Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 58

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     56      57      58      59     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 58

 

 

 

 

 

123 

Наименование контролируемой  

величины 

Значение контролируемой величины 

при изготовлении 

нового изделия (по 
рабочему чертежу) 

при браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР-1  ТР-2 

ТР-3 

полюсов, мм 
Диаметр 
расточки 
горловин корпуса 
для посадки 
подшипникового 
щита, мм 

со стороны 
коллектора 

465

+0,063

 

более 

465,1 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

550

+0,07

 

более 

550,1 

Допуск соосности моторно-осевых 
горловин относительно общей оси, 
мм 

не более 

0,1 

более 

0,1 

Подшипниковые щиты и подшипники 

Диаметр 
посадочной 
поверхности 
подшипникового 
щита в корпусе, 
мм 

со стороны 
коллектора 

465

021

,

0

05

,

0

 

менее 

465,015 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

025

,

0

07

,

0

550

 

менее 

550,02 

Диаметр 
отверстия 
(гнезда) 
подшипникового 
щита под посадку 
подшипника, мм 

со стороны 
коллектора 

210

016

,

0

035

,

0

 

более 

210,035 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

320

018

,

0

035

,

0

 

более 

320,04 

Отклонение от 
цилиндричности 
отверстия 
(гнезда) под 
посадку 
подшипника, мм 

со стороны 
коллектора 

не более 

0,023 

более 

0,03 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

не более 

0,026 

более 

0,035 

Радиальный 
зазор между 
роликом и 
внутренним 
кольцом нового 
подшипника в 
свободном 
состоянии, мм 

со стороны 
коллектора 

0,105 

– 0,125 

менее 

0,105 

более 

0,125 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

0,185 

– 0,21 

более 0,31 

Радиальный 
зазор между 
роликом и 
внутренним 
кольцом 
подшипника в 
собранной 
машине, мм 

со стороны 
коллектора 

менее 0,05 

менее 0,05 

более 0,2 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

не менее 0,09 

менее 

0,09 

более 

0,2 

Внутренний 
диаметр кольца 
подшипника для 
насадки на вал, 

со стороны 
коллектора 

85

-0,02 

со стороны 
противоположной 

150

-0,025 

 

 

 

 

124 

Наименование контролируемой  

величины 

Значение контролируемой величины 

при изготовлении 

нового изделия (по 
рабочему чертежу) 

при браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР-1  ТР-2 

ТР-3 

мм 

коллектору 

 

 

 

 

 

125 

Приложение В 

(рекомендуемое) 

Средства  измерения  и  инструмент,  предназначенные  для  контроля  и 

выполнения  работ  по  техническому  обслуживанию  и  текущим  ремонтам 
электродвигателя 

Наименование 

Обозначение, предел измерения 

Линейка металлическая 
Щуп 
 
Ключи гаечные торцовые 
 
 
 
 
 
Ключи гаечные 
 
 
 
Плоскогубцы комбинированные 
Ключ динамометрический 
Микроманометр 
Зубило слесарное 
Мегаомметр 
 
Скоба для вывода якоря 

300 ГОСТ 427-75 
№3 ТУ2-034-0221197-011-91 
№4 ТУ2 -034-0221197-011-91 
6910-

0419 ГОСТ 25787-83 (S=12 мм) 

6910-

0431 ГОСТ 25787-83 (S=17 мм) 

6910-

0439 ГОСТ 25787-83 (S=22 мм) 

6910-

0444 ГОСТ 25787-83 (S=27 мм) 

6910-

0453 ГОСТ 25787-83 (S=36 мм) 

6910-

0455 ГОСТ 25787-83 (S=41 мм) 

7811-

0007 ГОСТ 2839-80 (12×13) 

7811-

0025 ГОСТ 2839-80 (22×24) 

7811-

0027 ГОСТ 2839-80 (13×14) 

7811-

0041 ГОСТ 2839-80 (27×30) 

7814-

0251 ГОСТ 5547-93 

ДК-25 ТУ105-6-01=0081-74 
ММН-240 (5) II  
ГОСТ 7211-86 
М1101М, 1000В 
М1105М, 500 В 
А74338А 

Молоток 
Прибор виброизмерительный 
Грузоподъёмный кран 
Сушильная камера 
Токарный станок с высотой центров 
более 250 мм 
Приспособления для продорожки 
канавок между коллекторными 
пластинами и разделки фасок пластин 
Бруски шлифовальные 
 
 
 
Станок бандажировочный 
Станок балансировочный 
Динамометр 
Металлический стержень 
 
Шаблон для проверки размеров 
обоймы щеткодержателей 
Высоковольтная установка для 
проверки электрической прочности 
изоляции 

7850-

0105 ГОСТ 2310-77 

"Янтарь-М" ТУ4277-006-54981193-02 

= 5000 кг 

t

max

 

= 140 ºС 

 
1К62 
 
 
 
БК

В

 

40×40×75 14А М10 4,5Б  

ГОСТ 2456-82 
БК

В

 

40×40×75 14А М10 4,5Б  

ГОСТ 2456-82 
Модель РС3 
ВМ3000 ТУ3818-020-54981193-04 
ДПУ-0,5-I У2 ГОСТ 13837-79 
Длина-250-300 мм диаметр 5-6 мм 
Длина 1.5-1,6 м диаметр 20-25 мм 
 
 
 
 
3 кВ, 3 кВА 

Примечание - Допускается применение других технических средств изме-рения, 
оборудования и инструментов, имеющих аналогич-ные характеристики по 
точности и пределам измерений, обеспечивающих заданные условия ремонта и 
испытаний 

 

 

 

 

126 

Раздел IV  
Возбудитель синхронный однофазный  

ВСТ 26-3300 

 

Введение 
Настоящий  раздел  предназначен  для  изучения  устройства,  эксплуатации, 

технического обслуживания, ремонта возбудителя синхронного однофазного ВСТ 
26-

3300  (в  дальнейшем  «возбудитель»),  содержит  описание  его  устройства  и 

другие  сведения,  необходимые  для  обеспечения  полного  использования 
технических  возможностей  возбудителя,    правильной  эксплуатации  и 
технического  обслуживания,  для  организации  работ  по  содержанию  его  в 
исправном и работоспособном состоянии.  

По 

показателям 

пожарной 

опасности 

возбудитель 

относится 

к 

пожаробезопасным. 

Информация,  приведенная  в  разделе,  рассчитана  на  обслуживающий 

персонал, прошедший специальную подготовку по техническому использованию и 
обслуживанию электрооборудования тепловозов. 

 
 

1 Описание и работа возбудителя 

 

1.1 

Назначение возбудителя 

Возбудитель  предназначен  для  питания  через  выпрямительный  мост 

обмоток независимого возбуждения синхронных генераторов тепловозов и может 
быть использован как источник напряжения для питания цепей освещения вагона 
дизель-поезда. 

Возбудитель  соответствует  требованиям  ГОСТ  2582-81  и  техническим 

условиям ТУ 16-05810695-012-93. 

Структура условного обозначения возбудителя: 

ВСТ 

  26    3300 

 

У 

 

 

 

 

         

 

     

 

 

 

Категория размещения 

 

 

         

 

   

Климатическое исполнение 

 

 

         

Частота вращения, об/мин 

 

 

   

Мощность возбудителя, кВт 

 

Возбудитель синхронный однофазный 

 

1.2 

Технические  характеристики 

 

1.2.1 Режим работы возбудителя – продолжительный по ГОСТ 2582-81 при 

параметрах, не превышающих номинальные и температуре окружающего воздуха, 
соответствующей исполнению У2 от минус 50 до плюс 40 ºС, исполнению УХЛ2 – 
от минус 60 до плюс 40 ºС, исполнению Т2 – от минус 10 до плюс 55 ºС. 

1.2.2 Допускается работа возбудителя при температуре воздуха в кузове 

тепловоза плюс 60 ºС. 

1.2.3 Основные параметры возбудителя приведены в таблице 1. 
 

 

 

 

127 

Таблица 1 

Наименование параметра 

ВСТ 26-3300 У2 

Номинальная активная мощность, кВт 

26 

Номинальное напряжение, В 

215/287 

Номинальная частота вращения, с

-1

 

(об/мин) 

41,16/55,0 

(2470/3300) 

Номинальная частота электрического тока, Гц 

165/220 

Номинальный ток, А 

164/146 

Выпрямленное номинальное значение напряжения, В   

145 

Выпрямленное номинальное значение тока, А 

180 

КПД при 55 с

-1

 

(3300 об/мин), % 

76 

 
1.2.4 Условия эксплуатации возбудителя в части воздействия механических 

факторов внешней среды по ГОСТ 17516.1-90-М25. 

1.2.5 Расход консистентной смазки для якорных подшипников возбудителя 

составляет  около  0,2  кг  на  100  тыс.км  пробега,  а  при  маневровой  работе 
тепловоза – на 1 год эксплуатации. 

1.2.6  Возбудитель  должен  выдерживать  кратковременный  режим 

перегрузки длительностью 2 мин. при параметрах, указанных в таблице 2.  

 

Наименование параметра 

ВСТ 26-3300 У2 

Напряжение, В 

240 

Ток, А  

200 

Частота вращения, с

-1

 

(об/мин)  

55,0 (3300) 

 

1.3 

Состав возбудителя 

1.3.1  Возбудитель  состоит  из  следующих  основных  частей  (обозначение 

позиций в соответствии  с приложением А): 

якоря; 

магнитной системы; 

траверсы; 

подшипниковых щитов. 

1.3.2 Для устранения наиболее вероятных в эксплуатации неисправностей с 

каждым  возбудителем  поставляется  комплект  запасных  частей  согласно 
техническим условиям на поставку возбудителя и ведомости ЗИП, обозначение и 
состав  ЗИП  изложены  также  в  паспорте  возбудителя  ИБЖК.526654.007  ПС  в 
разделе «Комплектность». 

 
1.4 

Устройство и работа 

1.4.1  Возбудитель  представляет  собой  однофазную  электрическую 

синхронную  машину  переменного  тока  повышенной  частоты,  обращенного 
исполнения,  с  явновыраженными  полюсами  и  с  одним  свободным  коническим 
концом вала. 

Возбудитель выполнен с самовентиляцией. 
1.4.2  Обмотка  возбуждения  (магнитная  система)  расположена  на 

неподвижной станине (корпусе), а якорная обмотка – на вращающемся валу. 

1.4.3  На  якоре  для  съема  вырабатываемого  переменного  тока  имеются 

контактные кольца. 

1.4.4 Якорь вращается на двух шариковых подшипниках, вмонтированных в 

подшипниковые щиты. 

 

 

 

 

128 

1.4.5  Смазка  в  подшипники  добавляется  через  масленки,  выведенные  с 

помощью трубок на наружную поверхность подшипниковых щитов. 

1.4.6 На подшипниковых щитах крепится траверса, на которую установлены 

щеткодержатели. 

1.4.7 Обмотки возбудителя имеют класс изоляции F. 
1.4.8 Охлаждение возбудителя осуществляется встроенным вентилятором. 
Охлаждающий  воздух  забирается  через  отверстия  в  крышке  люков  со 

стороны  контактных  колец,  проходит  параллельными  потоками  между  полюсами 
магнитной  системы,  в  зазоре  между  полюсами  и  поверхностью  якоря,  через 
вентиляционные каналы сердечника якоря и выбрасывается наружу через сетку с 
отверстиями со стороны привода. 

1.4.9  Для  осмотра  щеткодержателей,  щеток  и  контактных  колец  имеется 

быстросъемная крышка с пружинным замком. 

1.4.10  Для  установки  возбудителя  станина  имеет  лапы  с  отверстиями  и 

транспортные ушки для монтажа и демонтажа. 

Принципиальная  электрическая  схема  соединения  обмоток  возбудителя  и  

соединение выводных концов в соответствии с приложением Б. 

1.4.11 Якорь 
1.4.11.1  Якорь  состоит  из  следующих  основных  частей:  вала  (поз.20), 

сердечника (поз.22), втулки (поз.9), обмоткодержателя (поз.12), контактных колец 
(поз.8), ступицы (поз.16) для закрепления вентилятора (поз.25) и обмотки (поз.10), 
состоящей из отдельных катушек. 

1.4.11.2  Вал  изготовлен  из  высококачественной  легированной  стали  со 

специальной  термообработкой  и  имеет  один  свободный  конец  для  посадки 
приводной полумуфты. 

1.4.11.3 

Сердечник 

якоря 

набран 

из 

штампованных 

листов 

электротехнической  стали,  покрытых  с  обеих  сторон  тонким  слоем 
электроизоляционного  лака  и  напрессованных  непосредственно  на  вал  со 
шпонкой. 

По  внешнему  диаметру  листов  сердечника  имеются  пазы  для  укладки 

обмотки якоря, а в средней части листов – один ряд вентиляционных отверстий. 

1.4.11.4  Листы  сердечника  в  опресованном  состоянии  закреплены  на  валу 

якоря нажимными шайбами, которые одновременно служат обмоткодержателями. 

Наружная  поверхность  обмоткодержателя  со  стороны  противоположной 

контактным  кольцам  изолирована  стеклотканью,  пропитанной  в  эпоксидном 
компаунде  с  последующей  запечкой,  а  втулка  со  стороны    контактных  колец 
опрессована пластмассой. 

Втулка  со  стороны контактных  колец  имеет  пазы  для  размещения  гильз,  в 

которые впаивается обмотка якоря. 

1.4.11.5  Контактные  кольца  изготовлены  из  нержавеющей  немагнитной 

стали.  На  рабочей  поверхности  колец  выполнена  винтовая  прямоугольная 
канавка для установления воздушной подушки под щетками с целью исключения 
искрения и для улучшения охлаждения. 

Кольца  напрессованы  на  стальную  втулку,  изолированную  стеклотканью  с 

одновременной пропиткой в эпоксидном компаунде и запечкой. 

Втулка с контактными кольцами напрессована на вал со шпонкой. 
Контактные кольца для соединения с обмоткой якоря имеют изолированные 

шпильки с отводами. 

1.4.11.6  Ступица  для  закрепления  вентилятора  удерживается  на  валу  от 

проворота при помощи шпонки. 

1.4.11.7  Якорь  имеет  двухходовую  волновую  обмотку.  Катушки  обмотки 

изготовлены из прямоугольного медного обмоточного провода. 

 

 

 

129 

Витки  катушек  расположены  в  пазу  плашмя.  Изоляция  катушек  из 

стеклослюдинитовой  и  стеклянной  лент.  Пазы  якоря  перед  укладкой  обмотки 
выстилаются по периметру изолирующими прокладками из пленкостеклоткани. 

Обмотка  якоря  в  лобовых  частях  и  в  средней  части  сердечника 

удерживается от центробежных сил бандажами из стеклобандажной ленты. 

1.4.11.8  Изоляция  обмотки  якоря  –  термореактивная  «Монолит  -  2», 

пропитывается в эпоксидном компаунде вакуум-нагнетательным способом. 

Готовый  якорь  покрыт  эпоксидной  эмалью  горячей  сушки  и    динамически 

отбалансирован. 

1.4.12 Магнитная система 
1.4.12.1  Магнитная  система  состоит  из  следующих  составных  частей: 

станины (поз.11), полюсов с выводами и межкатушечными соединениями, коробки 
выводов. 

1.4.12.2 Станина представляет собой цилиндр, изготовленный из стального 

листового  проката  путем  гибки  и  сварки,  имеет  в  нижней  части  лапы  для 
установки  и  закрепления  возбудителя.  На  наружной  поверхности  станины 
расположена  коробка  выводов  со  штурцевым  вводом,  представляющая  собой 
панель  из  изоляционного  материала  с  расположенными  на  ней  контактными 
болтами,  к  которым  подсоединяются  выводы  обмоток  (два  от  траверсы  и  два от 
обмотки  независимого  возбуждения)  и  монтажные  провода  электрической  схемы 
тепловоза. 

1.4.12.3 Возбудитель имеет восемь полюсов. Полюс возбудителя состоит из 

сердечника  (поз.13),  катушки  независимого  возбуждения  (поз.15)  и  демпферной 
обмотки  (поз.14).  Сердечник  полюса  выполнен  из  штампованных  листов 
электротехнической  стали,  стянутых  стальными  заклепками.  Полюсные  листы 
имеют пазы для размещения стержней демпферной обмотки. 

Катушка  обмотки  возбуждения  изготовлена  из  прямоугольного  медного 

провода. Стержни демпферной обмотки выполнены из меди и соединяются между 
собой  с  помощью  медной  накладки,  к  которой  привариваются  твердым 
серебросодержащим припоем.  

Сердечник  полюса  вместе  с  катушкой  возбуждения  представляет  собой 

неразъемный  моноблок  на  основе  изоляции  типа  «Монолит-2».  Каждый  полюс 
имеет два вывода катушки возбуждения и четыре вывода демпферной обмотки. 

1.4.12.4 

Соединение 

между 

катушками 

возбуждения 

полюсов 

осуществляется    проводами,  которые  крепятся  к  выводам  катушек  при  помощи 
винтов.  Выводы  (шины)  демпферных  обмоток  полюсов  соединяются  с  помощью 
болтов, образуя два демпферных кольца. 

1.4.13 Траверса 
1.4.13.1 Траверса (поз.6) выполнена из изоляционного материала. 
1.4.13.2 Траверса крепится к подшипниковому щиту с помощью болтов. 
1.4.13.3  На  траверсе  с  помощью  уголков  из  специального  легкого  сплава 

устанавливается  шесть  щеткодержателей  (по  три  на  каждое  контактное  кольцо), 
соединенных между собой токособирательными шинами. 

1.4.13.4  На  возбудителе  применены  однообоймные  щеткодержатели  с 

пружиной часового типа, которая обеспечивает постоянное нажатие на щетки без 
дополнительной подрегулировки в процессе эксплуатации. 

1.4.13.5  На  возбудителе  применены  неразрезные  щетки.  Для  уменьшения 

вибрации и ударов, щетки снабжены резиновыми амортизаторами. 

1.4.14 Подшипниковые щиты 
1.4.14.1  Подшипниковые  щиты  (поз.7),  (поз.17)  выполнены  сварными  из 

стали и крепятся к станине с помощью болтов. 

1.4.14.2  В  подшипниковые  щиты  вмонтированы  шариковые  подшипники 

(поз.3)  служащие  для  опоры  и  свободного  вращения  якоря.  Подшипники 

 

 

 

 

130 

закрываются  с  обеих  сторон  крышками  (поз.4,5,18),  образующими  смазочные 
камеры. 

1.4.14.3  В  подшипниках  применена    консистентная  смазка  с  высокой 

стабильностью  смазывающих  свойств  при  длительной  работе  подшипника.  С 
целью предотвращения вытекания смазки из подшипниковой камеры наружу или 
внутрь  возбудителя,  а  также  проникновения  в  подшипники  пыли  и  влаги 
применены  лабиринтные  уплотнения,  образованные  насаженными  на  вал 
возбудителя  уплотнительными  кольцами  1,19  и  выступами  в  крышках 
подшипника. 

1.5 Средства измерения, инструмент и принадлежности 
1.5.1  Средства  измерения  (приборы),  инструмент  и  принадлежности 

предназначены  для  контроля,  испытаний  и  выполнения  работ  по  техническому 
обслуживанию и ремонту возбудителя. 

1.5.2  Перечень  приборов,  инструмента  и  принадлежностей  указан  в 

приложении В. 

1.6 Маркировка 
1.6

.1  На  корпусе  возбудителя  крепится  табличка  с  нанесенными  на  ней 

номинальными 

данными, 

объем 

которых 

соответствует 

требованиям 

нормативных документов. 

1.6.2  На  корпусе  машины  набит  заводской  номер  возбудителя,  на  конце 

вала – заводской номер якоря. 

1.6.3 Транспортная тара замаркирована с учетом требований ГОСТ 14192-

77. 

1.7 Упаковка 
1.7.1 Упаковка запасных частей производится совместно с возбудителем в 

одном ящике. 

1.7.2  Категория  размещения  –  Ж.  Упаковка  должна  соответствовать  ГОСТ 

23216-78 - 

А

КУ

У

3

1.7.3 Документация и ЗИП упаковываются в соответствии с ГОСТ 23216-78 

и закрепляются на поддоне. Конструкция поддона должна соответствовать ГОСТ 
10198-91. 

1.7.4 Упаковка при любом способе транспортирования возбудителя  должна 

обеспечивать  защиту  его  от  попадания  влаги,  загрязнений  и  посторонних 
предметов, а так же сохранность всех его частей. 

 
 
2 Использование по назначению 

2.1 Эксплуатационные ограничения 
2.1.1  При  эксплуатации  возбудителя,  кроме  настоящего  раздела, 

руководствоваться: 

а)  паспортом  возбудителя  ИБЖК.526654.007  ПС  и  паспортом  якоря 

возбудителя ОВЖ.468.123 ПС; 

б) деповским комплектом чертежей возбудителя; 
в)  правилами  по  технике  безопасности  и производственной  санитарии  при 

ремонте тепловозов и дизель-поездов в депо; 

г)  правилами  и  инструкцией  по  технике  безопасности  и  производственной 

санитарии  при  эксплуатации  электровозов,  тепловозов,  мотор-вагонного 
подвижного состава; 

д)  инструкцией  по  содержанию  и  ремонту  узлов  с  подшипниками  качения 

локомотивов и мотор-вагонного состава; 

е) правилами ремонта электрических машин тепловозов; 
ж) эксплуатационной документацией тепловоза. 

 

 

 

131 

2.2 Требования к месту монтажа возбудителя на тепловозе 
2.2.1 Место для установки возбудителя на тепловозе должно обеспечивать: 
а) вибрацию возбудителя при выпуске тепловоза с тепловозостроительного 

предприятия не более 1,5 g; 

б) возможность доступа к контактным кольцам для осмотра и смены щеток, 

к местам добавления смазки и к коробке выводов; 

в)  защиту  возбудителя  от  попадания  на  него  снаружи  и  внутрь  горюче-

смазочных  материалов,  посторонних  предметов  и  воды  от  составных  частей 
тепловоза. 

2.3 Подготовка возбудителя к использованию 
2.3.1 При выполнении всех работ по монтажу, техническому обслуживанию 

и  ремонту  возбудителя  соблюдать  рекомендации,  изложенные  в  действующих 
правилах  по  технике  безопасности  и  производственной  санитарии  и  ремонте 
подвижного состава. 

2.3.2  Остановит  (заглушить)  дизель  во  время  осмотра  или  ремонта 

возбудителя на тепловозе. 

2.3.3  В  случае  пожара  на  возбудителе  для  его  тушения  применять  только 

углекислотные огнетушители (применять для этой цели генератор высокократной 
пены или пенные огнетушители категорически запрещается). 

2.3.4  Продувку  возбудителя  сухим  сжатым  воздухом  производить  в 

защитных очках. 

2.3.5  при  монтаже  и  демонтаже,  а  также  во  время  ремонта  возбудитель 

транспортировать только за транспортировочные проушины. 

2.3.6  Перед  установкой  возбудителя  на  тепловоз  выполнить  следующие 

работы: 

а) 

расконсервировать 

возбудитель 

(или 

его 

запасные 

части), 

руководствуясь требованиями 3.4.2; 

б) снять все крышки с корпуса; 
в)  продуть  снаружи  и  внутри  сухим  чистым  сжатым  воздухом  и  очистить 

поверхности сборочных единиц и деталей от загрязнения; 

г)  проверить  внешнее  состояние,  величину  сопротивления  изоляции 

обмоток в холодном состоянии в соответствии с2.4.5; 

д)  проверить  вращении  якоря  от  руки.  При  этом  якорь  должен  вращаться 

свободно, без затираний. 

 
2.4 Установка возбудителя на тепловозе 
2.4.1  Возбудитель  устанавливается  в  нутрии  кузова  тепловоза  на  опорную 

площадку и закрепляется к ней посредством болтов, проходящих через отверстия 
в лапах станины. 

2.4.2  Соединение  возбудителя  с  валом  приводного  механизма  должно 

осуществляться при помощи эластичной муфты. 

2.4.3  К  электрической  схеме  тепловоза  возбудитель  подключается 

монтажными  проводами  тепловоза,  наконечники  которых  подключаются  к 
зажимам возбудителя. Провода вводятся в коробку выводов через штуцер. 

2.4.4  После  подключения  возбудителя  коробка  выводов  закрывается 

крышкой, которая крепится к ней при помощи болтов. 

2.4.5  Перечень  основных  проверок  технического  состояния  возбудителя 

приведен в таблице 3. 

 

 

 

 

132 

Таблица 3 

Что проверяется и при помощи какого 

инструмента, приборов и 

оборудования. Методика проверки 

Технические требования 

1 Внешнее состояние возбудителя   – 
осмотром 

Отсутствие повреждений и 
загрязнений, выброса смазки из 
подшипников 

2 Крепление возбудителя на тепловозе 
– осмотром, обстукиванием и ключом 

Отсутствие повреждений и ослабления 
крепежа 

3 Смотровые крышки – осмотром 

Наличие крышек, их закрепление 
замками. Отсутствие повреждений 
крышек и их замков 

4 Изоляция обмоток – осмотром и 
мегаомметром на 500 В. Вывод 
«Земля» прибора присоединить к 
любой неокрашенной части корпуса, а 
вывод «Линия» - поочередно к одному 
из выводов обмотки независимого 
возбуждения (F1-F2) и цепи якоря (U1-
U2) 
По окончании измерения не забудьте 
зарядить обмотки присоединением к 
выводам обмоток заземленного 
провода 

Отсутствие трещин, расслоений, 
обугливания, механических 
повреждений и загрязнений. 
Сопротивление изоляции должно быть 
 
 
 
На стенде Изготовителя возбудителя: 

не менее 40 МОм в практически 

холодном состоянии; 

не менее 3,0 Мом в нагретом 

состоянии (при температуре 100-
110°С); 
На стенде Изготовителя дизель-
генератора и тепловоза: 

не менее 10 МОм в практически 

холодном состоянии; 

не менее 1,0 МОм в нагретом 

состоянии (при температуре 100-
110°С); 
Не менее 0,5 МОм в практически 
холодном состоянии в эксплуатации 
после длительной стоянки 

5 Щеткодержатели – осмотром, 
изоляционной пластинкой, ключом 
Зазор между щеткодержателями и 
рабочей поверхностью контактных 
колец измерять изоляционной 
пластинкой (например, из текстолита, 
гетинакса) соответствующей толщины 

Отсутствие оплавлений, нарушающих 
свободное перемещение щеток в 
обоймах, и трещин корпуса. 
Отсутствие оплавлений и перегибов 
пружин. Отсутствие повреждений в 
нажимном устройстве 
щеткодержателей. 
Зазор между щеткодержателем и 
рабочей поверхностью контактных 
колец должен быть 2-3 мм. Отсутствие 
ослабления крепления 
щеткодержателей. 

6 Щетки – осмотром, металлической 
линейкой 

Соответствие марки, указанной в 
паспорте возбудителя. Свободное 
перемещение щеток в обоймах 
щеткодержателей. 
Отсутствие следов перегрузки 
(перегрева) током и повреждении 

 

 

 

133 

Что проверяется и при помощи какого 

инструмента, приборов и 

оборудования. Методика проверки 

Технические требования 

токоведущих проводов щеток. 
Отсутствие трещин и сколов кромок у 
контактной поверхности более 10 % от 
площади поперечного сечения. 
Радиальный размер щетки должен 
быть не менее 17 мм (без резинового 
амортизатора) 
Контактная поверхность щеток должна 
быть зеркально блестящей. 
Отсутствие ослабления крепления 
токоведущих проводов к бракетам 

7 Рабочая поверхность контактных 
колец – осмотром, металлической 
линейкой и щупом № 2 ТУ 2-034-
0221197-011-

91. Выработку под 

щетками определить, измеряя 
световую щель между линейкой и 
контактным кольцом по щеточному 
следу 

Контактные кольца должны иметь 
гладкую рабочую поверхность, без 
следов оплавления, подгаров и 
загрязнений. 
Выработка под щетками  должна  быть  
не  более 0,3 мм. 

8 Амплитуду вибрации на лапах 
возбудителя при работе дизель-
генератора на тепловозе под нагрузкой 
на 8-15 позиции контролера, измерять 
вибрографом ВР-1 или другими 
приборами с аналогичными 
параметрами на лапе в месте 
крепления возбудителя к кронштейну 

Допустимая амплитуда вибрации, мм 
не более: 

вертикальная – 0,25 

горизонтальная – 0,25 

осевая – 0,35  

9 Работа подшипников при 
работающем дизеле на слух 

Подшипники должны работать без 
стука с равномерным шумом. 

 
2.4.6  Установку  возбудителя  на  тепловозе,  его  обкатку  и  сдачу  в 

эксплуатацию  производить  с  соблюдением  требований  эксплуатационной 
документации тепловоза. 

2.4.7  Каждый  случай  установки  и  снятия  возбудителя  отмечать  в  его 

паспорте  с  указанием  даты,  причины  снятия  и  объема  проведенной  работы, 
номера  и  серии  тепловоза,  на  который  устанавливается  возбудитель,пробега  от 
начала  эксплуатации  возбудителя  на  момент  снятия  и  приемки  возбудителя  в 
эксплуатацию. 

 
2.5 Использование возбудителя 
2.5.1  Возбудитель  использовать  в  соответствии  с  инструкцией  по 

эксплуатации тепловоза. 

2.5.2  Перечень  возможных  неисправностей  в  процессе  использования 

возбудителя по назначению и рекомендации по действиям при их возникновении 
приведен в таблице 4. 

 

 

 

 

134 

Таблица 4 

Наименование  

неисправности, внешние 

проявления и  

дополнительные  

признаки 

Вероятная причина 

Способ устранения 

1 Снижение 
сопротивления изоляции 
обмоток 

Попадание внутрь 
возбудителя влаги, горюче-
смазочных материалов, 
грязи. 
Загрязнение поверхности 
обмоток и ближайших 
металлических деталей 
угольной пылью от износа 
щеток. 
Длительная стоянка 
тепловоза на открытом 
воздухе 

Очистка поверхностей 
обмоток от загрязнений 
и (или) сушка изоляции 
обмоток в соответствии 
с3.1.10 

2 Пробой изоляции 
обмоток на корпус 

Эксплуатация при 
чрезмерном снижении 
сопротивления изоляции. 
Механическое повреждение 
корпусной изоляции 
Некачественная изолировка 
при изготовлении и ремонте 

Устранение причин 
пробоя на корпус 
изоляции. 
 
Ремонт с частичной или 
полной заменой 
изоляции вышедших из 
строя обмоток 

3 Междувитковое 
замыкание в обмотках 
(выгорание изоляции, 
оплавление или 
перегорание 
проводников обмоток) 

Механическое разрушение 
витковой изоляции. 
 
Некачественная изолировка 
обмоточного провода 

Устранение причин 
междувиткового 
замыкания. 
Ремонт с заменой 
полюса (полюсов) или 
якоря 

4 Искрение под щетками 
и (или) повышенный 
нагрев контактных колец 

Увеличенные зазоры между 
боковыми гранями щеток и 
стенками  обойм 
щеткодержателей. 
Увеличенные радиальные 
зазоры между нижней 
кромкой щеткодержателей и 
рабочей поверхностью 
контактных колец 

Замена некачественных 
щеткодержателей и 
(или) щеток 
 
Установка 
необходимого зазора 

 

Некачественные и 
неисправные (имеющие 
сколы или чрезмерно 
изношенные) щетки, а также 
щетки разных марок на одном 
возбудителе 
Не притертые к кольцам или 
неправильно установленные 
после осмотра щетки в 
обоймах щеткодержателей 
 
 

Замена неисправных 
щеток щетками марки, 
указанной в паспорте 
возбудителя 
 
Притирка щеток на 
приспособлении, а 
также по контактным 
кольцам, установка 
щеток в 
щеткодержатели в 
положение, в каком они 

 

 

 

135 

Наименование  

неисправности, внешние 

проявления и  

дополнительные  

признаки 

Вероятная причина 

Способ устранения 

 
 
Устранение дефектов в 
нажимном устройстве 
щеткодержателей 
 
Повреждение рабочей 
поверхности контактных 
колец 

находились в них до 
извлечения 
Устранение дефектов, 
замена неисправных 
деталей или в целом 
щеткодержателей 
Проточка и шлифовка 
контактных колец и 
притирка щеток 

5 Повышенный нагрев 
или разрушение 
подшипников 

Недостаток или избыток 
смазки в камерах 
подшипников 
 
Затирание деталей 
подшипников 
 
Малый радиальный зазор в 
подшипнике 
Разрушение деталей 
подшипников 
Поворот внутреннего кольца 
подшипников 
Повышение вибрации 

Приведение количества 
смазки в соответствии с 
установленными 
нормами 
Выяснение и 
устранение причин 
затирания 
Замена подшипников 

6 Повышенная вибрация  Износ деталей приводного 

механизма (муфты) 
 
 
Нарушение центровки 
возбудителя 
 
 
Ослабление затяжки болтов 
крепления возбудителя на 
опорной площадке 
 
Ослабление крепления и 
перемещение (или 
выпадение) балансировочных 
грузов на якоре возбудителя 

Замена изношенных 
деталей в соответствии 
с руководством по 
эксплуатации тепловоза 
Проверка и центровка в 
соответствии с 
руководством по 
эксплуатации тепловоза 
Подтяжка болтов 
крепления 
 
 
Балансировка якоря 

 

 

 

 

 

136 

3 Техническое обслуживание 
 

3.1 Общие указания 
3.1.1 Техническое обслуживание возбудителя предназначено для проверки 

его  технического  состояния,  поддержания  в  чистоте,  устранения  обнаруженных 
неисправностей  и выполняется без снятия возбудителя с тепловоза. 

3.1.2  Система  технического  обслуживания  включает  в  себя  технические 

обслуживания ТО-1, ТО-2. 

3.1.3  Технические  обслуживания  возбудителя  ВСТ  26-3300  выполнять  в 

следующие сроки: 

ТО-1 – при приёме и сдаче тепловоза сменами; 
ТО-2  –  через  96  часов  на  маневровых  и  на  грузовых  тепловозах,           

через 72 часа на пассажирских тепловозах. 

3.1.4 

Техническое 

обслуживание 

ТО-1 

возбудителя 

выполнять 

локомотивными  бригадами  при  приемке-сдаче  тепловоза  в  процессе 
эксплуатации. 

3.1.5  Техническое  обслуживание  ТО-2  выполнять  квалифицированными 

слесарями-электриками в специально оборудованных пунктах. 

3.1.6  Перед  техническим  обслуживанием  мастер  или  бригадир, 

возглавляющий  сменную  бригаду  слесарей,  должен  проверить  записи 
машинистов  в  журнале  технического  состояния  тепловоза  с  целью  определения 
технического состояния возбудителя. 

3.1.7  Продувку  снятого  с  тепловоза  возбудителя  сжатым  воздухом 

производить в специальных камерах, оборудованных вытяжной вентиляцией. 

Для  удаления  плотно  прилипшей  к  составной  части  возбудителя  грязи 

использовать  жесткие  волосяные  щетки,  а  также  деревянные  или  фибровые 
скребки. 

3.1.8  Запрещается  производить  загрязненных  поверхностей,  составных 

частей и самого возбудителя едкими веществами. 

3.1.9  Очистку  контактных  или  других  металлических  и  изолированных 

поверхностей  установленного  на  тепловозе  возбудителя  производить  чистыми 
сухими безворсыми салфетками (в случае необходимости, смоченными в бензине 
или спирте). 

3.1.10  В  случае  обнаружения  снижения  сопротивления  изоляции 

вследствие  ее  увлажнения,  сушку  изоляций  обмоток  производить  внешним 
нагревом  (например, в  печи  или  сушильной  камере)  или  электрическим  током  от 
постороннего источника. 

Перед  сушкой  изоляции  обмоток  разобрать  возбудитель,  очистить 

доступные  участки  магнитной  системы  и  якоря  от  пыли,  замасливания  и  других 
загрязнений. 

Для  сушки  внешним  нагревом  магнитную  систему  (полюс)  или  якорь 

поместить в сушильную камеру (или печь) с температурой от 95 до 100

С. 

При  сушке  электрическим  током  от  постороннего  источника  на  выводы 

соответствующей  обмотки  подать  постоянный  ток,  равный  от  20  до  30% 
номинального значения для данной обмотки. 

После  2-3  часов  сушки  величину  тока  повысить  от  55  до  60%  от 

номинального  значения,  но  так  чтобы  температура  обмоток  находилась  в 
интервале  от  110  до  120

С.  Отключение  производить  только  после  плавного 

снижения подводимого напряжения до нуля (во избежание повреждения изоляции 
э.д.с самоиндукции). 

При  сушке  обмоток возбудителя  поднимать  температуру  не более,  чем  на 

10

0

С в течение одного часа. 

 

 

 

137 

Во  время  сушки  сопротивление  изоляции  обмоток  понижается  вследствие 

испарения влаги, а затем повышается. Ни в коем случае не прекращать сушку при 
продолжающемся понижении сопротивления изоляции. 

Измерить сопротивление изоляции в горячем состоянии (мегаомметром на 

500 В): в начале сушки через каждые 30 мин, а при установившемся режиме через 
один час. 

При установившейся величине сопротивления изоляции сушку продолжать 

еще 2-3 ч. 

На  стенде  предприятия-изготовителя  дизель-генератора  (в  дальнейшем 

именуемом ДГ), допускается следующая сушка: 

1)  при  низком  сопротивлении  изоляции  якоря  сушка  постоянным  током  от 

внешнего  (стендового  источника)  при  величине  менее  или  равной  0,3  Iном  и 
соотношении  между  сопротивлением  изоляции  и  прилагаемым  напряжением 
обмоток 1кОм – 1В (0,1МОм – 100В) при температуре 75С и неработающем ДГ; 

2) при работающем на холостом ходу ДГ и включенном возбудителе сушку 

допускается производить током, близким к номинальному току якоря; 

3)  при  низком  сопротивлении  изоляции  магнитной  системы  (обмоток 

возбудителя)  и  достижении  величины  сопротивления  изоляции  обмоток  якоря 
более 0,5 МОм производить сушку обмоток возбуждения под малой нагрузкой, при 
соблюдении вышеуказанного соотношения под малой нагрузкой, при соблюдении 
вышеуказанного  соотношения  сопротивления  подается  1  В  напряжения  при 
температуре 75

С). 

В  холодном  состоянии  (при  температуре  20С)  сопротивление  изоляции 

якоря и полюсов магнитной системы должно быть не менее (6…7) кОм. 

 
Внимание!

 

При  меньших  соотношениях  сушка  током  изоляции  якоря  и 

полюсов магнитной системы недопустима. 

 
3.1.11  Перечень  основных  смазочных  материалов,  применяемых  в 

возбудителе. 

Карта  смазки  возбудителя    с  перечнем  основных  смазочных  материалов  

представлена в приложении Г. 

 
3.2 Меры безопасности 
3.2.1  При  техническом  обслуживании  выполнять  рекомендации  по 

соблюдению  мер  безопасности,  изложенные  в  действующих  правилах  и 
инструкциях по технике безопасности и производственной санитарии при ремонте 
электровозов, мотор-вагонного подвижного состава. 

3.2.2  Перед  продувкой  возбудителя  и  его  составных  частей  сжатым 

воздухом надевать защитные очки. 

3.2.3  Во    время  испытаний  возбудителя  пользоваться  защитными 

средствами  от  поражения  электрическим  током  (диэлектрическими  перчатками, 
обувью, коврикам, инструментом с изолированными ручками). 

3.2.4 При выполнении работ по консервации и расконсервации, а также по 

очистке  от  загрязнений  соблюдать  требования  по  технике  безопасности  в  части  
обращения с едкими и горючими материалами. 

 
3.3 Порядок технического обслуживания возбудителя 
3.3.1 Техническое обслуживание 
Перечень обязательных работ при техническом обслуживании возбудителя 

приведен в таблице 5. 

 

 

 

 

138 

Таблица 5 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, 

необходимые для 

выполнения работ 

Проверить осмотром 
внешнее состояние 
возбудителя 

В соответствие с таблицей 

 

Проверить на слух работу 
подшипников 

В соответствие с таблицей 

 

Записать в журнал 
технического состояния 
тепловоза неисправности 
возбудителя, которые 
были обнаружены при 
техническом обслуживании 
в пути следования 

 

 

 
3.4 Консервация, расконсервация (переконсервация) 
3.4.1 Консервация 
3.4.1.1  В  условиях  депо  консервации  подлежат  свободный  конец  вала, 

щетки  и  рабочая  поверхность  контактных  колец,  а  также  обработанные  и 
неокрашиваемые  поверхности,  свободные  резьбовые  и  гладкие  отверстия  (в 
подшипниковом щите, наружной крышке подшипника, в корпусе, опорных лапах). 

3.4.1.2  Помещение,  в  котором  производиться  консервация  возбудителя  (и 

его  запасных  частей),  должно  быть  вентилируемым,  чистым  и  сухим  с 
температурой воздуха не ниже плюс 12

С и относительной влажностью не более 

70%. Резкие колебания температуры при консервации не допускать, т.к. это может 
привести к конденсации влаги на консервируемых поверхностях. 

3.4.1.3  Температура  консервируемых  поверхностей  перед  консервацией 

должна быть равной температуре внутри помещения или несколько выше ее. 

3.4.1.4  Перед  консервацией  рабочие  поверхности  контактных  колец  и 

конусный  конец  вала  очистить  от  загрязнений  и  обезжирить  уайт-спиртом  ГОСТ 
3134-

78,  при  этом  исключить  возможность  прикосновения  незащищенных  рук  к 

подготовленным для консервации поверхностям. 

3.4.1.5  Выполнить  следующие  работы  по  консервации  возбудителя  (и  его 

запасных частей) для умеренного и умеренно холодного климата: 

а)  покрыть  поверхность  конусного  конца  вала  якоря  пластичной  смазкой 

ПВХ  ГОСТ  19537-83,  обвернуть  двумя-тремя  слоями  парафинированной  бумаги 
БП-3-35  ГОСТ  9569-79  и  обвязать  шпагатом  техническим  ШЛ  0,84  (1,2)  П2  «о» 
ГОСТ 17308-88, 4101; 

б)  покрыть  обработанные  неокрашиваемые  поверхности  (опорные 

поверхности  лап),  резьбовые  поверхности  для  отжимных  болтов  (в 
подшипниковом  щите,  наружной  крышке  подшипника)  и  гладкие  отверстия  (в 
опорных лапах) смазкой пластичной ПВК ГОСТ 19537-83; 

в) обвернуть рабочую поверхность контактных колец двумя слоями бумаги 

парафинированной 

БП-3-35 

ГОСТ 

9569-79, 

одним 

слоем 

картона 

электроизоляционного  ГОСТ  2824-75  и  обвязать  шпагатом  техническим  ШЛ  0,84 
(1,2) П2 «о» ГОСТ 17308-88, 4101; 

г) вытащить щетки из обойм щеткодержателей, обвернуть их двумя слоями 

бумаги парафинированной БП-3-35 ГОСТ 9569-79 обвязать шпагатом техническим 
ШЛ 0,84 (1,2) П2 «о» ГОСТ 17308-88, 4101, закрепить к своим щеткодержателям. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     56      57      58      59     ..