ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 4

 

 

50 

 

 

 
В 

результате 

активных 

мер 

государственной миграционной политики, 
направленных 

на 

повышение 

миграционной 

привлекательности 

Российской  Федерации,  миграционный 
прирост  населения  может  составить  320-
341  тыс.  человек  ежегодно,  при  этом 
естественную  убыль  населения  такой 
уровень  миграции  будет  полностью 
компенсировать  только  до  2017  года. 
Численность  постоянного  населения  в 
2017  году    составит  143,9  млн.  человек 
против  143  млн.  человек  в  2011  году.  С  2018  года  вследствие  естественной  убыли 
населения численность постоянного населения будет снижаться  – до 141,8 млн. человек в 
2030 году.   

Оптимистичный 

сценарий 

демографического 

перехода 

и 

максимальная 

эффективность  выполнения  мер  по  улучшению  демографической  ситуации  учтена  в 
высоком  сценарии  демографического  прогноза,  на  основе  которого  формируется 
форсированный  вариант  (вариант  3)  прогноза  долгосрочного  социально-экономического 
развития  Российской  Федерации.  В  этом 
сценарии 

к 

2030 

году 

суммарный 

коэффициент  рождаемости  увеличится  до 
1,96, 

общий 

коэффициент 

смертности 

снизится до 11,2 и продолжительность жизни 
вырастет до 78 лет. 

Миграционный  прирост  по  высокому 

сценарию  предполагается  выше  среднего 
сценария,  составит  320-531  тыс.  человек 
ежегодно и будет полностью компенсировать 
естественную  убыль населения. Численность 
постоянного 

населения 

к 

2030 

году 

увеличится до 151,4 млн. человек. 

 

51 

 

 

3.  

Сценарии развития  

3.1. Характеристика сценариев долгосрочного развития 

В  долгосрочной  перспективе  развитие  российской  экономики  будет  определяться 

следующими 

основными  тенденциями:

  

адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды; 
усилением  зависимости  платежного  баланса  и  экономического  роста  от  притока 

иностранного капитала и состояния инвестиционного климата; 

исчерпанием  имеющихся  технологических  заделов  в  ряде  высоко-  и 

среднетехнологичных  отраслей  экономики  при  усилении  потребности  в  активизации 
инновационно-инвестиционной компоненты роста;  

необходимостью  преодоления  ограничений  в  инфраструктурных  отраслях  

(электроэнергетика, транспорт);  

начавшимся  сокращением  населения  в  трудоспособном  возрасте  в  сочетании  с 

усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;  

усилением  конкуренции  как  на  внутренних,  так  и  на  внешних  рынках  при 

значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста 
заработной платы, энергетических издержек.  

С  учетом  этого  основные  варианты  долгосрочного  социально-экономического 

развития  Российской  Федерации  определяются  степенью  реализации  следующих 

ключевых факторов

степенью  развития  и  реализации  сравнительных  преимуществ  российской 

экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; 

интенсивностью  инновационного  обновления  обрабатывающих  производств  и 

динамикой производительности труда; 

модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры; 
развитием  институтов,  определяющих  предпринимательскую  и  инвестиционную 

активность, эффективностью государственных институтов; 

укреплением  доверия  в  обществе  и  социальной  справедливости,  включая  вопросы 

легитимности собственности; 

интенсивностью  повышения  качества  человеческого  капитала  и  формирования 

среднего класса; 

интеграцией евразийского экономического пространства. 
В  зависимости  от  степени  реализации  этих  факторов  выделяются  три  сценария 

социально-экономического  развития  в  долгосрочной  перспективе  –  консервативный, 
инновационный и целевой (форсированный). 

Консервативный

 

сценарий

 

(вариант 

1)

 

характеризуется

 

умеренными  

долгосрочными  темпами  роста  экономики  на  основе  активной  модернизации  топливно-
энергетического  и  сырьевого  секторов  российской  экономики  при  сохранении 

52 

 

 

относительного 

отставания 

в 

гражданских 

высоко- 

и 

среднетехнологичных 

секторах. Модернизация  экономики  ориентируется  в  большей  степени  на  импортные 
технологии и знания.  

Среднегодовые  темпы  роста  ВВП  оцениваются  на  уровне  3,0-3,2%  в  2013-2030 

годах.  Экономика  увеличится  к  2030  году  всего    в  1,7  раза,  реальные  доходы  населения 
возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% 
в 2030 году.   

Инновационный 

сценарий 

(вариант 

2) 

характеризуется 

усилением 

инвестиционной  направленности  экономического  роста.  Сценарий

 

опирается  на  создание 

современной 

транспортной 

инфраструктуры 

и 

конкурентоспособного 

сектора 

высокотехнологичных  производств  и  экономики  знаний  наряду  с  модернизацией  энерго-
сырьевого комплекса.  

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник 

экономического  роста  и  прорыв  в  повышении  эффективности  человеческого  капитала  на 
рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.   

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2% 

в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю 
России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.  

Целевой  (форсированный)

 

сценарий  (вариант  3) 

разработан  на  базе 

инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами  роста, 
повышенной  нормой  накопления  частного  бизнеса,  созданием  масштабного  несырьевого 
экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала. 

Сценарием  предусматривается  полномасштабная  реализация  всех  задач, 

поставленных в указах  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.  

Среднегодовые  темпы  роста  ВВП  повышаются  до  5,0-5,4%,  что  повышает  вес 

российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.  

Рассмотренные  три  основные  сценария  развития  предполагают  относительную 

стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. 
В  долларах  США  2010  года  цена  на  нефть  в  период  2013-2030  гг.  будет  находиться  на 
уровне  90-110  долларов  за  баррель.  В  долларах  текущих  лет  цена  на  нефть  достигает  к 
2030  году  164  долларов  за  баррель.  Цена  на  российский  экспортируемый  газ  в  долларах 
2010 года в среднем за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за 
тыс.  куб.  м,  что  приблизительно  соответствует  текущим  ценам  на  газ.  При  этом  риски 
снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе,  выше, чем риски снижения 
цен на нефть, что может значительно изменить условия развития российской экономики. 

Различие    сценариев  вытекает  из  внутренних  факторов,  разной  модели  поведения 

бизнеса  и 

государственной  политики  развития

  и  обеспечения  макроэкономической 

сбалансированности. 

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в 

российской  экономике  и  не  предполагает  полномасштабного  перехода  к  новой  модели 

53 

 

 

развития.  Ресурсы  и  уровень  организации  бизнеса  и  занятых  в  инновационных  секторах 
экономики  значительно  слабее,  чем  в  энерго-сырьевых  секторах:  около  трети  занятых  и 
11% ВВП против 2% занятых и 21% ВВП в нефтегазовом комплексе.  

Инновационный  и  форсированный  сценарии  предполагают  значительно  более 

сложную  модель  управления  и  для  государства,  и  для  бизнеса.  Они  связаны  с 
инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с 
параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные 
пределы.  Основные  барьеры  вызваны  дефицитом  конкурентоспособных  по  мировым 
критериям  профессиональных  кадров  как  на  уровне  корпораций,  так  и  государственного 
управления, неэффективностью механизмов координации усилий.  

Основные показатели прогноза социально-экономического развития                  

Российской Федерации на 2010-2030 годы

  

(среднегодовые темпы прироста, %) 

 

Варианты 

2011-

2015 гг. 

2016-

2020  гг. 

2021-

2025 гг. 

2026-

2030 гг. 

2013-

2030 гг. 

Валовой внутренний продукт 



3,6 
4,0 
4,6 

3,6 
4.4 
6,8 

3,0 
4,0 
5,3 

2,5 
3,7 
4,2 

3,0-3,2 
4,0-4,2 
5,0-5,4 

Промышленность 



3,4 
3,7 
4,0 

2,7 
3,4 
5,2 

2,3 
3,0 
4,1 

2,3 
2,9 
3,3 

2,6 
3,2 
4,2 

Инвестиции в основной капитал  



6,9 
7,3 
9,1 

5,1 
6,6 

12,6 

4,3 
5,5 
7,1 

3,6 
4,8 
4,0 

4,7 
5,9 
8,2 

Реальная заработная плата 



4,6 
5,2 
7,6 

4,7 
5,4 

11,1 

3,6 
4,6 
8,2 

3,1 
4,1 
4,6 

3,8 
4,8 
7,9 

Оборот розничной торговли 



5,5 
6,0 
6,2 

4,5 
4,7 
7,3 

3,3 
4,4 
6,1 

2,3 
4,2 
4,5 

3,6 
4,6 
6,0 

Экспорт – всего                          
(на конец периода),                 
млрд. долл. США 



534 
534 
540 

668 
705 
732 

868 
989 

1051 

1176 
1438 
1615 

 

Импорт – всего                          
(на конец периода),                  
млрд. долл. США 



426 
426 
435 

563 
574 
695 

703 
765 
975 

909 

1067 
1244 

 

Основные  преимущества  инновационного  сценария  в  динамике  экономического 

роста и доходов населения по сравнению с консервативным сценарием проявляются после 
2015-2018  годов.  В  то  же  время  уже  в  среднесрочной  перспективе  инновационный 
сценарий  отличается  от  консервативного  качественными  параметрами  экономического  и 
социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.  

54 

 

 

Инновационный  сценарий  отличается  повышенной  устойчивостью  к  возможному 

падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой 
динамики  и  усилению  глобальных  торговых  и  финансовых  дисбалансов.  В  то  же  время 
форсированный  сценарий,  который  предполагает  максимизацию  использования  всех 
факторов 

роста, 

будет 

характеризоваться 

усилением 

макроэкономической 

несбалансированности.  Вариант  предполагает  рост  долгов  корпоративного  сектора  до 
119% ВВП в 2030 году против 78% ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних 
хозяйств  вырастут  по  форсированному  сценарию  до  65%  ВВП,  по  инновационному 
сценарию  –  до  52%  ВВП.    Сальдо  счета  текущих  операций  в  форсированном  сценарии, 
начиная  с  2014  года  (в  консервативном  с  2015  года),  становится  устойчиво  негативным, 
что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам. 

Консервативный  сценарий

  обеспечивает  к  2020  году  частичное  снятие 

ограничений  развития  за  счет  реализации  конкурентного  потенциала  России  в  сферах 
энергетики  и  транспорта,  повышения  качественного  уровня  энерго-сырьевых  отраслей  и 
укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется: 

реализацией  (в  том  числе  в  рамках  государственно-частного  партнерства  и 

иностранного  партнерства)  крупномасштабных  проектов,  обеспечивающих  добычу  и 
разработку  месторождений  полезных  ископаемых  в  новых  районах  добычи  (нефть 
Восточной  Сибири,  газ  Арктического  шельфа  и  другие),  и  строительством 
соответствующих трубопроводов;  

резким  повышением  эффективности  использования  месторождений  за  счет 

внедрения новых технологий;  

диверсификацией  направлений  экспорта  российских  углеводородов,  в  том  числе  в 

Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры; 

развитием 

транспортной 

инфраструктуры, 

обеспечивающей 

реализацию 

транзитного  потенциала  экономики,  в  том  числе  совместных  проектов  по  добыче  и 
экспорту  углеводородов  в  рамках  Евразийского  союза  и  с  другими  государствами,  при 
сохранении  значительных  «узких  мест»  в  автодорожной  и  железнодорожной 
инфраструктуре до 2025 года;  

модернизацией  и  интенсивным  развитием  российской  энергетики,  вводом  новых 

эффективных  генерирующих  и  сетевых  мощностей  в  электроэнергетике  с  постепенным 
развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики; 

концентрацией  инновационной  активности  преимущественно  в  энергетике, 

топливных  и  сырьевых  отраслях  (металлургия,  основная  химия),  сопряженных 
машиностроительных 

производствах, 

обеспечивающих 

их 

технологическую 

модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках; 

сохранением 

относительно 

низкого 

уровня 

инновационной 

активности 

высокотехнологичных  секторов,  закреплением  их  качественного  отставания  от 
лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта. 

55 

 

 

Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития 

 

Консервативный              

(вариант 1) 

Инновационный 

(вариант 2) 

Форсированный 

(вариант 3) 

Социальное 
развитие 

 

Частичная модернизация 
социальной сферы и 
частичная реализация 
целей социального 
развития к 2018 году.

 

Усиление 
дифференциации по 
доходам, низкая 
доступность социальных 
услуг

 

Доля среднего класса 
около трети населения 

Масштабная 
модернизация социальной 
сферы на федеральном и 
региональном уровнях. 

 

 
Снижение 
дифференциации доходов

 

 
 
 
Доля среднего класса 
приближается к половине 
населения 

Масштабная 
модернизация 
социальной сферы на 
федеральном и 
региональном уровнях. 

 

Снижение 
дифференциации 
доходов

 

 
 
Средний класс будет 
составлять более 
половины населения 

Дополнительные 
расходы на оплату 
труда 

Сдвиг основных 
мероприятий по 
реализации указов 
Президента РФ на период 
после 2015 года

 

Сохранение достигнутого 
паритета по уровню 
оплаты труда после 2018 
года

 

 

Относительно 
равномерный рост 
расходов на реализацию 
указов 

 

 

Сохранение достигнутого 
паритета по уровню 
оплаты труда после 2018 
года 

Увеличение объема 
расходов на реализацию 
указов за счет 
концентрации 
бюджетных учреждений 
в субъектах РФ с более 
высокой заработной 
платой по экономике

 

Приближение 
соотношения заработной 
платы в социальных 
отраслях и экономике в 
целом к 
среднеевропейскому 
уровню после 2018 года 

Транспортная 
инфраструктура 

Преодоление «узких 
мест» в развитии 
транспортной 
инфраструктуры после 
2020 года

 

Масштабная 
модернизация 
транспортной системы к 
2025-2030 гг.

 

Строительство 
высокоскоростных 
магистралей

 

Модернизация 
транспортной системы к 
2025 году

 

Строительство 
высокоскоростных 
магистралей

 

Конкурентные 
преимущества 

Используется потенциал 
нефтегазового сектора и 
транзитный

 

Сохранение невысокой 
конкурентоспособности 
машиностроительного 
сектора

 

Рост производительности 
труда в 1,3 раза к 2018 
году и в 1,9 раза к 2030 
году

 

Рост технологической 
конкурентоспособности и 
снижение энергоемкости

 

 
 
 

 
Рост производительности 
труда в 1,4 раза к 2018 
году и в 2,3 раза к 2030 
году

 

Рост технологической 
конкурентоспособности 
и снижение 
энергоемкости

 

 
 

 
Рост производительности 
труда в 1,5 раза к 2018 
году и в 2,7 раза к 2030 
году

 

Изменение 
структуры 
экономики 

Доминирование 
сырьевого сектора 
Развитие энергоемких 
производств 
Рост импорта товаров и 
технологий 

Диверсификация 
экономики и экспорта 
Рост доли 
высокотехнологичных 
отраслей и экономики 
знаний 

Диверсификация 
экономики и экспорта 
Рост доли 
высокотехнологичных 
отраслей и экономики 
знаний 

56 

 

 

 

Консервативный              

(вариант 1) 

Инновационный 

(вариант 2) 

Форсированный 

(вариант 3) 

Бюджет

 

Бюджетное правило 

Потребность в 
дополнительных 
ассигнованиях 
федерального бюджета 

Потребность в 
дополнительных 
ассигнованиях 
федерального бюджета 

Пенсионная реформа

 

Реализация пенсионной реформы с 2015 года – модификация формулы начисления 
пенсий, учет динамики прожиточного минимума пенсионера и доходов 
Пенсионного фонда. При этом обеспечивается снижение нагрузки на федеральный 
бюджет в части обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации 

Финансирование 
экономического 
роста 

Приток капитала на 
уровне 0,1-0,3% ВВП  
 

Задолженность населения 
к 2030 году 50% ВВП 
Задолженность 
предприятий к 2030 году 
72% ВВП 
Счет текущих операций 
сбалансирован 

Приток капитала на 
уровне 1-2,5% ВВП 
 

Задолженность населения 
к 2030 году 54% ВВП 
Задолженность 
предприятий к 2030 году 
73% ВВП 
Счет текущих операций 
сбалансирован 

Приток капитала в 
корпоративный и 
банковский сектор на 
уровне 3-6,5% ВВП  
Задолженность населения 
к 2030 году 62% ВВП 
Задолженность 
предприятий к 2030 году 
94% ВВП 
Дефицит счета текущих 
операций 3-6% ВВП 

Региональный 
аспект 

Рост регионального 
неравенства при 
формировании новых 
энерго-сырьевых 
кластеров на Урале, в 
Восточной Сибири и на 
Дальнем Востоке  

Сокращение 
регионального 
неравенства 
Формирование новых 
центров инновационного 
развития, в том числе                     
в Поволжье, на Урале и       
в Сибири 

Сокращение 
регионального 
неравенства 
Формирование новых 
центров инновационного 
развития, в том числе                     
в Поволжье, на Урале и       
в Сибири 

Место в мировой 
экономике 

Усиление зависимости от 
конъюнктуры рынков 
углеводородов и сырья, а 
также импорта 
технологий 
 

Специализация на рынках 
сырья с глубоким 
уровнем  переработки и 
высокотехнологичной 
продукции  
Реализация потенциала 
многосторонней 
интеграции и создание 
сильного евразийского 
регионального 
объединения 

Специализация на 
рынках сырья с глубоким 
уровнем  переработки и 
высокотехнологичной 
продукции  
Реализация потенциала 
многосторонней 
интеграции и создание 
сильного евразийского 
регионального 
объединения 

 

Расходы  на  научные  исследования  и  разработки  к  2030  году  не  превысят  уровень 

1,3%  ВВП.  Расходы  на  образование  на  протяжении  всего  периода  стабилизируются  на 
уровне  4,8-6,1%  ВВП  (в  том  числе  бюджетная  система  –  4,0-5,1%  ВВП).  Расходы  на 
здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%,

 

в том числе за счет бюджетной системы до 

4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет 
значительно уступать параметрам развитых стран. 

57 

 

 

Сценарий

 

инновационного  развития

  опирается  на  использование  конкурентных 

преимуществ  российской  экономики  не  только  в  традиционных  секторах  (энергетика, 
транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» и 
масштабное изменение структуры российского экспорта.  

Он предусматривает: 
создание  эффективной  национальной  инновационной  системы  и  развертывание 

долгосрочных  программ  и  проектов, 
обеспечивающих  лидирующие  позиции 
России  в  отдельных  сегментах  мировых 
рынков  средне-  и  высокотехнологичных 
товаров и услуг; 

 глубокую 

модернизацию 

социальной  инфраструктуры,  включая 
образование, 

здравоохранение, 

жилищный  сектор,  обеспечивающую 
существенное 

повышение 

качества 

человеческого  капитала  и  стандартов 
жизни населения; 

 модернизацию 

инфраструктурных  отраслей  экономики: 
транспорта, 

включая 

реализацию 

проектов 

высокоскоростных 

железнодорожных  магистралей  и  новой 
сетки 

региональных 

и 

местных 

авиаперевозок, 

что 

обеспечит 

качественно  иной  уровень  мобильности 
населения,  и  электроэнергетики    при 
значительно  более  высоком,  чем  в 
консервативном  сценарии,  повышении 
эффективности энергосбережения; 

создание 

сети 

конкурентоспособных 

инновационных 

кластеров, 

новых 

региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге 
России, преодоление отставания депрессивных регионов;  

развитие  многовекторной  модели  интеграции  в  мировой  рынок,  опирающейся  на 

расширение  внешнеэкономических  связей  с  США,  Евросоюзом,  Китаем,  Индией,  и 
формирование  новых  более  глубоких  форм  интеграции  в  рамках  Евразийского  союза  и 
СНГ; 

дальнейшую  диверсификацию  российской  экономики  и  российского  экспорта. 

Определится  специализация  России  на  рынках  высокотехнологичной  продукции  – 
авиационной  и  космической  техники,  судостроительной  продукции,  ядерных технологий, 

Сравнение основных макроэкономических 

параметров

 

 

варианты  2010   2020   2030  

Доля России в мировом 
ВВП, % 



3,8 

 

3,8 
4,0 
4,6 

3,6 
4,3 
5,3 

ВВП по ППС на душу 
населения,                  
тыс.долл. США 



20 

 

28 
30 
33 

38 
44 
52 

Номинальная 
начисленная 
среднемесячная 
заработная плата на 
одного работника,     
долл. США 



690 

 

1391 
1476 
2014 

2524 
3118 
4639 

ВВП,  
% (2007=100) 



3  

101 

 

145 
153 
176 

190 
223 
281 

Инвестиции,  
% (2007 г.=100) 



3  

98 

 

180 
196 
281 

265 
325 
481 

Отношение 
производительности 
труда по ВВП на 
занятого в России к 
США соответствующих 
лет, % 



40 

53 
56 
63 

64 
75 
90 

Энергоемкость, %   
(2007 г.=100) 



98 

 

79 
75 
65 

66 
57 
46 

58 

 

 

создания  программного  обеспечения,  космических  запусков,  услуг  космической  связи, 
навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции 
в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 2,1 раза; 

ускоренное  развитие  экономических  институтов,  определяющих  защиту  прав 

собственности,  усиление  конкурентности  рынков,  снижение  инвестиционных  рисков  и 
административных 

барьеров, 

развитие 

новых 

компаний 

и 

активизацию 

предпринимательской  составляющей  российского  бизнеса,  повышение  качества 
государственных  услуг  и  эффективности  государственного  управления  при  усилении  его 
стратегической программной составляющей.

  

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 

2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование, 
соответственно,  до  6,0  и  6,5%  ВВП  (в  2010  году  –  5,2%  ВВП).  Расходы  на  науку 
возрастают  с  1,2%  ВВП  в  2010  году  до  2,5%  ВВП  в  2030  году,  что  сопоставимо  с 
параметрами  развитых  стран.  При  этом  предполагается  существенное  повышение 
параметров  эффективности  экономики:  энергоемкость  ВВП  по  отношению  к  2010  году 
снизится в 2020 году на 23%, в 2030 году – на 41%, производительность труда возрастет в 
2020 году в 1,5 раза по отношению к 2010 году и в 2030 год, соответственно, в 2,3 раза. 

При  указанных  предпосылках  российская  экономика  будет  развиваться  быстрее 

мировой, и ее доля повысится с 3,8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4,3% мирового 
ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия переместится с 6-го места в 2011 году на 
5-ое  место  в  2014  году,  обогнав  Германию.

6

  Сценарий  предполагает  сохранение  нулевого 

баланса  текущего  счета,  который  достигается  за  счет  существенного  наращивания 
экспорта  высокой  степени  переработки.  При  этом  преобладает  тенденция  к  умеренному 
ослаблению курса рубля.  

Реализация  инновационного  сценария  позволяет  значительно  сократить  разрыв  с 

развитыми  странами  по  уровню  благосостояния  российских  граждан  и  повысить  статус 
России  в  мировой  экономике.  Уровень  доходов  на  душу  населения  (ВВП  на  душу 
населения  с  учетом  раунда  сопоставлений  покупательной  способности  2008  года) 
возрастет с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году и 95-100% в 2030 году. Россия 
укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного 
развития в мире. 

 Рост  экономики  будет  опираться  на  активные  социальные  сдвиги.  Доля  среднего 

класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

7

 

                                                 

 С использованием базы оценки паритета покупательной способности 2008 года.  

7

 

 

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше 6 

прожиточных минимумов.  Исходя из  этого в 2010 году  представители среднего класса имели среднедушевой доход 
более  34  тыс.  рублей  в  месяц.  В  2030  году  уровень  дохода,  позволяющего  относиться  к  этой  категории  населения, 
составит  около  100  тыс.  рублей.  Однако  доходный  критерий  не  является  исчерпывающим.  Предполагается,  что 
представители  среднего  класса  должны  иметь  собственность,  сбережения,  обладать  конкурентоспособными 
профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.  

59 

 

 

Сценарий  форсированного  роста

  соответствует  ориентирам  долгосрочной 

государственной  экономической  политики  и  характеризуется  интенсификацией  всех 
имеющихся  факторов  экономического  роста.  Это  предполагает  ускорение  реформ  для 
улучшения  бизнес-климата  и  интенсификацию  притока  иностранного  капитала,  а  также 
активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов 
на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур.      

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента 

Российской  Федерации,  по  созданию  и  модернизации  25  млн.  высокопроизводительных 
рабочих  мест  к  2020  году,  увеличению  объема  инвестиций  не  менее  чем  до  25%  ВВП  к 
2015  году  и  до  27%  к  2018  году,  увеличению  относительно  2011 года  доли  продукции 
высокотехнологичных  и  наукоемких  отраслей  экономики  в  ВВП  к  2018  году  в  1,3  раза 
относительно уровня 2011 года, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также 
мероприятий  в  рамках  реализации  государственной  социальной  политики,  включая 
увеличение  к  2018  году  размера  реальной  заработной  платы  в  1,6-1,7  раза,  в  том  числе 
увеличение  заработной  платы  работников  бюджетной  сферы  и  научных  сотрудников  к 
2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.  

Дополнительно  сценарий  предполагает  более  благоприятные  демографические 

тренды.  К  2030  году  численность  населения  достигнет  151,4  млн.  человек  против 
 141,8 млн.  человек  по  консервативному  сценарию.  Численность  трудоспособного 
населения сократится в меньшей степени. 

Формирование валового сбережения национальной экономики в  прогнозный период 

при  принятых  сценарных  условиях  форсированного  варианта  развития  будет 
характеризоваться  восходящим  трендом  его  относительного  уровня.  К  2030  году  норма 
сбережения вырастет до 30,6% ВВП по сравнению с 28% в 2012 году. 

Инвестиционная активность российской экономики в среднесрочной перспективе по 

форсированному  варианту  развития  должна  существенно  возрасти.  Ресурсы  экономики, 
направляемые на валовое накопление основного капитала, должны возрасти с 21,8% ВВП 
в  2012 году  до  29%  ВВП  в  2018 году.  Уровень  валового  накопления  основного  капитала 
достигнет пиковых значений (более 33% ВВП) к 2022-2025 гг., несколько раньше, чем при 
развитии  экономики  по  консервативному  и  инновационному  вариантам,  после  чего  в 
последующие пять лет произойдет его понижения в пределах 2 процентных пунктов. 

Усиление  инвестиционного  спроса  потребует  мобилизации  дополнительных 

финансовых ресурсов. Несмотря на более высокую норму сбережения домашних хозяйств, 
чем  в  других  сценариях,  опережающая  потребность  в  масштабном  финансировании 
инвестиционных программ приведет к необходимости повышения объемов заимствования 
недостающих  ресурсов из-за  рубежа,  которые  будут значительно  выше соответствующих 
показателей консервативного и инновационного вариантов. Если в 2012 году Россия была 
чистым  кредитором  зарубежных  стран  (3,2%  ВВП),  то  в  прогнозный  период  она  станет 
чистым  заемщиком.  К  2018 году  национальная  экономика  должна  последовательно 
увеличить объемы чистого заимствования у остального мира до 4,7% ВВП, а к 2020-2023 

60 

 

 

гг. – до 6,0-6,4% ВВП. К 2030 году чистый приток капитала в частный сектор снизится до 
2,7%  ВВП.  Сальдо  счета  по  текущим  операциям  будет  находиться  в  отрицательной 
области  на  протяжении  всего  прогнозного  периода.  Таким  образом,  в  сценарии 
форсированного  развития  создается  достаточно  высокая  степень  напряжения  как  в 
пропорциях деления располагаемого экономикой дохода между текущим потреблением и 
сбережением и целевого использования сберегаемого дохода на инвестиции, так и в плане 
зависимости  роста  от  постоянного  притока  иностранных  средств,  в  связи  с  чем

 

формируются  риски  недостижения  поставленных  целей.  Существенный  рост  внешнего 
долга и негативный счет текущих операций повышает  уязвимость российской экономики 
по отношению к внешним шокам. 

Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики 

Социально-экономическая  политика  Правительства  Российской  Федерации  на 

период  до  2020  года  будет  определяться  на  основе  приоритетов,  сформулированных  в 
Указе  Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  г.  №  596  «О  долгосрочной 
государственной  экономической  политике».  В  ближайшие  годы  необходимо  совершить 
прорыв  в 

переходе  к  экономике  нового  типа,  инновационной  социально-

ориентированной, конкурентоспособной на пространстве мировой экономики

.  

Сценарии  консервативного  и  инновационного  развития  экономики  не  позволят 

достичь  параметров,  намеченных  в  Указе  Президента  Российской  Федерации.  В 
консервативном  варианте  не  удается  решить  в  полной  мере  ни  одной  из  стратегических 
задач.  Так,  слабая  инвестиционная  активность  определит  повышение  доли  валового 
накопления основного капитала в ВВП с 21% в 2011 году максимально до 25% в 2018-2020 
годах. Рост производительности труда к 2018 году составит чуть более 30% относительно 
уровня 2011 года.  

Сценарий  инновационного  развития  обеспечивает  значительное  улучшение 

качественных 

характеристик 

экономического 

развития 

при 

поддержании 

сбалансированного  устойчивого  роста.  Вместе  с  тем,  целевые  показатели  указов 
Президента Российской Федерации в полной мере достичь не удается.  В 2018-2020 годах 
доля  инвестиций  в  основной  капитал  в  ВВП  будет  находиться  в  пределах  25-26%,  рост 
производительности труда к 2018 году относительно 2011 года составит 1,4 раза. 

В  форсированном  сценарии  инновационный  импульс,  реализуемый  стратегиями 

развития  высокотехнологичных  отраслей,  и  расходами  на  наукоемкие  отрасли, 
обеспечивающие  развитие  человеческого  капитала,  позволит  увеличить  долю 
высокотехнологичных  и  наукоемких  отраслей  в  ВВП  с  7,7%  в  2011  году  до  9,4%  ВВП  в 
2015 году и до 12% к 2020 году. Доля высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП к 
2018  году  возрастет  в  1,4  раз.  Это  позволит  достичь  параметра  Указа  Президента 
Российской  Федерации  о  повышении  доли  этого  сектора  в  ВВП  в  1,3  раза  к  2018  году.  
Экономическая  политика,  направленная  на  улучшение  бизнес-климата  и  увеличение 
притока  иностранного  капитала,  предполагает  существенный  рост  доли  валового 

61 

 

 

накопления основного капитала в ВВП – до 25% к 2015 году, 29% к 2018 году и до 32% к 
2020  году.  Форсированный  сценарий  развития  характеризуется  интенсификацией  всех 
факторов  экономического  роста  для  достижения  целевого  параметра  роста 
производительности  труда  к  2018  году  в  1,5  раза  относительно  уровня  2011  года  в 
условиях относительно стабильных мировых цен. 

Достижение целевых параметров развития 

      

вариант  2011 г.  2015 г.  2018 г.  2020 г. 

Высокопроизводительные рабочие  места*,        
млн. рабочих мест 

 
 

 

17,9 

 

19,2 

20,5 

21,3 

19,6 

20,8 

22,3 

20,8 

23,8 

26,3 

Валовое накопление основного капитала,       
% ВВП 

 
 

 

21,4 

 

24 

25 

25 

24 

25 

26 

25 

29 

32 

Высокотехнологичный наукоемкий сектор,  
% ВВП 

7,7 

9,4 

10,9 

12,0 

по отношению к уровню 2011 года 

 

1,2 

1,4 

1,6 

Производительность труда, (2011 г. = 100) 

 
 

 

100 

 

115 

131 

141 

117 

136 

149 

120 

150 

170 

* Критерии высокопроизводительного рабочего места приведены в разделе 4. 

Повышение  стоимости  труда  будет  стимулировать  модернизацию  рабочих  мест  с 

целью  увеличения  производительности  труда,  а  принимаемые  меры  по  повышению 
качества  профессиональной  подготовки  и  переподготовке  кадров,  стимулированию 
трудовой  мобильности  населения  приведут  к  качественному  улучшению  рабочей  силы. 
Эти  тенденции  позволят  создать  в  форсированном  сценарии  почти  24  млн. 
высокопроизводительных рабочих мест к 2018 году и более 26 млн. мест к 2020 году. 

3.2. Факторы и этапы экономического развития 

После  кризиса  2008-2009  годов  и  завершения  периода  восстановительного  роста 

наступила  новая  фаза  развития  российской  экономики,  когда  структура  движущих  сил 
роста  кардинально  отличается  от  предкризисного  периода.  В  2000-2007  гг.  динамичный 
рост  российской  экономики  со  среднегодовым  темпом  около  7%  более  чем  наполовину 
определялся эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Постоянный рост 
доходов  от  экспорта  обеспечивал  доступность  иностранных  технологий  и  оборудования, 
что отражалось на быстром росте производительности (около 4 п.п. прироста ВВП в год). 
Вклад  накопления  капитала  и  увеличения  занятости  добавлял  к  росту  ВВП  около  2,5  п. 
пункта. 

Эффект  улучшения  внешнеэкономической  конъюнктуры  и  роста  нефтегазового 

комплекса  практически  полностью  исчерпывается  в  долгосрочном  периоде.  Экспорт 

62 

 

 

природных ресурсов даже с учетом сохранения высоких мировых цен не может обеспечить 
в  долгосрочной  перспективе  совокупный  вклад  в  рост  ВВП  более  1,5  п.  пунктов. 
Демографические тренды будут определять отрицательный вклад в рост ВВП в результате 
снижения численности населения в трудоспособном возрасте. В этих условиях устойчивый 
и  динамичный  экономический  рост  может  быть  основан  на  факторе  наращивания 
производственного 

капитала, 

обеспечивающего 

расширение 

производственных 

мощностей, а также поступательного роста совокупной производительности.  

Существующий  разрыв  между  качеством  капитала  и  уровнем  организации 

производственных  процессов  в  России  и  в  странах  –  экономических  лидерах  создает 
возможность  и  далее  обеспечивать  рост  производительности  за  счет  заимствования 
существующих практик и закупки передового оборудования. Реализация этого потенциала 
обеспечит  ежегодный  дополнительный  прирост  ВВП  в  среднем  на  уровне  1,2  п.  пункта. 
Максимальный  экономический  эффект  этого  фактора  будет  проявляться  до  2020  года, 
когда  вклад  в  прирост  ВВП  может  превышать  1,5  п.  пункта.  По  мере  приближения  к 
уровню развитых стран действие этого фактора будет ослабевать. В долгосрочном периоде 
увеличение  производительности  возможно  только  на  основе  качественного  улучшения 
уровня образования и собственных научных разработок и инновационных внедрений.  

Цены на нефть в долгосрочный период будут оставаться одним из важных факторов, 

определяющих динамику экономического роста. В условиях сценария низких цен на нефть 
(

вариант  А  –

  цена  на  нефть  около  75  долларов  США  за  баррель  в  постоянных  ценах)  в 

ближайшие  20  лет  экономика  будет  расти  со  средним  темпом  2,5%  в  год.  За  этим  будут 
стоять  ограниченные  возможности  как  бизнеса,  так  и  бюджета,  по  поддержанию 
инвестиционного  роста  и  финансированию  программ  развития,  а  также  возможности 
качественного  улучшения  инфраструктуры.  Низкие  доходы  от  экспорта  будут 
ограничивать покупку оборудования и технологий  у развитого мира, что будет тормозить 
возможности увеличения производительности.  

В основных сценариях, предполагающих рост цен на нефть в реальном выражении 

на  1%  в  год,  дополнительный  ежегодный  прирост  экономики  за  счет  «фактора  нефти» 
составит в среднем 0,2-0,4 п.п. в год. К 2030 году уровень ВВП в консервативном варианте 
будет  на  17%  превосходить  уровень  варианта  А  за  счет  роста  доходов  экспортеров  и 
эффекта более устойчивой и мощной бюджетной и кредитной систем. 

В   

консервативном

 

сценарии

  развития  потенциальные  темпы  роста  экономики 

России  не  превышают  3,0-3,2%  в  год.  На  протяжении  периода  2015-2030  гг.  вклад 
капитала  в  рост  ВВП  составляет  около  1,5  п.п.  в  год.  Более  половины  экономического 
роста  обеспечивается  ростом  производительности,  который  связан  с  использованием 
возможностей «догоняющего роста». По мере исчерпания этого фактора вклад совокупной 
производительности сокращается с 2 п.п. в 2014 году до 1,2 п.п. в 2030 году. Слабый вклад 
фактора,  связанного  с  улучшением  качества  человеческого  капитала  и  разработкой 
собственных  инноваций,  не  компенсирует  снижение  вклада  совокупной  эффективности 
факторов производства и негативного эффекта предложения труда.  

63 

 

 

Вклад в рост ВВП за 2012-2030 годы, п.п. 

Вариант 

Консерва-

тивный 

Иннова-

ционный  

Форсиро-

ванный  

ВВП 

3,0-3,2 

4,0-4,2 

5,0-5,4 

Совокупная 

производительность 

Всего 

1,8 

2,3 

 2,8  

в том 

числе  

догоняющее развитие  

1,2 

 1,2 

 1,2 

расходы на 

НИОКР 

гос. 

0,1 

0,2 

0,3 

частные 

0,1 

0,2 

0,3 

расходы на 

образование 

гос. 

0,3 

0,5 

0,6 

частные 

0,1 

0,2 

0,3 

Труд 

                      Всего 

-0,1 

 0,1 

в том 

числе 

расходы на 

здравоохранение 

гос. 

0,1 

0,1 

0,1 

частные 

0,1 

0,2 

0,2 

Капитал 

1,5 

1,7 

2,4 

Инновационный

  сценарий  характеризуется  ускорением  экономического  роста  в 

среднем  до  4,0-4,2%  в  год.  По  сравнению  с  консервативным  сценарием  существенно 
усиливается  составляющая  роста  связанная  с  разработкой  инноваций  и  повышением 
качества  человеческого  капитала.  В  консервативном  варианте  ее  вес  остается  на  уровне 
2000-х  годов  (0,6  п.п.),  тогда  как  в  инновационном  сценарии  ее  вклад  в  экономический 
рост  повышается  до  1,0  п.  пункта.  Увеличение  инновационной  компоненты  развития 
обеспечивается  за  счет  вклада  науки  и  технологий  и  повышения  вклада  человеческого 
капитала (образования и здравоохранения).  

Увеличение  государственных  и  частных  расходов  на  научную  деятельность  и 

опытно-конструкторские разработки позволит поддержать рост производительности труда, 
особенно  в  период  после  2025  года  по  мере  исчерпания  возможностей  «догоняющего 
роста».  По  инновационному  варианту  этот  фактор  обеспечит  около  0,4  п.п.  роста  ВВП 
(0,2 п.п.  в  консервативном  сценарии).  Предполагается  опережающий  рост  прикладных 
исследований  и  разработок,  особенно  связанных  с  задельными  поисковыми  работами, 
обеспечивающими  создание  новых  прорывных  технологий.  Реализация  государственной 
программы  развития  науки  и  технологий  обеспечит  создание  новых  мощных  научных 
установок,  расширяющих  горизонты  фундаментальных  исследований.  Значительно 
возрастет вовлеченность высшего образования в научные и инновационные исследования 
и  разработки.  Сформируется  сеть  университетов,  обладающих  компетенциями  мирового 
уровня. При этом расходы на науку увеличиваются с 1,1% ВВП в 2011 году до 2,5% в 2030 
году.  Предполагается  перелом  в  динамике  частных  расходов  на  НИОКР,  которые  с 
нынешнего  минимального  уровня  0,2%  ВВП  повысятся  до  0,9%  ВВП  и  их  вклад  в 
экономический рост станет сопоставим с вкладом государственной поддержки НИОКР.  

Инновационный  характер  развития  экономики  обеспечивается  также  за  счет  более 

высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 году вырастут до 13,6% ВВП 
(в 2011 году 9,2% ВВП). Рост будет происходить как за счет государственных, так и за счет 

64 

 

 

расходов  граждан  и  организаций.  В  целом  повышение  качества  человеческого  капитала 
определит дополнительно 1 п.п. экономического роста.  

Расходы на человеческий капитал 

(в % к ВВП) 

 

варианты  2010  г. 

2011-

2015 гг. 

2016-

2020 гг. 

2021-

2025 гг. 

2026-

2030 гг. 

Расходы на образование 

5,2 

4,9 

5,6 

6,2 

6,5 

 

4,8 

5,4 

5,8 

6,0 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

государственные расходы 

4,3 

4,1 

4,7 

5,1 

5,2 

 

4,0 

4,6 

5,0 

5,1 

частные расходы 

0,9 

0,8 

0,9 

1,1 

1,3 

 

0,8 

0,8 

0,8 

0,9 

Расходы на здравоохранение 

4,6 

4,7 

5,7 

6,5 

7,0 

 

4,6 

5,4 

5,9 

6,1 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

государственные расходы 

3,6 

3,8 

4,5 

4,9 

5,0 

 

3,7 

4,3 

4,7 

4,9 

частные расходы 

0,9 

0,9 

1,2 

1,5 

1,9 

 

0,9 

1,0 

1,1 

1,3 

Возросший  объем  финансирования  социальных  отраслей  позволит  устранить 

существующий  дисбаланс  в  оплате  труда  медицинских  и  педагогических  работников  с 
занятыми  в  других  отраслях,  сделать  эти  профессии  конкурентными  на  рынке  труда  и 
привлекательными  для  молодежи.  Это  даст  возможность  повысить  качество 
предоставляемых услуг и создаст условия для проведения реформ в этих отраслях. 

Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях 

и в целом по экономике (вариант 2) 

 

2011 г. 

2015 г. 

2020 г. 

2025 г. 

2030 г. 

В целом по экономике 

100 

100 

100 

100 

100 

в бюджетном секторе образования 

68 

75 

77 

77 

78 

в бюджетном секторе здравоохранения 

74 

80 

107 

107 

107 

Предусматриваются  также  модернизация  материально-технического  обеспечения 

систем  здравоохранения,  дошкольного,  общего  и  профессионального  образования, 
обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала. 

В  инновационном  сценарии  будет  сформирована  гибкая  и  диверсифицированная 

система  профессионального  образования,  отвечающая  требованиям  рынка  труда  и 
потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в 
части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.  

В  части  дошкольного  и  общего  образования  должна  быть  обеспечена  доступность 

65 

 

 

образовательных  услуг  при  одновременной  модернизации  как  учебной  работы  с  детьми, 
так и работы по их воспитанию и социализации.  

В  целом  улучшение  качества  образования  и  повышение  его  соответствия  

требованиям экономики  может существенно повысить рост производительности  труда.  В 
инновационном  сценарии  в  среднем  за  2013-2030  гг.  «фактор  образования»  повышает 
ежегодный рост ВВП на 0,7 п.п. (0,4 п.п. в консервативном сценарии).    

В  области  здравоохранения  должна  быть  сформирована  система  доступной 

медицинской  помощи,  обеспечивающей  оказание  услуг, объем, виды и  качество которых 
соответствуют  уровню  заболеваемости  и  потребностям  населения,  передовым 
достижениям медицинской науки. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут 
по-прежнему играть  основную роль, хотя  их  вес  должен  сократиться с  82  до 72% к 2030 
году.  Улучшение  качества  медицинского  обслуживания  не  только  имеет  высокий 
социальный  приоритет  и  связано  с  повышением  качества  жизни,  но  и  является  важным 
фактором  предложения  труда  через  снижение  заболеваемости  и  смертности  в 
трудоспособном  возрасте.  Экономический  рост  будет  также  стимулироваться  за  счет 
повышения  экспорта  медицинских  услуг.  В  целом  инвестиции  в  здравоохранение  могут 
повысить рост ВВП на 0,3 процентных пункта.   

В инновационном сценарии предполагается усиление действия «фактора капитала». 

Увеличение  производственных  мощностей  в  среднем  будет  обеспечивать  1,7  п.п.  роста 
ВВП в год против 1,5 п.п. роста в консервативном сценарии. В структуре вклада капитала 
в  экономический  рост  можно  выделить  эффект 

модернизации  транспортной 

инфраструктуры

, на который приходится 0,3-0,5 п.п. роста экономики.  

Форсированный  сценарий

  предполагает  интенсификацию  всех  имеющихся 

факторов,  чтобы  в  период  2013-2030 гг.  достичь  средних  темпов  экономического  роста   
5,0-5,4%. Для этого необходимо существенное обновление производственных мощностей. 
Средние темпы роста инвестиций в 2013-2030 гг. предполагаются на 2,3 п.п. в год выше, 
чем  в  инновационном  сценарии.  Наиболее  высокие  темпы  роста  предполагаются  в  2016-
2020 гг., когда для модернизации производства и обновления технологий потребуется рост 
инвестиций в среднем на 12-13% в год, что на 6 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. 
В  целом  дополнительный  рост  ВВП  за  счет  этого  фактора  в    период  2013-2030  гг.  в 
среднем составит 2,4 п.п. (1,7 п.п. в инновационном сценарии). 

Форсированный 

вариант 

также 

основан 

на 

значительном 

усилении 

производительности,  которая достичь  уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного 
периода.  Этот  фактор  будет  основой  ускоренного  роста  и  в  среднем  обеспечит  2,8  п.п. 
прироста  ВВП  в  год.  Условием  для  этого  может  стать  форсированное  развитие  науки  и 
технологий.  Прежде  всего,  должна  резко  возрасти  активность  предприятий  связанная  с 
вложениями  в  НИОКР.  Доля  в  ВВП  частных  расходов  на  исследования  и  разработки 
должна достигнуть 1,5% к концу рассматриваемого периода (0,9% ВВП в инновационном 
и  0,5%  в  консервативном  сценариях)  и  быть  сопоставима  с  расходами  стран-лидеров 
инновационного  развития.  Разработка  инноваций  позволит  дополнительно  увеличить 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..