 

видов 

продукции 

сельскохозяйственного 

машиностроения по отношению к импортной продукции, осуществлением в значительных 
объемах  сборки  сельскохозяйственных  машин  и  оборудования  зарубежных  марок,  в  том 
числе белорусских на территории Российской Федерации без определенных критериев по 
локализации 

соответствующих 

производств 

(например, 

в 

части 

тракторов 

сельскохозяйственного назначения). 

Вместе с тем увеличение объемов спроса по большей части товарной номенклатуры 

сельскохозяйственных  машин  и  оборудования,  связанное  в  том  числе  с  развитием 
механизмов реализации соответствующих товаров (реализация техники с использованием 
ресурсов  ОАО  «Россельхозбанк»,  ОАО «Росагролизинг»,  субсидирование  приобретения 
сельскохозяйственной  техники),  а  также  увеличение  инвестиционной  активности 
сельхозтоваропроизводителей,  оказывают  положительное  влияние  на  развитие 
производства данных товаров. 

Таким  образом,  развитие  производства  сельскохозяйственных  машин  и 

оборудования  в  средне-  и  долгосрочной  перспективе  будет  определяться  как 
общесистемными 

факторами 

(в 

части 

инвестиционной 

активности 

сельхозтоваропроизводителей,  что предусмотрено Государственной  программой  развития 
сельского  хозяйства  и  регулирования  рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и 
продовольствия),  так  и  реализацией  мероприятий,  направленных  на  повышение 
конкурентоспособности  продукции  традиционных  российских  производителей  на 
внутреннем рынке. 

Реализация  мероприятий  по  повышению  конкурентоспособности  российской 

продукции  сельскохозяйственного  машиностроения  будет  предусмотрена  в  рамках 
разрабатываемой  государственной  программы  «Развитие  промышленности  и  повышение 
ее  конкурентоспособности»  в  соответствии  с  положениями  Стратегии  развития 
сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации на период до 2020 года, к 
которым в том числе относятся: 

реализация НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов 

сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе энергоэффективных; 

реализация  инвестиционных  проектов  по  технологическому  перевооружению 

мощностей по производству сельскохозяйственной техники; 

разработка  и  применение  требований  к  производству  на  территории  Российской 

Федерации сельскохозяйственных машин и оборудования; 

поддержка экспорта сельскохозяйственной техники. 

217 

 

 

По  итогам  реализации  указанных  мероприятий  ожидается,  что  к  2020  году 

относительно уровня 2011 года: 

объем инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение увеличится в 1,9 раза; 
производительность труда в данном секторе машиностроения увеличится более чем 

в 2,2 раза; 

объем  экспорта  сельскохозяйственной  техники  увеличится  в  5  раз  (в стоимостном 

выражении). 

Указанная  динамика  развития  сельскохозяйственного  машиностроения  будет 

способствовать ежегодному росту объемов производства в период до 2020 года в среднем 
на 5%, объем производства в 2030 году относительно уровня 2011 года  увеличится более 
чем в 2,5 раза. 

Необходимо  отметить,  что  изменение  экономической  конъюнктуры  в  Российской 

Федерации в долгосрочной перспективе может привести к изменению структуры спроса на 
продукцию сельскохозяйственного машиностроения в части интенсивного развития спроса 
энергонасыщенных  видов  техники  (например,  тракторной  техники).  Таким  образом,  в 
период  до  2030  года  возможно  интенсивное  развитие  производства  соответствующих 
видов  продукции,  которое  будет  характеризоваться  более  высокими  темпами  роста,  чем 
сельскохозяйственное  машиностроение  в  целом.  Это  может  служить  драйвером  роста 
данного  сектора,  в  связи  с  чем  в  случае  эффективного  стратегического  планирования 
деятельности  российских  предприятий  на  внутреннем  рынке  объемы  производства  в 
сельскохозяйственном машиностроении могут увеличиться более чем в 4,6 раза (в текущих 
ценах), в частности, объем производства тракторов на территории Российской Федерации 
к  2020  году  относительно  уровня  2011  года  в  натуральном  выражении  увеличится  более 
чем  в

 

6 раз,  при  этом  будут  отмечаться  более  низкие  темпы  роста  объемов  поставок 

импортной продукции на внутренний рынок. 

Станкостроение 

Для  развития  производства  станков  в  период  2006-2011  гг.  характерна  стагнация, 

что  связано  с  низкой  конкурентоспособностью  отдельных  видов  технологического 
оборудования  российского  производства,  а  также  ограниченными  возможностями 
производства  отдельных  видов  продукции  и,  соответственно,  недостаточным  объемом 
инжиниринговых решений с использованием отечественных средств производства. 

Вместе с тем интенсификация реализации проектов по технической модернизации (в 

настоящее  время  возраст  более  50%  технологического  оборудования  на  российских 
машиностроительных  предприятиях  составляет  более  25  лет),  создание  новых 
производственных  предприятий,  а  также  увеличение  объемов  производства  в  реальном 
секторе экономики оказывает положительное влияние на развитие производства станков в 
части увеличения спроса на технологическое оборудование. 

218 

 

 

В  средне-  и  долгосрочной  перспективе  развитие  производства  технологического 

оборудования  на  территории  Российской  Федерации  будет  определяться  следующими 
факторами: 

эффективной 

реализацией 

мероприятий, 

направленных 

на 

повышение 

конкурентоспособности 

российской 

продукции 

станкостроения, 

и 

устранению 

ограничений развития данного сектора машиностроения (реализация данных мероприятий 
предусмотрена государственной программой «Развитие промышленности и повышения ее 
конкурентоспособности» 

в 

рамках 

подпрограммы 

«Развитие 

отечественного 

станкостроения  и  инструментальной  промышленности»  на  2011-2016  годы»  федеральной 
целевой программы «Национальная технологическая база»); 

интенсивной  реализацией  инвестиционных  программ  российских  промышленных 

предприятий, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, связанной с 
реализацией  механизмов  государственной  поддержки  по  повышению  технологического 
потенциала  реального  сектора  экономики  (субсидирование  процентных  ставок  по 
кредитам,  направленным  на  реализацию  проектов  по  технологическому  перевооружению 
предприятий,  реализация  инвестиционных  проектов  в  рамках  федеральных  целевых 
программ); 

реализацией  проектов  по  созданию  новых  производств  технологического 

оборудования, в том числе с иностранными партнерами. 

Таким  образом,  ожидается,  что  в  период  до  2020  года  среднегодовой  тем  роста 

производства  продукции  станкостроения  составит  порядка  108%,  к  2030  году 
относительно 2011 года производство увеличится более чем в 3 раза. 

Необходимо  отметь,  что,  в  случае  снижения  инвестиционной  активности 

предприятий 

реального 

сектора 

экономики, 

указанные 

темпы 

производства 

технологического оборудования могут быть снижены. 

Бытовая техника 

Среднегодовой  темп  производства  бытовой  техники  в  2006-2011  гг.  составил 

 104 процента. 

Данная  динамика  была  обусловлена  развитием  предприятий  по  сборке  бытовой 

техники  иностранных  марок,  а  также  увеличением  реальных  располагаемых  доходов 
населения. 

Принимая  во  внимание,  что  реализация  большей  части  проектов  по  созданию 

мощностей  по  производству  бытовой  техники  к  настоящему  времени  завершена,  в 
долгосрочной перспективе развитие производства бытовой техники будет в значительной 
степени  определяться  динамикой  спроса  со  стороны  физических  лиц.  Таким  образом,  в 
связи  с  ростом  реальных  располагаемых  доходов  населения  в  2030  году  относительно 
уровня  2011  года  более  чем  в  2  раза,  ожидается,  что  производство  бытовой  техники  в 
прогнозный период увеличится более чем в 2,2 раза. При этом среднегодовой темп роста 
производства бытовых приборов до 2020 года составит порядка 4,5 процента.  

219 

 

 

Необходимо  отметить,  что  в  настоящее  время  наблюдается  стабилизация 

внутреннего  рынка  бытовой  техники  и,  соответственно,  снижение  темпов  роста  ее 
производства в связи с выходом на относительно стабильный уровень потребления данных 
товаров  и  удовлетворением  отложенного  спроса,  возникшего  в  результате  кризисных 
тенденций  2008  и  2009  годов,  в  связи  с  чем  интенсивной  динамики  развития  данного 
сектора машиностроения в долгосрочной перспективе не ожидается. Кроме того, учитывая 
достаточный  уровень  развития  производства  отдельных  видов  бытовых  приборов  на 
территории  Российской  Федерации,  в средне-  и  долгосрочной  перспективе  значительных 
изменений  структуры  внутреннего  рынка  данной  продукции  в  части  соотношения 
импортных  и отечественных  товаров  не  предполагается.  Снижение  динамики  роста 
реальных  располагаемых  доходов  населения  приведет  к  снижению  темпов  развития 
производства бытовой техники. 

Энергетическое машиностроение 

Среднегодовой  темп  роста  продукции  энергетического  машиностроения  в период 

2007-2011  гг.  составил  по  турбинам  паровым  –  130%,  по  турбинам  газовым  –  110%  и  по 
турбинам гидравлическим – 130 процентов. 

Основными  тенденциями  развития  согласно  Стратегии  развития  энергетического 

машиностроении на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года (утверждена приказом 
Минпромторга России от 22 февраля 2011 года № 206) являются: 

снижение доли зарубежного оборудования при строительстве новых генерирующих 

мощностей; 

снижение  доли  зарубежного  оборудования  при  модернизации  существующих 

генерирующих мощностей; 

освоение производства отдельных видов оборудования большой мощности. 
Факторами, влияющими на развитие отрасли, являются: 
рост внутреннего спроса на продукцию энергетического машиностроения; 
улучшение состояния технологического уровня основных производственных фондов 

предприятий  отрасли,  оказывающего  непосредственное  влияние  на  качество  и 
себестоимость продукции; 

уменьшение технического отставания продукции энергетического машиностроения, 

вызванного  недостаточными  инвестициями  в  НИОКР  по разработке  перспективной 
высокопроизводительной продукции и ключевых комплектующих; 

увеличение  взаимодействия  предприятий  электроэнергетики  и энергетического 

машиностроения  в  части  постановки  целевых  ориентиров  развития  отрасли,  создания 
нового оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе; 

увеличение  уровня  государственной  поддержки  отрасли,  включая  участие 

в софинансировании приоритетных проектов; 

обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. 

220 

 

 

Снижение  конкурентоспособности отечественного оборудования может привести  к 

снижению  спроса  на  продукцию  российских  производителей,  ухудшению  финансового 
состояния  предприятий  отрасли,  снижению  уровня  финансирования  НИОКР  и  программ 
технического и технологического перевооружения. 

Основными 

факторами, 

ограничивающими 

развитие 

отечественного 

энергомашиностроения, являются: 

разомкнутость цикла инновационного развития; 
большая  номенклатура  и,  как  следствие,  малая  серийность  выпуска, 

сопровождающаяся  высокими  удельными  затратами  на  подготовку  и  производство 
продукции; 

наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, причем оборот каждой из этих 

компаний  на  рынке  энергооборудования  существенно  выше  объема  производства 
российских компаний; 

ограниченные  возможности  сопряженных  секторов  экономики  (металлургическое 

производство  сталей  и  сплавов  нужных  марок  и  размеров  заготовок;  большой  дефицит 
производственных  мощностей  в  обеспечении  генераторами,  потребность  в  которых  при 
наличии  экспорта  придется  пополнить  за  счет  импорта;  в  строительном  комплексе  – 
недостаток организаций, проектирующих и строящих новые электростанции). 

Производство основных видов продукции 

 энергетического машиностроения 

(

вариант 2) 

(МВт) 

Наименование 

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

2020 г. к 

2011 г., % 

2030 г. к 

2011 г., %

 

Турбины паровые 

4332 

5434 

5667 

125 

131 

Турбины газовые 

2434 

2612 

2762 

107 

113 

Турбины гидравлические 

4140 

4125 

4302 

99,6 

104 

Рост  производства  продукции  энергетического  машиностроения  обуславливается 

сроками  отгрузки  продукции  с  длительным  производственным  циклом;  увеличением 
заказов  в  связи  с  реконструкцией  и  восстановлением  Саяно-Шушенской  ГЭС, 
строительством Богучанской  ГЭС и  других объектов электроэнергетики  в соответствии  с 
одобренной  Правительством  Российской  Федерации  (протокол  заседания  Правительства 
Российской Федерации от 03.06.2010 № 24) уточненной «Генеральной схемой размещения 
объектов электроэнергетики России до 2020 года и  с  учетом перспективы до 2030  года», 
а также заключенными контрактами на поставку отечественного оборудования за рубеж. 

Темп роста производства всех видов турбин по отношению к 2011 году в 2020 году 

составит 119%, а в 2030 году – 124,5 процента. 

В  прогнозный  период  до  2030  года  ввод  мощностей  в  электроэнергетике  в  целом 

будет  обеспечен  возможностями  российского  энергетического  машиностроения  с  учетом 
импорта газовых турбин большой единичной мощности. 

221 

 

 

Государственной  программой  «Развитие  промышленности  и  повышение  ее 

конкурентоспособности»  предусмотрено  создание  унифицированного  энергетического 
оборудования  различной  мощности.  Создание  отечественных  газотурбинных  установок 
обеспечит частичное замещение импорта при строительстве новых объектов энергетики и 
при замене существующего парка оборудования. 

Планируемая  реализация  ряда  проектов  по  созданию  совместных  предприятий 

отечественных  и  иностранных  компаний  позволит  укрепить  позиции  Российской 
Федерации на мировом рынке за счет создания оборудования нового поколения. 

Отечественные  производители  также  закрепят  свои  позиции  на  внешнем  рынке  в 

области поставок оборудования для строительства АЭС и ГЭС. 

В 

варианте 1

 имеют место риски существенного уменьшения объемов производства 

энергетического  оборудования  из-за  возможности  не  заключения  договоров  на  поставки 
оборудования на внешний рынок. 

При  благоприятном  экономическом

 

развитии  компаний  энергетического 

машиностроения и опережающих темпах вводов генерирующих мощностей на территории 
Российской  Федерации  возможен  прирост  производства  турбин  газовых  в  2020  году  по 
отношению  к  2011  году  на  16%,  по  производству  турбин  паровых  –  на  25%,  а  по 
производству турбин гидравлических  –  на  24%. При  этом  к 2030 году  рост производства 
замедлится,  и  прирост  в  2030  году  по  отношению  к  уровню  2011  года  составит 
соответственно на 17%, 27% и 25 процентов. 

Развитие международного сотрудничества в реализации энергетических проектов (в 

основном в строительстве атомных электростанций) позволит нарастить объемы экспорта 
за период 2011-2030 годов на почти 24 ГВт. 

10.4. Металлургический комплекс 

Черная металлургия 

В  2011 году  черная  металлургия  занимала  (без  рудного  сегмента)  1,1%  в  ВВП 

Российской Федерации и 4,1% от численности занятых в промышленности. 

Доля  продукции  черной  металлургии  в  общероссийском  экспорте  в 2011 году 

составила 5,1% (в том числе черные металлы 4,6% и металлоизделия из черных металлов – 
0,5%).  Основные  поставки  осуществлялись  в  страны  дальнего  зарубежья  –  4,2%  (3,9%  и 
0,3%  соответственно);  в  импорте  –  4,9%  (в  том  числе  черные  металлы  2,2%  и 
металлоизделия  из  черных  металлов  2,7%).  Основные  закупки  производились  в  странах 
дальнего зарубежья – 3,2% (1,2% и 2,0% соответственно).  

Металлургическую  промышленность  России  отличает  высокая  степень 

концентрации  производства.  В  черной  металлургии  России  сформировалось  десять 
крупных  компаний  и  вертикально-интегрированных  корпоративных  групп,  которые 
производят  около  80%  среднегодового  выпуска  металлопроката  (ООО «Евразхолдинг», 
ОАО 

«Северсталь», 

ОАО 

«НЛМК», 

ОАО «ММК», 

ОАО «Мечел», 

ООО УК 

222 

 

 

«Металлоинвест»)  и  около  75%  стальных  труб  (ОАО «ТМК»,  ОАО  «ОМК»,  группа 
компаний ЧТПЗ, ОАО «Северсталь»). 

На  предприятиях  черной  металлургии  (без  рудного  сегмента)  занято  366  тыс. 

человек. Трудовой потенциал характеризуется дефицитом квалифицированного персонала. 
Уровень  производительности  труда  российских  компаний  существенно  ниже  мировых 
аналогов (по стали в 4,5-9 раз), что продиктовано как низким качеством технологий, так и 
избыточностью  персонала,  особенно  на  градообразующих  предприятиях.  По  причине 
технологической  модернизации  и  аутсорсинга  отмечается  растущая  производительность 
труда.  С  учетом  фактических  и  прогнозных  данных  можно  ожидать,  что  рост 
производительности труда составит 2-2,5 раза в 2030 году относительно 2011 года. 

Российские  металлургические  компании  полностью  обеспечены  отечественным 

сырьем.  Существующий  импорт  железорудного  сырья  объясняется  выгодной  логистикой 
импортных поставок из Казахстана на ОАО «ММК». 

В России традиционно потреблялось около 80% всей производимой товарной руды 

и железорудного концентрата, оставшиеся объемы железорудного сырья были избыточны 
(около 20-23 млн. тонн) и традиционно экспортировались. Основные направления экспорта 
железорудного  сырья  из  Российской  Федерации  определяются  географией  и  рыночной 
ситуацией.  Экспортная  составляющая  растет,  и  в  2011  году  экспорт  руды  составил 
27,7 млн. т,  так  как  основной  потребитель  российской  железной  руды  и  концентратов  – 
Китай – импортировал 16,4 млн. т против 7,2 млн. т в 2010 году, в январе-августе 2012 г. 
снижение спроса со стороны Китая составило 8,6 процента. 

За  последнее  десятилетие  (с  2002  по  2011  год)  интенсивность  использования 

действующих  месторождений  возросла,  использование  мощностей  по  переработке 
железной руды в 2011 году достигло уровня 94-95,5% против 90,3% в 2002 году. 

Важный аспект сырьевого обеспечения развития российской металлургии – наличие 

необходимых объемов легирующих материалов. От этого во многом зависит производство 
металлопродукции  для  таких  отраслей,  как  ОПК,  авиастроение,  судостроение,  атомное 
машиностроение, производство вооружений и военной техники. Таким образом, одним из 
приоритетных направлений развития сырьевой базы будет эффективное решение вопроса 
обеспеченности дефицитными видами минерального сырья для специфической подотрасли 
спецсталей.  

Мировыми  лидерами  в  рейтинге  стран-производителей  стали  являются  Китай, 

Япония,  США,  Индия,  Россия,  Южная  Корея  и  Германия.  По  объемам  экспорта  и 
потребления наша страна занимает 6-ое место, по производству – 5-ое. 

К  конкурентным  преимуществам  отрасли  относятся:  извлекаемые  запасы 

железорудного  сырья;  извлекаемые  запасы  коксующегося  угля;  близость  к  емким 
центрам  потребления  (формирование  экспортной  составляющей);  рост  внутреннего 
потребления. 

По всем вышеперечисленным факторам, за исключением потенциала, связанного с 

ростом  внутреннего  потребления,  где  признанными  лидерами  даже  в  период  кризиса 

223 

 

 

оставались  производители  стальной  продукции  Китая  и  Индии,  Россия  занимает 
наиболее  выгодные  позиции.  Кроме  того,  к  конкурентным  преимуществам  российских 
производителей следует отнести высокий уровень вертикальной интеграции. 

Потребление  стали  на  душу  населения  за  последнее  десятилетие  растет  в 

развивающихся  странах  и  странах  с  развивающейся  экономикой,  при  этом  в  последние 
годы заметно снижается в некоторых развитых странах. 

 (кг/чел.) 

 

2001 г. 

2010 г. 

2010/2001, % 

Страны Таможенного союза 

 

 

 

     Белоруссия 

62 

287 

462,9 

     Казахстан 

106 

158 

149,1 

     Россия 

218 

298 

136,7 

Китай 

134 

445 

332,1 

Индия 

31 

56 

180,6 

Южная Корея 

842 

1122 

133,3 

Германия 

485 

500 

103,1 

США 

401 

292 

72,8 

Канада 

539 

465 

86,3 

Франция 

305 

239 

78,4 

Англия 

253 

163 

64,4 

За последнее десятилетие (2002-2011 гг.) средний темп роста производства проката 

черных металлов составлял около 102,5% в год (за исключением кризисных 2008-2009 гг. 
и  посткризисного  2010  года  –  104%)  и  производства  стальных  труб  –  107,4%  (108,7%), 
соответственно.  Причем  катализатором  роста  производства  за  последнее  время  вне 
кризисных лет стало развитие внутреннего потребления готового проката и стальных труб. 

В  долгосрочной  перспективе  предполагается,  что  развитие  черной  металлургии 

будет характеризоваться: 

вовлечением в освоение месторождений прежде всего Сибири и Дальнего Востока; 
изменением  долевой  структуры  разливки  стали  и  выводом  неэффективного 

производства стали мартеновским способом к 2020 году; 

увеличением  объемов  производства  продукции  глубокой  переработки,  созданием 

новых ее видов; 

увеличением  объемов  производства  дефицитных  видов  продукции;  металла  с 

покрытиями, нержавеющей стали, прогрессивных видов стального проката и литья, в том 
числе  рельсового  проката  и  комплектующих  частей  для  железнодорожного  подвижного 
состава; 

повышением качества и конкурентоспособности металлопродукции; 
импортозамещением; 
расширением внутреннего спроса на металлопродукцию;  
замещением стального проката и труб на инновационные материалы; 

224 

 

 

снижением доли экспорта в производстве металлопроката до 30% к 2030 году; 
повышением  уровня  участия  государства  в  формировании  спроса  (госзаказы, 

стимулирование  развития  важнейших  металлопотребляющих  отраслей:  промышленная 
сборка  автомобилей,  судо-  и  авиастроение,  реализация  инвестиционных  программ 
отраслей – естественных монополий). 

В  российской  черной  металлургии  сформировалась  структура  производства, 

характеризующаяся  значительной  долей  продукции  промежуточных  переделов  и 
относительно  невысокой  (29,9%  от  общего  производства  черной  металлургии  в 
стоимостном выражении) долей продукции высоких переделов – метизов, ленты стальной, 
проволоки (5%), стальных труб (19,5%) и производства холоднокатаного плоского проката 
с  защитными  покрытиями  (5,4%).  Ожидается,  что  в  2020  году  доля  продукции  высоких 
переделов будет составлять около 36 процентов. 

Уровень использования производственных мощностей (данные за 2011 год) готового 

проката  в  черной  металлургии  достаточно  высок  и  составляет  81,1%  и  стальных  труб  – 
70,5 процента.  

Износ оборудования в отрасли в настоящий момент не превышает 43 процента.   
Энергетическая  стратегия  России  на  период  до  2030  года  и  утвержденная 

Минэнерго России Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года обозначили 
спрос на продукцию металлургии по целому ряду инфраструктурных проектов. Стратегия 
развития  автомобильной  промышленности  до  2020  года  определила  долгосрочный  спрос 
на  прокат  высокого  качества.  Эти  и  другие  Стратегии  позволяют  металлургам 
сформировать  долгосрочное  видение  рынка  сбыта  своей  продукции  и  обоснованно 
инвестировать  в  развитие  современных  производственных  мощностей.  Модернизация  и 
строительство  производственных  мощностей  на  предприятиях  черной  металлургии 
осуществляется  за  счет  собственных  и  заемных  средств.  Перспектива  развития  рынка 
позволяет  предполагать,  что  внутренний  рынок  и  дальше  будет  расти  опережающими 
темпами. 

За  последнее  десятилетие  российская  черная  металлургия  осуществила 

кардинальную  реструктуризацию  производства  и  повышение  эффективности.  С  вводом 
станов  5000  на  ОАО  «ММК»  и  ОАО  «Выксунский  металлургический  завод»  удалось 
решить  проблему  дефицита  широкоформатного  листового  проката    и  таким  образом 
импортозамещения  штрипсового  металла  для  производства  труб  большого  диаметра. 
Значительным событием в 2013 году станет ввод в строй универсального рельсобалочного 
стана на ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ОАО «Мечел»), позволяющего 
производить  длинномерные  рельсы  мирового  уровня,  которые  предполагается 
использовать  в  первую  очередь  для  организации  высокоскоростного  движения  при 
реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года.  

Следует  отметить,  в  указанный  период  проведена  качественная  модернизация 

оборудования  в  сегменте  сварных  труб  большого  диаметра,  так  как  локомотивом  в 
трубном  сегменте  был  ТЭК,  который  выполнял  программы  строительства  нефте-  и 

225 

 

 

газопроводов.  В  настоящий  момент  производственные  мощности  в  трубном  сегменте 
черной  металлургии  позволяют  удовлетворять  практически  все  потребности  внутреннего 
рынка по объемам и качеству. 

Крупные  инвестиционные  проекты,  относящиеся  к  производству  металлопроката, 

находятся  в  стадии  завершения,  и  в  дальнейшем  ожидается  снижение  инвестиционной 
активности.  В  перспективе  инвестиции  будут  ограничены  проектами  повышения 
эффективности, качества, экологическими и социально-значимыми проектами. Реализация 
крупных инвестиционных проектов в сегменте строительства трубных станов и агрегатов 
заложена на период до 2016 года. 

К факторам снижения инвестиционной активности следует отнести: 
снижение  рентабельности  (по  данным  Росстата  в  2005-2008  гг.  уровень 

рентабельности  производства  продукции  в  черной  металлургии  составлял  23,5-27,1%%  и 
был  выше,  чем  по  промышленности  –  16,4-21,6%.  В  2009-2012 гг.  при  общем  снижении 
рентабельности  производства  продукции  относительно  докризисного  уровня  в  черной 
металлургии показатель был значительно ниже, чем по промышленности в целом (в 2009-
2011  гг.  ниже  на  3,9-8,8  п.п.,  за  январь-сентябрь  2012  г.  –  на  8  п.п.  или  практически  в 
2 раза, т.е. рентабельность производства в черной металлургии составляла 7,1%, в то время 
как  по  промышленности  –  15,1%.  Следует  отметить,  что  в  2010-2012  гг.  в  сегменте 
производства металлопроката рентабельность производства была ниже на 3,6-6,4 п.п., чем 
в  сегменте  производства  стальных  труб).  При  этом  реальный  уровень  рентабельности 
производства  металлопроката  может  быть  выше  отчетных  показателей,  так  как  учетная 
политика  крупных  металлургических  компаний,  имеющих  в  своем  составе  ГОКи, 
позволяет  перераспределять  часть  общих  затрат  на  те  или  иные  дивизионы  внутри 
холдингов); 

темпы роста цен и тарифов естественных монополий; 
низкую  инвестиционную  привлекательность  потребляющих  отраслей  (отсутствие 

инфраструктуры, условия кредитования, администрирование, налоги). 

Несмотря  на  проведенную  модернизацию  отрасли  до  настоящего  времени  (данные 

Росстата  за  2011  год)  продолжается  неэффективное  производство  стали  мартеновским 
способом  (5,8%  от  общего  выпуска  стали),  а  также  использование  агрегатов  по  прокатке 
слитков в заготовки (около 20% от общего выпуска стали).  

Согласно  Стратегии  развития  металлургической  промышленности  Российской 

Федерации до 2020 года доля разливки стали на машинах непрерывного литья заготовки к 
2015  году  составит  85-90%,  к  2020  году  –  97-99%;  мартеновское  производство  на 
предприятиях  черной  металлургической  промышленности  практически  ликвидируется  к 
2020 году, однако оно может сохраниться на неспециализированных предприятиях других 
отраслей,  при  этом  доля  электростали  увеличится  до  39-42%  (в  2011  году  составляла 
30,1%).  

В  отрасли  осуществляется  реализация  малых  инвестиционных  проектов  – 

строительство  новых  электросталеплавильных  цехов  (мини-заводов),  рассчитанных  на 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..