Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 59

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     57      58      59      60     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 59

 

 

 

 

 

139 

3.4.1.6  Выполнить  следующие  работы  по  консервации  возбудителя  (и  его 

запасных частей) для тропического исполнения: 

а)  покрыть   поверхность   конусного   конца   вала   смазкой   АМС-3 

ГОСТ 2712-75, обвернуть двумя слоями бумаги парафинированной БП-3-33 ГОСТ 
9589-

79 и обвязать лентой стеклянной ГОСТ 5937-81; 

б)  покрыть  обработанные  неокрашиваемые  поверхности  (опорные 

поверхности  лап),  резьбовые  поверхности  для  отжимных  болтов  (в 
подшипниковом  щите,  наружной  крышке  подшипника)  и  гладкие  отверстия  
(в опорных лапах) смазкой АМС-3 ГОСТ 2712-75; 

в) обвернуть рабочую поверхность контактных колец двумя слоями бумаги 

парафинированной  БП-3-36  ГОСТ  9569-79,  поверх  нее  одним  слоем  пленки 
полиэтиленовой ГОСТ 10354-82 и обвязать лентой стеклянной  ГОСТ 5937-81; 

г)  вытащить  щетки  из  обойм  щеткодержателей  и  обвернуть  двумя  слоями 

бумаги  парафинированной  БП-3-36  ГОСТ  9569-79,  обвязать  лентой  стеклянной 
ГОСТ 5937-81, закрепить к своим щеткодержателям. 

3.4.2 Расконсервация 
3.4.2.1  Перед  монтажом  хранившегося  в  запасе  возбудителя  (и  его 

запасные части) выполнить следующие работы по расконсервации: 

а)  обтереть  салфеткой  хлопчатобумажной  ТУ  17-РСФСР  43-15-2-80 

наружную поверхность возбудителя; 

б)  снять  с  конусного  конца  вала  шпагат  технический  (или  ленту 

стеклянную), бумагу парафинированную; 

в) промыть поверхности, покрытые антикоррозийной смазкой, уайт-спиртом 

ГОСТ 3134-78 и протереть насухо чистой салфеткой; 

г) снять с рабочих поверхностей контактных колец шпагат технический (или 

ленту стеклянную), картон электроизоляционный, бумагу парафинированную (или 
пленку полиэтиленовую) и протереть сухой безворсой салфеткой; 

д)  отвязать  щетки  от  щеткодержателей,  снять  с  них  шпагат  технический 

(или ленту стеклянную) и бумагу парафинированную, осмотреть щетки (имеющие 
недопустимые  повреждения  заменить  новыми)  и  установить  их  в  обоймы 
щеткодержателей; 

е)  промыть  уайт-спиритом  ГОСТ  3134-78  покрытые  антикоррозийной 

смазкой  неокрашенные  поверхности  (опорные  поверхности  лап),  резьбовые 
отверстия  для  отжимных  болтов  (в  подшипниковом  щите,  наружной  крышке 
подшипника, опорных лапах); 

ж) очистить внутренние поверхности  возбудителя от загрязнений и обдуть 

возбудитель снаружи и внутри чистым воздухом. 

3.4.3 Переконсервация 
Действие  консервации  рассчитано  на  три  года,  после  чего  хранящийся  на 

складе  возбудитель  (и  его  запасные  части)  подлежат  расконсервации  и 
переконсервации, (повторной консервации) в соответствии с 3.4.1. 

 

4 Ремонт возбудителя 

4.1 Общие указания 
4.1.1  Ремонт  возбудителя  предназначен    для  устранения  обнаруженных 

неисправностей  и  обеспечения  работоспособности  путем  ревизии,  замены  или 
восстановления отдельных узлов, деталей и выполняется без снятия возбудителя 
с тепловоза при текущем ремонте (в дальнейшем ТР) и со  снятием возбудителя с 
тепловоза при среднем ремонте (в дальнейшем СР). 

4.1.2  ТР  и  СР  возбудителя  выполнять  в  специализированных  цехах 

локомотивных депо комплексными и специализированными бригадами. 

4.1.3 Периодичность ремонтов: 

 

 

 

 

140 

ТР  –  через  50 000  км  пробега  маневровых,  грузовых  и  пассажирских 

тепловозов; 

СР – через 800 000 км пробега маневровых тепловозов,        через 750 000 

км пробега грузовых и пассажирских тепловозов. 

4.1.4  Перед  ремонтом  мастер  или  бригадир,  возглавляющий  сменную 

бригаду слесарей, должен проверить записи машинистов в журнале технического 
состояния тепловоза с целью определения технического состояния возбудителя. 

4.1.5  В  случае  отправки  возбудителя  на  СР  (или  обнаружения 

неисправностей  и  повреждений,  для  устранения  которых  требуется  снятие 
возбудителя с тепловоза) выполнить следующие работы: 

а) отсоединить возбудитель от электрической схемы тепловоза и от других 

составных частей тепловоза; 

б) отвернуть резьбовые крепления возбудителя на тепловозе; 
в) 

снять 

возбудитель 

с 

тепловоза 

при 

помощи 

крана, 

за 

транспортировочные проушины (или рым-болты); 

г) снять полумуфту с вала якоря; 
д) очистить возбудитель от пыли и загрязнений; 
е) заменить сопротивление изоляции цепей с целью выявления участков с 

пониженным сопротивлением изоляции. 

4.1.6  Каждый  случай  монтажа  и  демонтажа  отметить  в  паспорте 

возбудителя  ИБЖК.526654.007  ПС  и  учетной  документации  депо  с  указанием 
даты,  объема  проведенной  работы,  номера  тепловоза,  на  котором  установлен 
возбудитель, величины пробега от начала эксплуатации возбудителя и фамилия 
лица, проводившего запись. 

4.1.7  Очистку  возбудителя  и  его  составных  частей  от  эксплуатационных 

загрязнений  осуществлять  моющей  жидкостью,  для  составления  которой 
рекомендуется применять водные растворы моющих средств: 

1) 0,1 процентный раствор МЛ-80 ТУ84,509-1-82; 
2) 0,5 процентный раствор отходов «Синтамида-5» ТУ-02-09-04-82; 
3) 0,5 процентный раствор «Термос» ТУ-02-15325-80; 
4) 0,1 процентный раствор тринатрийфосфата ГОСТ 201-76  
плюс 0,2 процентный раствор тринатрийфосфата ГОСТ 201-76. 
Промывку производить  при температуре 85

С для моющей жидкости с МЛ-

80, 70

С – с отходами «Синтамид-5» и от 55 до 60

С с «Термос». 

Сушку  после  промывки  производить  при  температуре  от  140  до  150

С  до 

восстановления  сопротивления  изоляции  узлов.  При  этом  продолжительность 
времени  с  момента  окончания  мойки  до  начала  горячей  сушки  не  должна 
превышать 0,5 ч. 

Очистку производить только при включенной вытяжной вентиляции. 
После  очистки  возбудитель  или  его  составные  части  продуть  сжатым 

воздухом под давлением от 0,18 до 0,2 МПа (от 1,8 до 2,0 кг/см

2

). 

Допускается  возбудитель  или  его  составные  части  продувать  воздухом, 

нагретым в калорифере. 

4.1.8  Перечень  необходимого  для  ремонта  возбудителя  оборудования  и 

инструментов 

определять 

технологическими 

службами 

потребителя 

в 

соответствии  с  закрепленной  за  депо  и  производственными  участками 
номенклатурой проводимых видов технического обслуживания. 

4.2 Меры безопасности 
4.2.1  При  снятии  возбудителя  с  тепловоза,  разборке,  ремонте,  сборке, 

испытании и установке его на тепловоз выполнять рекомендации по соблюдению 
мер  безопасности,  изложенные  в  действующих  Правилах  и  инструкциях  по 
технике  безопасности  и  производственной  санитарии  при  ремонте  электровозов, 
тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава. 

 

 

 

141 

4.2.2  Продувку  снятого  с  тепловоза  возбудителя  сухим  сжатым  воздухом 

производить в защитных очках в специальных камерах, оборудованных вытяжной 
вентиляцией. 

4.2.3  Остановить  (заглушить)  дизель  во  время  осмотра  или  ремонта 

возбудителя на тепловозе. 

4.2.4  При  выполнении  работ  по  очистке  от  загрязнений  соблюдать 

требования  по  технике  безопасности  и  противопожарной  безопасности  в  части 
обращения с едкими и горючими материалами. 

4.3 Перечень обязательных работ при ремонте возбудителя  
4.3.1 Текущий ремонт 
Перечень обязательных работ при текущем ремонте возбудителя приведен 

в таблице 7. 

Таблица 7 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

Выполнить работы, 
предусмотренные 
техническим 
обслуживанием 

В соответствии с 
таблицей 6 

 

Проверить осмотром 
целостность контровки 
крепления возбудителя 
на тепловозе 

При повреждении 
контровки крепления 
проверить затяжку 
крепления контрольной 
подтяжкой, восстановить 
контровку 

Согласно руководству по 
эксплуатации тепловоза 

Снять 
быстросъемную(ые) 
крышку(и),продуть 
внутренние поверхности 
возбудителя сжатым 
воздухом 

Воздух для обдува 
должен быть сухим, 
очищенным от 
посторонних примесей и 
подаваться под 
давлением (0,19±0,01) 
МПа ((1,9±0,1) кгс/см

2

Шланг для обдува 
недолжен иметь 
металлического 
наконечника 

Шланг для обдува 

Обтереть поверхности 
траверсы, контактных 
колец и изоляционной 
втулки, на которую они 
напрессованы, сухой 
безворсой салфеткой 
(при невозможности 
удаления загрязнений 
протереть салфеткой, 
смоченной в чистом 
бензине и отжатой) до 
полного удаления 
загрязнений 
При этом особое 
внимание обратить на 

Отсутствие загрязнений 

Салфетка трикотажная 
обтирочная 
ТУ 17 РСФСР 43-15-2-80 
Бензин ГОСТ 1012-72 

 

 

 

 

142 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

чистоту втулки между 
контактными кольцами и 
со стороны отводов 
контактных колец 
Проверить состояние 
контактных колец, щеток 
и щеткодержателей 
Заменить щетки, 
имеющие повреждения и 
предельный или близкий 
к нему износ, а также 
неисправные 
щеткодержатели 

В соответствии с 
инструкцией по 
эксплуатации 
возбудителя 
ИБЖК.526654.007 ИЭ 
раздел 5 
Вновь устанавливаемые 
щетки должны быть 
притёрты на специальном 
барабане, имеющем 
диаметр, равный 
диаметру контактных 
колец 
При замене 
щеткодержателей 
должны быть выдержаны 
установленные зазоры 
относительно рабочей 
поверхности контактных 
колец (2

+1

 

мм) 

При осмотрах и замене 
щеток приподнять рычаг 
щеткодержателя за курок, 
переместить рычаг в 
момент его отрыва от 
щетки в 
противоположную 
сторону, опустить рычаг в 
зазор между щеткой и 
ограничительной осью 
щеткодержателя (в паз в 
корпусе 
щеткодержателя). 
Запрещается резко 
опускать рычаг 
щеткодержателя на 
щетку, а также поднимать 
рычаг, прижимая к оси его 
вращения в направлении 
щетки (в этом случае 
происходит перегиб 
пружины). Помните, 
рычаг щеткодержателя не 
фиксируется в поднятом 
состоянии 

Линейка 300 ГОСТ 427-75 
Щупы -70, набор № 2, 
класс точности 1 
Ту2-034-0221197.011-91 
7811-0023 
ГОСТ 2839-80 (17х19) 

 

 

 

143 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

Добавить смазку в 
подшипник через 50-60 
тыс.км 

В соответствии с картой 
смазки (приложение В) 

Пресс-шприц 
Смазка пластичная 
Буксол 
ТУ 0254-107-01124328-01 

Подтянуть болты 
крепления полюсов, 
траверсы, 
подшипниковых щитов, 
крышек подшипников и 
гаек крепления отводов 
контактных колец 

Отсутствие ослабления 
крепления. Момент 
затяжки болтов 
крепления полюсов 
(45±5) Н·м [(4,5±0,5) 
кгс·м], траверсы 
подшипниковых щитов 
(20±2) Н·м [(2,0±0,2) 
кгс·м], крышек 
подшипников (11±1) Н·м 
[(1,1±0,1) кгс·м], гаек 
крепления отводов 
контактных колец  
(15±3) Н·м [(1,5±0,3) 
кгс·м] 

Ключи гаечные торцовые 
6910-

0424 ГОСТ 25787-83 

(S=14); 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17); 
ключи: гаечные 7811-0023 
ГОСТ 2839-80 (17х19); 
динамометрические: 
В50428, ДК 25 
ТУ105-6-01-0081-74 

Снять крышку с коробки 
выводов и подтянуть 
гайки крепления 
проводных соединений 
электрической схемы 
тепловоза в коробке 
выводов возбудителя. 
Установить крышку на 
место  

Отсутствие ослабления 
крепления. 
Момент затяжки болтов 
крепления выводов 
обмотки возбуждения 
(7,5±1) Н·м [(0,75±0,1) 
кгс·м], обмотки якоря 
(22±1,5) Н·м [(2,2±0,15) 
кгс·м] 

Ключи гаечные торцовые 
6910-

0415 ГОСТ 25787-83 

(S=10); 
ключи: гаечные 7811-0003 
ГОСТ 2839-80 (8х10); 
ключ 
динамометрический:ТТ 
7б13-4241 
ТУ 105-6-01-0081-74 

Измерить сопротивление 
изоляции обмоток 
возбудителя  
При сопротивлении 
изоляции обмоток якоря и 
обмотки возбуждения 
менее 0,5 МОм 
произвести сушку 
изоляции в соответствии 
с разделом 6 Если  
изоляция цепей 
возбуждения в целом на 
тепловозе соответствует 
норме, проверку изоляции 
возбудителя отдельно 
допускается не 
производить 

В соответствии с 2.3.2 
руководства по 
эксплуатации 
возбудителя 
ИБЖК.526654.007 РЭ 
раздел 2 

Мегаомметр на 500 В 

4.3.2 Средний ремонт 
4.3.2.1 Порядок разборки и сборки возбудителя. 
4.3.2.1.1Произвести  разборку  снятого  с  тепловоза  возбудителя  в 

следующей последовательности: 

 

 

 

 

144 

снять съемные сетки; 

вытащить  щетки  из  щеткодержателей  и  обвернуть  рабочую  поверхность 

контактных колец одним слоем электроизоляционного картона; 

отвинтить  болты  и  снять  наружную  крышку  подшипника  со  стороны 

противоположной приводу; 

отвинтить винты крепления внутренней крышки подшипника  со стороны, 

противоположной приводу; 

отвинтить  болты  и  снять  подшипниковый  щит  со  стороны, 

противоположной  приводу,  при  помощи  болтов,  вворачиваемых  в  отжимные 
отверстия; 

отвинтить болты крепления подшипникового щита со стороны привода; 

установить  на  торец  свободного  конца  вала  якоря  транспортную  скобу  и 

закрепить ее; 

выпрессовать  подшипниковый  щит  со  стороны  привода  при  помощи 

болтов, вворачиваемых в отжимные отверстия; 

вывести  якорь  из  магнитной  системы,  перемещая  его  строго 

горизонтально,  при  этом  следить  за  тем,  чтобы  не  повредить  поверхности 
бандажей и контактных колец о полюса; 

снять с вала якоря транспортную скобу; 

отвинтить  болты  крепления  наружной  крышки  подшипника  со  стороны 

привода; 

спрессовать наружное уплотнительное кольцо вместе с наружной крышкой 

подшипника  со  стороны  привода  при  помощи  болтов,  вворачиваемых  в  ее 
отжимные отверстия; 

снять с подшипника подшипниковый щит со стороны привода; 

отвинтить  болты  крепления  и  снять  траверсу  с  подшипникового  щита  со 

стороны контактных колец; 

4.3.2.1.2  Сборку  возбудителя  и  его  составляющих  частей  произвести  в 

порядке,  обратном  разборке  с  учетом  требований  чертежей  из  деповского 
комплекта. 

4.3.2.1.3 Перед сборкой возбудителя выполнить следующие работы: 
-

собрать  магнитную  систему  (в  случае  замены  полюсов)  с  последующей 

покраской ее внутренней поверхности электроизоляционной эмалью; 

проверить электрическую прочность изоляции магнитной системы, якоря и 

траверса  относительно  корпуса  в  холодном  состоянии  испытательным 
напряжением 1600 В частотой 50 Гц в течение одной мин; 

насадить на вал якоря внутренние крышки подшипников и уплотнительные 

кольца, а затем подшипники; 

предохранить  рабочую  поверхность  контактных  колец  от  механических 

повреждений; 

заправить  свежей  смазкой  внутренние  камеры  смазки  (во  внутренних 

крышках подшипников) и трубки для добавления смазки из расчета 0,25 кг на один 
подшипниковый узел; 

смазать  свежей  смазкой  пластичной  БУКСОЛ    ТУ  0254-107-01124328-01 

резьбовые  поверхности  болтов  крепления  подшипниковых  щитов  и  крышек,  а 
также отверстия под указанные болты; 

смазать  тонким  слоем  смазки  БУКСОЛ  ТУ  0254-107-01124328-01 

посадочные поверхности подшипниковых щитов и крышек. 

4.3.2.1.4  По  окончании  всех  ремонтных  и  сборочных  работ  произвести 

следующие работы: 

1) проверить радиальное биение контактных колец; 
2)  измерить  сопротивление  изоляции  обмоток  в  холодном  состоянии  в 

соответствии с инструкцией по эксплуатации возбудителя; 

 

 

 

145 

3)  испытать  электрическую  прочность  изоляции  обмоток  относительно 

корпуса и между обмотками испытательным напряжением 1200 В частотой 50 Гц в 
течение  одной  минуты.  Напряжение  при  испытании  подвести  к  каждой  обмотке 
поочередно,  при  этом  другая  обмотка  и  корпус  магнитной  системы  должны  быть 
заземлены. 

4.3.2.1.5  Перечень обязательных работ при среднем ремонте возбудителя 

приведен в таблице 8. 

Таблица 8 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

Разобрать возбудитель 

В соответствии с 4.3.2 

Грузоподъемный кран. 
Скоба для вывода якоря 
из магнитной системы. 
Зубило ГОСТ 7211-86 
Ключи гаечные торцовые 
6910-

0424 ГОСТ 25787-83 

(S=14); 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17); 
6910-

0415 ГОСТ 25787-83 

(S=10); 
Ключи: гаечные 7811-
0004 ГОСТ 2839-80 
(10х12); 

Продуть сжатым 
воздухом и очистить от 
загрязнений составные 
части возбудителя 

Отсутствие загрязнений 
составных частей 
В соответствии с 4.1.7 

Моющая жидкость 
(согласно разделу 6) 
Салфетка трикотажная 
обтирочная 
ТУ 17 РСФСР 43-15-2-80 
или  щетка ЩТ-2  
ГОСТ 10597-87,  
шланг для обдува 

Проверить состояние 
изоляции магнитной 
системы и якоря в 
холодном состоянии. При 
сопротивлении изоляции 
менее 20,0 МОм 
произвести сушку 
изоляции. 
Заменить и передать на 
заводской ремонт катушки 
полюсов и якорь при 
обнаружении пробоя, а 
также если сопротивление 
изоляции (после сушки в 
соответствии с 3.4) менее 
0,5 МОм 

В соответствии с 
таблицей 3 

Мегаомметр на 500 В 
Сушильная печь 

Проверить осмотром 
состояние и подтянуть 
межкатушечные 

Отсутствие повреждений 
и ослабления крепления 
Момент затяжки болтов 

Ключи гаечные торцовые 
6910-

0419 ГОСТ 25787-83 

(S=12); 

 

 

 

 

146 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

соединения (между 
катушками и между 
демпферными обмотками) 

крепления соединений 
между демпферными 
обмотками 5-6 Н·м (0,5-
0,6 кгс·м) 

Отвертка 7810-0314 
ГОСТ 17199-88 
ключ динамометрический: 
ДК 25 ТУ 105-6-01-0081-74 

Подтянуть болты 
крепления полюсов 

Отсутствие ослабления 
крепления. 
Момент затяжки 40-50 Н·м 
(4-

5 кгс·м) 

Ключи гаечные торцовые 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17) 
Ключ динамометрический 
В-50428 ТУ105-6-01-0081-
74 

Проверить осмотром 
детали коробки выводов 

Отсутствие повреждений 

 

Проверить состояние 
контактных колец 

В соответствии с 
таблицей 3 

 

При радиальной 
выработке контактных 
колец более 
0,3 мм проточить и 
прошлифовать их 

 

Любой токарный станок 
Шлифовальные бруски 
БКв 40х40х75 14 АМ10 
4,5Б 
ГОСТ 2456-82 или 
БКв 40х40х75 24АМ 40 
4,5Б 
ГОСТ 2456-82 
Шланг для обдува 
Линейка 300 ГОСТ 427 -
75 
Щупы 70, набор №2, 
класс точности 1 
ТУ2-034-0221197.011-91 

Подтянуть гайки 
крепления отводов 
контактных колец 

Отсутствие ослабления 
крепления 

Ключи гаечные 7811-0023 
ГОСТ 2839-80 (17х19) 

Проверить осмотром и 
обстукиванием бандажи 
якоря 

Отсутствие нарушения 
целостности (частичного 
расслоения) или 
распушения бандажей, 
кольцевых трещин на 
бандажах, глухого звука 
при обстукивании по 
поверхностям бандажей 
молотком 
Заменить бандажи при 
наличии поперечных, 
глубоких продольных и 
сквозных трещин 
При замене бандажей 
выполнить следующие 
работы: 
1) нагреть якорь от 
температуры 165 до 

 

 

 

 

147 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

170

С; 

2) разрезать бандаж на 
том месте, где из под него 
выступает полоса 
электрокартона для 
защиты от повреждения 
обмотки и снять бандаж; 

 

3) проверить внешним 
осмотром состояние 
изоляции обмотки под 
бандажом с целью 
определения отсутствия 
повреждений; 
4) уложить прокладки из 
электроизоляционного 
картона ЭВ-1,0 ГОСТ 
2824-

75 в местах разреза 

бандажей и наломать 
новый бандаж лентой 
ЛСБ-F  
ТУ 6-19-274-85 с 
напряжением 980

+98

 

Н 

(100

+10

 

кгс). Намотку 

бандажа производить при 
температуре якоря, 
равной от 80 до 90

С. 

При намотке бандажа 
соблюдать требования 
рабочего чертежа детали 
( из деповского комплекта 
чертежей) в части 
материала, его качества и 
количества; 
5) проверить обмотку 
якоря на отсутствие 
междувитковых 
замыканий; 
6) проверить 
электрическую прочность 
изоляции обмотки 
относительно корпуса 
испытательным 
напряжением 1600 В 
частотой 50 Гц в течение 
одной мин; 
7) произвести 
термообработку бандажа 
в печи при температуре 
от 155 до 160

С в 

 

 

 

 

 

148 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

течение 18-20 ч. 

Проверить на прилегание 
по краске поверхности 
конического конца вала и 
приводной муфты 

Площадь прилегания 
должна быть не менее 
75% сопрягаемых 
поверхностей. 
Если отпечаток менее 
75% площади 
сопряжения, то 
произвести взаимную 
притирку вала и 
полумуфты 

Краска типографская  
№ 214 

Осмотреть и проверить 
исправность траверсы 

Отсутствие трещин и 
других повреждений 

 

Проверить состояние 
щеткодержателей и 
щеток 

В соответствии с 
таблицей 3 
Разборку 
щеткодержателя 
произвести только при 
обнаружении в нем каких-
либо неисправностей 
Щетки должны быть 
предварительно 
притерты. 
Замерить щетки, 
имеющие повреждения, 
предельный или близкий к 
нему износ, а так же 
щеткодержатели с 
трещинами и 
поврежденными 
пружинами 

Ключ гаечный 7811-0023 
ГОСТ 2839-80 (17х19) 
Линейка 300 ГОСТ 427-75 

Провести ревизию 
подшипниковых узлов 

Отсутствие повреждений 
поверхностей шариков и 
дорожек качения колец 
Отсутствие трещин, 
деформации и следов 
коррозии деталей 
подшипников. 
Осевой зазор (разбег) 
установленного на валу 
подшипника должен быть 
не более 0,51 мм 
При большем осевом 
зазоре (разбеге) или 
невозможности 
определения его в 
установленном на валу 
якоря подшипнике снять 
подшипник с вала и 

Индикатор часового типа 
ГОСТ 577-68 с ценой 
деления 0,01 мм 

 

 

 

149 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

определить зазор (разбег) 
в свободном состоянии 
подшипника, который 
должен быть не более 
0,55 мм 
Рекомендуется не 
снимать подшипники при 
их исправности  
При замене подшипника 
новым обеспечить 
требуемую величину 
натяга посадки на вал 
(согласно  приложению 2). 

 

Посадку подшипников и 
уплотнительных колец на 
вал производить с 
предварительным 
нагревом их от 
температуры 100 до 
110ºС в подвешенном 
состоянии в ванне с 
минеральным маслом 
Насаженные на вал 
подшипники и 
уплотнительные кольца 
должны быть прижаты 
друг к другу и к 
уплотнительным 
поверхностям вала и 
удерживаться в таком 
положении до полного 
остывания 

 

Произвести балансировку 
якоря (только в случае 
замены бандажа и 
пропитки  обмотки) 

Остаточный дисбаланс не 
более 500 г·мм 

Балансировочный станок 
любого типа 
грузоподъемностью 
более 230 кг 

Покрыть поверхности 
возбудителя эмалью: 
внутреннюю поверхность 
магнитной системы, 
внутренние поверхности 
подшипниковых щитов 
(кроме посадочных 
поверхностей), 
внутренние поверхности 
сеток 

Поверхности, покрытые 
эмалью, должны быть 
ровными (без подтеков и 
наплывов) 

Эмаль ГФ-92 ХС серая, в 
исполнении Т- эмаль ГФ-
92 ГС серая ГОСТ 9151-
75 

Наружную поверхность 
якоря (кроме посадочных 
поверхностей вала и 

Поверхности, покрытые 
эмалью, должны быть 
ровными (без подтеков и 

Эмаль ГФ-92 ГС, серая, 
VI

, У2, УХЛ2, Т2 

ГОСТ 9151-75 

 

 

 

 

150 

Содержание работ и 

методика их проведения 

Технические требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

рабочей поверхности 
контактных колец) 

наплывов) 

Собрать возбудитель и 
испытать его в 
соответствии с разделом 
6 с учетом требований из 
деповского комплекта 

 

Грузоподъемный кран, 
скоба для ввода якоря в 
магнитную систему; 
молоток 7850-0105 
ГОСТ 2310-77; 
Ключи гаечные торцовые 
6910-

0424 ГОСТ 25787-83 

(S=14) 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17) 
6910-

0415 ГОСТ 25787-83 

(S=10) 
Ключи гаечные 
7811-

0004 ГОСТ 2839-80 

(10х12) 

Покрыть эмалью 
наружную поверхность 
возбудителя (кроме 
конусного конца вала) 

Поверхность, покрытая 
эмалью должна быть 
ровной (без подтеков и 
наплывов) 

Эмаль ПФ-115, желтая, V, 
У2, для исполнения Т – 
эмаль ХВ-124, серая 
ГОСТ 9151-75 

 

 

 

151 

5 Хранение и транспортирование 

 
5.1  Неустановленный  на  тепловоз  возбудитель  хранить  в  закрытом 

помещении  с  естественной  вентиляцией,  без  искусственно  регулируемых 
климатических  условий,  где  колебания  температуры  и  влажности  воздуха 
существенно меньше, чем на открытом воздухе (условия хранения-2(С) по ГОСТ 
15150-69). 

При  хранении  возбудителя  предусмотреть    защиту  от  попадания  на  него 

наружную  поверхность  (  и  тем  более,  внутрь  его)  влаги,  снега,  песка,  пыли, 
нефтепродуктов и других загрязнений (посторонних предметов). 

5.2 Перед постановкой тепловоза на длительную стоянку выполнить работы 

в объеме технического обслуживания ТО-2 (см.3.3.2). 

5.3  Транспортировать  возбудитель  любым  видом  транспорта  в  закрытой 

упаковке  с  надежным  закреплением  внутри  транспортной  тары  от  перемещения 
под  воздействием  инерционных  сил  при  перевозках  и  погрузочно-разгрузочных 
работах. 

5.4 Транспортная тара должна обеспечивать надежную защиту возбудителя 

от проникновения атмосферных осадков и пыли. 

5.5  При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ  строго  соблюдать 

указания предусмотренной маркировки на таре возбудителя. 

 

 

 

 

152 

 
 
 
 
 

 

 

Пр
и

л

о

ж

е

н

ие
 А

 

б

яз

а

те

л

ьн

о

е

 

1

-ко

л

ьц

о упл
о

тн

и

те

л

ьн

о

е в

нутр
е

нн

ее

; 2

-кр

ышк

а

; 3

-по

д

ш

и

пн

и

к ша
р

и

ко

вый
; 4

-кр

ышк

а

 п

о

д

ш

и

пн

и

ка

 н

ар

уж

на

я;

 5

-

кр

ышка

 по

д

ши
пн

и

ка

 в

нутр
е

нн

яя;
 6

-тр

а

ве

р

са

; 7

и

т 

по

д

ш

и

пн

и

ко

вый
; 8

-ко

л

ьц

о к

о

нта

кт

но

е

; 9

тулка

; 1

0

б

м

о

тк

а

 

яко
р

я; 

11

-ста
ни

на

; 1

2

бм

о

тк

о

д

ер

ж

а

те

л

ь;

 1

3

- с

е

р

д

е

чн

и

к п

о

л

ю

са

; 1

4

-сте
р

ж

е

нь 

д

е

м

пф

ер

но

й

 о

бм

о

тк

и; 

15

-ка

тушк

а

 

о

б

м

о

тк

и

 в

о

зб

уж
д

е

ни

я; 

16

-ступи

ца

; 1

7

 щ

и

т 

по

д

ши
пн

и

ко

вы

й

; 1

8

-кр

ы

шка

 п

о

д

ш

и

пн

и

ка

 н

ар

уж
на

я;1

9

-ко

л

ьц

о

 

упл
о

тн

и

те

л

ьн

ое

 н

ар

уж
но

е

; 2

0

ал

; 2

1

-ко

л

ьц

о

 у

пл
о

тн

и

те

л

ьн

ое

 в

нутр
е

нн

ее

; 2

2

-се

рд

е

чн

и

к яко
ря;

 2

3

-се

тк

а

 

б

ыст

р

о

съ

е

м

на

я;

 2

5

е

нти

л

ято
р

  

Р

и

сун
о

к А

.1

 –

 

В

о

зб

уд

ит

е

л

ь

  си

н

хр

о

нн

ый 
о

д

но

ф

а

зн

ый 
В

СТ
 2

6

-3

3

0

0

 

 

 

 

 

 

153 

 

Приложение Б 

(обязательное) 

 
 
 

 

 
 
 
U1, U2 

– начало и конец обмотки якоря; 

F1, F2 

– начало и конец обмотки возбуждения; 

H, K 

– начало и конец обмоток полюсных катушек; 

N, S 

– полярность полюсов магнитной системы. 

 
 

Рисунок Б.1 – Принципиальная  электрическая схема соединения обмоток 

возбудителя и соединение выводных концов 

 

 

 

 

 

154 

Приложение В 

(обязательное) 

 

Перечень приборов, инструмента, принадлежностей и оборудования 

 

Таблица В.1 

Наименование 

приборов, 

инструмента и 

принадлежностей 

Тип, марка 

Обозначение 

стандарта или 

технических 

условий 

Приме
-

чание 

Приборы: 

Мегаомметром 
 

 
М 4100/3 
 

 
ГОСТ 23706-93 
 

 

500 В 

Инструменты: 

Ключ гаечный торцовый 
 
 

 

 
6910-0415 (S=10) 
6910-0419 (S=12) 
6910-0424 (S=14) 
6910-0431 (S=17) 

 
ГОСТ 25787-83 
 
 
 

 

Ключ гаечный 
 

 

7811-

0003 (8х10) 

7811-

0004 (10х12) 

7811-

0023(17х19) 

ГОСТ 2839-80 
 
 

 

Молоток 

7850-0105 

ГОСТ 2310-77 

 

Отвертка 

7810-0314 

ГОСТ 17199-88 

 

Зубило 

 

ГОСТ7211-86 

 

Щетка-торцовка 

ЩТ-2 

ГОСТ 10597-87 

 

Набор щупов 

№2 

ТУ2-034-
0221197.011-91 

 

Линейка 

300 

ГОСТ 427-75 

 

Бруски шлифовальные 
 
 
 

БКв 40х40х75 14АМ10 
4,5 Б  
БКв 40х40х75 24АМ40 
4,5 Б 

ГОСТ 2456-82 

 

Принадлежности: 

Ключ 
динамометрический 
 

 
В 50428, ДК 25 
ТТ7б13-4241 

 
ТУ 105-6-01-0081-74 

 

Пресс-шприц 
Шланг для обдува 
Кран грузоподъемный 
Скоба для вывода якоря 
из магнитной системы 
Станок 
балансировочный 
Печь сушильная 
Станок токарный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     57      58      59      60     ..