Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 55

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     53      54      55      56     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 55

 

 

 

 

 

75 

5.3.3.11 Сборку двигателя производить в следующей последовательности: 

установить магнитную систему горизонтально; 

установить  в  корпус  магнитной  системы  подшипниковый  шит  со  стороны 

коллектора,  запрессовать  и  закрепить  его  болтами  (момент  затяжки  болтов  700-
800  Н·м  (70-80  кгс·м),  при  этом  допускается  разогрев  горловины  корпуса 
индукционным  нагревателем  (в  этом  случае  горловины  смазываются  смазкой 
ЖРО перед установкой подшипникового щита)); 

установить  щетки  в  щеткодержателях  так,  чтобы  они  не  выступали  из 

обойм в сторону коллектора; 

выставить  разрезные  кольца  уплотнения  со  стороны  коллектора 

приблизительно в среднее положение подобно описанному для разрезных колец 
уплотнения со стороны, противоположной коллектору; 

установить  на  корпус  вала  якоря  транспортировочную  скобу  и  закрепить 

ее гайкой; 

ввести якорь в магнитную систему, при этом для предупреждения задиров 

колец  подшипников  и  облегчения  центрирования  деталей  рекомендуется 
применять  направляющий  стакан  (втулку)  на  длинной  ручке  (внутренняя 
центрирующая  поверхность  стакана  базируется  на  поверхности  вала  якоря, 
расположенную  непосредственно  перед  внешним  торцом    внутреннего  кольца 
подшипника  со  стороны  коллектора,  а  наружная  направляющая  поверхность 
стакана выполняется на 0,5 мм меньше наружного диаметра внутреннего кольца 
подшипника  со  стороны  коллектора),  а  также  обратить  внимание  на  то,  чтобы 
разрезные  кольца  со  стороны  коллектора  вошли  в  заходный  конус 
подшипникового щита; 

установить  в  корпус  магнитной  системы,  запрессовать  и  закрепить 

болтами  (момент  затяжки700-800Н·м  (70-80  кгс·м))  подшипниковый  щит  со 
стороны,  противоположной  коллектору  (оставить  якорь  подвешенным  к 
транспортировочной скобе до тех пор, пока все болты крепления подшипникового 
щита не будут затянуты); 

снять транспортировочную скобу с вала якоря; 

снять крышки подшипников; 

измерить щупом радиальный зазор в роликоподшипниках (между верхним 

роликом  и наружным  кольцом  подшипника),  который  должен  быть  не  менее  0,05 
мм  для  со  стороны  коллектора  и  не  менее  0,09  мм  для  подшипника  со  стороны 
противоположной коллектору; 

установить  приставное  упорное  кольцо  подшипника  со  стороны 

коллектора,  упорную  шайбу,  стопорную  пластинчатую  шайбу  с  тремя  болтами, 
затянуть и законтрить болты; 

измерить  индикатором  и  путем  перемещения  ломиком  осевой  разбег 

якоря, который должен быть от 0,2 до 0,45 мм; 

заполнить  свежей  смазкой  камеру  смазки  в  крышке  подшипника  со 

стороны  коллектора  в  соответствии  с  картой  смазки  двигателя  (только  на 
двигателях со щелевыми и лабиринтными уплотнениями якорных подшипниковых 
узлов); 

установить  в  канавку  крышки  подшипника  со  стороны  коллектора 

резиновое  кольцо,  установить  крышку  в  подшипниковый  щит и  затянуть болтами 
ее крепления; 

на  двигателе  со  щелевыми  и  лабиринтным  уплотнением  якорных 

подшипниковых  узлов  заполнить  свежей  смазкой  камеру  смазки  в  крышке 
подшипника  со  стороны  противоположной  коллектору  в  соответствии  с  картой 
смазки  двигателя,  установить  в  ее  канавку  резиновое  кольцо,  установить 
указанную крышку в  подшипниковый  щит и  затянуть  болтами  крепления (момент 
затяжки 127-145 Н·м (12,7-14,5 кгс·м)) нагреть до температуры от 100°С до 160°С 

 

 

 

 

76 

предварительно  подобранное  наружное  уплотнительное  кольцо  со  стороны, 
противоположной  коллектору,  и  посадить  его  на  вал  якоря  (перед  посадкой 
уплотнительного  кольца  посадочную  поверхность  вала  смазать  тонким  слоем 
минерального масла, за исключением случаев, когда нагрев кольца производится 
в масляной ванне); 

на  двигателе  с  контактным  уплотнением  якорных  подшипниковых  узлов 

нагреть  до  температуры  от  100°С  до  160°С  наружное  уплотнительное  кольцо  со 
стороны,  противоположной  коллектору,  посадить  его  на  вал  якоря,  обращая 
внимание  на  расположение  фасок  и  резьбы  для  снятия  (перед  посадкой 
уплотнительного  кольца  посадочную  поверхность  вала  смазать  тонким  слоем 
минерального  масла,  за  исключением  случаев,  когда  нагрев  производится  в 
масляной  ванне),  после  остывания  уплотнительного  кольца  в  его  канавку 
заложить  смазку  ЖРО  равномерно  на  половину  объема  канавки  и  установить  в 
канавку  резиновые  кольца  подобно  установке  резиновых  колец  в  канавки 
внутренних  уплотнительных  колец,  установить  в  канавку  крышки  подшипника  со 
стороны,  противоположной  коллектору  уплотнительное  резиновое  кольцо, 
установить  указанную  крышку  в  подшипниковый  щит,  обращая  внимание  на  то, 
чтобы  разрезанные  кольца  вошли    в  заходный  конус  крышки  (при  этом  крышку 
необходимо надвигать в рабочем положении) и затянуть болты крепления крышки 
(момент затяжки 127-145 Н·м (12,7-14,5 кгс·м) и затянуть болты крепления крышки 
(момент затяжки 127-145 Н·м (12,7-14,5 кгс·м)); 

ввернуть  до  упора  в  крышку  подшипника  со  стороны  коллектора  датчик 

частоты вращения якоря (торец датчика упирается в индуктор), вывернуть на один 
оборот и законтрить гайками датчик; 

установить  и  закрепить  болтами  рамки  и  козырьки  на  окнах  для  выхода 

охлаждающего воздуха; 

снять с коллектора картон; 

проверить  и  выставить  расстояние  между  щеткодержателем  и  рабочей 

поверхностью коллектора (расстояние должно быть от 2 до 4 мм); 

притереть  щетки  по  коллектору  поворачивая  якорь  вручную  (после 

притирки щеток продуть сухим сжатым воздухом); 

проверить  динамометром  нажатие  пружин  на  щетки  (нажатие  пружин 

должно быть 42-48 Н (4,2-4,8 кг·с)); 

поверить  перекос  щеток  вдоль  коллекторных  пластин  (перекос  должен 

быть не более 1,5 мм); 

измерить  радиальное  биение  рабочей  поверхности  коллектора  в 

практически холодном состоянии (радиальное биение должно быть не более 0,04 
мм); 

проверить  отсутствие  касания  токоведущих  проводов  щеток  к 

металлическим частям двигателя; 

измерить  сопротивление  изоляции  обмоток  двигателя  в  практически 

холодном состоянии (сопротивление изоляции должно быть не  менее  10 МОм). 

При  сборке  двигателя  болты  крепления  подшипниковых  щитов  и  крышек 

подшипников 

затянуть 

с 

поочередным 

подвертыванием 

диаметрально 

противоположных болтов. 

5.3.3.12 После сборки двигателя производить проверку осмотром состояния 

рабочей  поверхности  коллектора,  щеток  и  щеткодержателей,  правильность 
маркировки  и  расположения  проводов,  а  также  убедиться  проворачиванием 
вручную  в  свободном  вращении  якоря  и  осмотром  в  отсутствии  посторонних 
предметов в двигателе. 

При этом: 

рабочая  поверхность  коллектора  должна  быть  без  загрязнений  горюче-

смазочными  и  лакокрасочными  материалами,  без  задиров,  заусенцев  и  других 

 

 

 

77 

механических  повреждений,  фаски  на  кромках  пластин  должны  быть  по  всей 
рабочей  части  коллектора,  канавки  между  коллекторными  пластинами  должны 
глубиной  от  0,5  до  1,5  мм  и  без  загрязнений,  бандаж  на  манжете  коллектора 
должен быть без механических повреждений; 

щетки  должны  быть  предварительно  притерты,  местные  сколы  кромок  у 

контактной  поверхности  щетки  от  площади  ее  сечения  должны  быть  не  более 
10%,  токоведущие  провода  должны  быть  скручены  на  два  с  половиной  оборота, 
пружины щеткодержателей должны быть опущены на щетки; 

маркировка  и  расположение  проводов  должны  соответствовать 

электрической схеме соединений двигателя (рисунок 1.1 ИБЖК.529123.001 РЭ); 

якорь  должен  вращаться  вручную  без  заеданий  и  затираний,  при  этом  в 

подшипниках должен отсутствовать стук при крайних положениях якоря; 

в двигателе должны отсутствовать посторонние предметы. 

5.3.3.13  перед  приемо-сдаточными  испытаниями  установить  двигатель  на 

испытательный  стенд,  отвинтить  пробку  с  крышки  подшипника  со  стороны, 
противоположной  коллектору  и  производить  обработку  двигателя  на  холостом 
ходу  без  вентиляции  в  течение от  30 до 40  мин., при частоте вращения 8,33-10 
с

-1

 (500-

600 об/мин) с целью проверки правильности сборки и приработки щеток по 

коллектору. 

При этом подшипники должны работать без стука с равномерным шумом, а 

контактная поверхность притирки щеток к коллектору после обкатки должна быть 
не менее 75% от площади ее сечения. 

После  проверки  правильности  сборки  и  приработки  щеток  по  коллектору 

продуть внутренние поверхности двигателя сухим сжатым воздухом. 

5.3.3.14  По  окончании  всех  ремонтных  работ  производить  приемо-

сдаточные  испытания  выпускаемого  из  текущего  ремонта  двигателя.  Методы 
испытания, последовательность выполнения операций и технические требования 
должны соответствовать ГОСТ 2582-81. 

При этом: 

сопротивление  обмоток  постоянному  току  в  практически  холодном 

состоянии не должно отличаться от приведенных: 

якоря 0,0116    0,00116 Ом; 
главных полюсов 0,00675     0,000675 Ом; 
добавочных полюсов 0,00641    0,000641 Ом; 

испытание на нагревание проводить в течение 1 ч при напряжении и токе 

872  А  при  давлении  охлаждающего  воздуха  280  Па  (28,5  мм  вод.ст.),  в  этом 
случае  допустимые  превышения  температуры  должны  быть  не  выше  160°С  для 
коллектора,  155°С  для  обмоток  главных  и  добавочных  полюсов  и  100°С  для 
подшипника  (измерение  температуры  обмоток  якоря  и  возбуждения  проводить 
метолом  сопротивления,  а  температуры  коллектора  и  подшипника  –  методом 
термометра,  при  этом  необходимо  иметь  ввиду,  что  температура  на  крышке 
подшипника на 10-15 °С меньше, чем на подшипнике); 

проверку частоту вращения и реверсирования проводить при напряжении 

443  В  и  токе  890  А,  в  этом  случае  частота  вращения  должна  быть  8,73±0,27  с

-1 

(524±16 об/мин), а разность между частотами вращения в одну и другую стороны 
должна быть не более 4% от среднего арифметического обеих частот вращения; 

испытание  при  повышенной  частоте    вращения  проводить  при  частоте 

вращения 48,33 с

-1

 

(2900 об/мин) в течение 2 мин; 

испытание  электрической  прочности  междувитковой  изоляции  обмоток 

проводить напряжением 840 В в течение 5 мин; 

биение  коллектора  на  нагретом  двигателе  должно  быть не более 0,06 

мм,  а  разница  между  биением  в  холодном  и  горячем  состоянии  должна  быть  не 
более 0,03 мм; 

 

 

 

 

78 

проверку коммутации проводить в течение 30 с в каждом направлении при 

полном поле напряжением 750 В и током 1120 А (оценку коммутации проводить в 
соответствии с ГОСТ 183-74), которая должна быть не более 1 ½ балла; 

сопротивление изоляции всех обмоток относительно корпуса двигателя и 

между обмотками в нагретом состоянии должно быть не менее 1,0 МОм; 

испытание  электрической  прочности  изоляции  обмоток  относительно 

корпуса  двигателя  и  между  обмотками  проводить  в  течение  1  мин  напряжением 
1800 В частоты 50 Гц; 

проверку уровня вибрации проводить в режиме холостого хода на упругом 

стенде при номинальной частоте вращения 8,73 с

-1

 

(524 об/мин) и максимальной 

частоте  вращения  38,67  с

-1

 

(2320  об/мин),  при  этом  среднее  квадратичное 

значение виброскорости должно быть не более 4 ммм/с (точки замера приведены 
в сборочном чертеже двигателя); 

дополнительные  испытания  проводить  на  проверку  сопротивления 

изоляции  всех  обмоток  в  холодном  состоянии  (сопротивление  изоляции  должно 
быть не менее 10 МОм) и на нагрев от трения щеток и подшипников на холостом 
ходу без вентиляции в течение 1 ч при частоте вращения 38,67 с

-1

 

(2320 об/мин); 

величины  с  неуказанными  допусками  измерять  с  точностью, 

определяемой классом применяемых приборов; 

проверку  коммутации,  частоты  вращения  и  реверсирования  проводить 

только при замене полюсов и (или) якоря. 

При  испытании  двигателя  на  должно  быть  кругового  огня  и  механических 

повреждений. 

Коллектор  и  щеткодержатели  после  испытания  должны  быть  пригодны  к 

дальнейшей работе без очистки и какого-либо исправления. 

После  окончания  испытаний  двигатель  должен  удовлетворять  следующим 

требованиям: 

коллектор  должен  иметь  гладкую  от  светло  до  темно-коричневого  цвета 

рабочую  поверхность без  следов  оплавления  от  перебросов электрической  дуги, 
без подгаров, наволакивания меди и загрязнений; 

контактная  поверхность  приработки  щетки  к  коллектору  должна  быть  не 

менее  75%  от  площади  ее  сечения  и  не  должна  иметь  двойной  зеркальной 
поверхности; 

щетки  не  должны  иметь  односторонней  выработки  граней,  следов 

подгара, повреждения и следов перегрева токоведущих проводов; 

якорь не должен иметь следов выброса компаунда (лака); 

коллектор  не  должен  иметь  следов  нарушения  сварки  концов  секций  в 

петушках; 

бандажи не должны иметь трещин, расслоений и задиров; 

изоляция  обмоток  не  должна  иметь  следов  механических  или 

электрических повреждений; 

болтовые соединения должны быть затянуты и не иметь ослаблений. 

5.3.3.15  После  проверки  состояния  двигателя  удалить  лишнюю  смазку  и 

закрыть крышками камеры сброса (и удаления) отработанной или лишней смазки 
(только  на  двигателе  со  щелевыми  лабиринтным  уплотнением  якорных 
подшипниковых узлов), а также пробками отверстия в крышках подшипников для 
удаления  лишней  смазки  (только  на  двигателе  с  контактными  уплотнениями 
якорных подшипниковых узлов)и смазочные каналы в подшипниковых щитах. 

5.3.3.16 После выполнения всех ремонтных работ: 

установить и закрепить крышки смотровых люков; 

залить эпоксидным компаундом головки болтов и гайки крепления верхних 

от горизонтальной оси двигателя главных и добавочных полюсов (только в случае 
удаления эпоксидного компаунда); 

 

 

 

79 

покрыть поверхность двигателя эмалью ПФ-115 серой 6/1 УХЛ1; 

производить  консервацию  двигателя  (только  в  случае  отправления 

двигателя на хранение). 

5.3.3.17  Перечень  обязательных  работ  при  СР  двигателя  приведен  в 

таблице 5.3. 

Таблица 5.3 

Содержание работ и 

методика их 

проведения 

Технические 

требования 

Приборы, инструменты, 

приспособления и 

материалы, необходимые 

для выполнения работ 

Разобрать двигатель 

Очистку, порядок и объем 
разборки в соответствии с 
5.3.3 

Грузоподъемный кран 
Молоток 7850-0105 
ГОСТ 2310-77 
Зубило ГОСТ 7211-86 
Ключи гаечные торцовые 
6910-0419, 6910-0424. 
6910-0431, 6910-0439. 
6910-0444, 6910-0453. 
6910-0455 

ГОСТ 25787-83 

(S=12, S=14, S=17, S=22, 
S=27, S=36, S=41) 
Ключ гаечный 7811-0007 
ГОСТ 2839-80 (12х13) 
Ключ гаечный 7811-0041 
ГОСТ 2839-80 (27х30) 
Моющая жидкость (в 
соответствии с разделом 
5) 
Салфетка трикотажная 
обтирочная ТУ 17 РСФСР 
43-15-2-

80 или щетка ЩТ-


ГОСТ 10597-87 
Скоба для вывода якоря 
из магнитной системы 

Продуть чистым сжатым 
воздухом части двигателя от 
загрязнений 

Отсутствие загрязнений 
составных частей (в 
соответствии с  
разделом 5) 

Шланг для обдува, 
моющая жидкость (в 
соответствии с разделом 
5) 
Салфетка трикотажная 
обтирочная 
ТУ 17 РСФСР 43-15-2-80 
или щетка ШТ-2 ГОСТ 
10597-87 

Проверить состояние 
изоляции магнитной 
системы и якоря в холодном 
состоянии осмотром и 
мегаомметром 
При сопротивлении 
изоляции менее 10 МОм 
произвести сушку изоляции 
полюса и якоря внешним 

Отсутствие трещин, 
расслоений, обугливания, 
механических повреждений 
и загрязнений 
Сопротивление изоляции 
должно быть не менее 10 
МОм 

Мегаомметром 4100/3 на 
500 и 1000 В  
ГОСТ 23706-93 
Сушильная камера 
Лак ПЭ-933 
ТУ 2311-006-00214639-97 
(для полюса), КО-916К 
ТУ 6-02-1-012-89 (для 
якоря) 

 

 

 

 

80 

обогревом (в соответствии с 
разделом 5) 
После сушки обязательно 
пропитать в лаке якорь 
(только для якорей, 
пропитанных в лаке КО-
916К) и полюс (ы) 
Заменить и передать на 
заводской ремонт полюс (ы) 
и якорь при обнаружении 
пробоя изоляции на корпус, 
междувиткового замыкания, 
а также если сопротивление 
изоляции, замеренное при 
температуре от 100 до 
110°С (после сушки) менее 
1,0 МОм. Перед отправкой 
якоря на заводской ремонт 
снять с вала внутренние 
кольца подшипников и 
уплотнительные кольца 

 

 

Проверить состояние 
щеткодержателей осмотром, 
а также приподнимая 
свободный отогнутый конец 
пружины, нажимающий на 
щетку. 
Заменить неисправные 
(поврежденные) детали. 
Устранить напильником 
наплывы и оплавления, 
нарушающие свободное 
перемещение щеток в 
обоймах и способных 
повредить кол-лектор 

Отсутствие оплавлений 
корпуса, нарушающих 
свободное перемещение 
щеток в обоймах или 
способных повредить 
коллектор. 
Отсутствие трещин 
корпуса. Отсутствие 
трещин, следов 
оплавлений и других 
повреждений пружин. 
Отсутствие свободного 
вращения фиксатора на 
оси (вследствие излома 
зуба фиксатора или среза 
стопорящего выступа в 
корпусе) 

Напильник 2820-0083 или 
2820-

0034 ГОСТ1465-80 

Ключ гаечный торцовый 
6910-

0444 ГОСТ 25787-83 

(S=27). 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17) 

Проверить подтяжкой 
крепление щеткодержателей 
к кронштейнам 

Отсутствие ослабления 
крепления 
Момент затяжки от 245 до 
249 Н·м (25-30 кгс·м) 

Ключ динамометрический 
из состава ЗИП тепловоза 
Ключ гаечный торцовый 
6910-0444 
ГОСТ 25787-83 (S=27) 

Проверить подтяжкой 
крепление межкатушечных 
соединений полюсов и 
выводных проводов к 
токовыводам катушек, а 
также крепление проводов к 
щеткодержателям 

Ослабление крепление не 
допускается  
Момент затяжки болтов 
крепления от 58,8 до 88,2 
Н·м (6-9 кгс·м) 

Ключ гаечный торцовый 
6910-0431 
ГОСТ 52787-83 (S=17) 
Ключ динамометрический 
из состава ЗИП тепловоза 

Проверить перемещением 
от руки крепление проводов 
и шин в магнитной системе 

Крепление должно 
исключать возможность 
перемещения. 

 

 

 

 

81 

Запрещается применять 
для крепления проводов и 
шин таких видов 
материалов, которые 
способны вытягиваться 
(например, киперная 
лента) 

Удалить эпоксидный 
компаунд, проверить затяжку 
болтов крепления всех 
полюсов. Заменить 
оборванные и имеющие 
повреждения (трещины, 
износ и повреждения граней) 
болты и гайки. Восстановить 
заливку эпоксидным 
компаундом 

Ослабление крепления не 
допускается 
Момент затяжки болтов 
крепления главных 
полюсов от 833 до 1029 
Н·м 
(85-

105 кгс·м), гаек 

крепления добавочных 
полюсов от 587 до 783 Н·м 
(60-

80 кгс·м) 

Ключ динамометрический 
из  состава ЗИП 
тепловоза  
Молоток 7850-0103 
ГОСТ 2310-77 
Зубило ГОСТ 7211-86 
Эпоксидный компаунд 
ЭКХ ОАЩ.919.007 
Ключ гаечный торцовый 
6910-

0455 ГОСТ 25787-83 

(S=41) 

Проверить внешним 
осмотром состояние 
проводов и шин. заменить 
провода, имеющие 
поврежденную изоляцию, 
обрыв жил до 10% и отгар 
наконечников. Разрешается 
восстановить поврежденную 
изоляцию шин и проводных 
соединений (если 
поврежденный участок 
находится не ближе 200 мм 
от места выхода из корпуса) 
резиновый 
самослипающейся лентой 
(ЛЭТСАР) или 
электроизоляционной 
лакотканью 
При восстановлении 
изоляции вырезать ее в 
месте повреждения, а края 
среза на конус длиной от 20 
до 25 мм. Наложить новую 
изоляцию 
последовательного от 
одного края врезанной части 
к другому плотно, без 
морщин, перекрытием ½ 
ширины. 
При применении лакоткани 
каждый слой промазать 
любым клеящим лаком 
воздушной сушки. 

Отсутствие отгара 
наконечников, 
повреждений изоляции, 
обрыва жил более 10%, 
возможность перемещения 

Нож, лента 
ЛЭТСАР-КФ-0,5 1гр 
ТУ 38.103171-80 
Лента ЛЭС 0,2х35 
ГОСТ 5937-81 
Лакоткань ЛСЭ 105/130-
0,17 
ТУ 16-90И37.0003.003ТУ 
Клеящий лак 
Зубило ГОСТ 7211-86 
Молоток ГОСТ 2310-77 
Плоскогубцы 7814-0253 
ГОСТ 5547-93 
Ключ 6910-0431 
ГОСТ 25787-83 (S=17) 
Эмаль ГФ-92-ХС 
ГОСТ 9151-75 

Общая длина наложенных 
слоев должна быть не менее 

 

 

 

 

 

 

82 

толщины основной 
изоляции. Сверху 
последнего слоя наложить 
один слой 
электроизоляционной 
стеклянной ленты с 
перекрытием ½ ширины. 
Наложенную изоляцию 
покрыть 
электроизоляционной 
эмалью холодной сушки до 
получения глянцевого 
покрытия 
Разъединить и снять клицы, 
проверить осмотром 
состояние деталей 
крепления выводных 
проводов к корпусу 

Отсутствие повреждений 
деталей и ослабления 
резиновых втулок 

Ключ гаечный торцовый 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17) 
6910-

0439 ГОСТ 25787-83 

(S

=22) или ключ гаечный 

7811-

0023 ГОСТ 2839-80 

(17х19). 
7811-0025 
ГОСТ 2839-80 (22х24) 

Проверить состояние 
накладок опорных носиков 

Смотри эксплуатационную 
документацию тепловоза 

 

Покрыть эмалью внутренние 
поверхности магнитной 
системы (кроме 
щеткодержателей) 

Внутренняя поверхность, 
покрытая эмалью, должна 
быть ровная (без подтеков 
и наплывов) 

Эмаль ГФ-92-ХС 
ГОСТ 9151-75 

Проверить осмотром 
состояние якоря. При 
повреждении вала якоря 
отправить на заводской 
ремонт 

Отсутствие повреждений 
составных частей якоря 

 

Проверить состояние 
коллектора осмотром, 
металлической линейкой 
Выработку под щетками 
определить, измеряя щупом 
световую щель между 
линейкой и коллектором по 
щеточному следу. 
Проточить коллектор при 
радиальном биении в 
собранном двигателе (до 
разборки) более 0,04 мм, 
при радиальном износе 
(выработке) под щетками  
свыше 0,25 мм, при наличии 
задиров и выплавлений от 
переброса электрической 
дуги после проточки 
продорожить коллектор, 
снять фаски с кромок 

Рабочая поверхность 
коллектора должна быть 
гладкой от светло- до 
темно-коричневого цвета, 
без задиров, без следов 
оплавления от перебросов 
электрической дуги, без 
неустранимых 
протираемых подгаров, без 
наволакивания меди и 
загрязнений. Выработка 
должна быть не более 0,25 
мм, глубина продорожки 
должна быть от 0,5 до 
1,5мм 
Радиальное биение шеек 
вала относительно станка 
должно быть не более 0,02 
мм. Радиальное биение 
рабочей поверхности 

Линейка металлическая 
ГОСТ 427-75 
Набор щупов N 2 
ТУ 8-34-0221197-011-91 
Токарный станок с 
высотой центров более 
250 мм, приспособления 
для продорожки канавок 
между коллекторными 
канавок между 
коллекторными 
пластинами и разделки 
фасок пластин 
Бруски шлифовальные 
БК

Б

 

40х40х7514АМ104,5Б 

ГОСТ 2456-82 и 
БК

Б

 

40х40х7524АМ404,5Б 

ГОСТ 2456-82 
Шланг для обдува 

 

 

 

83 

пластин по всей длине 
рабочей части, зачистить 
заусенцы, прошлифовать и 
обдуть коллектор 

коллектора относительно 
оси шеек вала после 
проточки должно быть не 
более 0,03 мм 
При продораживании не 
допускается наличие 
миканита у стенок канавки 
между пластинами или 
нанесение рисок на 
рабочей поверхности 
коллектора, а также не 
допускаются подрезы или 
забоины на петушках и 
уступы по длине 
коллектора на дне канавки 
Размер фасок 0,5мм×45° 
Отсутствие заусениц 
Запрещается производить 
проточку поверхности 
петушков 

Проверить осмотром и 
обстукиванием бандажи и 
клинья якоря 
Бандажи при наличии 
поперечных, глубоких 
продольных и сквозных 
трещин, при ослаблении или 
разрушении, а также клинья 
при ослаблении и 
повреждении заменить. 
При замене бандажей 
лобовых частей выполнить 
следующие работы: 
1) нагреть якорь до 
температуры (165±5)°С; 
2) разрезать бандаж на том 
месте, где из-под него 
выступает полоса 
электрокартона для защиты 
от повреждения обмотки и 
снять банбаж; 
3) проверить внешним 
осмотром состояние 
изоляции обмотки под 
бандажом с целью 
определения отсутствия 
повреждений; 

Отсутствие нарушения 
целостности (частичного 
расслоения) или 
распушения бандажей, 
кольцевых трещин на 
бандажах шириной долее 
0,5 мм, зазора между 
бандажом и лобовыми 
частями (глухого звука при 
обстукивании по 
поверхности бандажей 
молотком) 
Отсутствие трещин, сколов 
и ослабления клиньев 
(дребезжащего звука при 
обстукивании молотком на 
длине 1/3 длины клиньев) 

Нож 
Молоток 7850-0105 
ГОСТ 2310-77 
Лента стеклянная 
бандажная ЛСБ-F ТУ 6-
19-274-85 
Линейка металлическая 
200 мм ГОСТ 427-75 
Станок бандажировочный 

4) уложить прокладки из 
электроизоляционного 
картона ЭВ-1,0 ГОСТ 2824-
86 в местах разрезания 
бандажей и намотать новый 
бандаж лентой ЛСБ-F ТУ 6-

 

 

 

 

 

 

84 

19-274-

85 с натяжением от 

1370 до 1470 Н 
(140-

150 кгс) при 

температуре якоря, равной 
(80±10)°С (при намотке 
бандажа руководствоваться 
требованиями рабочего 
чертежа якоря из деповского 
комплекта в части 
материала, его качества и 
количества); 
5) проверить обмотку якоря 
на отсутствие 
междувитковых замыканий; 
6) 

проверить электрическую 

прочность изоляции обмотки 
относительно корпуса 
испытательным 
напряжением 3800 В 
частотой 50 Гц в течение 
1мин; 
7) произвести 
термообработку бандажа в 
печи при температуре 
(165±5)°С в течение 28 часов 
Бандаж на манжете 
коллектора зачистить 
мелкой стеклянной бумагой 
до удаления верхнего слоя 
эмали (без повреждения 
стеклянной ленты). 
Протереть чистой сухой 
салфеткой и покрыть 
эмалью 

Поверхность, покрытая 
эмалью, должна быть 
ровная, глянцевая (без 
подтеков и наплывов) 

Салфетка 
хлопчатобумажная, 
шкурка шлифованная 
ГОСТ 6456-82, эмаль 
серая 
ГФ-92-ГС ГОСТ 9151-75 

Проверить конус вала  якоря 
и шейки под посадку  
подшипников дефектоскопом 
на отсутствие трещин, а 
также на прилегание по 
краске поверхности 
вала якоря и шестерни 
редуктора. Если отпечаток 
менее  
75 % площади сопряжения 
либо имеется сквозное 
неприлегание, то произвести 
взаимную притирку вала и 
шестерни 

Отсутствие трещин 
Площадь прилегания 
должна быть не менее 75 
% сопрягаемых 
поверхностей 
Сквозное неприлегание 
не допускается 

Ультразвуковой 
дефектоскоп ДУК-66ПМ  
ТУ25-061767-79 
Краска типографская N 
214 шлифпорошок 

Покрыть поверхность якоря 
эмалью (кроме бандажа на 
манжете и рабочей 
поверхности коллектора) 
Рекомендуется при среднем 

Поверхность якоря, 
покрытая эмалью должна 
быть ровная (без подтеков 
и наплывов) 
 

Эмаль ЭП-91 
ГОСТ 15943-80 
Лак КО-916К  
ТУ6-02-1-012-89 
Печь сушильная 

 

 

 

85 

ремонте СР пропитать в 
лаке якоря, не пропитанные 
в эпоксидном компаунде, с 
последующей сушкой и 
покрытием эмалью. Якорь 
перед пропиткой просушить 
Производить динамическую 
балансировку якоря (только 
в случае замены бандажей и  
клиньев, проточки и 
пропитки коллектора) 

Остаточный дисбаланс 
должен быть не более 
4000 г·мм в каждой 
плоскости коррекции 
 

Балансировочный станок 

Провести ревизию 
подшипниковых узлов 
На двигателях с 
лабиринтыми и щелевыми 
уплотнениями якорных 
подшипниковых узлов 
прочистить дренажное 
отверстие и камеры сброса 
отработанной смазки в 
подшипниковых щитах 
На двигателях с 
контактными уплотнениями 
якорных подшипниковых 
узлов болт, 
предназначенный для 
сброса 
лишней смазки из 
подшипника со стороны, 
противоположной 
коллектору при ревизии не 
отвинчивать 

В соответствии с 
инструкцией по 
содержанию и ремонту 
узлов с подшипниками  
качения локомотивов и 
моторвагонного 
подвижного состава. 
Отсутствие трещин, следов 
износа разрезных 
уплотнительных колец, 
отсутствие повреждения и 
потери упругости 
экспандеров  
Тип устанавливаемого 
подшипника должен 
соответствовать 
указанному в паспорте 
двигателя 

 

Покрыть эмалью 
внутреннюю поверхность 
подшипниковых щитов 

Внутренняя поверхность. 
покрытая эмалью, должна 
быть ровная (без наплывов 
и  подтеков) 

Эмаль ГФ-92-ХС  
ГОСТ 9151-75 

Заменить щетки комплектом 
новых 

Вновь устанавливаемые 
щетки предварительно 
притереть на специальном 
барабане (с диаметром 
равным диаметру 
коллектора), на 
поверхность которого 
установлена  
шлифовальная шкурка 
зернистостью 8-10 рабочей 
стороной к  щеткам 

Ключ гаечный торцовый 
6910-

0419 ГОСТ 25787-83 

(S=12) 
Проволока 0,8-0-Ц1 
ГОСТ 3282-74 
Плоскогубцы 7814-0251 
ГОСТ 5547-93 
Шкурка шлифовальная 
ГОСТ 6456-75 

 

Установить только щетки 
той марки, которая указана 
в паспорте двигателя.  
Щетки не должны иметь 
сколов кромок у контактной 
поверхности более 10% от 

Набор щупов N2 
ТУ8-34-0221197-011-91 

 

 

 

 

86 

площади ее сечения. 
Величина зазора между 
боковыми гранями щетки и  
обоймой щеткодержателя 
должна соответствовать 
указанной в приложении А 
Токоведущие провода 
щеток скрутить на два с 
половиной оборота 

Проверить состояние 
крышек смотровых люков 

Отсутствие повреждений 
и деформаций 

 

Заменить или 
отремонтировать 
неисправные или имеющие 
повреждения крышки люков 

Отсутствие отклеивания 
прокладок 
Плотное прилегание к 
корпусу 

 

Покрыть эмалью внутренние 
поверхности крышек люков 

Поверхность, покрытая 
эмалью, должна быть 
ровная (без подтеков и 
наплывов) 

Эмаль ГФ-92-ХС  
ГОСТ 9151-75 
 

Собрать и испытать  
двигатель 

В соответствии  
с 5.3.3.8 - 5.3.3.16 

Грузоподъемный кран 
Молоток 7850-0105  
ГОСТ 2310-77 
Ключи гаечные торцовые 
6910-

0419 ГОСТ 25787-83 

(S=12) 
6910-

0431 ГОСТ 25787-83 

(S=17) 
6910-

0439ГОСТ 25787-83 

(S=22) 
6910-

0455 ГОСТ 25787-83 

(S=41) 
Ключ гаечный 78П-0041 
ГОСТ 2839-71 (27х30) 
Масло веретенное АУ 
ГОСТ 642-75 
Смазка пластичная 
Буксол  
ТУ 0254-107-01124328-01 
Шкурка шлифовальная 
1 м 150х1,63 П515А-
10НМА 
ГОСТ 6456-82 (шириной 
0,15 и длиной 1,65 м, 
зернистостью 8-10) 

Покрыть наружную  
поверхность двигателя 
эмалью 

Поверхность, покрытая 
эмалью, должна быть 
ровная (без наплывов и 
подтеков) 

Эмаль серая ПФ 115 
ГОСТ 6465-76 

 

6 Хранение 

 
6.1  Неустановленный  на  тепловоз  двигатель  хранить  законсервированным 

в  не  отапливаемых  хранилищах  в  макроклиматических  районах  с  умеренным  и 

 

 

 

87 

холодным климатом (условия  хранения  - 2 (С) по ГОСТ 15150-69 на допустимый 
срок сохраняемости в упаковке и консервации поставщика три года). 

При  хранении  предусмотреть  защиту  двигателя  от  попадания  на  его 

наружную  поверхность  (и,  тем  более,  внутрь  его)  влаги,  снега,  песка  (пыли), 
нефтепродуктов и других загрязнений (посторонних предметов). 

6.2 Перед постановкой тепловоза на длительную стоянку выполнить работы 

в объеме текущего ремонта ТР (в соответствии с п. 5.3).  

6.3 Двигатель хранить при температуре не ниже минус 60°С. 
6.4  Во  время  длительного  хранения  двигателя  в  составе  тепловоза  в 

нерабочем состоянии передвигать тепловоз по железнодорожным путям депо не 
реже одного раза в два месяца (с целью смены точек контакта роликов и беговых 
дорожек якорных подшипников и предохранения их от коррозии). 

 

7 Транспортирование 

 
7.1  Условия  транспортирования  двигателя  –  "Л"  по  ГОСТ  23216-78  и  5 

(ОЖ4) по ГОСТ 15150-69. 

7.2 

Транспортировать 

неустановленный 

на 

тепловозе 

двигатель 

законсервированным,  в  прочной  закрытой  упаковке  любым  видом  транспорта  с 
закреплением  внутри  транспортной  тары  от  перемещения  под  воздействием 
инерционных сил, при погрузочно-разгрузочных работах и перевозках. 

7.3 При транспортировании двигателя любым видом транспорта обеспечить 

защиту от попадания на двигатель и внутрь его влаги и посторонних предметов. 

7.4  При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ  строго  соблюдать 

указания предупредительной маркировки на таре двигателя. 

7.5 Двигатель транспортировать при температуре не ниже минус 60°С. 
7.6 Для двигателя не требуется выполнение подготовительных работ перед 

перегоном тепловоза в нерабочем состоянии. 

 

 

 

 

88 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

Пр

илож

е

н

ие

 А

 (

об

яз

а

те

л

ьн

ое

Д

виг

а

те

л

ь пост

о

ян

н

о

го

 т

о

ка

 т

яг

о

вы

й 

ун

ив

е

р

са

л

ьн

ый 

ЭД

У

-133

 

1

-ко

р

пус, 2

-полю

с г

л

ав

н

ый,

 3

-полю

с до

б

а

во

чн

ый,

 4

е

р

д

е

чн

ик

 яко

р

я, 5

б

м

о

тк

а

 яко

р

я, 

 

6

б

м

о

тк

а

 у

р

а

вн

и

те

л

ьн

а

я.

 

7

-ко

л

л

е

кт

о

р

, 8

ит

 по

д

шип

н

ик

о

вы

й;

 9

,1

0-

 п

о

д

шип

н

ик

 к

а

чен

ия, 1

1

е

тк

о

д

е

р

ж

а

те

л

ь.

 

 

 

 

89 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

(обязательное) 

 
 

Перечень, приборов, инструмента и принадлежностей 

 

Таблица Б1 

Наименование приборов и 

оборудования 

Класс 

точности 

Обозначение 

стандартов и 

технических  

условий 

Примечание 

Мегаомметр 4100/5 
Ультразвуковой 
дефектоскоп ДУК-66ПМ 

1,0 

ТУ25-061767-79 

1000В или 500В 

 
Продолжение таблицы Б1 

Наименование 
приборов и 
оборудования 

Тип, марка 

Обозначение стандартов 
или технических  
условий 

Ключ гаечный торцовый 

6910-0419 (S=12) 

ГОСТ 25787-83 

то же 

6910-0424 (S=14) 

то же 

-"- 

6910-0431 (S=17) 

-"- 

-"- 

6910-0439 (S=22) 

-"- 

-"- 

6910-0444 (S=27) 

-"- 

-"- 

6910-0453 (S=36) 

-"- 

-"- 

6910-0455 (S=41) 

-"- 

Ключ гаечный 

7811-

0023 (17х19) 

ГОСТ 2839-80 

то же 

7811-

007   (12х13) 

то же 

-"- 

7811-

0025 (22х24) 

-"- 

-"- 

7811-

0041 (27х30) 

-"- 

Пневмогайковерт 

ИПЗ 106А 

ГОСТ 10210-83 

Молоток 

7850-0103 

ГОСТ 2310-77 

Зубило 

 

ГОСТ 7211-86 

Линейка металлическа 

150 

ГОСТ 427-75 

Набор щупов 

N 2 

ТУ8-34-0221197-011-91 

Щетка волосяная 

ЩТ-2 

ГОСТ 10597-87 

Плоскогубцы 

7814-0251 

ГОСТ 5547-93 

Ключ динамометрический  ДК 25 

ТУ105-6-01-0081-74 

Напильник 

2820-0083 

ГОСТ 1465-80 

то же 

2820-0034 

то же 

Бруски шлифовальные 

БК 40х40х7514АМ104,5Б  ГОСТ 2456-82 

то же 

БК 40х40х7514АМ104,5Б 

то же 

Принадлежности: 
Динамометрический ключ 
из состава ЗИП тепловоза 
Нож для снятия фасок в 
коллекторе 
Источник постоянного тока 
(например, сварочный 
агрегат) 
Шланг для обдува 
Скатоопускная канава 

 

 

 

 

 

 

90 

Пластина 25 20 
изоляционная толщиной 
от 2 до  
4 мм 
Пресс-шприц из состава 
ЗИП тепловоза 
U-

образный манометр 

Грузоподъемный кран 
Скоба для вывода якоря 
из магнитной системы 
Сушильная камера 
Токарный станок с 
высотой центров более 
2

50 мм 

Приспособления для  
продорожки канавок 
между коллекторными 
пластинами и разделки 
фасок пластин 
Станок бандажировочный 

Станок балансировочный 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     53      54      55      56     ..