Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 65

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     63      64      65      66     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 65

 

 

 

 

 

235 

Перед проверкой движок переменного резистора  R2 установить в  крайнее 

положение,  вращая  его  против  часовой  стрелки  до  упора  (максимальное 
напряжение регулятора). 

Измерить  напряжение  в  контролируемых  точках  мультивибратора  на 

соответствие  таблицы  9,  а  затем  измерительного  узла  на  соответствие  таблицы 
10. 

Установить движок резистора в крайнее положение, вращая его по часовой 

стрелке до упора (минимальное напряжение регулятора) и произвести измерение 
напряжений на отсутствие обрывов измерительного узла. 

После  измерения  напряжения  и  анализа  результата  установить 

неисправность. 

Значения  измеренных  напряжений  в  контролируемых  точках  могут 

отличаться от напряжений, указанных в таблицах 9 и 10 на 

30%. 

После  устранения  неисправности,  резистор  R2  установить  в  среднее 

положение. 

 
Таблица 9 – Карта напряжений мультивибратора 

Напряжение в контрольных точках регулирующего 

узла относительно клеммы ”3”, В 

Возможная неисправность 

На 

коллект

оре Т3 

На 

аноде 

Т4 

На 

аноде 

Т5 

На управ. 

электроде 

Т4 

На управ. 

электроде 

Т5 

0,93 

12 

0,35 

0,2 

Регулятор исправный 

0,4 

0,85 

87 

Обрыв стабилитрона Д14 
(Д15) или диода Д13 

1,26 

1,23 

3,4 

0,35 

0,2 

К.з. одного из 
стабилитронов Д14 или 
Д15 

0,4 

0,85 

0,35 

К.з. “анод-катод”  
тиристора Т5 

0,4 

0,85 

38 

0,35 

3,7 

Обрыв “анод-катод”  
тиристора Т5 

0,4 

0,85 

0,35 

Обрыв диода Д18 

15 

0,2 

К.з “анод-катод” 
тиристора Т4 

12 

54 

0,9 

2,85 

0,2 

Обрыв “анод-катод”  
тиристора Т4 

76 

0,9 

0,12 

Обрыв диода Д9 или 
резистора R6 

53 

К.з. “коллектор-эмиттер” 
транзистора Т3 

65 

70 

0,9 

0,16 

Обрыв стабилитрона Д17 

 

 

 

 

 

236 

Таблица 10 –  Карта напряжений измерительного узла 

Напряжение в контрольных точках 

измерительного узла относительно клеммы ”3”, В 

Возможная неисправность 

На 

эмиттере 

Т1 

На базе 

Т1 

На 

коллекторе 

Т1 

На 

эмиттере 

Т2 

На 

коллектор

е Т3 

Резистор R2 установлен в положение  

“максимальное напряжение” 

7,4 

8,1 

0,93 

Регулятор исправный 

7,4 

7,4 

0,93 

К.з. “база-эмиттер” 
транзистора Т1 

5,5 

5,5 

0,73 

0,85 

К.з. “база-коллектор ” 
транзистора Т1 

6,6 

5,9 

0,73 

0,85 

К.з. “коллектор-эмиттер” 
транзистора Т1 

Резистор R2 установлен в положение 

“минимальное напряжение” 

 

10,7 

10 

6,2 

0,73 

0,85 

Регулятор исправный 

14,3 

10 

0,93 

Обрыв базы или эмиттера 
транзистора Т1 

11,2 

10 

0,93 

Обрыв коллектора  
транзистора Т1 

 
3  Техническое  обслуживание 

3.1 Виды технического обслуживания и текущих ремонтов 
Система  технического  обслуживания  и  текущих  ремонтов  регулятора 

включает в себя следующие виды: 

техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3; 

текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3. 

 
3.2 Периодичность технических обслуживаний 
Техническое  обслуживание  и  текущие  ремонты  регулятора  совмещать  с 

аналогичными видами технического обслуживания и текущих ремонтов тепловоза. 

 
3.3 Демонтаж и монтаж 
3.3.1  В  случае  отправки  регулятора  на  текущий  ремонт  ТР-3  или 

обнаружения неисправностей и повреждений, для устранения которых требуется 
демонтаж регулятора, выполнить следующие работы: 

отсоединить розетку соединителя штепсельного и отключить регулятор от 

электрической схемы тепловоза; 

отвинтить  болты  (гайки)  крепления  регулятора  на  тепловозе  и  снять 

регулятор. 

3.3.2 Перед монтажом регулятора выполнить следующие работы: 

обдуть регулятор сухим сжатым воздухом; 

проверить осмотром отсутствие повреждений; 

проверить наличие пломб. 

3.3.3 Монтаж регулятора производить в следующей последовательности: 

установить  регулятор  на  тепловозе,  предприняв  меры  против 

самоотвинчивания крепежных деталей; 

подключить  регулятор  к  электрической  схеме  тепловоза,  подсоединив 

розетку соединителя штепсельного, защелкнув его фиксатором; 

произвести  проверку  технического  состояния  регулятора  согласно  пункту 

2.2.1. 

 

 

 

237 

3.3.4 Разборка и сборка регулятора. 
3.3.4.1 

Разборку 

регулятора 

производить 

в 

следующей 

последовательности: 

-

отвинтить винты крепления кожуха к основанию, снять кожух; 

-

отвинтить винты крепления платы к основанию, снять плату; 

-

отвинтить винты крепления панели к основанию, снять панель. 

Разборка платы: 
-

отвинтить  винты  крепления  угольников  и  охладителей  к  плате,  снять 

угольники и охладители с установленными на них элементами; 

отвинтить винты (гайки) крепления элементов к угольникам и охладителям 

или непосредственно к плате, снять элементы. 

Разборка панели: 
-

отвинтить  винты  крепления  угольников  и  охладителей  к  панели,  снять 

угольники и охладители с установленными на них элементами; 

отвинтить винты (гайки) крепления элементов к угольникам и охладителям 

или непосредственно к панели, снять элементы; 

Сборку  регулятора  производить  в  последовательности,  обратной  сборке, 

предприняв меры против самоотвинчивания крепежных деталей; 

Качество 

сборки, 

пайки, 

четкость 

и 

правильность 

маркировки, 

комплектность проверить внешним осмотром. 

3.3.4.2  По  окончании  всех  сборочных  работ  измерить  сопротивление 

изоляции между закороченными выводами соединителя штепсельного и корпусом 
регулятора  мегомметром  на  напряжение  500  В,  которое  должно  быть  не  менее 
100 МОм. 

3.3.5 Каждый случай демонтажа, ремонта и монтажа регулятора отметить в 

учетной  документации  депо  с  указанием  даты,  причины  и  объема  проведенных 
работ,  серии  и  номера  тепловоза,  на  котором  установлен  регулятор,  пробега  от 
начала  эксплуатации  регулятора  на  момент  проведенных  работ,  номера  и  года 
выпуска  регулятора  и  фамилии  лиц,  выполнивших  демонтаж,  ремонт,  монтаж  и 
приемку регулятора в эксплуатацию. 

3.4 Порядок технического обслуживания регулятора 
3.4.1 Перечень работ при техническом обслуживании регулятора приведен 

в таблице 11. 

 
Таблица 11 - Перечни объемов работ при техническом обслуживании и 

текущих  ремонтах 

Наименование работ 

Виды ТО 

Приме-

чание 

ТО-1  ТО-2  ТО-3  ТР-1  ТР-2  ТР-3 

Проверить 

осмотром 

внешнее 

состояние регулятора 

 

Обдуть 

наружную 

поверхность 

регулятора сухим сжатым воздухом 

 

Протереть  наружную  поверх-ность 
регулятора 

чистой 

сухой 

хлопчатобумажной  салфеткой  до 
полного  удаления  пыли  и  других 
загрязнений 

 

Подтянуть 

болты 

крепления 

регулятора на тепловозе 

 

Проверить  надежность  соединения 
в 

соединителе 

штепсельном 

(наличие 

фиксатора 

и 

его 

правильное положение) 

 

 

 

 

 

238 

Наименование работ 

Виды ТО 

Приме-

чание 

ТО-1  ТО-2  ТО-3  ТР-1  ТР-2  ТР-3 

Снять регулятор с тепловоза. 
Проверить  надежность  крепления 
платы  и  панели  к  основанию 
регулятора.  Проверить  состояние 
монтажа  и  мест  пайки,  плотность 
прилегания элементов к угольникам 
и 

охладителям. 

Удалить 

загрязнения  с  платы,  панели, 
элементов. 

Собрать 

регулятор. 

Провести  работы  по  п.3.3.4.2. 
Проверить  работу  регулятора  на 
испытательном  стенде.  Проверить 
работу  регулятора  на  тепловозе. 
Параметры  бортового  напряжения 
должны соответствовать п.1.2.1 

 

 
3.

5 Консервация 

Регулятор при  хранении в условиях депо не консервировать. 

 

4 Правила хранения 

Хранить неустановленный на тепловозе регулятор в закрытом помещении с 

естественной  вентиляцией  без  искусственно  регулируемых  климатических  
условий,    где    колебания    температуры    и  влажности  воздуха    существенно 
меньше, чем на открытом воздухе (условия хранения  - 2(С) по        ГОСТ 15150-
69). 

Предусмотреть  при  этом  следует  защиту  от  попадания  на  его  наружную 

поверхность  нефтепродуктов,  пыли  и  других  загрязнений  (посторонних 
предметов). 

Хранить  установленный  на  тепловозе  регулятор  в  соответствии  с 

требованиями Руководства (инструкции) по эксплуатации тепловоза. 

 

5 Транспортирование 

Регулятор должен транспортироваться в прочной закрытой упаковке любым 

видом  транспорта  с  надежным  укреплением  внутри  транспортной  тары  от 
перемещения  под  воздействием  инерционных  сил  при  погрузочно-разгрузочных 
работах  и  перевозках.  Следует  избегать  ударов  регулятора.  Транспортная  тара 
должна  обеспечивать  надежную  защиту  регулятора  от  воздействия  на  него 
внешней среды, особенно атмосферных осадков, сырости и проникновения пыли. 

 

 

 

 

239 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

(рекомендуемое) 

 
 

Средства измерения и инструмент, предназначенные для контроля 

и выполнения работ по техническому обслуживанию и текущим 

ремонтам регулятора 

 
 
 

Таблица А.1 

 

Наименование 

Обозначение, 

предел измерения 

 
Ключи гаечные 
 
 
 
 
Отвертка 
 
Вольтметр универсальный В7-27 
 
Мегаомметр 
 
 
Высоковольтная установка для 
проверки электрической прочности  
изоляции  

 
7811-

0007 ГОСТ 2839-80 (12х13) 

7811-

0022 ГОСТ 2839-80 (14х17) 

7811-

0043 ГОСТ 2839-80 (32х36) 

 
 
7810-

0324 ГОСТ17199-88 

 
(0…1000) В 
 
М1101, 500В 
 
 
6 кВА, (0…6) кВ, 10 кВА 
 
 
 

Примечание – Допускается применение других технических средств измерения, 

оборудования и инструментов, имеющих аналогичные 
характеристики по точности и пределу измерений, 
обеспечивающих заданные условия ремонта и испытаний 

 

 

 

 

 

 

 

 

240 

Раздел X  

Панель выпрямителей кремниевых ПВК-6011А 

 
 
 
Раздел предназначен для обеспечения полного использования технических 

возможностей  панели  выпрямителей  кремниевых  ПВК-6011А  исполнения  У2,  Т3, 
УХЛ3,  У2  экспорт  (в  дальнейшем  “панель”)  и  состоит  из  следующих  составных 
частей: 

описание и работа; 

использование по назначению; 

техническое обслуживание. 

Содержащиеся  в  руководстве  по  эксплуатации  сведения  и  требования 

рассчитаны на персонал, прошедший специальную теоретическую и практическую 
подготовку  по  эксплуатации  и  ремонту  тягового  электронного  оборудования 
тепловоза. 

При  эксплуатации  панели  кроме  настоящего  раздела,  дополнительно 

руководствоваться: 

паспортом панели; 

правилами  по  технике  безопасности  и  производственной  санитарии  при 

эксплуатации электровозов, тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава; 

правилами  по  технике  безопасности  и  производственной  санитарии  при 

ремонте тепловозов и дизель-поездов в депо. 

 
 

1 Описание и работа 

 
1.1 Назначение панели 

1.1.1  Панель  выпрямителей  кремниевых  ПВК-6011А  предназначена  для 

бесконтактного включения вспомогательного генератора на заряд аккумуляторной 
батареи  тепловоза  после  запуска  дизеля  и  питания  цепей  управления  от 
вспомогательного генератора при работающем дизеле. 

1.1.2 Виды климатического исполнения: У, У экспорт категория размещения 

2, Т, УХЛ категория размещения 3 ГОСТ 15150-69. 

1.1.3 Условия эксплуатации в части воздействия механических факторов 

внешней среды должны соответствовать группе М25 по ГОСТ 17516.1-90. 

1.1.4 Диапазон температур окружающего воздуха, ºС 

 

 

-50 +60 

1.1.5 Относительная влажность при температуре окружающей  

 

среды (25 

 2)

С, %  

 

 

 

 

 

 

95 

 3 

1.1.5 Степень защиты 1Р00 по ГОСТ 14254-96. 

1.1.7 Режим работы панели –   

 

 

 

продолжительный 

1.1.8 Масса панели, кг, не более 

 

 

 

 

 

1.1.9 Габаритные размеры, мм, не более 
ширина 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

192 

глубина 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

160 

высота 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

189 

1.1.10  Охлаждение  панели  принудительное,  воздушное.  Скорость 

охлаждающего воздуха 12 м/с в межреберном пространстве охладителя. 

1.1.11  Принятые  в  техническом  описании  обозначения  и  технические 

термины  соответствуют  общепринятым  и  указанным  в  рабочих  чертежах  и 
действующих  стандартах.  Единицы  измерения  приведены  в  международной 
системе единиц (СИ). 

 

 

 

241 

1.2 Технические данные 
1.2.1 Номинальный ток, А 

 

 

 

 

 

 

150 

1.2.2 Номинальное напряжение, В 

 

 

 

 

 

110 

 
 
1.3. Состав панели 
В состав панели входят диод с охладителем, панель изоляционная, кожух, 

шина, крепеж. 

 
 
1.4 Устройство и работа панели 
1.4.1 Электрическая схема панели изображена на рисунке 1 
1.4.2  Перечень  диодов  в  соответствии  с  климатическими  исполнениями 

панели приведен в таблице 1. 

 
 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Панель выпрямителей кремниевых.  

Схема электрическая принципиальная 

 
Таблица  1  –  Перечень  диодов  в  соответствии  с  климатическими 

исполнениями панели 

Тип диода 

ТУ 

Исполнение 

Диод 2Д161-200-9УХЛ 

ТУ16-729.192-81 

ПВК-6011АУ2 
ПВК-6011АУХЛ3 
ПВК-6011АУ2 экспорт 

Диод 2Д161-200-9В 

ТУ16-729.192-81 

ПВК-6011АТ3 

 

1.4.2 

Конструктивно 

изделие 

представляет 

собой 

прессованную 

изоляционную панель, закрепленную на охладителе; в охладитель вкручен диод. 
Диод сверху закрыт кожухом, изготовленным из прессматериала. Подключение в 
схему  тепловоза  осуществляется  с  помощью  болтов  М10.  Ввод  тепловозных 
кабелей  для  подсоединения  к  контактным  болтам  панели  осуществляется  через 
прямоугольное отверстие в кожухе. 

 
1.5 Маркировка 

1.5.1 Маркировка панели производится по ДСТУ 2773-94 (ГОСТ 9219-95) и 

ГОСТ 18620-86. 

Маркировка панели нанесена на табличке, закрепленной на кожухе. 
На табличке нанесены тип, номер, дата изготовления, масса. 
1.5.2 Упакованная в отдельную транспортную тару панель (при 

индивидуальном транспортировании) маркируется предприятием-изготовителем в 
соответствии с действующими документами по ГОСТ 14192-96. 
 

1.6 Упаковка 
Упаковка панели для индивидуального транспортирования выполняется по 

чертежам  предприятия-изготовителя  по  ГОСТ  23216-78  и  должна  обеспечивать 
защиту  от  попадания  влаги,  загрязнений  и  посторонних  предметов,  а  также 
сохранность всех частей панели, в том числе, от механических повреждений. 

 

 

 

 

242 

2 Использование по назначению 

 
2.1 Подготовка панели к использованию 
2.1.1 Требования безопасности 

2.1.1.1  Все  работы  по  обслуживанию,  монтажу  и  ремонту  панели 

разрешаются  выполнять  лицам,  прошедшим  специальную  подготовку  и 
усвоившим  действующие  на  железнодорожном  транспорте  правила  по  технике 
безопасности  и  производственной  санитарии  при  эксплуатации,  обслуживанию 
подвижного состава. 

2.1.1.2  Монтаж,  демонтаж,  осмотр  и  ремонт  панели  на  тепловозе 

производить только после снятия с нее электрического напряжения. 

2.1.1.3  При  прозвонке  электрических  цепей  тепловоза  мегаомметром 

панель необходимо отключить путем отсоединения одного провода от контактного 
болта панели. 

2.1.2 

Порядок установки 

2.1.2.1 Требования к месту установки панели на тепловозе. 
Место для установки панели на тепловозе должно обеспечивать: 

возможность  доступа  без  демонтажа  сопрягаемого  или  близлежащего 

оборудования для осмотра и обслуживания панели; 

защиту  от  попадания  на  панель  горючесмазочных  материалов, 

посторонних предметов и влаги; 

2.1.2.2 Предмонтажная ревизия панели: 
Перед монтажом панели выполнить следующие работы: 

обдуть сухим сжатым воздухом; 

проверить осмотром отсутствие механических повреждений; 

снять кожух, отвинтив три винта М5. 

2.1.2.3 Монтаж панели. 
2.1.2.3.1  Установить  панель  в  отверстие  воздушного  канала,  закрепив  ее 

двумя болтами М8х25 мм или двумя гайками М8. 

2.1.2.3.3  Подсоединить  панель  к электрической  схеме  тепловоза,  отвинтив 

две гайки М10, надев наконечники тепловозных кабелей на болты панели. 

При подключении обратить внимание на полярность диода. 
2.1.2.3.4 Закрыть панель кожухом, завинтив три винта. 
2.1.2.3.5 Каждый случай демонтажа, ремонта и монтажа панели отмечать в 

учетной  документации  депо  с  указанием  даты,  причины  и  объема  проведенной 
работы,  серии  и  номера  тепловоза,  на  котором  установлена  панель,  пробега  от 
начала эксплуатации панели. 

 
2.2 Использование панели 
2.2.1  Проверку  технического  состояния  панели  проводить  во  время 

технических осмотров и ремонтов. 

Объем работ, которые необходимо проводить в процессе проверок, указан 

в разделе ″Техническое обслуживание″. 

2.2.2 Возможные неисправности и методы их устранения. 

Возможные неисправности и методы их устранения приведены в таблице 2. 

 

 

 

243 

Таблица 2 – Возможные неисправности панели и методы их устранения 

Наименование 

неисправностей 

Вероятная причина 

Способ устранения 

Нет заряда батареи 

Неисправен диод  

Проверить и заменить диод 

Нестабильный заряд 
батареи 

Ослабли болты 
подсоединения диода 
к тепловозной схеме 

Проверить затяжку болтов 
подсоединения панели. 
Подтянуть болты. 

При включении батареи 
срабатывает 
тепловозная защита  

Пробит диод 

Проверить и заменить диод. 

 
2.2.3  Проверку  исправности  диода  производить  с  помощью  авометра 

любого типа, (тестера). 

 
 
3 Техническое обслуживание 

 
3.1 Виды технического обслуживания и текущих ремонтов 
3.1.1  Система  технического  обслуживания  и  текущих  ремонтов  панели 

включает в себя следующие виды: 

техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3; 

текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3. 

3.1.2 Характеристика видов технического обслуживания и текущих ремонтов 
Техническое  обслуживание  ТО-1,  ТО-2  и  ТО-3,  а  также  текущие  ремонты 

ТР-1  и  ТР-2  панели  предназначены  для  поддержания  в  чистоте,  устранения 
обнаруженных неисправностей и проверки работоспособности. 

Текущий ремонт ТР-3 панели предназначен для ревизии, замены отдельных 

деталей, а также испытания после ремонта. 

Техническое  обслуживание  ТО-1  панели  выполняется  локомотивными 

бригадами при приемке, сдаче тепловоза в процессе эксплуатации. 

Техническое 

обслуживание 

ТО-2 

панели 

выполняется 

квалифицированными слесарями, обученными в пунктах технического обучения. 

Техническое  обслуживание  ТО-3,  текущие  ремонты  ТР-1,  ТР-2  и  ТР-3 

выполняются в специализированных депо комплексными и специализированными 
бригадами. 

 
3.2 Периодичность технических обслуживаний 
Техническое  обслуживание  и  текущие  ремонты  панели  совмещать  с 

аналогичными видами обслуживания и текущих ремонтов тепловоза.  

3.3 Перечень и объем работ технического обслуживания 

Перечень и объем работ при техническом обслуживании и текущих 

ремонтах панели приведены в таблице 3. 

 

 

 

 

244 

Таблица 3 – Перечень и объем работ при техническом обслуживании и 

текущих ремонтах панели  

Наименование работ 

Виды ТО 

Приме
-

чание 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

Проверить  осмотром  внешнее  состояние 
панели 

 

Снять  кожух  и  обдуть  диод  сжатым 
воздухом 

 

Протереть  изоляционный  промежуток 
диода 

 

Проверить  подтяжкой  крепление  гибкого 
вывода диода, шины 

 

Проверить  подтяжкой  крепление  панели 
на  тепловозе,  проводов  электрической 
схемы  тепловоза  к  контактным  болтам 
панели 

 

Снять панель с тепловоза и разобрать ее. 
Проверить исправность диода. 
Очистить  от  загрязнений  детали  панели, 
при  этом  пользоваться  чистой  сухой 
безворсовой 

салфеткой, 

слегка 

смоченной в бензине. 
Обратить 

внимание 

на 

состояние 

межреберных  промежутков  охладителя. 
При  наличии  пыли,  песка,  продуктов 
сгорания топлива загрязнения удалить. 
Проверить 

состояние 

контактной 

поверхности  охладителя.  При  наличии 
пятен, следов окиси охладитель очистить. 
Собрать панель 

 

3.4 Консервация 

Панель  при  хранении  в  условиях  депо  и  во  время  эксплуатации  не 

консервируется. 

 
4 Правила хранения 

 

Не  установленную  на  тепловоз  панель  необходимо  хранить  в  закрытом 

помещении с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых условий, 
где  колебания  температуры  и  влажности  воздуха  существенно  меньше,  чем  на 
открытом  воздухе  (условия  хранения  2(С))  по  ГОСТ  15150-69,  при  этом  следует 
предусмотреть 

защиту 

от 

попадания 

на 

ее 

наружную 

поверхность 

нефтепродуктов, пыли и других загрязнений (посторонних предметов). 

Установленную на тепловозе панель необходимо хранить в соответствии с 

требованиями Руководства (инструкции) по эксплуатации тепловоза. 

5 Транспортирование 

Панель  должна  транспортироваться  в  прочной  закрытой  упаковке  любым 

видом  транспорта  с  надежным  укреплением  внутри  транспортной  тары  от 
перемещения  под  воздействием  инерционных  сил  при  погрузочно-разгрузочных 
работах  и  перевозках.  Следует  избегать  ударов  панели.  Транспортная  тара 
должна  обеспечивать  надежную  защиту  панели  от  воздействия  на  нее  внешней 
среды, особенно атмосферных осадков, сырости и проникновения пыли. 

 

 

 

245 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

 

(рекомендуемое) 

 

 

Средства измерения и инструмент, предназначенные для контроля 

и выполнения работ по техническому обслуживанию и текущим 

ремонтам панели 

 

 
 

Таблица А.1 

 

Наименование 

Обозначение, 

предел измерения 

 
Ключи гаечные 
 
 
 
 
Отвертка 
 
 
Мегаомметр 
 
 
Высоковольтная установка для 
проверки электрической прочности  
изоляции  

 
7811-

0007 ГОСТ 2839-80 (12х13) 

7811-

0022 ГОСТ 2839-80 (14х17) 

7811-

0043 ГОСТ 2839-80 (32х36) 

 
 
7810-

0324 ГОСТ17199-88 

 
 
М1101, 500В, (0…500)мОм 
 
 
(0-

1500)В, 1кВА 

 
 
 

Примечание – Допускается применение других технических средств измерения, 

оборудования и инструментов, имеющих аналогичные  
характеристики по точности и пределу измерений, 
обеспечивающих заданные условия ремонта и испытаний 

 

 

 

 

 

 

 

246 

Раздел XI  

Контакторы электромагнитные  
серии МК 5 и МК 6 

 

1 Назначение 

1.1 

Контакторы серии МК5 и МК6 предназначены для работы в силовых 

электрических цепях подвижного состава рельсового транспорта и троллей бусах 
и в общепромышленных стационарных установках общего назначения. 

Контакторы  имеют  исполнения,  предназначенные  для  работы  в  условиях 

умеренного, тропического и холодного климата. Виды климатического исполнения 
и  категории  размещения  контакторов  УЗ,  УХЛЗ,  ТЗ  по  ГОСТ  15  150-69. 
Контакторы  имеют  реверсивное  исполнение.  Контакторы  постоянного  тока 
полярны. 

1.2 

Контакторы рассчитаны для работы на высоте над уровнем моря - не 

более 2000 м при темпера туре окружающего воздуха от минус 40 до 60°С и 
относительной влажности не более 98% при температуре 25°С для районов с 
умеренным климатом; 

-

от  минус  10  до  65°С  и  относительной  влажности  не  более  98%  при  35°С 

для районов с тропическим климатом; 

от минус 60°С до 40°С и относительной влажности не более 98% при 25°С 

для районов с холодным, климатом (для категории размещения 3 в соответствии с 
ГОСТ  15150-69).  Не  допускается  установка  контакторов  в  среде  взрывоопасной, 
насыщенной токопроводящей пылью и водяными парами, содержащей едкие газы 
и  пары  в  концентрациях,  разрушающих  металл  и  изоляцию  в  местах,  не 
защищенных  от  попадания  воды,  подверженных  вибрации  мест  крепления  с 
частотой 100 Гц при ускорении более 1g и ударам с длительностью импульса 40-
60 мс при ускорении более 3g. Допускается установка контакторов в оболочку без 
снижения  технических  характеристик  (1ном.,  ПВ,  частоты  срабатывания),  если 
температура внутри оболочки не превышает 55°С. 

При температуре окружающего воздуха 60°С контакторы могут работать не 

более  15%  рабочего  времени.  Для  контакторов  подвижного  состава  рабочее 
время  должно  составлять  не  более  20  ч  в  сутки.  Предельное  значение 
температуры окружающего воздуха 70°С. 

Рабочее положение контакторов вертикальное. Отклонение от 

вертикального положения контактора не более ± 15°. 

 

 

 

 

247 

2 Технические данные 

2.1 Типы и исполнения контакторов приведены в табл. 1. Номинальные токи 

контактов главной цепи в зависимости от типоисполнения контакторов приведены 
в табл. 2. 

Таблица 1 

Обозначение типа в зависимости от 

климатического исполнения 

Исполнения 

для 

районов с 
умеренны

м 

климатом 

для районов 

с 

тропическим 

климатом 

для районов 

с холодным 

климатом 

по 

назначен

ию 

кол. 

полюсо

в 

по количеству контактов 

главной 

цепи 

вспомогательно

й цепи 

замыкающи

х 

замык

ающи

х 

размыка

ющих 

МК5-10У3 
МК6-10У3 

МК5-10Т3 
МК6-10Т3 

МК5-10УХЛ3 
МК6-10УХЛ3 

общего 

назначен

ия 





МК5-
10РУ3 
МК6-
10РУ3 

МК5-10РТ3 
МК6-10РТ3 

МК5-
10РУХЛ3 
МК6-
10РУХЛ3 

реверсив

ные 

МК5-20У3 
МК6-20У3 

МК5-20Т3 
МК6-20Т3 

МК5-20УХЛ3 
МК6-20УХЛ3 

общего 

назначен

ия 

2 соединены 

последоват

ельно 





МК6-
20НУ3  
МК6-
20ПУ3  
МК6-
20ТУ3 

МК6-20НТ3 
МК6-20ПТ3 
МК6-20ТТ3 

МК6-
20НУХЛ3 
МК6-
20ПУХЛ3 
МК6-
20ТУХЛ3 

 
 

МК6-30У3 
МК6-
30ПУ3  
МК6-
30ТУ3 

МК6-30Т3 
МК6-30ПТ3 
МК6-30ТТ3 

МК6-30УХЛ3 
МК6-
30ПУХЛ3 
МК6-
30ТУХЛ3 

 
 

 
 

 
 

МК6-
10МУ3 

МК6-10МТ3 

МК6-
10МУХЛ3 

реверсив

ные с 

защелкой 

 
 

 
 

 

 

Таблица 2 

Типы контакторов 

Номинальный 

ток. А 

Номинальное 

напряжение. В 

МК5-10У3  
МК5-10РУ3 

МК5-10Т3  
МК5-10РТ3 

МК5-10УХЛ3 
МК5-10РУХЛ3 

250 

220 

МК5-2ОУ3 

МК5-20Т3 

МК5-20УХЛ3 

440, 600 

МК6-10У3  
МК6-10РУ3 

МК6-10Т3  
МК6-10РТ3 

МК6-10УХЛ3 
МК6-10РУХЛ3 

400 

220 

МК6-20У3 

МK6-20Т3 

МК6-20УХЛ3 

440, 600 

МК6-20НУ3 

МК6-20НТ3 

МК6-20НУХЛ3 

150, 100 

220 

МК6-20ПУ3  
МК6-20ТУ3 

МК6-20ПТ3  
МК6-20ТГ3 

МК6-20ПУХЛ3 
МК6-20ТУХЛ3 

~380 

МК6-30У3 

МК6-30Т3 

МК6-30УХЛ3 

220 

МК6-30ПУ3  
МК6-30ТУ3 

МК6-30ПТ3  
МК6-30ТТ3 

МК6-30ПУХЛ3 
МК6-30ТУХЛ3 

~380 

МК6-10МУ3 

МК6-10МТ3 

МК6-10МУХЛ3 

550 

 

 

 

 

248 

2.2 

Включающие  катушки  контакторов  рассчитаны  на  номинальное 

напряжение цепи управления 24, 27, 50, 75, 110 и 220 В постоянного тока и 127, 
220, 380 переменного тока с питанием через выпрямительный блок. 

Контакты  вспомогательной  цепи  рассчитаны  на  номинальное  напряжение 

24, 50, 75, 110, 220 В постоянного тока и 380 В переменного тока. 

2.3 

Контакторы  по  техническим  данным  удовлетворяют  требованиям 

ГОСТ 9219-88 и ГОСТ I1206-77. 

2.4 

Контакторы  пригодны  для  работы  в  продолжительном,  прерывисто-

продолжительном,  повтор  но-кратковременном  и  кратковременном  режимах 
работы. 

Для повторно-кратковременного режима относительная продолжительность 

включения ПВ должна быть не более 40%. 

Значение длительности рабочего периода для кратковременного режима не 

регламентируется. 

2.5 

Допускается частота срабатываний контакторов под нагрузкой до 600 

циклов включений-отключений в час. 

2.6 

Категория  основного  применения  контакторов  с  -замыкающими 

контактами главной цепи, характеристики режимов и коммутационная способность 
контакторов в зависимости от рода тока при ведены в табл.3. 

2.7 

Коммутационная 

износостойкость 

контактов 

главной 

цепи 

контакторов  при  U

ном.р.

  =  U

ном.

,  должна  быть:  в  категории  ДС-2  при  частоте  600 

включений в час: 

контакторов МК5-10 при I

ном. р.

 

= 160 А - не менее 1 млн. циклов ВО, при I

ном. 

р.

 = I

ном.

не менее 0,5 млн. циклов ВО; 

контакторов МК5-10 при I

ном. р.

 

= 250 А - не менее 1 млн. циклов ВО, при I

ном. 

р.

= I

ном. 

 - 

не менее 0,5 млн. циклов ВО; 

контакторов  МК5-20  и  МК6-20  при  I

ном.  р. 

=  I

ном.

,  11ном.  р.  =  440  В-не  менее 

0,5 млн. циклов BO; 

в категории ДС-3 и ДС-5 контакторов МК5-10 и МК6-10 - не менее 0,3 млн. 

циклов ВО; 

в категории ДС-3 и ДС-5 контакторов МК5-20 и МК6-20 - не менее 0,5 млн. 

циклов ВО; 

контакторов  МК6-20Н  при  I

н.

=  I

н.р.

=  250  А  и  U

н

=220  В  -  не  менее  0,5  млн. 

циклов  при  частоте  включений  в  час  не  более  600;  при  I

н

 

=  400А  -  не  более  0,2 

млн. циклов; 

контакторов  МК6-30  при  I

н.

=  I

н.  р.

=  250  А  и  U

н

=220  В  -  не  менее  0,5  млн. 

циклов при частоте включений в час не более 300; при  I

н

 

= 400 А - не более 0,2 

млн, циклов; 

контакторов  МК6-20П,  МК6-20Т  в  категории  АС4при  I

н.

=  I

н.р.

=  250  А  и 

U

н

=~380 В при частоте 300 включений в час - не менее 0,25 млн. циклов ВО, при I

н

 

= 400 А ■- не менее 0,1 млн. циклов ВО при частоте 300 включений в час; 

контакторов  МК6-30П,  МК6-З0Т  в  категории  АС4  при  I

н.

=  I

н.р.

=  250 

А  и 

U

н

=~380 В при частоте 300 включений в час - не менее 0.25 млн. циклов ВО, при I

н

 

= 400 А - не менее 0,1 млн. циклов ВО. 

 

 

 

249 

Таблица 3 

Р

о

д

 т

о

ка

 

К

а

те

го

р

и

я 

о

сно

вн

о

го

 

пр

им

е

не

ни

я 

Характеристика 

режимов 

Ти

п 

ко

нт

а

кто

р

а 

Режим нормальных 

коммутаций 

Режим редких 

коммутаций 

включение  отключение  включение 

отключени

е 

Ко

м

м

ут

иру

ем

ый

 

то

к,

 А

 

Н

а

пр

яж

е

ни

е

, В

 

Ко

м

м

ут

иру

ем

ый

 

то

к,

 А

 

Н

а

пр

яж

е

ни

е

, В

 

Ко

м

м

ут

иру

ем

ый

 

то

к,

 А

 

Н

а

пр

яж

е

ни

е

, В

 

К

о

м

м

ут

иру

ем

ый

 

то

к,

 А

 

Н

а

пр

яж

е

ни

е

, В

 

По

сто

ян

ный

 

ДС-2 

Пуск  
электродвигателей: 
отключение 
вращающихся 
электродвигателей 
(Т=10 мс) 

МК5-10 

МK5-20 

 
 

МК6-10 
МК6-20 

625 
625 

 
 

1000 
1000 

220 

440÷ 

600 

 

220 

440÷ 

600 

250 
250 

 
 

100 
100 

220 

440÷ 

600 

 

220 

440÷ 

600 

1000 
1000 

 
 

1600 
1600 

242 

484÷ 

660 

 

242 

484÷ 

660 

1000 
1000 

 
 

1600 
1600 

242 

484÷ 

660 

 

242 

484÷ 

660 

По

сто

ян

ный

 

ДС-3 

Пуск 
электродвигателей: 
отключение 
неподвижных или 
медленно 
вращающихся 
электродвигателей 
(Т=10 мс) 

МK5-l0 

МK5-20 

 
 

МК6-10 
МК6-20 

187,5 
137,5 

 
 

100 
100 

220 

440÷ 

600 

 

220 

440÷ 

600 

187,5 
187,5 

 
 

100 
100 

220 

440÷ 

600 

 

220 

440÷ 

600 

300 
300 

 
 

480 
480 

242 

184÷ 

660 

 

242 

184÷ 

660 

300 
300 

 
 

480 
480 

242 

484-

660 

 

242 

484÷ 

660 

Пе

ре

м

е

нн

ый

 

AC-4 

Пуск 
электродвигателей с 
короткозамкнутым 
ротором, 
отключение 
неподвижных и 
медленно 
вращающихся 
электродвигателей, 
торможение 
противотоком 
(cos

=0,35) 

МК6-20П 

МК6-20Т 

 

МК6-30П 

МК6-30Т 

450 
720 

380 
380 

150 
720 

380 
180 

750 

1200 

118 
118 

600 
960 

418 
418 

 

Коммутационная  износостойкость  контактора  МК6-10  в  режиме  пуска 

дизеля должна быть: 

в  стоповом  режиме  -  не  менее  1000  циклов  срабатываний,  при  этом 

включаемый ток 3000 А (постоянная времени 

 

= 0,025 с), 

отключаемый ток 3000 Л (постоянная времени 

 = 0,01 c), 

в  режиме  нормального  пуска  -  не  менее  25000  циклов  срабатываний,  при 

этом включаемый ток 2500 А (постоянная времени 

 

= 0,025 с), 

отключаемый ток 1000 А (постоянная времени 

 - 0,01 c), 

напряжение цепи – 110 В. 
2.8  

За  номинальный  ток  контактора  принимается  ток,  который 

определяется  условиями  нагрева  главной  цепи  при  отсутствии  включения  и 
отключения контактов. В продолжительном режиме работы контакторы допускают 
работу при номинальном токе. 

2.9 

Контакторы при безиндуктивной нагрузке допускают отключение всех 

токов, меньших указанных в табл. 3 для данной категории применения. 

 

 

 

 

250 

2.10 

Контакторы серии МК5 и МК6 при индуктивной нагрузке с постоянной 

времени  порядка  10  мс  допускают  отключение  всех  токов  от  0,1  1ном  до 
номинального при номинальном напряжении. 

2.11 

Ток продолжительного режима контактов вспомогательной цепи 10А. 

Коммутационная  способность  контактов  вспомогательной  цепи  соответствует  
ГОСТ 11206-77. 

Номинальные  токи  и  напряжения  в  категориях  применения  ДС-11  ГОСТ 

11206-

77, ДС-14 и ДС-15 ГОСТ 17523-85 указаны в табл. 4. 

Номинальный рабочий ток при -380 В должен быть равен 2,0 А. 
2.12 

Коммутационная  износостойкость  контактов  вспомогательной  цепи 

при  коммутации  токов,  указанных  в  табл.  4,  с  частотой  600  включений  в  час 
должна  быть:  в  категории  применения  ДС-11  –  не  менее  1  млн.,  в  категориях 
применения ДС-14 и ДС-15 – не менее 0,1 млн. циклов. 

2.13 

Собственное  время  включения  контакторов  порядка  0,05  с, 

собственное время отключения не более 0,07 с. 

2.14 

Потребляемая  мощность  включающих  катушек  при  20°С  для 

контакторов: МК5-10, МК6-10, МК5-10Р,  МК6-10Р - не более 75 Вт; МК5-20, МК6-
20, МК6-20Н, МК6-20П, МК6-20Т - не более 150 Вт; МК6-30, МК6-30П, МК6-30Т - не 
более 230 Вт; МК6-10М - не более 85 Вт. 

2.15 

Механическая износостойкость контакторов МК.5-10, МК6-10 не 

менее 10 млн. циклов включений-отключений при частоте включений 1200 циклов 
в час; 

контакторов МК5-10Р и МК.6-10Р - 5 млн. циклов; 
контакторов МК6-20Н, МК6-20П, МК6-20Т - 5 млн. циклов; 
контакторов МК6-30, МК6-30П, МК6-З0Т - 5 млн. циклов; 
контакторов МК6-10М - 50000 циклов. 
2.16 

Габаритные и установочные размеры контакторов и их масса 

приведены в приложении А. 

2.17 

Обмоточные данные включающих катушек контакторов, состоящих из 

2-

х последовательно соединенных катушек, приведены в табл. 5. Марка провода 

ПЭТ 155 ГОСТ 17515-72. 

2.18 

Перечень оборудования и приборов, необходимых для контроля и 

испытаний контакторов, приведен в приложении Б. 

Таблица 4 

 

Категория  

применения 

Номинальное рабочее 

напряжение. В 

Номинальный 

рабочий ток, А 

Постоянная 

времени, с 

ДС-11 

24 
50  
75  
110 
220 

2,35  
1,25 
1,00 
0,75 
0,5 

0,05 

ДС-14 

24 
50  
75  
110 
220 

8  
6  
4  
0,8 
0,3 

0,1 

ДС-15 

24 
50  
75  
110 
220 

5  
3  
2  
0,5  
0,2 

0,25 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     63      64      65      66     ..