ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 7

 

 

98 

 

 

увеличится  с  3%  в  2011  году  до  25%  в  2020  году  доля  организаций  высшего 

профессионального  образования,  здания  которых  приспособлены  для  обучения  лиц            
с особыми потребностями здоровья; 

удельный  вес  численности  студентов  организаций  высшего  образования, 

прошедших  в  течение  учебного  года  обучение  в  зарубежном  вузе  не  менее  одного 
семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 0,1% в 2011 году до 6% в 2020 году; 

для  всех  студентов  учреждений  профессионального  образования,  имеющих 

потребность  в  общежитии,  будет  обеспечена  возможность  проживания  в  современных 
общежитиях; 

не  менее  пяти  российских  университетов  войдут  в  первую  сотню  ведущих 

университетов согласно мировому рейтингу; 

увеличение 

числа 

федеральных 

государственных 

организаций 

высшего 

профессионального  образования,  осуществляющих  международный  рекрутинг  научно-
педагогических работников (не менее 15 человек на протяжении 5 лет); 

увеличение  до  30%  численности  студентов,  обучающихся  по  приоритетным  и 

капиталоемким  направлениям,  которые  будут  получать  образование  в  вузах                        
со значительным объемов контрактных исследований и разработок.  

С  учетом  возрастающего  спроса  населения  на  услуги  дошкольного  образования 

будет  продолжено  внедрение  различных  моделей  образования  детей  старшего 
дошкольного  возраста,  в  том  числе  за  счет  расширения  мест  в  семейных, 
негосударственных,  корпоративных  детских  садах;  оптимизация  и  развитие  сети 
дошкольных  образовательных  учреждений  различных  форм  собственности  и 
образовательных  учреждений  дополнительного  образования  детей;  введение  системы 
государственного (муниципального) задания (заказа) на  услуги  дошкольного образования 
с полноценным доступом к нему негосударственных организаций. 

К 2016 году предполагается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного 

образования для детей в возрасте от трех до семи лет. 

Указанные  меры  будут  способствовать  раннему  развитию  детей,  более  успешному 

их обучению в общеобразовательной школе, ликвидации очереди в детские сады. 

Определяющее  влияние  на  развитие  дошкольного,  школьного  и  дополнительного 

образования  окажут  четыре  внешние  тенденции.  Во-первых,  при  относительной 
стабильности  численности  дошкольников  будет  расти  численность  детей  школьного 
возраста.  Во-вторых,  продолжится  изменение  структуры  расселения:  будут  уменьшаться 
малонаселенные  пункты  и  увеличиваться  население  городов.  При  этом  будет 
увеличиваться  доля  детей  трудовых  мигрантов.  В-третьих,  недостаток  предложений  на 
рынке  труда  будет  приводить  к  большей  конкуренции  за  человеческие  ресурсы,  в  том 
числе  отвлекая  педагогические  кадры  в  другие  сферы  деятельности.  В-четвертых,  будет 
радикально  меняться  среда  социализации,  создавая  новые  социальные,  культурные, 
технологические  возможности  и  риски  как  для  детей  и  их  семей,  так  и  для 
образовательных организаций. 

99 

 

 

Будет  продолжена  модернизация  системы  общего  образования  путем  создания 

эффективных  механизмов  обновления  качества  общего  образования,  разработки  и 
внедрения  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  нового  поколения 
для  всех  его  уровней,  внедрения  современных  образовательных  технологий,  обеспечения 
современных  условий  получения  общего  образовании,  расширения  профильного 
образования  в  старшей  школе,  развития  сильных  школ  и  поддержки  школ,  работающих     
в  трудных  условиях,  совершенствования  системы  единого  государственного  экзамена, 
обновления  содержания  и  методов  обучения  в  областях  низкой  конкурентоспособности 
российской  школы  (технология,  иностранные  языки,  социальные  науки);  поддержки 
опережающего 

развития 

областей 

потенциального 

лидерства 

(математическое 

образование,  обучение  чтению);  формирования  в  школах  высокотехнологической  среды 
для  преподавания  (высокоскоростной  интернет,  цифровые  ресурсы  нового  поколения, 
виртуальные  учебные  лаборатории  и  др.)  и  управления  (электронный  документооборот, 
порталы знаний и другие). 

С  целью  повышения  конкурентности  и  открытости  общего  образования 

предусматривается  создание  и  развитие  в  общеобразовательных  учреждениях 
общественно-государственных  форм  управления.  Будет  завершен  переход  к  нормативно-
подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. 

Кроме  того,  предусматривается  модернизация  системы  профессиональной 

подготовки педагогических кадров с целью обеспечения ее адекватности новым методам и 
требованиям 

образовательных 

процессов, 

введение 

эффективного 

контракта                         

с 

педагогическими 

работниками, 

повышение 

результатов 

обучения                                        

в  общеобразовательной   школе,  создание  условий  для  привлечения  на  работу  в  школы 
высококвалифицированных 

специалистов, 

расширение 

масштабов 

системы 

дополнительного образования школьников. 

Сеть  школ  в  сельской  местности  будет  иметь  сложную  структуру,  включающую 

базовые  школы  и  филиалы,  соединенные  не  только  административно,  но  и  системой 
дистанционного  образования.  Многие  сельские  школы  станут  интегрированными 
социально-культурными  учреждениями, выполняющими не только функции образования, 
но  и  иные  социальные  функции  (культуры  и  спорта,  медицинского  обслуживания  и 
другие). 

В  городах  школы  будут  включать  ступени  начальной,  средней  и  старшей  школы        

с  особыми  условиями  обучения  и  воспитания  для  детей  разных  возрастов.  Они  будут 
интегрированы  в  единую  среду  социализации  с  организациями  дополнительного 
образования, культуры и спорта. 

Указанные  меры  будут  способствовать  развитию  сети  общеобразовательных 

учреждений,  включая  совершенствование  организации  предоставления  образования 
посредством  формирования  центров  образования,  ресурсных  центров,  сетевых  моделей, 
появлению конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их 
качества и разнообразия, а также  позволят повысить прозрачность бюджетного процесса и 

100 

 

 

финансовой  деятельности  образовательных  учреждений,  будут  способствовать 
выравниванию  бюджетной  обеспеченности  регионов,  позволят  оптимизировать  и 
сконцентрировать  образовательные  ресурсы,  укрепить  и  модернизировать  материально-
техническую базу.  

В  результате  модернизации  сфер  дошкольного,  общеобразовательного  и 

дополнительного  образования  детей  предусматривается  достичь  следующих  показателей: 
все  дети-инвалиды,  которым  показано  обучение  в  форме  дистанционного  образования, 
будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено 
подключение  100%  школ  к  высокоскоростному  Интернету;  средняя  заработная  плата 
педагогических работников дошкольных образовательных организаций к 2013 году будет 
доведена  до  средней  заработной  платы  в  сфере  общего  образования  в  соответствующем 
регионе,  а  педагогических  работников  общеобразовательных  организаций  –  до  средней 
заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации;  к 2020  году охват детей    
в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в общей численности 
детей этого возраста составит 75 процентов. 

Увеличение  финансирования  сферы  образования  позволит  осуществить  ключевые 

общесистемные  изменения  в  отрасли,  обеспечить  внедрение  современной  модели 
образования  и  достижение  по  основным  показателям  средних  значений  для  стран  ОЭСР.    
В  начале  прогнозного  периода  продолжится  системное  внедрение  эффективных 
организационно-финансовых  и проектных  механизмов  на  всех  уровнях  образования, 
обеспечиваемое  с  помощью  государственной  программы  на  основе  ее  результатов,              
и в развитие приоритетного национального проекта «Образование». 

Объем  бюджетных  средств,  направляемых  на  финансирование  сферы  образования, 

предусматривает, в том числе,  увеличение уровня оплаты труда работникам образования, 
повышение  уровня  стипендиального  обеспечения  обучающихся  в  учреждениях 
профессионального  образования,  перераспределения  полномочий  по  финансовому 
обеспечению  государственных  гарантий  на  получение  общедоступного  и  бесплатного 
дошкольного  образования  (субвенции).  Для  повышения  качества  образовательных  услуг 
предусматриваются  дополнительные  инвестиции  в  человеческий  капитал  преподавателей 
и  обновление  преподавательского  корпуса.  При  условии  перехода  на  новые  системы 
оплаты труда произойдет рост фонда оплаты труда, при этом обеспечивается поддержание 
оплаты  труда  работников  образовательных  учреждений  на  уровне  средней  в  экономике 
заработной  платы,  а  также  предусматривается  внедрение  дифференцированных 
стимулирующих  выплат  при  переходе  к  системе  «эффективного  контракта»  для 
квалифицированных  преподавателей.  При  этом  будет  обеспечен  конкурентоспособный 
уровень заработной платы работников образования всех уровней. 

Кроме того, предусматривается модернизация материально-технической базы сферы 

образования,  строительство  новых  школ,  зданий  детских  дошкольных  организаций, 
создание  современных  кампусов  в  системе  высшего  профессионального  образования, 
а также оснащение их современным оборудованием и средствами обучения. 

101 

 

 

Инновационный  сценарий

  развития  сферы  образования  предполагает  увеличение 

расходов на образование  до 6,5 % ВВП к 2030 году, в том числе бюджетной системы до 
5,2% ВВП (в 2011 году – 4,9% и 4,1% ВВП соответственно). 

Это  позволит  обеспечить  повышение  охвата  детей  дошкольным  образованием, 

поддержку  одаренных  детей  и  дополнительного  образования  детей,  поддержку  ведущих 
университетов  и  создание  кампусов,  изменение  структуры  профессионального 
образования (завершение перехода к обучению по программам прикладного бакалавриата 
и  магистратуры  в  вузах;  выделение  трехлетних  программ  прикладного  бакалавриата, 
ориентированных  на  обучение  прикладных  квалификаций,  реализуемых  центрами 
прикладных квалификаций, на базе учреждений среднего профессионального образования.  

К  2020  году  увеличится  численность  воспитанников  дошкольного  и  общего 

образования,  одновременно  с  этим  сократится  численность  обучающихся  в  учреждениях 
профессионального 

образования. 

Демографическая 

ситуация, 

которая 

будет 

способствовать  росту  численности  воспитанников  детских  садов  и  школ  в  2020  году, 
увеличит  численность  обучающихся  в  учреждениях  профессионального  образования           
к 2030 году. 

Численность  учащихся  в  общеобразовательных  учреждениях  увеличится  на  12,3%    

с 13,7 млн. человек до 15,4 млн. человек в 2030 году. 

Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 

увеличится в 1,9 раза с 2,1 млн. человек в 2011 году до 4 млн. человек в 2030 году. В то же 
время  численность  студентов  учреждений  высшего  профессионального  образования 
сократится на 13% с 6,5 млн. человек до 5,6 млн. человек к 2030 году. 

Консервативный  сценарий

 

отличается  от  инновационного  изменениями, 

связанными  с  сокращением  финансирования  учреждений  высшего  профессионального 
образования и развитием системы среднего профессионального образования, предполагает 
рост численности обучающихся в  учреждениях среднего профессионального образования 
по  сравнению  с  численностью  обучающихся  в  высших  профессиональных  учреждениях, 
обусловленный  доступностью  образовательных  программ  среднего  профессионального 
образования.  Число  обучающихся  учреждений  среднего  профессионального  образования  
к  2030  году  составит  4,6  млн.  человек  (рост  в  2,2  раза),  а  численность  студентов 
учреждений  высшего  профессионального  образования  сократится  на  22%  с  6,5  млн. 
человек до 5 млн. человек к 2030 году. 

Расходы  на  образование  к  2030  году  составят  6,0%  ВВП,  в  том  числе  бюджетной 

системы – 5,1% ВВП. 

Форсированный  сценарий

  предполагает  увеличение  расходов  на  образование       

до 8,1% ВВП к 2030 году, в том числе бюджетной системы до 6,2% ВВП. 

Это  позволит  осуществить  ключевые  общесистемные  изменения  в  отрасли, 

обеспечить  внедрение  современной  модели  образования  и  достижение  по  основным 
показателям средних значений для стран ОЭСР.  

102 

 

 

Это позволит обеспечить в том числе: увеличение уровня оплаты труда работникам 

образования  посредством  перехода  к  системе  эффективного  контракта,  что  позволит 
обеспечить  повышение  престижности  работы  в  сфере  образования;  осуществлен  переход    
к  нормативно-подушевому  финансированию  образовательных  программ  высшего 
профессионального  образования;  переход  к  профильному  обучению  старшеклассников, 
позволяющему  создать  условия  для  углубленного  изучения  отдельных  предметов, 
определяющих  выбор  будущей  профессии;  поддержку  ведущих  университетов,  создание 
современных  кампусов  в  системе  высшего  профессионального  образования; 
модернизацию 

материально-технической 

базы 

сферы 

образования; 

поддержку 

талантливых детей и дополнительного образования детей. 

4.4. Развитие экономики здравоохранения 

Развитие  здравоохранения  на  период  до  2030  года  должно  быть  ориентировано  на 

создание  эффективной  системы,  способной  обеспечить  население  своевременными 
профилактическими  мероприятиями,  доступной  и  качественной  медицинской  помощью,     
с  использованием  достижений  медицинской  науки,  а  также  реабилитационной  и 
санаторно-курортной помощью.  

Государственная  политика  в  сфере  здравоохранения  на  период  до  2030  года  будет 

осуществляться  в  соответствии  с  Концепцией  долгосрочного  социально-экономического 
развития  Российской  Федерации  на  период  до  2020  года,  Концепцией  демографической 
политики  Российской  Федерации  до  2025  года,  а  также  задачами,  поставленными 
Президентом  Российской  Федерации  В.В.Путиным  в  указах  от  7  мая  2012  г.  №  598           
«О  совершенствовании  государственной  политики  в  области  здравоохранения»  и  №  597 
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».  

Развитие здравоохранения в период до 2030 года будет осуществляться в  условиях 

неблагоприятной демографической ситуации, в период увеличения доли населения старше 
трудоспособного возраста.  

На развитие здравоохранения будут влиять следующие факторы: 
-  снижение  численности  населения  трудоспособного  возраста  России  с  86,6 млн. 

человек в 2012 году до 77,2 млн. человек к 2030 году;  

-  численность  населения  старше  трудоспособного  возраста  возрастет  с  32,8 млн. 

человек в 2012 году до 40,4 млн. человек к 2030 году. 

Вместе  с  тем  предстоит  обеспечить  достижение  к  2018  году  следующих  целевых 

показателей: 

1. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случаев на 

100 тыс. населения. 

2.  Снижение  смертности  от  новообразований  (в  том  числе  от  злокачественных)        

до 192,8 случаев на 100 тыс. населения. 

3. Снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тыс. населения. 

103 

 

 

4.  Снижение  смертности  от  дорожно-транспортных  происшествий  до  10,6 случаев 

на 100 тыс. населения. 

5.  Снижение  младенческой  смертности,  в  первую  очередь  за  счет  снижения  ее            

в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми. 

6.  Доведение  объема  производства  отечественных  лекарственных  средств                 

по  номенклатуре  перечня  стратегически  значимых  лекарственных  средств  и  перечня 
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов. 

7.  Повышение  средней  заработной  платы  врачей  до  200  процентов  от  средней 

заработной платы в соответствующем регионе. 

8.  Повышение  средней  заработной  платы  социальных  работников  медицинских 

организаций,  младшего  медицинского  персонала  (персонала,  обеспечивающего  условия 
для  предоставления  медицинских  услуг),  среднего  медицинского  (фармацевтического) 
персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) 
до  100  процентов  от  средней  заработной  платы  в  соответствующем  регионе,  работников 
медицинских  организаций,  имеющих  высшее  медицинское  (фармацевтическое)  или  иное 
высшее  образование,  предоставляющих  медицинские  услуги  (обеспечивающих 
предоставление  медицинских  услуг),  –  до  200  процентов  от  средней  заработной  платы        
в соответствующем регионе. 

Также  в  указанный  период  необходимо  обеспечить  реализацию  следующих 

мероприятий: 

а)  совершенствование  оказания  медицинской  помощи  населению  на  основе 

государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»; 

б)  Стратегии  развития  медицинской  науки  в  Российской  Федерации  на  период         

до 2025 года; 

в)  реализацию  мероприятий  по  формированию  здорового  образа  жизни  граждан 

Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-
оздоровительных  программ,  профилактику  алкоголизма  и  наркомании,  противодействие 
потреблению табака; 

г) Стратегии  лекарственного  обеспечения  населения  Российской  Федерации             

на период до 2025 года; 

д) комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации 

медицинскими  кадрами,  а  также  принятие  в  субъектах  Российской  Федерации  программ, 
направленных  на  повышение  квалификации  медицинских  кадров,  проведение  оценки 
уровня  их  квалификации,  поэтапное  устранение  дефицита  медицинских  кадров,  а  также 
дифференцированные  меры  социальной  поддержки  медицинских  работников,  в  первую 
очередь наиболее дефицитных специальностей; 

е) модернизацию наркологической службы Российской Федерации. 
С 2013 года предусматривается реализация государственной программы Российской 

Федерации  «Развитие  здравоохранения»  (далее  –  Государственная  программа), 

104 

 

 

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. 
№ 2511-р.  

Целью 

Государственной 

программы 

является 

обеспечение 

доступности 

медицинской  помощи  и  повышение  эффективности  медицинских  услуг,  объемы,  виды  и 
качество  которых  должны  соответствовать  уровню  заболеваемости  и  потребностям 
населения, передовым достижениям науки. 

Общий  объем  финансового  обеспечения  Государственной  программы  в  2013-2020 

годах  в  текущих  ценах  составляет  33,7  трлн.  рублей.  Предполагаемый  объем 
финансирования  Государственной  программы  составляет:  за  счет  средств  федерального 
бюджета  2,7  трлн.  рублей,  средств  консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской 
Федерации 10,5 трлн. рублей,  средств Федерального фонда  обязательного  медицинского 
страхования  17,1  трлн.  рублей.  Дополнительная  потребность  в  средствах  федерального 
бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей.  

В  рамках  Государственной  программы  определены  основные  векторы  развития 

системы  здравоохранения:  профилактика  заболеваний  и  формирование  здорового  образа 
жизни,  развитие  первичной  медико-санитарной  помощи,  совершенствование  оказания 
специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и 
внедрение  инновационных  методов  диагностики  и  лечения,  охрана  здоровья  матери  и 
ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе 
детей,  кадровое  обеспечение  системы  здравоохранения,  развитие  международных 
отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере 
охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан. 

В  результате  реализации  Государственной  программы  к  2020  году  планируется 

достигнуть следующих значений показателей: 

1.  Смертность  от  болезней  системы  кровообращения  622,4  случаев  на  100 тыс. 

населения. 

2.  Смертность  от  новообразований  (в  том  числе  от  злокачественных)  190 случаев     

на 100 тыс. населения. 

3. Смертность от туберкулеза 11,2 случаев на 100 тыс. населения. 
4.  Смертность  от  дорожно-транспортных  происшествий  10  случаев  на  100 тыс. 

населения. 

5. Младенческая смертность 6,4 на 1 тыс. родившихся живыми. 
6.  Снижение  потребления  алкогольной  продукции  (в  перерасчете  на  абсолютный 

алкоголь) до 10 литров на душу населения. 

7. Распространенность потребления табака среди взрослого населения 25 процентов. 
8. Распространенность потребления табака среди детей и подростков 15 процентов. 
9. Материнская смертность 15,5 случаев на 100 тыс. родившихся живыми. 

10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 74,3 лет. 
11. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3. 

105 

 

 

12.  Средняя  заработная  плата  врачей  и  работников  медицинских  организаций, 

имеющих  высшее  медицинское  (фармацевтическое)  или  иное  высшее  образование, 
представляющих  медицинские  услуги  (обеспечивающих  представление  медицинских 
услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 200 процентов.  

13.  Средняя  заработная  плата  среднего  медицинского  (фармацевтического) 

персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) 
от средней заработной платы в соответствующем регионе 100 процентов. 

14.  Средняя  заработная  плата  младшего  медицинского  персонала  (персонала, 

обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной 
платы в соответствующем регионе 100 процентов. 

В 

консервативном  сценарии

  развития  в  условиях  низких  темпов  экономического 

роста расходы на здравоохранение увеличатся с 4,3% в 2011 году до 5,6% ВВП к 2020 году 
и до 6,2% ВВП к 2030 году. 

В  долгосрочной  перспективе  не  будут  решены  главные  проблемы  российской 

системы  здравоохранения:  финансовая  обеспеченность  декларированных  государством 
обязательств  в  этой  сфере,  не  отвечающий  современным  требованиям  уровень 
материально-технического 

оснащения 

медицинских 

организаций, 

дефицит 

и 

недостаточный уровень квалификации медицинского персонала.  

Выполнение  задачи  предоставления  бесплатной  медицинской  помощи  населению    

на  всей  территории  Российской  Федерации  будет  осуществляться  в  условиях 
недостаточного финансового обеспечения системы здравоохранения.   

Для адекватной  реализация  мероприятий  Государственной  программы,  содержания 

и обновления материально-технологической базы в прогнозный период будет требоваться 
больше расходов. 

В соответствии с 

инновационным сценарием

 развития сферы здравоохранения до 

2030  года  будет  обеспечен  качественный  прорыв  в  системе  здравоохранения,  внедрены 
инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, 
создана  эффективная  система  подготовки  и  переподготовки  медицинских  кадров, 
внедрены  в  деятельность  медицинских  организаций  современные  информационные 
системы.  

Расходы на здравоохранение возрастают  до 6,1% ВВП к 2020 году и до 7,1% ВВП     

к 2030 году. 

С  целью  обеспечения  государственных  гарантий  медицинской  помощи,  ее 

доступности и высокого качества в период до 2030 года должны быть решены следующие 
задачи: 

1.  Обеспечение  государственных  гарантий  оказания  гражданам  бесплатной 

медицинской помощи в полном объеме. 

2.  Постоянное  совершенствование  системы  стандартов  медицинской  помощи             

с  целью  внедрения  современных  медицинских  технологий  при  лечении  и  диагностике 
наиболее распространенных заболеваний. 

106 

 

 

3.  Совершенствование  системы  обязательного  медицинского  страхования, 

функционирующей на основе страховых принципов. 

4.  Повышение  структурной  эффективности  системы  организации  медицинской 

помощи. 

5.  Повышение  роли  профилактической  составляющей  на  основе  периодических 

диспансеризаций, постоянного наблюдения за группами риска. 

6. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни. 

7.  Оплата  медицинской  помощи  на  основе  стандартов  медицинской  помощи               

в зависимости от качества ее оказания. 

8.  Расширение  инновационной  деятельности  медицинских  и  научных  организаций 

для разработки и внедрения новых медицинских технологий. 

9.  Повышение  удовлетворения  потребности  населения  в  высокотехнологичной 

медицинской помощи.  

10. Дальнейшее развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства. 

11. Привлечение негосударственных инвестиций в основные фонды. 

12.  Изменение  соотношения  врачебного  и  среднего  медицинского  персонала,             

в сторону последнего для обеспечения доступности медицинских услуг. 

13.  Увеличение  уровня  оплаты  труда  медицинских  работников  до  средней 

заработной платы по региону. 

Решение  перечисленных  задач  в  условиях  постоянного  увеличения  расходов            

на  здравоохранение  к  2030 году  позволит  добиться  существенного  улучшения 
демографических  показателей  и  показателей  состояния  здоровья  населения,  снизить 
общий коэффициент смертности, в том числе среди трудоспособного населения, увеличить 
среднюю продолжительность жизни.  

В 

форсированном сценарии

 развития  к  2030  году  в России будет создана  система 

здравоохранения,  способная  конкурировать  со  здравоохранением  развитых  европейских 
стран,  и  характеризующаяся:  низкими  показателями  заболеваемости,  смертности  и 
инвалидизации;  высококвалифицированным  медицинским  персоналом,  международного 
уровня;  инновационными  методами  диагностики  (включая  дистанционные),  лечения  и 
профилактики  заболеваний,  основанных  на  последних  достижениях  мировой  науки  и 
техники.  С  учетом  вступления  России  в  ВТО  возрастет  конкуренция  на  рынке 
медицинских  услуг  и,  как  следствие,  повысится  качество  предоставляемой  медицинской 
помощи. 

Расходы на  здравоохранение  вырастут  до  7,1% ВВП  к 2020 году и  до 9,4% ВВП  к 

2030 году. 

Ожидается снижение уровня заболеваемости благодаря повышению эффективности 

превентивных мер по борьбе с заболеваниями, осознанию личной ответственности за свое 
здоровье.  Развитие  и  внедрение  медицинских  технологий  поможет  справиться                      
с заболеваниями, ранее считавшимися неизлечимыми. 

Благодаря  развитию  биомедицинских  технологий  широкое  распространение 

107 

 

 

получит  персонифицированное  лечение.  Получит  широкую  доступность  для  граждан 
тестирование  с  целью  выявления  серьезных  генетических  заболеваний.  Развитие 
клеточных технологий позволит восстанавливать поврежденные ткани. 

Повысится  доступность  для  граждан  необходимых  диагностических  исследований,    

в  том  числе  с  использованием  ядерных  технологий,  оказание  гражданам 
высокотехнологичной медицинской помощи будет приближена к 100% к 2030 году. 

Будет  создана  эффективная  система  лекарственного  обеспечения  граждан,  что 

поможет  обеспечить  доступность  лекарственных  средств,  назначаемых  по  медицинским 
показаниям для населения и снизит количество осложнений и обострений заболеваний.  

Повысится  влияние  профессиональных  врачебных  объединений  и  медицинских 

организаций на принятие решений в сфере здравоохранения. 

При этом отдельно предстоит решить следующие задачи. 
1.  Снижение  заболеваемости  и  смертности  населения  потребует  оптимизации 

численности и структуры медицинских организаций. 

2.  Увеличение  продолжительности  жизни  потребует  форсированного  развития 

гериатрического  направления  медицины,  в  том  числе  сети  медицинских  организаций 
данного профиля. 

3.  Повышение  эффективности  лечения  тяжелых  заболеваний  потребует  развития 

системы медицинской  реабилитации и диспансерного наблюдения.  

4. Стремительное развитие технологий потребует качественных изменений системы 

непрерывного  медицинского  образования,  выработки  новых  форм  управления 
здравоохранением. 

4.5. Развитие культуры и массовых коммуникаций 

Поддержка  культуры  является  одним  из  приоритетных  направлений  социально-

экономического развития России.  

Прогноз  развития  сферы  культуры  до  2030  года  предполагает  создание 

необходимых  условий  для  устойчивого  развития  сферы  культуры,  направленных  на 
обеспечение  максимальной  доступности  для  граждан  России  культурных  благ  и 
образования  в  сфере  культуры  и  искусства;  сохранение  культурного  наследия  России; 
повышение  качества  и  разнообразия  услуг,  предоставляемых  в  сфере  культуры; 
совершенствование  организационных,  экономических  и  правовых  механизмов  сферы 
культуры. 

Это  нашло  свое  отражение  в  Указе  Президента  Российской  Федерации  от  7 мая 

2012 г.  №  597  «О  мероприятиях  по  реализации  государственной  социальной  политики» 
(далее  –  Указ),  а  также  в  государственной  программе  «Развитие  культуры  и  туризма»  на 
2013-2020  годы,  утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской  федерации  от 
27 декабря 2012 г. № 2567-р (далее – Государственная программа). 

Предполагается,  что  Государственная  программа  обеспечит  качественное  развитие 

сферы культуры и  туризма  и  формирование  необходимого потенциала  для эффективного 

108 

 

 

функционирования  отрасли  в  долгосрочной  перспективе.  Ее  реализация  позволит  к 
2020 году  оптимизировать  и  модернизировать  сеть  государственных  и  муниципальных 
учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко 
всему  спектру  культурных  благ  и  услуг,  активизировать  интеграцию  России  в  мировой 
культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом. 

Общий  объем  финансирования  Государственной  программы  из  всех  источников 

предусматривается в размере 3572,6 млрд. рублей. 

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривается 

в размере 907,9 млрд. рублей, в том числе в 2013 году – 100,4 млрд. рублей, в 2014 году – 
101,0 млрд. рублей, в 2015 году – 104,5 млрд. рублей. 

В  качестве  основных  направлений  использования  вышеуказанных  финансовых 

средств определены следующие мероприятия: 

В  качестве  основных  направлений  использования  вышеуказанных  финансовых 

средств определены следующие мероприятия: 

обеспечение  максимальной  доступности  для  граждан  России  культурных  благ  и 

образования  в  сфере  культуры  и  искусства;  формирование  сети  многофункциональных 
культурных  комплексов  (многопрофильных  учреждений,  соединяющих  в  едином  центре 
клуб, библиотеку, музей,  галерею,  детскую школу искусств и  др.); развитие  и  поддержка 
межрегиональной  гастрольной,  выставочной  и  фестивальной  деятельности;  обеспечение 
доступности  культурных  благ  и  услуг  для  граждан  с  ограниченными  возможностями; 
совершенствование  системы  поддержки  детского  и  юношеского  творчества;  укрепление 
материально-технической,  учебной  и  вспомогательной  баз  образовательных  учреждений 
отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства; 

создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в 

сфере  культуры,  в  том  числе:  модернизация  и  обеспечение  инновационного  развития 
организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, 
повсеместное  внедрение  и  распространение  новых  информационных  продуктов  и 
технологий; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и 
искусства,  в  том  числе  традиционной  народной  культуры;  развитие  системы 
стимулирования  и  поддержки  новых  направлений,  видов  и  жанров  искусства;  развитие 
производства  и  проката  произведений  отечественной  кинематографии,  в  том  числе  для 
детей  и  юношества;  содействие  развитию  культурного  потенциала  регионов,  поддержка 
региональных культурных инициатив; 

выявление,  охрана,  популяризация  культурного  наследия  народов  Российской 

Федерации,  в  том  числе  сохранение  и  пополнение  библиотечного,  музейного,  архивного, 
кино-,  фото-,  видео-  и  аудиофондов;  проведение  реставрационных  работ,  улучшение 
технического  состояния  объектов  культурного  наследия,  позволяющих  вернуть  их  в 
хозяйственный  и  культурный  оборот;  обеспечение  эффективного  использования 
имущественных  прав  собственников  на  объекты  культурного  наследия;  перевод  в 

109 

 

 

электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, 
создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет; 

использование  культурного  потенциала  России  для  формирования  положительного 

образа  страны  за  рубежом,  в  том  числе:  развитие  культурного  сотрудничества  с 
иностранными  государствами,  прежде  всего  с  государствами  –  участниками  СНГ; 
реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том 
числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах. 

В  результате  реализации  проекта  Государственной  программы  будут  достигнуты 

следующие показатели: 

уровень 

удовлетворенности 

граждан 

Российской 

Федерации 

качеством 

предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг  в  сфере  культуры, 
предполагается довести до 100% к 2030 году; 

количество  посещений  организаций  культуры  по  отношению  к  2010  году  в 

процентах будет увеличен с 109,19 в 2013 году до 135,72% в 2020 году; 

повышение с 56,1% в 2013 году до 100% к 2018 году соотношения среднемесячной 

номинальной 

начисленной 

заработной 

платы 

работников 

государственных 

(муниципальных)  учреждений  культуры  и  искусства  к  среднемесячной  номинальной 
начисленной заработной плате по экономике в соответствующем регионе; 

доля  объектов  культурного  наследия,  находящихся  в  удовлетворительном 

состоянии,  в  общем  количестве  объектов  культурного  наследия  федерального, 
регионального  и  местного  значения  составит  к  2015  году  до  32,79%  и  к  2020  году    до 
37 процентов; 

доля  документов  федеральных архивов, находящихся в  условиях, обеспечивающих 

их  постоянное  (вечное)  хранение,  в  общем  количестве  архивных  документов  составит  в 
2020 году 60,3 процента; 

охват  населения  библиотечным  обслуживанием  составит  к  2013  году  –  37,46%,  к 

2014 году – 37,57%, к 2015 году – 37,68 процента; 

увеличение  количества  проведенных  за  рубежом  выставок  музеев,  гастролей 

концертных  организаций,  самостоятельных  коллективов  и  театров  по  сравнению  с 
2010 годом до 30% к 2020 году; 

доля  учреждений  культуры,  имеющих  свой  информационный  портал  от  общего 

числа учреждений культуры, к 2018 году составит 94 процента; 

доля  фильмов  российского  производства  в  общем  объеме  проката  на  территории 

Российской Федерации к 2018 году достигнет 28 процентов. 

Эффект  от  реализации  вышеназванных  мероприятий  выразится  в  повышении 

качества  и  доступности  государственных  и  муниципальных  услуг  в  сфере  культуры; 
повышении  культурного  уровня  населения  Российской  Федерации;  укреплении  единого 
культурного  пространства,  культурных  связей  между  районами,  регионами,  обеспечение 
доступа к культурным ценностями информационным ресурсам различных групп граждан; 
сохранении  и  повышении  разнообразия  национальных  культур;  росте  зрительского 

110 

 

 

интереса  к  мероприятиям  учреждений  культуры;  повышении  профессионального  уровня 
работников  учреждений  культуры  в  соответствии  с  новыми  технологиями  и  формами 
работы. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 

«О  структуре  федеральных  органов  исполнительной  власти»  Минкультуры  России 
переданы  функции  по  координации  деятельности  по  реализации  приоритетных 
направлений  государственного  регулирования  туристской  деятельности  в  Российской 
Федерации.  В  связи  с  этим  в  проект  Государственной  программы  включены 
ФЦП «Развитие  внутреннего  и  въездного  туризма  в  Российской  Федерации  (2011-2018 
годы)» и подпрограмма «Туризм». 

Среди  основных  приоритетов  социальной  и  экономической  политики  в  сферы 

туризма на данном этапе выделяются следующие: 

создание  основ  современной  индустрии  туристско-рекреационных  услуг  и 

повышение  ее  конкурентоспособности  на  международном  рынке;  обеспечение  прорыва    
на  новые  рынки  услуг  в  сфере  туризма  на  основе  успешной  модернизации 
соответствующих  секторов  экономики  и  умелого  позиционирования  в  нишах  мирового 
рынка; 

создание  туристско-рекреационных  кластеров  на  территориях  с  уникальными 

природными  ресурсами  и  ландшафтами,  природно-климатическими  условиями,  что 
должно внести существенный вклад в региональное развитие Российской Федерации; 

содействие 

развитию 

культурно-познавательного 

туризма, 

обеспечение 

комплексного  подхода  к  сохранению  культурно-исторического  наследия,  облика 
исторических  поселений.  Использование  культурного  потенциала  страны  создаст  также 
предпосылки для формирования положительного образа страны за рубежом; 

стимулирование  интереса  молодежи  к  историческому  и  культурному  наследию  и 

культурно-познавательному  туризму.  Содействие  формированию  культурных  и 
нравственных  ценностей  среди  молодежи  и  изучению  своей  Родины  позволит  решить 
задачи гражданского образования и патриотического воспитания молодежи; 

осуществление  мер  по  встраиванию  объектов  культуры  в  систему  туристической 

деятельности. 

В  приморских  и  горных  районах,  обладающих  высоким  природно-рекреационным 

потенциалом  необходимо  сконцентрировать  усилия  на  приоритетном  развитии 
туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса.  

На данном этапе развития отрасли туризма необходимо осуществление инвестиций 

в строительство объектов культурно-туристической инфраструктуры. 

Растущий  спрос  даст  импульс  развитию  современного  гостиничного  бизнеса, 

связанного  с  ним  производства  товаров  и  услуг.  Кроме  того,  повысится 
конкурентоспособность  услуг  в  сфере  туризма  на  внутреннем  и  внешних  рынках,  будет 
реализован потенциал экспорта туристических услуг. 

111 

 

 

Предстоит усовершенствовать нормативную правовую базу для развития культурно-

познавательного  туризма,  создать  условия  для  расширения  сервисной  инфраструктуры  в 
историко-культурных зонах городов и других территорий Российской Федерации, оказать 
содействие развитию сельского туризма. 

Также  необходимо  продолжить  обеспечение  участия  Российской  Федерации              

в международных мероприятиях и организациях в сфере туризма, создание и обеспечение 
деятельности  представительств  Российской  Федерации  по  туризму  за  пределами 
Российской Федерации. 

Основными  результатами  реализации  Государственной  программы  в  отрасли 

туризма будут являться: 

доведение  уровня  удовлетворенности  граждан  Российской  Федерации  качеством 

предоставления туристских услуг с 68% в 2012 году до 90 % в 2020 году; 

увеличение  объема  платных  услуг,  оказанных  населению  в  сфере  внутреннего  и 

въездного  туризма  (включая  услуги  турфирм,  гостиниц  и  аналогичных  средств 
размещения) с 246 млрд. рублей в 2012 году до 1250,2 млрд. рублей в 2020 году. 

Также  планируется  завершить  работу  по  разграничению  прав  собственности  на 

объекты  культурного  наследия,  по  формированию  законодательства  в  части  создания 
финансового  механизма,  гарантирующего  проведение  выставок  культурных  ценностей, 
временно  ввозимых  на  территорию  Российской  Федерации,  а  также  защиту  интересов 
российских  музеев  при  осуществлении  ими  выставочной  деятельности  на  территории 
Российской Федерации и за рубежом с использованием передового международного опыта 
в данной сфере.  

Будет  разработана  концепция  развития  музейной  деятельности  в  Российской 

Федерации,  в  рамках  которой  будут  определены  приоритетные  направления  развития 
музейной  деятельности,  предусматривающие,  в  том  числе,  расширение  практики  обмена 
выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное 
время, и обеспечена ее реализация. 

В  прогнозный  период  предстоит  сформировать  четкую  систему  государственного 

учета и  общественного  мониторинга  культурного наследия и в целом перейти от  охраны 
отдельных объектов к комплексной охране центров исторических городов и поселений. 

Особое внимание будет уделено малым городам России с их уникальной культурой 

и  культурным  наследием,  где,  в  том  числе,  кроется  и  мощный  ресурс  для  развития 
туристической сферы с ее колоссальными возможностями для малого и среднего бизнеса, 
для создания десятков тысяч новых рабочих мест. Планируется разработать комплекс мер 
и  мероприятий  по  развитию  культуры  в  малых  и  средних  городах,  в  том  числе                      
с организацией их общественного обсуждения. 

Консервативный  сценарий

  развития  сферы  культуры  предполагает  относительно 

устойчивое развитие отрасли без проведения существенных структурных преобразований. 
Расходы бюджетной системы на культуру и кинематографию к 2030 году снизятся до 0,6% 
ВВП  (0,7%  ВВП  в  2012  году)  Главной  задачей  органов  государственной  власти  в  этих 

112 

 

 

условиях  будет  решение  текущих  проблем  в  сфере  культуры.  Не  в  полной  мере  будут 
реализованы  мероприятия  по  сохранению  объектов  культурного  наследия  народов 
Российской  Федерации,  совершенствованию  материально-технической  базы  учреждений 
культуры, поддержке нематериальной культуры, гастрольной и выставочной деятельности, 
что скажется на качестве предоставляемых услуг культуры.  

Инновационный  сценарий

  предусматривает  увеличение  расходов  бюджетной 

системы  на  культуру  и  кинематографию  до  1,5%  ВВП.  Кроме  того,  инновационный 
сценарий  подразумевает  существенное  привлечение  в  сферу  культуры  и  туризма 
финансовых средств из внебюджетных источников, развитие механизмов государственно-
частного 

партнерства, 

спонсорства, 

меценатства 

и 

других. 

Благоприятная 

макроэкономическая  ситуация  будет  способствовать  росту  доходов  населения.                     
В результате значительно  возрастет платежеспособный  спрос  населения на  культурные  и 
туристические услуги. 

В  случае  реализации  инновационного  сценария  будет  обеспечено  формирование 

необходимого  задела  для  эффективного  функционирования  отраслей  в  долгосрочной 
перспективе.  

Важными  задачами  образования  в  сфере  культуры  и  искусства  должны  стать 

воспитание  личности,  обучение  критически  самостоятельно  мыслить,  формирование 
внутренней культуры и вкуса человека, его ценностных ориентиров и мировоззрения.  

Государство  продолжит  полноценно  обеспечивать  адекватное  финансирование 

проектов  в  сфере  культуры,  уровень  доходов  работников  культурной  сферы,  а  также 
создавать правовые  условия для расширения государственно-частного партнерства в этой 
сфере. 

Форсированный сценарий

 развития сферы культуры позволит обеспечить развитие 

культурной  среды  в  Российской  Федерации  и  творческого  потенциала  нации,  широкий 
доступ  всех  социальных  слоев  к  ценностям  отечественной  и  мировой  культуры; 
сохранение  культурных  ценностей  и  традиций  народов  Российской  Федерации, 
материального  и  нематериального  культурного  наследия  России  и  использование  его           
в  качестве  ресурса  духовного  и  экономического  развития;  воспитание  подрастающего 
поколения  в  духе  гражданственности  и  патриотизма,  приобщение  к  мировой  и 
отечественной культуре, свободу творчества; поддержание высокого престижа российской 
культуры за  рубежом и  расширение международного культурного сотрудничества.  Будут 
внедрены  механизмы  государственно-частного  партнерства  в  целях  сохранения 
культурного 

наследия 

и 

развития 

туризма. 

Предусматривается 

приведение                             

в  удовлетворительное  состояние  объектов  культурного  наследия,  представляющих 
уникальную ценность для народов России.  

Будет  повышена  эффективность  бюджетных  средств,  направляемых  на  оказание 

услуг государственными и муниципальными учреждениями культуры, а также обеспечено 
их  качество.  Расходы  бюджетной  системы  на  культуру  и  кинематографию  к  2030  году 
возрастут до 1,6% ВВП. 

113 

 

 

4.6. Развитие жилищного строительства и рынка жилья 

Приоритеты и задачи государственной жилищной политики 

Направления  государственной  жилищной  политики  в  период  до  2012  года 

определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О  мерах 
по  обеспечению  граждан  Российской  Федерации  доступным  и  комфортным  жильем  и 
повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ).  

Мероприятия,  направленные  на  их  реализацию,  предусмотрены  в  государственной 

программе  «Обеспечение  доступным  и  комфортным  жильем  и  коммунальными  услугами 
граждан  Российской  Федерации»  (далее  –  Государственная  программа),  одобренной 
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 2227-р. 

Приоритетными задачами в части обеспечения граждан России доступным жильем в 

период  до  2030  года  являются  повышение  доступности  жилья  для  населения  и  уровня 
комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья.  

С  целью  повышения  доступности  жилья  будут  реализовываться  различные 

механизмы содействия населению в решении жилищных вопросов.  

Будет  продолжена  реализация  мероприятий  по  предоставлению  материнского 

(семейного) капитала на  улучшение жилищных  условий  граждан, имеющих двух и  более 
детей,  государственная  поддержка  в  решении  жилищной  проблемы  молодых  семей, 
признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а 
также семей с тремя и более детьми. 

Поддержку  получат  граждане,  объединяющиеся  в  жилищно-строительные 

кооперативы  для  строительства  жилья  на  некоммерческой  основе.  На  безвозмездной 
основе таким кооперативам будет осуществляться передача земельных участков. 

Большое внимание будет уделено формированию сектора арендного жилья, включая 

некоммерческую  аренду,  а  также  строительству  муниципального  жилья  для 
предоставления его малообеспеченным гражданам на условиях социального найма.  

Увеличению предложения на рынке доступного жилья в целом, а также повышению 

его  ценовой  доступности,  будет  способствовать  реализация  дорожной  карты  по 
улучшению  предпринимательского  климата

10

.  Данная  карта  призвана  улучшить 

предпринимательский  климат  в  сфере  строительства,  в  том  числе  упростить  и 
усовершенствовать  административные  процедуры  на  всех  стадиях  осуществления 
строительства,  начиная  от  стадии  подготовки  градостроительной  документации  и 
заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства. 

Кроме того, увеличению объемов строительства жилья экономического класса будут 

способствовать  реализация  комплекса  мероприятий  по  предупреждению  и  пресечению 
монополистической  деятельности  и  недобросовестной  конкуренции  хозяйствующих 

                                                 

10

  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р «Об утверждении плана мероприятий 

(«дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..