ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 8

 

 

114 

 

 

субъектов  в  сферах  жилищного  строительства  и  производства  строительных  материалов, 
решение задачи создания новой коммунальной, социальной, дорожной инфраструктуры, а 
также  установление  единого  порядка  взаимодействия  участников  реализации  проектов 
жилищного строительства. 

На  росте  объема  вводов  жилья  также  положительно  отразится  реализация 

региональных  программ  жилищного  строительства,  поддержка  которых  будет 
осуществляться, в том числе путем возмещения затрат на  уплату процентов по кредитам, 
полученным  в  российских  кредитных  организациях  на  цели  строительства  жилья 
экономкласса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, на 
развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья, отвечающего стандартам 
экономкласа,  на  обеспечение  автомобильными  дорогами  новых  микрорайонов  массовой 
малоэтажной  и  многоквартирной  застройки  жильем  экономкласса,  на  возмещение  части 
затрат  на  уплату  процентов  по  кредитам,  полученным  в  российских  кредитных 
организациях на цели строительства современных предприятий по производству основных 
энергосберегающих  строительных  материалов,  изделий  и  конструкций  с  использованием 
энергоэффективных технологий.  

Продолжатся  мероприятия  по  вовлечению  в  гражданский  оборот  находящихся  в 

федеральной  собственности  земельных  участков  для  жилищного  строительства,  в  том 
числе  строительства  жилья  экономкласса,  включая  малоэтажное  строительство,  а  также 
для  строительства  предприятий  по  производству  энергосберегающих  и  экологически 
безопасных  строительных  материалов,  изделий  и  конструкций.  Будет  реализовываться 
механизм  бесплатного  предоставления  земельных  участков  под  строительство  жилья 
экономического класса, с ограничением при этом продажной цены на такое жилье. 

На  уровне  субъектов  Российской  Федерации  будут  создаваться  условия  для 

строительства  новых  и  реконструкции  существующих  современных  предприятий  по 
производству  основных  энергосберегающих  строительных  материалов,  изделий  и 
конструкций  с  использованием  энергоэффективных  технологий  для  строительства  жилья 
экономкласса и объектов социальной инфраструктуры.   

Достижению  значимых  результатов  в  строительной  сфере  будет  способствовать 

реализация  Стратегии  развития  промышленности  строительных  материалов  и 
индустриального домостроения на период до 2020 года.  

Кроме того, будут реализовываться мероприятия по улучшению жилищных условий 

граждан,  проживающих  в  сельской  местности,  в  том  числе  молодых  семей  и  молодых 
специалистов. 

Будет  продолжена  работа  по  обеспечению  переселения  граждан  из  аварийного 

жилья,  а  также  реализован  комплекс  мер,  направленных  на  решение  задач,  связанных  с 
ликвидацией аварийного жилищного фонда. 

Будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению жилыми помещениями 

граждан  Российской  Федерации,  перед  которыми  государство  имеет  обязательства  в 
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  в  том  числе  инвалидов, 

115 

 

 

ветеранов  боевых  действий  и  семей,  имеющих  детей  инвалидов,  вынужденных 
переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и других.  

С  участием  открытого  акционерного  общества  «Агентство  по  ипотечному 

жилищному  кредитованию»  по  сценариям,  заложенным  в  Стратегии  по  развитию 
ипотечного  жилищного  кредитования  до  2030  года

11

,  будет  продолжено  осуществление 

поддержки  платежеспособного  спроса  на  жилье  с  помощью  ипотечного  жилищного 
кредитования.   

Перечисленные  направления  жилищной  политики  будут  способствовать 

достижению показателей, установленных Указом. 

Параметры и прогноз ипотечного жилищного кредитования 

 

Еще  в  середине  2011  года  рынок  ипотечного  жилищного  кредитования  достиг 

докризисных  (2008  год)  показателей,  в  том  числе  по  количеству  и  объемам  выдачи 
ипотечных кредитов. К началу 2012 года рынок показывал устойчивый рост.  

Вместе с тем ресурс для ускоренного роста ипотечного рынка, сформировавшийся в 

процессе  восстановления  российской  экономики  после  мирового  кризиса  2008  года,  по 
всей видимости, исчерпан. В ближайшие годы не прогнозируется резких колебаний рынка, 
которые  наблюдались  в  2009-2010  гг.,  таких  как  резкое  падение  в  2009  году 
(четырехкратное  сокращение  объемов  предоставленных  кредитов,  троекратный  рост 
просроченной задолженности и рост средневзвешенной процентной ставки с 12,9 до 14,6% 
по рублевым кредитам) и последующий активный рост. 

В качестве  стимулирующего  фактора,  который  может  оказать  влияние  на  развитие 

рынка  ипотечного  кредитования  в  дальнейшие  годы,  можно  рассматривать  утверждение 
Государственной  программы.  Так,  в  соответствии  с  указанной  программой  количество 
выданных  ипотечных  жилищных  кредитов  должно  вырасти  с  650 тысяч  кредитов  в 
2012 году до 868 тысяч в 2020 году. 

Другими  стимулирующими  факторами  будут  являться  повышение  уровня 

располагаемых денежных доходов населения, снижение инфляции, снижение процентной 
ставки по ипотечным кредитам, рост среднего размера кредита, рост объемов жилищного 
строительства  и  другие.  Немаловажно  участие  государства  в  реализации  ипотечных 
программ  для  отдельных  категорий  граждан  –  врачей,  молодых  ученых,  молодых  семей; 
предоставление  возможности  направлять  средства  материнского  капитала  на  погашение 
ипотечного  кредита  и  процентов  по  нему  до  достижения  ребенком  возраста  трех  лет; 
реализация накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. 
Существенную  роль  в  развитии  рынка  ипотечного  кредитования  играет  Программа 
инвестиций Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку. 

В  то  же  время  темпы  развития  рынка  ипотечного  жилищного  кредитования 

сдерживаются в первую очередь фактором ограниченного доступа кредитных организаций 

                                                 

11

 

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 19.07.2010 № 1201-р. 

116 

 

 

к  инструментам  долгосрочного  финансирования,  что  оказывает  негативное  влияние  на 
динамику  процентных  ставок  по  ипотечным  кредитам  (рост  процентных  ставок  по 
ипотечным кредитам начался в апреле 2012 года). 

Снижение  с  2014 года  отчислений  в  накопительную  часть  трудовой  пенсии  с             

6  до  2%  приведет  к  ограничению  возможности  инвестирования  средств  пенсионных 
накоплений  в  ипотечные  ценные  бумаги,  что  негативно  скажется  на  возможности 
привлечения средств инвесторов. 

Дефицит предложения на рынке жилья и недостаточный рост темпов строительства 

может привести к снижению активности на рынке ипотечного кредитования и сокращению 
количества выдаваемых кредитов.  

Темпы  роста  рынка  ипотечного  жилищного  кредитования  могут  быть  ограничены 

также  объемом  активов  российской  банковской  системы  и  регулятивными  требованиями 
Банка России. 

В результате в 2013-2015 гг. ожидается стабилизация рынка ипотечного жилищного 

кредитования с незначительным годовым темпом прироста показателей.  

В  последующие  годы,  при  условии  преобладания  позитивных  факторов  и 

эффективного  применения  инструментов  государственной  жилищной  политики, 
ожидается  опережающий  рост  показателей  указанного  рынка  над  ростом  рынка 
кредитования  населения  в  целом  и  повышение  доли  ипотечного  кредитования, 
направляемой  на  первичный  рынок  жилья  с  14  до  30%  в  2030  году  по  консервативному 
сценарию, до 35-40% по инновационному и до 50% по форсированному сценарию.  

Прогноз объемов вводов жилья.   

     Прогноз качественного изменения вводимого жилья 

По  данным  Росстата  России,  за  2012  год  введено  65,2  млн.кв.м.  жилой 

недвижимости – 104,7% от показателя 2011 года. В 2011 году объем ввода жилья составил 
62,3 млн.  кв.  м,  или  106,6%  к  соответствующему  периоду  предыдущего  года,  и  был 
практически  достигнут  целевой  показатель  по  вводу  жилья  в  объеме  63 млн.  кв.  м, 
установленный Приоритетным национальным проектом «Доступное и  комфортное жилье 
– гражданам России» на 2011-2013 гг.

12

 (далее – Приоритетный национальный проект). 

На  основе  данных  Росстата  по  вводу  жилья,  динамики  роста  ВВП,  объема 

добавленной  стоимости  в  строительстве,  объемов  финансирования  мероприятий 
государственной поддержки в жилищной сфере,  а также опираясь на исходные параметры 
жилищной  сферы,  обозначенные  в  Государственной  программе,  Приоритетном 
национальном

 

проекте  и  Федеральной  целевой  программе  «Жилище»  на  2011-2015  гг.  

(далее – ФЦП «Жилище») прогноз объемов ввода жилого фонда рассматривается для  трех 
вариантов: консервативного (инерционного), инновационного и форсированного. 

 

                                                 

12

 

Одобрен на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных   

проектов и демографической политике 29 июля 2010 г. 

117 

 

 

Кроме  того,  в  прогнозе  учтено  влияние  поправочных  коэффициентов,  учитывающих 

возможную  стагнацию  итогового  ввода 
жилья  в  связи  с  увеличением  масштабов 
строительства 

и 

динамику 

уровня 

административных барьеров. 

По 

консервативному 

варианту 

целевые  индикаторы  Государственной 
программы, Приоритетного национального 
проекта и ФЦП «Жилище» не достигаются.  

Инновационный  вариант  направлен 

на  достижение  заданных  Приоритетным 
национальным 

проектом 

и 

ФЦП 

«Жилище»  параметров  и  сопоставим  с 
параметрами Государственной программы. 

При  форсированном  варианте  рассматривается  возможность  дополнительного 

финансирования отдельных мероприятий в 
жилищной  сфере,  и  целевые  показатели 
достигаются  ранее,  чем  в  инновационном 
варианте, кроме того предусматривается их 
значительный рост в период до 2030 года. 

При  реализации  форсированного 

варианта  также  учитывалось  возможное 
дополнительное 

финансирование 

мероприятий  по  развитию  жилищного 
строительства, 

содержащихся 

в 

Государственной  программе,  в  том  числе 
направленных  на  поддержку  реализации 
региональных 

программ 

жилищного 

строительства,  создания  на  земельных  участках,  предназначенных  для  жилищного 
строительства,  объектов  инфраструктуры  (социальной,  инженерной,  транспортной) 
строительства  арендного  жилья,  содействия  строительству  муниципального  жилья  для 
предоставления  его  малообеспеченным  гражданам  на  условиях  социального  найма, 
региональных  программ  по  обеспечению  жильем  молодых  семей,  в  том  числе 
проживающих в сельской местности.  

Кроме  того,  при  реализации  форсированного  варианта  учитывалось,  что  средства 

федерального бюджета в жилищной сфере будут в приоритетном порядке направляться на 
поддержку  строительства  нового  жилья,  а  не  на  вторичный  рынок.  К  2030  году  доля 
указанных средств будет достигать 48 процентов.    

Также  принималась  во  внимание  возможность  дополнительного  имущественного 

взноса  Российской  Федерации  в  государственную  корпорацию  Фонд  содействия 

118 

 

 

реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства  (далее  –  Фонд  ЖКХ)  для 
финансирования  региональных  адресных  программ  по  переселению  граждан  из 
аварийного  жилищного  фонда  с  одновременным  продлением  срока  деятельности 
указанной организации.

 

 

Объем жилищного фонда с учетом выбытия жилья рассчитывался на основе значений 

объема  жилищного  фонда  в  2011  году  с  ежегодным  приростом  в  количестве,  равном 
прогнозному  значению  жилищного  строительства  в  соответствующем  году  по  трем 
сценариям. Принималось, что ежегодное выбытие жилищного фонда соответствует объему 
ввода жилья, введенного пятьюдесятью годами ранее – в промежуток с 1962 по 1980 год.

13

 

Уровень обеспеченности населения жильем 

Согласно 

данным 

Росстата 

уровень 

обеспеченности 

населения 

жильем  в  среднем  по  Российской 
Федерации,  начиная  с  1990  года  по  1 
января 2011 г., вырос с 16 до 23 кв.м. на 
человека. 

Прогноз  рассчитан  на  основе 

прогнозных 

значений 

численности 

населения  и  объема  жилищного  фонда 
по трем сценариям. 

 

 

 

Индивидуальное жилищное строительство

 

В  период  1995-2011  гг.  объемы 

ввода 

жилья 

индивидуальными 

застройщиками в целом возрастали (с 4,9 
млн. кв. м в 1995 году до 26,8 млн. кв. м в 
2011  году).  Объемы  индивидуального 
жилищного 

строительства 

рассчитывались 

на 

основании 

прогнозных данных общего объема ввода 
жилья по трем сценариям.  

 

                                                 

13

 

Капитальное  строительство  в  СССР:  стат.  сб./Гос.  ком.  СССР  по  статистике,  Инф.-изд.  центр.  -  М.:  Финансы  и 

статистика, 1988. - 246 с.; 
Капитальное строительство в СССР: стат. сб./Центр. стат. упр. при СМ СССР. - М.: Статистика, 1974. - 255 с. 

119 

 

 

 

5. Развитие науки, технологий и инноваций        

5.1. Постановка проблемы 

Ключевыми  внешними  вызовами  для  России  в  части  инновационного  развития 

являются:  

- ускорение технологического развития мировой экономики;  

- усиление  в  мировом  масштабе  конкурентной  борьбы,  в  первую  очередь  за 

высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые 
знания, 

технологии 

и 

компетенции, 

то 

есть 

за 

факторы, 

определяющие 

конкурентоспособность  инновационных  систем.  В  условиях  низкой  эффективности 
инновационной  системы  в  России  это  означает  увеличение  оттока  из  страны 
конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала; 

- изменение  климата,  старение  населения,  проблемы  систем  здравоохранения  – 

вызовы,  с  которыми  сталкивается  не  только  наша  страна,  но  и  человечество  в  целом. 
Указанные  вызовы  диктуют  необходимость  опережающего  развития  отдельных 
специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая 
экологически  чистую  энергетику,  геномную  медицину,  новые  технологии  в  сельском 
хозяйстве, по многим из которых в России нет существенных заделов. 

Для  обеспечения  возможности  встраивания  России  в  глобальное  мировое 

пространство необходимо учитывать важнейшие тренды, обуславливающие развитие мира 
в  целом.  Понимание  взаимосвязей  между  важнейшими  глобальными  и  национальными 
трендами,  а  также  их  влияния  на  научно-технологический  комплекс  России  позволяет 
формировать  эффективную  государственную  политику  в  сфере  научных  исследований  и 
разработок.  

Наряду  с  основами  политики  Российской  Федерации  в  области  развития  науки  и 

технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом 
Российской  Федерации  11  января  2012  г.)  и  Стратегией  инновационного  развития 
Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской 
Федерации  №  2227-р  от  8 декабря  2011  г.),  долгосрочный  прогноз  научно-
технологического развития Российской Федерации является одним из ключевых элементов 
системы  управления  экономическим  и  научно-технологическим  развитием  страны.  Его 
главной  целью  является  разработка  вариантов  долгосрочного  научно-технологического 
развития,  на  основе  которых  определяются  позиции  страны  в  системе  международной 
научной и технологической  кооперации, а также необходимые  мероприятия для развития 
национальной  инновационной  системы.  Одновременно  с  учетом  долгосрочного  прогноза 
формируются  отраслевые  стратегии,  федеральные  и  ведомственные  целевые  программы, 
стратегии  крупных  государственных  корпораций,  программы  фундаментальных 
исследований  государственных  академий  наук,  ведущих  университетов,  национальных  и 
государственных 

научных 

центров, 

стратегические 

программы 

исследований 

технологических платформ. 

120 

 

 

Главными  задачами,  решаемыми  для  достижения  стратегической  цели  политики 

Российской Федерации в области развития науки и технологий, являются:  

1)

 

повышение  эффективности  государственного  участия  в  развитии  науки  и  

технологий  (прежде  всего  отечественной  фундаментальной  науки,  а  также  прикладных 
исследований  и  технологий,  необходимых  для  обеспечения  национальной  обороны, 
государственной  и  общественной  безопасности,  для  систем  жизнеобеспечения  и  других 
сфер ответственности государства); 

2)

 

обеспечение  инновационной  привлекательности  сегмента  исследований  и 
разработок  с  целью  повышения  доли  негосударственного  финансирования 
сегмента  исследований  и  разработок  в  Российской  Федерации  и  снижения  доли 
государственного финансирования до значений, достигнутых в странах с развитым 
рынком интеллектуальной собственности; 

3)

 

создание  конкурентоспособной  на  мировом  уровне  инновационной  системы  и 
активизация  инновационных  процессов  в  национальной  экономике  и  социальной 
сфере,  в  том  числе  за  счет  развития  механизмов  государственно-частного 
партнерства в инновационной сфере; 

4)

 

обеспечение  рациональной  интеграции  отечественной  науки  и  технологий  в 

мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации. 

Актуальные  задачи  в  рамках  данных  приоритетов  будут  реализовываться  в 

государственных  программах  Российской  Федерации,  включая  Государственную 
программу  Российской  Федерации  «Развитие  науки  и  технологий»,  Государственную 
программу  Российской  Федерации  «Развитие  образования»,  Государственную  программу 
Российской  Федерации   «Экономическое  развитие  и  инновационная  экономика», 
Государственную  программу  Российской  Федерации  «Развитие  промышленности», 
Государственную  программу  Российской  Федерации   «Информационное  общество».      
При  этом  посредством  государственных  программ  общая  инновационная  политика  будет 
связана  с  решением  задач  инновационного  развития  в  различных  секторах  экономики  и 
социальной  сферы,  в  том  числе  в  здравоохранении,  культуре  и  энергетике.  Программы 
развития  этих  секторов  будут  также  определять  основные  направления  и  меры 
инновационного развития в соответствующей сфере. 

5.2. Основные траектории технологического развития России 

Россия  входит  в  число  лидеров  по  ряду  важнейших  направлений  исследований  и 

разработок,  в  том  числе  в  таких  областях  как  нанотехнологии,  живые  системы,  охрана 
окружающей  среды,  атомная  и  водородная  энергетика,  энергосберегающие  системы, 
разработки прикладных программных средств и других. 

По  абсолютному  уровню,  в  пересчете  по  паритету  покупательной  способности, 

российские  затраты  на  НИОКР  находятся  примерно  на  уровне  европейских  стран:  выше 
уровня  Италии,  но  ниже  Великобритании.  По  данным  за  2011  год  (или  ближайший  год,    
по  которому  имеются  данные  по  странам)  Россия  занимает  8-е  место  в  мире.  При  этом 

121 

 

 

уровень расходов на НИОКР к ВВП (1,1%) уступает не только показателям стран Европы 
(в  среднем  по  странам  ЕС-27  1,91%  в  2010  г.),  но  и  Австралии  (2,24%  в  2008  г.),  Новой 
Зеландии (1,30% в 2009 г.) и другим странам. 

Расходы  на  НИОКР  в  России  и  в  абсолютном,  и  в  относительном  выражении 

значительно  ниже  расходов  стран  лидеров  (США – 2,9% ВВП,  Китая – 1,8% ВВП, 
Республики Корея – 3,74% ВВП, Японии – 3,4% ВВП).  

 

 

Источник

    по  странам:  OECD  (2012),  Main  Science  and  Technology  Indicators  Volume  2012  Issue  1,  OECD 

Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2012-1-en

 

Затраты  на  науку  в  расчете  на  одного  исследователя  также  уступают  уровню 

Германии,  США,  Республике  Корея.  Ситуация  усугубляется  и  тем,  что  материально-
техническая база российской науки и испытательных центров значительно устарела. 

Россия  весьма  слабо  представлена  на  мировых  рынках  наукоемкой  продукции.  Ее 

доля  на  рынках  высокотехнологичной  продукции,  по  оценкам,  составляет  менее  1%,            
а в гражданской сфере – около 0,1%. Это сопоставимо с позициями таких стран, как Чехия, 
Норвегия  и  Португалия.  Ни  по  одной  из  товарных  групп  гражданской 
высокотехнологичной продукции Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров. 

Результативность научных исследований в России и степень их мирового признания 

невелика.  По  данным  WEB  of  Science  (Essential  Science  Indicators)  по  общему  числу 
публикаций Россия занимает 14-е место, по общему числу ссылок – 23-е место.  

По оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового 

уровня  только  по  трети  из  34  важнейших  технологических  направлений.  При  этом 
существующие  перспективные  технологические  заделы  в  отечественной  экономике 
широко  не  используются,  до  коммерческого  использования  доведены  лишь  16% 
технологий,  из  них  только  половина  –  технологии,  соответствующие  мировому  уровню.     
В  экономике  сформировался  значительный  разрыв  между  созданием  технологий  в  сфере 
НИОКР и их использованием в массовом производстве.  

122 

 

 

Увеличение  финансирования  науки  в  последние  годы  не  переломило  устойчивую 

негативную тенденцию изменения кадрового состава научного сектора.  

Даже при возобновлении притока молодых ученых продолжается процесс старения 

научно-инженерных  кадров.  Средний  возраст  российских  исследователей  в  2011  году 
составил 48 лет, а 37,5% исследователей в России – люди в возрасте 55 лет и старше. 

Следует отметить и пролонгированное действие тех негативных процессов, которые 

сопровождали  структурную  перестройку  сектора  науки  и  образования  в  первые  годы 
перехода страны к экономических реформам. В настоящее время практически не осталось 
прикладных  научных  институтов  и  находящихся  в  ведении  высших  учебных  заведений 
опытных  предприятий.  Кроме  того,  в  вузах  уменьшилось  количество  конструкторских  и 
проектных организаций. В значительной степени эти организационные изменения явились 
реакцией  сектора  науки  и  образования  на  сокращение  спроса  на  НИОКР  со  стороны 
традиционных  заказчиков  вузовских  исследований  –  промышленных  предприятий.             
В  результате  в  России  сектор  высшего  образования  занимает  лишь  9%  от  внутренних 
затрат на исследования и разработки тогда как в США – 13,5%, Германии – 18%, Франции 
– 21,3 процента,  

5.3. Варианты научно-технологического развития 

Сложившиеся  тенденции  технологического  развития  в  российской  экономике, 

имеющиеся  риски  и  возможности  роста 
позволяют 

выделить 

три 

наиболее 

вероятных 

варианта 

научно-

технологического 

развития 

страны, 

соответствующие  основным  сценариям 
развития экономики. 

1. Вариант 

инерционного 

импортоориентированного 
технологического 

развития, 

соответствующий 

консервативному 

сценарию 

развития 

экономики, 

характеризуется 

дальнейшим 

ослаблением 

национальной 

инновационной системы и преимущественным использованием иностранных технологий и 
оборудования  для  модернизации  производств  и  отраслей  экономики.  Национальная 
инновационная  система  распадется  на  отдельные  научно-технические  анклавы, 
сосредоточенные  преимущественно  в  оборонном  комплексе.  Внутренние  затраты  на 
исследования и разработки стагнируют до 2025 года на уровне 1,0-1,1% ВВП и возрастают к 
2030 году лишь до 1,3%, при этом доля частных расходов превысит 30% лишь после 2025 
года  и  к  2030  году  не  достигает  40%.  В  развитых  странах,  как  и  в  Китае,  доля 
негосударственного сектора превышает 80 процентов. 

123 

 

 

Из-за  низкого  спроса  со  стороны  отечественного  бизнеса  и  консервации  уровня 

государственных расходов на исследования и разработки произойдет дальнейшее «сжатие» 
сектора      фундаментальной    и    прикладной    науки      (примерно  до  140-150  тыс.  человек,        
до  620-650  тыс.  человек),  что  исключает  возможность  эффективной  реализации 
крупномасштабных «прорывных» научно-технологических проектов.  

В  структуре  расходов  на  научные  исследования  к  2030  году  возрастет  доля 

капитальных вложений с 6-7% до 11% (в США в среднем за 2000-2008 гг. – 11,5%), доля 
оплаты  труда  сократится  с  46%  в  2010  году  до  36-34%  (в  США  –  47%).  Доля 
исследователей в общей численности работников науки сократится с 50% до 40-45%, что 
соответствует  структуре  Швейцарии  и  Италии.  При  этом  во  многих  развитых  странах 
численность исследователей превышает 50 процентов. 

Доля исследователей в общей численности персонала, % 

 

Доля исследователей  

в общей численности        

персонала, % 

Индия 

40 

Швейцария  

41 

Италия 

43 

Россия 

50 

Германия 

59 

Франция 

60 

Дания 

61 

Великобритания 

74 

Япония 

75 

Китай 

81 

Данный  сценарий  развития  приведет  к  технологическому  отставанию  от  ведущих 

стран  Запада,  а  в  перспективе  можно  ожидать  проигрыша  в  конкуренции  в  области 
инноваций  новым  индустриальным  странам,  в  частности,  Китаю.  Данный  вариант               
не  соответствует  целям  и  ориентирам  развития  российской  экономики  на  долгосрочную 
перспективу.  

2. Вариант 

догоняющего 

развития 

и 

локальной 

технологической 

конкурентоспособности

 

соответствует  инновационному  сценарию  прогноза.  При  данном 

варианте развития инновационной системы техническое и технологическое перевооружение 
экономики  будет  осуществляться  не  только  на  основе  импортных  технологий,  но                    
и  в  результате  локального  внедрения  созданных  отечественных  разработок.  Спрос                
на  отечественные  технологии  преимущественно  будет  формироваться  как  в  соответствии      
с  потребностями  обеспечения  интересов  национальной  безопасности  и  обороны,  так  и 
вследствие  развития  энерго-сырьевого  сектора

14

.  Внутренние  затраты  на  исследования  и 

                                                 

14

 

Например, может начаться активное внедрение АЭС на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных 

геологических условиях, переработки вязких сортов нефти, танкеры СПГ и др. 

124 

 

 

разработки возрастут до 2,0% ВВП к 2025 году и до 2,5% ВВП к 2030 году, доля частных 
расходов  превысит  30%  после  2020-2022  гг.  и  к  2030  году  будет  составлять  более  35%. 
Сектор фундаментальной и прикладной науки будет сегментироваться и концентрироваться 
вокруг направлений, имеющих коммерческое применение. 

В структуре расходов на науку доля расходов на оплату труда сократится к 2030 году 

до  уровня  ниже  30%.  При  этом  доля  капитальных  вложений  возрастет,  что  будет  связано       
с технологическим перевооружением отрасли.  

В основе этого варианта лежит максимальное использование доступных на мировом 

рынке технологий, которые закупаются либо привлекаются в страну вместе с иностранным 
капиталом.  Как  правило,  импортируемые  технологии  не  являются  самыми  передовыми          
в мире. 

Указанный вариант имеет ряд преимуществ: 
используются  уже  готовые  и  хорошо  отработанные  технологии,  следовательно, 

инновационные  риски  минимальны.  При  этом  наряду  с  технологиями  можно  получить  и 
весь комплекс сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт и обучение персонала; 

сроки реализации инновационных проектов сокращаются; 
развитие  технологий  в  базовых  секторах  экономики  может  привести  к  появлению        

в ней новых высокотехнологичных секторов; 

децентрализация принятия решений о выборе технологии снижает риск ошибок. 
Однако  существуют  и  риски  при  использовании  этого  варианта  в  российских 

условиях: 

необходимость  жестко  конкурировать  с  производителями  аналогичной  продукции, 

использующими такую же либо более совершенную технологию, что обеспечивается только 
при кардинальном росте производительности труда в российской экономике; 

наиболее  эффективное  развитие  производства  обеспечивается  за  счет    привлечения 

прямых  иностранных  инвестиций,  что  требует  серьезных  усилий  по  улучшению 
инвестиционного  климата.  Вместе  с  тем  значительное  участие  в  экономическом  развитии 
страны  иностранного  капитала  и  иностранных  технологий  повышает  ее  зависимость  и 
усиливает внешние риски; 

зависимость  экономики  от  импорта  техники  и  технологий  тормозит  развитие 

собственных разработок. 

3.

 

Вариант 

лидерства 

в 

ведущих 

научно-технических 

секторах 

и 

фундаментальных  исследованиях 

соответствует  форсированному  сценарию.  Данный 

вариант 

характеризуется 

модернизацией 

отечественного 

сектора 

НИОКР 

и 

фундаментальной  науки,  значительным  повышением  их  эффективности,  концентрацией 
усилий  на  прорывных  научно-технологических  направлениях,  которые  позволяют  резко 
расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом 
рынке  высокотехнологичной  продукции  и  услуг,  повышением  эффективности 
взаимодействия  российского  сектора  генерации  знаний  и  бизнеса,  развитием 
технологических платформ. 

125 

 

 

Потенциально  Россия  может  претендовать  на  лидирующие  позиции  в  производстве 

авиакосмической  техники,  нанотехнологиях,  композитных  материалах,  атомной  и 
водородной  энергетике,  биомедицинских  технологиях  жизнеобеспечения  и  защиты 
человека  и  животных,  отдельных  направлениях  рационального  природопользования  и 
экологии и ряде других.  

Этот  вариант  характеризуется  резким  увеличением  спроса  на  новые  научные  и 

инженерные  кадры,  а  также  предполагает  формирование  развитой  национальной 
инновационной  системы,  в  том  числе  за  счет  активного  формирования  инновационных 
кластеров  на  региональном  уровне,  и  восстановление  лидирующих  позиций  российской 
фундаментальной науки. 

Одновременно указанный вариант является более затратным, поскольку предполагает 

масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок, прежде 
всего  фундаментального  характера,  содействие  скорейшей  коммерциализации  результатов 
научных исследований и разработок, активный поиск и формирование новых рынков, ниш и 
сегментов  в  рамках  существующих  рынков  и,  наконец,  поддержку  выхода  на  них 
российских  компаний.  Внутренние  затраты  на  исследования  и  разработки  по  данному 
сценарию  возрастут  к  2020  году  до  2,0%  ВВП,  к  2030  году  –  до  3,0%  ВВП,  доля  частных 
расходов к 2030 году составит 50 процентов. 

К 2030 году в структуре расходов на науку сократится доля расходов на оплату труда 

до  уровня  ниже  30%.  Доля  капитальных  вложений  значительно  возрастет  в  результате 
существенного  обновления  парка  оборудования.  Доля  прочих  затрат  также  возрастет,  что 
будет  обусловлено  растущей  стоимостью  высокоточных  исследований,  требующих 
расходных материалов высокой стоимости.  

Для  этого  варианта  характерны  существенные  инновационные  риски,  связанные          

с  принципиальной  новизной  решений,  в  том  числе  велика  вероятность  того,  что  наиболее 
перспективные инновации будут раньше и (или) в большей степени использованы в других 
странах. 

Для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики 

технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов 
экономики.  Для  России  в  современных  условиях  оптимальным  является  вариант  развития     
с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут 
быть быстро созданы) конкурентные преимущества, с реализацией догоняющего варианта в 
большинстве  секторов  экономики.  В  рамках  Стратегии  инновационного  развития 
Российской  Федерации  на  период  до  2020  года  (распоряжение  Правительства  Российской 
Федерации  №2227-р  от  8  декабря  2011  г.)  данный  вариант  развития  научно-технической 
сферы определен как предпочтительный. 

Основными  инструментами  реализации  государственной  политики  в  указанной 

сфере  станут  государственные  программы  Российской  Федерации  «Развитие  науки  и 
технологий»,  «Экономическое  развитие  и  инновационная  экономика»  и  инновационные 
мероприятия  соответствующих  отраслевых  государственных  программ  Российской 

126 

 

 

Федерации. 

Рост  затрат  на  НИОКР  в  инновационном  сценарии  будет  сопровождаться 

повышением  эффективности  научно-технического  комплекса.  Для  достижения  научно-
технологических  прорывов  по  приоритетным  направлениям  развития  науки,  технологий  и 
техники  в  Российской  Федерации  и  реализации  стратегических  программ  (проектов) 
национальной  значимости  предполагается  создание  5-7  национальных  исследовательских 
центров  («национальных  лабораторий»),  формирование  30-40  ведущих  университетов 
(прежде всего национальных исследовательских и федеральных университетов) и создание 
крупных  научных  установок  класса  «мега-сайенс».  Это  позволит  проводить  дальнейшее 
совершенствование  системы  государственных  научных  центров,  включая  обновление 
материальной базы опытных и исследовательских работ, а также повысить эффективность и 
конкурентоспособность отечественных разработок. 

Стимулирование  исследований  и  разработок  будет  осуществляться  в  том  числе 

через  «принуждение  к  инновациям»  крупных  компаний  с  государственным  участием  и 
разработку  ими  программ  инновационного  развития,  которые  станут  стимулом  для 
повышения  конкурентоспособности  промышленности  за  счет  увеличения  спроса  на 
существенно  улучшенные  товары  и  услуги,  инновационные  проекты.  Расходы  крупных 
госкомпаний на указанные программы к 2015 году превысят 1,5 трлн. рублей, а к 2020 году 
–  2 трлн.  рублей.  При  этом  госкомпании  будут  улучшать  корпоративные  системы 
управления  инновациями  в  целях  преодоления  разрыва  в  конкурентоспособности                 
с ведущими зарубежными компаниями.  

Прогноз финансирования Программы инновационного развития  

(млрд. рублей) 

Сектор 

  

Финансирование Программы инновационного развития 

 

2011 г., отчет 

2013 г. 

2015 г. 

2020 г. 

2011-2020 гг. 

Всего 

в т.ч.  

за счет 

внебюджетных 

источников 

Всего 

в т. ч. 

 за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч.  

  за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч.  

  за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч 

 за счет 

внебюджет

ных 

источников 

Высокотехнологичные 
компании     

158,1 

38,3 

311,7 

86,9 

389,3 

80,1 

496,0 

102,1 

3758,2 

837,7 

   в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оборонно-
промышленный  
комплекс 

23,6 

12,2 

27,9 

8,8 

38,3 

17,4 

48,8 

22,2 

368,2 

161,4 

авиация 

33,8 

11,1 

62,7 

37,0 

88,3 

24,6 

112,5 

31,3 

853,9 

280,4 

судостроение 

11,1 

4,1 

61,1 

4,9 

73,5 

7,1 

93,6 

9,1 

679,9 

68,6 

радио-электронный 
комплекс 

41,0 

2,9 

62,8 

22,6 

65,6 

19,4 

83,6 

24,8 

671,9 

201,4 

Электроэнергетические 
компании 

24,0 

24,0 

45,0 

44,4 

45,4 

44,1 

57,9 

56,2 

463,6 

452,5 

Атомная промышленность 

32,3 

14,1 

35,0 

12,7 

41,8 

17,6 

53,2 

22,4 

416,7 

173,1 

Добывающий сектор 

168,3 

168,3 

483,5 

483,5 

480,8 

480,8 

612,6 

612,6 

4600,5 

4600,5 

Общее машиностроение 

64,3 

24,3 

114,5 

48,0 

100,4 

47,4 

127,9 

60,4 

1 084,6 

482,5 

Сервисные компании  

235,7 

215,1 

353,0 

325,6 

433,9 

409,3 

552,8 

521,5 

4 259,7 

3988,7 

127 

 

 

Сектор 

  

Финансирование Программы инновационного развития 

 

2011 г., отчет 

2013 г. 

2015 г. 

2020 г. 

2011-2020 гг. 

Всего 

в т.ч.  

за счет 

внебюджетных 

источников 

Всего 

в т. ч. 

 за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч.  

  за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч.  

  за счет 

внебюджетных 

источников

 

Всего 

в т. ч 

 за счет 

внебюджет

ных 

источников 

    в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

транспортные  

41,3 

41,3 

67,2 

67,2 

65,8 

65,8 

83,9 

83,9 

667,7 

667,7 

инфраструктурные 

194,3 

173,8 

285,7 

258,4 

368,1 

343,5 

468,9 

437,6 

3 592,0 

3321,1 

Химическая и 
фармацевтическая 
промышленность 

2,9 

1,8 

6,9 

2,1 

4,9 

1,4 

6,2 

1,8 

55,9 

16,2 

Прочие 

15

 

 

 

57,6 

32,2 

88,1 

57,4 

112,2 

73,1 

769,9 

485,4 

Итого: 

686 

486 

1407 

1035 

1585 

1138 

2019 

1450 

15409,1 

11036,5 

Технологические  платформы  станут  коммуникационным  механизмом  между 

государством, 

бизнесом, 

наукой 

и 

образованием, 

сформируют 

приоритеты 

инновационного 

развития 

соответствующих 

отраслей 

промышленности 

через 

формирование  системы  государственной  поддержки,  учитывающей  отраслевые 
стратегические  программы  исследований.  Их  деятельность  будет  способствовать 
эффективной коммерциализации накопленного научно-технического задела, что позволит 
повысить  технологический  уровень  российского  бизнеса  и,  соответственно,  его 
конкурентоспособность,  в  том  числе  и  на  внешних  рынках.  По  ряду  направлений                 
в результате деятельности технологических платформ планируется к 2020 году увеличить 
в 2-3 раза долю отечественной продукции на мировых рынках. 

На  региональном  уровне  будут  реализованы  проекты  инновационных  центров, 

объединяющих  имеющиеся  в  регионах  объекты  федеральной  и  региональной 
образовательной, 

научной 

и 

инновационной 

инфраструктуры, 

территориями 

инновационного  развития  станут  Сколково,  наукограды,  некоторые  ЗАТО,  а  также 
инновационные  территориальные  кластеры,  прежде  всего  утвержденные  Правительством 
Российской  Федерации  25  пилотных  инновационных  территориальных  кластеров. 
Планируется, что по мере реализации мероприятий государственной поддержки в период 
2012-2016  гг.  среднегодовые  объемы  частных  инвестиций  в  25  пилотных  инновационных 
территориальных  кластерах  возрастут  в  полтора  раза,  а  совокупный  объем  частных 
инвестиций составит 1,5 трлн. рублей.  

                                                 

15

 

Добавлены в Перечень в январе 2012 года. 

128 

 

 

Объем частных инвестиций в развитие производства, 

разработку и продвижение на рынок новых продуктов 

(млрд. рублей)

 

Наименование отраслевой группы 

2009-2011 гг. 

2012-2016 гг. 

Увеличение 

среднегодовых 

объемов

16

, % 

Ядерные и радиационные технологии 

5,4 

28,3 

314 

Производство летательных и космических 
аппаратов, судостроение 

25,6 

63,9 

150 

Фармацевтика, биотехнологии и медицинская 
промышленность 

27,2 

99,8 

220 

Новые материалы 

49,5 

101,2 

123 

Химия и нефтехимия 

501,8 

1219,6 

146 

Информационные технологии и электроника 

35,0 

61,6 

106 

Итого 

644,5 

1574,2 

147 

 

Объем расходов на НИОКР участников кластеров 

(млрд. рублей)

 

Наименование отраслевой группы 

2007-2011 гг. 

2012-2014 гг. 

Увеличение 

среднегодовых 

расходов

17

, % 

Ядерные и радиационные технологии 

97,5 

155,2 

265 

Производство летательных и космических 
аппаратов, судостроение 

99,8 

100,9 

169 

Фармацевтика, биотехнологии и медицинская 
промышленность 

37,7 

54,3 

240 

Новые материалы 

400,8 

308,2 

128 

Химия и нефтехимия 

55,5 

62,7 

188 

Информационные технологии и электроника 

418,6 

287,5 

114 

Итого 

1109,9 

968,8 

145 

 
При  реализации  форсированного  сценария  совокупная  выручка  от  продаж 

несырьевой  продукции  организаций  –  участников  пилотных  инновационных 
территориальных кластеров к 2016 году по сравнению с 2011 годом увеличится более чем 
в 2 раза и превысит 3,8 трлн. рублей. 

 

 

 

                                                 

16

 Отношение среднегодовых объемов частных инвестиций за период 2012–2015 гг. к аналогичному показателю за 

период 2009-2011 гг. 

17

 Отношение среднегодовых расходов на НИОКР за период 2012–2014 гг. к аналогичному показателю в 2007–2011 гг. 

129 

 

 

Совокупная выручка предприятий-участников 

кластера от продаж несырьевой продукции 

(млрд. рублей)

 

Наименование отраслевой группы 

2011 г. 

2016 г. 

прирост, % 

Ядерные и радиационные технологии 

73,6 

157,8 

114 

Производство летательных и космических 
аппаратов, судостроение 

228,5 

583,0 

155 

Фармацевтика, биотехнологии и медицинская 
промышленность 

45,5 

156,6 

244 

Новые материалы 

243,4 

393,1 

62 

Химия и нефтехимия 

1097,5 

2122,6 

93 

Информационные технологии и электроника 

174,4 

397,5 

128 

Итого 

1862,8 

3810,6 

105 

В целом поддержка пилотных инновационных территориальных кластеров приведет 

к  увеличению  их  веса  и  роли  в  экономике  страны,  укрепит  инновационные  тенденции, 
ослабит зависимость России от конъюнктуры цен на сырьевую продукцию. Опережающее 
развитие  Сколково,  наукоградов,  ЗАТО  и  инновационных  территориальных  кластеров 
позволит сформировать устойчивый фундамент для экономического роста, основанного на 
инновациях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..