Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 56

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     54      55      56      57     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 56

 

 

 

 

 

91 

 

Пр

и

л

о

ж

е

ни

е

 В

 

б

яз

а

те

л

ьн

о

е

К

а

р

та

 с

м

а

зк

и

 д

ви

га

те

ля

 

Та

б

л

и

ц

а

 В

С

по

со

б

 н

а

не

се

ни

я 

см

а

зо

чн

ых

 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

ц

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и

 

д

л

и

те

л

ь-

но

м

 

хр

а

не

ни

и 

 

р

а

б

о

ты

 д

ви

га

те

л

я 

пр

и 

за

м

е

не

 

Д

е

ре

вя

нн

ой

 

и

л

и

 

пл

а

ст

-

м

а

сс

о

-

во

й

 

л

о

па

т-

ко

й

 

(пл

а

ст

и

но

й)

 

пр

и

 

д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

Пр

е

сс

-

шп

р

и

це

м

 

че

ре

з 

см

а

зо

ч-

ные

 

ка

на

л

ы

 

Ра

сх

о

д

 с

м

а

зо

чн

ых 

м

а

те

ри

а

л

о

в,

 г

 

д

л

я 

ко

нсе

р

ва

-

ц

и

и

 д

ви

га

-

те

л

я 

пр

и 

дл

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

на

 о

д

ну 

то

чк

у 

д

л

я 

р

а

бо

ты

 

дв

и

га

те

л

я 

пр

и

 з

а

м

е

не

 

на

 к

а

ж

д

о

й 

пл

а

но

во

й

 и

 

вн

е

пл

а

но

во

й

 

ра

зб

ор

ке

 

5

3

0

 

4

5

0

 

1

0

0

 

1

8

0

 

2

4

0

 

2

4

0

 

1

0

0

 

 

90

 

20

 

 

10

 

пр

и

 

пе

ри

о

д

и

че

ск

о

м

 д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

че

ре

з 

1

50

 ты

с.

 к

м

 

50

-60

 

К

о

л

иче

ст

о

 

то

че

к 

см

а

зки

 

д

л

я 

ра

б

о

ты

 

д

ви

га

те

л

я 

1

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 

см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

и

 

но

м

ер

 ст

а

нд

ар

та

 и

л

и 

те

хн

и

че

ск

и

х 

ус

л

о

ви

й

 н

а

 

ни

х 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

ц

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и

 

дл

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

р

а

б

о

ты

 

д

ви

га

те

ля

 

С

м

а

зк

а 

Б

У

К

С

О

Л

 

ТУ

 0

25

4

-

1

0

7

-

0

1

1

2

4

3

2

8

-

01

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 

см

а

зы

ва

е

м

о

й 

со

ста

вн

о

й 

ча

ст

и 

(по

ве

р

хн

ости

1

 Щ

и

т 

по

д

ши

пн

и

ко

вый

 

со

 сто

ро

ны 

ко

л

л

е

кт

о

ра

 

в 

то

м

 ч

и

сл

е

1

.1

 В

ну

тр

е

нн

яя 

ка

м

ер

а 

см

а

зки

 

1

.2

 По

д

ши

пн

и

к 

1

.3

 Н

а

ру

ж

на

я 

ка

м

ер

а

 

см

а

зк

и 

1

.4

 К

а

на

л

 д

л

я 

д

о

б

а

вл

е

ни

я 

см

а

зк

и 

и

 

о

тв

е

р

ст

и

е

 д

л

я 

бо

л

то

в 

1

.5

 К

а

на

л

 

уп

л

о

тн

и

те

л

ьн

ог

о

 

ко

л

ьца

 

 

 

 

 

 

92 

Пр

о

д

о

л

ж

е

ни

е

 та

б

л

и

ц

ы 

В

1

 

Сп

о

со

б

 н

а

не

се

ни

я 

см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

-

ц

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и

 

д

л

и

те

л

ь-

но

м

 

хр

а

не

ни

и 

 

раб

о

ты

 д

ви

га

те

ля

 

пр

и 

за

м

е

не

 

 

пр

и

 

д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

 

Ра

сх

о

д

 с

м

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в,

 г

 

д

л

я 

ко

нсе

р

ва

-

ц

и

и

 

дв

и

га

те

л

я 

пр

и

 

д

л

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

на

 о

д

ну 

то

чку 

д

л

я 

р

а

бо

ты

 

дв

и

га

те

л

я 

пр

и

 з

а

м

е

не

 

на

 к

а

ж

д

о

й 

пл

а

но

во

й

 и

 

вн

е

пл

а

но

во

й

 

ра

зб

ор

ке

 

1

1

9

0

 

8

3

0

 

4

0

0

 

3

5

0

 

5

9

0

 

4

4

0

 

1

0

0

 

1

0

0

 

30

 

пр

и

 

пе

ри

о

д

и

че

ск

о

м

 д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

че

ре

з 

1

50

 ты

с.

 к

м

 

1

1

0

-1

3

0

 

К

о

л

иче

ств

о 

то

че

к 

см

а

зк

и 

д

л

я 

ра

б

о

ты

 

д

ви

га

те

л

я 

1

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 с

м

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

и

 н

о

м

е

р

 

ста

нд

ар

та

 и

л

и 

те

хн

и

че

ск

и

х 

ус

л

о

ви

й

 н

а

 

ни

х 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

ц

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и 

д

л

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

р

а

б

о

ты

 

д

ви

га

те

ля

 

С

м

а

зк

а 

Б

У

К

С

О

Л

 

ТУ

 0

25

4

-

1

0

7

-

0

1

1

2

4

3

2

8

-

01

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 

см

а

зы

ва

е

м

о

й 

со

ста

вн

о

й 

ча

ст

и 

(по

ве

р

хн

ости

2

 Щ

и

т 

по

д

ши

пн

и

ко

вый

 

со

 сто

ро

ны 

пр

о

ти

во

по

л

ож

но

й

 

ко

л

л

е

кт

о

ра

 в

 т

о

м

 чи

сл

е

2

.1

 В

ну

тр

е

нн

яя 

ка

м

ер

а 

см

а

зки

 

2

.2

 По

д

ши

пн

и

к 

2

.3

 Н

а

руж

на

я 

ка

м

ера 

см

а

зки

 

2

.4

 К

а

на

л

 д

л

я 

д

о

б

а

вл

е

ни

я 

см

а

зк

и 

и

 

о

тв

е

р

ст

и

е

 д

л

я 

бо

л

то

в 

 

 

 

 

93 

О

ко

нч

а

ни

е

 т

а

б

л

и

ц

ы 

В

С

по

со

б

 н

а

не

се

ни

я 

см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и

 д

л

и

те

л

ь-

но

м

 

хр

а

не

ни

и 

 

В

о

л

о

сян

ой

 

ки

стью

 

Пр

и

м

е

ча

ни

е 

на

д

 ч

е

р

то

й 

пр

и

ве

д

е

ны 

д

а

нн

ые

 д

л

я 

д

ви

га

те

л

я 

со

 щ

е

л

е

вы

м

и

 и

 л

а

б

ир

и

нтн

ы

м

и 

уп

ло

тн

е

ни

ям

и

 яко

р

ных 

по

д

ши

пн

и

ко

вых 

уз

л

о

в,

 а

 

по

д

 ч

е

р

то

й 

д

л

я 

д

ви

га

те

л

я 

с 

ко

нта

кт

ны

м

и

 у

пло

тн

е

ни

ям

и 

яко

р

ных 

по

д

ш

и

пн

и

ко

вых 

уз

л

о

в 

раб

о

ты

 д

ви

га

те

ля

 

пр

и 

за

м

е

не

 

 

 

пр

и

 

д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

 

 

Ра

сх

о

д

 с

м

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в,

 г

 

д

л

я 

ко

нс

е

р

ва

-

ц

и

и

 

дв

и

га

те

л

я 

пр

и

 

дл

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

60

 

60

 

на

 о

д

ну 

то

чку 

д

л

я 

р

а

бо

ты

 

дв

и

га

те

л

я 

пр

и

 з

а

м

е

не

 

на

 к

а

ж

д

о

й 

пл

а

но

во

й

 и

 

вн

е

пл

а

но

во

й

 

р

а

зб

ор

ке

 

  

10

 

 

пр

и

 

пе

ри

о

д

и

че

ск

о

м

 д

о

б

а

вл

е

ни

и

 

че

ре

з 

1

50

 ты

с.

 к

м

 

 

 

К

о

л

иче

ст

о

 

то

че

к 

см

а

зк

и 

д

л

я 

ра

б

о

ты

 

д

ви

га

те

л

я 

 

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 

см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

о

в 

и

 

но

м

ер

 ст

а

нд

ар

та

 и

л

и 

те

хн

и

че

ск

и

х 

ус

л

о

ви

й

 н

а

 

ни

х 

д

л

я 

К

о

нсе

р

ва

ц

и

я 

д

ви

га

те

л

я 

пр

и

 

д

л

и

те

л

ьн

ом

 

хр

а

не

ни

и 

 

С

м

а

зк

а 

пу

ше

чн

ая

 

ГО

С

Т 1

9

53

7

-

83

 

р

а

б

о

ты

 

д

ви

га

те

ля

 

 

 

Н

а

и

м

е

но

ва

ни

е

 

см

а

зы

ва

е

м

о

й 

со

ста

вн

о

й 

ча

ст

и 

(по

ве

р

хн

ости

2

.5

 К

а

на

л

ы 

упл

о

тн

и

те

л

ьн

ых 

ко

л

е

ц 

3

 К

о

нусн

ый

 

ко

не

ц

 в

а

л

а

,  

пр

и

ва

л

о

чн

ые

 

по

р

ны

е

 

по

ве

р

хн

о

сти

 

д

л

я 

за

кр

епл

е

ни

я 

д

ви

га

те

л

я,

 св

о

б

о

д

ны

е

  

р

е

зьб

о

вы

е 

и

 д

руг

ие

  

о

тв

е

р

ст

и

я,

  

пр

о

чи

е 

о

б

ра

б

о

та

нн

ые

 

и

 н

е

о

кр

аше

нн

ые

 

по

ве

р

хн

о

сти

 

 

 

 

 

 

94 

Приложение Г 

(обязательное) 

Нормы допусков, износов и 

Контролируемых величин в эксплуатации 

 

Таблица Г.1 

Наименование контролируемой величины 

Значение контролируемой 

величины при 

изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР 

СР 

Двигатель в собранном виде 

Радиальное биение коллектора 
в собранной машине (местное 
выступание отдельных пластин и 
групп пластин не допускается), 
мм 

в холодном 

состоянии 

не более 0,03 

более 0,04 

в горячем 

состоянии 

не более 0,04 

более 0,06 

Разность радиальных биений коллектора в 
холодном и горячем состоянии, мм 

не более 0,02 

более 0,03 

Допустимая выработка коллектора, мм 

более 0,25 

Расстояние от боковой поверхности 
щеткодержателя до петушков коллектора, мм 

12±2 

менее 10 

Зазор между щеткодержателем и рабочей 
поверхностью коллектора (под серединой 
щеткодержателя), мм 

3±1 

менее 2 
более 4 

Вертикальный перекос по коллекторной пластине 
относительно рабочей поверхности коллектора, мм 

не более 1 

более 1 

Перекос щеток по коллекторной пластине, мм 

не более 1,5 

более 1,5 

Нажатие пружин на щетки, Н (кгс) 

42-48 

(4,2-4,8) 

менее 40 (4,0) 

более 50 (5,0) 

Радиальный размер щетки без резинового 
амортизатора, мм 

52±0,8 

менее 

23 

устанавлив

аются 

новые 

щетки 

Зазор между боковыми 
сторонами щетки и стенками 
обоймы щеткодержателя, мм 

по 
тангенциальному 
размеру 

0,04-0,23 

менее 0,04 

более 0,5 

по аксиальному 
размеру 

0,05-0,3 

менее 0,05 

более 1,0 

Контактная поверхность притирки щетки к 
коллектору от площади ее сечения, % 

не менее 80 

менее 75 

Местные сколы кромок у контактной поверхности 
щетки от площади ее сечения, % 

не более 5 

более 10 

Торцевое биение наружного 
кольца подшипника, мм 

со стороны 
коллектора 

не более 0,1 

более 0,15 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

не более 0,12 

более 0,18 

Радиальный зазор между 
роликом и внутренним кольцом 
подшипника в холодном 
состоянии, мм 

со стороны 
коллектора 

не менее 0,05 

менее 0,05 

более 0,24 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

не менее 0,09 

менее 0,09 

более 0,29 

Натяг внутреннего кольца 
подшипника при посадке на вал, 
мм 

со стороны 
коллектора 

0,023-0,065 

менее 0,02 

более 0,65 

со стороны 

0,027-0,077 

менее 0,024 

 

 

 

95 

Наименование контролируемой величины 

Значение контролируемой 

величины при 

изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР 

СР 

противоположной 
коллектору 

более 0,077 

Осевой разбег якоря, мм 

0,2-0,45 

менее 0,15 

более 1 

Величина вибрационной эффективной скорости, 
мм/с 

не более 4 

более 4 

Сопротивление изоляции 
обмоток, МОм 

в холодном 
состоянии 

не менее 10  менее 1  менее 10 

в горячем 
состоянии 

не менее 2,5 

менее 1 

Якорь  

Диаметр рабочей поверхности коллектора, мм 

2

1

400

 

менее 384 

Радиальное биение рабочей поверхности 
коллектора до сборки двигателя относительно 
общей оси поверхности шеек вала, мм 

не более 0,02 

более 0,03 

Глубина продорожки канавок между коллекторными 
пластинами, мм 

1

+0,5 

менее 0,5 

более 1,5 

Диаметр шейки вала под 
посадку внутреннего кольца 
подшипника, мм 

со стороны 
коллектора 

045

,

0

023

,

0

85

 

менее 

85,02 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

052

,

0

027

,

0

160

 

менее 

160,024 

Диаметр 
вала под 
посадку 
уплотнительн
ого кольца, 
мм 

внутреннего 

со стороны 
коллектора 

059

,

0

037

,

0

90

 

менее 

90,03 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

068

,

0

043

,

0

162

 

менее 

162,04 

наружного 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

117

,

0

092

,

0

140

 

менее 

140,09 

Внутренний диаметр 
внутреннего уплотнительного 
кольца, мм 

со стороны 
коллектора 

035

,

0

90

 

более 

90,04 

со стороны 
противоположной 
коллектору 

04

,

0

162

 

более 

162,05 

Площадь прилегания калибра к поверхности конуса 
при проверке по окраске конусного конца вала, % 

не менее 80 

менее 75 

Допустимый остаточный дисбаланс в каждой 
плоскости коррекции, г·мм 

1800 

более 4000 

Система магнитная 

Расстояние между полюсами 
по диаметру на оси 
сердечника, мм 

главными 

7

,

0

5

,

0

505

 

менее 

504,5 

более 

505,7 

добавочными 

0

,

1

5

,

0

8

,

510

 

менее 

510,3 

более 

511,8 

Наименьшее расстояние между главными и 
добавочными полюсами, мм 

менее 3 

 

 

 

 

96 

Наименование контролируемой величины 

Значение контролируемой 

величины при 

изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР 

СР 

Диаметр расточки 
поверхности подшипникового 
щита в корпус, мм 

со стороны 
коллектора 

063

,

0

465

 

более 

465,1 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

07

,

0

550

 

более 

550,1 

Щиты подшипниковые 

Диаметр посадочной 
поверхности подшипникового 
щита в корпус, мм 

со стороны 
коллектора 

083

,

0

023

,

0

465

 

менее 

465,02 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

096

,

0

026

,

0

550

 

менее 

550,02 

Диаметр отверстия (гнезда) 
подшипникового щита под 
посадку подшипника (для 
двигателей со щелевыми и 
контактными уплотнениями), 
мм 

со стороны 
коллектора 

03

,

0

016

,

0

210

 

более 

210,04 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

035

,

0

018

,

0

340

 

более 

340,05 

Диаметр отверстия (гнезда) 
подшипникового щита под 
посадку подшипника, мм 

со стороны 
коллектора 

210±0,023 

более 

210,04 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

340±0,028 

более 

340,05 

Допуск круглости и профиля поперечного сечения, 
мм 

0,014 

более 0,03 

Радиальный зазор между 
роликом и внутренним 
кольцом подшипника в 
свободном состоянии, мм 

со стороны 
коллектора 

0,145

-0,165 

более 0,26 

со стороны, 
противоположной 
коллектору 

0,185

-0,21 

более 0,31 

Разность радиальных зазоров 
в подшипниках в свободном 
состоянии, мм 

не более 0,08 

более 

0,08 

 

Внутренний диаметр 
наружного уплотнительного 
кольца, мм 

140

+0,04 

более 

140,05 

 

 
 

 

 

 

97 

Приложение Д 

Сведения о содержании драгоценных материалов 

Наименование  Обозначение 

Наименование  

детали, узла 

Е

д

ин

и

ц

а

 и

зм

е

р

е

ния

 

Тип двигателя 

ЭДУ-
133Ц 

УХЛ1 

ЭДУ-
133П 

УХЛ1 

ЭДУ-

133К 

УХЛ1 

ЭДУ-
133Р 

УХЛ1 

Серебро 

Ср 999,9 

Пайка в катушках 

главного и 

добавочного 

полюсов 

г 

23,3 

23,3 

23,3 

Кадмий 

 

Пластины 

коллекторные 

кг 

0,71 

0,71 

0,71 

Медь 

 

Катушки главного 

и добавочного 

полюсов, гильзы, 

токовыводы, 

провода, якорь 

кг 

630 

630 

630 

Латунь 

Л63 

Прокладка и 

наконечник 

добавочного 

полюса, 

наконечники 

кабельные, 

таблички 

кг 

 

ЛС-59-1 

Сепараторы и 

шайбы 

подшипников 

кг 

5,15 

5,15 

5,15 

 

ЛЦ16К4 

Корпус 

щеткодержателя 

кг 

6,4 

6,4 

6,4 

Бронза 

Бр04Ц4С17 

Вкладыши 

кг 

63,2 

57,6 

Олово 

Баббит 

Б83 

Вкладыши 

кг 

6,36 

8,4 

 

 

 

 

 

 

 

98 

Раздел III 
Тяговые электродвигатели постоянного тока 

типа ЭД118А, ЭД118Б 

 
Раздел предназначен для изучения устройства и правил эксплуатации 

(использования, технического обслуживания и текущего ремонта, хранения и 
транспортирования) и состоит из следующих основных частей: 

описание и работа; 
использование по назначению; 
техническое обслуживание; 
Содержащиеся в Разделе сведения и требования рассчитаны на персонал, 

прошедший специальную теоретическую и практическую подготовку по 
эксплуатации, обслуживанию и ремонту тягового электрического оборудования 
тепловозов. 

При 

эксплуатации 

электродвигателя, 

кроме 

настоящего 

раздела, 

дополнительно руководствоваться: 

паспортом электродвигателя; 
правилами  по  технике  безопасности  и  производственной  санитарии  при 

эксплуатации электровозов, тепловозов, мотор-вагонного подвижного состава; 

инструкцией  по  содержанию  и  ремонту  узлов  с  подшипниками  качения 

локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. 

 

О

писание и работа 

2.2 

Назначение электродвигателя 

1.1.1 

Электродвигатель предназначен для привода колесных пар тепловозов. 

1.1.2 

Электродвигатель выполнен в климатических исполнениях: ЭД118А-У, Т; 

ЭД118Б-У, УХЛ, Т; для категории размещения: ЭД118А, ЭД118БТ – 2; ЭД118Б – 1 
по ГОСТ 15150-69. 

1.1.3 

Группа 

условий 

эксплуатации 

электродвигателя 

М 

27 

по  

ГОСТ 17516.1-90. 

1.2 

Технические характеристики.  

Основные параметры электродвигателя приведены в таблице 1.1 
Таблица 1.1 

Наименование параметра 

(характеристики) 

ЭД118АУ2 
ЭД118БУ1 

ЭД118БУХЛ1 

ЭД118АТ2 

Мощность, кВт 

305 

257 

Напряжение, В 

463/700 

435/650 

Ток, А 

720/476 

650/435 

Частота вращения, с

-1

(об/мин) 

9,75/38,17 

(585/2290) 

9,66/38,17 

(580/2290) 

КПД, % 

91,6 

91,0 

Расход охлаждающего воздуха, м

3

/с 

1,33 

– 1,25 

Статическое давление охлаждающего 
воздуха в контрольной точке 
коллекторной камеры, Па 

1570 

(160) 

Система смазки осевых подшипников 

польстерная 

принудительная 

польстерная 

 
1.3 

Устройство и работа 

1.3.1 

Электродвигатель представляет собой четырехполюсную реверсивную 

 

 

 

99 

электрическую  машину  постоянного  тока  последовательного  возбуждения  с 
независимой 

вентиляцией. 

Электрическая 

схема 

соединений 

обмоток 

электродвигателя приведена на рисунке 1.1. 

1.3.2 

Электродвигатель выполнен для опорно-осевой подвески и имеет один 

свободный  конусный  конец  вала  для  передачи  вращающего  момента  на  ось 
колесной пары через зубчатую передачу. 

1.3.3 

Устройство электродвигателя приведено на рисунке 1.2 

1.3.4 

Изоляция электродвигателя класса нагревостойкости F. 

1.4 

Маркировка 

1.4.1 

На  электродвигателе  имеется  табличка  с  основными  техническими 

данными в соответствии с действующими нормативными документами. 

1.4.2 

На кромке верхнего люка корпуса (под крышкой) набивается заводской 

номер электродвигателя, дополнительно к указанному на табличке. 

1.4.3 

Выводы  обмоток  электродвигателя  маркируются  на  наконечниках 

набивкой согласно электрической схеме электродвигателя (см. рисунок 1.1) 

1.4.4 

На торцах вала якоря при изготовлении набивается заводской номер 

якоря и дата выпуска. 

1.5 

Упаковка  

1.5.1   

Тара и упаковка для индивидуального транспортирования 

электродвигателя выполняется по чертежам предприятия-изготовителя. 

1.5.2 

Упаковка при любом способе транспортирования обеспечивает защиту 

его от попадания влаги, загрязнений и посторонних предметов, а также 
сохранность всех его частей. 

 

Использование по назначению  

2.1 

Подготовка электродвигателя к использованию 

2.1.1 

Требования безопасности 

2.1.1.1 

При  выполнении  всех  работ  по  установке,  техническому 

обслуживанию 

и 

ремонту 

электродвигателя 

соблюдать 

рекомендации, 

изложенные  в  действующих  на  железнодорожном  транспорте  правилах  по 
технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте 
подвижного состава. 

2.1.1.2 

Остановить  (заглушить)  дизель  во  время  осмотра  или  ремонта 

электродвигателя на тепловозе. 

2.1.1.3 

Категорически  запрещается  применять  для  тушения  пожара  на 

электродвигателе  генераторы  высокократной  пены  или  пенные  огнетушители; 
использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. 

2.1.2 

Проверка технического состояния. 

2.1.2.1 

Перечень 

основных 

проверок 

технического 

состояния  

электродвигателя приведен в таблице 2.1 

Таблица 2.1 

Что проверяется  

и при помощи какого инструмента, 

приборов и оборудования. 

Методика проверки. 

Технические требования 

Внешнее состояние 
электродвигателя - осмотром 

Отсутствие повреждений и загрязнений, а 
также следов течи смазки из подшипников 

Крышки люков для обслуживания 
коллектора - ключом, осмотром 

Отсутствие повреждений, ослабления 
креплений и плотное прилегание к корпусу. 

Изоляция обмоток – осмотром и 
мегаомметром на 1000 В. 
Для этого вывод «ЗЕМЛЯ» прибора 
присоединить к любой неокрашенной 

Отсутствие трещин, расслоений, 
обугливания, механических повреждений и 
загрязнений. Сопротивление изоляции 
должно быть: 

 

 

 

 

100 

Что проверяется  

и при помощи какого инструмента, 

приборов и оборудования. 

Методика проверки. 

Технические требования 

части корпуса, магнитной  системы, а 
вывод «ЛИНИЯ» – поочерёдно к 
одному из наконечников – выводов 
главных полюсов и якоря. По 
окончании измерения разрядить 
обмотки присоединением к выводам 
обмоток заземленного провода 

1) не менее 10 МОм в практически холодном 
состоянии перед монтажом на тепловозе 
нового или прошедшего текущий ТР-3 и 
заводской ремонты электродвигателя; 
2) не менее 1,0 МОм в практически холодном 
состоянии в эксплуатации и перед вводом 
тепловоза в эксплуатацию после длительной 
стоянки (1-15 суток и более) 

Щеткодержатели – осмотром, 
изоляционной пластинкой, торцовым 
ключом. Зазор между 
щеткодержателем и рабочей 
поверхностью коллектора измерять 
изоляционной пластинкой ( например 
из текстолита, гетинакса) 
соответствующей толщины. 

Отсутствие оплавлений, нарушающих 
свободное перемещение щеток в обоймах 
или способных повредить коллектор. 
Отсутствие трещин корпуса. Отсутствие 
трещин, следов оплавления и других 
повреждений пружин. Отсутствие трещин, 
прожогов и ослабления посадки в корпусе 
изолятора 
Зазор между щеткодержателем и 
коллектором должен быть 2 мм – 4 мм. 

 

Отсутствие ослабления крепления 
щеткодержателей к кронштейнам (момент 
затяжки 196 Нм - 294 Нм (20 кгс. м – 30 кгс. 
м) и проводных соединений к 
щеткодержателям (момент затяжки 60 Нм - 
90 Нм  (6 кгс. м - 9кгс. м)). 

Щетки – осмотром, металлической 
линейкой 

Соответствие марки, указанной в паспорте 
электродвигателя. Свободное перемещение 
щеток в обоймах щеткодержателей. 
Отсутствие следов перегрузки (перегрева) 
током и повреждений токоведущих проводов 
щеток. Отсутствие трещин и сколов кромок у 
контактной поверхности более 10 % от 
площади поперечного сечения. Наибольший 
износ щеток допускается до риски на щетке, 
а при отсутствии риски радиальный размер 
щетки должен быть не менее 23 мм. 
Контактная поверхность щеток должна быть 
зеркально блестящей, не должна иметь 
двойной зеркальной контактной поверхности. 
Отсутствие односторонней выработки 
граней. 

Рабочая поверхность коллектора – 

осмотром, металлической линейкой, 

щупом №2 ТУ2-034-0221197-011-91

 

Коллектор должен иметь гладкую, от светло, 
до темно-коричневого цвета, рабочую 
поверхность без следов оплавления от 
перебросов электрической дуги, подгаров, 
наволакивания меди и загрязнений.

 

Выработку под щетками определить 
измеряя световую щель между 
линейкой и коллектором по 
щеточному следу. 

Выработка  под  щетками  должна  быть  не 
более 0,5 мм, глубина продорожки- 
0,5 мм – 1, 5 мм. 

 

 

 

101 

 
2.1.2.2 

Возможные неисправности и методы их устранения. 

Перечень возможных неисправностей электродвигателя, их причины и 

методы устранения приведены в таблице 2.2 

 

 

 

 

102 

 

Т

а

б

л

иц

а 2

.2

 

Пр

им

е

чан

ие

 

Очист

ку,

 сушку 

из

о

л

яц

ии 

о

б

м

о

то

к 

про

из

во

д

ит

ь 

в 

со

о

тв

е

тст

вии 

с 

пун

кт

о

м

 3 

н

а

сто

ящ

е

го

 р

а

здел

а 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

е

то

д

 уст

р

ан

е

н

ия

 

У

стр

а

н

ен

ие

 пр

ичи

н

 

ув

ла

ж

н

е

н

ия, з

а

гр

язн

е

ний 

и 

пер

е

гр

е

ва

 

 

Очист

ка

 по

ве

р

хн

о

сти

 о

б

м

о

то

к 

о

т 

за

гр

язн

ен

ий 

и 

(или)

 сушит

ь 

из

о

л

яц

ии 

о

б

м

о

то

к 

 

 

В

о

сста

н

о

вит

ь 

ве

нти

л

яц

ию

 

 

 

 

У

стр

а

н

ен

ие

 пр

ичи

н

 сн

иж

е

ния 

со

про

ти

вл

ен

ия из

о

л

яц

ии

 

Р

е

м

о

н

т 

с ча

сти

чн

о

й 

или 

по

л

н

о

й 

за

м

е

н

о

й в

ыше

д

ших из

 

стр

о

я о

б

м

о

то

к 

 

 

В

е

р

о

ят

н

а

я пр

и

чи

н

а 

1

 П

о

пада

н

ие

 в

н

ут

р

ь 

эл

е

ктр

о

д

виг

ате

л

я в

л

а

ги,

 

см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

иа

л

ов

гр

язи

 

2

 Загрязн

е

н

ие

 по

ве

р

хн

о

сти

 

о

б

м

о

то

к 

и 

б

л

из

л

е

ж

а

щ

их 

м

е

та

л

л

иче

ски

х дет

а

л

е

й 

уг

о

л

ьн

о

й 

пыл

ью

 о

т 

из

н

о

са

 

щ

е

то

к 

3

 П

е

р

е

гр

ев

 э

л

е

кт

р

о

д

виг

а

те

л

я 

из

-за

 н

ар

ушен

ия 

ве

н

ти

л

яц

ии

 

 

1

 Э

кспл

уа

та

ц

ия пр

и 

чре

зм

е

р

н

о

м

 сн

иж

е

н

ии 

со

про

ти

вл

ен

ия из

о

л

яц

ии

 

2

 М

е

ха

ниче

ски

е

 по

вр

е

ж

д

е

н

ия 

ко

р

пу

сн

о

й 

из

о

л

яц

ии

 

3

 Р

а

зр

ушен

ие

 к

о

р

пусн

о

й 

из

о

л

яц

ии 

о

т 

пер

е

гр

е

ва

 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

я 

Наим

е

н

о

ва

н

ие

 н

е

и

спра

вн

о

сти

вн

е

ш

не

е

 пр

о

яв

л

е

н

ие

 и

 

д

о

по

л

н

ит

е

л

ьн

ые

 пр

из

н

а

ки

 

1

 Сн

иж

е

н

ие

 со

пр

о

ти

вл

ен

ия 

из

о

л

яц

ии 

о

б

м

о

то

к 

 

 

2

 П

р

о

б

о

й н

а

 к

о

р

пус изо

л

яц

ии

 

о

б

м

о

то

к 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

103 

 

Пр

им

е

чан

ие

 

 

 

М

е

то

д

 уст

р

ан

е

н

ия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

о

сста

н

о

вл

ен

ие

 в

е

н

ти

л

яц

ии

 

 

У

стр

а

н

ен

ие

 пр

ичи

н

 

м

е

ж

д

ув

ит

ко

во

го

 з

а

м

ык

ан

ия.

 

Р

е

м

о

н

т 

с ча

сти

чн

о

й 

или 

полн

о

й 

за

м

е

н

о

й в

ыше

д

ших из

 

стр

о

я о

б

м

о

то

к 

 

 

 

 

 

 

 

Во

сста

н

о

вл

ен

ие

 в

е

н

ти

л

яц

ии

 

В

е

р

о

ятн

а

я при

чи

на

 

4

 Р

а

зр

ушен

ие

 к

о

р

пусн

о

й 

из

о

л

яц

ии 

эл

е

кт

р

о

д

ин

а

м

иче

с-

ки

м

и 

силам

и,

 р

а

зв

ив

а

ю

щ

им

ися 

при

 к

о

р

о

тк

их 

за

м

ык

а

н

иях или 

и

зм

е

н

е

н

ии 

н

а

пра

вл

е

н

ия 

вр

а

-

щ

е

н

ия яко

р

я 

эл

е

кт

р

о

д

виг

а

те

л

я 

при

 н

е

полн

ой 

о

ста

н

о

вке

 

те

пл

о

во

за

 (

при

м

е

н

ен

ие

 

"про

ти

во

то

-ка

")

а т

а

кж

е

 

пер

е

н

а

пряж

е

н

ии

-ям

и,

 

во

зн

ик

а

ю

щ

им

и 

в 

ц

е

пи п

и

та

н

ия 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

я.

 

5

 П

е

р

е

гр

ев

 э

л

е

кт

р

о

д

виг

а

те

л

я 

из

-за

 н

ар

ушен

ия 

ве

н

ти

л

яц

ии

 

1

 М

е

ха

ниче

ско

е

 н

а

р

уше

н

ие

 

из

о

л

яц

ии 

эл

е

кт

р

о

д

ин

а

м

иче

с-

ки

м

и 

силам

и 

р

а

зв

ив

а

ю

щ

им

ися 

при

 к

о

р

о

тк

их 

за

м

ык

а

н

иях или 

из

м

е

н

е

н

ии 

н

а

пра

вл

е

н

ия 

вр

а

щ

е

н

ия як

о

р

я 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

я при

 

н

е

полн

о

й 

о

ст

а

н

ов

ке

 т

е

пл

о

во

за

 

(при

м

е

н

е

н

ие

 пр

о

ти

во

то

ка

), 

а

 

та

кж

е

 пе

р

е

н

а

пр

яж

е

н

иям

и 

во

зн

ик

а

ю

щ

им

и 

в 

ц

е

пи пита

н

ия 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

е

й 

2

 П

е

р

е

гр

ев

 э

л

е

кт

р

о

д

виг

а

те

л

я 

из

-за

 н

ар

ушен

ия 

ве

н

ти

л

яц

ии

 

 

Н

а

им

е

н

о

ва

н

ие

 н

е

и

спра

вн

о

сти

вн

е

ш

не

е

 пр

о

яв

л

е

н

ие

 и

 

д

о

полн

и

те

л

ьн

ые

 пр

и

зн

а

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 М

е

ж

д

ув

ит

ко

во

е

 з

а

м

ык

ан

ие

 в

 

о

б

м

о

тк

а

х (

выг

о

р

ан

ие

 

из

о

л

яц

ии,

 о

пл

а

вл

ен

ие

 и

л

и 

пер

е

го

р

а

н

ие

 пр

о

во

д

н

ик

ов

 

о

б

м

о

то

к)

 

 

 

 

 

 

104 

 

Пр

и

м

е

ча

н

ие

 

Осущест

вл

ять ухо

д

 з

а

 

ко

л

л

е

кт

о

р

о

м

 и

 ще

то

чн

ым

 

м

е

ха

н

из

м

о

м

 в

 со

о

тв

е

тств

ии 

с 

на

сто

ящ

им

 р

уко

во

д

ств

о

м

а

 

та

кж

е

 з

а

 сб

о

ро

чн

ым

и 

е

д

ин

иц

а

м

и 

те

пл

ов

о

за

 в

 

со

о

тв

е

тст

вии 

с р

ук

о

во

д

ст

во

м

 

по 

экспл

уа

та

ц

ии 

те

пл

о

во

за

 

М

е

то

д

 уст

р

ан

е

н

ия

 

У

стр

а

н

ен

ие

 пр

ичи

н

 пе

р

еб

р

о

са

 

эл

е

кт

р

иче

ск

о

й 

д

уг

и 

по 

ко

л

л

е

кто

р

у 

Очист

ка

 и

 пр

о

м

ыв

ка

 к

о

л

л

е

к-

то

р

а

щ

е

то

чн

о

го

 м

е

ха

н

из

м

а

см

е

н

а

 в

ыше

д

ших из

 ст

р

о

я 

щ

е

то

к 

и 

про

д

ув

ка

 к

о

л

л

е

кт

ор

н

о

й 

ка

м

е

р

ы 

сухим

 сж

а

тым

 в

о

зд

ухо

м

 

Р

е

м

о

н

т 

и 

(или)

 з

а

м

е

н

а

 

выше

д

ших из

 ст

р

о

я дет

а

л

е

й 

и 

сб

о

р

о

чн

ых 

е

д

и

н

иц

В

е

р

о

ятн

а

я пр

и

чи

н

а 

1

 Загрязн

е

н

ие

 и

 з

а

м

а

сл

ив

ан

ие

 

р

а

б

о

чей

 по

ве

р

хн

о

сти

 

ко

л

л

е

кто

р

а

2

 Ско

пл

е

н

ие

 уг

о

л

ьн

о

й 

пыл

и 

в 

ка

н

а

вк

а

х м

е

ж

д

у к

о

л

л

е

кт

о

р

н

ым

и 

пл

а

сти

н

а

ми

 

 

 

3

 М

е

ха

ниче

ски

е

 по

вр

е

ж

д

е

н

ия и 

н

е

р

а

вн

о

м

е

р

на

я в

ыр

а

б

о

тк

а

 

ко

л

л

е

кто

р

а 

4

 И

зм

е

н

е

н

ие

 н

а

пр

а

вл

е

н

ия

 

вр

а

щ

е

н

ия як

о

р

я 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

я при

 н

е

по

л

н

о

й 

о

ста

н

ов

ке

 т

е

пл

ов

о

за

 

(при

м

е

н

е

н

ие

 "

про

ти

во

то

ка

")

5

 П

р

о

б

о

й н

а

 к

о

р

пус изо

л

яц

ии

 и

 

вит

ко

во

е

 з

а

м

ык

ан

ие

 в

 о

б

м

о

тк

е

 

як

о

р

я.

 

6

 Не

испра

вн

о

сть и

 н

а

р

ушен

ие

 

после

д

о

ва

те

л

ьн

о

сти

 в

кл

ю

чен

ии 

ко

н

та

кт

ор

о

в.

 

7

 Ко

р

о

тк

о

е з

а

м

ык

а

н

ие

 в

 ц

е

пи 

пит

а

н

ия э

л

е

ктр

о

д

виг

а

те

л

я 

8

 Не

д

о

ста

то

чн

о

е

 н

а

ж

а

ти

е

 

пруж

ин

 н

а

 ще

тк

и.

 

9

 П

е

р

е

на

пряж

е

н

ия в

 ц

е

пи 

пита

н

ия э

л

е

ктр

о

д

виг

а

те

л

е

й.

 

Н

а

им

е

н

о

ва

н

ие

 

н

е

и

спра

вно

сти

, в

н

е

ш

н

е

е

 

пр

о

яв

л

е

н

ие

 и 

д

о

по

л

н

и

те

л

ьн

ые

 пр

и

зн

а

ки

 

4

 П

е

р

е

б

р

о

с э

л

е

ктр

иче

ско

й дуг

и 

по 

ко

л

л

е

кт

о

р

у р

а

зличн

о

й 

ин

те

н

си

вн

о

сти

 в

пл

о

ть 

д

о

 

кр

уг

о

во

го

 о

гн

я 

пл

а

вл

ен

ие

о

б

го

р

а

н

ие

 и

 в

ыг

ор

а

н

ие

 

д

е

та

л

е

й,

 по

пав

ших 

в о

б

л

а

сть 

го

р

е

н

ия дуг

и)

 

 

 

 

105 

 

Пр

и

м

е

ча

н

ие

 

К

о

н

тр

о

л

ь 

о

сущ

е

ст

вл

яет

ся в

 

со

о

тв

е

тст

вии 

с пун

кт

о

м

 3

.4

 

н

а

сто

ящ

е

го

 р

а

здела

 

М

е

то

д

 уст

р

ан

е

н

ия

 

У

ста

н

ов

ка

 ще

то

к 

о

д

н

о

й 

м

а

рки

ука

за

н

но

й 

в па

сп

о

р

те

 

эл

е

кт

р

о

д

ви

га

те

л

я 

 

Св

о

е

вр

е

м

е

н

н

ый 

ко

н

тр

о

л

ь и 

за

м

е

н

а

 и

зн

о

шен

н

ых

 ще

то

к 

 

 

У

ста

н

ов

ка

 з

а

зо

р

о

в в

 

со

о

тв

е

тст

вии 

с 

при

л

о

ж

ен

ие

м

 Б

 

н

а

сто

ящ

е

го

 р

а

зд

е

л

а 

 

По

д

тяж

ка

 к

о

л

л

е

кт

о

р

н

ых

 

б

о

л

то

в, 

пр

о

то

чка

шл

ифо

вка

 и

при

 н

е

о

б

хо

д

и

м

о

сти

 

пр

о

д

о

р

о

ж

ка

 к

о

л

л

е

кт

ор

а 

 

5

 П

р

о

ти

р

ка

 р

а

б

о

чей

 

пов

е

р

хн

о

сти

 к

о

л

л

е

кт

ор

а

 

б

е

зв

о

р

сн

о

й 

са

л

ф

е

тко

й,

 слегка

 

см

о

чен

н

о

й 

в б

ен

зи

н

е и

л

и 

спирт

е 

В

е

р

о

ятн

а

я пр

и

чи

н

а 

1

 У

ста

н

ов

ка

 н

а

 о

д

но

м

 

эл

е

кт

р

о

дв

и

га

те

л

е

 ще

то

к 

р

а

зличн

ых 

м

а

р

о

к 

 

2

 Не

ка

чест

ве

н

н

ы

е

 и

л

и 

н

е

испра

вн

ые

 (

им

е

ю

щ

ие

 ск

о

л

ы 

или чр

е

зм

е

р

н

о

 и

зн

о

шен

н

ые

щ

е

тк

и

 

3

 Не

д

о

пустим

о

е

 ув

е

л

иче

н

ие

 

за

зо

р

а

 м

е

ж

д

у р

а

б

о

че

й 

пов

е

р

хн

о

стью

 к

о

л

л

е

кт

о

р

а

 и

 

щ

е

тк

о

д

е

р

ж

а

те

л

е

м

 

4

 На

р

ушен

ие

 ц

илин

д

р

ич

н

о

сти

 

р

а

б

о

чей

 по

ве

р

хн

о

сти

 

ко

л

л

е

кт

о

р

а

 (

эл

л

ипс или 

м

е

стн

о

е

 в

ыст

уп

а

н

ие

 пл

а

сти

н

 

5

 Загрязн

е

н

ие

 р

а

б

о

чей

 

пов

е

р

хн

о

сти

 к

о

л

л

е

кт

ор

а 

 

Н

а

им

е

н

о

ва

н

ие

 н

е

и

спра

вно

сти

вн

е

ш

не

е

 пр

о

яв

л

е

н

ие

 и

 

д

о

по

л

н

ит

е

л

ьн

ые

 пр

и

зн

а

ки

 

5

 На

р

ушен

ие

 ко

м

м

ута

ц

ии 

(искр

е

н

ие

 по

д

 ще

тк

а

м

и 

б

о

л

е

е

 

1

,5

 б

а

л

л

а

, н

а

р

уше

н

ие

 

гл

ян

ц

е

во

й 

по

ве

р

хн

о

сти

 

ко

л

л

е

кт

о

р

а

подг

о

ра

н

ие

 к

р

о

м

о

к 

щ

е

то

к)

 

 

 

 

 

 

 

106 

 

Пр

и

м

е

ча

н

ие

 

 

М

е

то

д

 уст

р

ан

е

н

ия

 

Ш

л

ифов

ка

 (

или п

р

о

то

чка

) и

при

 

н

е

о

б

хо

д

им

о

сти

пр

о

д

о

р

о

ж

ка

 

ко

л

л

е

кто

р

а 

 

По

д

клю

чен

ие

 п

о

л

ю

со

в в

 

со

о

тв

е

тст

вии 

с 

эл

е

кт

р

иче

ск

о

й 

схе

м

о

й 

вн

ут

ре

н

н

их

 со

е

д

ин

ен

ий 

эл

е

кт

р

о

д

виг

ате

л

я 

По

д

тяж

ка

 б

о

л

то

в 

кр

е

пл

е

н

ия

-

о

м

е

н

т 

за

тяж

ки

 (

80

0

 

 1

0

)кг

с м

У

ста

н

ов

ка

 н

е

м

а

гн

ит

н

ых 

про

кл

а

д

о

к 

 

 

 

 

 

З

а

м

е

н

а

 по

л

ю

са

 

 

 

 

 

Р

е

гул

ир

о

вка

 н

а

ж

а

ти

я, 

р

е

м

о

н

т 

или з

а

м

е

н

а

 щё

тк

о

д

ер

ж

а

те

л

я

 

В

е

р

о

ятн

а

я пр

и

чи

н

а 

6

 М

е

ха

ниче

ско

е

 по

вр

е

ж

д

е

н

ие

 

ко

л

л

е

кт

о

р

а

 пр

и 

по

пада

н

ии 

н

а

 

н

е

го

 п

о

сто

р

он

н

их п

р

е

д

м

е

то

в 

 

7

 Непр

а

виль

на

я поля

р

н

о

сть 

д

о

б

а

во

чн

ых 

полю

со

в и

з-

за

 

н

е

пра

виль

н

о

го

 по

д

кл

ю

че

н

ия

 

 

8

 И

зм

е

н

е

н

ие

 з

а

зо

ра

 м

е

ж

д

у 

се

р

д

е

чн

ик

о

м

 до

б

а

во

чн

о

го

 

полю

са

 и

 к

о

р

пу

со

м

 з

а

 сче

т 

о

сл

а

б

л

е

н

ия за

тяж

ки

 (

или 

н

е

ка

чест

ве

нн

о

й 

за

тяж

ки

б

о

л

то

в к

р

е

пл

е

н

ия или из

-за

 

о

тсут

ств

ия н

е

м

а

гн

ит

н

ых 

про

кла

д

о

к 

 

9

 М

е

ж

д

ув

ит

ко

во

е

 з

а

м

ык

ан

ие

 в

 

ка

тушке

 до

б

ав

о

чн

ых

 по

л

ю

со

в 

из

-за

 н

ар

ушен

ия 

м

е

ж

д

ув

ит

ко

во

й 

из

о

л

яц

ии

 

 

1

0

 Зав

ыше

нн

о

е

 и

л

и 

за

н

иж

е

н

н

ое

 з

н

а

че

н

ие

 

д

а

вл

е

н

ия н

а

 щё

тк

у пр

уж

ин

ы 

щ

ё

тк

о

д

е

р

ж

а

те

л

я 

 

Н

а

им

е

н

о

ва

н

ие

 н

е

и

спра

вно

сти

вн

е

ш

не

е

 пр

о

яв

л

е

н

ие

 и

 

д

о

полн

и

те

л

ьн

ые

 пр

и

зн

а

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     54      55      56      57     ..