ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 6

 

 

82 

 

 

физическим  лицам  со  стороны  отечественного  банковского  сектора  в  форсированном 
сценарии  за  период  2012-2030  гг.  повышается  до  22%  в  год,  уровень  задолженности 
увеличится  до  62%  ВВП,  что  выше  уровня  текущей  задолженности  физических  лиц 
Германии,  при  этом  существенно  ниже  текущего  долга  населения  Великобритании, 
Канады, Испании, США и Японии (99%, 91%, 87%, 86% и 76% ВВП соответственно).

 

Наращивание  портфеля  потребительских  кредитов  уже  составляющего  10%  ВВП, 

должно  резко  замедлиться  и  составит  к  концу  периода  порядка  12-13%  ВВП  (текущий 
уровень  Германии)  по  всем  вариантам.  Основной  прирост  придется  на  долю  жилищных 
кредитов. Их объем возрастет с 2,4% ВВП на конец 2012 года до 34-38% ВВП в 2030 году 
по  консервативному  и  инновационному  сценариям  и  до  47%  ВВП  –  по  форсированному 
сценарию. 

Прирост  российских  банковских  кредитов  нефинансовым  организациям,  напротив, 

будет  минимально  замедляться  с  около  13%  в  2012  году  до  11,5%  в  среднем  за  период 
2012-2030  гг.  по  инновационному  варианту  и  10%  по  консервативному  варианту.  В 
условиях  форсированного  варианта  прирост  требований  к  нефинансовым  организациям 
повысится до 13,5% в среднем за период.    

 

Долг  перед  отечественной  банковской  системой  нефинансовых  предприятий  при 

этом возрастет с 35% ВВП до 48-52% ВВП в 2030 году. С учетом внешних корпоративных 
заимствований  общее  увеличение  задолженности  нефинансовых  организаций  вырастет  с 
52% ВВП в 2012 году до 72-73% ВВП к концу прогнозного периода по консервативному и 
инновационному сценариям и до 94% ВВП по форсированному сценарию. Это  выше, чем 
текущий  уровень  Канады  (54%  ВВП),  Бразилии  (60%  ВВП),  Германии  (64%  ВВП),  но 
существенно ниже уровня Великобритании (116%), Франции (134% ВВП), Японии (145% 
ВВП) и Испании (186% ВВП).  

В  целом  инновационный  и  форсированный  сценарии  прогнозируют  значительное 

повышение  вклада  банковского  кредитования  в  рост  экономики,  и  особенно  в 
финансирование инвестиций. Предполагается повышение доступности кредита, как за счет 
снижения кредитных ставок предприятиям до уровня инфляции плюс 1-2 п. пункта, так и в 
целом  за  счет  снижения  рисков  кредитования    реального  сектора.  В  удлинении  сроков 
кредитования и снижении ставок значительную роль сыграет инвестирование в экономику 
пенсионных  накоплений,  средств  Фонда  национального  благосостояния,  также  активная 
роль институтов развития (особенно в среднесрочной перспективе).  

3.6.  Сценарии  развития  при  различных  ценах  на  нефть  и  циклических 

колебаниях мировой конъюнктуры 

В  прогнозный  период,  как  и  в  предыдущие  годы,  российская  экономика  может 

столкнуться с рядом внешних шоков и вызовов.  

Во-первых,  это  возможные  колебания  (резкие  падения)  цен  на  нефть  и  другие 

сырьевые  ресурсы,  которые  влияют  не  только  на  доходы  экспортеров,  но  и  на 

83 

 

 

устойчивость  бюджетного  сектора,  внутреннего  спроса,  а  также  позиции  платежного 
баланса и обменного курса. 

 Во-вторых,  это  вызов,  связанный  с  возможным  падением  мирового  спроса  на 

российские углеводороды и неизбежное устойчивое значительное снижение мировых цен.  

В-третьих,  по  мере  исчерпания  профицита  счета  текущих  операций  повысится 

зависимость  платежного  баланса  России  и  всей  российской  финансовой  системы  от 
потоков капитала и возможных возмущений на мировых финансовых рынках.  

В-четвертых,  влияние  мировых  циклических  кризисов  и  порождаемых  ими  волн 

конъюнктуры  (подъемов  и  спадов)  будет  важным  фактором  развития  российской 
экономики, к которому необходимо быть готовыми. 

Если  в  ближайшие  годы  основное  влияние  глобальных  кризисов  будет  связано  с 

ценами  на  нефть,  то  по  мере  диверсификации  российской  экономики  более  важным 
каналом  распространения  негативных  импульсов  станет  снижение  внешнего  спроса  и 
отток иностранного капитала.  

В  целом  инновационный  сценарий  развития,  ориентированный  на  ускоренное 

развитие  несырьевых  отраслей  и  расширение  национальной  базы  накоплений,  в 
перспективе  сможет  в  большей  степени  повысить  устойчивость  экономики  к  возможным 
внешнеэкономическим шокам, чем консервативный сценарий.  

Как  показано  выше,  после  2020  года  появляются  существенные  структурные 

различия  между  рассмотренными  сценариями  (инновационным  и  консервативным), 
которые  обеспечивают  различную  степень  их  устойчивости  к  изменению  цен  на  нефть  и 
возможной цикличности глобального роста. Для оценки реакции российской экономики на 
внешнеэкономические  вызовы  проведены  тесты,  которые  учитывают:  1)  разовое  резкое 
снижение  нефтяных  цен;  2)  устойчивый  эффект  «перегрева»  на  нефтяном  рынке, 
означающий  постоянный  рост  цен  на  нефть,  а  также  сценарий  устойчиво  низких  цен  на 
нефть и газ; 3) влияние глобальных конъюнктурных циклов. 

1) 

Нефтяной 

шок

Последний 

глобальный 

кризис 

2008-2009 

годов 

продемонстрировал высокую уязвимость российской экономики к снижению цен на нефть, 
сопровождавшемуся  значительным  оттоком  капитала.  В  2009  году  цена  на  нефть 
снизилась  на  35%,  при  этом  экономический  рост,  который  в  предкризисный  период 
составлял более 8%, в 2009 году сменился падением на 7,8 процента. 

В условиях после кризисного восстановления устойчивость российской экономики к 

внешним  шокам  возросла.  В  2010-2011  гг.  существенно  улучшилась  сбалансированность 
экономического  роста,  нет  перегрева  внутреннего спроса,  основанного на очень  дешевой 
мировой  ликвидности  и  низкой  стоимости  рисков.  Улучшилась  международная 
инвестиционная позиция российской экономики. По оценке, в условиях 2013 года падение 
цены  на  нефть  до  60  долларов  США  за  баррель  (то  есть  на  46%  по  отношению  к  2012 
году),  сопровождаемое  усилением  оттока  капитала,  приведет  к  снижению  экспортных 
доходов на 30%. В этом случае ВВП России может сократиться в 2013 году на 2,5-3%, что 
значительно  меньше,  чем  было  в  2009  году.  В  этом  сценарии  предполагается,  что 

84 

 

 

Центральный  банк  позволит  существенно  ослабнуть  реальному  курсу  рубля  (на  15-17%), 
смягчив негативные эффекты для реального сектора.  

В  среднесрочный  период  влияние  фактора  нефти  на  экономический  рост  по 

инновационному  и  консервативному  сценариям  будет  мало  различаться.  Однако  в 
инновационном  сценарии  в  долгосрочный  период  устойчивость  экономики  к  изменению 
цен на нефть должна существенно повыситься по сравнению с консервативным сценарием 
в результате снижения доли нефтегазового сектора в экспорте, доходах бюджета и в общей 
добавленной стоимости, а также в результате создания мощной национальной финансовой 
системы.  

Если  бы  нефтяной  шок  произошел  в  2026  году  (падение  цен  с  135  до  60  долларов 

США за баррель, то есть более чем в 2 раза), то последствия были бы слабее, чем в 2008-
2013  годах.  Доходы  от  экспорта  сократятся  на  30-32%  в  условиях  инновационного 
варианта  и  на  37-40%  в  условиях  консервативного  варианта.  При  отсутствии  профицита 
текущего  счета  такое  снижение  экспортных  доходов  может  привести  к  значительному 
ослаблению обменного курса. В инновационном сценарии реальный курс рубля снижается 
на  33%,  а  в  консервативном,  с  учетом  большего  падения  экспорта  и  ухудшения 
финансового  счета,  реальная  стоимость  рубля  снизится  на  40%.  Такая  динамика  курса 
рубля  возобновит  инфляционные  процессы.  В  инновационном  варианте  потребительские 
цены  вырастут  на  14%,  а  в  консервативном  –  на  15-16%.  Рост  цен  снизит  доходы 
населения  и  приведет  к  падению  потребительского  спроса.  При  этом  снижение 
потребительских  расходов  в    консервативном  варианте  будет  на  1,5  п.п.  больше.  Из-за 
падения  цен  на  нефть  и  защитной  реакции  компаний  и  банков  инвестиции  в 
консервативном  сценарии  сократятся  на  8%,  в  то  время  как  в  инновационном  сценарии 
падение  инвестиций  составит  не  более  4%  (если  государство  не  предпримет  активных 
антикризисных  мер).  ВВП  может  сократиться на  0,5-1% в инновационном сценарии  и  на  
2-2,5% в консервативном. Экономика остается чувствительной к шокам, но одновременно 
и  более  защищенной,  чем  ранее,  и  более  восприимчивой  к  возможным  антикризисным 
мерам. 

Потенциальные потери вариантов прогноза 

при снижении цен на нефть до 60 долларов США за баррель в 2026 году, % 

 

Цена

 

на нефть Юралс, 

долл. США

 

Инвестиции в 

основной 

капитал

 

Реальные 

располагаемые 

доходы населения

 

ВВП

 

Инновационный вариант

 

2025  

135 

5,4 

4,1 

3,8 

2026  

60 

-4 

-0,6 

-0.7 

потенциальные потери    

к 2025 г., п.п.  

-75 

-9,4 

-4,7 

-4,5 

Консервативный вариант

 

2025  

135 

4,3 

3,2 

2,8 

2026  

60 

-8,0 

-2,0 

-2,3 

потенциальные потери    

к 2025 г., п.п. 

-75 

-12,3 

-5,2 

-5,1 

85 

 

 

В форсированном сценарии возрастает уязвимость по отношению к мировым шокам 

по  сравнению  с  инновационным  сценарием.  Во-первых,  на  протяжении  большей  части 
прогнозного  периода  норма  накопления  основного  капитала  будет  превышать  30%  ВВП, 
что  повышает  волатильность  экономики  в  случае  негативных  шоков.  Во-вторых,  в 
форсированном 

сценарии 

предполагается 

ускоренный 

рост 

экспорта 

высокотехнологичных капитальных товаров. Экспорт  машин и оборудования  достигает к 
2030 году в структуре товарного экспорта 13% (10% в варианте 2, 7% в  варианте 1). Это 
повышает  уязвимость  по  отношению  к  мировым  кризисам,  которые  всегда  связаны  с 
опережающим  сокращением  инвестиционного  спроса.  В-третьих,  форсированный 
сценарий  предполагает  больший  уровень  задолженности  как  предприятий,  так  и 
домохозяйств,  что  предполагает  большую  реакцию  потребительского  и  инвестиционного 
спроса  на  ухудшение  внешних  условий.  В-четвертых,  в  форсированном  варианте  в 
наибольшей  степени  достигается  рост  конкурентоспособности  отечественной  продукции 
на внутреннем рынке. Снижение внутреннего спроса будет в большей степени связано со 
снижением  спроса  на  отечественную  продукцию,  чем  в  изначально  более 
«ориентированных  на  импорт»  сценариях.  В  этом  сценарии  максимально  используется 
потенциал импортозамещения. Так, прирост внутреннего спроса в этом сценарии в третьем 
десятилетии  будет  на  70-78%  обеспечиваться  отечественным  производством,  в  то  время 
как  в  варианте  2  только  на  62-70%.  Это  означает,  что  в  случае  негативного  шока  по 
отношению  к  внутреннему  спросу,  в  форсированном  варианте  будет  наиболее  сложно 
усилить процессы импортозамещения и получить выигрыш от девальвации.  

2) Вариант 

«нефтяного подарка» и «нефтяной диеты».

 В рамках инновационного 

сценария рассмотрены варианты с устойчиво более низкой и более высокой ценой нефти в 
течение 

прогнозного 

периода.     

Вариант 

С

 

предполагает 

более 

высокую  динамику  цен  на  нефть

:         

к 2020 году цена достигает 173 долларов 
США  за  баррель,  в  2030  году  –  
239 долларов  США  за  баррель.  В  ценах 
2010 года цены на нефть увеличиваются 
до  161 доллара  США  за  баррель.  При 
этом  спрос  на  энергоресурсы  будет 
выше:  добыча  и  экспорт  нефти  и  газа  к 
2030  году  будет  на  5-8%  выше,  чем  в 
варианте  2.  Среднегодовые  темпы  роста 
экономики составят примерно 4,7-6,0% в год, что на 0,5-1,5 п.п. выше, чем по основному 
инновационному  варианту.  При  этом  в  первые  годы  прогнозного  периода,  когда 
складывается  наиболее  заметная  разница  в  динамике  цен  на  нефть,  различие  в  темпах 
роста ВВП между вариантами составит 0,8-1,5 п.п., в последующее десятилетие сократится 
в среднем до 0,6-1,2 п. пунктов. 

86 

 

 

Более  заметное  укрепление  курса  рубля  в  этом  варианте  будет  способствовать 

притоку капитала и формированию более высокой динамики роста инвестиций в основной 
капитал.  В  результате  будет  складываться  более  значительная  разница  в  темпах  роста 
инвестиций в основной капитал, которая в первый период (2015-2020 годы) составит около 
2,5 п.п., а затем уменьшится до 1,5 п. пункта. 

Влияние  более  высоких  цен  на  нефть  на  величину  товарооборота  и  платных  услуг 

населению менее существенно и не превышает 0,3-0,5 п. пункта. 

Таким  образом,  чувствительность  российской  экономики  к  повышенным  ценам  на 

нефть  по  мере  усиления  ее  несырьевой  инновационной  компоненты  развития  будет 
ослабевать. 

При высоких ценах на нефть курс рубля в реальном выражении может укрепиться к 

2030  году  на  7%  по  отношению  к  2010  году  и  быть  на  6,1  п.п.  выше,  чем  в  базовом 
инновационном варианте, при этом бюджет станет бездефицитным. 

В варианте более 

низких цен на нефть

  (

вариант

 

А) 

предполагается стабилизация 

цены на уровне 75 долларов США за баррель (в ценах 2010 года). 

В  условиях  пониженных  цен  с  большой  вероятностью  и  спрос  на  энергоресурсы 

будет ниже, чем в варианте 1 (как и возможности предложения): к 2030 году добыча нефти 
–  на  18%,  экспорт  нефти  –  на  25%,  добыча  газа  –  на  12%  и  экспорт  газа  –  на  9%. 
Среднегодовой  темп  роста  экономики  за  период  2013-2030  гг.  в  данном  сценарии 
сокращается до 2,5%, реальный эффективный курс рубля может ослабнуть к концу второго 
десятилетия на 28 процентов.  

Наиболее заметное негативное влияние на экономику падение цен на нефть окажет в 

первый  пятилетний  период  в  результате  резкого  снижения  объемов  экспорта  и  усиления 
инфляционных процессов (до 2-2,5 п.п. ВВП и  до 4,2 п. п. по инвестициям).  

Другим  важным  внешним  риском  является  серьезное  сокращение  спроса  и 

экспортных  цен  на  российский  газ

 

после  2020  года.  Как  отмечалось  в 
разделе «мировой спрос на нефть и газ», в 
случае изменения структуры рынка газа в 
Европе, 

связанного 

с 

увеличением 

использования  нетрадиционного  газа  и 
доли  торговли  сжиженным  природным 
газом,  потери  экономического  роста 
после  2020  года  могут  составлять  в 
среднем 0,4 п.п. в год.     

3) 

Сценарий 

периодических 

мировых 

циклических 

кризисов

Мировая 

экономика 

за 

последние 

десятилетия  прошла  через  несколько  волн  циклических  кризисов.  В  новом  российском 
периоде  это  был  кризис  2000-2001  годов,  инициированный  кризисом  IT  компаний,  и 

87 

 

 

последний кризис 2008-2010 годов. Кризис 2000-2001 годов лишь в малой степени повлиял                
на  экономические  показатели  России.  Во-первых,  резкое  замедление  роста  в  развитых 
странах  не  привело  к  падению  мировой  экономики,  во-вторых,  цены  на  нефть  в  этот 
период  сократились  лишь  незначительно,  в-третьих,  Россия  перед  этим  только  пережила 
очень  глубокий  внутренний  структурный  кризис  и  находилась  на  стадии 
восстановительного  роста.  Мировой  кризис  2008-2010  годов  оказался  значительно  более 
болезненным  для  российской  экономики,  которая  развивалась  перед  этим  высокими 
темпами  (частичный  перегрев,  особенно  в  сфере  потребления)  и  значительно  увеличила 
импорт капитала.  

Возникновение  новых  циклических  падений  мировых  экономик  весьма  вероятно  в 

прогнозный  период,  хотя  точное  время  начала  замедления  или  рецессии  мировой 
экономики трудно прогнозируемо. Исходя из сложившихся волн мирового развития (волн 
технологического  развития,  накопления  основного  капитала)  и  накопленных  бюджетно-
финансовых  дисбалансов  можно  с  достаточной  вероятностью  ожидать  паузы  роста  или 
рецессии в районе 2018 года, а также во второй половине третьего десятилетия (2027-2028 
годы).  Эти  сроки  учитывают некоторое  ускорение  циклических процессов в  экономике  в 
последние  десятилетия,  в  частности,  сокращение  сроков  между  нижними  фазами  циклов    
с  10  до  9,5  лет.  В  случае  затяжной  стагнации  в  еврозоне,  начавшейся  в  2012  году,  и 
подверженности  этому  других  развитых  стран,  сроки  новой  кризисной  паузы  могут 
сдвинуться вправо на 1-2 года. В эти фазы цикла рост мирового ВВП замедляется до 2%    
и  ниже,  что  будет  негативно  отражаться,  в  том  числе,  и  на  динамике  цен  на  сырьевые 
товары. Цены на нефть снижаются в 2018 году на 30-35% – с уровня  115 долларов США  
за баррель до 75-80 долларов США за баррель.  

Ухудшение  конъюнктуры  и  снижение  мировых  цен  на  сырьевые  товары  и 

углеводороды  скажется  на  замедлении  роста  российского  ВВП.  Темп  его  прироста              
в 2017-2019 гг. может быть на 2-3,3 п.п. ниже, чем по инновационному сценарию, темпы 
роста оборота розничной торговли будут ниже на 3-4 процентных пункта. 

Особенно  сильно  ухудшение  конъюнктуры  скажется  на  снижении  темпов  роста 

инвестиций  в  основной  капитал,  ухудшении  платежного  баланса  и  заметном  ослаблении 
курса  рубля.  Темпы  роста  инвестиций  будут  на  7,5-9  п.п.  ниже,  чем  в  инновационном 
сценарии

эффективный

 

курс  рубля  может  понизиться  в  2018-2019  гг.    на  20%,  но                

в последующие годы вернется на трендовый уровень. 

Снижение  курса  рубля  в  периоды  ухудшения  мировой  конъюнктуры  может 

спровоцировать  временный  отток  капитала,  но  в  целом  улучшение  инвестиционного 
климата  выразится  в  устойчивом  повышении  прямых  инвестиций,  достигающих                 
3-4%  ВВП,  и  сохраняющемся  чистом  притоке  капитала  на  уровне  1,5%  ВВП.  В  период 
следующей  фазы  замедления  экономической  активности  в  мире,  предположительно  во 
второй  половине  третьего десятилетия (2027-2028 годы), степень влияния на  российскую 
экономику  будет  менее  значительной,  что  связано  с  возросшей  ее  устойчивостью              
по отношению к колебаниям мировой экономики и мировых цен на нефть. При  снижении 

88 

 

 

в  нижней  фазе  цикла  цен  на  нефть  с  140  до  123  долларов  США  за  баррель  темпы  роста 
ВВП могут замедлиться примерно до 2,8-3%, или на 1 п.п. ниже, чем в целом за период,     
с последующим возвращением на уровень 4%. Более заметно замедлится рост инвестиций 
в основной  капитал – на 3-4 процентных пункта. Ослабление курса  рубля в нижней фазе   
на  10-12%  приведет  к  временному  оттоку  капитала,  но  одновременно  замедлит  рост 
импорта. Темпы роста розничного товарооборота замедлятся на 1,3-1,7%. В последующие 
3-5 лет   (конец третьего десятилетия и начало следующего) с  учетом оживления  мировой 
экономики  и  проявления  новой  технологической  волны  темпы  роста  российской 
экономики снова возрастут и могут  превысить 4,5 процента. 

Прогнозирование  в  условиях  усиливающейся  нестабильности  и  неопределенности 

мирового 

экономического 

развития 

значительно 

осложняется, 

однако 

диверсифицированность  экономики  и  надежность  финансовой  системы  значительно 
снижают  потери  от  кризисов,  при  этом  позитивный  очистительный  эффект  кризиса,  его 
стимулирующее  воздействие  на  инновации  может  оказаться  выше.  Инновационный 
сценарий  развития  повышает  вероятность  выполнения 

кризисом  роли  «окна 

возможностей

».  

 

89 

 

 

4

. Развитие человеческого капитала и уровень жизни населения 

4.1. Развитие рынка труда 

Ожидаемые  демографические  сдвиги  задают  жесткие  требования  к  будущим 

тенденциям  развития  рынка  труда.  Возрастная  структура  населения  будет  сдвигаться          
в  сторону  постарения,  будет  увеличиваться  численность  населения  старше 
трудоспособного возраста, а численность  населения трудоспособного  возраста,  наоборот, 
снижаться.  Эти  тренды  приведут  к  существенному  росту  демографической  нагрузки          
на трудоспособное население.  

Неблагоприятное  изменение  возрастной  структуры  населения  будет  ограничивать 

возможности  компенсации  негативных  демографических  тенденций  повышением  уровня 
экономической  активности  населения.  К  2030  году  существенно  возрастет  количество  
граждан пенсионного возраста (60-72 года), которые традиционно имеют низкую степень 
экономической  активности.  При  этом  сокращение  численности  населения  в  основном 
будет  связано  с  когортами  20-40  летних,  экономическая  активность  которых  выше 
среднего  уровня.  Экономическая  активность  молодой  части  населения  может 
сдерживаться ростом спроса на высшее образование. 

С другой стороны, сейчас уровень экономической активности населения в возрасте 

25-59 лет довольно высокий, а среди женщин является одним из наиболее высоких в мире. 
Основные меры будут направлены на сохранение уровня экономической активности этой 
возрастной  группы,  в  том  числе  мерами  политики  занятости,  направленными                      
на  повышение  экономической  активности  многодетных  родителей,  родителей  детей-
инвалидов,  граждан,  имеющих  ограничения  трудоспособности  по  состоянию  здоровья. 
Одновременно будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической 
активности  граждан  пенсионного  возраста,  что  позволит  частично  компенсировать 
снижение  экономической  активности  в  молодых  возрастах.  Таким  образом,  в  целом 
численность  экономически  активного  населения  сократится  с  72,6  млн.  человек                   
в  2011 году  до  66,1  млн.  человек  в  2030  году,  или  на  9%.  По  форсированному  варианту        
в  условиях  более  благоприятной  демографической  ситуации  численность  экономически 
активного населения снизится до 68,4 млн. человек в 2030 году. 

По  мере  увеличения  мобильности  населения  и  улучшения  профессионального 

соответствия уровень безработицы снизится с 5,7% в 2012 году до 4,4-4,7% экономически 
активного  населения  к  2030  году  (по  инновационному  и  консервативному  варианту 
соответственно).  По  форсированному  варианту  уровень  безработицы  может  сократиться 
до 4,1%. Снижению безработицы также будет способствовать изменение демографической 
структуры:  значительно  сократится  численность  молодежи,  в  наибольшей  степени 
подверженной риску безработицы.  

Таким  образом,  к  2030  году  численность  занятых  в  экономике  страны  может 

снизиться  до  63-63,2 млн.  человек  по  консервативному  и  инновационному  варианту 
соответственно  (67,7 млн.  человек  в  2011  году)  или  на  6,6-6,9%.  По  форсированному 

90 

 

 

варианту в экономике страны будет занято 65,6 млн. человек. 

В  целях  повышения  темпов  и  обеспечения  устойчивости  экономического  роста, 

увеличения  реальных  доходов  граждан  Российской  Федерации,  необходимо  создание          
и  модернизация  25  млн.  высокопроизводительных  рабочих  мест  к  2020  году  (Указ 
Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  г.  №  596  «О  долгосрочной 
государственной  экономической  политике»).  При  этом  следует  ожидать,  что  вновь 
созданные  и  модернизированные  рабочие  места  будут  иметь  более  высокую 
производительность  труда,  а  работники  на  этих  рабочих  местах  будут  получать  более 
высокую заработную плату. 

В  соответствии  с  выбранной  методологией  (врезка  2)  на  основе  использования 

данных по 81 тыс. предприятий, количество высокопроизводительных рабочих мест в 2011 
году  оценивается  на  уровне  17,9  млн.  рабочих  мест  или  26%  от  всех  имеющихся                   
в  экономике  мест.  В  наибольшей  степени  обеспечены  высокопроизводительными 
рабочими местами добыча полезных ископаемых – 73% всех рабочих мест и рыболовство 
и  рыбоводство  –  57%  рабочих  мест,  в  наименьшей  степени  весь  сектор  услуг  –  2-6%  от 
рабочих мест. 

 

Врезка 2. Критерии,  используемые для расчета высокопроизводительных рабочих мест 

В прогнозе использовалось два определения высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в зависимости от 

рассматриваемого сектора экономики.   

В качестве основного критерия  ВПРМ для большинства секторов использовалась  производительность  труда, 

рассчитанная  как  добавленная  стоимость,  создаваемая  предприятием,  на  одного  сотрудника.  Все  занятые  рабочие 
места предприятия, производительность труда которого превышает определенный уровень, считаются относящимися 
к  высокопроизводительным  рабочим  местам.  Данный  подход  соответствует  международным  методикам  расчета 
производительности труда и напрямую отражает вклад высокопроизводительных рабочих мест в валовой внутренний 
продукт.  

Значение  критерия  ВПРМ  по  производительности  труда  определялась  исходя  из  среднего  уровня 

производительности труда шести крупнейших мировых экономик (за исключением России) – США, Китая,  Японии, 
Германии, Индии, Бразилии. При использовании паритета покупательской способности (ППС) 2005 года в 2011 году 
средний  уровень  валового  внутреннего  продукта  в  расчете  на  одно  замещенное  рабочее  место  в  этих  странах 
составлял  27  тыс.  долларов  США.  В  условиях  основного  варианта  прогноза  мировой  экономики  к  2020  году 
производительность  труда  в  этих  странах  достигнет  37  тыс.  долларов  США  в  ценах  2011  года  (по  паритету 
покупательной  способности).  Это  означает,  что  в  соответствии  с  этими  критериями  ВПРМ  находятся  на 
предприятиях, имеющих в 2011 году добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место а уровне не 
менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года. 

Использование другого критерия предлагается для сектора услуг (медицина, финансовые услуги, образование, 

государственное  управление,  коммунальные  услуги),  так  как  добавленная  стоимость  этого  сектора  формируется  на 
основании  затрат  и  не  всегда  отражает  объективный  вклад  данных  видов  деятельности  в  развитие  экономики.    Для 
предприятий этих видов деятельности в качестве критерия наличия ВПРМ использовался уровень заработной платы 
на одного занятого. В указанных видах экономической деятельности квалификация сотрудников является основным 
фактором эффективности, а высокая заработная плата позволит привлечь более квалифицированных сотрудников.  

Значение критерия высокопроизводительного рабочего места по заработной плате  устанавливалось на основе 

определения  среднего  класса,  данного  специалистами  Всемирного  банка  в  докладе  Global  Economic  Prospects  2007. 
Всемирный банк определяет  принадлежность  к глобальному  среднему  классу  человека  с  годовым   доходом  от 4 до 
17 тыс.  долларов  США  в  ценах  2000  года  по  паритету  покупательной  способности  при  сохранении  этого  критерия 
вплоть  до  2030  года.  С  учетом  гипотезы  о  том,  что  на  каждого  работающего  члена  домохозяйства  приходится  по 
одному иждивенцу, домохозяйство находится в среднем классе при доходе на занятого в размере 8-34 тыс. долларов 
США в год в ценах 2000 года по ППС. В российских условиях это соответствует среднемесячному доходу в 2011 году       
20-84 тыс.  рублей  на  одного  занятого.  В  прогнозе  для  критерия  ВПМР  в  секторе  услуг  использовалось  среднее 
значение  этого  интервала  –  52  тысячи  рублей  в  месяц  в  ценах  2011  года  –  на  весь  прогнозный  период.  В  качестве 
уровня дохода на одного занятого использовался уровень заработной платы. В этом случае в 2020 году ВПРМ должно 
обеспечивать минимальный уровень заработной платы в размере 80 тысяч рублей в месяц в текущих ценах. 

 

91 

 

 

Основой для  увеличения  ВПРМ, является  масштаб экономического  роста,  который 

позволяет в форсированном сценарии увеличить количество ВПРМ к 2020 году на 8,4 млн. 
мест  и  достичь  целевого  параметра.  В  условиях  консервативного  и  инновационного 
вариантов к 2020 году достигается 21-22 млн. высокопроизводительных рабочих мест. 

Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест 

(

млн. рабочих мест) 

Сценарий  

2011 г. 

2015 г. 

2018 г. 

2020 г. 

консервативный  

17,9 

19,2 

20,5 

21,3 

инновационный  

17,9 

19,6 

20,8 

22,3 

форсированный  

17,9 

20,8 

23,8 

26,3 

 
Переход  к  инновационной  экономике  приведет  к  изменению  сложившейся 

структуры  занятости,  перераспределению  работников  по  секторам  экономики, 
расширению  сферы  услуг,  развитию  инновационных  направлений  деятельности                   
и возникновению новых направлений занятости. 

При  этом  наибольшее  сокращение  занятости  за  период  2012-2030 гг.  будет 

происходить  в  отраслях  реального  сектора  экономики  (сельском  хозяйстве, 
промышленных  видах  деятельности,  строительстве,  на  транспорте  и  в  связи)  –  на    24%. 
Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере 
услуг  и  торговле.  Численность  занятых  в  этих  сферах  к  2030  году  вырастет  на 
11 процентов. 

Несмотря на общее снижение занятости, наибольший прирост ВПРМ произойдет  в 

обрабатывающих  отраслях  промышленности,  где  будет  дополнительно  создано  2 млн. 
ВПРМ, а общая обеспеченность ВПРМ в этом виде деятельности увеличится с 32% от всех 
рабочих  мест  до  56%.  Более  чем  на  1  млн.  вырастет  количество  ВПРМ  в  строительстве, 
торговле,  здравоохранении  и  предоставлении  социальных  услуг.  Значительно  возрастет 
доля  ВПРМ  в  секторе  услуг  –  с  2-6%  до  15-25%.  Общее  невысокое  количество  ВПРМ  в 
этом  секторе  объясняется  доведением  зарплат  педагогического  персонала  и  работников 
здравоохранения  до  средней  зарплаты  по  экономике,  в  то  время  как  средняя  зарплата          
в 2020 году не достигнет принятых для определения ВПРМ критериев (врезка 1).     

Структура высокопроизводительных рабочих мест 

по видам экономической деятельности 

       

(%) 

 

2011 г. 

2020 г. 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 

6,4

 

3,5

 

Рыболовство и рыбоводство 

0,5

 

0,3

 

Добыча полезных ископаемых 

4,3

 

2,7

 

Обрабатывающие производства 

18,4

 

19,9

 

Производство и  распределение электроэнергии, газа и воды 

4,0

 

4,7

 

92 

 

 

 

2011 г. 

2020 г. 

Строительство 

11,6

 

12,1

 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 
пользования 

26,0

 

25,5

 

Гостиницы и рестораны 

1,7

 

1,7

 

Транспорт и связь 

12,3

 

8,1

 

Финансовые услуги 

1,3

 

1,4

 

Операции с недвижимым имуществом, аренда и 
предоставление услуг 

10,3

 

7,7

 

Государственное управление и обеспечение военной 
безопасности; социальное страхование 

1,3

 

3,2

 

Образование 

0,7

 

3,3

 

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

0,7

 

4,5

 

Предоставление прочих коммунальных, социальных и 
персональных услуг 

0,5

 

1,4

 

Всего 

100 

100 

Модернизация  российской  экономики  будет  сопровождаться  увеличением  спроса    

на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров 
в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей 
силы  и  развитие  ее  профессиональной  мобильности  на  основе  реформирования  системы 
профессионального  образования  всех  уровней,  развития  системы  непрерывного 
профессионального 

образования, 

системы 

профессиональной 

подготовки 

и 

переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики. 

4.2. Динамика доходов населения, изменение структуры расходов и социальной 

структуры общества  

Во всех вариантах прогноза в части 

оплаты  труда  работников  бюджетного 
сектора  к  2018  году  предполагается 

доведение  до  эффективного  уровня 
заработной  платы

 

медицинских  и 

педагогических  работников,  работников 
культуры  и  научно-исследовательского 
персонала  (в  соответствии  с  Указом 
Президента  Российской  Федерации  от  7 
мая  2012  г.  №  597).  На  период  до  2030 
года в консервативном и инновационном 
вариантах  сохраняется  достигнутый  паритет  по  заработной  плате.  В  форсированном 
варианте  предполагается  доведение  заработной  платы  указанных  категорий  работников    
до уровня, соотносимого с уровнем в высокоразвитых странах. 

93 

 

 

В  отношении  динамики  заработной  платы  в  частном  секторе  экономики 

предполагается, что в целом она будет соответствовать темпам роста производительности 
труда. 

В  результате  в  2012-2030  гг.  реальная  заработная  плата  в  целом  по  экономике           

в  консервативном  варианте  будет  расти  со  среднегодовым  темпом  4,1%,  а  ее  рост                
к  2030 году  составит  2,1 раза.  С  учетом  более  высоких  темпов  роста  экономики                   
в  инновационном  варианте  темпы  роста  реальной  заработной  платы  составят  5,0%,             
и  к  2030 году  она  увеличится  в  2,5  раза  (в  форсированном  варианте  –  6,5%  и  3,3  раза 
соответственно). 

Прогноз  в  области 

пенсионного  обеспечения

  строится  исходя  из  необходимости 

реформирования пенсионной системы. 

В  результате  средний  размер  трудовой  пенсии  (среднегодовой)  к  2030  году 

увеличится  по  сравнению  с  2011  годом  в  инновационном  варианте  в  3,6  раза                         
и в консервативном варианте – в 3,3 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии 
с  прожиточным  минимумом  пенсионера  к  2030  году  увеличится  с  1,7  раза  в  2011  году       
до 2,2 и 2 раза по инновационному и консервативному варианту соответственно. 

За счет повышенной индексации, обеспеченной высокими темпами роста заработной 

платы,  в  форсированном  варианте  средний  размер  трудовой  пенсии  за  2012-2030  гг. 
вырастет  в  4,2  раза,  а  соотношение  с  прожиточным  минимумом  пенсионера  в  2030  году 
составит 2,7 раза. 

Индексация  социальных  пенсий  осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным 

законом  от  15  декабря  2001  г.  №  166-ФЗ  «О  государственном  пенсионном  обеспечении       
в  Российской  Федерации»  с  1  апреля  с  учетом  темпов  роста  прожиточного  минимума 
пенсионера  в  Российской  Федерации  за  прошедший  год.  Это  позволит  поддерживать 
гарантированный  минимальный  уровень  материального обеспечения пенсионера не  ниже 
величины прожиточного минимума пенсионера. 

В 

2012-2030 

гг. 

согласно 

инновационному варианту рост экономики 
сформирует  благоприятные  условия  для 
роста 

денежных  доходов

 

населения. 

Кроме того, дополнительными драйверами, 
способствующими 

повышению 

благосостояния населения,  станут высокие 
темпы 

роста 

заработной 

платы 

в 

бюджетном  секторе  и  снижение  общего 
инфляционного напряжения. 

За  период  2012-2030  гг.  реальные 

располагаемые 

денежные 

доходы 

населения вырастут в 2,2 раза.

 

 

94 

 

 

 На  фоне  увеличения  денежных  доходов  населения  ожидается  рост  потребления, 

стимулируемый  высокими  темпами  потребительского  кредитования  (в  связи  с  низким 
накопленным долгом домашних хозяйств в предшествующий период) и  снижением нормы 
сбережения.  Согласно  прогнозу  склонность  к  сбережению  снизится  до  6,4%  к  2015-2017 
годам.  Однако  в  связи  с  демографическими  изменениями,  прежде  всего  с  ростом                  
в структуре населения лиц предпенсионного возраста и старше, норма сбережения  начнет 
несколько  ускоряться,  в  2028-2030  гг.  под  влиянием  демографических  факторов 
траектория склонности к сбережению вновь вернется к снижающемуся тренду.

 

 

При  этом  оборот  розничной  торговли  и  расходы  на  услуги  будут  расти                        

с опережением роста денежных доходов населения, среднегодовые темпы за период  2012-
2030 гг. составят 4,7% и 5% соответственно.  

В консервативном варианте в результате более медленных темпов роста заработной 

платы и социальных трансфертов среднегодовые темпы роста реальных доходов населения 
в 2012-2030 гг. составят 3,5%. В этих условиях розничный товарооборот и платные услуги 
будут расти среднегодовыми темпами 3,6% и 4,1% соответственно. 

Форсированный  вариант,  предусматривающий  дополнительное  финансирование 

приоритетных направлений, позволит ускорить темпы роста денежных доходов населения. 
Реальные  доходы  относительно  2011  года  вырастут  в  2,8  раза.  В  данном  варианте 
розничный  товарооборот  превысит  уровень  2011  года  более  чем  в  3  раза,  при  этом 
среднегодовые темпы роста составят 6 процентов. 

С  учетом  предстоящего  перехода  на  нормативно-статистический  метод  расчета 

прожиточного  минимума  на  2013  год  учтено  его  увеличение  в  целом  по  Российской 
Федерации на 4,2%, в том числе для трудоспособного населения – на 3,3%, пенсионеров – 
на 8,2%, детей – на 4,1 процента. 

Кроме  того,  в  прогнозе  учтено  увеличение  величины  прожиточного  минимума  на 

5% в связи с введением в 2018, 2023 и 2028 годы новой потребительской корзины, которая 
в  соответствии  с  частью  1  статьи  3  Федерального  закона  «О  прожиточном  минимуме           
в Российской Федерации» должна определяться не реже одного раза в пять лет. 

Обеспечение  эффективного  уровня 

заработной  платы  в  бюджетном  секторе, 
повышение 

уровня 

пенсионного 

обеспечения 

будут 

способствовать 

сокращению доли бедного населения.  

В 

инновационном 

варианте 

уровень  бедности

  снизится  с  12,7%  в 

2011 году почти до 10% к 2020 году, а  в 
2030  году  не  превысит  7%.  В  рамках 
форсированного 

варианта 

уровень 

бедности  в  2030  году  может  составить 
менее  6%.  В  консервативном  варианте 

Социальная структура общества  

(инновационный вариант) 

95 

 

 

сокращение  доли  бедного  населения  будет  идти  медленнее  и  в  2030  году  составит  чуть 
менее 8 процентов. 

Реализация  мер  по  сокращению  бедности,  повышению  уровня  социальной 

поддержки  семей  с  детьми  и  уровня  оплаты  труда  работников  бюджетной  сферы  будет 
способствовать росту 

среднего класса

Формирование  среднего  класса  можно  рассматривать  в  качестве  важного 

свидетельства  прочности  всей  системы  экономических,  социальных  и  политических 
институтов.  И  наоборот,  размывание  среднего  класса  можно  воспринимать  как  символ 
неудачи социально-экономических преобразований.  

Среди  основных  критериев  отнесения  российских  граждан  к  среднему  классу 

следует  выделить  уровень  дохода,  наличие  собственности  и  сбережений,  их 
профессионально-квалификационные 

характеристики, 

участие 

в 

формировании 

гражданского общества.  

В  рамках  инновационного  и  форсированного  сценариев  доля  среднего  класса 

повышается  с  22%  населения  в  2010  году  до  48-52%  в  2030  году.  По  консервативному 
сценарию  данная  категория  населения  к  концу  прогнозного  периода  не  превысит 
37 процентов.  

Эти  социальные  сдвиги  являются  не  только  результатом,  но  и  предпосылкой 

устойчивого  экономического  развития,  поскольку  предполагают  формирование 
человеческого  капитала  более  высокого  качества,  рост  производительности  труда. 
Создание  полноценного  среднего  класса  в  России  изменит  структуру  потребления, 
обеспечив  сдвиг  спроса  в  сторону  продукции  более  высокого  качества,  создаст 
благоприятные  предпосылки  для  расширения  гражданской  и  общественной  активности, 
развития процессов самоорганизации в обществе. 

4.3. Развитие экономики образования 

Необходимым  условием  для  формирования  инновационной  экономики  является 

модернизация  системы  образования,  являющейся  основой  динамичного  экономического 
роста и социального развития общества. 

Развитие  сферы  образования,  намеченное  на  период  до  2030  года,  должно  быть 

ориентировано  на  повышение  доступности  и  качества  образования,  подготовку 
квалифицированных  кадров  всех  уровней  профессионального  образования,  способных 
быстро  реагировать  на  запросы  рынка  труда,  повышать  уровень  своей  квалификации           
в  течение  всей  жизни,  использовать  свои  знания,  навыки  и  компетенции,  полученные          
в  процессе  обучения.  Политика  в  сфере  образования  на  период  до  2030  года  будет 
определяться  в  соответствии  с  Концепцией  долгосрочного  социально-экономического 
развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также задачами, поставленными 
Президентом  Российской  Федерации  В.В.  Путиным  в  указах  от  7  мая  2012  г.  №  599          
«О  мерах  по  реализации  государственной  политики  в  области  образования  и  науки»            
и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».  

96 

 

 

С 2013 года осуществляется реализация первого этапа государственной программы 

Российской  Федерации  «Развитие  образования»  на  2013-2020  годы,  утвержденной 
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  22  ноября  2012  г.  №  2148-р 
(далее – Государственная программа).  

Общий  объем  финансового  обеспечения  Государственной  программы  из  средств 

федерального  бюджета  в  2013-2020  гг.  в  текущих  ценах  составляет  3992,2  млрд.  рублей     
(в  среднем  около  0,85 %  ВВП  в  соответствующие  годы).  При  этом  ежегодный  объем 
финансового  обеспечения  возрастает  с  446,9  млрд.  рублей  в  2013  году  до  631,2  млрд. 
рублей в 2020 году. 

В  рамках  государственной  программы  предстоит  обеспечить  финансирование 

развития 

профессионального 

образования, 

развития 

общего 

образования 

и 

дополнительного  образования  детей;  доступность  образования;  обновление  качества 
образования. 

Среди  основных  направлений  развития  профессионального  образования                      

в прогнозный период предусмотрены: 

оптимизация  сети  организаций  профессионального  образования,  учитывающей 

особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты; 

модернизация  структуры  программ  профессионального  образования  для 

обеспечения их гибкости и эффективности;  

внедрение 

механизмов 

прозрачного 

финансирования 

и 

стимулирования 

конкуренции организаций профессионального образования; 

модернизация  содержания  и  технологий  профессионального  образования  для 

обеспечения  их  соответствия  требованиям  современной  экономики  и  изменяющимся 
запросам населения; 

формирование  системы  непрерывного  образования,  позволяющей  выстраивать 

гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, 
так и по заказу компаний; 

продолжение  формирования  центров  профессиональных  квалификаций  (ресурсных 

центров) на базе учреждений среднего профессионального образования; 

трансформирование  части  программ  среднего  профессионального  образования  в 

программы прикладного бакалавриата; 

осуществление государственной поддержки образовательного кредитования; 
переход на эффективный контракт с преподавателями; 
интернационализация  российского  высшего  образования  и  расширение  экспорта 

российских образовательных услуг. 

В  результате  оптимизации  сети  вузов  сформируются  следующие  группы  вузов: 

исследовательские  вузы  мирового  класса,  обеспечивающие  лидерство  России                       
в фундаментальной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий; 
отраслевые  лидеры,  включенные  в  процессы  технологической  и  кадровой  модернизации 
различных  отраслей  российской  экономики;  группа  вузов  гуманитарной  и  социальной 

97 

 

 

направленности,  включая  вузы,  готовящие  педагогов;  университеты,  ведущие  массовую 
подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых 
сегментов  региональных  рынков  труда;  крупные  центры  заочного  (дистанционного) 
образования  и  открытые  университеты  с  высоким  современным  качеством  программ 
займут нишу открытого образования. 

Оптимизация  сети  будет  сопровождаться  повышением  требовательности  к  отбору 

абитуриентов  (установление  более  высокого  балла  ЕГЭ,  необходимого  для  поступления      
в  вузы,  по  сравнению  с  минимальным  баллом),  введением  независимой  оценки  качества 
подготовки  специалистов  на  всех  уровнях  профессионального  образования.  За  счет  этих 
мер  и  на  фоне  демографических  процессов  будет  происходить  сокращение  числа 
студентов на ряде программ. 

Высвобождающиеся  при  сокращении  численности  обучающихся  ресурсы  системы 

профессионального  образования  предусматривается  направлять  на  ее  развитие,  создание 
системы  непрерывной  профессиональной  подготовки,  повышение  качества  подготовки 
специалистов с разным уровнем профессионального образования. 

Модернизация  профессионального  образования  невозможна  без  качественного 

обновления  преподавательского  корпуса,  что  потребует  перехода  на  эффективный 
контракт  между  преподавателями  и  учреждениями  профессионального  образования. 
Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной 
платы преподавателей в профессиональном образовании. Он также предполагает активное 
участие  преподавателей  в  исследованиях  и  разработках,  повышение  ответственности         
за  результаты  работы.  Эта  приоритетная  задача  предполагает  перестройку  системы 
повышения  квалификации  научно-педагогических  кадров,  а  также  существенные  меры     
по  повышению  качества  управления,  переподготовке  руководителей  системы 
профессионального образования. 

Результатом  модернизации  профессионального  образования  в  прогнозный  период 

станут:  

удельный  вес  численности  студентов,  обучающихся  в  ведущих  образовательных 

организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 20% в 2020 году; 

изменение  к  2020  году  удельного  веса  численности  выпускников  программ 

профессионального  образования  соответствующего  уровня  в  общей  численности 
выпускников  составит  по  программам  прикладного  бакалавриата    21%,  на  программах 
бакалавриата  –  31,7%,  на  программах  подготовки  специалистов  –  6,7%,  на  программах 
магистратуры – 10 процентов; 

удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года 

после  выпуска  выпускников  очной  формы  обучения  по  основным  образовательным 
программам 

профессионального 

образования 

(включая 

программы 

высшего 

профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 60% в 2020 году; 

удельный  вес  занятого  населения,  прошедшего  повышение  квалификации  и  (или) 

переподготовку в возрасте 25-65 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 55%  в 2020 году; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..