ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 10

 

 

146 

 

 

8. 

Охрана окружающей среды. Развитие ресурсного потенциала 

экономики  

Охрана окружающей среды 

 

В  настоящее  время  в  40  субъектах  Российской  Федерации  более  54%  городского 

населения  находится  под  воздействием  высокого  и  очень  высокого  загрязнения 
атмосферного  воздуха.  Объем  сточных  вод,  сбрасываемых  в  поверхностные  водные 
объекты  без  очистки  или  недостаточно  очищенных,  остается  высоким.  Практически          
во  всех  регионах  сохраняется  тенденция  к  ухудшению  состояния  почв  и  земель. 
Интенсивно  развиваются  процессы,  ведущие  к  потере  плодородия  сельскохозяйственных 
угодий  и  к  выводу  их  из  хозяйственного  оборота.  Опустыниванием  в  той  или  иной  мере 
охвачены  27 субъектов  Российской  Федерации  на  площади  более  100  млн.  гектаров. 
Количество  отходов,  которые  не  вовлекаются  во  вторичный  хозяйственный  оборот,             
а  направляются  на  размещение,  возрастает.  При  этом  условия  хранения  и  захоронения 
отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности. 

Уровень  выбросов  парниковых  газов  в  настоящее  время  составляет  около  70%         

от  уровня  1990  года.  Вместе  с  тем  по  уровню  углеродоемкости  экономики  Российская 
Федерация  занимает  одно  из  первых  мест  в  мире,  что  ведет  к  фактической  консервации  
технологической отсталости производства, снижению конкурентоспособности российских 
товаров на мировых рынках и в дальнейшем может привести к трудностям в выполнении 
международных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов.  

Государственная  политика  в  области  экологического  развития  Российской 

Федерации  на  период  до  2030  года  ориентирована  на  решение  социально-экономических 
задач, обеспечивающих низкоуглеродное устойчивое развитие, сохранение благоприятной 
окружающей  среды,  биологического  разнообразия  и  природных  ресурсов,  реализацию 
права  каждого  человека  на  благоприятную  окружающую  среду,  включая  следующие 
основные направления: 

-  формирование  эффективной  системы  управления  в  области  охраны  окружающей 

среды и обеспечения экологической безопасности; 

-  обеспечение  экологически  ориентированного  роста  экономики  и  внедрения 

экологически эффективных инновационных технологий; 

-  предотвращение  и  снижение  текущего  негативного  воздействия  на  окружающую 

среду; 

-  снижение  углеродоемкости  экономики  и  реализация  мер  по  адаптации                      

к изменению климата; 

- восстановление нарушенных естественных экологических систем; 

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и снижение объемов 

их образования; 

- рост количества людей, имеющих доступ к чистой воде; 

147 

 

 

-  формирование  экологической  культуры,  развитие  экологического  образования  и 

воспитания; 

-  обеспечение  эффективного  участия  граждан,  общественных  объединений, 

некоммерческих  организаций  и  бизнес-сообщества  в  решении  вопросов,  связанных              
с охраной.  

Постепенный  переход  на  рельсы  «зеленого  роста»  будет  достигнут  за  счет 

реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост 
энергоэффективности  и  развития  возобновляемых  источников  энергии,  внедрения  мер 
экономического  стимулирования  сокращения  выбросов,  сбросов,  образования  и 
утилизации отходов. 

В результате планируется обеспечить достижение следующих показателей: 

Показатели экологического развития Российской Федерации

 

Наименование показателей 

2013  г. 

2020 г. 

2030  г. 

Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных 
источников на единицу ВВП, т/млн. рублей ВВП 

0,38 

0,3 

0,22 

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем 
загрязнения атмосферного воздуха, ед. 

126 

50 

34 

Объем образованных отходов всех классов опасности на 
единицу ВВП, т/млн. рублей ВВП 

90 

73,4 

33,8 

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану 
окружающей среды и рациональное использование природных 
ресурсов, в % к уровню 2007 г. 

108 

150 

203 

Объем выбросов парниковых газов,  в % к уровню 1990 г.  

70 

75 

70 

 

Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного 

воздействия  на  окружающую  среду,  существенно  зависят  от  объема  инвестиций                   
в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, 
формирования  технологической  базы  и  финансовых  инструментов  ликвидации  прошлого 
экологического  ущерба,  развитие  индустрии  утилизации  и  вторичного  использования 
отходов производства и потребления.  

В  период  до  2020  года  будет  реализован  комплекс  институциональных, 

законодательных,  финансово-экономических  мер,  направленных  на  постепенный  переход 
от финансирования ископаемых видов топлива к финансированию «зеленых» технологий.    
При  росте  объемов  бюджетного  финансирования  защиты  охраны  окружающей  среды  до 
0,5  %  ВВП  до  2020  года  процесс  перехода  к  экологически  эффективному  развитию 
существенно  ускорится  как  за  счет  разработки  и  коммерциализации  новых  технологий         
в  сфере  ресурсосбережения,  повышения  экологической  эффективности  и  обеспечения 
экологической  безопасности,  реализации  практических  мероприятий,  направленных          
на  ликвидацию  прошлого  экологического  ущерба  и  снижение  негативного  воздействия 

148 

 

 

отходов  производства  и  потребления,  так  и  финансового  обеспечения  реализации  новых 
мер  государственного  регулирования,  в  том  числе  модернизации  экологического 
мониторинга и государственного экологического надзора. Увеличение расходов на охрану 
окружающей среды до 1,5 % ВВП в период 2020 – 2030 гг. позволит к 2030 году снизить 
удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза. 

Развитие минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ 

В  прогнозный  период  на  базе  общего  экономического  роста  прогнозируется 

увеличение  объемов  работ  по  геологическому  изучению  недр  Российской  Федерации, 
выполняемых для государственных нужд за счет средств федерального бюджета. 

В  Российской  Федерации  в  последнее  десятилетие  происходит  сокращение 

разведанных  запасов  полезных  ископаемых.  Так,  по  сравнению  с  1991  годом  они 
сократились: по меди и никелю – на 5,1-7,5%, по молибдену и вольфраму – на 3,3-4%, по 
сурьме – на 16,3%, по платиноидам – на 7,5%, по алмазам – на 7,8 процента.  

В  2010  году  при  добыче  нефти  и  конденсата  в  объеме  505  млн.  тонн,  а  газа  

 651 млрд.  куб.  м  прирост  запасов  за  счет  геологоразведочных  работ  и  переоценки 
составил  соответственно  750  млн.  тонн  и  около  810  млрд.  куб.  метров.  К    2013-2015  гг. 
прирост запасов нефти составит 1854 млн. т и 4100  млрд. куб. м природного газа. 

В 2012 году  прирост запасов и прогнозных ресурсов по основным видам полезных 

ископаемых по работам, выполняемым за счет средств федерального бюджета, ожидается 
в следующих объемах: 

- углеводородное сырье – 6,0 млрд. тонн условного топлива; 

- уголь Р1+Р2 – 700 млн. тонн; 

- уран Р1+Р2 – 101 тыс. тонн; 

- золото Р1+Р2 – 450 тонн; 

- железо Р1+Р2 – 350 млн. тонн. 
В  области

 

воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  прирост  запасов 

прогнозируется с учетом показателей Энергетической стратегии России на период до 2030 
года  и  Долгосрочной    программы  развития  угольной  промышленности  России  на  период 
до 2030 года. 

Прирост запасов топливно-энергетических полезных ископаемых

 

 

к 2013-2015 гг. 

к 2020-2022 гг. 

к 2030 г. 

Нефть, млн. т 

1854 

5597 

5122 

Природный газ,  
млрд. куб. м 

 

4100 

 

 

5400 

 

6500 

Уголь, млн. т в год 

360 

430 

530 

Уран, тыс. т  

 

 

 

категории С

1

 

категории С

2

 

 

 

150 
300 

149 

 

 

В области

 

рационального использования топливно-энергетических ресурсов

 

до 2030 

года предусмотрено:

 

увеличение  коэффициента  извлечения  нефти  на  разрабатываемых  и  вводимых  в 

разработку месторождениях – 30-32% до 2015 г., 35-37% до 2022 года; 

увеличение глубины переработки нефти – 74-75% до 2015 г., 82-83% до 2022 года;  
снятие  основных  инфраструктурных,  технологических  и  административных 

барьеров,  препятствующих  рациональному  использованию  попутного  нефтяного  газа  и 
минимизации  объемов  его  сжигания  на  факелах,  обеспечение  достижения  к  концу 
прогнозного периода не менее чем 95%-ного уровня использования попутного нефтяного 
газа; 

увеличение  доли  балансовых  запасов  углей,  экономически  эффективных  для 

извлечения  в  соответствии  с  мировыми  стандартами  –  55-58%  до  2015  г.,  60-65%  до 
2022 года; 

охват  обогащением  добываемого  каменного  энергетического  угля  –  55-60%               

до 2015 г., 65-70% до 2022 года. 

Развитие  минерально-сырьевой  базы  металлургического  комплекса    Российской 

Федерации предполагает наращивание производства руд. 

Производство руд, млн. т 

 

2011 г. 

2015 г. 

2030 г. 

Концентрат железорудный 

103,5 

108,0 

135,0 

Полиметаллические комплексные 
руды 

57,5 

63,0 

78,0 

Руды цветных металлов, всего 

68,3 

80,0 

190,0 

      

из них: 

 

 

 

  руда медная  

17,2 

25,0 

108,0 

  руда никелевая 

29,4 

28,6 

47,0 

Геолого-  и  социально-экономический  анализ  фактического  состояния  и  проблем 

освоения  минерально-сырьевой  базы  России  позволил  обосновать  основные  направления 
развития  минерально-сырьевого  комплекса  в  целом  и  укрепления  минерально-сырьевой 
базы регионов на ближайшую и долгосрочную перспективы. По результатам этого анализа 
выделены  потенциальные  центры  экономического  роста,  обладающие  фундаментальной 
минерально-сырьевой  основой  для  развития  инфраструктурной  и  социально-
экономической составляющей территорий. 

Увеличение  к  2020  году  прироста  запасов  свинца  и  цинка  обусловлено 

интенсивными  разведочными  работами  на  Павловском  месторождении  (архипелаг  Новая 
Земля, Архангельская область). 

Увеличение  к  2020  году  добычи  твердых  полезных  ископаемых  будет  варьировать     

в  диапазоне  1,27-1,6  раза.  Более  значительный  рост  предусмотрен  для  полезных 
ископаемых,  отечественное  потребление  которых  в  значительной  мере  обеспечивается       

150 

 

 

за  счет  импорта  при  дефицитности  отечественной  минерально-сырьевой  базы  либо  при 
неудовлетворительном уровне освоения уже имеющихся запасов. 

В  структуре  добычи  углеводородного  сырья  будет  возрастать  доля  Восточной 

Сибири,  Саха  (Якутия),  континентального  шельфа.  Так,  с  2009 года  началась  добыча 
углеводородного сырья  в Восточной  Сибири  и  Республике  Саха  (Якутия). Добыча  нефти    
в этом регионе к 2020 году должна достигнуть 56 млн. тонн. Регионы Восточной Сибири и 
Республика  Саха  (Якутия)  обладают  значительными  разведанными  запасами  нефти  и 
природного  газа,  а  также  огромными  прогнозными  и  перспективными  ресурсами.              
По  современным  оценкам,  чехол  Сибирской  платформы  содержит  около  100  млрд.  тонн 
углеводородов,  из  которых  может  быть  извлечено  более  40  трлн.  куб.  м  газа  и  более  12 
млрд.  т  нефти.  Основные  перспективы  связаны  с  венд-рифейским  комплексом 
(геологический  возраст  0,6-1,0 млрд.  лет).  Из-за  сложности  физико-географических 
условий и слабой освоенности перспективных территорий лишь небольшая доля ресурсов 
нефти и газа переведена в запасы промышленных категорий или уже добыта. 

Объемы  углеводородов неравномерно рассредоточены на значительной территории 

в  стратиграфическом  диапазоне  от  рифея  до  мела  включительно  на  глубинах  1,5-4,5  км. 
Значительным  нефтегазоносным  потенциалом  обладают  южные  территории  Сибирской 
платформы площадью около 750 тыс. кв. км, охватывающие южную часть Красноярского 
края  и  Республики  Саха  (Якутия),  а  также  Иркутскую  область.  Привлекательность  этих 
территорий обусловлена следующими факторами: 

сосредоточение большей части запасов и значительной части ресурсов нефти и газа 

Сибирской  платформы,  что  позволяет  рассматривать  данные  территории  в  качестве 
регионов первоочередного освоения; 

близость  к  планируемому  направлению  магистрального  нефтепровода  «Восточная 

Сибирь – Тихий Океан»; 

высокий уровень прогнозных показателей геолого-экономической оценки. 
На  Сибирской  платформе  выявлены  и  разведаны  крупные  месторождения  нефти  и 

газа, среди открытых (более 60) нефтегазовых месторождений у 16-ти извлекаемые запасы 
превышают  100  млн.  тут,  а  у  4-х – 1 млрд. тут  углеводородов.  Наиболее  крупными             
по  запасам  нефти  являются  Юрубчено-Тохомское,  Куюмбинское,  Верхнечонское  и 
Талаканское  месторождения.  По  запасам  газа  выделяются  уникальные  Ковыктинское  и 
Чаяндинское  месторождения.  Уже  к  середине  80-х  годов  ХХ  века  уровень  разведанных 
запасов  этих  территорий  позволил  приступить  к  промышленной  разработке 
месторождений. 

Для  поддержания  темпов  роста  добычи  нефти,  обеспечивающих  постепенную 

загрузку экспортного трубопровода до уровня 56 млн. т в год в 2020 году и 80 млн. т в год 
в  2025 году,  и  сохранения  этого  уровня  в  течение  длительного  времени  необходимо 
дополнительно прирастить сырьевую базу за  счет перспективных и  прогнозных ресурсов 
категорий  С

3

  и  Д

1

  в  объеме  1,4 млрд. тонн.  Таким  образом,  общий  прирост  запасов  для 

151 

 

 

обеспечения  годовой  добычи  нефти  в  объеме  80  млн. т  должен  составить  около 
1,8 млрд. тонн. 

К  2020  году  в  регионах  Сибири  и  Дальнего  Востока  будет  расширена  угольная 

сырьевая  база,  учитывающая  высокие  темпы  развития  производства  энергетических  и 
коксующихся  углей  для  внутреннего  рынка  и  для  экспорта.  Особенно  важное  значение 
будет  иметь  интенсивное  освоение  и  наращивание  производства  угля  в  Кузнецком  и 
Канско-Ачинском  угольных  бассейнах,  а  также  проекты  по  освоению  новых  угольных 
месторождений  в  Сибирском  и  Дальневосточном  федеральных  округах,  в  частности, 
Эльгинского угольного месторождения. 

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы ядерной энергетики будет 

достигнуто  за  счет  доизучения  месторождений  урана  Эльконского  и  Забайкальского 
районов,  а  также  выявления  новых  районов  с  месторождениями  богатых  и  комплексных 
урансодержащих руд.  

Укрепление  ресурсной  базы  черной  и  цветной  металлургии  предполагается                

в  результате  расширения  поисковых,  оценочных  и  разведочных  работ  в  освоенных  и 
перспективных  с  геологической  точки  зрения  районах  Северного  Кавказа,  Урала, 
Республики Башкортостан, Красноярского края, Забайкалья, Хабаровского и Приморского 
краев, в других регионах России. 

В  соответствии  с  Морской  доктриной  Российской  Федерации  на  период  до  2020 

года,  утвержденной  Президентом  Российской  Федерации  27  июля  2001  г.,    и  Стратегией 
морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р, предусматриваются 
геологоразведочные  работы  в  Мировом  океане,  направленные  на  создание  условий  и 
возможностей  закрепления  прав  Российской  Федерации  на  разведку  и  разработку 
ресурсов  железомарганцевых  конкреций,  кобальтмарганцевых  корок  и  глубоководных 
сульфидных полиметаллических руд на морском дне и в недрах за пределами юрисдикции 
прибрежных государств. 

В настоящее время более 75% месторождений углеводородного сырья на суше уже 

вовлечены  в  освоение,  выработанность  приближается  к  50%.  Возможности  расширения 
потенциала освоенных районов суши ограничены. Многолетняя практика форсированного 
наращивания  добычи  за  счет  наиболее  крупных  месторождений  привела  к  истощению 
фонда таких объектов. 

В результате ежегодный  прирост  запасов едва  покрывает  добычу, а  в большинстве 

случаев накапливается ежегодный дефицит разведанных запасов. Сокращается количество 
рентабельных месторождений. Это может привести к снижению добычи  углеводородов и 
создать угрозу геополитической безопасности страны. 

В  этих  условиях  освоение  нефтегазового  потенциала  континентального  шельфа 

приобретает для России огромное стратегическое и экономическое значение. 

Государственным  балансом  запасов  полезных  ископаемых  Российской  Федерации 

на 

шельфе 

России 

учтены 

извлекаемые 

запасы 

углеводородного 

сырья                                 

152 

 

 

по  58  месторождениям,  открытым  в  шести  морях,  включая  13 прибрежно-морских 
месторождений,  суммарным  объемом  12912,25  млн.  т  нефтяного  эквивалента  (н.э.)  и 
перспективные  ресурсы  категории  С

3

  суммарным  объемом  11041,73 млн.  тонн  н.э., 

рассчитанные  по  невскрытым  пластам  месторождений  и  площадям,  подготовленным           
к глубокому бурению. 

При  этом  запасы  углеводородов  месторождений  арктических,  дальневосточных 

морей  и  даже  российского  сектора  Балтийского  моря,  как  правило,  значительно 
превосходят запасы месторождений смежных континентальных районов. 

Среди  морских  месторождений,  по  которым  учтены  запасы  углеводородов, 

20 месторождений  относятся  к  категории  крупных,  6  месторождений 

  к  категории 

уникальных.  Суммарные  запасы  этих  месторождений  составляют  12066,5  млн.  т  н.э.  или 
95,3% запасов морских углеводородов в целом. 

Подавляющая часть морских запасов углеводородов России (97,7%) сосредоточена в 

30  месторождениях  с  запасами  свыше  60  млн.  т  нефтяного  эквивалента.  Максимальные 
уровни  концентрации  запасов  на  месторождениях  крупнее  60  млн.  т  н.э.  отмечены               
в  Баренцевом  море  –  99%  (8  месторождений),  Карском  море  –  98%  (9  месторождений), 
Каспийском  море  –  92,6%    (6  месторождений),  в  Охотском  море  –  99,1%                               
(7  месторождений).  Эти  акватории  являются  наиболее  перспективными  для  дальнейшего 
освоения их углеводородного потенциала. 

К  2030  году  объем  накопленной  добычи  газа  на  континентальном  шельфе  может 

составить  1760  млрд.  куб.  м  без  учета  добычи  на  основании  соглашения  о  разделе 
продукции  (СРП)  и  2360  млрд.  куб.  м  с  учетом  добычи  на  основании  СРП.  Объем 
накопленной  добычи  нефти  и  газового  конденсата  на  континентальном  шельфе  может 
составить  380  млн.  т без  учета  добычи на основании  СРП и  940 млн. т с  учетом добычи      
на основании СРП. 

Эффективное  освоение  континентального  шельфа  Российской  Федерации 

сдерживается рядом негативных факторов. 

Одной  из  главных  причин  сдерживания  работ  по  поиску,  разведке  и  освоению 

углеводородного  сырья  на  шельфе  является  отсутствие  программно-целевого  подхода  к 
решению  комплексных  проблем  освоения  нефтегазовых  ресурсов  континентального 
шельфа. 

Геолого-геофизическая  изученность  российского  шельфа  чрезвычайно  мала.            

На  многих  морях  (море  Лаптевых,  Восточно-Сибирское,  Чукотское,  Берингово)                  
не  завершена  даже  региональная  стадия  геофизических  работ,  а  глубокое  бурение 
проводилось в основном лишь в Баренцевом и Охотском морях. 

Для  усиления  позиции  России  на  мировом  энергетическом  рынке  необходимо 

прежде  всего  обеспечить  формирование  условий  для  создания  национальной 
высокотехнологичной,  конкурентоспособной  и  эффективной  отрасли  промышленности, 
интегрированной  в  мировую  нефтегазовую  промышленность,  способной  обеспечить 
освоение  нефтегазовых  проектов  во  всех  перспективных  районах  континентального 

153 

 

 

шельфа России и сформированной в основном путем активного использования потенциала 
российских научных, проектных и производственных организаций и предприятий. 

Водные ресурсы 

В  России  сосредоточено  более  20%  мировых  запасов  пресных  поверхностных  и 

подземных  вод.  Среднемноголетние  ресурсы  речного  стока  России  составляют 
4262 куб. км  в  год  (10%  мирового  речного  стока,  то  есть  второе  место  в  мире  после 
Бразилии). 

Водные  ресурсы  распределены  по  территории  страны  крайне  неравномерно,  что 

вызывает  трудности  водообеспечения.  Около  80%  речного  стока  приходится                       
на малоосвоенные в хозяйственном отношении бассейны Северного Ледовитого и Тихого 
океанов,  в  то  время  как  на  европейской  части  страны,  где  сосредоточен  основной 
промышленный  и  сельскохозяйственный  потенциал,  формируется  около  8%  общего 
годового стока рек. 

Прогнозные  ресурсы  пресных  и  частично  слабосолоноватых  подземных  вод, 

оценены  в  350 куб.  километров.  На  территории  страны  разведано  более  4  тысяч 
месторождений  подземных  вод  с  эксплуатационными  запасами  около  29 куб.  км  в  год, 
предназначенными, главным образом, для хозяйственно-питьевого водоснабжения. 

Забор  воды  из  природных  водных  объектов  в  современных  условиях  составляет 

около  80 куб.  км  в  год  с  некоторыми  колебаниями  по  годам  в  зависимости  от  погодно-
климатических условий года и требований жилищно-коммунального хозяйства и отраслей 
экономики.  Забор  пресных  вод  из  поверхностных  водных  объектов  (в  основном  из  рек) 
составляет 64 куб. км, из месторождений подземных вод – 11 куб. км. Забор морских вод – 
5  куб.  км.  За  счет  применения  оборотных  и  повторно-последовательных  систем 
водоснабжения в промышленности и электроэнергетике экономится ежегодно до 135 куб. 
км  свежей воды. 

Для  обеспечения  потребности  в  водных  ресурсах  населения,  промышленности, 

сельского  хозяйства,  речного  судоходства  и  рыбного  хозяйства,  защиты  населенных 
пунктов  и  объектов  экономики  от  наводнений  и  других  видов  вредного  воздействия  вод      
в России создан мощный водохозяйственный комплекс. 

Основными 

приоритетными 

направлениями 

деятельности 

в 

области 

водопользования являются: 

обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах; 
обеспечение  безопасности  водохозяйственных  систем  и  гидротехнических 

сооружений; 

предупреждение и снижение ущерба от наводнений и другого вредного воздействия 

вод. 

Для  нормального  функционирования  и  развития  водохозяйственного  комплекса 

требуется  постоянное  проведение  строительных,  ремонтно-восстановительных  и 

154 

 

 

эксплуатационных  мероприятий  на  водных  объектах,  водохозяйственных  системах  и 
гидротехнических сооружениях. 

К  водохозяйственным  мероприятиям,  на  которые  приходится  основной  объем 

инвестиций,  относятся  строительство  и  восстановление  гидроузлов  и  водохранилищ, 
реконструкция  гидротехнических  сооружений,  строительство  противопаводковых  и 
берегозащитных сооружений. 

Количество  гидротехнических  сооружений  к  2015  году  составит  27300  единиц.  Из 

них в федеральной собственности находятся 2150 сооружений, в собственности субъектов 
Российской  Федерации  –  4300,  в  муниципальной  собственности  –  4100,  в  частной 
собственности – 15700, бесхозяйных – 1050 сооружений. 

К  2020  году  предполагается  полное  сокращение  числа  бесхозяйных 

гидротехнических  сооружений  за  счет  передачи  их  в  частную  собственность. 
Подавляющее  большинство  из  числа  обследованных  гидротехнических  сооружений 
нуждаются в текущем и капитальном ремонте. 

Из  федерального  бюджета  осуществляется  финансирование  водохозяйственных  и 

водоохранных мероприятий  и  мероприятий  капитального характера на гидротехнических 
сооружениях,  находящихся  в  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и 
финансировавшихся  ранее  за  счет  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  (платы       
за пользование водными объектами).  

Затраты  на  обеспечение  безопасности  гидротехнических  сооружений  (включая 

капитальные  вложения,  субсидии,  текущие  затраты  и  затраты  на  выполнение  НИОКР) 
прогнозируется  увеличить  к  2015  году  до  13,8 млрд.  рублей,  к  2020  году  –  до  18,2 млрд. 
рублей. 

Прогнозируемый  объем  инвестиций  позволяет  предусмотреть  сокращение  доли 

аварийных гидротехнических сооружений с 21,4% в 2006 году до 17,3% в  2010 году, 12%  
в 2015 году и 7% в 2020 году. 

Долговременной  стратегической  целью  развития  водохозяйственного  комплекса 

является  переход  к  устойчивому  развитию,  предусматривающему  сбалансированное 
решение  социально-экономических  задач,  основной  из  которых  является  обеспечение 
населения  чистой  водой,  и  сохранение  благоприятной  окружающей  среды  и  природно-
ресурсного  потенциала.  При  этом  водным  законодательством  устанавливается  приоритет 
охраны  водных  объектов  перед  их  использованием,  которое  не  должно  оказывать 
негативного воздействия на окружающую среду. 

155 

 

 

9. 

Развитие производственной инфраструктуры  

9.1. Электроэнергетика и энергосбережение 

С  2000  года  наблюдается  устойчивый  рост  производства  электроэнергии,                  

за  исключением 2009 года,  когда  вследствие  кризиса  имело  место падение  производства. 
Среднегодовой темп роста за 2000-2011 гг. составил 101,6 процента. 

Мощность  электростанций  электроэнергетического  комплекса  России  на  начало 

2012  года  составляет  233,3 млн.  кВт,  из  них  161,4 млн.  кВт  суммарная  мощность 
28737 тепловых 

электростанций, 

47,5 млн. 

кВт 

– 

установленная 

мощность 

 159 гидроэлектростанций, 24,3 млн. кВт – установленная мощность 12 действующих АЭС. 

В  2011  году  впервые  с  1985  года  было  введено  около  5  млн.  кВт  новых 

генерирующих мощностей.  

Основными ограничениями развития электроэнергетики являются: 
значительный износ основных фондов; 
длительное  технологическое  отставание  в  создании  и  освоении  современных 

парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий; 

высокая доля газа в топливном балансе (на уровне 70%); 
неравномерность внутреннего спроса на электроэнергию, как в региональном, так и 

в отраслевом разрезе. 

При  разработке  прогноза  развития  электроэнергетики  учитывались  показатели 

Энергетической  стратегии  России  на  период  до  2030  года,  утвержденной  распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, Генеральной схемы 
размещения  объектов  электроэнергетики  до 2030 года,  одобренной  Правительством 
Российской  Федерации  (протокол  заседания  Правительства  Российской  Федерации            
от  3 июня  2010  г.  №  24),  а  также  Программы  «Модернизация  электроэнергетики  России      
на  период  до 2020 года», рассмотренной  Правительством  Российской  Федерации               
27  сентября  2012  г.  и  Схемы  и  программы  развития  Единой  энергетической  системы 
России  на  2012-2018  годы,  утвержденных  приказом  Минэнерго  России  от  13  августа 
2012 г. № 387. 

Для  обеспечения  энергетической  безопасности  России,  создания  стратегического 

резерва  мощностей,  дальнейшего  развития  энергосистемы  и  создания  в  перспективе 
международной  энергетической  инфраструктуры  необходима  реализация  крупных 
проектов. 

Намечаются  следующие  приоритеты  территориального  размещения  генерирующих 

мощностей: 

в  европейской  части  России  –  техническое  перевооружение  тепловых  газовых 

электростанций  с  замещением  паросиловых  турбин  на  парогазовые,  развитие  атомных 
электростанций; 

в Сибири – развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций; 
на  Дальнем  Востоке  –  развитие  гидроэлектростанций,  тепловых  электростанций      

156 

 

 

на  угле,  а  также  газе  (в  основном  в  крупных  городах  с  неудовлетворительной 
экологической обстановкой). 

Темпы роста расхода топлива на производство электро- и теплоэнергии тепловыми 

электростанциями  и  районными  котельными  замедлится  вследствие  ускоренного 
внедрения 

ресурсосберегающих 

технологий 

и 

современного 

энергетического 

оборудования. 

Для достижения целевых параметров развития необходимо реализовать следующие 

приоритетные направления: 

обеспечить  устойчивое  привлечение  инвестиций  в  электроэнергетику  для  ввода 

новых  энергетических  мощностей,  вывода  устаревшего  и  модернизации  действующего  
генерирующего оборудования;  

существенно  повысить  энергоэффективность.  Проблемы  глобального  изменения 

климата  и  негативного  воздействия  на  окружающую  среду  усиливают  потребность              
в  использовании  источников  «чистой  и  возобновляемой»  энергии  (ВИЭ),  к  которым 
относятся:  солнечная,  ветровая,  геотермальная,  водородная,  приливная  и  другие  виды 
энергии.  Технологические  и системные  решения  по  использованию  возобновляемых 
источников энергии представляются одним из ключевых направлений в развитии мирового 
технологического прогресса в сфере высоких энергетических технологий. Прогнозируется 
рост производства электроэнергии на основе альтернативных возобновляемых источников 
с  0,5 млрд.  кВт-ч  в 2011 году  до  5-6 млрд.  кВт-ч  в  2020  году  и  до  35-61  млрд.  кВт-ч 
в 2030 году. 

Динамика производства и экспорта электроэнергии  

(млрд. кВт-ч)  

Наименование продукции 

2011 г.  

отчет 

2020 г. 

прогноз 

2030 г.  

прогноз 

2020 г. к  

2011 г., % 

2030 г. к  

2011 г., % 

1 вар. 

2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

1 вар. 

2 вар. 

Производство и 
распределение 
электроэнергии, газа и 
воды, % 

100,1 

101,8 

101,8 

101,3 

101,3 

114,4 

115,6 

132,4 

133,6 

Производство 
электроэнергии 

1054,8 

1288,3  1313,4  1557,2  1588,7 

122,1 

124,5 

147,6 

150,6 

Потребление 
электроэнергии 
(внутренний рынок) 

1041,1 

1238,5  1253,6  1460,6  1492,1 

119,4 

120,9 

140,8 

143,9 

Экспорт электроэнергии 

21,7 

53,7 

63,7 

100,5 

100,5 

237,6 

281,9 

444,7 

444,7 

В прогнозный период рассматриваются следующие варианты развития отрасли. 
По 

инновационному  сценарию  (вариант  2)

  в  условиях  более  интенсивной 

диверсификации экономики и реализации мероприятий по энергосбережению потребление 
электроэнергии увеличится до 1254 млрд. кВт-ч к 2020 году (среднегодовой темп прироста 
в  2011-2020 гг.  –  2,1%)  и  до  1492 млрд.  кВт-ч  к 2030 году  (среднегодовой  темп  прироста      

157 

 

 

в 2021-2030 гг. – 1,8%). 

Производство  электроэнергии  прогнозируется  с  ростом  до  1313 млрд.  кВт-ч               

в 2020 году и 1589 млрд. кВт-ч в 2030 году. 

Доля  АЭС  в  общем  объеме  производства  электроэнергии  повысится  до 18-19%           

в 2020 году и до 22-23% в 2030 году против 16,8% в 2011 году. Доля ГЭС в общем объеме 
производства  электроэнергии  составит  15%  в  2020  году  и  14-15%  в 2030  году  (15,6%           
в 2011 году).  Доля на ТЭС снизится с 67,9% в 2011 году до 60-61% в 2030 году. 

При  этом  в  2011-2030  гг.  прогнозируется  ввод  около  160 млн.  кВт  энергетических 

мощностей с объемом требуемых инвестиций около 36,4 трлн. рублей, в том числе в 2011-
2020  гг.  –  около  71 млн.  кВт  (инвестиции  –  14,7  трлн.  рублей)  и  в  2021-2030  гг.  –  около 

89 млн. кВт (инвестиции – 21,7 трлн. рублей). 

Производство  электроэнергии  обеспечит  не  только  рост  внутреннего  потребления, 

но  и  позволит  увеличить  экспорт  электроэнергии  с  21,7 млрд.  кВт-ч  в  2011  году                   
до                        63-64 млрд.кВт-ч  в  2020  году,  и  100 млрд.кВт-ч  в 2030  году.  С  учетом 
намеченного  строительства  Балтийской  АЭС  (2х1100  МВт)  к 2017  году  учитывается 
возможность 

начала 

экспорта 

электроэнергии в Польшу, а к 2019 году и в 
Германию суммарно в объеме 11 млрд. кВт-
ч  в  год.  В  рамках  намечаемой  программы 
сотрудничества 

с 

Китаем 

в 

электроэнергетике 

учитывается 

возможность 

увеличения 

экспорта 

электроэнергии  в  Китай  с  сегодняшних 
приграничных поставок около 1 млрд. кВт-ч 
до 62 млрд. кВт-ч в год к 2030 году. 

В  2011-2012  гг.  энергетическими 

компаниями  с  государственным  участием 
(ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», Госкорпорация «Росатом», 
Группа  «ИНТЕР  РАО  ЕЭС»)  были  приняты  инновационные  программы.  Реализация 
инновационных  программ  приведет  к  росту  коэффициента  использования  установленной 
мощности АЭС с 80% в 2010 году до 86,6% в 2020 году, на ОАО «ФСК ЕЭС» количество 
персонала компании на 100 км линий электропередачи снизится с 17,8 человек в 2011 году 
до 9 человек к 2020 году (среднее количество персонала на 100 км линий электропередачи 
зарубежных компаний составляет около 6 человек). 

С  учетом  выполнения  инновационных  программ,  а  также  ввода  новых 

энергетических  мощностей  и  замены  действующего  устаревшего  оборудования  рост 
производительности  труда  из  расчета  производства  электроэнергии  на  одного 
работающего  в  отрасли  составит  в  2020  году  128,9%  к  2011  году  и  в  2030 году  161,5%         
к 2011 году. 

Прогноз среднегодовых темпов роста 

производства и распределения 

электроэнергии по варианту 2, %

 

  

2006-

2010 гг. 

2011-

2020 гг. 

2021-

2030 гг. 

Ресурсы 

 

 

 

Производство 

101,1 

102,4 

101,9 

Импорт 

69,3 

123,5 

100,0 

ИТОГО РЕСУРСОВ 

101,6 

102,4 

101,9 

Распределение 

 

 

 

Экспорт 

96,9 

114,5 

104,7 

Внутреннее потребление  

101,7 

102,1 

101,8 

Промышленность 

102,8 

101,5 

101,5 

Транспорт и связь 

101,5 

103,9 

102,7 

Потребление населением 

103,6 

101,8 

101,2 

158 

 

 

Электроемкость промышленности  в целом с 2010 по 2020 год  снизится на  18-20%,     

к  2030  году  –  на  28-30%  при  увеличении  потребления  электроэнергии  добывающими 
отраслями. Доля потребления электроэнергии транспортом увеличится с 8,6% в 2010 году 
до 10-11% в 2020-2030 годах.  

Среднедушевое потребление электроэнергии населением к 2020 году увеличивается 

до  90  кВт.ч/мес.  на  человека,  что  близко  к  современному  показателю  Москвы,  Санкт–
Петербурга и Тюмени, к 2030 году – превысит 100 кВт.ч/мес. на человека.

 

В  инновационном  и  форсированном  сценариях  намечается  более  интенсивное 

осуществление  реконструкции  котельных  и  замещение  их  новыми  установками 
когенерации  малой  и  средней  мощности.  При  этом  общая  доля  теплофикационной 
выработки  электроэнергии  на  ТЭЦ  общего  пользования  в  стране  должна  возрасти  с  27       
до 43 процентов.   

По 

форсированному  сценарию  (вариант  3)

  в  условиях  более  высоких  темпов 

развития  экономики  показатели  по  выработке  электроэнергии  и  электропотреблению 
практически совпадают с вариантом С.  

По

  консервативному

 

сценарию  (вариант  1)

  потребление  электроэнергии 

увеличится  к  2020  году  до  1239 млрд.  кВт-ч  (среднегодовой  темп  прироста                    
в 2011-2020 гг. – 2%) и  к 2030 году  – до 1460 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста      
в 2021-2030 гг. – 1,7%).  

Производство  электроэнергии  прогнозируется  на  уровне  1288 млрд.  кВт-ч  в  2020 

году  и  1557 млрд.  кВт-ч  в  2030  году.  Доля  АЭС  в  общем  объеме  производства 
электроэнергии  в  2020  году  повысится  до  19%  и  в  2030  году  до  23,3%,  доля  ГЭС                  
в 2020 году составит 15,2% и в 2030 году – 
13,8 процента.  

При этом в 2011-2030 гг. намечается 

ввод  около  149 млн.  кВт  энергетических 
мощностей 

с 

объемом 

требуемых 

инвестиций около 33,3 трлн. рублей, в том 
числе  в  2011-2020  гг.  –  около  64 млн.  кВт 
(инвестиции  –  13  трлн.  рублей)  и  в  2021-
2030 гг. – около 85 млн. кВт (инвестиции – 

20,3 трлн. рублей). 

Производство 

электроэнергии 

обеспечит  не  только  рост  внутреннего 
потребления,  но  и  позволит  увеличить 
экспорт  электроэнергии  до  53-54 млрд.  кВт-ч  к  2020  году  и  100 млрд.  кВт-ч  к  2030  году      
в основном за счет увеличения поставок в Китай. 

Электроемкость  промышленности  в  целом  с  2010  по  2020  год  снизится  на  15%,         

к  2030  году  –  на  20-25%.  Потребление  электроэнергии  добывающими  отраслями 
повысится  почти  до  уровня  инновационного  сценария  при  меньших  объемах  добычи 

Прогноз среднегодовых темпов роста 

производства и распределения 

электроэнергии по варианту 1, %

 

  

2006-

2010 гг. 

2011-

2020 гг. 

2021-

2030 гг. 

Ресурсы 

 

 

 

Производство 

101,8 

102,2 

101,9 

Импорт 

69,3 

123,5 

100,0 

ИТОГО РЕСУРСОВ 

101,6 

102,2 

101,9 

Распределение 

 

 

 

Экспорт 

96,9 

113,0 

106,5 

Внутреннее потребление  

101,7 

102,0 

101,7 

Промышленность 

102,8 

101,5 

101,4 

Транспорт и связь 

101,5 

103,1 

102,3 

Потребление населением 

103,6 

101,6 

101,3 

159 

 

 

полезных ископаемых. Доля потребления электроэнергии транспортом  в прогнозируемом 
периоде не превысит 10 процентов.  

Потребление 

электроэнергии 

населением 

к 

2020 

году 

увеличивается                          

до                   87-90 кВт.ч/мес. на человека, что близко к уровню инновационного сценария, 
к  2030  году  –  также  превысит  100  кВт.ч/мес.  на  человека.  При  меньшем  росте  доходов 
населения по  варианту  1 потребление  электроэнергии  может  быть выше инновационного 
сценария  из-за  меньшего  развития  энергосберегающих  технологий  в  электротехнике  и 
особенно в ЖКХ. 

В  результате  реализации

  сценария  с  низкими  ценами  на  нефть  (вариант А) 

потребление электроэнергии к 2020 году – 1189 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста 
в  2011-2020 гг.  1,5%)  и  к  2030  году  –  1345 млрд.  кВт-ч  (среднегодовой  темп  прироста          
в  2021-2030 гг.  1,2%).  При  прогнозируемом  уровне  спроса  производство  электроэнергии 
возрастет до 1223 млрд. кВт-ч в 2020 году и 1418 млрд. кВт-ч в 2030 году.  

Для  обеспечения  указанных  темпов  роста  производства  электроэнергии,  с учетом 

необходимости 

формирования 

достаточных 

резервных 

мощностей, 

в 2011-2030 гг. потребуется ввод около 114 млн. кВт энергетических мощностей. При этом 
инвестиции за период составят около 24,9 трлн. рублей. 

Производство  электроэнергии  обеспечит  не  только  прогнозируемый  рост 

внутреннего  потребления,  но  и  позволит  увеличить  объемы  экспорта  электроэнергии         
до 35,9 млрд. кВт-ч к 2020 году и 76,7 млрд. кВт-ч к 2030 году. 

По

 сценарию с высокими ценами на нефть (вариант С) 

внутреннее потребление 

электроэнергии может составить в 2020 году 1397 млрд. кВт-ч и в 2030 году – 1645 млрд. 
кВт-часов.  При  этом  среднегодовой  темп  прироста  в  2011-2020 гг.  составит  2,4%,                 
в 2021-2030 гг. – 2,4 процента.  

Прогнозируемые  в  данном  сценарии  высокие  цены  на  газ  стимулируют  развитие 

угольной генерации, атомной энергетики, гидроэнергетики и производства электроэнергии 
на базе ВИЭ. Повышение цен на газ вызовет интенсификацию процессов замещения газа 
электроэнергией,  что  может  привести  к  относительному  увеличению  электроемкости 
экономики по сравнению с инновационным сценарием. 

Прогнозируемые  изменения  в  производственной  структуре  промышленности  и 

других отраслей экономики обусловят изменения в ее региональной структуре. Поскольку 
новые  производства  и  сопутствующая  им  инфраструктура  будут  тяготеть  к  источникам 
более  дешевой  энергии  и  сырья  опережающими  темпами  станут  развиваться  Сибирь  и 
Дальний Восток. 

Энергосбережение  и  повышение  энергетической  эффективности  следует 

рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. 

В  результате  реализация  мер  по  энергосбережению,  предусмотренных 

государственной  программой  Российской  Федерации  «Энергосбережение  и  повышение 
энергетической  эффективности  на  период  до  2020  года»,  прогнозируется  снижение 

160 

 

 

энергоемкости  экономики  России  к  2020  году  на  16-29%  и  в  2030  году  –  на  34-50% 
относительно уровня 2011 года. 

161 

 

 

9.2. Транспортный комплекс   

В  последние  годы,  несмотря  на  динамичное  развитие  транспортного  комплекса,      

он все больше превращается в «узкое место» экономического роста. 

Основными  ограничениями  наращивания  объемов  перевозок  грузов  являются: 

неразвитость  транспортно-логистической  системы;  существенное  отставание  темпов 
развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества (ввод автомобильных дорог 
общего пользования с твердым покрытием более чем в 2 раза уступает показателю начала 
2000-х годов; недостаточное развитие экспортной транспортной инфраструктуры (морских 
портов,  пограничных  пунктов  пропуска);  наличие  ограничений  пропускной  и  провозной 
способности  железнодорожных  линий;  высокая  стоимость  авиационного  топлива; 
слаборазвитая аэропортовая сеть страны. 

Вместе  с  тем  принимаемые  меры  по  развитию  транспортного  комплекса  до  2030  

года  позволят  значительно  повысить  качество  деятельности  транспортного  комплекса,     
что будет характеризоваться соответствующими показателями и индикаторами. 

Так,  будут обеспечены  доступность и  качество транспортных услуг для всех  слоев 

населения  в  соответствии  с  социальными  стандартами,  гарантирующими  возможность 
передвижения  на  всей  территории  страны;  будет  сформирована  выделенная  сеть 
скоростных железнодорожных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей; 
подвижность  населения  возрастет  до  15561 пасс.-км  на  1  человека  в  год,  что  в  2,6  раза 
выше  показателя  в  2007  году;  будет  обеспечена  постоянная  круглогодичная  связь  сети 
автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, 
по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; доля 
населения,  не  обеспеченного  доступом  к  услугам  автотранспорта  общего  пользования 
составит  к  2030  году  всего  2%  (в  2010  г.  –  10%);  эффективная  гибкая  государственная 
тарифная  политика  обеспечит  ценовую  доступность  транспортных  услуг  для  всех  слоев 
населения в соответствии с социальными стандартами; существенно снизятся аварийность, 
риски  и  угрозы  безопасности  по  видам  транспорта.  Число  погибших  за  год  в  дорожно-
транспортных происшествиях в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится на 63%. Число 
авиакатастроф  на  100  тыс.  часов  налета  на  регулярных  перевозках  снизится  в  22  раза  –        
с 0,18 до 0,008 в 2030 году (в США – 0,01); значительно уменьшится вредное воздействие 
транспорта  на  окружающую  среду.  Объем  удельных  выбросов  СО

2

  на  автомобильном 

транспорте сократится на 22%, на железнодорожном транспорте – на 51 процент. 

Рассматривая  общеэкономические  показатели,  следует  отметить,  что  будет 

достигнут  высокий  конкурентный  уровень  удельных  транспортных  издержек  в  цене 
конечной продукции – снижение на 30% к 2030 году; коммерческая скорость продвижения 
партий товаров возрастет до 1100 км/сут. автомобильным транспортом в межрегиональном 
и  международном  сообщении,  а  железнодорожным  транспортом  в  контейнерах  –               
до   800 км/сут.,  в  том  числе  на  Транссибе  –  до  1700  км/сут.;  срочность,  ритмичность 
доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..