Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 53

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     51      52      53      54     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 53

 

 

 

 

 

43 

1)  условия  эксплуатации  двигателя  в  части  воздействия  механических 

факторов внешней среды по ГОСТ 17516.1-90 в соответствии с группой М27 – для 
двигателя с опорно-осевым подвешивание, М26 – для двигателя с опорно-рамным 
подвешиванием; 

2) 

возможность 

доступа 

к 

крышкам 

коллекторных 

люков, 

к 

щеткодержателям для осмотра и замены щеток, к местам добавления смазки и к 
камерам  сброса  смазки  (только  для  двигателя  с  лабиринтным  и  щелевым 
уплотнениями  якорных  подшипниковых  узлов),  к  рукаву  подвода  охлаждающего 
воздуха, к отверстиям выброса охлаждающего воздуха из двигателя; 

3) защиту от попадания в двигатель воды, горюче-смазочных материалов и 

других предметов. 

2.1.10.2  Система  подвода  охлаждающего  воздуха  на  тепловозе  должна 

обеспечить: 

1) равномерность его распределения по двигателям; 
2) расход охлаждающего воздуха не менее установленной нормы в период 

между плановыми очистками фильтров; 

3)  степень  очистки  охлаждающего  воздуха  от  пыли  при  удаленной 

поверхности пыли 2800 см

2

/г должна быть не менее 75%, от капельной влаги не 

менее 70%. 

Данное требование к маневровым тепловозам мощностью 1200-1350 л.с. не 

относится. 

2.1.11  При  выезде  тепловоза  из  депо  и  смене  локомотивных  бригад 

выполнить работы в объеме технического обслуживания ТО-1 двигателя. 

2.1.12  Трогание  тепловоза  с  места  производить  плавно  без  рывков,  не 

допуская буксования колес тепловоза (при этом строго соблюдать рекомендации, 
изложенные в эксплуатационной документации тепловоза). 

Время,  в  течение  которого  тяговые  двигатели  могут  находиться  под 

нагрузкой, когда тепловоз не трогается, не должно превышать 10 с. 

2.1.13  При  неисправности  тягового  двигателя,  его  отключить  на  нулевой 

позиции контролера соответствующим отключателем. 

2.1.14  Не  допускать  перевода  реверсивной  рукоятки  контролера  на 

обратный  ход  до  полной  остановки  тепловоза.  Категорически  запрещается 
применять противоток торможения. 

2.1.15  Во  избежание  конденсации  влаги  в  двигателе,  тепловоз  в  зимнее 

время вводить в утепленное депо только с прогретыми двигателями. 

В случае обнаружения конденсации влаги на коллекторе и других составных 

частях, продуть двигатель сухим горячим воздухом (например от калорифера) до 
полного  удаления  влаги.  Температура  воздуха  для  продувки  должна  быть  в 
пределах  от  90°С  до  130°С.  При  этом  измерение  сопротивления  изоляции 
двигателя производить только после полного высыхания или удаления влаги. 

2.1.16 Не рекомендуется открывать крышки смотровых люков и производить 

осмотр  внутренних  составных  частей  двигателя  при  температуре  окружающего 
воздуха ниже минус 50°С. 

2.2 

Подготовка двигателя к использованию 

2.2.1  При  выполнении  всех  работ  по  установке,  техническому 

обслуживанию  и  ремонту  двигателя  на  тепловозе  соблюдать  рекомендации, 
изложенные  в  действующих  на  железнодорожном  транспорте  правилах  техники 
безопасности при эксплуатации и ремонте подвижного состава. 

2.2.2  Остановить  (заглушить)  дизель  во  время  осмотра  или  ремонта 

двигателя на тепловозе. 

2.2.3  В  случае  пожара  на  двигателе  для  его  тушения  применять  только 

углекислотные огнетушители (применять для этой цели генератор высокократной 
пены, или пенные огнетушители категорически запрещается). 

 

 

 

 

44 

2.2.4  Перед  монтажом  двигателя  (или  его  запасных  частей)  выполнить 

следующие работы: 

а)  расконсервировать  двигатель  (или  его  запасные  части),  руководствуясь 

требованиями ИБЖК.529123.001 РЭ п.4.4; 

б) снять все крышки с люков корпуса; 
в)  обдуть  двигатель  снаружи  и  внутри  (или  его  запасные  части)  сухим 

чистым  воздухом,  очистить  поверхности  сборочных  единиц  и  деталей  от 
загрязнений; 

г)  проверить  внешнее  состояние,  величину  сопротивления  изоляции 

обмоток в холодном состоянии; 

д)  проверить  работу  якорных  подшипников  (по  шуму  на  слух)  при  работе 

двигателя в режиме холостого хода с частотой вращения якоря 8,33 – 10 с

-1

 (500 

– 

300  об/мин),  при  этом  исправные  подшипники  должны  работать  без  стука  с 
равномерным шумом; 

е)  добавить  в  подшипники  двигателя,  хранившегося  в  запасе,  смазку  в 

количестве:  со  стороны  коллектора,  от  50  до  60  г,  со  стороны  противоположной 
коллектору от 110 до 120 г. 

2.2.5  Перечень  основных  проверок  технического  состояния  двигателя  с 

целью  установления  его  пригодности  для  дальнейшего  использования  по 
прямому назначению приведен в таблице 2.1 

Таблица  2.1  Перечень  основных  проверок  технического  состояния 

двигателя 

Что проверяется и при помощи 

какого инструмента, приборов и 

оборудования.  

Методика проверки 

Технические требования 

Наружная поверхность двигателя 
-  

осмотром 

Отсутствие попадания горюче-смазочных 
материалов из составных частей тепловоза,  
отсутствие следов течи смазки якорных 
подшипников 

Рукав подвода охлаждающего 
воздуха – осмотром 

Отсутствие разрывов, потертостей, следов 
замасливания 
Закрепление рукава 

Крышки люков для обслуживания 
коллектора – осмотром 

Наличие крышек и их плотное прилегание к 
корпусу 
Установка крышки верхнего смотрового 
люка до упора в палец корпуса магнитной 
системы и ее закрепления замком 
Отсутствие повреждения, прокладок 
Отсутствие повреждений, ослабления 
креплений боковой и нижней крышек 

Окна в подшипниковом щите, 
защитные козырьки и рамки на 
окнах в корпусе магнитной 
системы для выброса 
охлаждающего воздуха – 
осмотром (проверку производить 
на канаве при выезде из депо)  
Болты (гайки) крепления полюсов 
– осмотром 

Отсутствие посторонних предметов, 
препятствующих выходу охлаждающего 
воздуха. 
Отсутствие деформаций и механических 
повреждений козырьков и рамок 
Отсутствие частичного отвинчивания 
болтов (гаек) крепления нижних полюсов 
Отсутствие нарушения целостности заливки 
эпоксидным компаундом болтов (гаек) 
крепления верхних полюсов 

 

 

 

45 

Что проверяется и при помощи 

какого инструмента, приборов и 

оборудования.  

Методика проверки 

Технические требования 

Воздушный канал (дренажное 
отверстие) в подшипниковом 
щите со стороны, 
противоположной коллектору на 
двигателе с щелевым и 
лабиринтным уплотнениями 
якорных подшипниковых углов – 
осмотром (проверку производить 
на канаве при выезде из депо) 

 

Смазочные каналы в подшипнико-
вых щитах двигателей – осмотром 
(проверку производить на канаве 
при выезде из депо) 

Наличие пробок 
 

Детали подвески тягового 
двигателя – осмотром (проверку 
производить на канаве при 
выезде из депо) 

См. эксплуатационную документацию 
тепловоза 
 

Подшипники (осевые) – см. 
эксплуатационную документацию 
тепловоза 

См. эксплуатационную документацию 
тепловоза 

Сопротивление изоляции – путем 
измерения сопротивления 
изоляции силовых цепей 
тепловоза (См. эксплуатационную 
документацию тепловоза) 

См. эксплуатационную документацию 
тепловоза 
 

Выводные провода – осмотром 
 

См. эксплуатационную документацию 
тепловоза 

Статическое давление 
охлаждающего воздуха в 
контрольной точке U – образным 
манометром 

Статическое давление охлаждающего 
воздуха должно быть не более 1900 Па (194 
мм вод.ст) на тепловозах мощностью 3500 
л.с не более 1780 Па (182 мм вод.ст) на 
тепловозах мощностью 3000 л.с в 
зависимости от типа) 

2.2.7 Установить на тепловозе. 
2.2.7.1  Установку  двигателя  на  тепловозе,  его  обкатку  и  сдачу  в 

эксплуатацию  производить  с  соблюдением  требований  эксплуатационной 
документации тепловоза. 

2.2.7.2  Каждый  случай  установки  и  снятия  двигателя  отметить  в  его 

паспорте  и  в  учетной  документации  депо  с  указанием  даты,  причины  снятия  и 
объема  проведенной  работы,  номера  и  серии  тепловоза,  на  который 
устанавливается двигатель, пробега от начала эксплуатации двигателя на момент 
снятия и фамилии лиц, проводящих запись и приемку двигателя в эксплуатацию. 

 
2.3 

Использование двигателя 

2.3.1  Двигатель  использовать  в  соответствии  с  инструкцией  по 

эксплуатации  тепловоза.  Действия  в  экстремальных  условиях  указаны  в  той  же 
инструкции. 

 

 

 

 

46 

2.3.2  Перечень  возможных  неисправностей  в  процессе  использования 

двигателя  по  назначению  и  рекомендации  по  действиям  при  их  возникновении 
приведен в таблице 2.2 

Таблица 2.2 – Перечень возможных неисправностей двигателя 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

1 Снижение 
сопротивления 
изоляции 
 
 

1.1 Попадание внутрь 
двигателя влаги, горюче-
смазочных материалов, 
грязи 

Очистить 
поверхности 
обмоток и 
близлежащие 
металлические 
поверхности от 
загрязнений и 
(или) сушить 
изоляцию 
обмоток 

Своевременно 
очищать 
поверхность 
обмоток от 
загрязнений 
Сушку изоляции, 
очистку и промывку 
поверхностей 
составных частей 
двигателя 
производить в 
соответствии с РЭ 
Устранить причины 
увлажнения, 
загрязнений и 
перегрева 
 

1.2 Загрязнение 
поверхности обмоток и 
ближайших 
металлических деталей 
угольной пылью от износа 
щеток 
1.3 Перегрев двигателя 
из-за нарушения 
вентиляции 

Восстановить 
вентиляцию 
 

2 Пробой на корпус 
изоляции обмоток 

2.1 Эксплуатация при 
чрезмерном снижении 
сопротивления изоляции 

Ремонт 
(восстановление) 
изоляции 
вышедших из 
строя частей 
обмоток. При 
невозможности 
частичного 
ремонта – 
полная замена 
обмотки 

Устранить причины 
повреждения 
(разрушения) 
изоляции 

2.2 Механические 
повреждения корпусной 
изоляции 
2.3 Разрушение корпусной 
изоляции от 
образовавшейся внутри 
обмотки дуги из-за 
появления 
кратковременного 
импульса напряжения при 
перебросах (перекрытиях) 
дуги (огня) по коллектору 
от перегрева двигателя 
из-за нарушения 
вентиляции 
2.4 Некачественная 
изолировка при 
изготовлении и (или) 
ремонте обмотки. 
2.5 Резкие изменения 
напряжения в схеме 
тепловоза 

3 Междувитковое  3.1 Разрушение изоляции  Ремонт с 

Устранить причины 

 

 

 

47 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

замыкание в 
катушках обмоток 
(выгорание 
изоляции, 
оплавление или 
перегорание 
проводников 
обмоток) 

от образовавшейся 
внутри обмотки дуги из-за 
появления 
кратковременного 
импульса напряжения при 
перебросах (перекрытиях) 
дуги (огня) по коллектору 
от перегрева двигателя 
из-за нарушения 
вентиляции 
 

частичной или 
полной заменой 
вышедших из 
строя обмоток 

повреждения 
(разрушения) 
изоляции 

3.2 Некачественная 
изолировка при 
изготовлении или ремонте 
обмоток 
3.3 Резкие изменения 
напряжения в схемах 
тепловоза 

4 Переброс 
электрической дуги 
по коллектору 
(круговой огонь) 
различной 
интенсивности, 
оплавление 
(обгорание) 
деталей, подгар 
коллекторных 
пластин и 
появление на них 
налета копоти 
(почернение) 

4.1 Загрязнение 
(замасливание) рабочей 
поверхности коллектора 
или скопление пыли в 
канавах между 
коллекторными 
пластинами из-за 
недостаточного ухода 

Восстановить 
повреждение 
поверхности 
При 
невозможности 
восстановления 
поврежденных 
участков 
заменить детали 
или узлы 
которые имеют 
сильные 
оплавления и не 
пригодны к 
дальнейшей 
эксплуатации 

Обязательной 
проверкой 
исправности 
двигателя является 
измерение 
сопротивления 
изоляции его 
обмоток 
 

4.2 Измерение 
направления вращения 
двигателя при неполной 
остановке тепловоза 
(применение противотока) 

 

Недопущение 
применения 
противотока на 
двигателях 

4.3 Проявление 
кратковременного 
импульса напряжения 
(всплеска) из-за резкого  
сброса нагрузки 

 

4.4 Измерение под 
нагрузкой направления 
тока в обмотке 

 

Проводить 
периодическую 
плановую проверку 

 

 

 

 

48 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

возбуждения из-за 
нарушения нормальной 
работы вспомогательных 
контактов контактора 
ослабления поля и 
переключателя 
(реверсора) 
 

регулировку работы 
аппаратов в 
соответствии с 
требованиями 
эксплуатационной 
документации 
тепловоза 

4.5 Появление 
значительных 
кратковременных 
(импульсных) токов 
нагрузки двигателя из-за 
нечеткой работы 
контактов 

 

То же 
 

4.6 Механические 
повреждения и 
неравномерная выработка 
коллектора или 
выступание миканита в 
канавках между 
коллекторными 
пластинами 

 

Своевременная 
шлифовка и 
продорожка 
коллектора 
 

4.7 Короткое замыкание в 
цепи питания двигателя 

 

Устранить 
поврежденные 
участки проводов 

4.8 Эксплуатация 
двигателя с щетками, 
имеющими предельный 
(до контрольной риски) 
или близкий к нему износ 

 

Своевременная 
замена изношенных 
щеток 

 

4.9 Недостаточное 
нажатие пружин на щетки 

 

 

4

.10 Резкие изменения 

напряжения в схеме 
тепловоза 

 

5 Нарушение 
коммутации 
(искрение под 
щетками свыше 1½ 
балла, нарушение 
глянцевой 
поверхности 
коллектора, 
подгорание кромок 
(щеток)) 

5.1 Некачественные или 
неисправные (имеющие 
сколы или чрезмерно 
изношенные) щетки, а 
также щетки различных 
марок на одном двигателе 

Прошлифовать, 
а при 
необходимости 
проточить и 
продорожить 
коллектор 

Своевременный 
контроль и замена 
поврежденных или 
изношенных щеток, 
установить щетки 
только одной марки, 
указанной в 
паспорте двигателя 

5.2 Нарушение 
цилиндричности рабочей 
поверхности коллектора 

 

При снятом с 
тепловоза и 
разобранном 

 

 

 

49 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

(эллипс или местное 
выступание пластин, 
появившиеся в результате 
деформации коллектора) 

двигателе под 
прессом резьбовое 
кольцо коллектора 
подтянуть, 
проточить 
коллектор, 
прошлифовать и 
при необходимости 
продорожить 

5.3 Недопустимое 
увеличение зазоров 
между рабочей 
поверхностью коллектора 
и щеткодержателями и 
между гранями щеток и 
стенками обоймы 
щеткодержателей 

 

Выставить нужные 
зазоры и заменить 
некачественные 
щеткодержатели 
или щетки 
 

5.4 Загрязнение рабочей 
поверхности коллектора, 
наличие на ней подгаров 
(эрозии) пластин 

 

Своевременно 
очищать рабочую 
поверхность 
коллектора 

5.5 Междувитковое 
замыкание в обмотке 
добавочных полюсов или 
ослабление 
межкатушечных 
соединений 

 

Своевременно 
проверить 
соединение и 
качество изоляции 
катушек ДП и 
устранить 
обнаруженные 
неисправности 

5.6 Механические 
повреждения коллектора 
при попадании на него 
посторонних предметов 

 

Своевременно 
шлифовать 
(проточить) и 
продораживать 
коллектор для 
устранения 
механических 
повреждений 

5.7 Завышенное или 
заниженное значение 
давления на щетки 
пружины щеткодержателя 

 

Регулировка 
нажатия, ремонт 
или замена 
щеткодержателя 

 

5.8 Эксплуатация 
двигателя с щетками, 
имеющими предельный 
(до контрольной риски) 
или близкий к нему износ 

 

Своевременная 
замена изношенных 
щеток 
 

6 Перегрев 

6.1 Нарушение системы  Устранить 

Своевременно 

 

 

 

 

50 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

коллектора 
(изменение цвета 
коллектора – 
появление на нем 
цветов 
побежалости) 

вентиляции (загрязнение 
очистных фильтров в 
местах забора 
охлаждающего воздуха, 
утечка воздуха в местах 
разрыва подводящего 
рукава, повреждения 
уплотнений крышек 
коллекторных люков или 
деформация защитных 
рамок и козырьков на 
отверстиях выброса 
воздуха из двигателя), 
потеря крышек смотровых 
люков 

причины 
перегрева 

очищать фильтры и 
содержать в 
исправном 
состоянии 
воздухопровод и 
защищенные  
козырьки и рамки 

 

6.2 Длительные 
перегрузки двигателя или 
следствие переброса дуги 
по коллектору 
 

 

Строго соблюдать 
допустимые 
нагрузки и режимы 
вождения поездов 

 

6.3 Применение 
некачественных щеток 
или других марок, 
имеющих повышенный 
коэффициент трения. 
Повышенное нажатие на 
щетки 

Ремонт якоря с 
заменой 
поврежденного 
стеклобандажа 
или полностью 
обмотки 

Замена 
некачественных 
щеток, замена 
щеткодержателей 
или их нажимных 
пружин, 
отрегулировать 
нажатие на щетки 

7 Размотка 
стеклобандажа 
якоря 

7.1 Превышение 
максимально допустимой 
частоты вращения якоря 
при буксовании колесных 
пар тепловоза 

 

Проверить и 
устранить 
неисправность 
системы 
противобуксовочной 
защиты тепловоза 

7.2 Повреждение 
бандажей при витковых 
замыканиях обмоток 
якоря или при перебросе 
электрической дуги по 
петушкам коллектора 

 

Принять 
эффективные меры 
по недопущению 
превыше-ния 
частоты вращения 
якоря и случаев 
размотки 
стеклобандажей 

 

7.3 Механические 
повреждения бандажей 
при сборке или попадании 
внутрь двигателя 
посторонних предметов 

 

 

 

 

 

51 

Наименование 

неисправности, 

внешние 

проявления и 

дополнительные 

признаки 

Возможная причина 

Рекомендуемый 

способ 

устранения 

Примечание 

8 Повышенный 
нагрев якорных 
подшипников 

8.1 Недостаток или 
избыток смазки в камерах 
подшипников 

Выяснение и 
устранение 
причин 
повышенного 
нагрева 

Количество смазки 
привести в 
соответствии с 
нормами 
Промыть подшипник 
и сменить смазку  
Заменить 
подшипник 

8.2 Загрязненность или 
низкое качество смазки 
8.3 Смешивание смазок 
различных марок 
8.4 Несоответствие марки 
смазки, указанной в 
паспорте двигателя 
8.5 Несоблюдение натяга 
внутреннего кольца при 
его насадке на вал 
(поворот, трещина 
внутреннего кольца или 
малый радиальный зазор 
в подшипнике) 

 

8.6 Износ или разрушение 
деталей подшипника 

 

Заменить 
подшипник 

8.7 Затирание деталей 
подшипникового узла 

 

Выяснить и 
устранить причины 
затирания 

 

3 Ресурс, срок службы и гарантии изготовителя (поставщика) 

 
3.1 Ресурс и срок службы двигателя, эксплуатируемого в соответствии с п. 

1.3 

технических 

условий 

на 

двигатель 

постоянного 

тока 

тяговый 

унифицированный ЭДУ-133 ТУ 16-05810695-035-97. 

3.2 Гарантии изготовителя в соответствии с п. 7 ТУ 16-05810695-035-97. 

 
 
4 Техническое обслуживание 

4.1 Общие указания 
4.1.1  Техническое  обслуживание  двигателя  (в  дальнейшем  –  ТО) 

предназначено для проверки его технического состояния, поддержания в чистоте 
и выполняется без снятия двигателя с тепловоза. 

4.1.2  Система  технического  обслуживания  включает  в  себя  виды: ТО-1, 

ТО-2, ТО-3. Виды технического обслуживания совмещать с аналогичными видами 
технического обслуживания тепловоза. 

4.1.3 Периодичность технического обслуживания: 
при поездной работе: 
ТО-1 – при смене локомотивных бригад, а также в пути следования; 
ТО-2 – через 96 часов пробега тепловоза. 
 
при маневровой работе: 
ТО-1 – ежедневно; 
ТО-2 – через 120 часов пробега. 

 

 

 

 

52 

 
4.1.4  Перед  техническим  обслуживанием  мастер  или  бригадир, 

возглавляющий  сменную  бригаду  слесарей,  должен  проверить  записи 
машинистов  в  журнале  технического  состояния  тепловоза  с  целью  определения 
технического состояния двигателя. 

4.1.5  Воздух  для  продувки  отдельных  частей  и  в  целом  двигателя  должен 

быть  сухим,  очищенным  от  посторонних  примесей  и  подаваться  под  давлением 
0,18-

0,2  МПа  (1,8-2  кг/см

2

),  при  этом  шланг  для  продувки  не  должен  иметь 

металлического наконечника. 

4.1.6  Очистку  контактных  или  других  металлических  и  изолированных 

поверхностей  установленного  на  тепловозе  двигателя  производить  чистыми 
сухими  безворсовыми  салфетками  (а  в  случае  необходимости,  смоченными  в 
бензине или спирте). 

Для  удаления  плотно  прилипшей  к  составной  части  двигателя  грязи 

использовать  жесткие  волосяные  щетки,  а  также  деревянные  или  фибровые 
скребки. 

Запрещается  производить  очистку  загрязненных  поверхностей  составных 

частей и самого двигателя едкими веществами. 

4.1.7 Требования к составу и квалификации обслуживающего персонала: 

техническое  обслуживание  ТО-1  двигателя  выполняется  локомотивными 

бригадами при приемке-сдаче тепловоза в процессе эксплуатации; 

техническое 

обслуживание 

ТО-2 

двигателя 

выполняется 

квалифицированными слесарями в специально оборудованных пунктах; 

4.1.

8 Требования к двигателю, направляемому на ТО 

4.1.8.1  Сопротивление  изоляции  цепей  двигателя  относительно  корпуса  и 

между  обмотками  измерять  мегаомметром  напряжением  на  1000  В.  При  этом 
величина сопротивления изоляции должна быть: 

а)  не  менее  10  МОм  в  практически  холодном  состоянии  перед  установкой 

на тепловоз нового двигателя; 

б)  не  менее  1,0  МОм  в  практически  холодном  состоянии  в эксплуатации  и 

перед  вводом  тепловоза  в  эксплуатацию  после  длительной  стоянки  (более  15 
суток); 

в) не менее 1,0 МОм в нагретом состоянии. 
Для  измерения  сопротивления  изоляции  цепей  двигателя  в  сборе 

относительно  корпуса  вывод  ЗЕМЛЯ  прибора  присоединить  к  любой 
неокрашенной части корпуса магнитной системы, а вывод ЛИНИЯ – поочередно к 
наконечнику одного из проводов D1 или D2 (цепь обмотки возбуждения) и А1 или 
В2 (якорная цепь). 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  цепей  добавочных  полюсов  и 

щеткодержателей  в  собранном  двигателе  относительно  корпуса  поднять  все 
щетки  (или  подкладывать  изоляционные  прокладки  под  щетки)  и  присоединить 
вывод  ЛИНИЯ  прибора  к  наконечнику  одного  из  проводов  А1  или  В2,    а  вывод 
ЗЕМЛЯ  прибора  –  так  же  как  и  при  измерении  сопротивления  изоляции  цепей 
двигателя в сборе. 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  цепи  добавочных  полюсов  в 

собранном  двигателе  относительно  корпуса  отсоединить  провод,  идущий  от 
щеткодержателя к добавочному полюсу, и присоединить вывод ЛИНИЯ прибора к 
наконечнику  провода  В2,  а  вывод  ЗЕМЛЯ  прибора  –  также  как  и  при  измерении 
сопротивления изоляции цепей двигателя в сборе. 

Для измерения сопротивления изоляции цепи щеткодержателя в собранном 

двигателе  относительно  корпуса  поднять  все  щетки  (  или  подкладывать 
изоляционные  прокладки  под  щетки),  отсоединить  провод,  идущий  от 
щеткодержателя к добавочному полюсу, и присоединить вывод ЛИНИЯ прибора к 

 

 

 

53 

наконечнику  провода  А1,  а  вывод  ЗЕМЛЯ  прибора  так  же  как  и  при  измерении 
сопротивления изоляции цепей двигателя в сборе. 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  отдельного  полюса  в  собранной 

магнитной  системе  относительно  корпуса  отсоединить  его  от  других  полюсов  и 
присоединить вывод ЛИНИЯ прибора к  одному из токовыводов катушки,  а вывод 
ЗЕМЛЯ  прибора  –  так  же  как  и  при  изменении  сопротивления  изоляции  цепей 
двигателя в сборе. 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  отдельного  щеткодержателя  в 

собранном  двигателе  или  в  собранной  магнитной  системе  относительно  корпуса 
отсоединить  его  от  других  щеткодержателей  и  присоединить  вывод  ЛИНИЯ 
прибора к корпусу щеткодержателя , а вывод ЗЕМЛЯ прибора – так же как и при 
измерении сопротивления изоляции цепей двигателя в сборе . 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  якоря  в  собранном  двигателе 

относительно  корпуса  поднять  все  щетки,  закоротить  коллектор  якоря  тонкой 
медной  неизолированной  проволокой  или  шиной,  подсоединить  вывод  ЛИНИЯ 
прибора к любой пластине коллектора (проволоке или шине), а вывод ЗЕМЛЯ – к 
валу якоря. 

Для  измерения  сопротивления  изоляции  между  обмотками  в  собранном 

двигателе  присоединить  один  из  выводов  прибора  к  любому  из  наконечников 
проводов D1 или D2, а другой вывод – к любому из наконечников А1 или В2. 

По  окончании  измерения  сопротивления  изоляции  разрядить  обмотку 

(обмотки)  присоединением  к  выводным  проводам  обмоток  (к  пластинам 
коллектора),  заземленного  провода,  а  также  снять  с  коллектора  якоря  медный 
провод (шину). 

4.1.8.2  В  случае  обнаружения  снижения  сопротивления  изоляции 

вследствие ее увлажнения сушку изоляции обмоток производить (как в собранном 
двигателе,  как  и  отдельно  якорь  или  полюса  магнитной  системы)  одним  из 
следующих способов: 

а)  продуванием  через  двигатель  сухого  горячего  воздуха  (например,  от 

калорифера или специального обогревателя); 

б) внешним нагревом (например, в печи или сушильной камере). 
Перед сушкой изоляции обмоток продуть двигатель (и его составные части) 

сжатым  воздухом,  очистить  доступные  участки  якоря  и  магнитной  системы, 
щеткодержатели и их пальцы от пыли, замасливания, грязи и других загрязнений. 

При  сушке  обмотки  нагревать  постепенно  (поднимать  температуру  не 

более, чем на 10°С в течение 1 ч). При быстром нагревании разница в постоянных 
времени нагрева  и  в коэффициентах  линейного  расширения  обмотки  и  активной 
стали,  а  также  конструктивных  частей  двигателя,  может  послужить  причиной 
повреждения (разрывов) изоляции. 

Изменение  температуры  и  сопротивления  производить  в  начале  сушки 

через  каждые  30  мин.,  а  при  установившейся  температуре  через  1  ч.  Во  время 
сушки  замер  сопротивления  изоляции  проводить  только  мегаомметром 
напряжением на 500 В. 

Во  время  сушки  сопротивление  обмоток  сначала  понижается  вследствие 

испарения  влаги,  а  затем  повышается  и,  наконец,  становится  постоянным  или 
незначительно изменяется в сторону повышения. Ни в коем случае не прекращать 
сушку при продолжающемся понижении сопротивления изоляции. 

При установившейся величине сопротивления изоляции сушку продолжать 

еще 2-3 ч. 

При  сушке  продуванием  через  двигатель  сухого  горячего  воздуха 

температура воздуха должна быть в пределах от 120°С до130°С. 

На все время сушки крышки смотровых люков должны быть закрытыми. 

 

 

 

 

54 

Для  сушки  изоляции  обмоток  внешним  обогревом  двигатель  в  сборе  со 

снятыми  крышками  смотровых  люков  или  отдельно  якорь,  магнитную  систему, 
главный  или  добавочный  полюс  поместить  в  вентилируемую  сушильную  камеру 
(или в печь) с температурой от 100°С до 110°С. После сушки  изоляции  внешним  
обогревом  полюса  двигателя  пропитать  в  лаке  ПЭ-933  ТУ6-10-714-75,  а  якорь  в 
лаке  КО  -916К  ТУ6-02-1-012-89  (только  для  якорей,  пропитанных  в  лаке)  с 
последующей  сушкой и покрытием эмалью ЭП-91 ГОСТ 15943-80. 

Якоря, пропитанные в компаунде, после сушки только покрыть эмалью ЭП -

91 ГОСТ 15943-80 зеленой или КО-976 ТУ16-504,048-82 красно-коричневой. 

4.1.9 Перечень, основных ГСМ, применяемых в двигателе 
Карта  смазки  двигателя  с  перечнем  основных  ГСМ  представлена  в 

приложении В. 

4.2 Меры безопасности 
4.2.1  При  техническом  обслуживании  выполнять  рекомендации  по 

соблюдению  мер  безопасности,  изложенные  в  действующих  правилах  и 
инструкциях по технике безопасности и производственной санитарии при ремонте 
электровозов, тепловозов, моторвагонного подвижного состава. 

4.2.2 Перед продувкой двигателя и его составных частей сжатым воздухом 

надевать защитные очки. 

4.2.3  Во  время  испытаний  двигателя  пользоваться  защитными  средствами 

от  поражения  электрическим  током  (диэлектрическими  перчатками,  обувью, 
ковриками,  инструментом  с  изолированными  ручками  и  др.).  При  этом  строго 
соблюдать  инструктивные  указания,  которые  должны  быть  вывешены  у  места 
испытаний. 

4.2.4  Не  допускать  отсоединение  разборных  электрических  контактных 

соединений под током. 

4.2.5  При выполнении работ по консервации и расконсервации, а также по 

очистке  от  загрязнений,  соблюдать  требования  по  технике  безопасности  и 
противопожарной  безопасности  в  части  обращения  с  едкими  и  горючими 
материалами. 

4.3 Порядок технического обслуживания двигателя 
4.3.1 Техническое обслуживание ТО-1. 
Перечень  обязательных  работ  при  техническом  обслуживании  ТО-1 

двигателя приведен в таблице 4.1. 

Таблица 4.1 – Перечень работ при техническом обслуживании ТО-1 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы,  

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

Проверить осмотром 
состояние рукава подвода 
охлаждающего воздуха 

Отсутствие разрывов, 
потертостей, следов 
замасливания, нарушения 
закрепления рукава 

 

Проверить осмотром 
наличие крышек 
смотровых люков, 
отсутствие ослабления 
болтов крепления осевых 
подшипников, полюсов и 
крышек смотровых люков 

Наличие и закрепление 
всех крышек смотровых 
люков 
Наличие контровки 
проволокой болтов 
крепления осевых 
подшипников 

 

Проверить осмотром 

Отсутствие попадания 

 

 

 

 

55 

состояние наружной 
поверхности корпуса 
двигателя 

горюче-смазочных 
материалов на корпус 
двигателя из составных 
частей тепловоза 

Проверить осмотром 
состояние выводных 
проводов 

Отсутствие нарушения 
закрепления (подвески) 
выводных проводов 

 

Отметить в журнале 
технического состояния 
тепловоза неисправности 
двигателя, которые были 
обнаружены при 
техническом 
обслуживании ТО-1 и в 
пути следования 

 

 

 
4.3.2 Техническое обслуживание ТО-2. 
Перечень  обязательных  работ  при  техническом  обслуживании  ТО-2 

двигателя приведен в таблице 4.2. 

Таблица 4.2 – Перечень работ при техническом обслуживании ТО-2 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы,  

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

Проверить осмотром 
состояние рукава подвода 
охлаждающего воздуха, а 
также состояние наружной 
поверхности корпуса 
двигателя 

Отсутствие разрывов, 
потертостей, следов 
замасливания и нарушения 
закрепления рукава 
Отсутствие попадания 
горюче-смазочных 
материалов на корпус из 
составных частей тепловоза 

 

При обнаружении разрывов, 
потертостей, следов 
замасливания и нарушения 
закрепления рукава, 
попадания горюче-
смазочных материалов на 
наружную поверхность 
корпуса открыть крышки 
смотровых люков и 
проверить состояние 
внутренних составных 
частей. При обнаружении 
попадания горюче-
смазочных материалов 
протереть внутренние 
составные части чистой 
сухой салфеткой до полного 
удаления загрязнений (при 
невозможности удаления 

Отсутствие перегрева 
(цветов побежалости) 
коллектора и токоведущих 
проводов щеток, отсутствие 
нарушения изоляции 
проводов, отсутствие 
попадания горюче-
смазочных материалов на 
внутренние составные части 

Ключ гаечный 
торцовый 6910-0439 
ГОСТ25787-83 
(S=22) 
Салфетка 
трикотажная 
обтирочная 
ТУ17 РСФСР 43-15-
2-80 
Бензин ГОСТ 1012-
72 или спирт 
ГОСТ 18300-87 
или спирт 
ГОСТ 17299-78 

 

 

 

 

56 

загрязнений протереть 
салфеткой, смоченной в 
бензине или спирте, 
отжатой) 
Заменить рукав с 
разрывами, потертостями и 
следами замасливания. 
При нарушении закрепления 
рукава восстановить его 

Проверить осмотром 
состояние окон выхода 
охлаждающего воздуха 

Отсутствие посторонних 
предметов, препятствующих 
выходу охлаждающего 
воздуха 
Отсутствие деформаций и 
механических повреждений 
козырьков и рамок 

 

 
4.4 Консервация (расконсервация, переконсервация) 
4.4.1 Консервация 
4.4.1.1  При  хранении  в  условиях  депо  для  обеспечения  защиты  от 

механических  повреждений,  коррозии,  загрязнений  производить  консервацию 
двигателя, а также его составных частей (используемых в дальнейшем в качестве 
запасных частей) в соответствии с требованиями настоящего раздела. 

4.4.1.2  Помещение,  в  котором  производится  консервация  двигателя  (и  его 

запасных частей), должно быть вентилируемым, чистым и сухим с температурой 
воздуха  не  ниже  плюс  15°С  и  относительной  влажностью  не  более  70%.  Резкие 
колебания  температуры  при  консервации  не  допускаются,  так  как  это  может 
привести к конденсации влаги на консервируемых поверхностях. 

4.4.1.3  Температура  консервируемых  поверхностей  перед  консервацией 

должна быть равной температуре внутри помещения или несколько выше ее. 

4.4.1.4 Перед консервацией выполнить следующие работы: 
а)  обезжирить  уайт-спиртом  ГОСТ  3134-78  поверхности  конусного  конца 

вала,  привалочные  (опорные)  поверхности  для  закрепления  двигателя  на 
тепловозе,  свободные  резьбовые  и  другие  отверстия,  а  также  прочие 
обработанные 

и 

неокрашенные 

наружные 

поверхности 

(на 

корпусе, 

подшипниковых щитах и крышках подшипника); 

б)  обезжирить  спиртом  ГОСТ  18300-87  или  спиртом  ГОСТ  17299-78,  или 

бензином  ГОСТ  1012-72  рабочую  поверхность  коллектора  и  наконечники 
выводных проводов; 

в) нагреть смазку пушечную ГОСТ 19537-88 до температуры от плюс 80 до 

плюс 105°С (с целью удаления влаги),затем остудить до температуры от плюс 40 
до плюс 50°С. 

4.4.1.5  Консервационную  смазку наносить на  консервируемые  поверхности 

кистью, при этом толщина защитного слоя смазки должна находиться в пределах 
от 1,0 до 1,5 мм. 

4.4.1.6 Выполнить следующие работы по консервации: 
а)  покрыть  поверхность  конусного конца  вала  пушечной  смазкой, обернуть 

двумя-тремя  слоями  парафинированной  бумаги  марки  БП-3-35  ГОСТ  9569-79  и 
обвязать шнуром крученым ГОСТ 29231-91. 

б)  покрыть  слоем  пушечной  смазки  и  парафинированной  или  телефонной 

бумагой привалочные (опорные) поверхности на корпусе двигателя; 

 

 

 

57 

в)  покрыть  слоем  пушечной  смазки  обработанные  и  неокрашенные 

поверхности, а также свободные резьбовые отверстия на корпусе, подшипниковых 
щитах и крышках подшипника; 

г)  вытащить  щетки  из  обоймы  (щеткодержателей),  обернуть  двумя  слоями 

телефонной  бумаги  КТ-50-500  ГОСТ  3553-87,  обвязать  шнуром  и  закрепить  к 
своим  щеткодержателям  без  отсоединения  их  токоведущих  проводов  от  мест 
крепления; 

д)  обернуть  рабочую  поверхность  коллектора  двумя  слоями  телефонной 

бумаги,  поверх  ее  одним  слоем  картона электроизоляционного  ЭВ  толщиной 0,5 
мм ГОСТ 2824-86 и обвязать шнуром; 

е)  закрыть  вентиляционный  люк  временной  крышкой,  изготовленной  из 

любого  материала  толщиной  от  0.5  до  1 мм,  и  закрепить  ее  к  корпусу  двигателя 
двумя болтами; 

ж)  закрыть  отверстия  в  корпусе  и  подшипниковом  щите  для  выхода 

охлаждающего  воздуха  парафинированной  бумагой  или  хлопчатобумажной 
тканью; 

з) установить и закрепить крышки смотровых люков; 
и)  обернуть  наконечники  проводов  парафинированной  бумагой  и  обвязать 

шнуром. 

4.4.1.7  Действие  консервации,  произведенной  как  в  депо,  так  и  у 

изготовителя,  рассчитано  на  три  года,  после  указанного  срока  хранящийся  на 
складе  двигатель  (и  его  запасные  части)  подлежат  расконсервации  и  повторной 
консервации (переконсервации). 

 
4.4.2 Расконсенвация 
4.4.2.1  Перед  монтажом  хранившегося  в  запасе  двигателя  (и  его  запасных 

частей),  а  также  после  истечения  срока  действия  консервации  выполнить 
следующие работы по расконсервации: 

а) снять крышки смотровых люков; 
б) снять временную крышку с вентиляционного люка; 
в) снять бумагу, картон и другие материалы, применяемые при консервации 

двигателя; 

г) удалить консервационную смазку при помощи деревянных шпателей; 
д)  снять  остатки  смазки  при  помощи  хлопчатобумажной  салфетки, 

смоченной в уайт-спирте; 

е)  протереть  насухо  консервированные  поверхности  хлопчатобумажной 

салфеткой; 

ж)  протереть  рабочую  поверхность  коллектора  и  наконечники  выводных 

проводов чистой салфеткой, смоченной в бензине или спирте и отжатой, а затем 
насухо чистой трикотажной обтирочной салфеткой; 

з)  осмотреть  щетки  (имеющие  недопустимые  повреждения,  в  том  числе 

рабочей  поверхности,  заменить  новыми)  и  установить  их  в  обоймы 
щеткодержателей и проверить осмотром прилегание щеток к коллектору по всей 
поверхности; 

и) обдуть двигатель снаружи чистым сухим воздухом; 
к) установить и закрепить крышки смотровых люков. 
 
4.4.3 Переконсервация 
После  окончания  срока  консервации  (три  года)  хранящийся  на  складе 

двигатель  (и  его  запасные  части)  подлежит  расконсервации  и  переконсервации 
(повторной консервации) в соответствии с 4.4.1. 

 

 

 

 

58 

5 Ремонт двигателя 

 
5.1 Общие указания 
 
5.1.1  Ремонт  двигателя  предназначен  для  устранения  обнаруженных 

неисправностей  и  обеспечения  работоспособности  путем  ревизии,  замены  или 
восстановления отдельных узлов, деталей и выполняется без снятия двигателя с 
тепловоза  при  текущем  ремонте  (в  дальнейшем  –  ТР)  и  со  снятием  двигателя  с 
тепловоза при среднем ремонте (в дальнейшем – СР). виды ремонта совмещать с 
аналогичными видами ремонта тепловоза. 

5.1.2 Периодичность ремонта: 
при поездной работе                                                   при маневровой 
ТР – 50 000 км пробега тепловоза                             6 месяцев 
ТС – 800 000 км пробега тепловоза                           4 года 
5.1.3  Перед  ремонтом  мастер  или  бригадир,  возглавляющий  сменную 

бригаду слесарей, должен проверить записи машинистов в журнале технического 
состояния тепловоза с целью определения технического состояния двигателя. 

5.1.4  Ремонты  двигателя  выполняются  в  специализированных  цехах 

локомотивного депо комплексными и специализированными бригадами. 

 
5.2 Меры безопасности 
 
5.2.1  При  снятии  двигателя  с  тепловоза,  разборке,  ремонте,  сборке, 

испытании и установке его на тепловоз выполнять рекомендации по соблюдению 
мер  безопасности,  изложенные  в  действующих  Правилах  и  инструкциях  по 
технике  безопасности  и  производственной  санитарии  при  ремонте  электровозов, 
тепловозов и моторвагонного подвижного состава. 

5.2.2  Продувку  снятого  с  тележки  тепловоза  двигателя  сжатым  воздухом 

производить в специальных камерах, оборудованных вытяжной вентиляцией. 

5.2.3 Перед продувкой двигателя и его составных частей сжатым воздухом 

вне камеры надевать защитные очки. 

5.2.4  Во  время  испытаний  двигателя  пользоваться  защитными  средствами 

от  поражения  электрическим  током  (диэлектрическими  перчатками,  обувью  и 
ковриками,  инструментом  с  изолированными  ручками  и  т.д.).  при  этом  строго 
соблюдать  инструктивные  указания,  которые  должны  быть  вывешены    у  места 
испытаний. 

5.2.5  Не  допускать  отсоединение  разборных  электрических  контактных 

соединений под током. 

5.2.6  При  выполнении  работ  по  очистке  от  загрязнений  соблюдать 

требования  по  технике  безопасности  и  противопожарной  безопасности  в  части 
обращения с едкими и горючими материалами. 

5.2.7 Для транспортирования двигателя при снятии с тепловоза и установке 

его  на  тепловоз,  а  также  во  время  ремонта  стропить  только  за  транспортные 
проушины. 

5.3 Перечень обязательных работ при ремонте 
 
5.3.1 Текущий ремонт 
5.

3.1.1 Перечень обязательных работ при ТР двигателя приведен в таблице 

5.1. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     51      52      53      54     ..