ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 13

 

 

194 

 

 

В целом прогнозируется рост экспорта трубопроводного газа до 211 млрд. куб. м к 

2020  году  и  216,5  млрд.  куб.  м  к  2030  году.  При  этом  экспорт  трубопроводного  газа  в 
страны АТР составит 10 млрд. куб. м (4,6% от общего объема экспорта по трубопроводу) к 
2030  году.  Также  в  страны  АТР  будет  осуществляться  экспорт  СПГ,  уровень  которого  к 
2030 году составит около 18 млн. тонн. 

Сценарий  с  высокими  ценами  на  нефть  (вариант  С). 

Прогнозируемые  по 

данному  сценарию  высокие  цены  на  газ  стимулируют  развитие  угольной  генерации, 
атомной энергетики, гидроэнергетики и производства электроэнергии на базе других ВИЭ. 
Повышение  цен  на  газ  вызовет  интенсификацию  процессов  замещения  газа 
электроэнергией,  что  может  привести  к  относительному  увеличению  электроемкости 
экономики по сравнению с инновационным сценарием. 

Ценовая  конъюнктура  на  мировом  рынке  обусловит  увеличение  темпов  развития 

высокотехнологичных  производств  энергоемких  сырьевых  отраслей  (металлургия, 
машиностроение,  особенно  производство  сплавов  и  других  материалов  с  заданными 
свойствами и др.). 

Прогнозируемые  изменения  в  производственной  структуре  промышленности  и 

других отраслей экономики обусловят изменения в ее региональной структуре. Поскольку 
новые  производства  и  сопутствующая  им  инфраструктура  будут  тяготеть  к  источникам 
более  дешевой  энергии  и  сырья,  опережающими  темпами  станут  развиваться  Сибирь  и 
Дальний Восток. 

По  данному  варианту  прогнозируются  высокие  темпы  увеличения  добычи  газа  с 

учетом  интенсивного  отбора  на  действующих  месторождениях,  ускоренного  освоения 
перспективных  месторождений  полуострова  Ямал,  Штокмановского,  Чаяндинского, 
Ковыктинского и других месторождений, а также с учетом реализации инфраструктурных 
проектов  для  экспорта  газа  на  рынки  Китая  и  других  стран  АТР,  включая  реализацию 
большинства намеченных  проектов СПГ. Объем добычи газа увеличится до 806 млрд. куб. 
м к 2020 году и 925 млрд. куб. м к 2030 году. 

Доля независимых производителей газа и нефтяных компаний в 2020 году составит 

около 28,7% от общего объема добычи газа, в 2030 году – 34,9 процента.  

Суммарный  объем  капитальных  вложений  в  добычу  газа  за  2012-2030  гг. 

в сопоставимых ценах составит 10 трлн. рублей. 

Среднегодовой  прирост  внутреннего  потребления  газа  в  2012-2030  гг.  составит 

1,3%,  а  его  доля  потребления  в  первичных  энергоресурсах  к  концу  периода  снизится  до 
53,1 процента. 

Предусматриваются  высокие  темпы  роста  экспорта  газа  трубопроводным 

транспортом,  в  результате  объемы  экспорта  газа  возрастут  до  232,6  млрд.  куб.  м 
в 2020 году  с  последующим  ростом  до  256,8  млрд.  куб.  м  к  2030  году.  Доля  экспортных 
поставок в страны АТР в общем трубопроводном экспорте к 2030 году возрастет до 11,7% 
и составит 30 млрд. куб. метров. Также в страны АТР будет осуществляться экспорт СПГ, 

195 

 

 

уровень  которого  к  2030  году  возрастет  до 54 млн. тонн.  В  варианте  предусматривается 
возможность строительства дополнительно двух ниток газопровода «Северный поток». 

Добыча угля 

Уголь  –  это  один  из  главных  энергоресурсов,  способный  удовлетворить  основные 

энергетические потребности растущего населения и развивающейся мировой экономики, а 
также внести важнейший вклад в преодоление энергетической бедности и энергетического 
неравенства.  

Конкурентные преимущества российской угольной отрасли в рамках отечественного 

ТЭК заключаются в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне 
добычи хватит на 600 лет. 

Россия  занимает  2-е  место  в  мире  по  запасам  угля  (18,2%  мировых  запасов),  6-е 

место  по  объемам  ежегодной  добычи  (4%),  5-е  место  по  потреблению  (2,4%) 
и обеспечивает  12,9%  мировой  торговли  энергетическими  и  до  6,5%  коксующимися 
углями. 

Существенной особенностью сырьевой базы российской угольной промышленности 

является  концентрация  основной  массы  высококачественных  запасов  и  ресурсов  в 
нескольких  крупнейших  угольных  бассейнах,  удаленных  от  основных  потребителей  в 
индустриально  развитых  регионах  России.  Более  79%  разведанных  и  около  83% 
предварительно  оцененных  запасов  углей  сконцентрировано  в  Сибири  в  Кузнецком, 
Канско-Ачинском  и  Тунгусском  угольных  бассейнах.  В  европейской  части  страны 
находится 9% разведанных запасов углей, на Дальнем Востоке – около 10,5 процента. 

За  последние  10  лет  объем  добычи  российского  угля  вырос  примерно  на  четверть, 

объем его экспорта – почти в 3 раза.  

На  долю  10  крупнейших  угольных  компаний  приходится  более  62%  от  общей 

добычи угля. Среди этих компаний наиболее крупными являются  ОАО «СУЭК» (порядка 
25%  от  общероссийской  добычи  угля),  ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  (14%),  ОАО 
«Мечел»  (около  7%),  ООО «Востсибуголь»  (около  5%),  ЗАО  «УК  «Южкузбассуголь» 
(около 3%) и ОАО «Воркутауголь» (более 2%). 

Основными ограничениями развития угольной отрасли являются: 
высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у 

потребителя достигает более 50 процентов); 

низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные 

переходы) и портов; 

устойчивая  тенденция  снижения  внутреннего  спроса  на  энергетический  уголь  в 

условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам 
(только  в  случае  более  чем  двукратного  повышения  цен  на газ  возможно  возобновить 
интерес инвесторов к развитию угольной промышленности); 

196 

 

 

отсутствие  стимулов  к  повышению  качества  и  глубины  переработки  угля,  а также 

получения  новых  видов  угольной  продукции  в  условиях  невостребованности  у 
потребителей; 

высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений. 
Правительством  Российской  Федерации  был  принят  ряд  мер,  направленных  на 

решение  проблем  развития  угольной  отрасли,  и  в  первую  очередь  по  вопросам 
государственного  управления  промышленной  безопасностью  и  военизированными 
горноспасательными  частями,  обязательного  проведения  дегазации  на  угольных  шахтах, 
повышения  мер  административной  ответственности  за  нарушения  требований 
безопасности. 

При  разработке  прогноза  развития  угольной  промышленности  до  2030  года 

учитывалась  реализация  комплекса  программных  мер,  предусмотренных  в утвержденной 
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 24 января  2012  г.  №  14-р 
Долгосрочной  программе  развития  угольной  промышленности  России  на  период  до 
2030 года.  

Программа конкретизирует основные положения Энергетической стратегии России 

на  период  до  2030  года,  относящиеся  к  развитию  угольной  промышленности,  в  части 
уточнения  задач,  сроков  и  ожидаемых  результатов  их реализации,  системы  необходимых 
мер  и  механизмов  государственной  энергетической  политики  в  данной  сфере  с  учетом 
дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса. 

Целью  этой  Программы  является  реализация  потенциальных  конкурентных 

преимуществ  российских  угольных  компаний  в  рамках  осуществления  долгосрочной 
государственной  энергетической  политики  и  перехода  к инновационному  социально 
ориентированному типу экономического развития страны. 

По 

вариантам  1  и  2

  объем  добычи  угля  к  2030  году  прогнозируется  на  уровне 

430 млн. тонн (128,4% к 2011 году), а объем экспорта – 166 млн. тонн (149,8% к 2011 году) 
при  высоких  темпах  модернизации  производства.  Реализация  сценария  осуществляется  в 
условиях формирования новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с 
благоприятными  горно-геологическими  условиями,  среди  которых  Эльгинское 
месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха), Межэгейское и Элегетское 
месторождения,  а  также  участок  «Центральный»  Улугхемского  угольного  бассейна 
(Республика  Тыва),  Апсатское  месторождение  (Забайкальский  край);  оснащения 
предприятий  отрасли  современной  высокопроизводительной  техникой  и  технологиями, 
отвечающими  мировым  экологическим  нормам;  снятия  системных  ограничений  при 
транспортировке  угольных  грузов  на  внутренний  и  внешний  рынки;  развития  системы 
аутсорсинга;  достижения  максимальной  переработки  каменного  энергетического  угля  с 
учетом  требований  внутреннего  рынка.  Начиная  с  2020  года  по 

инновационному 

сценарию (вариант 2) 

намечается начало промышленного освоения технологий глубокой 

переработки  угля  до  15  млн.  тонн  к  2030  году.  В  этот  период  намечена  реализация 

197 

 

 

пилотных  проектов  на  базе  российских  технологий  глубокой  переработки  угля  и  добычи 
шахтного метана. 

За прогнозный период до 2030 года производительность труда в угольной отрасли – 

объем  добычи  на  одного  занятого  в  отрасли  –  намечается  увеличить  до 9000  тонн/чел.  в 
год (в 4,7 раза по отношению к 2011 году). 

На 2012-2030 гг. объем инвестиций, направленных на реализацию запланированных 

мероприятий, прогнозируется в размере 4,7 трлн. рублей, а с учетом реализации проектов 
промышленного  освоения  технологий  глубокой  переработки  угля  до  15  млн.  тонн  – 
5,6 трлн. рублей в ценах соответствующих лет. 

Решению задач, связанных с разработкой новых технико-технологических решений, 

интенсифицирующих  производственные  процессы  с  обеспечением  безаварийной, 
энергоэффективной  и  экологически  безопасной  работы  горных  предприятий,  будет 
способствовать  также  реализация  "Технологической  платформы  твердых  полезных 
ископаемых", в рамках которой намечается осуществление полного инновационного цикла 
работы  с  месторождением  от поиска  и  разведки  месторождений  до  получения  ряда 
товарных  продуктов  глубокой  переработки  минерального  сырья  с  одновременной 
подготовкой  высококвалифицированных  кадров,  реализующих  новые  технологии 
в промышленном производстве. 

Дополнительно  был  рассмотрен 

вариант  А

,  в  котором  заложены:  гипотеза  более 

низкой  ценовой  конъюнктуры  внешнего  рынка  и  снижение  спроса  на  нем,  повышенные 
экологические  требования  к  использованию  топлива,  риски  ограничений  роста  из-за 
недостаточного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, недостаточные 
стимулы  для  модернизации  и  инноваций.  В  результате  в  варианте  объем  добычи  угля  к 
2030  году  прогнозируется  в  размере  380  млн.  тонн  (113,5%  к  2011  году),  а  объемы 
экспорта – 136 млн. тонн (122,7% к 2011 году). 

На 2012-2030 гг. объем инвестиций, направленных на реализацию запланированных 

мероприятий, прогнозируется в размере 3,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет. 

Производство основных видов продукции ТЭК 

Наименование 

продукции 

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

2020 г. к  

2011 г., % 

2030 г. к  

2011 г., % 

вар. 

1, 2 

вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 

вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 вар. 

С 

вар. 

Индекс по виду 
деятельности 
«Добыча топливно-
энергетических 
полезных 
ископаемых», %

 

101,3 

99,5  100,7 100,5  99,2 

100,2-

100,4 

100,5  97,9, 

104,2-

104,3 

105,5  90,4 

106,5 - 

107,6 

110,9 

Нефть добытая, 
включая газовый 
конденсат, млн. т 

512,4 

473  515  524  420 

512 

535  92,3  100,5  102,3  82,0 

99,9 

104,4 

198 

 

 

Наименование 

продукции 

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

2020 г. к  

2011 г., % 

2030 г. к  

2011 г., % 

вар. 

1, 2 

вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 

вар. 

С 

вар. 

вар. 

1, 2 вар. 

С 

вар. 

Газ горючий 
природный 
(естественный), 
млрд. куб. м 

670,8 

718 

779-

783 

806  744  849-870  925  107 

116-

116,7 

120,2  110,9 

126,6- 

129,7 

137,9 

Добыча угля, млн. т 

334,8  356,0 

380,0 

380,0 

430,0 

106,3 

113,5 

113,5 

128,4 

Основные показатели развития ТЭК 

Показатель 

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

A вар. 

1, 2 вар. 

С вар. 

A вар. 

1, 2 вар. 

С вар. 

Доля экспорта нефти в общем 
объеме добычи, % 

47,7

 

46,8

 

49,0

 

49,5

 

44,3

 

48,3

 

49,4

 

Доля независимых 
производителей газа в общем 
объеме добычи, % 

21,1 

25,5 

28-28,1 

28,7 

27,6 

32,6-31,5 

34,9 

Доля экспорта газа в страны 
АТР, включая СПГ, в общем 
объеме экспорта газа, % 

7,0 

14,7 

23,7-23,6 

25,9 

14,3 

25,4-27,5 

30,1 

Доля экспорта угля в общем 
объеме добычи, % 

33,1 

35,1 

35,3 

35,8 

38,6 

Производство нефтепродуктов 

В  настоящее  время  на  рынке  нефти  и  нефтепродуктов  в  Российской  Федерации 

доминирующее  положение  занимают  девять  нефтяных  компаний  с вертикально-
интегрированной  структурой,  которые  осуществляют  добычу  и переработку  нефти,  а 
также  реализацию  нефтепродуктов  как  крупным  оптом,  так  и  через  собственную 
снабженческо-сбытовую  сеть.  При  этом  нефтеперерабатывающий  сектор  помимо 
значительного износа основных производственных фондов и низкой глубины переработки 
нефти  характеризуется  также  и  неэффективностью  территориальной  структуры 
имеющихся  перерабатывающих  мощностей.  Наибольшие  мощности  по  нефтепереработке 
расположены в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. 

Ситуация  на  рынке  нефтепродуктов  полностью  зависит  от  стратегии  нефтяных 

компаний,  формирующейся  под  воздействием  цен  на  нефть,  товарной  структуры  и 
географии спроса. 

За период с 2000 года объем переработки нефти вырос с 173 млн. тонн до 258 млн. 

тонн в 2011 году или практически в 1,5 раза. 

Мощность нефтепереработки на начало 2012 года составила 289,4 млн. тонн. 
Однако  глубина  российской  нефтепереработки  (70,7%  в  2011  году)  значительно 

ниже  по  сравнению  с  ведущими  странами  мира  (85-95%),  соответственно  структура  и 

199 

 

 

качество  выпускаемой  продукции  не  удовлетворяют  современным  требованиям 
конкурентоспособной экономики. 

Мощности  вторичной  переработки  в  России  не  превышают  50%  от  мощностей 

первичной  переработки,  тогда  как  в  среднем  в  мире  отношение  вторичных  мощностей  к 
первичным  составляет  не  менее  90%.  Наиболее  освоенными  процессами  в 
нефтеперерабатывающей 

промышленности 

России 

являются 

гидрокрекинг 

и 

каталитический  крекинг.  При  этом  необходимо  отметить,  что  22  из  27  крупных  НПЗ 
нефтяных компаний работают по 40-50 лет. 

При  сохраняющейся  зависимости  российской  экономики  от  мировых  цен  на  нефть 

вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в увязке с 
мерами  таможенно-тарифной  политики  являются  стратегически  важными.  Развитие 
нефтеперерабатывающей промышленности в период до 2030 года будет характеризоваться 
ростом  мощностей  деструктивных  процессов  (термический  крекинг,  висбкрекинг, 
каталитический 

крекинг, 

гидрокрекинг, 

коксование); 

ростом 

мощностей 

облагораживающих процессов (каталитический риформинг на облагораживание бензинов, 
изомеризация,  гидроочистка  топлив,  сернокислотное  алкилирование,  производство 
оксигенатов);  повышением  доли  мощностей  вторичных  процессов  по  отношению  к 
первичной переработке нефти; ростом производства светлых нефтепродуктов (автобензин, 
дизельное топливо и др.) и снижением производства мазута топочного. 

В целях снижения  уровня производства и  экспорта мазута,  увеличения инвестиций 

во вторичные процессы переработки, а также повышения уровня добычи и экспорта нефти 
в  сентябре  2011  г.  было  принято  решение  о  переходе  на  систему  взимания  вывозных 
пошлин «60-66» (60 – коэффициент в расчете ставки пошлины на нефть был уменьшен на 
5  п.п.,  66  –  единый  коэффициент  в  расчете  ставок  пошлин  на  «темные»  и  «светлые» 
нефтепродукты),  а  фактическое  применение  началось  в  октябре  2011  г.  (постановление 
Правительства  Российской  Федерации  от  26  августа  2011  г.  №  716).  С 1 января  2015  г. 
будет  установлена  ставка  экспортной  пошлины  на  мазут  на  уровне  ставки  пошлины  для 
нефти. 

Кроме  того,  во  второй  половине  2011  года  были  заключены  четырехсторонние 

соглашения  между  нефтяными  компаниями,  ФАС  России,  Ростехнадзором  и 
Ростехрегулированием  по  производству  светлых  нефтепродуктов  и  модернизации 
производственных  мощностей  НПЗ,  которые  предусматривают  обязательства  нефтяных 
компаний по модернизации НПЗ с 2011 года до 2015 года. 

Таким  образом,  реализация  указанных  мер  направлена  на  повышение  качества 

спроса  на  нефтепродукты  и  стимулирование  инвестиций  нефтяных  компаний  в 
нефтепереработку.  

В  среднемировой  структуре  производства  нефтепродуктов  моторные  топлива 

составляют 55%, котельные топлива – 25%. В России доля моторных топлив (автобензин и 
дизельное  топливо)  составляет  около  42%  в  2011  году,  котельных  топлив  (топочного 
мазута)  –  более  28%.  В  прогнозный  период  наибольшими  темпами  будет  расти 

200 

 

 

производство  бензина.  Структура  производства  нефтепродуктов  в  России  будет 
соответствовать  среднемировой  (доля  моторных  топлив  –  автобензина  и  дизельного 
топлива –  составит в 2030 году 65,8%). Производство бензина увеличится к 2020 году на 
16-34%, к 2030 году – на 32-62% против уровня 2011 года, производство мазута топочного 
сократится  к 2020 году  на  34-37%,  к  2030  году  –  на  68-73%  в  зависимости  от  варианта 
развития. 

На  протяжении  всего  прогнозного  периода  будет  иметь  место  рост  внутреннего 

потребления  моторных топлив и  снижение  экспорта общих  объемов нефтепродуктов при 
снижении или незначительном росте объемов нефтепереработки. Структура производства 
нефтепродуктов  российскими  НПЗ  в настоящее  время  не  соответствует структуре  спроса 
на  нефтепродукты  на внутреннем рынке. При  производстве высокооктановых бензинов в 
объемах,  удовлетворяющих  спрос  внутреннего  рынка,  производится  избыточный  объем 
дизельного топлива и мазута. К 2020 году внутреннее потребление бензина увеличится на 
12-25%,  к  2030  году  прирост  потребления  бензина  составит  28-50%,  а  сокращение 
потребления  мазута  –  13-22%  в  зависимости  от  варианта  развития.  К  2030  году 
потребление бензина составит около 0,4 тонны на душу населения. 

Из общего объема производства нефтепродуктов экспорт составляет порядка 51%. В 

настоящее время Россия занимает 3-е место по имеющимся мощностям нефтепереработки 
(6,1%)  и  5-е  место  по  потреблению  нефти  и  к 2030 году  сохранит  ведущее  положение  в 
мире по производству нефтепродуктов. 

В  перспективе  структура  российского  экспорта  нефтепродуктов  приблизится  к 

структуре  мирового  потребления  нефтепродуктов.  В  настоящее  время  в  экспорте 
преобладают жидкие топлива (мазут) – 55% и дизельное топливо – 30%, доля автобензина 
составляет  лишь  около  3%.  В  структуре  мирового  потребления  нефтепродуктов  мазут 
составляет менее 10%, реактивное и дизельное топливо – 40%, бензин – около 30%. Из-за 
невысокого  качества  нефтепродуктов,  поставляемых  на  экспорт,  они  в  основном 
используются  либо  в качестве  сырья  для  последующей  переработки,  либо  в  качестве 
продукции,  удовлетворяющей  потребностям  рынков  таких  стран  как  Китай,  Индия, 
Индонезия и страны СНГ. Причем такой экспорт нефтепродуктов в сложившихся ценовых, 
налоговых и тарифно-таможенных условиях выгоден нефтяным компаниям. 

Производство основных видов нефтепродуктов 

(млн. тонн)

 

Наименование продукции 

2011 г.  

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

2020 г. к 

2011 г., % 

2030 г. к 

2011 г., % 

A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар. 

Индекс по виду 
деятельности 23.2 
«Производство 
нефтепродуктов», % 

102,9 

100,2 

102,4 

100,3 

102,1 

107,6 

118,9-

119,3 

109,9 

141,1-

141,7 

Нефть, поступившая на 
переработку 

258,2  243,0 

254,0 

225,0 

256,0 

94,1 

98,4 

87,1 

99,1 

201 

 

 

Наименование продукции 

2011 г.  

отчет 

2020 г. 

2030 г. 

2020 г. к 

2011 г., % 

2030 г. к 

2011 г., % 

A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар.  A вар.  1, 2 вар. 

Автобензин 

36,7 

42,7 

49,2 

48,4 

59,6 

116,3 

134,1 

131,9 

162,4 

Дизельное топливо 

70,3 

77,9 

88,1 

83,7 

108,8 

110,8 

125,3 

119,1 

154,8 

Топочный мазут 

73,2 

46,2 

48,0 

23,4 

19,7 

63,1 

65,6 

32,0 

26,9 

Варианты  развития  нефтеперерабатывающей  промышленности  отличаются  как 

объемами  переработки  нефти,  программами  вводимых  мощностей,  так  и  строительством 
новых нефтеперерабатывающих предприятий. 

В 

вариантах  1  и  2

,  практически  не  отличающихся,  прогнозируется  завершение 

строительства  нового  нефтеперерабатывающего  и  нефтехимического  комплекса  в 
г. Нижнекамск  Республики  Татарстан  с  использованием  механизмов  государственно-
частного  партнерства,  строительство  нового  НПЗ  к 2020 году  на  одном  из  конечных 
пунктов нефтепроводов таможенной территории Российской Федерации производственной 
мощностью  по  первичной  переработке  нефти  6 млн.  тонн,  а  также  НПЗ  регионального 
значения  в  отдельных  субъектах  Российской  Федерации.  В  результате  реконструкции  и 
модернизации  нефтеперерабатывающих  заводов  глубина  переработки  нефти  вырастет  до 
80,2% в 2020 году и 91,4% к 2030 году.  

К  2020  году  переработка  нефти  намечается  на  уровне  254 млн.  тонн,  в 2025 году  – 

256  млн.  тонн  с  последующей  стабилизацией  на  этом  уровне  до 2030 года.  Спрос 
внутреннего  рынка  на  нефтепродукты  прогнозируется  с ростом  при  снижении  объемов 
экспорта. Темп роста внутреннего спроса  в 2020 году на автобензин и дизельное топливо 
составит 126% и в 2030 году – 148% к уровню 2011 года. Потребление топочного мазута 
сократится к 2020 году на 16% и к 2030 году на 22% к уровню 2011 года. 

Экспорт нефтепродуктов сократится до 117,5 млн. тонн в 2020 году с последующим 

снижением  к  2030  году  до  104  млн.  тонн.  При  этом  экспорт  светлых  нефтепродуктов 
(автомобильного бензина и дизельного топлива)  увеличится к 2020  году на 30% и  к 2030 
году на 70% к уровню 2011 года. Экспорт топочного мазута сократится к 2020 году на 42% 
и  к  2030  году  на  94%  по  отношению  к  2011  году.  В  структуре  экспорта  нефтепродуктов 
доля светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) в 2020 году 
составит более 47% и в 2030 году около 70 процентов. 

С  учетом  предполагаемой  реконструкции,  модернизации  и  строительства  новых 

нефтеперерабатывающих  предприятий  инвестиции  в  основной  капитал  за  период  2012-
2030 гг. ожидаются в объеме 7,8 трлн. рублей в ценах соответствующих лет. 

Производительность в нефтеперерабатывающем секторе к 2030 году по сравнению с 

2011 годом из расчета выпуска  светлых нефтепродуктов из одной тонны переработанной 
нефти возрастет на 39 процентов. 

Согласно принятой и утвержденной программе инновационного развития ОАО «НК 

«Роснефть», с учетом ввода новых мощностей в 2012-2015 гг., производительность труда в 

202 

 

 

нефтепереработке в 2015 году возрастет до 18 тыс. тонн комплексной мощности НПЗ/чел. 
(рост на 55,2% к 2011 году), а глубина переработки нефти достигнет 87 процентов. 

При  разработке  прогноза  учитывались  внесенные  изменения  в  технический 

регламент  «О  требованиях  к  автомобильному  и  авиационному  бензину,  дизельному  и 
судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (продлевающие оборот в 
России  автомобильных  бензинов  и  дизельного  топлива  класса  «Евро-2»  до 31  декабря 
2012 г., класса «Евро-3» – до 31 декабря 2014 г., класса «Евро-4» – до 31 декабря 2015 г. и 
по классу «Евро-5» срок не ограничен), а также утвержденная Правительством Российской 
Федерации  Энергетическая  стратегия  России  на  период  до  2030  года  и  утвержденная 
Минэнерго России генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года. 

При 

форсированном  сценарии  (вариант  3)

  более  высокие  темпы  развития 

экономики  и  опережающие  темпы  модернизации  заводов,  а  также  реализация  крупных 
проектов  в  нефтепереработке  будут  способствовать  достижению  показателей  по 
переработке нефти  варианта С. 

По 

варианту А

  с  учетом  сокращения  добычи  нефти  намечается  снижение  объемов 

переработки нефти до 243 млн. тонн в 2020 году и до 225 млн. тонн к 2030 году. Экспорт 
нефтепродуктов снизится до 110 млн. тонн в 2020 году и до 80 млн. тонн в 2030 году при 
росте внутреннего потребления  нефтепродуктов соответственно до 105 и 115% к  уровню 
2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов 
глубина переработки нефти вырастет до 80,1% в 2020 году и 88,7% в 2030 году. 

Суммарные инвестиции в 2012-2030 гг. прогнозируются в размере 4,5 трлн. рублей в 

ценах соответствующих лет. 

По 

варианту С

 намечается строительство дополнительно к вариантам 1 и 2 нового 

НПЗ  после  2020  года  на  одном  из  конечных  пунктов  нефтепроводов  таможенной 
территории  Российской  Федерации  производственной  мощностью  по  первичной 
переработке  нефти  порядка  6 млн.  тонн.  Объем  переработки  нефти  прогнозируется 
несколько выше, чем по другим вариантам, и намечается довести до 256 млн. тонн в 2020 
году и до 262 млн. тонн к 2030 году. Экспорт нефтепродуктов ожидается также несколько 
выше других вариантов и снизится до 119 млн. тонн в 2020 году и до 113 млн. тонн в 2030 
году при росте внутреннего потребления нефтепродуктов до 117% в 2030  году  к  уровню 
2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов 
глубина переработки нефти вырастет до 79,9% в 2020 году и 90,3% в 2030 году. 

Суммарные инвестиции в 2012-2030 гг. прогнозируются в размере 8,8 трлн. рублей в 

ценах соответствующих лет. 

10.3. Машиностроительный комплекс 

Машиностроительный  комплекс  является  одним из ключевых  секторов экономики, 

уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического 
потенциала  Российской  Федерации,  ее  конкурентоспособность  на  внутреннем  и  мировом 
рынках, а также обороноспособность государства. 

203 

 

 

Доля  машиностроительного  комплекса  в  обрабатывающих  производствах 

экономики Российской Федерации по итогам 2011 года по объему отгруженной продукции 
составила  около  20%.  В  общем  объеме  отгруженной  продукции  машиностроительного 
комплекса  доля  транспортных  средств  и  оборудования  составляет  около  48%, 
электрооборудования,  электронного  и  оптического  оборудования  –  27%,  машин  и 
оборудования – 25 процентов. 

В  2010-2011  годах  рост  производства  машиностроительного  комплекса  составил    

22-15%  соответственно,  что  является  одним  из  наиболее  высоких  индексов  роста 
обрабатывающих  производств.  Это,  в  свою  очередь,  обусловлено  интенсивным 
увеличением  инвестиционной  активности  со  стороны  юридических  лиц  и  объемов 
потребительского 

спроса 

в 

части 

высокотехнологичных 

товаров 

вследствие 

восстановления  экономической  конъюнктуры  после  мирового  экономического  кризиса 
2008-2009  гг. (индекс  производства  продукции  машиностроительного  комплекса  в  2008  и 

2009 году составил 98-66% соответственно). 

Вместе с тем на машиностроительный комплекс оказывает влияние ряд негативных 

общесистемных  факторов,  ограничивающих  его  развитие,  к  которым  в  том  числе 
относятся  технологическая  отсталость  отдельных  производств,  высокая  материало-  и 
энергоемкость  производства,  низкая  производительность  труда,  недостаток  финансовых 
ресурсов (в том числе на НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих, 
зависимость  экспортных  поставок  вооружений  и  военной  техники  от  геополитической 
конъюнктуры. 

С  целью  нивелирования  негативного  влияния  указанных  факторов  в  настоящее 

время при активной государственной поддержке реализуются мероприятия, направленные 
на устранение существующих ограничений и создание производственно-технологического 
потенциала,  обеспечивающего  интенсивное  и  опережающее  развитие  секторов 
машиностроения  в  средне-  и  долгосрочной  перспективе,  в  том  числе  в  части 
стимулирования  реализации  перспективных  инвестиционных  проектов,  НИОКР, 
повышения 

эффективности 

основной 

деятельности 

ключевых 

предприятий, 

совершенствования  системы  производства  и  поставок  продукции  специального 
назначения, стимулирования спроса на продукцию. 

Так,  на реализацию указанных механизмов по итогам 2011 года (без учета расходов 

на  реализацию  ФЦП  «Развитие  оборонно-промышленного  комплекса  Российской 
Федерации  на  2011-2020  годы»)  из  федерального  бюджета  было  направлено  более 
 220 млрд.  рублей,  что  в  значительной  степени  способствовало  достижению  отмеченных 
показателей развития машиностроения. 

Таким  образом,  тенденции  развития  машиностроения  до  2020  года  будут  связаны 

как с общесистемными факторами развития (в части объемов спроса на инвестиционную и 
потребительскую  продукцию  машиностроения,  поставок  специальной  продукции  для 
обеспечения обороны и безопасности), так и  реализацией  мероприятий, направленных на 
устранение  ограничений  развития  отдельных  секторов  машиностроительного  комплекса, 

204 

 

 

что  будет  способствовать  технологическому  перевооружению  предприятий,  увеличению 
НИОКР,  направленных  на  создание  новых  конкурентоспособных  видов  продукции, 
создание новых и развитие действующих машиностроительных предприятий, в том числе 
совместных  с  зарубежными  партнерами  (в  соответствии  с  проектами  государственных 
программ на поддержку развития машиностроительного комплекса в период 2012-2020 гг. 
из федерального бюджета предполагается направить более 2,8 трлн. рублей без учета ФЦП 
«Развитие  оборонно-промышленного  комплекса  Российской  Федерации  на  2011-2020 
годы»). 

При  эффективной  реализации  указанных  мероприятий,  обусловленной  в  том  числе 

сохранением запланированных в настоящее время параметров их финансирования, а также 
с  учетом  увеличения  инвестиций  в  основной  капитал  и  роста  реальных  располагаемых 
доходов  населения  в  2020  году  относительно  уровня  2011  года  более  чем  на  83%  и  46% 
соответственно, 

предполагается, 

что 

среднегодовой 

темп 

роста 

продукции 

машиностроительного  комплекса  по  инновационному  варианту  в  период  до  2020  года 
составит  порядка  107%.  Кроме  того,  повышение  конкурентоспособности  продукции 
российского  производства  по  отношению  к  импортным  аналогам  в  совокупности  с 
реализацией  механизмов  государственного  регулирования  рынка  высокотехнологичных 
товаров,  в  том  числе  в  части  стимулирования  спроса,  приведет  в  конечном  итоге  к 
интенсификации  процессов  импортозамещения  на  внутреннем  рынке  по  отдельным 
продуктовым сегментам. 

В  период  2021-2030  гг.  на  этапе  завершения  реализации  запланированных  в 

настоящее  время  мероприятий,  направленных  на  устранение  ограничений  развития 
отдельных секторов машиностроительного комплекса, развитие машиностроения в целом 
будет определяться в большей степени общесистемным фактором в части динамики спроса 
на  продукцию  российского  производства  (увеличение  инвестиций  в  основной  капитал  и 
рост  реальных  располагаемых  доходов  населения  в  2030  году  относительно  уровня 
2020 года  составит  более  73%  и  50%  соответственно),  которая  в  свою  очередь  в 
значительной  степени  будет  зависеть  от  уровня  конкурентоспособности  данной 
продукции,  достигнутого  в  том  числе  по  итогам  реализации  указанных  мероприятий,  в 
связи  с  чем  в  2030  году  относительно  уровня  2020  года  ожидается  увеличение  объемов 
производства  продукции  машиностроительного  комплекса  на  73,2%.  При  этом  данная 
динамика  является  оценкой  развития  машиностроительного  комплекса  относительно 
общесистемных  факторов,  которая  может  быть  уточнена  на  этапах  реализации 
программных документов развития соответствующих секторов промышленности. 

Таким образом, предполагается, что производство продукции машиностроительного 

комплекса в 2030 году относительно уровня 2011 года увеличится более чем в 3,2 раза. 

Развитие  машиностроительного  комплекса  в  период  до  2030  года  также  будет 

определяться  основными  параметрами  научно-технического  развития  реального  сектора 
экономики,  таким  образом,  в  связи  с  возможным  изменением  направлений  развития 
отдельных  секторов  промышленности,  которое  может  быть  связано  в  том  числе  с 

205 

 

 

интенсивным  внедрением  и  разработкой  качественно  новых  продуктов  и  технологий 
(например,  в  части  внедрения  новых  материалов,  разработки  и  применения  новых 
энергетических  установок,  изменения  подходов  к  разработке  и  производству 
радиоэлектронной  продукции)  текущие  прогнозные  параметры  развития  могут  быть 
уточнены. 

Необходимо  отметить,  что  помимо  секторов,  развитие  которых  определяется 

общесистемными  факторами,  такими  как  динамика  спроса,  и  для  которых  характерны 
достаточный уровень развития производства и насыщение внутреннего рынка (например, в 
части  бытовой  техники  и  электроники),  а  также  секторов,  развитие  которых  зависит  в 
значительной  степени  от  реализации  механизмов  государственного  регулирования  в 
соответствующих  сферах  деятельности,  и  связанных  с  производством  продукции 
специального 

назначения 

(авиационная, 

судостроительная, 

радиоэлектронная 

промышленности),  в  структуре  машиностроительного  комплекса  существуют  сектора  со 
значительным  уровнем  потенциального  спроса  на  их  продукцию  (автомобилестроение, 
сельскохозяйственное  машиностроение,  производство  строительно-дорожной  техники  и 
технологического  оборудования),  в  отношении  которых  при  активном  участии  бизнеса  и 
государственном  регулировании  соответствующих  товарных  рынков  в  долгосрочной 
перспективе может отмечаться их интенсивное развитие (более высокими темпами роста, 
чем по машиностроению в целом). 

Производство  продукции машиностроительного комплекса 

 в период до 2030 года 

*     В текущих ценах,  трлн. рублей.

  

**    В сопоставимых ценах, %. 

Необходимо  отметить,  что  значительную  долю  в  машиностроительном  комплексе 

занимает  производство  специальной  продукции  для  нужд  обороны  и  обеспечения 
национальной  безопасности,  развитие  которого  в  долгосрочной  перспективе 
характеризуется  интенсивной  реализацией  мероприятий,  направленных  на  повышение 
научно-технического  и  производственно-технологического  потенциала.  При  этом  данные 
мероприятия  сопровождаются  значительными  объемами  финансирования  как  из 

Вид деятельности 

2011 г.* 

отчет 

2020 г.* 

2030 г.* 

2020 г.  к  

2011 г., %** 

2030 г. к 2011 г., 

%** 

1 вар.  2 вар.  1 вар.  2 вар.  1 вар.  2 вар.  1 вар.  2 вар. 

Производство машин и 
оборудования 

1,8 

4,3 

5,0 

8,2 

10,8 

152 

169 

221 

269 

Производство 
электрооборудования, 
электронного и оптического 
оборудования 

1,3 

3,1 

3,6 

6,1 

8,6 

150 

166 

223 

292 

Производство 
транспортных средств и 
оборудования 

2,3 

7,1 

7,8 

14,7 

19,3 

195 

207 

311 

376 

206 

 

 

федерального  бюджета,  так  из  внебюджетных  источников.  Таким  образом,  в  прогнозный 
период  одним  из  основных  факторов  развития  машиностроительного  комплекса  будет 
являться  развитие  производства  оборонно-промышленного  комплекса.  При  этом  в 
структуре  машиностроения  будет  наблюдаться  увеличение  доли  соответствующих  видов 
деятельности. 

В рассматриваемой перспективе развитие машиностроения будет характеризоваться 

опережающими темпами роста по сравнению с развитием промышленного производства в 
целом. 

Вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе существует ряд рисков, которые 

могут  оказать  сдерживающее  влияние  на  динамику  развития  машиностроения,  в  том 
числе: 

волатильность  внутренней  и  внешней  экономической  ситуации,  которая  может 

повлечь  изменения  текущих  тенденций  увеличения  инвестиционной  активности 
юридических  лиц,  роста  денежных  доходов  населения,  увеличения  экспортных  поставок 
(включая военно-техническое сотрудничество); 

сокращение объемов государственной поддержки машиностроительного комплекса, 

связанное  в  том  числе  с  изменением  подходов  к  формированию  расходов  федерального 
бюджета; 

изменение  внутренней  и  внешней  рыночной  конъюнктуры  вследствие  завершения 

текущих  интеграционных  процессов  (в  части  ЕЭП,  ВТО),  в  том  числе  в  связи  с 
ограничениями  возможностей  реализации  мероприятий  по  поддержке  реального  сектора 
экономики. 

Под  влиянием  указанных  рисков  темпы  развития  машиностроения  могут 

сократиться в 2030 году относительно уровня 2011 года до 231%, в частности, темп роста 
производства  машин  и  оборудования  могут  снизиться  до  214%,  электрооборудования, 
электронного  и  оптического  оборудования  –  до  253%,  транспортных  средств  и 
оборудования – до 271 процента. 

В  настоящее  время  на  долю  авиационной,  судостроительной,  радиоэлектронной, 

ракетно-космической,  автомобильной,  станкостроительной  промышленности,  а  также 
транспортного  машиностроения  приходится  около  60%  от  общего  объема  производства 
машиностроительного  комплекса,  в  связи  с  чем  ситуация  в  указанных  секторах  будет  в 
значительной  степени  определять  перспективы  развития  машиностроения  в  целом.  При 
этом развитие данных секторов в долгосрочной перспективе в значительной степени будет 
определяться предполагаемыми к реализации государственными программами Российской 
Федерации  «Развитие  промышленности  и  повышение  ее  конкурентоспособности», 
«Развитие  авиационной  промышленности»,  «Космическая  деятельность  России», 
«Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», 
в рамках которых будут определены ключевые направления и параметры государственной 
поддержки их развития. 

207 

 

 

Авиационная промышленность 

Среднегодовые 

темпы 

роста 

производства 

продукции 

авиационной 

промышленности в 2007-2011 гг. составляли порядка 101-102 процентов. 

В  настоящее  время  авиационная  промышленность  по  ряду  основных  направлений 

характеризуется  низким  инженерно-техническим  и  производственно-технологическим 
уровнем,  который  должен  обеспечивать  соответствие  российской  авиационной 
промышленности  мировым  тенденциям  развития  данного  сектора  и  рынка  авиационной 
техники, в связи с чем к основным проблемам авиастроения в настоящее время относятся: 

зависимость  эффективности  функционирования  авиационной  промышленности  от 

поставок  продукции  военного  назначения  (при  этом  по  ряду  позиций  существует 
тенденция  сокращения  рентабельности  продукции,  поставляемой  по  государственному 
оборонному  заказу  и  военно-промышленному  сотрудничеству,  что  накладывает 
ограничения  на  возможности  аккумулирования  финансовых  ресурсов  для  развития 
гражданских сегментов данного сектора машиностроения; 

недостаточный  технологический  уровень  развития  производства  авиационной 

техники,  ее  узлов  и  агрегатов,  отсутствие  эффективной  системы  1-го  и  2-го  уровней 
поставки  комплектующих  для  финальных  интеграторов,  что  приводит  к  снижению 
эффективности производственных процессов; 

высокая  трудоемкость  и  низкие  объемы  производства,  что  приводит  к  высокой 

себестоимости  выпускаемой  продукции  и  соответственно,  накладывает  ограничения  на 
инвестиционную деятельность организаций; 

отсутствие  достаточного  количества  квалифицированного  производственного 

персонала,  современных  сертифицированных  систем  управления  производственным 
процессом  и  контроля  качества  выпускаемой  продукции,  что  в  значительной  степени 
снижает ее технологическую конкурентоспособность; 

низкий  уровень  развития  системы  гарантийного  и  послепродажного  обслуживания 

авиационной  техники,  что  снижает  привлекательность  российской  продукции  на 
внутреннем и внешнем рынках. 

Вместе с тем для авиационной промышленности в настоящее время характерен ряд 

факторов, позволяющих создать потенциал для ее развития на долгосрочную перспективу, 
к которым в том числе относятся: 

наличие крупных интегрированных структур, консолидирующих конструкторские и 

производственные  ресурсы  в  отдельных  технологических  направлениях  (авиастроение, 
вертолетостроение, двигателестроение); 

значительный объем поставок на рынках военной авиационной техники; 
разработка и вывод на рынок новой авиационной техники. 
В  долгосрочной  перспективе  с  учетом  существующего  потенциала  развитие 

авиационной  промышленности  при  активной  государственной  поддержке  (на  развитие 
авиационной  промышленности  в  соответствии  с  проектом  государственной  программы 

208 

 

 

«Развитие  авиационной  промышленности»  в  период  2013-2025  годов  из  федерального 
бюджета  в  настоящее  время  предполагается  направить  более  700  млрд.  рублей  без  учета 
ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 
годы»)  будет  определяться  эффективностью  реализации  мероприятий,  направленных  на 
решение обозначенных проблем. 

Так,  по  инновационному  варианту  предполагается,  что  среднегодовой  темп  роста 

производства продукции в авиационной промышленности в период до 2020 года составит 
порядка  107%,  объем  производства  в  2030  году  относительно  2011  года  увеличится  в 
2,6 раза. 

Необходимо отметить, что к 2015 году объем производства продукции авиационной 

промышленности  относительно  уровня  2011  года  увеличится  более  чем  на  50%,  к  2020 
году, относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка 15%. Таким образом, в 
период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный 
вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года. 

Указанная  динамика  развития  авиационной  промышленности  будет  достигнута  в 

том числе благодаря реализации мероприятий в части: 

доработки  самолета  SSJ-100  и  расширения  его  продаж  на  внутреннем  и  мировом 

рынках,  реализации  проектов  военно-транспортной  авиации  (в том  числе  Ан-70,  Ан-124, 
Ил-76),  разработки  и  вывода  на  рынок  магистрального  самолета  МС-21,  новых  и 
модернизированных образцов военных самолетов; 

наращивания  объемов  продаж  серийно  выпускаемой  гражданской  и  военной 

вертолетной  техники,  а  также  запуска  в  производство  вертолетов,  находящихся  в 
завершающей  стадии  создания  или  модернизации  (Ми-38,  Ка-62,  Ми-26Т2,  Ка-226Т  и 
других),  разработки  и  запуска  в  производство  новых  модификаций  боевых,  транспортно-
десантных,  специальных  учебных  вертолетов,  вертолетных  комплексов  с  беспилотными 
летательными аппаратами, легких вертолетов (размерностью 2,5 т и 4,5 тонн); 

повышения  конкурентоспособности  выпускаемой  продукции,  в  том  числе  за  счет 

использования новых технологий и материалов; 

развития  сервисной  сети  и  системы  послепродажного  обслуживания  авиационной 

техники, расширения присутствия продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта; 

повышения  производственного  и  технического  потенциала  предприятий 

авиационной  промышленности  путем  реализации  проектов  по  техническому 
перевооружению действующих и созданию новых мощностей (ожидается, что к 2025 году 
рентабельность продаж самолетов достигнет порядка 11%, вертолетов – 8 процентов); 

реализации  в  полном  объеме  в  соответствии  с  утвержденными  параметрами 

государственной программы вооружения. 

Планируется, что в период 2012-2025 гг. будет поставлено около 3,4 тыс.самолетов и 

5,6 тыс.  единиц  вертолетов  гражданского  и  военного  назначения,  доля  российской 
продукции  к  2025  году  на  мировом  рынке  военных  и  гражданских  самолетов  составит       

209 

 

 

11%  и  3%  соответственно,  военных  и  гражданских  вертолетов  –  16,5%  и  12% 
соответственно. 

Кроме  того,  активное  государственное  стимулирование  в  2011-2020  гг.  создания  в 

авиационной  промышленности  научно-технического  задела  позволит  сформировать  базу 
для  реализации  перспективных  проектов  в  области  создания  новых  видов  продукции  в 
2021-2030 годах. 

Вместе с тем, в случае снижения объемов государственной поддержки авиастроения 

и  сокращения  расходов  на  реализацию  государственной  программы  вооружения, 
предприятия будут ограничены в возможности аккумулирования финансовых ресурсов на 
развитие  гражданского  сектора  авиационной  промышленности,  в  связи  с  чем  будет 
отмечаться  снижение  эффективности  реализации  указанных  мероприятий.  В  данной 
ситуации  по

  консервативному  сценарию 

развития  обозначенные  темпы  развития 

авиационной  промышленности  в  2030  году  относительно  уровня  2011  года  могут  быть 
снижены до 156 процентов. 

Судостроительная промышленность 

Среднегодовые  темпы  развития  производства  продукции  судостроительной 

промышленности в 2007-2011 гг. составляли порядка 102-103 процентов. 

Данная  тенденция  обусловлена  тем,  что  в  настоящее  время  на  судостроительную 

промышленность  оказывает  влияние  ряд  факторов,  сдерживающих  динамику  развития 
данного сектора машиностроения, к которым в том числе относятся: 

длительный  производственный  цикл  строительства  судов  (сроки  поставки  судов  у 

отечественных  судостроителей  в  2-3  раза  выше  по  сравнению  с  ведущими  зарубежными 
фирмами); 

ограниченные  возможности  производства  отдельных  видов  судов,  в  том  числе  с 

большим  водоизмещением,  в  связи  с  чем  перечень  рыночных  ниш  для  продукции 
российского производства в настоящее время значительно ограничен; 

низкий  уровень  технологической  оснащенности  и  значительный  износ  основных 

производственных фондов предприятий судостроительной промышленности (в настоящее 
время  износ  основных  производственных  фондов  составляет  около  70%)  и  высокая 
трудоемкость производства; 

недостаточный уровень развития механизмов реализации выпускаемой продукции, в 

том числе в части лизинга и кредитования. 

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе с целью нивелирования 

негативного  влияния  указанных  факторов  при  активной  государственной  поддержке  (на 
развитие  судостроительной  промышленности  в соответствии  с  государственной 
программой «Развитие судостроения» в период 2013-2030 годов из федерального бюджета 
в  настоящее  время  предполагается  направить  около  338  млрд.  рублей  без  учета  ФЦП 
«Развитие  оборонно-промышленного  комплекса  Российской  Федерации  на  2011-2020 
годы»)  будет  реализован  ряд  мероприятий  по  повышению  научно-технологического 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..