ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 9

 

 

130 

 

 

6. Инвестиции  

6.1. Структура инвестиций и источники финансирования 

Динамика  инвестиций  в  основной  капитал  в  различных  сценариях  развития  будет 

определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие 
производства, а  также государственными  капитальными  вложениями в такие отрасли  как 
транспорт, высокотехнологичные отрасли, отрасли, связанные  с развитием человеческого 
капитала и другие. 

Наибольший разрыв в темпах роста 

инвестиций по вариантам развития будет 
характерен  в  период  с  2015  по  2020  год. 
Необходимость  запуска  инвестиционных 
проектов  уже  в  ближайшие  годы 
обусловлена 

длительностью 

их 

реализации  и  обеспечением  растущих 
потребностей экономики.   

Рост  капитальных  вложений  в 

консервативном  сценарии  связан  с 
реализацией  инвестиционных  проектов  в 
нефтегазовом  комплексе  и  смежных  с 
ним  производствах,  в  электроэнергетике, 
в сырьевых отраслях, расшивкой  «узких  мест» транспортной инфраструктуры, созданием 
инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году и некоторыми 
другими проектами.  

В  инновационном  сценарии  прирост  инвестиций  будет  обусловлен  более 

масштабной 

технологической 

модернизацией 

высоко- 

и 

среднетехнологичных 

производств, развитием машиностроительных производств, а также реализацией крупных 
инфраструктурных проектов (высокоскоростное сообщение, расширение  транссибирского 
и байкало-амурского сообщения). Кроме того, в инновационном сценарии предполагаются 
значительные  объемы  инвестирования  в  строительство  и  в  сопутствующее  производство 
строительных материалов.  

Отраслевая структура инвестиций в основной капитал, %

 

 

2011 г. 

2020 г. 

2030 г. 

1 вар.  2 вар.  3 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

3 вар. 

ТЭК 
Сырьевые отрасли 

32,3 

26 

25 

20 

17 

15 

12 

6,1 

Машиностроение и связь 

4,9 

10 

10 

10 

Транспорт 

25,3 

20 

21 

25 

16 

16 

19 

Образование, здравоохранение 

3,8 

Строительство и недвижимость 

18,2 

22 

22 

25 

26 

26 

28 

131 

 

 

 

2011 г. 

2020 г. 

2030 г. 

1 вар.  2 вар.  3 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

3 вар. 

Торговля и финансы 

4,6 

10 

Опережающий рост вложений в основной капитал в форсированном сценарии будет 

связан  с  активным  внедрением  нового  оборудования  в  производственный  процесс, 
расширением  финансирования  разработок  перспективных  технологий  во  всех  сферах 
экономики.  Инвестиции  в  основной  капитал  машиностроительных  производств  могут 
увеличиться  за  2013-2030  гг.  в  8  раз  против  6  раз  в  инновационном  и  5,5  раза                         
в консервативном сценарии.   

Кроме  того,  большие  объемы  добычи  полезных  ископаемых  требуют  больших 

объемов инвестирования в нефтегазовый комплекс (особенно вовлечение в добычу трудно 
извлекаемых полезных ископаемых).  

Приоритетным  направлением  будет  развитие  транспортной  инфраструктуры. 

Качество  инфраструктуры  является  ключевым  фактором  конкурентоспособности 
экономики.  По  оценкам  Мирового  экономического  форума,  по  мировому  индексу 
конкурентоспособности и  индексу  качества  инфраструктуры Россия отстает не только от 
развитых стран,  но  и от Индии,  Бразилии  и  Китая.  В форсированном сценарии заложено 
развитие инфраструктуры, обеспечивающее потребности роста экономики  темпами  более 
5% в год, предусматривается реализация  в более сжатые сроки проектов инновационного 
сценария,  а  также  реализация  ряда  дополнительных  проектов,  таких  как  развитие 
московского транспортного узла и другие. 

В  структуре  источников  финансирования  вложений  в  основной  капитал  будет 

увеличиваться  доля  собственных  средств.  При  этом  в  консервативном  сценарии  будет 
увеличиваться  доля  прибыли  и  амортизации,  направляемых  на  инвестиционные  цели,  в 
общем объеме прибыли и амортизации (с 31% в 2011 году до 37-38%  в 2030 году). Доля 
привлеченных  средств  в  консервативном  сценарии  будет  сокращаться  за  счет  низкого 
уровня  государственных  капитальных  вложений,  невысоких  темпов  роста  кредитов, 
направляемых на инвестиционные цели (средний темп роста за 2013-2030 гг. – 109-110%    
в год) и значительного притока капитала.  

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %

 

 

2011 г. 

2020 г. 

2030 г. 

1 вар.  2 вар.  3 вар.  1 вар.  2 вар.  3 вар. 

Собственные средства 

42,7 

46 

43 

38 

54 

48 

45 

Привлеченные средства 

57,3 

54 

57 

62 

46 

52 

55 

в том числе: 

  средства бюджетной системы 

 

13,1 

 

11 

 

13 

 

11 

 

11 

 

15 

 

10 

кредиты банков и других организаций 

12,7 

14 

14 

19 

13 

14 

15 

В  инновационном  и  форсированном  сценариях  с  лучшими  финансовыми 

показателями  деятельности  компаний  доля  прибыли  и  амортизации,  направляемых            

132 

 

 

на воспроизводство и развитие производства, будет ниже, чем в консервативном сценарии. 
При  этом    деятельность  государственных  финансовых  институтов  развития  и  более 
благоприятные  финансовые  параметры  деятельности  предприятий  будут  способствовать 
расширению  привлечения  предприятиями  и  организациями  кредитных  ресурсов  на 
инвестиционные  цели.  В    результате  в  инновационном  сценарии  доля  заемных  средств 
будет  составлять  14%,  в  форсированном  варианте  доля  заемных  средств  будет  выше,           
а в период интенсивной модернизации производства почти достигнет 20 процентов.  Доля 
бюджетного  финансирования  (с  применением  программных  инструментов)  в  общем 
объеме  инвестиционных  ресурсов  в  экономике  по  варианту  2  плавно  возрастет  до  15%        
к  2030  году,  в  форсированном  варианте  госкапвложения  будут  выше  в  номинальном 
выражении,  но  их  доля  не  будет  превышать  10-11%  от  общего  объема  инвестиций  в 
основной капитал.  

6.2. Государственные капитальные вложения и программы 

В прогнозный период будет продолжено использование механизма государственных 

инвестиций в целях решения ключевых задач развития страны.  

В  первоочередном  порядке  будут  обеспечиваться  ресурсами  приоритетные 

федеральные  целевые  программы,  в  наибольшей  степени  влияющие  на  социально-
экономическое развитие страны, перечень которых определен поручением Правительства 
Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № ВП-П13-1841. 

Таким  образом,  ресурсы  федеральных  целевых  программ  будут  сконцентрированы 

преимущественно  на  реализации  высокотехнологичных  проектов,  решении  наиболее 
острых  проблем  в  сфере  обеспечения  безопасности,  развитии  транспортной 
инфраструктуры, науки и образования. 

 

Доля расходов федеральных целевых программ по приоритетам 

 

Динамика  финансирования  федеральных  целевых  программ  по  приоритетам 

обусловлена  необходимостью  существенного  увеличения  объемов  средств  на  развитие 
транспортной  инфраструктуры  в  долгосрочной  перспективе  относительно  текущего 
уровня. 

 

133 

 

 

 

В  части  объектов  федеральной  адресной  инвестиционной  программы,                        

не  включенных  в  федеральные  целевые  программы,  основное  внимание  будет  уделено 
объектам,  входящим  в  социальный  и  специальный  комплексы.  При  этом  предполагается, 
что в долгосрочной перспективе пропорции между различными комплексами федеральной 
адресной  инвестиционной  программы  в 
части  объектов,  не  включенных  в 
федеральные  целевые  программы,  в 
основном сохранятся неизменными. 

Планируемые  объемы  ресурсного 

обеспечения 

федеральных 

целевых 

программ  и  федеральной  адресной 
инвестиционной  программы  позволят 
обеспечить  решение  приоритетных  задач 
государственного  инвестирования  при 
сохранении 

макроэкономической 

стабильности.

 

 

134 

 

 

7. 

Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний 

инфраструктурного сектора. Параметры инфляции, динамика цен 
производителей 

 

Цены  и  тарифы  на  продукцию  (услуги)  инфраструктурных  компаний                         

на  долгосрочную  перспективу  должны  обеспечивать  условия  для  воспроизводства 
ресурсов  в  данной  сфере  с  учетом  потребностей  экономики  и  стимулировать 
ресурсосбережение у потребителей. При этом, учитывая необходимость ограничения роста 
цен  и  тарифов  на  газ  и  электроэнергию  для    обеспечения  конкурентоспособности 
отечественной  продукции  и  недопущения  значительного  усиления  инфляционного 
давления,  модели  цено-  и  тарифообразования  должны  создавать  мотивацию  для 
оптимизации  затрат  и  повышения  эффективности  деятельности  инфраструктурных 
компаний. 

Для  ограничения  роста  цен  и  тарифов

 

на  услуги  инфраструктурных  компаний, 

включая  монопольные  сферы  их  деятельности,  в  прогнозный  период  необходимо 
реализовать  следующие меры в области ценообразования. 

1.  Ликвидировать  перекрестное  субсидирование  и  довести  тарифы  для  отдельных 

категорий  потребителей  до  экономически  обоснованного  уровня,  отражающего 
себестоимость  производства соответствующих товаров (услуг).  

2. Установить 

тарифные  ограничения  по  учету  инвестиционных  затрат, 

стимулировать привлечение заемных средств инвесторов.  

3.  Обеспечить доступность подключения потребителей к инфраструктуре. 

4. Внедрить  показатели  надежности  и  качества  товаров  и  услуг  организаций, 

осуществляющих  регулируемые  виды  деятельности,  и  довести  их  до  уровня  развитых 
стран.  

5.  Перейти  на  долгосрочное  тарифное  регулирование  инфраструктурных 

организаций, обеспечив при этом объективную оценку капитала. 

Ключевым  параметром  ценовой  (тарифной)  политики  является  динамика 

внутренних  цен  на 

газ.

  Правительством  Российской  Федерации  одобрены  подходы              

к  установлению  оптовых  цен  на  газ,  направленные  на  постепенное  приближение 
внутренних цен к равнодоходным  ценам поставок газа на экспорт.  

Вместе  с  тем  в  2012  году  усилился  разрыв  между  контрактными  ценами  поставок 

газа  Россией  и  ценами  на  большинстве  сегментов  мирового  рынка,  где  наблюдалось 
падение  цен,  обусловленное  ростом  производства  сланцевого  газа  и  переориентацией  
крупнейших  экспортеров  сжиженного  природного  газа  с  американского  на  европейский 
рынок.  В  США  цены  на  газ  для  промышленности  в  конце  2012  года  были  в  2,6-2,8  раза 
ниже контрактных цен ОАО «Газпром». Спотовые цены на газ в Европе в последние два 
года также установились ниже контрактных цен ОАО «Газпром» в среднем в 1,2-1,3 раза, 
что  привело  к  сокращению  экспорта  российского  газа  и  вынудило  поставщиков  газа 
пересмотреть модели ценообразования долгосрочных контрактов.  

135 

 

 

В  2015 году  средняя  оптовая  цена  на  газ  без  учета  НДС  для  российских 

потребителей  (кроме  населения)  при  прогнозируемом  курсе  рубля  может  достигнуть      
135-140  долларов  США,  выйдет  на  равнодоходный  уровень  к  спотовым  ценам                    
на  европейских  рынках  и  практически  сравняется  с  ценой  газа    для  промышленных 
потребителей США. При этом уровень будет составлять   примерно 70% от равнодоходных 
цен поставок газа Россией в европейские страны (около 200 долларов США).  

Рост цен на газ для большинства отечественных потребителей  транслируется через 

рост  цен  на  электроэнергию  (на  энергетику  приходится  55%  внутреннего  потребления 
газа).  Также  крупным  потребителем  энергоносителей  является  коммунальное  хозяйство, 
через тарифы которого рост цен на газ транслируется в инфляцию. 

Уровень  внутренних  цен  на  электроэнергию  с  учетом  состояния  российской 

энергетики  и  необходимости  обновления  фондов  является  основных  ограничением  для  
роста  внутренних  цен  на  газ.  Разница  между  внутренними  ценами  и  ценами  на 
электроэнергию  для  потребителей  (кроме  населения)  в  развитых  странах  на  порядок  
меньше,  чем  на  газ.  Так,  средние  цены  на  электроэнергию  для  данных  потребителей            
в  России  за  2012  год  всего  лишь  на  35%  ниже,  чем  в  Европе,  и  превысили  цены  для 
промышленности  в  США.  С  учетом  проектируемого  на  2013-2015  гг.  роста  цен                   
на  электроэнергию  в  1,4-1,45  раза,  обусловленного  ростом  цен  на  топливо,  ввода  новых 
мощностей и сетевых объектов, в 2015 году отставание внутренних цен на электроэнергию 
от  европейских  сократится  до  минимума  –  15-18%,  и  будут  выше  цен  для 
промышленности  в  США,  что  станет  серьезным  вызовом  для  конкурентоспособности 
российской экономики. 

К  2016  году  газовая  составляющая  в  конечной  цене  на  электроэнергию  будет 

составлять  не  менее  трети  и  будет  расти,  учитывая  увеличение  объемов  мощностей  
газовых ТЭС в прогнозный период.  Исходя из этого, в прогнозный период целесообразно 
перейти  к  модифицированному  «правилу  равнодоходности»,  которое  обеспечивает 
сохранение  конкурентных  преимуществ  на  энергоносители  для  отечественных 
потребителей. В качестве базовой цены на природный газ, от которой рассчитывается цена 
равнодоходности на внутреннем рынке на текущий период, целесообразно рассматривать 
цену  по  экспортным  контрактам  ОАО  «Газпром»  (с  учетом  экспортной  пошлины  и 
транспортных  затрат),  к  которой  будет  применяться  дисконт,  позволяющий  учитывать 
цены на других рынках газа (в том числе США).   

 

 

 

136 

 

 

В  консервативном  сценарии  предлагается  уровень  внутренних  оптовых  цен  на  газ 

для потребителей (кроме населения) установить на 20% ниже равнодоходных цен поставки 
российского  газа  в  Европу.  Рост  цен  будет  регулироваться  с  плавно  понижающимся 
темпом до установленной отметки, которая ориентировочно будет достигнута в 2018 году, 
после  чего  динамика  будет  ориентирована  на  европейскую  с  поправкой  на  курс  доллара 

Врезка  3.

 

Риски  форсированного  перехода  внутренних  цен  на  газ  на  равнодоходные  с  поставками  в 

Европу.

 

Переход  внутреннего  ценообразование  газа  на  принцип  на  равнодоходности  с  поставками  в  Европу 

рассматривается  как  важный  стимулирующий  инструмент  энергосбережения,  выравнивание  условий  межтопливной 
конкуренции и повышение стимулов для газовых компаний работы на внутреннем рынке. В соответствии с принятым 
среднесрочным  прогнозом  для  приближения  к  ценам  равнодоходности  индексация  цены  на  газ  в  2013-2015  годах 
ежегодно должна составлять 15 процентов. Это приведет к росту цен газ и электроэнергию за период  в 1,4-1,5 раза.     
В электо и газоемких отраслях рост издержек за счет этого фактора приведет к снижению рентабельности продаж на 
5-10 п. пункта. 

 

Вид деятельности 

Доля затр т на газ   

энергию в общем объеме 

затрат: 

Снижение 

рентабельности 

продаж за счет 

роста цен на газ 

и энергию в 

2015г. против 

2012г. 

Справочно

 

оценка  

рентабельности 

продаж к 

выручке, 2012 

г. 

2011  

(отчет 

Росстата) 

2015 

(дополнительный 

прирост к 2012 

г., в п..п.).

 

Обрабатывающие пр-ва (D) 

4,8 

0,9 

-3,9 

10,5 

Производство ферросплавов, кроме доменных (27.10.3) 

21,4 

1,8 

-5,1 

5,2 

Пр-во черных металлов (27.1+ 27.2+ 27.3+ 27.5) 

6,9 

1,4 

-3,6 

7 6 

П -во цветных металлов (27.4) 

14,1 

1,7 

- ,7 

19 

Х мическое пр-в  (DG) 

13,5 

2,7 

-7,6 

19,8 

     пр -во удобрений и азотных соединений (24.15) 

23,4 

5,2 

-16,5 

37,4 

Пр-во неметаллических минеральных продуктов (DI) 

11,1 

2,4 

-6,5 

11,7 

     пр-во цемента (26.5) 

23,5 

4,8 

-12,3 

22,9 

Пр-во целлюлозы и древесной массы (21) 

10,1 

1,9 

-5,1 

10,6 

Текстильное и швейное пр-во (DB) 

4,6 

0,6 

-3,5 

7,1 

Пр-во машин и оборудования (DK+DL+DM) 

2,5 

0,3 

-5,1 

7,7 

Пр-во пищевых продуктов (DA) 

2,3 

0,5 

-2,9 

9,8 

 
 
В условиях прогнозируемой на 2013-2015 годы динамики мировых цен на сырьевые товары и внутренних цен, 

ряд отечественных  потребителей энергоносителей могут перейти в разряд низкорентабельных. Рост цен на газ  в 1,5. 
раза    в  2013-2015  гг.  также  определяет    высокий  рост  тарифов  на  теплоэнергию  (36%  за  3  года)  и  другие 
коммунальные услуги, что будет  вносить в инфляцию ежегодно  около 1 процентного пункта.  

Таким  образом,  к  2015  году  может  быть  исчерпан  потенциал  опережающего  роста  внутренних  цен  на 

энергоносители  без  существенной  потери  общей  экономической  динамики.  Дальнейший  рост  цен  на  газ  и 
электроэнергию,  опережающий  мировую  динамику,  может  привести  к  убыточности  ряда  предприятий  и  потере 
внешних и внутренних рынков. 

  

В случае индексации цены на газ в 2016 году в размере позволяющем перейти на правило равной доходности 

с  условиями  поставок  в  Европу  внутренняя  цена  на  газ  увеличится  сразу  в  1,5  раза.  В  этих  условиях  только  для 
покрытия  затрат  на  топливо  цены  на  электроэнергию  вырастут  за  год  не  менее  чем  на  23-25%  и  превысят  цены  в 
Европе    примерно  на  10  процентов.    Это  может  существенно  затормозить  рост  экономики,  привести  к  ускорению 
инфляции и замедлению потребительского и инвестиционного спроса. 

В  ряде  энергоемких  отраслей  (производство  стройматериалов,  удобрений,  металлов  и  др.)  существенно 

снизится рентабельность производства и могут возникнуть убытки, что приведет к уходу с рынка части предприятий. 

Тарифы  на  теплоэнергию,  на  услуги    ЖКХ,  электрифицированного  транспорта  вырастут  вдвое  против  

прогнозируемых. Также заметно вырастут цены на энергоемкие социально значимые товары, неэластичные по спросу, 
рост  цен  на  которые  зависит  от  роста  затрат  (хлеб,  сахар,  яйца,  мясо  птицы).  Можно  ожидать  дополнительного 
всплеска  инфляции  в  2016  году  на  4-5  п.п.  и  на  2,5-3  п.п.  за  2017  год.  В  целом  за  2016-2030  год  динамика 
потребительских цен будет повышена на 10 п.пунктов. Это будет ограничивать возможности роста потребления. 

137 

 

 

США.  Цены  на  газ  (в  постоянных  долларах  2010  года)  в  2020  году  выйдут  на  уровень      
135-137  долларов  США,  в  2030  году  –   160-165  долларов  США.

 

За  период  2016-2030  гг. 

среднегодовой  рост  цен  на  газ  составит  5,8%  и  будет  превышать    инфляцию  на  1,9  п.п.        
в год.  

Динамика цен на газ и электроэнергию до 2030 года по вариантам 

(прирост цен в % к предыдущему году) 

                          

                                       Вариант 2                                                        Вариант 1  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цены  на  электроэнергию  в  данном  варианте  будут  ограничиваться    с  минимально 

приемлемым  для  российских  потребителей  отставанием  от  европейских  цен  –  примерно    
на  13-16%,  а  динамика  цен  будет  ориентирована  на  европейскую  уже  с  конца  2016-2017 
годов. Рост цен будет существенно ниже, чем в предшествующие годы, что потребует от 
энергетиков для обеспечения финансирования новых объектов жесткой экономии топлива, 
повышения  эффективности  отрасли  и  сокращения  издержек,  а  также  закрытия 
неэффективных  избыточных  мощностей  и  пересмотра  инвестиционных  программ              
на период прогноза с учетом потребностей экономики.  

 Для потребителей (кроме населения) в целом за период 2016-2030 гг. среднегодовой 

рост  цен  составит  4%  и  будет  незначительно  превышать  инфляцию  –  на  0,2  п.  п.  в  год. 
Вместе с тем в первый  период – 2016-2020 гг. прирост цен  будет оставаться высоким  – 
6,8%  в  среднем  за  год  и  выше  инфляции  на  1,8  п.п.,  что  станет  серьезным  вызовом  для 
энергоемких  потребителей,  прежде  всего,  ориентированных  на  экспорт  в  условиях 
консервативной  динамики  мировых  и  внутренних  цен.  Рост  цен  замедлится,  начиная           
с  2021  года,    до  2,6%  в  среднем  за  период  до  2030  года  и  будет  ниже  инфляции                      
на 0,6-0,7 п. пункта. 

 

 

 

 

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Цены на электроэнергию на розничном
рынке
Вклад роста цен на газ в рост цен на
электроэнергию
Рост цен на газ для промпотребителей на
долгосрочный период
Прогноз на среднесрочный период

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

138 

 

 

Рост цен на товары (услуги) инфраструктурных компаний  

для потребителей, кроме населения

,  в 2016-2030 гг. по вариантам прогноза

 

 
 

Вариант 

2011-

2015 

2016-

2020 

2021-

2025 

2026-

2030 

2016-

2030 

Рост 

оптовых цен на газ

,                      

в % за период 

 

151 

136 

113 

232 

187 

130 

129 

110 

184 

 

110 

121 

123 

164 

оптовая цена на газ

 (долл. США   за 

тыс. куб. м) на конец периода 

2,3 

137 

166 

198 

241 

 

146 

173 

210 

 

в долл. США  2010 года 

124 

136 

147 

162 

 

2,3 

119 

129 

142 

 

Рост цен на 

электроэнергию

,  

в % за период 

160-

165 

139 

126 

103 

180 

133 

119 

100 

158 

112 

112 

112 

141 

цена

 на 

электроэнергию

 (центов 

США за кВт-ч), на конец периода 



9,4 

11,4 
10,7 
11,1 

12,6 
12,0 
12,2 

13,9 
13,6 
13,5 

 

в ценах 2010 года 



9,1 

10,1 

9,4 
9,7 

10,1 

9,6 
9,7 

10,1 

9,8 
9,7 

 

Регулируемые тарифы на услуги 
инфраструктуры  

грузового 

железнодорожного транспорта

, % 



136 

131 
129 
130 

130 
123 
127 

123 
111 
120 

209 
176 
199 

В 

инновационном 

и

  форсированном

 

сценариях

  предполагается,  что  внутренние  

цены  на  газ  будут  ниже,  чем  в  консервативном  сценарии  –  примерно  на  30%  ниже  цен 
равнодоходности  поставок  в  Европу.  В  этих  сценариях  цены  на  газ  уже  в  2016  году 
установятся  на  этом  уровне,  а  с  2017  года  их  динамика  будет  переориентирована  на 
европейскую  с  поправкой  на  курс  доллара  США.  Внутренняя  оптовая  цена  на  газ                 
(в постоянных долларах США 2010 года) в 2020 году будет соответствовать 119 долларам 
США, в 2030 году  –  142 долларам США.  Эти  условия  обеспечат среднегодовой  рост цен    
на  газ  для  потребителей  (кроме  населения)  за  период  2016-2030  гг.  в  инновационном 
сценарии  на  4,2%  в  год,  который  будет  незначительно  превышать  среднегодовую 
инфляцию незначительно  – в среднем на 0,4 п.п., а в   форсированном сценарии на 3,3%      
в год (ниже за счет динамики курса), что на 0,3 п.п. ниже среднего уровня инфляции. 

Реализация сценариев с более умеренными ценами на газ обеспечивает возможность 

установления  более  низкого  уровня  цен  в  электроэнергетике  для  потребителей  (кроме 
населения) – примерно на 16-19% ниже европейских, что обеспечит российской экономике 
большие  конкурентные  ценовые  преимущества  по  сравнению  с  консервативным

 

сценарием.  При  этом  среднегодовой  рост  цен  в  целом  за  период  2016-2030  гг.                       
в  инновационном  сценарии  составит  3,1%,  что  будет  ниже  среднегодовой  инфляции           

139 

 

 

на 0,6 п.п., а  в форсированном сценарии цены будут расти на 2,3% в год –  ниже инфляции 
на 1,3 п. пункта.  

Динамика цен на газ (оптовые цены) и электроэнергию для потребителей,  

кроме населения по вариантам (к 2015 г.=1, раз) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

Тарифы  для  населения  в  долгосрочной  перспективе  будут  расти  с  некоторым 

опережением  относительно  других  категорий  потребителей  с  целью  сокращения 
перекрестного  субсидирования,  при  этом  не  оказывая  существенного  влияния                     
на  инфляцию.  Оптовые  цены  на  газ  и  тарифы  на  электроэнергию  для  населения 
сравняются  с  ценами  для  прочих  потребителей  в  инновационном  и  форсированном

 

сценариях

 

в 2018-2019 гг., в  консервативном сценарии – в 2020 году

.

 

На розничном рынке цены на газ и тарифы на электроэнергию для населения выйдут 

на  европейские  соотношения  с  прочими  потребителями  примерно  к  2021  году                       
в инновационном и форсированном

 

сценариях, к 2023 году  – в  консервативном

 

сценарии. 

При  этом  в  инновационном  и  форсированном  сценариях  при  более  умеренной  ценовой 
динамике  рост  цен  для  населения  и  прочих  потребителей  будет  ниже,  чем                             
в  консервативном.  Во  всех  вариантах  тарифы  для  населения  будут  дифференцированы        
в рамках социальной нормы потребления и сверх такой нормы, начиная с 2014 года. 

Прогноз роста тарифов на товары (услуги) инфраструктурных компаний  

для населения и тарифов на услуги организаций ЖКХ 

в 2016-2030 гг. (по вариантам)  

 

Вариант 

2011-

2015

 

2016-

2020

 

2021-

2025

 

2026-

2030

 

2016-

2030

 

Рост цен

 

на газ для населения            

(до указанного в скобках года – 
оптовых цен, далее – включая 
надбавки ГРО и ПССУ),

 %

 

(2020)

 

(2019)

 

(2018)

 

197 

201 
201 
176 

166 
136 
124 

113 
110 
123 

377 
301 
268 

рост тарифов на электроэнергию 
для населения на розничном 
рынке

 

с учетом сверхнормативного 

потребления (включая льготные 
категории), %

 



155-

165

1)

 

179 
179 
179 

164 
154 
154 

136 
128 
114 

401 
352 
313 

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

ИПЦ

 (вар.2)

ИПЦ 

(вар.1)

Газ (вар.1)

Газ (вар.2)

Электроэнергия 

(вар.2)

Электроэнергия 

(вар.1)

140 

 

 

 

Вариант 

2011-

2015

 

2016-

2020

 

2021-

2025

 

2026-

2030

 

2016-

2030

 

Соотношение  цен (тарифов) на 
электроэнергию для населения  

(без учета оплаты населением за

 

сверхнормативное потребление) 

        

и цен  для прочих категорий 
потребителей,

 на конец периода   

( раз) 



0,77 

0,99 

1,1 
1,2 

1,3 
1,4 
1,7 

1,7 
1,7 
1,7 

 

Тепловая энергия 

рост тарифов, % 



163-

164 

140 
134 
131 

130 
127 
126 

115 
115 
117 

209 
195 
193 

Справочно: 
Рост тарифов на 

услуги ЖКХ

, % 



 

149 
147 
143 

137 
132 
131 

119 
119 
120 

243 
231 
223 

160-

161 

 

Инфляция (ИПЦ), % 

134-

134,5 

127 
127 
124 

121 
120 
119 

114 
114 
116 

176 
174 
171 


1) 

 

Без учета оплаты за сверхнормативное потребление. 

Повышение  тарифов  на  тепловую  энергию  также  будет  ограничиваться,  учитывая 

его  существенное  влияние  на  рост  тарифов  на  услуги  организаций  ЖКХ  для  населения 
(свыше  50%  в  корзине  коммунальных  услуг),  за  счет  чего  инфляция  в  России  остается 
выше, чем в других странах.  

Рост  регулируемых  тарифов 

на  тепловую  энергию

  на  долгосрочный  период 

определялся  с  учетом:  поэтапного  перехода  теплоснабжающих  организаций  на 
регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование); 
стимулирования  производства  тепловой  энергии  мощностями,  работающими  в  режиме 
комбинированной  выработки  и  сокращения  производства  тепла  низкоэффективными 
самостоятельными 

котельными; 

перераспределения 

расходов 

топлива 

между 

производством  электрической  и  тепловой  энергии,  а  также  снижения  объема 
перекрестного  субсидирования  между  тепловой  и  электрической  энергией.  Также 
предполагается,  что  в  прогнозный  период  в  организациях  теплоснабжения  существенно 
вырастет производительность труда и сократятся потери тепла при передаче теплосетями 
по мере их обновления, произойдет оптимизация издержек.  

Вместе  с  тем  рост  тарифов  на  теплоэнергию  во  всех  сценариях  будет  превышать 

инфляцию  за  счет  роста  цен  на  энергоносители  и  повышения  оплаты  труда  (из-за  ее 
значительного  отставания  от  других  сфер  деятельности  экономики),  потребности                 
в  инвестициях,  а  также  вследствие  сокращения  объемов  полезного  отпуска  по  мере 
расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.  

Учитывая  это,  для  ограничения  роста  тарифов  следует  оптимизировать  механизмы 

установления регулируемых тарифов путем перехода на долгосрочное тарифообразование 

141 

 

 

методами  долгосрочной  индексации  и  доходности  инвестированного  капитала                      
с  использованием  относительной  меры  эффективности  (бенчмаркинга)  подконтрольных 
операционных расходов регулируемой организации, обеспечить контроль за проведением 
процедур 

закупки 

топливно-энергетических 

ресурсов 

и 

ценообразованием                           

на поставляемые локальными монополиями нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) и 
других материальных ресурсов со стороны органов антимонопольного регулирования. 

Аналогичная  практика  должна  быть  распространена  на  сферу  водоснабжения  и 

водоотведения. 

Врезка  4. Риски опережающего роста коммунальных тарифов 

В целях стимулирования регионов к реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию 

теплового  хозяйства  и  водоснабжения,  сформирована  новая  нормативно-правовая  база.  Она  включает  в  себя  
Федеральный закон РФ от 27 июля 2010  г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  и от 7 декабря 2011 года  № 416-ФЗ  «О 
водоснабжении и водоотведении», разрешающие устанавливать органам исполнительной власти субъекта Российской 
Федерации  в  области  государственного  регулирования  цен  (тарифов)  тарифы  выше  установленного  ФСТ  России 
предельного максимального уровня для  возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке 
инвестиционных программ.  

 Вместе  с  тем  в  условиях  слабой  конкуренции  в  этих  секторах,  общей  отсталости  коммунальной 

инфраструктуры  и  высокого  износа  объектов  теплоснабжения    и  убыточности  производства  тепла    (котельными), 
отставания в разработке муниципальных схем теплоснабжения, практики установления тарифов на затратной основе  
существует  риск  роста  тарифов,  значительно  превышающего  прогноз  в  среднесрочной  перспективе  до  2020  года 
исходя из необходимого объема инвестиций для модернизации теплоэнергетики.  

Потребность  в  инвестициях  для  сокращения  износа  существующих  объектов  до  нормативного  оценивается 

1,5  трлн.  рублей  в  ценах  2013  года.  По  оценкам,  компенсировать  ее  возможно  при  проектируемых  ограничениях  
роста тарифов только при  переходе от модели «затраты +»  на долгосрочное регулирование.  

Динамика  стоимости  оплаты  услуг

 

грузового  железнодорожного  транспорта 

 

влияет на развитие экономики, хотя ее влияние на инфляцию менее значимо, чем динамика 
цен на энергоносители.  

Сдерживающее  влияние  на  рост  оплаты  стоимости  перевозки  грузов  окажет 

государственное  регулирование  инфраструктурной  составляющей  тарифа.  При  этом 
основной задачей государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные 
перевозки  является  соблюдение  баланса  между  обеспечением  конкурентоспособности 
российской экономики и развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта.  

В  долгосрочной  перспективе  рост  регулируемых  тарифов  по  рассматриваемым 

вариантам  будет  приближен  к  инфляции  в  связи  с  высокой  долей  транспортной 
составляющей в конечных ценах с целью недопущения снижения конкурентоспособности 
отечественных товаров.  

Для обеспечения безубыточной деятельности OAO «РЖД» необходимо продолжить 

работу  по  оптимизации  операционных  и  инвестиционных  затрат,  в  том  числе  путем  
применения  типовых  расценок  на  объекты  капитального  строительства,  методов 
технологического  аудита  при  анализе  инвестиционных  проектов,  а  для  финансирования 
инвестиционных  проектов  –  привлекать  заемные  средства,  ликвидировать  перекрестное 
субсидирование  убыточных  видов  деятельность  (например  пассажирских  перевозок)           
за счет грузовых тарифов. 

142 

 

 

 Убытки  от  регулируемых  государством  пассажирских  перевозок  в  дальнем 

следовании будут сокращаться за счет опережающей индексации пассажирских перевозок, 
при этом в среднесрочной перспективе потребуется сохранение практики субсидирования 
потерь  в  доходах  от  государственного  регулирования  пассажирских  перевозок  в  дальнем 
следовании.  В  части  формирования  тарифов  в  пригородном  сообщении  существенное 
влияние  окажет  реализация  концепции  развития  пригородных  пассажирских  перевозок,       
в том числе в части решения вопросов о сохранении в долгосрочной перспективе практики 
финансирования  услуг инфраструктуры при  этих перевозках  за  счет бюджетных  средств,    
а  также  покрытия  в  полном  объеме  выпадающих  доходов  пригородных  пассажирских 
компаний за счет средств региональных бюджетов.  

Инфляция 

Инфляция на потребительском рынке в России будет оставаться более высокой, чем 

в развитых странах примерно до 2022-2023 годов.  

Этот  эффект  будет  связан  с  несколькими  основными  факторами:  ожидаемым  

ослаблением  обменного  курса  рубля;  ожидаемым  ростом  мировых  цен  на  зерно  и 
продовольствие опережающим  ростом  тарифов  –  на  услуги инфраструктурных  компаний 
для  населения  в  связи  с  ликвидацией  перекрестного  субсидирования,  а  также 
опережающим  ростом  тарифов  на  услуги  в  сфере    ЖКХ

18

  по  мере    высокого    износа 

коммуникаций  и  необходимости  покрытия  инвестиционных  затрат,    доведения  их              
до самоокупаемости. Кроме того, на  рост цен будет оказывать влияние общее повышение 
заработной платы и доходов населения,  поддерживающее рост платежеспособного спроса  
населения.  

В  последующий  период  темпы  инфляции  приблизятся  к  уровню  развитых  стран      

на  фоне  укрепления  курса  рубля,  постепенного  ослабления  роста  мировых  цен                    
на  продовольствие.    При  этом  постепенно  будет  снижаться  влияние  динамики  мировых 
цен на продовольственное сырье на российскую потребительскую инфляцию по мере роста 
доли  добавленной  стоимости  в  ценах  на  продовольственные  товары,  увеличения  доли 
непродовольственных товаров и  услуг в потребительской корзине, развития рынка услуг, 
реформирования  и  повышения  эффективности  ЖКХ  по  мере  обновления  основных 
фондов.  

 
 
 
 
 
 
 

                                                 

18

 

Доля  расходов  населения  на  услуги  организаций  ЖКХ  в  последние  годы  увеличивается  вследствие 

опережающего роста тарифов, в том числе – регулируемых на местах, а также – роста оплаты услуг.  
При этом фактический уровень возмещения населением  более чем на 15% ниже затрат на  услуги. В 2011 году она  
составляла  около 9,5 % , к 2020 году может превысить 10-11%, практически приблизившись к европейским странам. 

143 

 

 

Инфляция и рост тарифов на услуги ЖКХ 

 ( 2015 год = 1) 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
Инфляция  по

 

инновационному  сценарию

  в  период  с  2016  по  2022  год  будет 

оставаться на уровне 4,7% в среднем за год к предыдущему году за период (для сравнения: 
в  2012-2015  гг.  –  5,5  %  в  среднем  за  год  со  снижением  к  концу  периода  до  4,9%) 
вследствие ослабления курса рубля и за счет высокого роста тарифов на услуги ЖКХ.  

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги прогнозируется в размере 7,6-7,8%, 

на  прочие  услуги  –  4,6-4,8%.  (в  2012-2015  гг.  –  5,9%).  Рост  цен  и  тарифов  на  услуги  
снизится до 5,5-5,8%  (в 2012-2015 гг. – 7%), рост цен на товары замедлится незначительно 
– 4,2-4,4% в  среднем за год (в 2012-2015 гг. – 5%). 

В период 2023-2030 гг. инфляция снизится до 2,9% в год в среднем за период на что, 

прежде  всего,  повлияет  прогнозируемое  укрепление  обменного  курса  рубля.  Рост  цен        
на  товары  замедлится  до  2,3-2,5%  в  среднем  за  год,  что  соответствует  параметрам  роста 
цен в развитых странах. 

Темпы  роста  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  уменьшатся  почти  вдвое 

по  сравнению  с  предыдущим  периодом  –  до    4-4,2%  за  счет    расширения  конкурентной 
среды  во  всех  сферах,  сокращения  издержек  по  мере  обновления  основных  фондов  и 
внедрения  новых  ресурсосберегающих  технологий.  Рост  платежеспособного  спроса 
населения в большей степени начнет ориентироваться на рыночные услуги, что определит 
опережающий рост цен на  них (4-4,2%) относительно инфляции. 

Прогноз инфляции  

(прирост цен в %, в среднем за год) 

 

вариант 

2012-2015 гг. 

2016-2030 гг. 

2016-2030 гг. 

2016-2020 

2021-2025 

2026-2030 

Инфляция (ИПЦ)

  



5,5 

5,0 
5,0 
4,3 

3,9 
3,7 
3,5 

2,7 
2,6 
3,0 

3,8 
3,7 
3,6 

Товары

 



5,0 

4,6 
4,6 
3,5 

3,5 
3,3 
2,6 

2,3 
2,0 
1,8 

3,5 
3,3 
2,6 

 2 вариант                                                                                                

0

20

40

60

80

100

120

140

160

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

п

р

и

р

о

ст

%

Инфляция 2 вариант
Тарифы на услуги ЖКХ
Номинальный обменный курс доллара

 1 вариант                                                                                                

0

20

40

60

80

100

120

140

160

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Инфляция 
Тарифы на услуги ЖКХ
Номинальный обменный курс доллара

144 

 

 

 

вариант 

2012-2015 гг. 

2016-2030 гг. 

2016-2030 гг. 

2016-2020 

2021-2025 

2026-2030 

продовольственные    



5,0 

5,4 
5,4 
4,2 

3,7 
3,4 
3,0 

2,1 

2,5 

3,8 
3,6 
3,2 

непродовольственные  



4,9 

3,9 
3,9 
2,8 

3,4 
3,1 
2,2 

2,2 
2,0 
1,5 

3,1 
3,0 
2,3 

Услуги

 



7,0 

5,8 
5,8 
6,4 

4,7 
4,7 
5,4 

3,5 
3,9 
4,9 

4,7 
4,8 
5,6 

в том числе  

услуги организаций 
ЖКХ 



9,3 

8,3 
8,1 
7,4 

6,5 
5,7 
5,5 

3,6 
3,5 
3,6 

6,1 
5,7 
5,5 

   прочие услуги 



5,9 

 

4,7 
4,8 

3,9 
4,3 
5,4 

3,5 

5,1 

4,4 
5,5 

Справочно: 

 

 

 

 

 

 

Обменный курс 



3,5 

4,0 
4,1 
0,6 

2,4 
1,6 
0,3 

-1,2 
-1,7 

0,2 

1,7 
1,3 
0,4 

Реальные располагаемые 
доходы населения 



4,6 

4,2 
4,7 
6,6 

3,6 
4,5 
5,9 

2,9 
4,1 
4,3 

3,6 
4,4 
5,6 

Инфляция  в

 

форсированном    сценарии

  в  период  с  2016  по  2022  год  будет  

несколько  ниже,  чем  в  инновационном 

  на  уровне  4,1%  в  среднем  за  год,  что  будет 

определяться  крайне  умеренным  ослаблением  курса  рубля.  Вследствие  этого  динамика  
роста  тарифов  на  услуги  ЖКХ  будет  более  умеренной  –  6,9-7,1%  в  год  за  счет  более 
низкого  роста  цен  на  энергоносители,  ориентированных  на  цены  мировых  рынков  в 
рублевом эквиваленте.  

В  период  2023-2030  гг.  инфляция  будет  выше,  чем  в  инновационном  сценарии  – 

3,2%  в  год  в  условиях  сохранения  умеренного  ослабления  курса  рубля.  Рост  тарифов          
на  жилищно-коммунальные  услуги  (4,1-4,3%)  будет  чуть  выше  из-за  более  высокой 
динамики цен на энергоносители, при этом уровень цен на них будет ниже. Вместе с тем 
инфляционные  риски в форсированном сценарии  могут быть более  высокими,  поскольку 
сценарий  предполагает  существенно  больший  рост  денежной  массы  и  потребительского 
спроса, чем инновационный сценарий. 

В  условиях 

консервативного  сценария

  в  период  с  2016  по  2022  год  инфляция 

будет  чуть  выше,  чем  в  инновационном  сценарии  и  составит  в  среднем  4,8%.  В  этот 

145 

 

 

период  ожидается  более  значительное  ослабление  обменного  курса,  которое  будет 
компенсироваться более умеренным ростом доходов населения.  

За  период  2023-2030  гг.  ежегодный  рост  цен  в  среднем  составит  3%  против  2,9%  в 

инновационном и 3,2% в форсированном сценарии. В данном варианте рост тарифов ЖКХ 
будет  выше,  чем  в  инновационном  варианте  за  счет  более  высокой  динамики  цен  на 
энергоносители  при  практически  стабильном  курсе  рубля,  а  на  рыночные  услуги  –  ниже     
в  связи  с  более  умеренным  ростом  платежеспособного  спроса  населения.  Рост  цен             
на товары будет практически одинаковым.  

Динамика цен 

производителей в промышленности

 во всех вариантах в прогнозный 

период в основном  будет определяться конъюнктурой и динамикой мировых цен с учетом 
обменного курса рубля.  

В  инвестиционном  секторе,  включая  используемые  им  материальные  ресурсы,  

основное влияние на динамику цен будет оказывать спрос покупателей, особенно в видах 
деятельности,  производящих  неторгуемые  товары  (работы)  при  низкой  конкуренции 
импорта.  

В  капитальном  строительстве  рост  цен  будет  замедляться  на  фоне  снижения 

инфляции.  На  снижении  стоимости  также  будет  сказываться  укрепление  рубля  и 
увеличение доли машин и оборудования в объемах инвестиций.  

В консервативном сценарии дефлятор в промышленности будет выше инфляции из-за  

более высокого роста цен в энергетическом секторе, а также из-за более слабого рубля, чем 
в инновационном и форсированном вариантах. При этом дефлятор капитальных вложений 
будет несколько отставать от инфляции  (примерно на 0,2 п.п. в среднем за год) на  фоне 
более низкого инвестиционного  спроса. 

В  инновационном  сценарии  дефлятор  инвестиций  в  целом  за  период  соответствует 

динамике потребительских цен, а в форсированном на 0,5 п.п. в год превышает инфляцию. 
Дефлятор промышленного производства в этих сценариях будет ниже инфляции на  фоне 
более крепкого рубля и умеренной динамики цен в энергетическом комплексе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..