Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 52

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     50      51      52      53     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 52

 

 

 

 

 

27 

корпуса  генератора  и  между  обмотками  в  течение  1  минуты  при  следующих 
напряжениях: 

частоты  50  герц  (напряжение  при  испытании  подводить  к  каждой  обмотке 

поочерёдно,  но  при  этом  другая  обмотка  и  корпус  статора  или  ротора  должны 
быть заземлены): 

для исполнения У – 2340 В для обмотки якоря; 
1300 В для обмотки независимого возбуждения; 
для исполнения Т – 2500 В для обмотки якоря; 
1300 В для обмотки независимого возбуждения; 
4)  выставить  электрическую  нейтраль  и,  в  случае  несовпадения  меток  на 

щите подшипниковом и станине, нанести новую метку. 

3.5 Консервация и расконсервация 
3.5.1 Консервация 
В  условиях  депо  консервации  подлежат  свободный  конец  вала,  фланец 

якоря,  щётки  и  рабочая  поверхность  коллектора,  а  также  обработанные  и 
неокрашенные поверхности, свободные резьбовые и гладкие отверстия. 

Помещение,  в  котором  производится  консервация  изделия,  должно  быть 

вентилируемым,  чистым  и  сухим  с  температурой  воздуха  не  ниже  +  15  ºС  и 
относительной  влажностью  не  выше  70  %.  Резкие  колебания  температуры  при 
консервации не допускаются, так как это может привести к конденсации влаги на 
консервируемых поверхностях. 

Температура  консервируемых  поверхностей  перед  консервацией  должна 

быть равной температуре внутри помещения или несколько выше её. 

Выполнить следующие работы по консервации генератора: 
1)  обезжирить  бензином  ГОСТ  1012-72  рабочую  поверхность  коллектора, 

свободный  конец  вала  и  фланец  якоря,  свободные  резьбовые  отверстия  в 
подшипниковом  щите  и  крышке  (при  этом  необходимо  исключить  возможность 
прикосновения  незащищенных  рук  к  подготовленным  для  консервации 
поверхностям); 

2)  в  исполнении  У  применять  смазку  пушечную  ГОСТ  19537-83, 

предварительно нагрев её до температуры 105 – 120 

С (с целью удаления влаги) 

и остудить до температуры 50-55 

С, а для исполнения Т применять смазку АМС 

ГОСТ 2712-75 в холодном состоянии; 

3)  покрыть  поверхности  конусного  конца  вала  и  фланец  якоря 

консервационной смазкой (толщина слоя на консервируемой поверхности должна 
быть  в  пределах  1,0  –  1,5  мм),  обвернуть  двумя  слоями  парафинированной 
бумаги БП-3-3,5 ГОСТ9569-79 и обвязать шнуром ГОСТ29231-91 (в исполнении У), 
а  в  исполнении  Т  –  обвернуть  ещё  пленкой  полиэтиленовой  ГОСТ10354-82  и 
обвязать  лентой  стеклянной  ГОСТ5937-81  крест-накрест  или  вразбежку  по  всей 
поверхности; 

4)  покрыть  консервационной  смазкой  обработанные  и  неокрашенные 

поверхности, свободные резьбовые и гладкие отверстия; 

5) в исполнении Т обернуть рабочую поверхность коллектора двумя слоями 

бумаги 

парафинированной, 

поверх 

неё 

одним 

слоем 

картона 

электроизоляционного  толщиной  0,5  мм  ГОСТ  2824-86  и  обвязать  лентой 
стеклянной; 

6)  закрыть  торцевое  отверстие  в  подшипниковом  щите  для  входа 

охлаждающего  воздуха  картоном  электроизоляционным  толщиной  0,5  мм  и  окно 
для  выхода  охлаждающего  воздуха  в  станине  и  окно  в  нижней  части 
подшипникового щита бумагой парафинированной ГОСТ 9569-79. 

Действие консервации для генератора в исполнении У рассчитано на 5 лет, 

а  в  исполнении  Т  на  семь  лет  ,  после  чего  хранящийся  на  складе  генератор 
подлежит проверке и повторной консервации. 

 

 

 

 

28 

3.5.2. Расконсервация 
Перед монтажом хранившегося в запасе генератора выполнить следующие 

работы по его подготовке к эксплуатации: 

1)  обтереть  бязью  хлопчатобумажной  ГОСТ  29298-92  наружную 

поверхность генератора; 

2) снять с конусного конца вала и фланца якоря обвязочный шнур или ленту 

стеклянную,  парафинированную  бумагу,  после  чего  удалить  консервационную 
смазку  промывкой  конца  вала  и  фланца  якоря  уайт-спиритом  ГОСТ  3134-78  и 
протереть их насухо бязью хлопчатобумажной; 

3) для генератора в исполнении Т, снять с рабочей поверхности коллектора 

ленту  стеклянную,  а  также  защитный  электроизоляционный  картон  и 
парафинированную  бумагу,  протереть  рабочую  поверхность  коллектора  чистой 
бязью хлопчатобумажной; 

4)  промыть  уайт-спиритом  ГОСТ  3134-78  покрытые  антикоррозийной 

смазкой  обработанные  и  неокрашенные  поверхности,  свободные  резьбовые  и 
гладкие отверстия и протереть насухо бязью хлопчатобумажной; 

5)  снять  защитный  картон  с  подшипникового  щита  и  бумагу 

парафинированную  с  окон  для  выхода  охлаждающего  воздуха  в  станине  и  с 
нижней части подшипникового щита; 

6) обдуть генератор снаружи и внутри чистым сухим воздухом. 
3.6 Правила хранения 
3.6.1 

Неустановленный 

на 

тепловоз 

генератор 

хранить 

законсервированным  в  закрытом  помещении  с  естественной  вентиляцией,  без 
искусственно регулируемых климатических условий, где колебания температуры и 
влажности  воздуха  существенно  меньше,  чем  на  открытом  воздухе  (условия 
хранения – 2(С) по ГОСТ 15150-69) 

При  хранении  предусмотреть  защиту  от  попадания  на  его  наружную 

поверхность  (  и,  тем  более,  внутрь  его  )  влаги,  песка,  пыли,  нефтепродуктов  и 
других загрязнений и посторонних предметов. 

3.6.2 

Перед  постановкой  тепловоза  на  длительную  стоянку  выполнить 

работы  в  объёме  технического  обслуживания  ТО-2  (см.  таблицу  3.1  настоящего 
раздела). 

3.7 Транспортирование. 
3.7.1 Генератор транспортировать законсервированным в прочной закрытой 

упаковке  любым  видом  транспорта  с  надёжным  закреплением  внутри 
транспортной  тары  от  перемещения  под  воздействием  инерционных  сил  при 
погрузочно-разгрузочных работах и перевозках. 

3.7.2  Транспортная  тара  должна  обеспечивать  надёжную  защиту 

генератора от проникновения атмосферных осадков и пыли. 

3.7.3  При  выполнении  погрузочно-разгрузочных  работ  строго  соблюдать 

указания предупредительной маркировки на таре генератора. 

 

 

 

29 

 

Пр

ил

о

ж

е

н

ие

 А

 

К

а

р

та

 см

а

зк

и 

ге

н

ер

а

то

ра

 

Та

б

л

иц

а А

1

 

Сп

о

со

б

 н

ан

е

се

ния см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

ри

а

л

о

в:

 

д

л

я 

ко

н

се

рв

а

ц

ии 

из

д

е

л

ия 

при

 

дл

и

те

л

ьн

о

м 

хр

а

н

е

н

ии

 

 

во

л

о

сян

о

й 

ки

стью

 

д

л

я 

ра

б

о

ты 

из

д

е

л

ия 

при

 

за

м

е

н

е 

д

е

р

е

вян

н

о

й 

или 

пл

а

ст

м

а

с

со

во

й 

л

о

пат

о

чк

о

й 

или 

пл

а

сти

н

к

ой

 

 

д

л

я 

р

а

б

о

ты 

из

д

е

л

ия 

при

 

д

о

б

а

вл

е

н

ии

 

пре

сс 

шп

р

иц

е

м

 

чер

е

з 

см

а

зо

чн

у

ю

 т

р

уб

ку

 

 

Ра

схо

д

 см

а

зо

чн

ых 

 м

а

те

ри

а

л

ов

г 

д

л

я 

ко

н

се

рв

а

ц

ии 

из

д

е

л

ия 

при

 

дл

и

те

л

ьн

о

м 

хр

а

н

е

н

ии

 

 

600

 

н

а

 о

д

н

у т

о

чку 

см

а

зки

 

д

л

я р

а

б

о

ты 

и

зд

е

л

ия

 

при

 

за

м

е

н

е

 н

а 

ка

ж

д

о

й 

пл

а

н

о

во

й 

и 

н

е

пл

а

н

ов

о

й 

р

а

зб

о

рке

 

650

 

 

при

 

пер

и

о

д

иче

с

ко

м

 

д

о

б

а

вл

е

нии 

чер

е

з 

ка

ж

д

ые

 7

,5

 

м

е

сяц

е

в.

 

60

70

 

 

К

о

л

иче

ств

о

 

то

чек

 см

а

зк

и 

д

л

я р

а

б

о

ты 

и

зд

е

л

ия

 

1

 

 

Наим

е

н

о

ва

н

ие

 см

а

зо

чн

ых 

м

а

те

р

и

а

л

о

в и

 н

о

м

е

р

 

ста

н

д

а

р

та

 дл

я:

 

К

о

н

се

р

ва

ц

ии 

из

д

е

л

ия пр

и 

д

л

ит

е

л

ьн

о

м

 

хр

а

н

е

н

ии

 

 

в и

сполн

ен

ии 

У

-пуш

е

чн

а

я 

см

а

зк

а

 П

В

К

 

ГОСТ

 1

9

5

3

7-

83

 

в и

сполн

ен

ии 

Т

р

аб

о

че

-

ко

н

се

рв

а

ц

ио

н

н

а

я см

а

зка

А

М

С

-3

 

ГОСТ

 2

7

1

2-

75

 

р

а

б

о

ты 

из

д

е

л

ия

 

см

а

зк

а

 

пл

а

сти

чн

а

я 

Бу

ксо

л

 

Т

У

 0

2

54

-1

0

7

0

1

1

2

4

3

2

8

-

2

0

0

1

 и

л

и 

Б

уксо

л

 -

 М

 

Т

У

 0

2

54

-0

0

8

1055954

-2

0

0

5

 

 

Наим

е

н

о

ва

н

ие

 

см

а

зы

ва

е

м

о

й 

со

ста

вн

о

й 

част

и 

(п

о

ве

р

хн

о

сти

По

д

шип

н

ик

вн

утр

ен

н

ие

 

поло

сти

 

кр

ыше

к 

по

д

шип

н

ик

а

см

а

зо

чн

а

я 

тр

уб

ка

 

К

о

н

се

р

ви

р

уе

м

ы

е

 п

о

ве

р

хн

о

сти

ко

н

усн

ый 

ко

н

ец

 

ва

л

а

ф

л

а

н

ец

 

яко

р

я 

св

о

б

о

д

н

ы

е

 

рез

ьб

о

вы

е

 и

 

д

р

уг

ие

 г

л

а

д

ки

е

 

о

тв

е

р

сти

я 

 

 

 

 

 

30 

 

Приложение Б 

Нормы допусков, износов и контролируемых 

величин в эксплуатации. 

    

Таблица Б1 

Наименование контролируемой 

величины 

Значение контролируемой величины 

при изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

при браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР-1 

ТР-2 

ТР-3 

Генератор в сборе 
1 Допуск радиального биения 
коллектора в горячем состоянии, 
мм 

не более 0,06 

более 0,06 (при 

удовлетворительной 

коммутации) 

2 Разность допусков радиальных 
биений коллектора в холодном и 
горячем состоянии, мм 

не более 0,03 

более 0,04 (при 

удовлетворительной 

коммутации) 

3 Зазор между щеткодержателем и 
рабочей поверхностью коллектора 
(под серединой 
щеткодержателя),мм 

2

+1

 

менее 2 

более 3 

4 Радиальный размер щетки без 
резиновой накладки, мм 

57 ± 0,8 

менее 17 

замена 

щеток 

5 Зазор 
между 
боковыми 
сторонами 
щетки и 
стенками 
обойм, мм 

по тангенциальному 
размеру (по размеру 
25 мм) 

0,08 - 0,254 

менее 0,08 

более 0,5 

по аксиальному 
размеру (по размеру 
32 мм) 

0,1 - 0,3 

менее 0,1 

более 0,6 

6 Допуск непараллельности щеток 
относительно оси коллекторной 
пластины, мм 

не более 2,0 

более 2,5 

7 Нажатие пружин на щетку, 
Н (кгс) 

17,64 

 2 

(1,8 

 0,2) 

менее 13 (1,3) 

8 Контактная поверхность притирки 
щетки к коллектору от площади её 
сечения, % 

не менее 75 

менее 75 

9 Местные сколы кромок у кон-
тактной поверхности щетки от 
площади её сечения, % 

не более 5 

более 10 

10 Воздушный 
зазор между 
полюсами и якорем, 
измеренный по оси 
полюсов щупом 
длиной не менее 
500 мм и шириной 
не более 10 мм (при 
обеспечении 
требований п.11), 
мм 

главными 

3,2 

– 4,4 

менее 3,2 

более 4,4 

добавочными 
(регулируется 
при 
испытании 
генератора) 

9,0 

 

 

 

31 

Наименование контролируемой 

величины 

Значение контролируемой величины 

при изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

при браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР-1 

ТР-2 

ТР-3 

11 Разность между максимальным 
и минимальным зазорами, 
указанными в п.10 на одном 
генераторе, мм 

не более 0,8 

более 0,8 

12 Сопротивление 
изоляции обмоток, 
МОм 

в холодном 
состоянии 

не менее 20 

менее 1,0 

менее 

20 

в горячем 
состоянии 

не менее 2,5 

менее 1,0 

менее 

2,5 

Якорь 

13 Диаметр 
поверхности 
коллектора, мм 

рабочей 

680 ± 1 

менее 

655 

между 
технологическ
ой канавкой и 
петушками 

680 ± 1 

менее 

665 

14 Допуск радиального биения 
рабочей поверхности коллектора 
до сборки генератора 
относительно оси поверхности 
шейки вала под подшипник, мм 

не более 0,02 

более 

0,04 
(при 

удовлет
ворител

ьной 

коммута

ции) 

15 Допустимая выработка 
коллектора, мм 

более 0,5 

более 

0,15 

16 Глубина продорожки канавок 
между коллекторными пластинами, 
мм 

0,7 

– 1,0 

менее 0,5 

более 1,5 

17 Диаметр шейки вала под 
посадку внутреннего кольца 
подшипника, мм 

+0,035 

100 

+0,012 

 

менее 

100,012 

более 

100,035 

18 Допуск круглости и допуск 
цилиндричности шейки вала под 
посадку подшипника, мм 

не более 0,011 

более 

0,011 

19 Допуск радиального биения 
поверхности фланца корпуса якоря 
по диаметру 395 мм относительно 
поверхности под посадку 
подшипника, мм 

не более 0,05 

более 

0,06 

20 Допуск торцевого биения 
привалочной поверхности фланца 
корпуса якоря к фланцу 
коленчатого вала дизеля 
относительно поверхности под 

не более 0,05 

более 

0,06 

 

 

 

 

32 

Наименование контролируемой 

величины 

Значение контролируемой величины 

при изготовлении 

нового изделия 

(по рабочему 

чертежу) 

при браковке изделия в 

эксплуатации 

ТР-1 

ТР-2 

ТР-3 

посадку подшипника, мм 
21 Допустимый 
дисбаланс должен 
быть не более в 
плоскости 
исправления, г мм 

нажимного 
конуса 
коллектора 

не более 

30000 

более 
30000 

корпуса якоря 
со стороны 
фланца 

не более 

30000 

более 
30000 

22 Допустимый дисбаланс 
вентилятора, при статическом 
балансировании, г мм 

не более 3500 

более 

3500 

23 Расстояние 
между полюсами 
по диаметру на 
оси сердечника, 
мм 

главными 

848 ± 0,5 

менее 

847,5 

более 

848,5 

добавочными 
(регулируется 
при испытании 
генератора) 

858 ± 0,5 

24 Расстояние 
между кромками 
сердечников 
смежных полюсов, 
мм 

главных 

126,4 ± 1 

менее 

125,4 

более 

127,4 

главных и 
добавочных 

43,7 ± 1,5 

менее 

42,2 

более 

45,2 

Подшипниковый щит и подшипник 

25 Натяг внутреннего кольца 
подшипника при посадке на вал, 
мм 

0,012 

– 0,055 

менее 

0,012 

более 

0,055 

26 Радиальный 
зазор между 
верхним роликом и 
наружным кольцом 
подшипника, мм 

в свободном 
состоянии 
нового 
подшипника 

0,1 

– 0,135 

менее 

0,1 

более 

0,135 

на собранном 
и 
отцентрирова
нном 
генераторе 

0,06 

– 0,11 

менее 

0,06 

более 

0,2 

27 Диаметр отверстия (гнезда) 
кольца подшипникового щита под 
посадку подшипника, мм 

215 + 0,045 

более 

215,1 

 

 

 

 

33 

 

Пр
илож

е

н

ие
 В

 

- о

гра

ж

де

ни

е; 

- п

о

д

шип

н

ико

вый 
щ

ит

3

 -

 м

а

гн

ит

н

а

я сист

е

м

а

- як

орь

5

 -

 

ко

л

ьц

о;

 6 

- п

роб
ка

; 7 

- с

етк

а; 

- ск

об

а;

 

9

 - 

см
а

зо

чн

ая

 тр

уб

к

а; 

10

 - 

вн

утр
ен

н

яя

  

кр

ыш
ка

 

подш

ипн
ик

а; 

11

 -

 

н

а

р

уж
н

ая

 

кр

ышка

 

подш

ипн
ик

а; 

12
 -

 таб
л.

м

ощ
нос

ти

 

13 
- ш

пи

ль

ка

; 14 
- ш

пи

ль

ка

; 15 
- г

ай

ка

; 16 
- г

ай

ка

 с

пе

ци

аль

на

я; 

17

 -

 20
, 22 
- б

олт
ы

; 21 
- в

ин

т;

 2

- ма

сле

нк

а; 

24 
- 29 
га

йк

и; 

 

30 

д

вухр
яд
н

ый 
сф
ер

иче
ски
й 

ро

л

ик

о

вый 
по

д

шип

н

ик

36

 - 

ко

н

сист

е

н

тн

а

я см

а

зк

а

 

Р

исун

о

к 

1

 –

 Г

ен

е

р

а

то

р

 ти

па 
ГП
-321

 

 

 

 

 

34 

 

 
 

 

 
 
 
 

Рисунок 2 – Электрическая схема соединения обмоток генератора

 

 

 

 

 

35 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 
(рекомендуемое) 

Средства измерения и инструмент, предназначенные для контроля и 

выполнения работ по техническому обслуживанию и текущим ремонтам 
генератора 

Таблица Г.1 

 

Наименование 

Обозначение, 

предел измерения 

Линейка 
Щуп 
 
Ключи гаечные торцовые 
 
 
 
 
Ключи гаечные 
 
 
 
 
 
Бруски шлифовальные  
 
 
 
Мегаомметр 
 

300 ГОСТ 427-75 
№2 ТУ2-034-0221197-011-91 
№4 ТУ2 -034-0221197-011-91 
6910-

0419 ГОСТ 25787-83 (S=12 мм) 

6910-

0424 ГОСТ 25787-83 (S=14 мм) 

6910-

0431 ГОСТ 25787-83 (S=17 мм) 

6910-

0439 ГОСТ 25787-83 (S=22 мм) 

6910-

0444 ГОСТ 25787-83 (S=27 мм) 

7811-

0003 ГОСТ 2839-80 (8×10) 

7811-

0004 ГОСТ 2839-80 (10×12) 

7811-

0023 ГОСТ 2839-80 (17×19) 

7811-

0025 ГОСТ 2839-80 (22×24) 

7811-

0027 ГОСТ 2839-80 (13×14) 

7811-

0045 ГОСТ 2839-80 (41×46) 

БК

В

 

40 × 40 × 75 14АМ 10 4,5Б 

ГОСТ 2456-82 
БК

В

 

40 × 40 × 75 24АМ 40 4,5Б 

ГОСТ 2456-82 
М1101М, 1000В 
М1105М, 500 В 

Молоток 
 
 
Прибор виброизмерительный 
Грузоподъёмный кран 
Скоба для вывода якоря 
Зубило слесарное 
Плоскогубцы комбинированные 
Сушильная камера 
Микрометр 
Токарный станок с высотой центров 
более 500 мм 
Приспособления для продорожки 
канавок между коллекторными 
пластинами и разделки фасок пластин 
Станок балансировочный 
Станок бандажировочный 
Микроманометр 
Высоковольтная установка для 
проверки электрической прочности 
изоляции 

7850-

0105 ГОСТ 2310-77 

7850-

0101 ГОСТ 2310-77 

7850-

0102 ГОСТ 2310-77 

"Янтарь-М" ТУ4277-006-54981193-02 

= 5000 кг 

А74837 
ГОСТ 7211-86 
7814-

0251 ГОСТ 5547-93 

t

max

 

= 150 ºС 

МРИ 800-0,01 ГОСТ 4381-80 
 
 
 
 
 
ВМ3000 ТУ3818-020-54981193-04 
Модель РС3 
ММН-240(5) II ТУ-25-01-816-74 
 
3 кВ; 3 кВА 

Примечание - Допускается применение других технических средств изме-рения, 
оборудования и инструментов, имеющих аналогич-ные характеристики по 
точности и пределам измерений, обеспечивающих заданные условия ремонта и 
испытаний 

 

 

 

 

36 

 

 

 

 

37 

Раздел II

 

Тяговый  электродвигатель  постоянного  тока  с 

принудительной вентиляцией типа

 

ЭДУ-133П 

 

1 Описание и работа двигателя 

1.1 Назначение двигателя 
Двигатель предназначен для привода колесных пар грузовых, пассажирских 

и маневровых тепловозов с электрической передачей постоянного и переменного 
тока. 

Двигатель  является  комплектующим  изделием  тепловозов  и  обеспечивает 

взаимозаменяемость с двигателями типа ЭД-107 (А), ЭД-118 (А, Б), ЭД-120А и ЭД-
123  на  тепловозах  эксплуатируемого  парка  железных  дорог  РФ  без  изменения 
параметров электрической схемы. 

Двигатель  соответствует  требованиям  ГОСТ  2582-81  и  техническим 

условиям ТУ 16-05810695-035-97. 

Структура обозначения двигателя: 
ЭДУ – Двигатель постоянного тока тяговый универсальный; 
133 

– Номер  разработки; 

Ц  –  С  опорно-осевым  подвешиванием  с  циркуляционной  системой  смазки 

МОП; 

П,  –  С  опорно-осевым  подвешиванием  с  польстерной  системой  смазки 

МОП; 

К, – С опорно-подвесным подвешиванием; 
Р – С опорно-рамным подвешиванием; 
УХЛ – Климатическое исполнение; 

– Категория размещения; 

1.2 Технические характеристики 
1.2.1  Режим  работы  двигателя  –  продолжительный  по  ГОСТ  2582-81  при 

параметрах, не превышающих номинальные и температуре окружающей среды от 
минус 60°С до 40°С. 

1.2.2 Основные параметры двигателя ЭДУ-133 

Мощность, кВт 

414 

Напряжение, В 

506/780 

Ток, А 

890/577 

Частота вращения, об/мин 

600/2320 

Коэффициент полезного действия, % 

92,0 

Момент на валу, кг м 

672 

Наибольшее номинальное напряжение на выводах двигателя, В  810 
Допускаемые отклонения по ГОСТ 2582-81. 

 

 
1.3 Состав двигателя 
1.3.1  Двигатель  состоит  из    следующих  основных  частей  (обозначение 

позиций в соответствии с рисунком 1.1 – приложения А): 

магнитной системы, состоящей из станины (корпуса поз. 1), главных (поз. 

2) и добавочных (поз. 3) полюсов; 

якоря,  состоящего  из  сердечника  якоря  (поз.  4),  обмотки  якоря  (поз.  5), 

уравнительной обмотки (поз.6), коллектора (поз. 7); 

подшипниковых щитов (поз.8) с подшипниками качения (поз. 9, 10); 

щеткодержателей (поз. 11). 

1.3.2 Для устранения наиболее вероятных в эксплуатации неисправностей с 

каждым  двигателем  поставляется  комплект  запасных  частей,  номенклатура  и 
количество их указываются в паспорте двигателя. 

 

 

 

 

38 

1.4 Устройство и работа 
1.4.1 Двигатель 
1.4.1.1  Двигатель  представляет  собой  электрическую  машину  постоянного 

тока, 

последовательного 

возбуждения, 

с 

независимой 

нагревательной 

вентиляцией, исполнение двигателя защищенное. 

Для  наиболее  полного  использования  тележечного  пространства  форма 

корпуса двигателя принята восьмигранной, двигатель выполнен с одним конусным 
концом вала для насадки ведущей шестерни тягового редуктора. 

1.4.1.2  Исполнения  двигателей  отличаются  только  конструкцией  корпуса 

магнитной 

системы 

и 

моторно-осевых 

подшипников; 

обусловленных 

подвешиванием двигателя на тепловозе. 

Двигатели  с  опорно-осевым  подвешиванием  с  циркуляцинной  и 

польстерной  системой  смазки  оборудованы  моторно-осевыми  подшипниками 
скольжения  с  вкладышами  из  бронзы,  залитыми  баббитом,  и  польстерными 
устройствами. В двигателях  с циркуляционной системой смазки подача смазки к 
вкладышам осуществляется из центральной камеры МОП насосом, с приводом от 
оси  коллекторной  пары  в  раздаточные  камеры,  откуда  через  окно  во  вкладыше 
поступает в зону трения между осью колесной пары и вкладышем. Отработанная 
смазка улавливается специальными резиновыми уплотнениями и возвращается в 
центральную камеру по каналам, расположенным в нижней части корпуса МОП. 

Следующий  вид  двигателя  –  с  МОП  качения  вместо  подшипников 

скольжения. 

Двигатель с опорно-рамным подвешиванием моторно-осевых подшипников 

не имеет. 

1.4.1.3  Система  вентиляции  двигателя  устроена  так,  что  благодаря 

щелевому  уплотнению  между  обмоткодержателем  задней  нажимной  шайбы  и 
щитом,  потоки  охлаждающего  воздуха  через  магнитную  систему  и  якорь 
разделены. 

Выход воздуха из якоря осуществляется через окна в щите, а из магнитной 

системы через окна в корпусе. На выходных окнах корпуса двигателя установлены 
защитные решетки и козырьки. 

1.4.1.

4 Двигатель имеет пять выводных концов: 

начало и конец обмотки возбуждения D1 и D2; 
начало и конец якорной цепи А1, В2; 
промежуточный вывод с якорной цепи А3. 
1.4.1.5  Принципиальная  электрическая  схема  соединения  обмоток 

двигателя  и  соединение  выводных  концов  при  реверсировании  приведена  на 
рисунке 1.2. 

1.4.2 Магнитная система 
1.4.2.1  Магнитная  система  состоит  из  станины  (корпуса)  и  расположенных 

на ней главных и добавочных полюсов. 

1.4.2.2 Главные полюса предназначены для создания основного магнитного 

потока  в  машине,  который  поступает  через  зазор  в  якорь,  разветвляется  в 
сердечнике якоря, подходит к соседним полюсам и замыкается через корпус. 

1.4.2.3  Корпус  двигателя,  являющийся  одновременно  магнитопроводом, 

выполняется  литым  из  стали  Ст25ЛК20  или  сварным  из  низкоуглеродистой 
низколегированной стали 09Г2С. 

1.4.2.3  Полюс  представляет  собой  моноблок,  пропитанный  эпоксидным 

компаундом,  состоящий  из  сердечника  и  катушки.  Стержень  с  резьбой  МЗО  для 
закрепления  полюса  к  корпусу  закладной  и  может  заменяться  без  нарушения 
моноблока. Полюса крепятся к станине болтами. 

Сердечник  полюса  нашихтован  из  штампованных  листов,  стянутых 

заклепками. 

 

 

 

39 

 
 
 
 

 

 
 

Схем

а

 э

л

е

кт

р

иче

ск

а

я со

е

д

ин

ен

ий 

об

м

о

то

к 

тяг

о

во

го

 ун

ифиц

ир

о

ва

н

но

го

 дв

иг

а

те

л

я пост

о

я

н

н

о

го

 

то

ка

 Э

Д

У

-133

 

 

 

 

 

 

40 

Катушка  полюсная  двухшайбная,  намотанная  из  медной  шины  сечением 

9х28  плашмя.  Междувитковая  изоляция  из  непропитанной  стеклослюдинитовой 
ленты  и  пропитанной  стеклянной  ткани.  Корпусная  изоляция  катушки  из 
непропитанной стеклослюдинитовой ленты. 

1.4.2.5  Добавочные  полюса  предназначены  для  устранения  искрения  при 

коммутации.  Устанавливают  их  между  главными  полюсами  и  крепят  к  станине 
болтами. 

Полюс 

добавочный 

представляет 

сабой 

моноблок, 

пропитанный 

эпоксидным компаундом, состоящий из сердечника и катушки. 

Катушка добавочного полюса намотана из шинной меди 6х35 мм на ребро. 
Междувитковая изоляция из ткани стеклянной пропитанной. 
Крайние  витки  изолированы  непропитанной  стеклослюдинитовой  лентой  и 

стеклянной лентой. 

Катушки  добавочных  полюсов  соединяются  последовательно  между  собой 

и с обмоткой якоря и питаются током якоря. 

1.4.2.6  Соединения  главных  полюсов  выполнены  гибкими  наборными 

медными  шинами,  а  добавочных  полюсов  сдвоенными  кабелями.  Выводные 
провода,  кроме  двигателя  с  опорно-рамным  подвешиванием,  изготовлены  с 
изоляцией из кремнийорганической резины. 

Корпус  двигателя  с  опорно-рамным  подвешиванием  имеет  две  коробки 

выводов. 

1.4.2.7  Корпус  двигателя  всех  модификаций  имеет  четыре  кронштейна,  в 

которые  установлены  щеткодержатели,  удерживающие  щетки  в  специальных 
гнездах,  и  обеспечивающие  постоянный  контакт  щеток  с  поверхностью 
коллектора. 

Щеткодержатель  отлит  из  латуни,  имеет  гнезда  для  установки  трех  щеток 

ЭГ-61А  (2х12,5)х40х64  с  резиновыми  амортизаторами  для  защиты  от  ударной  и 
вибрационной нагрузки. 

Нажатие 

на 

щетку 

осуществляется 

спиральными 

пружинами, 

характеристики  которых  подобраны  так,  чтобы  регулировка  давления  до  полного 
износа  щетки  не  требовалась.  Для  удобства  смены  щеток  в  щеткодержателях 
имеются устройства для фиксации пружины в поднятом положении. 

1.4.2.8  В  корпус  двигателя  запрессованы  два  подшипниковых  щита 

роликовыми подшипниками качения, в которых вращается якорь. 

Подшипниковые  щиты  выполняют  функцию  звена,  связывающего  якорь  с 

магнитной системой, определяют положение оси двигателя. 

Сборка  подшипникового  щита  со  станиной  осуществляется  по  принципу 

центрирующего посадочного замка, а именно с помощью посадки центрирующего 
выступа  внешнего  кольца  щита  на  посадочную  поверхность  корпуса  магнитной 
системы. 

Соединение фиксируется крепежом. 
Подшипниковые  щиты  оборудованы  камерами  для  сброса  отработанной 

смазки, которые закрыты крышками. 

Смазка подшипников – БУУКСОЛ. 
1.4.3 Якорь 
1.4.3.1  Якорь  двигателя  предназначен  для  преобразования  электрической 

энергии,  поступающей  из  сети  на  его  обмотку,  механическую  энергию, 
передаваемую через вал и редуктор колесной паре. 

1.4.3.2 Якорь состоит из вала, переходной втулки, на которую монтируются 

все  детали  якоря,  сердечника,  обмотки  с  уравнительными  соединениями  и 
коллектора. 

Наличие  втулки  позволяет  производить  смену  вала  без  нарушения  всех 

остальных узлов. 

 

 

 

41 

1.4.3.3 Вал якоря изготовлен из проката, сталь 3ОХМА с термообработкой. 

Свободный конец вала для посадки шестерни имеет конусность 1:10 и отверстия 
для маслосъема. 

1.4.3.4  Сердечник  якоря  шихтованный  из  электротехнической  стали, 

спрессован нажимными шайбами из стального проката. Задняя нажимная шайба 
имеет приставную часть, закрывающую головки обмотки якоря от повреждений. 

1.4.3.5 Обмотка якоря петлевая, уложена в прямоугольные пазы сердечника 

и закреплена в них изоляционными клиньями, лобовые части обмотки закреплены 
бандажами из стеклобандажной ленты класса «Н». Концы обмотки перед входом 
в шлицы коллектора расплющены. 

1.4.3.6  Уравнительная  обмотка  предназначена  для  равномерного 

распределения  тока  между  параллельными  ветвями  и  жесткого  фиксирования 
напряжения между соседними коллекторными пластинами. 

Уравнительная  обмотка  уложена  на  обмоткодержатель  под  лобовыми 

частями обмотки якоря, выводные концы – в коллекторные пластины. 

1.4.3.7 Коллектор предназначен для преобразования тока. 
Коллектор  двигателя  –  арочного  типа,  изготовлен  из  медных  профилей  с 

присадкой кадмия. Изоляционные прокладки – из слюдопласта. 

Комплект  коллекторных  пластин  через  изоляционные  манжеты  стянут 

конусами из легированной стали. Конуса зажаты гайкой через пружинное кольцо. 
Поэтому, подтяжка коллектора в депо исключена. 

Внутренняя поверхность коллектора гермитична. 
 
1.5 Средства измерения, инструменты и принадлежности 
1.5.1  Средства  измерения  (приборы),  инструменты  и  принадлежности 

предназначены  для  контроля,  испытаний  и  выполнения  работ  по  техническому 
обслуживанию и текущему ремонту двигателя. 

1.5.2  перечень  приборов,  инструмента  и  принадлежностей  указан  в 

приложении Б. 

 
1.6 Маркировка 
1.6.1 На двигателе крепится табличка с нанесенными на ней номинальными 

данными, объем которых соответствует требованиям нормативных документов. 

1.6.2  Обозначение  выводов  обмоток 

набивается  на  кабельных 

наконечниках, в коробке выводов, и наносят краской на корпусе двигателя рядом с 
выводами. 

1.6.3 на корпусе машины набит заводской номер двигателя, на конце вала – 

заводской номер якоря. 

1.6.4 Транспортная тара замаркирована с учетом требований ГОСТ 14192-

77. 

 
1.7 Упаковка 
1.7.1  При  поставке  на  предприятие-изготовитель  тепловозов,  отгрузка 

двигателя  производится  без  упаковки,  в  специальных  гнездах  по  чертежам 
предприятия изготовителя двигателя с закреплением от перемещения. 

1.7.2  При    индивидуальных    поставках  двигателя  категория  упаковки  КУ-1. 

Сочетание  вида  транспортной  тары  с  типом  внутренней  упаковки  по 

0

ВУ

9

ТЭ

78

23216

ГОСТ

 

1.7.3 Перед подготовкой двигателя к упаковке или отгрузке без упаковки 

место входа охлаждающего воздуха закрыть заглушкой, которую необходимо 
возвратить предприятию-изготовителю двигателя. 

1.7.4 Запасные части двигателя упакованы в отдельный ящик. 

 

 

 

 

42 

2 Использование по назначению 

 
2.1 Эксплуатационные ограничения 
2.1.1 При эксплуатации двигателя, кроме РЭ, дополнительно 

руководствоваться: 

1) паспортом двигателя и якоря двигателя; 
2) деповским комплектом чертежей двигателя; 
3) правилами по технике безопасности и производственной санитарии при 

ремонте тепловозов и дизель-поездов в депо; 

4) правилами и инструкцией по технике безопасности и производственной 

санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов, мотор-вагонного 
подвижного состава; 

5) инструкцией по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения 

локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава; 

6) правилами ремонта электрических машин, тепловозов; 
7) эксплуатационной документацией тепловоза. 
2.1.2 Не допускать эксплуатации двигателя с неисправностями в 

электрической схеме тепловоза. 

2.1.3 При неисправности двигателя немедленно отключить его от 

электрической схемы тепловоза на нулевой позиции контролера 
соответствующим контактором и отправить тепловоз в депо для устранения 
неисправностей. 

Запрещается  выключать  и  включать  отключатели  двигателей  под 

нагрузкой. 

2.1.4 Запрещается установка щеток марки, не соответствующей указанной в 

паспорте двигателя. 

2.1.5  Не  допускать  эксплуатации  двигателя  со  щетками,  имеющими 

предельный  (до  контрольной  риски)  или  близкий  к  нему  износ,  так  как  при  этом 
происходит  задир  коллектора  токоведущими  проводами  щеток  в  месте  их 
заделки. 

2.1.6  С  целью  предупреждения  ускоренного  износа  щеток  не  допускать 

эксплуатации  двигателя  с  нарушением  чистоты  поверхности  коллектора  или  с 
повышенным  (чем  указанное  в  инструкции  по  техническому  обслуживанию 
двигателя) нажатием на щетку. 

Шероховатость  поверхности  коллектора  должна  быть не  более   R

а

=1,6 

мкм (или не ниже седьмого класса). 

После  переброса  электрической  дуги  или  кругового  огня  поверхность 

коллектора  и  канавки  между  коллекторными  пластинами  очистить  от  медных 
брызг и других последствий. 

2.1.7  Производить  добавление  смазки  в  подшипники  двигателей  согласно 

карты смазки (приложение В). 

2.1.8 Запрещается работа двигателя со смятыми рамками и козырьками, а 

также установка заглушек на окнах (отверстиях) выхода охлаждающего воздуха в 
любое время года. 

2.1.9  Перед вводом тепловоза в эксплуатацию: 
1) поставить тепловоз на смотровую канаву; 
2) снять плотную бумагу или ткань с отверстий (окон) в корпусе магнитной 

системы  и  подшипниковом  щите,  предназначенных  для  выхода  охлаждающего 
воздуха  (только  перед  вводом  в  эксплуатацию  тепловоза  после  длительной 
стоянки); 

3) проверить крепление двигателя на раме тележки и выводных проводов. 
2.1.10 Требования к месту установки двигателя на тепловозе. 
2.1.10.1 Место для установки двигателя на тепловозе должно обеспечивать: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     50      51      52      53     ..