ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 11

 

 

162 

 

 

запасы для гарантированного товарного производства до 3-6 дней; экспорт транспортных 
услуг  к  2030 году  возрастет  в  4,5  раза,  с  13,2  до  58,8  млрд.  долларов  США.  Транзитные 
перевозки  через  территорию  России  увеличатся  с  28,7  до  84,4  млн.  т;  предоставление 
бизнесу  и  населению  полного  объема  необходимых  высококачественных  транспортных 
услуг  обеспечит  запланированные  темпы  роста  ВВП;  взаимодействие  со  стратегиями  и 
программами  развития  смежных  отраслей  –  поставщиков  ресурсов  для  развития  и 
функционирования  транспорта  обеспечит  стимулирование  интенсивного  развития 
смежных отраслей в экономике страны. 

В 

части 

общетранспортных 

показателей 

значительно 

повысится 

производительность  труда  на  транспорте  (в  2-4  раза).  Доля  времени  движения  товаров        
в  пути  увеличится  до  16-20  часов  в  сутки  (автотранспорт,  междугороднее  и 
международное  сообщение);  повысятся  фондоотдача  инфраструктуры  транспорта  и 
рентабельность;  существенно  уменьшится  энергоемкость  транспорта  (на  30%);  будет 
создана  опорная  сеть  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального  значения, 
соединяющая  все  административные  центры  субъектов  Российской  Федерации                   
по  дорожной  сети  с  твердым  покрытием,  структура  дорожной  сети  будет  преобразована    
из  радиальной  в  сетевую.  На  международных  транспортных  коридорах  будет  обеспечен 
проезд  автотранспортных  средств  с  нагрузкой  на  ось  11,5  тонн;  будут  созданы 
приоритетные  конкурентные  условия  для  национальных  перевозчиков  и  стимулировано 
повышение  их  конкурентоспособности.  Доля  российских  перевозчиков  в  объеме 
международных  автомобильных  перевозок  грузов  возрастет  с  39%  в  2010  году  до  50%        
в  2030  году,  а  доля  внешнеторговых  перевозок  судами  под  российским  флагом  вырастет      
с  4  до  16%.  Доля  судов  под  российским  флагом  в  суммарном  дедвейте  морского 
транспортного  флота,  контролируемого  Россией,  возрастет  с  31%  в  2010  году  до  40%           
в  2030  году;  будут  внедрены  инновационные  товаротранспортные  технологии, 
соответствующие 

лучшим 

мировым 

достижениям, 

обеспечена 

оптимизация 

технологического  взаимодействия  различных  видов  транспорта  и  всех  участников 
транспортного  процесса.  К  2030  году  сроки  доставки  грузов  в  мультимодальном 
(смешанном)  сообщении  сократятся  на  25%  по  сравнению  с  2006  годом;  развитие 
конкурентной  среды,  включая  государственно-частное  партнерство,  целенаправленное 
формирование  условий  инвестирования  обеспечат  интенсивный  рост  инвестиционной 
привлекательности отрасли.  

В целом решению поставленных задач по развитию транспортного комплекса будет 

способствовать  реализация  положений  принятых  федеральных  законов:  «О  морских 
портах  в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные 
акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об особых 
экономических  зонах  в  Российской  Федерации»  и  отдельные  законодательные  акты 
Российской  Федерации»  (в  части  создания  портовых  особых  экономических  зон),            
«Об  автомобильных  дорогах  и  дорожной  деятельности  в  Российской  Федерации                  
и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»,       

163 

 

 

«О  концессионных  соглашениях»,  а  также  утвержденных  Правительством  Российской 
Федерации типовых концессионных соглашений в сфере транспорта. 

Перспективная  модель  финансирования  транспортной  отрасли  предусматривает 

развитие различных форм государственно-частного партнерства, повышение  доступности 
кредитных  ресурсов  за  счет  субсидирования  части  процентных  ставок  из  средств 
федерального  бюджета,  стимулирование  развития  лизинговой  деятельности,  содействие     
в  защите  и  страховании  капитала  частных  инвесторов,  использование  транспортных 
облигаций. 

Предполагается,  что  кредиты  и  лизинг  станут  играть  важную  роль  в  реализации 

инвестиционных программ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте. 

К  2014  году  с  учетом  создания  дорожных  фондов  закончится  поэтапный  переход     

на  нормативный  метод  финансирования  содержания  и  ремонта  автомобильных  дорог 
федерального  уровня,  и  в  последующие  годы  необходимо  завершить  этот  переход               
и на региональном уровне. 

Основные  положения  долгосрочного  прогноза  развития  транспортного  комплекса  

согласованы  с  утвержденными  программными  документами  по  развитию  транспортного 
комплекса:  Транспортной  стратегией  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года, 
Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  до  2030  года,  Стратегией  развития 
морской  портовой  инфраструктуры  до  2030  года,  Концепцией  развития  аэродромной 
(аэропортовой)  сети  до  2020  года,  Федеральной  целевой  программой  «Развитие 
транспортной  системы России (2010-2015  годы)»  и  учтены в  государственной  программе 
Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая определяет приоритеты 
и  направления  развития  транспортного  комплекса  на  долгосрочный  период,  а  также  
предусматриваются  в  Федеральной  целевой  программе  «Модернизация  Единой  системы 
организации  воздушного  движения  (2009-2020  годы)»  и  в  разрабатываемом  проекте 
федеральной  целевой  программы  «Экономическое  и  социальное  развитие  Дальнего 
Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». 

Сценарии прогноза 

Долгосрочный  прогноз  транспортного  комплекса  до  2030  года  представлен  тремя 

вариантами:  

1  вариант

  (консервативный  сценарий)  –  направлен  на  преодоление  в  основном 

сложившихся  «узких  мест»  в  развитии  транспортной  инфраструктуры  и  характеризуется 
относительно  недостаточным  уровнем  инвестиций.  Среднегодовые  темпы  роста 
грузооборота  будут  отставать  от  роста  ВВП.  Однако  инфраструктурные  ограничения, 
обусловленные наличием «узких мест» в транспортной инфраструктуре, сохранятся  после 
2020  года,  а  подвижность  населения  с  учетом  использования  личного  легкового 
автотранспорта увеличится к 2030 году по сравнению с 2011 годом менее чем в 2 раза. 

Низкий  уровень  инвестиций  в  прогнозный  период  не  позволит  осуществить 

необходимое  масштабное  развитие  инфраструктуры  транспортного  комплекса. 

164 

 

 

Прогнозируется, что к 2020 году объем инвестиций составит 2,7 трлн. рублей, к 2030 году 
– 5,9 трлн. рублей. 

Из  них  в  2020  году  на  долю  федерального  бюджета  придется  порядка  800  млрд. 

рублей, 1900 млрд. рублей – на долю внебюджетных источников финансирования.  

В  2030  году  за  счет  федерального  бюджета  будет  выделено  1,7  трлн.  рублей, 

внебюджетные источники составят 4,3 трлн. рублей.  

2  вариант

  (инновационный  сценарий)  –  характеризуется  интенсивным  развитием 

транспортной  системы  и  преодолением  основных  «узких  мест»  к  2020  году  в  сочетании       
с  запуском  новых  высокотехнологичных  транспортных  проектов.  Увеличение 
протяженности  и  повышение  технических  характеристик  транспортной  сети,  обновление 
парков транспортных средств и совершенствование технологий станут мощным стимулом 
дальнейшего  экономического  и  социального  развития  страны.  В  период  реализации 
государственной  программы  «Развитие  транспортной  системы»  до  2020  года  будет 
обеспечено  сбалансированное  развитие  транспортной  системы  страны  и  удовлетворен 
возрастающий спрос на транспортные услуги. 

Ожидается, что в 2020 году объем инвестиций составит 3,9-4 трлн. рублей, тогда как 

к 2030 году в случае реализации всех ключевых транспортных проектов их уровень может 
достичь 8,7 трлн. рублей. 

Приоритетное  развитие  получат  виды  транспорта,  в  наибольшей  мере 

соответствующие изменяющимся потребностям общества, – воздушный, автомобильный и 
железнодорожный. 

3 вариант

  (форсированный сценарий)  –  характеризуется  опережающим развитием 

транспортной инфраструктуры уже до 2020 года. В данном варианте реализация крупных 
инфраструктурных проектов возможна уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе. 

Ожидается,  что  в  2020  году  объем  инвестиций  составит  7,2  трлн.  рублей,                     

с достижением в 2030 году уровня 15 трлн. рублей. 

Общие показатели транспортного комплекса 

В случае развития экономики по 

варианту 1 

объем коммерческих перевозок всеми 

видами  транспорта  (без  трубопроводного)  составит  в  2020  году  4,7  млрд.  т  (125,5%              
к  уровню  2011  года),  а  к  2030  году  достигнет  уровня  5,9 млрд.  т  (157,5%  к  2011  году); 
коммерческий грузооборот в 2020 году будет равен 3028 млрд. т-км, в 2030 году – 3773,4 
млрд.  т-км  (127  и  158,2%  к  уровню  2011  года,  соответственно).  Среднегодовые  темпы 
роста объемов перевозок за период 2011-2030 гг. составят 2,5 процента.   

Грузооборот  российских  морских  портов  в  2030  году  составит  порядка  1  млрд.  т 

(рост практически в 2 раза к уровню 2011 года).  

Объем пассажирооборота в 2020 году составит 627,5  млрд. пасс.-км, а к 2030 году 

будет равен 820,3 млрд. пасс.-км (124,8% и 163,1% к 2011 году, соответственно).  

В

  варианте  2 

объем  коммерческих  перевозок  всеми  видами  транспорта                  

(без  трубопроводного)  составит  в  2020  году  5,1  млрд.  т  (136,1%  к  уровню  2011  года),           

165 

 

 

а к 2030 году достигнет уровня 7 млрд. т (186,7% к 2011 году); коммерческий грузооборот 
в 2020 году будет равен  3243  млрд.  т-км,  в 2030 году  –  4326  млрд.  т-км (136%  и  181,4%       
к  уровню  2011  года,  соответственно).  Среднегодовые  темпы  роста  объемов  перевозок  за 
период 2011-2030 гг. будут составлять 3,4 процента.  

Согласно  Стратегии  развития  морской  портовой  инфраструктуры  России  до  2030 

года,  одобренной  на  совещании  Морской  коллегии  при  Правительстве  Российской 
Федерации  28  сентября  2012  г.  в  г.  Владивостоке,    суммарный  объем  перевалки  грузов        
в  морских  портах  России  за  период  с  2012  по  2030  год  должен  составить  порядка       
1,3 млрд.  тонн,  что  также  соответствует  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации 
до 2030 года. 

Соответствующее  увеличение  портовых  мощностей  –  до  1,7  млрд.  т  –  будет 

сопровождаться  формированием  принципиально  новой  схемы  отбора  инвестиционных 
проектов  и  выведением  услуг  участников  портовой  деятельности  на  качественно  иной 
уровень.  

Объем пассажирооборота в 2020 году составит 664,2  млрд. пасс.-км, а  к 2030 году 

будет равен 964,8 млрд. пасс.-км (132, и 191,8% к 2011 году, соответственно).  

Модернизация  транспортной  системы  при  благоприятных  условиях  в  экономике 

России,  включая  развитие  скоростных  и  высокоскоростных  магистралей,  региональной  и 
местной авиации, позволит обеспечить качественно иной уровень мобильности населения. 
Транспортная  подвижность  населения  с  учетом  использования  личного  легкового 
автотранспорта увеличится к 2030 году по сравнению с 2011 годом более чем в 2 раза. 

В целях снятия инфраструктурных ограничений развития экономики прогнозируется 

переход транспортной инфраструктуры от этапа поддержания  и  частичной  модернизации 
отрасли к ее развитию на основе инновационного и технологического прорыва. 

Основные показатели коммерческих грузоперевозок и пассажирооборота 

 по видам транспорта (без трубопроводного)

 

Виды транспорта 

2011 

2020 г. 

прогноз 

2030 г. 

прогноз 

2020/2011 г., % 

2030/2011 г., % 

1 вар.  2 вар.  1 вар.  2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

Объем коммерческих 
перевозок грузов – 
всего, млн. тонн 

3746 

4755 

5125 

6009 

7016 

127 

137 

160 

187 

     в том числе: 

  

железнодорожный 
общего пользования 

1242 

1504 

1608 

1793 

2042 

121 

129 

144 

164 

железнодорожный           
не общего пользования 

689 

834 

892 

997 

1137 

121 

129 

145 

165 

автомобильный 

1654 

2221 

2429 

2980 

3580 

134 

147 

180 

216 

внутренний водный 

126 

148 

152 

176 

183 

117 

121 

140 

145 

морской 

34 

43 

47 

60 

72 

126 

138 

176 

212 

воздушный 

143 

153 

213 

249 

Коммерческий 
грузооборот – всего, 
млрд. т-км 

2385 

3036 

3243 

3784 

4326 

127 

136 

159 

181 

166 

 

 

Виды транспорта 

2011 

2020 г. 

прогноз 

2030 г. 

прогноз 

2020/2011 г., % 

2030/2011 г., % 

1 вар.  2 вар.  1 вар.  2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

 в том числе: 

  

железнодорожный 
общего пользования 

2128 

2688 

2874 

3314 

3774 

126 

135 

156 

177 

железнодорожный           
не общего пользования 

11 

12 

14 

16 

127 

135 

165 

187 

автомобильный 

107 

165 

181 

246 

296 

154 

169 

230 

277 

внутренний водный 

59 

91 

92 

123 

137 

154 

156 

208 

232 

морской 

77 

72 

79 

74 

89 

94 

102 

96 

115 

воздушный 

11 

13 

148 

156 

228 

264 

Пассажирооборот 
транспорта общего 
пользования – всего, 
млрд. пасс-км 

503 

627 

664 

820 

965 

125 

132 

163 

192 

в том числе: 

  

железнодорожного 

140 

152 

160 

163 

203 

109 

114 

117 

145 

автобусного 

139 

147 

157 

181 

206 

106 

113 

130 

148 

городского 
электрического 

57 

62 

64 

66 

74 

109 

114 

117 

131 

внутреннего водного 

88 

100 

96 

113 

воздушного 

167 

266 

283 

409 

481 

160 

169 

245 

288 

Ключевые мероприятия по видам транспорта до 2030 года 

Железнодорожный магистральный транспорт  

В 

части

 

развития 

грузовых 

перевозок

 

ключевыми 

мероприятиями                               

по

 инновационному сценарию

 можно считать следующие инвестиционные проекты:  

1) Развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного 

узла  будет  способствовать  снятию  инфраструктурных  ограничений  на  сети  железных 
дорог Сибири и Дальнего Востока, позволит обеспечить освоение перспективных объемов 
перевозок  на  подходах  к  портам.  Необходимый  объем  инвестиций  оценивается  для 
развития указанного участка оценивается в размере 130-300 млрд. рублей, предполагаемая 
поддержка со стороны федерального бюджета до 2016 года –около 180-200 млрд. рублей в 
зависимости от варианта развития экономики. 

Полноценное  обновление  БАМа  станет  возможным  после  2020  года.  Мероприятия     

по  развитию  магистрали  позволят  увеличить  скорость  доставки  транзитных  контейнеров     
и  по  Транссибирской  железнодорожной  магистрали  за  счет  перераспределения 
грузопотоков.   

2)  Интеграция  в  мировое  транспортное  пространство  и  реализация  транзитного 

потенциала  страны.  В  рамках  данного  направления  планируется 

создание 

конкурентоспособных на  мировом  уровне транспортных  коридоров на базе  технически  и 
технологически  интегрированной  транспортно-логистической  инфраструктуры,  а  также 

167 

 

 

систем  координации  бизнес-процессов  в  цепях  поставок  на  основе  интеллектуальных 
транспортных систем.  

Предполагается  модернизация  и  строительство  новой  инфраструктуры  на  основе 

Транссибирской  железнодорожной  магистрали,  являющейся  ключевым  звеном  системы 
российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. 
Одной  из  ключевых  задач  для  развития  Транссиба  является  развитие  контейнерных 
перевозок  и  перераспределение  перевозки  грузов  1  класса  (руда,  уголь)  на  БАМ. 
Реализация  данного  сценария  позволит  значительно  ускорить  товародвижения  между 
Россией,  Европой  и  странами  СНГ,  обеспечит  транзит  грузов  по  перспективному 
маршруту Европа – Азия. Реализация мероприятия позволит увеличить объемы перевозок 
к 2020 году до 54,2

 

млн. т (рост почти в 4 раза к уровню 2011 года). 

3)  Повышение  пропускной  способности  и  скоростных  параметров  транспортной 

инфраструктуры, в том числе за счет развития высокоскоростных магистралей и создания 
полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением.  

В  рамках  инновационного  сценария  за  период  2013-2030  гг.  прогнозируется 

строительство  новых  железнодорожных  линий  протяженностью  20  тыс.  км,  в  том  числе 
для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения.  

В  случае  развития  экономики  по 

консервативному  сценарию

,  реализацию 

мероприятий по повышению транзитного потенциала предполагается осуществлять после 
2030 года.  

Объем  инвестиций  на  развитие  БАМа  также  значительно  сократится,  реализация 

проекта  будет  осуществляться  в  основном  за  счет  средств  ОАО  «РЖД»,  что  не  позволит 
достигнуть запланированного объема перевозок.  

В  случае  реализации 

форсированного  сценария 

указанные  мероприятия  начнут 

осуществляться  в  более  ранние  сроки,  кроме  того,  предполагается  реализация 
мероприятий по развитию Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов и ряд 
других проектов.  

В  части  развития 

пассажирских  перевозок

 

ключевыми  мероприятиями                        

в 

инновационном сценарии 

можно считать следующие инвестиционные проекты:  

1)  Развитие  скоростных  и  высокоскоростных  магистралей  в  целях  повышения 

качества  жизни  населения  в  стране,  повышения  мобильности  населения,  увеличения 
радиуса  социально-экономической  активности  вокруг  городов,  повышения  транспортной 
доступности 

экономических 

центров, 

создания 

условий 

для 

развития 

высокотехнологичных  производств,  высвобождения  существующей  железнодорожной 
инфраструктуры для грузовых перевозок.  

В  рамках  этого  направления  предполагается  реализация  проектов  создания 

высокоскоростной  железнодорожной  магистрали  на  направлении  Москва  –  Санкт-
Петербург (ВСЖМ-1) и высокоскоростной магистрали на направлении Москва  – Нижний 
Новгород  –  Чебоксары  –  Казань  –  Екатеринбург  (с  дальнейшим  развитием 
высокоскоростного сообщения на Пермь, Уфу, Челябинск) (ВСМ-2).  

168 

 

 

 

Врезка 5. Высокоскоростной железнодорожный транспорт (ВСМ) 

Высокоскоростное железнодорожное пассажирское сообщение обеспечивает скорость движения более 

250 км в час по специальным выделенным железнодорожным путям. Международный опыт свидетельствует о  
значительном долгосрочном влиянии ВСМ на социально-экономическое развитие стран. 

Обеспечивая минимальное время поездки с соответствующим сервисом, высокоскоростные магистрали 

становятся привлекательными для перехода на них значительной части дальних и межрегиональных перевозок.  
Высокоскоростное сообщение формирует у населения качественно новое восприятие доступности территории 
региона  и  страны  в  целом.  Исследования  пассажиропотоков  в  других  странах  (Франция,  Испания,  Германия, 
Китай) показывают, что строительство ВСМ стимулирует спрос на авиаперевозки и формирует новый уровень 
региональной  мобильности  местного  населения  и  туристов,  приводит  к  повышению  уровня  жизни  и 
комплексному развитию регионов. 

Строительство  ВСМ  приводит  к  высвобождению  существующей  железнодорожной  инфраструктуры 

для  пригородного  сообщения  и  для  грузовых  перевозок,  что  снижает  остроту  потребности  в  расширении 
существующей железнодорожной инфраструктуры, включая строительство вторых и третьих путей, мостовых 
переходов  и  другие  мероприятия.  Развитие  регулярных  маршрутных  перевозок  контейнерных  грузов, 
уменьшение себестоимости услуги обеспечивает реализацию транзитного потенциала территории и рост услуг 
транспорта (например, развитие ВСМ на восток будет способствовать разгрузке Транссибирской магистрали и 
развитию  рынка  железнодорожных  контейнерных  перевозок  между  Азиатско-Тихоокеанским  регионом  и 
Европой). Снятие инфраструктурных ограничений будет способствовать росту промышленного производства и 
развитию других отраслей экономики. 

При  строительстве  и  эксплуатации  ВСМ  осваивается  и  применяется  международный  опыт  работы 

новых строительных технологий, производства строительной техники и подвижного состава. ВСМ как любой 
крупный проект приводит к созданию новых рабочих мест на этапе строительства и на этапе эксплуатации. 

В России для ВСМ рассматриваются 3 основных транспортных коридора Центр – Северо-Запад, Центр 

– Юг, Центр – Восток. Обсуждается ряд проектов, среди которых могут быть перечислены: 

 

Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург (ВСМ 2), протяженностью 1615 км, скорость 
до 400 км/ч; 

 

Казань – Самара, протяженностью 560 км, скорость до 300 км/ч; 

 

Омск – Новосибирск, протяженностью 630 км, скорость до 300 км/ч; 

 

Новосибирск – Красноярск, протяженностью 700 км, скорость до 300 км/ч; 

 

Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ 1) протяженностью 659 км, скорость до 400 км/ч; 

 

Москва – Воронеж – Ростов – Адлер, протяженностью 1740 км, скорость до 300 км/ч. 

Реализация проектов ВСМ предполагает подготовку проектной документации, подготовку территории 

строительства, строительство и эксплуатацию ВСМ.  

В  соответствии  с  международным  опытом  проекты  ВСМ  осуществляются  с  участием  государства.  В 

России  возможны  механизмы  предоставления  прямых  субсидий  из  федерального  бюджета,  предоставление 
заемных денежных средств на возвратной основе из средств Фонда Национального Благосостояния Российской 
Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации, средств институтов развития и другие механизмы. 

Учитывая масштабность ВСМ для развития транспорта и социально-экономического развития в целом, 

принятие  решений  о  реализации  тех  или  иных  проектов  потребует  актуализации  Транспортной  стратегии, 
Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и других долгосрочных документов с  учетом 
последствий создания высокоскоростных магистралей. 

Проектом 

ВСЖМ-1 

предусмотрено 

строительство 

высокоскоростной 

железнодорожной магистрали протяженностью 659

 

км (время в пути 2 ч 30 мин с учетом 

максимальной  скорости  движения  на  отдельных  участках  до  350  км/час)  при  стоимости 
строительства  ВСЖМ-1  в  размере  1260  млрд.  рублей  (капитальные  затраты  в  ценах 
соответствующих  лет).  Срок  начала  реализации  проекта  –  2018  год.  Пассажирооборот       
на  данном  направлении  прогнозируется  от  5  млрд.  пасс-км  в  2018  году  до  9,5  млрд.       
пасс-км в 2030 году.  

Стоимость первого этапа проекта ВСМ-2 протяженностью 779 км Москва – Нижний 

Новгород  –  Чебоксары  –  Казань  оценивается  в  размере  более  790  млрд.  рублей  в  ценах 
соответствующих  лет,  планируемое  время  поездки  по  маршруту  Москва  —  Казань 

169 

 

 

сократится  с  11  ч.  30  мин.  до  3  ч.  30  мин.  с  учетом  максимальной  скорости  движения         
на  отдельных  участках  до  400  км/час.  Начало  реализации  первого  этапа  проекта                 
по строительству ВСМ-2  – 2013-2014 год. 

Стоимость  второго  этапа  проекта  ВСМ-2  протяженностью  836  км  Казань  – 

Екатеринбург оценивается в размере более 870 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, 
время  поездки  по  маршруту  Казань  –  Екатеринбург  сократится  с  13  ч.  25  мин.                     
до  3  ч.  50  мин.,  Москва  –  Екатеринбург  с  25  ч.  до  7  ч.  30  минут.  Начало  реализации 
второго этапа – 2018 год. 

В  результате  реализации  проектов  по  развитию  скоростных  и  высокоскоростных 

магистралей  общая  их  протяженность  к  2030  году  составит  более  11,5  тыс.  км, 
пассажиропоток  скоростными  и  высокоскоростными  поездами  –    более  40  млн.  чел./год. 
Необходимый  объем  инвестиций  в  инфраструктуру  для  организации  скоростного  и 
высокоскоростного  пассажирского  движения  в  сети  ОАО  «РЖД»  оценивается  в  размере 
около 6 трлн. рублей. 

В  консервативном  сценарии  реализация  указанных  проектов  до  2030  года                   

не  планируется.  Кроме  того,  снижение  государственной  поддержки  перевозок  в  дальнем 
следовании,  а  также  пригородных  пассажирских  компаний  может  привести  к  стагнации 
перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.  

2) Подготовка транспортной системы к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 

году.  Планируемое  усиление  ныне  действующих  линий,  будет  способствовать  росту 
качества транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте после 2018 года.  

Воздушный транспорт 

В  части  развития  грузовых  перевозок  необходимо  отметить,  что  рост  их  объемов          

в  значительной  степени  будет  определяться  макроэкономическими  параметрами 
социально-экономического развития.  

В  части  развития  пассажирских  перевозок  по 

варианту  2

  до  2030  года  можно 

выделить следующие ключевые мероприятия: 

1)  Развитие  региональной  и  местной  авиации.  Меры  Правительства  Российской 

Федерации  по  развитию  местных  и  региональных  перевозок  и  рост  спроса  населения         
на  услуги  по  перевозке  в  международном  сообщении  (в  результате  роста  реальных 
располагаемых  доходов  населения)  позволяют  прогнозировать  стабильный  рост 
пассажирооборота в период до 2030 года.  

2)  Дальнейшее  развитие  Московского  авиационного  узла  (МАУ),  позволяющее 

реализовать  транзитный  потенциал  Российской  Федерации  и  создать  благоприятные 
условия  для  успешной  конкуренции  аэропортов  Российской  Федерации  с  аэропортами 
европейских  государств.  Проектом  предполагается  перераспределить  пассажиропотоки      
с  2019-2020  гг.  на  аэропорты  в  радиусе  200  км  от  Москвы  в  связи  с  ограниченной 
пропускной  способностью  московской  воздушной  зоны.  Аэропорты-спутники  обеспечат 
обслуживание  прогнозируемого  увеличения  пассажиропотока  аэропортов  Московского 

170 

 

 

авиационного  узла  и,  кроме  того,  позволят  разгрузить  их  от  транзитных  пассажиров. 
Соединенные с центром Москвы скоростным транспортом, аэропорты-спутники позволят 
обеспечить дальнейший рост пассажиропотока.  

В  случае  реализации  всех  инвестиционных  проектов  к  2030  году  количество 

аэродромов гражданской авиации будет составлять порядка 500. Будет реконструировано 
порядка 170 взлетно-посадочных полос. 

3) Развитие  аэропортовой  инфраструктуры в рамках  подготовки  к Чемпионату  мира 

по  футболу  в  России  в  2018  году.  На  данные  цели  предусматривается  дополнительно 
порядка 100 млрд. рублей.

 

Автомобильный и городской электрический транспорт и дорожное хозяйство  

Рост

 

грузовых  перевозок  автомобильным  транспортом  обусловлен  развитием 

розничной  торговли  и  строительства.  Более  высокие  темпы  роста  грузооборота 
обусловлены 

повышением 

конкурентоспособности 

автомобильного 

транспорта                  

на расстояние до 2000 км.  

В  части  развития  пассажирских  перевозок  (автобусные  перевозки  и  перевозки 

городским  электротранспортом)  по

  варианту  2

  необходимо  отметить  следующие 

мероприятия:  

1)  Развитие  метрополитена  в  городах  России,  а  также  обновление  парка  городского 

пассажирского транспорта. Реализация мероприятий будет способствовать росту качества 
транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации.  

2) Мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. 

Ожидается,  что  по  итогам  2018  года  общий  прирост  объемов  перевозок  пассажиров 
городским  электрическим  и  автобусным  транспортом  составит  около  7%  и  4%, 
соответственно.  

3)  Дополнительное  финансирование  автомобильных  дорог  призвано  обеспечить 

удвоение ввода дорог до 2020 года.  

В  соответствии  с  вариантом  2  к  2030  году  будет  построено  и  реконструировано 

порядка  221,3 тыс.  км автомобильных дорог общего пользования.  Значительное  развитие 
за  счет  строительства  и  реконструкции  получит  сеть  автомобильных  дорог  общего 
пользования в регионах центральной и южной части европейской территории Российской 
Федерации,  где  объемы  перевозочной  работы  автомобильным  транспортом  существенно 
превышают  пропускную  способность  дорожной  сети,  а  также  в  регионах  Сибирского  и 
Дальневосточного  федеральных  округов  в  целях  развития  отраслей,  связанных  в  первую 
очередь  с  добычей  и  переработкой  природных  ресурсов,  реализацией  транзитного 
потенциала  транспортной  системы,  активизацией  освоения  территорий  перспективного 
развития.  

По 

варианту 1

  в  связи  с  недостаточным  финансированием  в  инфраструктуру  темпы 

роста объемов перевозок и пассажирооборота будут несколько ниже.

 

171 

 

 

 

Объемы финансирования строительства и ввода автомобильных дорог (при условии 

финансирования отрасли по второму варианту) 

 

2012 г. 

2015 г.  

2018 г. 

2020 г. 

Финансирование, млрд. руб. 

321 

1015 

1174 

1379 

Федеральные дороги и региональные дороги с 
федеральным софинансированием 

241 

283 

407 

546 

дополнительное финансирование за счет 

          федерального бюджета 

 

392 

300 

300 

региональные дороги 

80 

340 

467 

533 

Дорожное строительство, км 

1927 

3601 

4866 

5420 

            федеральные дороги 

355 

1284 

1803 

1860 

            региональные дороги 

1572 

2318 

3063 

3560 

Примечания:  

1. 

Объем  строительства  и  реконструкции  региональных  автомобильных  дорог  на  2012  год  приняты  по  данным 

администраций  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  предложений  по  ФЦП  «Экономическое  и  социальное 
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». 

2. 

Объемы  финансирования  строительства  и  реконструкция  региональных  дорог  в  2012  году  приведены  по 

данным  администраций  субъектов  Российской  Федерации  без  учета  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  в  которых 
автомобильные  дороги  отнесены  к  объектам  городского  благоустройства  и  не  учитываются  в  сведениях 
государственного статистического наблюдения по вводу дорог в эксплуатацию.  

Внутренний водный транспорт 

Ключевым  фактором  развития  пассажирских  перевозок  внутренним  водным 

транспортом  является  поддержание  гарантированных  глубин  внутренних  водных  путей, 
ограничивающих  пропускную  способность  единой  глубоководной  системы  европейской 
части России и обновление флота.  

С  целью  решения  указанной  проблемы  предусматривается  строительство  новых

 

объектов инфраструктуры, обеспечивающих снятие ограничений пропускной способности 
на  участках  внутренних  водных  путей,  увеличение  протяженности  водных  путей  с 
гарантированными  габаритами  судовых  ходов,  а  также  принятие  мер  по  обновлению 
флота.  

В  случае  успешной  реализации  плана  по  обновлению  речного  флота  к  2020  году      

по 

варианту  2

  удастся  остановить  отрицательную  динамику  пассажирских  перевозок 

данным видом транспорта, а после 2020 года перейти к стабильному росту. 

В  целях  формирования  единого  транспортного  пространства  России  на  базе 

сбалансированного  опережающего  развития  эффективной  транспортной  инфраструктуры 
планируется до 2018 года осуществить переход на полное финансирование за счет средств 
федерального  бюджета  содержания  внутренних  водных  путей  по  нормативам, 
утвержденным 

Правительством 

Российской 

Федерации, 

а 

также 

создание 

инфраструктурных  условий  перераспределения  грузопотоков  с  наземного  на  внутренний 

172 

 

 

водный транспорт.  

Планируется,  что  доля  протяженности  внутренних  водных  путей  с  ограничениями 

пропускной  способности  сократится  с  45,6%  в  2011  году  (согласно  Стратегии)  уже              
к  середине  2020-х  годов  до  0%,  что  скажется  на  увеличении  перевалки  грузов  речным 
транспортом  (более  чем  в  2  раза  к  2011  году)  и  достигнет  в  2030  году  значения  порядка 
 440 млн. т в год. 

Вариант 1

 предполагает более низкие темпы роста в связи с недофинансированием 

отрасли. 

Морской транспорт 

В  части  развития  грузовых  перевозок  ключевыми  мероприятиями  по 

варианту  2

 

являются следующие проекты:  

1)  Реализация  мер  государственной  поддержки  судостроения  и  судоходства               

в рамках принятия Федерального закона от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений 
в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с  реализацией  мер 
государственной  поддержки  судостроения  и  судоходства»,  строительство  новых  судов  и 
регистрация судов в Российском международном реестре судов.  

2) Развитие и модернизация морских портов, Арктического (Сабеггта, Архангельск, 

Мурманск),  Балтийского  (Санкт-Петербург,  Приморск,  Усть-Луга,  Балтийск),  Азово-
Черноморского  (Новороссийск,  Туапсе,  Кавказ,  Тамань),  Дальневосточного  (Восточный, 
Находка, Ванино) бассейнов.  

3) Развитие Северного морского пути как исторически сложившейся национальной 

единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.  

В  целях  принятия  мер  по  обеспечению  безопасности  судоходства  в  акватории 

Северного  морского  пути  принят  Федеральный  закон  от  28  июля  2012г.  №  132-ФЗ             
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части 
государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского 
пути»,  направленный  на  решение  задач  Российской  Федерации  в  Арктике,  Морской 
доктрины  Российской  Федерации,  в  том  числе  национальных  интересов  России, 
централизованное управление этой транспортной системой, безопасности мореплавания и 
защиты окружающей среды Арктического региона.

 

 Приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры 

К 2030 году по 

варианту 2 

планируется осуществить следующие мероприятия.  

1. Для увеличения пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидации 

разрывов и «узких мест», а также для транспортного обеспечения комплексного освоения 
и  развития  территорий  Сибири  и  Дальнего  Востока  и  разработки  новых  месторождений 
полезных ископаемых: 

реализация  системы  высокотехнологичных  проектов  по  развитию  транспортных 

магистралей  и  транспортных  узлов  (кластеров  –  мультимодальных  центров), 

173 

 

 

обеспечивающих  основные  межрегиональные  связи.  В  частности,  они  будут 
реализовываться  в  Республике  Татарстан,  Московской,  Ленинградской,  Самарской, 
Свердловской,  ,  Новосибирской,  Мурманской,  ,  Ростовской  и  Нижегородской  областях,      
а также в Краснодарском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях;  

увеличение  пропускной  способности  автомобильных  дорог  за  счет  ввода 

автомобильных  дорог  общего  пользования,  в  том  числе:  кольцевая  автодорога  вокруг 
Санкт-Петербурга,  автодорога  "Амур"  Чита  –  Хабаровск,  Западный  скоростной  диаметр 
(Санкт-Петербург),  скоростные  автомагистрали  Москва  –  Санкт-Петербург,  Москва  –  
Минск, а также участки скоростной автомобильной дороги Москва – Н.Новгород – Казань, 
строительство  и  реконструкцию  автомагистрали  М-4  «Дон»  и  участков  автодорожных 
маршрутов Екатеринбург – Тюмень – Омск, Пермь – Ханты-Мансийск – Томск, Тюмень –
Салехард. Будет завершено строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, 
реконструированы  федеральные  автомобильные  дороги  М-5

 

«Урал»,  М-7  «Волга»,           

М-6 «Каспий»  и  М-8  «Холмогоры».  В  целях  содействия  развитию  туризма  и  спортивно-
оздоровительной  деятельности  в  важнейших  рекреационных  районах  Кавказа  и 
Черноморского побережья будет завершено строительство участков автомобильной дороги 
федерального значения Джубга – Сочи;  

повышение  пропускной  способности  сети  автомобильных  дорог  за  счет  доведения 

объемов  выполнения  работ  по  ремонту  и  содержанию  автомобильных  дорог  общего 
пользования до уровня, обеспечивающего приведение их транспортно-эксплуатационного 
состояния  в  соответствие  с  требованиями  нормативных  документов,  строительство  и 
реконструкция  участков  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального, 
регионального  и  местного  значения,  обслуживающих  транспортные  потоки  в  режиме 
перегрузки  движением,  строительство  пересечений  в  разных  уровнях  взамен 
железнодорожных  переездов,  а  также  путепроводов  и  транспортных  развязок  на 
пересечениях  с  другими  автомобильными  дорогами,  строительство  мостовых  переходов      
в  целях  повышения  пропускной  способности  направлений  автомобильных  дорог, 
проходящих  с  использованием  гидротехнических  сооружений,  строительство  новых 
направлений  автомобильных  дорог,  обеспечивающих  движение  транспортных  потоков       
в  обход  перегруженных  движением  крупных  транспортных  узлов,  а  также  устройство 
хордовых  направлений  автомагистралей,  пересекающих  эти  транспортные  узлы  в  обход 
наиболее  загруженной  движением  центральной  части,  строительство  и  реконструкция 
автомобильных  дорог  в  районах  активной  реализации  рекреационного  потенциала 
территории, в первую очередь в регионах Северного Кавказа, Черноморского побережья, 
Калининградской области;  

сокращение  протяженности  участков  железнодорожных  линий,  на  которых  

имеются  ограничения  пропускной  способности,  обеспечение  проектирования  и 
строительства  новых  железнодорожных  линий  в  точках  перспективного  промышленного 
роста  (Беркакит–Томмот–Якутск,  Полуночное–Обская-Салехард,  Кызыл–Курагино, 
Салехард–Надым,  Бийск–Горноалтайск).  Развитие  железнодорожной  инфраструктуры 

174 

 

 

предусмотрено  также  на  Байкало-Амурской  магистрали,  на  направлениях  Волгоград–
Тихорецкая–Крымская, 

Петрозаводск–Мурманск, 

Комсомольск-на-Амуре–Советская 

Гавань  и  других.  Начнутся  работы  по  проектированию  и  строительству  новых 
железнодорожных 

линий 

Коротчаево–Игарка–Норильск, 

Северо-сибирской 

железнодорожной  магистрали  и  железнодорожной  линии  Селихин-Лазарев-Ныш, 
соединяющей о. Сахалин с материком.  

2. С целью повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения и 

формирования  и  распространения  новых  транспортных  (перевозочных)  технологий 
предусматривается развитие системы магистрального пассажирского сообщения, включая 
высокоскоростной  и  скоростной  железнодорожный,  воздушный  транспорт,  развитие  сети 
автомобильных  дорог,  а  также  развитие  метрополитена  и  других  видов  скоростного 
внеуличного транспорта: 

проектирование и строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей 

Москва  –  Санкт-Петербург,  Москва  –  Нижний  Новгород  –  Чебоксары  –  Казань  – 
Екатеринбург  и  других;  организация  скоростного  движения  пассажирских  поездов              
на  приоритетных  направлениях  сети  железных  дорог  (Москва  –  Ярославль,  ,  Москва  – 
Минск, Москва – Киев, Москва – Саратов, Самара – Саратов, Самара – Саранск, Самара – 
Пенза,  Саратов  –  Волгоград,  Екатеринбург  –  Челябинск,  Новосибирск  –  Омск, 
Новосибирск  –  Красноярск,  Новосибирск  –  Барнаул,  Новосибирск  –  Новокузнецк, 
Новосибирск  –  Кемерово,  Хабаровск  –  Владивосток  и  других),  строительство  и 
реконструкция  региональных  автомобильных  дорог,  обеспечивающих  доступность 
населения к транспортным и социальным услугам;  

строительство  и  реконструкция  автомобильных  дорог  регионального  и  местного 

значения, обеспечивающих круглогодичную связь с дорожной сетью общего пользования 
по  подъездам  с  твердым  покрытием,  развитие  автомобильных  дорог,  обеспечивающих 
сокращение  времени  поездок  людей  к  местам  работы  и  отдыха,  к  учреждениям 
здравоохранения,  учебным  заведениям,  спортивным  сооружениям  и  т.д.,  в  пределах 
крупных  транспортных  узлов,  в  первую  очередь  на  территории  Москвы  и  Московской 
области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создание интеллектуальных 
систем  организации  движения  и  обслуживания  пользователей  автомобильных  дорог            
в  городских  агломерациях.  Одновременно  строительство  и  реконструкция  таких  дорог 
должны  способствовать  повышению  безопасности  жизни  населения,  улучшению 
состояния  окружающей  среды,  повышению  занятости,  развитию  агропромышленного 
комплекса,  предприятий  малого  бизнеса.  Будет  осуществлено  развитие  автомобильных 
дорог, необходимых для подготовки и проведения Зимних олимпийских игр 2014 года в г. 
Сочи,  а  также  Чемпионата  мира  по  футболу  в  2018  году,  строительство  пересечений            
в разных уровнях с существующими и перспективными направлениями высокоскоростных 
железнодорожных  линий,  а  также  мостовых  переходов,  путепроводов  и  тоннелей  для 
соединения разобщенных территорий, в том числе в городах;  

обновление парка воздушных судов;  

175 

 

 

передача  аэродромов  регионального  и  местного  значения  субъектам  Российской 

Федерации,  внедрение  механизма  концессий  на  строительство  и  эксплуатацию  взлетно-
посадочных полос, перронов, рулежных дорожек.  

3.  Для  повышения  конкурентоспособности  транспортной  системы  и  реализации 

транзитного потенциала предусматривается:  

строительство 

и 

реконструкция 

автомобильных 

дорог, 

обеспечивающих 

автомобильные  перевозки  по  направлениям  международных  транспортных  коридоров, 
строительство  автомобильных  дорог,  обеспечивающих  подъезд  к  аэропортам,  морским 
портам,  логистическим  центрам,  пунктам  пропуска  на  государственной  границе,  особым 
экономическим зонам,  

создание на загруженных направлениях современных комплексов дорожного сервиса, 

содействующих  соблюдению  установленных  требований  к  режимам  труда  и  отдыха 
водителей, повышению безопасности движения;  

развитие  перегрузочных  портовых  комплексов  с  привязкой  к  «точкам  входа»                

в мировую транспортную систему, в том числе  модернизация  и  развитие  морского  порта 
Мурманск,  портов  Балтийского  (Санкт-Петербург,  Приморск,  Усть-Луга,  Балтийск), 
Азово-Черноморского  (Новороссийск,  Туапсе,  Тамань,  Кавказ),  Каспийского  (Оля, 
Махачкала) и Дальневосточного бассейнов;  

развитие перевозок внутренним водным транспортом, поддержание гарантированных 

глубин  внутренних  водных  путей,  ограничивающих  пропускную  способность  единой 
глубоководной системы европейской части России и обновление флота. развитие пунктов 
пропуска (железнодорожных и автодорожных), создание крупных логистических центров 
на границе (сухих портов);  

формирование  сети  узловых  распределительных  центров  воздушных  перевозок 

(аэропортов-хабов),  в  том  числе  в  Москве,  Санкт-Петербурге,  Екатеринбурге, 
Новосибирске, Красноярске, Хабаровске; 

развитие Московского транспортного узла;  
строительство вторых ниток шлюзов на Волго-Балтийском и Волго-Донском водных 

путях, а также низконапорного гидроузла на Волге в Нижегородской области, обеспечение 
технической безопасности объектов инфраструктуры канала имени Москвы, комплексная 
реконструкция  гидротехнических  сооружений  внутренних  водных  путей  Сибири  и 
Дальнего  Востока,  строительство  и  реконструкция  пассажирских  причалов  и  объектов 
инфраструктуры для развития туристических перевозок;  

4. В части  развития единой  системы  организации  воздушного движения  Российской 

Федерации  предусматривается  модернизация  единой  системы  организации  воздушного 
движения, ее объектов, переход от традиционных к перспективным наземным, бортовым и 
спутниковым  средствам  и  системам  связи,  навигации,  наблюдения  и  метеорологического 
обеспечения, внедрение новых технологий организации воздушного движения, повышение 
эффективности 

функционирования 

аэронавигационной 

системы 

в 

условиях 

прогнозируемого  роста  объемов  авиаперевозок,  интеграция  ее  в  евразийскую 

176 

 

 

аэронавигационную  систему.  В  этот  период  предусматривается  создание  укрупненных 
центров  единой  системы  организации  воздушного  движения,  переход  к  организационно-
функциональной структуре аэронавигационной системы с едиными гражданско-военными 
органами  организации  использования  воздушного  пространства  и  аэронавигационного 
обслуживания 

его 

пользователей, 

обеспечивающие 

повышение 

национальной 

безопасности  в  сфере  использования  и  контроля  воздушного  пространства  Российской 
Федерации.  

На  реализацию  приоритетных  мероприятий  направлены  действия  принятых 

федеральных законов «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений 
в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»,  «О  внесении  изменений           
в  Федеральный  закон  «Об  особых  экономических  зонах  в  Российской  Федерации»  и 
отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  (в  части  создания  портовых 
особых  экономических  зон),  «Об  автомобильных  дорогах  и  дорожной  деятельности             
в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты 
Российской  Федерации»,  «О  концессионных  соглашениях»,  а  также  утвержденных 
Правительством  Российской  Федерации  типовых  концессионных  соглашений  в  сфере 
транспорта.  

Перспективная  модель  финансирования  транспортной  отрасли  предусматривает 

развитие  различных  форм  государственно-частного  партнерства,  в  том  числе  путем 
заключения  концессионных  соглашений  и  долгосрочных  комплексных  контрактов, 
предусматривающих строительство и содержание объектов транспортной инфраструктуры 
в период между капитальными ремонтами, повышение доступности кредитных ресурсов за 
счет  субсидирования  части  процентных  ставок  из  средств  федерального  бюджета, 
стимулирование  развития  лизинговой  деятельности,  содействие  в  защите  и  страховании 
капитала частных инвесторов, использование транспортных облигаций.  

Предполагается,  что  кредиты  и  лизинг  станут  играть  важную  роль  в  реализации 

инвестиционных программ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте. 

9.3. Информационно-коммуникационные технологии   

В  период  до  2030  года  ожидается  устойчивое  функционирование  информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ). 

Развитие  будет  осуществляться  на  основе  реализации  «Стратегии  развития 

информационного  общества»,  утвержденной  Президентом  Российской  Федерации 
7 февраля 

2008  года,  и  Государственной  программы  Российской  Федерации 

«Информационное  общество  (2011-2020  годы)»,  утвержденной  распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р. 

Приоритетными направлениями развития в долгосрочной перспективе станут: 
формирование 

современной 

информационной 

и 

телекоммуникационной 

инфраструктуры; 

177 

 

 

обеспечение  высокого  уровня  ее  доступности,  предоставление  на  ее  основе 

качественных услуг; 

развитие 

экономики 

Российской 

Федерации 

на 

основе 

использования 

информационных технологий; 

повышение  качества  образования,  медицинского  обслуживания,  науки,  социальной 

защиты  населения,  содействие  развитию  культуры  и  средств  массовой  информации            
на основе информационно-коммуникационных технологий; 

обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-

коммуникационных технологий; 

повышение 

эффективности 

государственного 

управления 

и 

местного 

самоуправления,  взаимодействия  гражданского  общества  и  бизнеса  с  органами 
государственной власти, в том числе противодействие использованию информационных и 
телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. 

Произойдет  существенный  рост  технических  характеристик  (быстродействие, 

производительность,  пропускная  способность,  длительность  автономной  работы)                 
с  одновременной  миниатюризацией  и  универсализацией  оборудования.  Стремительное 
развитие  получат  технологии  беспроводной  и  подвижной  радиосвязи,  увеличатся 
интеллектуальные  возможности  программных  средств.  Одной  из  ключевых  тенденций 
развития  сферы  информационно-коммуникационных  технологий  станет  конвергенция 
технологических платформ для доставки  разных видов информации (текст, речь, данные, 
видео, теле- и радиовещание). 

Ускорение  развития  технологий  повлечет  за  собой  развитие  конкуренции,  которая 

приведет  к  снижению  стоимости  и  увеличению  доступности  телекоммуникационных 
услуг.  

Связь 

 В 2011 году организациями всех видов деятельности оказано  услуг связи на сумму 

1458 млрд. рублей (102,7 % к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых 
ценах).  Наблюдались  тенденции  роста  доли  подвижной  радиотелефонной  и 
документальной  связи  в  общем  объеме  услуг  связи  при  снижении  доли  услуг 
междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи. 

Услуги  связи  в  настоящее  время  оказывают  порядка  6  тысяч  организаций. 

Среднегодовая численность занятых в секторе в 2011 году составила 918 тыс. человек. 

В  условиях 

консервативного  сценария 

(вариант  1)  объем  услуг  связи  по  всем 

видам  деятельности  к  2030  году  по  сравнению  с  2011  годом  увеличится  более  чем 
в 1,5 раза и составит 3477,3 млрд. рублей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..