Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 51

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     49      50      51      52     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 51

 

 

 

 

 

11 

Что проверяется и при помощи какого 

инструмента, приборов  

и оборудования. 

Методика проверки. 

Технические требования 

Для измерения сопротивления 
изоляции цепей вывод ЗЕМЛЯ 
прибора присоединить к любой 
неокрашенной части корпуса, а вывод 
ЛИНИЯ – поочередно к одному из 
выводов цепи обмотки независимого 
возбуждения (F1 или F2) и к одному из 
выводов А1 или А2 (цепи якоря) или 
В2Д1 или Д2 (пусковой обмотки). 
Для измерения сопротивления 
изоляции якоря и токособирательных 
шин отсоединить шины, идущие от 
токособирательных шин к 
добавочным полюсам, а вывод 
ЛИНИЯ прибора присоединить к 
одному из выводов А1, А2. 
Для измерения сопротивления 
изоляции токособирательных шин 
дополнительно к работам, указанным 
в пункте 1.2, поднять щетки. 

Сопротивление изоляции должно быть: 
1) не менее 20 МОм в практически 
холодном состоянии перед монтажом на 
тепловозе нового или прошедшего 
текущий ТР-3 или заводской ремонт 
генератора; 
2) не менее 1,0 МОм в практически 
холодном состоянии в эксплуатации и 
перед вводом тепловоза в эксплуатацию 
после длительной стоянки (1 – 15 суток и 
более); 
3)не менее 1,0 МОм в нагретом состоянии 
(при температуре 100 – 110 ºС). 

Для измерения сопротивления 
изоляции добавочных полюсов 
дополнительно к работам, указанным 
в пункте 3, отсоединить шину, идущую 
от добавочного полюса к пусковой 
обмотке, а вывод ЛИНИЯ прибора 
подсоединить к выводу В2 Д1. 
Для измерения сопротивления 
изоляции пусковой обмотки 
выполнить работы, указанные в 
пункте 4, а вывод ЛИНИЯ прибора 
подсоединить к одному из выводов В2 
Д1 или Д2. 
По окончании измерения разрядить 
обмотки присоединением к выводам 
обмоток заземленного провода. 

 

Щеткодержатели – осмотром, 
изоляционной пластинкой, ключом. 
Зазор между щеткодержателями и 
рабочей поверхностью кллектора 
измерять изоляционной пластинкой 
(например из текстолита, гетинакса) 
соответствующей толщины. 

Отсутствие оплавлений, нарушающих 
свободное перемещение щеток в обоймах 
и трещин корпуса. 
Отсутствие оплавлений и перегибов 
пружин. 
Зазор между щеткодержателями и 
коллектором должен быть 2-3 мм. 
Отсутствие ослабления крепления 
щеткодержателей к бракетам. 

Щётки – осмотром, металлической 
линейкой, щупы набор №2 
ТУ2-034-0221197-011-91

 

Соответствие марки, указанной в паспорте 
генератора. Свободное перемещение 
щеток в обоймах щеткодержателей 
(величина зазора между боковыми 

 

 

 

 

12 

Что проверяется и при помощи какого 

инструмента, приборов  

и оборудования. 

Методика проверки. 

Технические требования 

сторонами щетки и стенками обойм (в 
соответствии с приложением Б) отсутствие 
следов перегрузки (перегрева) током и 
повреждений токоведущих проводов 
щеток. 
Отсутствие трещин и сколов кромок у 
контактной поверхности более 10% от 
площади поперечного сечения. 
Контактная поверхность притирки щетки к 
коллектору должна быть не менее 75 % от 
площади её сечения. 
Радиальный размер щетки должен быть не 
менее 17 мм (до контрольной метки) 

Рабочая поверхность коллектора – 
осмотром, металлической линейкой и 
щупом, набор №2  
ТУ2-034-0221197-011-91,  
микрометром рычажным МРИ 800-0,01  
ГОСТ 4381-87,  
индикатором ИЧ-0,2 ГОСТ 577-68 

Коллектор должен иметь гладкую от 
светло-коричневого до темно-коричневого 
цвета рабочую поверхность, без следов 
оплавления от перебросов электрической 
дуги, подгаров, наволакивания меди и 
загрязнений. 
Выработка под щетками должна быть не 
более 0,5 мм. 

Выработку  под  щётками  определить, 
измеряя 

световую 

щель 

между 

линейкой 

и 

коллектором 

по 

щёточному следу 

Отсутствие местного боя (выпадение или 
западание пластин), выступания 
изоляционных миканитовых прокладок под 
коллекторными пластинами. 
Допуск радиального биения коллектора в 
горячем состоянии должен быть не более 
0,06 мм при условии удовлетворительной 
коммутации. Глубина продорожки 
изоляции между пластинами должна быть 
в пределах  
0,5-

1,5 мм 

Вибрация 

генератора 

– 

ручным 

вибрографом.  Измерять  на  опорных 
лапах 

генератора 

во 

всех 

направлениях. 

Допустимая 

двойная 

амплитуда 

вибрационного смещения не более 0,2 мм. 

Работа  подшипника  при  работающем 
дизеле – на слух 

Подшипник  должен  работать  без  стука  с 
равномерным шумом. 

 
2.1.3 Возможные неисправности и методы их устранения. 
2.1.3.1  Перечень  возможных  неисправностей  генератора,  их  причины  и 

методы устранения приведены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 

 

 

 

13 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

Снижение 
сопротивления 
изоляции 
обмоток 

1 Попадание внутрь 
генератора влаги, горюче-
смазочных материалов, 
грязи. 
 
2 Перегрев генератора из-
за нарушения системы 
вентиляции (забиты сетки 
на окнах в станине для 
выхода охлаждающего 
воздуха) 

Очистка 
поверхностей 
обмоток от 
загрязнений и (или) 
сушка изоляции 
обмоток 
Устранение причин 
перегрева 

Сушку, очистку 
и промывку 
изоляции 
обмоток 
производить в 
соответствии с 
п. 3 

Пробой на 
корпус 
изоляции 
обмоток 

1 Эксплуатация при 
чрезмерном снижении 
сопротивления изоляции. 
2 Разрушение корпусной 
изоляции от перегрева 
генератора. 
3 Механическое 
повреждение корпусной 
изоляции. 

Ремонт с частичной 
или полной заменой 
вышедших из строя 
обмоток 

 

Междувитковое 
замыкание в 
обмотках 
(выгорание 
изоляции, 
оплавление или 
перегорание 
проводников 
обмоток) 

1 Разрушение изоляции от 
образовавшегося в обмотке 
перенапряжения, местный 
перегрев участков 
междувитковой изоляции от 
токов утечки, а также 
появление 
кратковременного 
повышения напряжения при 
перебросах электрической 
дуги (кругового огня) по 
коллектору. 
2 Механические 
повреждения изоляции 
обмоток 
3 Некачественная 
изолировка при 
изготовлении или ремонте 
обмоток 
4 Перегрев генератора из-
за нарушения системы 
вентиляции 

Ремонт с частичной 
или полной заменой 
вышедших из строя 
обмоток 

 

Переброс 
электрической 
дуги по 
коллектору 

1 Загрязнение и 
замасливание рабочей 
поверхности коллектора 
 

Устранение причин 
переброса 
электрической дуги 
по коллектору 

 

 

 

 

 

14 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

различной 
интенсивности 
вплоть до 
кругового огня 
(оплавление, 
обгорание и 
выгорание 
деталей, 
попавших в 
область горения 
дуги). 
 

2 Скопление угольной пыли 
в канавках между 
коллекторными пластинами 

Очистка и промывка 
коллектора, 
щеточного 
механизма, смена 
вышедших из строя 
щеток и продувка 
коллекторной 
камеры сухим 
сжатым воздухом. 

 

3 Механические 
повреждения и 
неравномерная выработка 
коллектора 
 
4 Переброс электрической 
дуги по коллектору одного 
или нескольких 
электродвигателей по 
различным причинам 
5 Появление 
кратковременного импульса 
напряжения (всплеска) из-
за резкого сброса нагрузки 
 
6 Появление значительных 
кратковременных 
(импульсных) токов 
перегрузки тяговых 
электродвигателей 

Ремонт и (или) 
замена вышедших 
из строя деталей и 
сборочных единиц 
 
 
 
 
 
Перевод 
контроллера на 
низшие позиции с 
выдержкой на 
каждой позиции не 
менее 1с. 
Соблюдение 
режима вождения 
поездов, 
исключающего 
перегрузку 
электродвигателей 

 

 

7 Резкий сброс нагрузки в 
результате буксования 
одного или нескольких 
электродвигателей 
8 Короткие замыкания в 
цепи питания 
электродвигателей или 
витковые замыкания в 
обмотках самих 
электродвигателей 
 
9 Выступание миканита в 
канавках между 

 
 
 
 
Улучшение 
качества ухода за 
проводами 
электрической 
схемы тепловоза и 
электродвигателям
и 
Продорожка 
коллектора 

 

 

 

 

15 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

коллекторными пластинами 

Подгар (эрозия) 
коллекторных 
пластин 

1 Загрязнение 
(замасливание) рабочей 
поверхности коллектора, 
выступание миканита 
между коллекторными 
пластинами 

Устранение 
загрязнений и 
причин попадания 
на коллектор масла, 
улучшение ухода за 
коллектором, 
продорожка 
коллектора 

 

 

2 Завышенное биение 
коллекторных пластин 
(нарушение 
цилиндричности 
коллектора), местное 
выступание или западание 
пластин 
 
3 Междувитковое 
замыкание в обмотке 
добавочных полюсов или 
нарушение цепи в 
межкатушечных 
соединениях. 
 
 
4  Неправильная  настройка 
зоны  безыскровой  работы 
щеток  и  сдвиг  щеток  с 
электрической 

нейтрали 

(особенно 

против 

направления 

вращения 

якоря), 

что 

вызывает 

повышенное 

искрение 

щеток 

Подтяжка 
коллекторных 
болтов на 
подогретом якоре, 
шлифовка 
коллектора 
 
 
Своевременная 
проверка 
межкатушечных 
соединений и 
качества изоляции, 
устранение 
обнаруженных 
неисправностей. 
Проверка и 
установка щеток на 
электричкскую 
нейтраль и 
настройка 
коммутации 
 

 

Нарушение 
коммутации 
(искрение под 
щетками свыше 
1,5 баллов, 
нарушение 
глянцевой 
поверхности 
коллектора, 
подгорание 
кромок щеток) 

1 Установка щеток 
различных марок 
 
 
2 Некачественные или 
неисправные (имеющие 
сколы или чрезмерно 
изношенные) щетки 
3 Недопустимое 
увеличение зазора между 
рабочей поверхностью 
коллектора и 

Установка щеток 
марки, указанной в 
паспорте 
генератора. 
Своевременная 
замена щеток 
 
 
Установка зазоров в 
соответствии с 
таблицей 2.1 
настоящего 

 

 

 

 

 

16 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

щеткодержателем 
4 Недопустимое 
увеличение зазора между 
боковыми сторонами щетки 
и обоймой щеткодержателя 
5 Отсутствие требуемого 
нажатия на щетку 
вследствие деформации 
пружины 
6 Смещение щеток с 
электрической нейтрали 
 
7 Неравномерное 
расположение бракетов по 
коллектору (расстояние 
между щетками одинаковой 
раздвижки разных бракетов 
не соответствует 
расчетным значениям) 
 

раздела 
Замена щеток или 
щеткодержателя 
 
 
Замена 
щеткодержателя 
(или рычага 
щеткодержателя) 
Установка щеток на 
электрическую 
нейтраль  
Проверка 
расположения 
щеток методом 
снятия отпечатков, 
устранение 
обнаруженных 
отклонений от 
требований 
чертежа 
 

 

8 Нарушение 
цилиндричности рабочей 
поверхности коллектора 
(эллипс или местное 
выступание пластин) 
 
 

Подтяжка 
коллекторных 
болтов, проточка, 
шлифовка и, при 
необходимости, 
продорожка 
коллектора 

 

9 Загрязнение рабочей 
поверхности коллектора 
 
 
 
 
10 Механическое 
повреждение коллектора 
при попадании на него 
посторонних предметов 

Протирка рабочей 
поверхности 
коллектора 
безворсной 
салфеткой, слегка 
смоченной в 
бензине или спирте 
Шлифовка (или) 
проточка и, при 
необходимости 
продорожка 
коллектора 

 

 

 

 

17 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

 

11 Не выдержаны 
расчетные зазоры между 
полюсами магнитной 
системы и поверхностью 
якоря или они расположены 
неравномерно (магнитная 
несимметрия) 
12 Повышенная вибрация 

Проверка  зазоров  и 
расположения 
полюсов, 
устранение 
замеченных 
отклонений 

от 

требований 
чертежа 
 
Устранить  причины 
повышенной 
вибрации 

 

Перегрев 
коллектора 
(изменение 
цвета 
коллектора 

появление 

на 

нем 

цветов 

побежалости) 

1 Нарушение системы 
вентиляции (забиты сетки 
на окнах в станине для 
выхода охлаждающего 
воздуха) 
2 Длительные перегрузки 
генератора из-за 
неисправностей в 
электрической схеме 
тепловоза или следствие 
переброса дуги по 
коллектору 

Устранение  причин, 
нарушающих 
нормальное 
охлаждение 
генератора 
Устранение 
неисправностей 
схемы  и  строгое 
соблюдение 
допустимых 
нагрузок  и  режимов 
вождения поездов 

 

 

3 Применение 
некачественных щеток или 
щеток других марок, 
имеющих повышенный 
коэффициент трения. 

Замена 
некачественных 
щеток, 

установка 

щеток 

марки, 

указанной 

в 

паспорте 
генератора 

 

Разрыв 

и 

размотка 
бандажа 

и 

обмотки якоря 
 
 

1  Повреждение  бандажей 
при  витковых  замыканиях  в 
лобовых  частях  обмотки 
или  при  перебросе  дуги  по 
петушкам коллектора 

Механические 

повреждения  бандажей  при 
сборке 

– 

разборке 

генератора  или  попадания 
внутрь 

генератора 

посторонних предметов 

Ремонт 

якоря 

с 

заменой 
поврежденного 
бандажа 

или 

полностью  обмотки 
якоря 
 

 

Перегрев 
подшипника  

1  Недостаток  или  избыток 
смазки 
 
 

Количество  смазки 
привести 

в 

соответствие 

с 

картой 

смазки 

 

 

 

 

 

18 

Наименование 
неисправности, 
внешнее 
проявление и 
дополнительны
е признаки 

Вероятная причина 

Метод устранения 

Примечание 

 
2  Износ  или  разрушение 
деталей подшипника 

Затирание 

деталей 

подшипникового узла 
 
4  Проворот  внутреннего 
кольца 

генератора 
(приложение А) 
Замена подшипника 
 
Выяснение 

и 

устранение  причин 
затирания 
Замена подшипника 
с  восстановлением 
и 

проверкой 

посадки  вала  под 
подшипник 

Повышенный 
размах 
виброперемеще
ния 
(ослабление 
резьбовых 
соединений, 
повреждение 
щеток  и  других 
элементов). 

Некачественная 

центровка  генератора  при 
сочленении  с  коленчатым 
валом дизеля или с другими 
механизмами  тепловоза  со 
стороны  свободного  конца 
вала 

Ослабление 

затяжки 

шпилек 

крепления 

генератора на дизеле 
3  Ослабление  крепления  и 
перемещение 

(или 

выпадение) 
балансировочных  грузов  на 
якоре генератора 

Проверка  качества 
центровки 

и 

устранение 
обнаруженных 
отклонений 
 
 
 
Подтяжка 

гаек 

крепления 
 
Балансировка якоря 
(по 

возможности) 

установкой 

на 

место  и  надежным 
закреплением 
балансировочных 
грузов 

 

2.2 Использование генератора 
2.2.1  Перед  вводом  вновь  прибывшего  в  депо  тепловоза  в  эксплуатацию 

проверить  сопротивление  изоляции  обмоток  генератора  относительно  корпуса  в 
холодном  состоянии  путём  измерения  сопротивления  изоляции  силовых  цепей и 
цепи возбуждения в соответствии с руководством по эксплуатации тепловоза. 

2.2.2 Перед вводом тепловоза в эксплуатацию после длительной стоянки 
(1-

15 суток и более) выполнить следующие работы: 

1) работы в объёме технического обслуживания ТО-2; 
2)  проверить  величину  сопротивления  изоляции  обмоток  относительно 

корпуса в холодном состоянии путем измерения сопротивления изоляции силовых 
цепей в соответствии с руководством по эксплуатации тепловоза. 

 

3 Техническое обслуживание 

3.1 

Виды технического обслуживания и текущего ремонта 

3.1.1 

Система технического обслуживания и текущего ремонта генератора 

включает в себя следующие виды: 

 

 

 

19 

техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3; 
текущие ремонты ТР-1,ТР-2, и ТР-3 . 
3.2 

Периодичность технического обслуживания  

3.2.1 

Виды  технического  обслуживания  и  текущего  ремонта  генератора 

совмещать  с  аналогичными  видами  технического  обслуживания  и  текущего 
ремонта тепловоза. 

3.3 

Демонтаж и монтаж 

3.3.1 

В  случае  отправки  генератора  на  текущий  ремонт  ТР-3  (или 

обнаружения неисправностей и повреждений, для устранения которых требуется 
разборка генератора) выполнить следующие работы: 

1) 

отсоединить генератор от электрической схемы тепловоза; 

2) 

снять с генератора вспомогательное оборудование тепловоза; 

3) 

отсоединить 

свободный 

конец 

вала 

якоря 

генератора 

от 

вспомогательного оборудования тепловоза; 

4) 

отсоединить генератор от дизеля; 

5) 

снять  генератор  с  тепловоза  при  помощи  крана  за  транспортировочные 

проушины и установить его на подставку; 

6) 

очистить  наружную  поверхность  генератора  от  пыли  и  грязи  в  моющей 

установке жидкостью, для составления которой рекомендуется применять один из 
следующихводных растворов моющих средств: 

0,1 процентный раствор МЛ-80 ТУ84.509-1-82; 
0,5 процентный раствор отходов "Синтамид-5" ТУ6-02-09-04-82; 
0,5 процентный раствор "Термос"ТУ6-0,2-15325-80; 
0,1  процентный  раствор  "Термос"  плюс  0,2  процентный  раствор 

триполифосфата ГОСТ13493-86; 

Очистку производить при температуре 85 ºС для моющей жидкости с МЛ-80, 

70 ºС - с отходами "Синтамид-5" и 50 – 60 ºС с "Термос". 

Сушку  после  промывки  производить  при  температуре  130  –  150  ºС  до 

восстановления  сопротивления  изоляции  узлов.  При  этом  продолжительность 
времени  с  момента  окончания  мойки  до  начала  горячей  сушки  не  должна 
превышать 0,5 часа. 

Очистку производить только при включённой вытяжной вентиляции. 
7) измерить сопротивление изоляции цепей в соответствии с таблицей 2.1 
с целью выявления участков с пониженным сопротивлением изоляции. 
В  случае  снижения  сопротивления  изоляции  вследствие  её  увлажнения, 

сушку изоляции обмоток можно производить одним из следующих способов: 

1) внешним обогревом (например, в печи или сушильной камере); 
2) электрическим током. 
Выбор  метода  сушки  зависит,  главным  образом,  от  местных  условий, 

имеющихся возможностей и от степени увлажнения изоляции обмоток. 

Перед  сушкой  изоляции  обмоток  продуть  генератор  сжатым  воздухом  и 

очистить  доступные  участки  якоря  и  магнитной  системы,  изоляторы,  бракеты  и 
соединительные шины от пыли, грязи, замасливания и других загрязнений. 

Обмотки при сушке нагревать постепенно. При быстром нагреве разница в 

постоянных времени нагрева и в коэффициентах линейного расширения обмотки 
и  активной  стали,  а  также  конструктивных  частей  генератора,  может  послужить 
причиной повреждений (разрывов) изоляции. 

Измерение  температуры  и  сопротивления  производить  в  начале  сушки 

через каждые 30 мин., а при установившейся температуре – через 1 час. 

Во время сушки сопротивление изоляции обмоток сначала понижается 

вследствие испарения влаги, а затем повышается и, наконец, становится 
постоянным или незначительно изменяется в сторону повышения. Сушку не 
прекращать при продолжающемся понижении сопротивления изоляции. При 

 

 

 

 

20 

установившейся величине сопротивления изоляции сушку продолжить еще 2-3 
часа. 

Сушка изоляции обмоток внешним обогревом  
Для сушки изоляции обмоток внешним обогревом генератор в сборе со 

снятыми крышками подшипникового щита или отдельно якорь, магнитную 
систему, главный или добавочный полюс поместить в вентилируемую сушильную 
камеру (или в печь) с температурой 100 – 110 

С. 

Сушка изоляции обмоток электрическим током 
Сушку изоляции обмоток генератора электрическим током производить или 

от постороннего источника тока, или в режиме короткого замыкания. 

Сушку изоляции обмоток током от постороннего источника применять тогда, 

когда не представляется возможным вращать якорь генератора и имеется 
источник постоянного тока низкого напряжения. 

Сушку изоляции обмоток током короткого замыкания применять тогда, когда 

генератор не снят с тепловоза. При этом частота вращения генератора –  

12,5с

-1

(750об/мин) и ток не более 600 А. 

Во избежание повреждения изоляции Э.Д.С. самоиндукции напряжение 

питания выключать только после его плавного снижения. 

Замеры температуры производить только при выключении напряжения 

питания. 

3.3.2 Перед монтажом генератора выполнить следующие работы: 
1)  расконсервировать  генератор,  руководствуясь  требованиями  пункта  3.5 

настоящего раздела; 

2)  продуть  снаружи  и  внутри  сухим  чистым  сжатым  воздухом  и  очистить 

генератор от загрязнений; 

3)  проверить  внешнее  состояние,  величину  сопротивления  изоляции 

обмоток в холодном состоянии в соответствии с таблицей 2.1 настоящего раздела  

3.3.3 

Непосредственно  перед  установкой  генератора  на  тепловоз 

проверить отсутствие посторонних предметов в местах установки (закрепления) и 
сочленения генератора, а также на посадочных поверхностях генератора. 

3.3.4 

Генератор  при  помощи  крана  установить  опорными  лапами  на 

амортизирующую подставку рамы дизеля. 

Сочленить  якорь  генератора  с  коленчатым  валом  дизеля  и  произвести 

центровку  якоря  с  магнитной  системой.  При  сочленении  якоря  генератора  с 
коленчатым валом дизеля обеспечить радиальное биение свободного конца вала 
якоря не более 0,08 мм на расстоянии не более 20 мм от торца свободного конца. 

При  центровке  якоря  с  магнитной  системой  обеспечить  величину  зазора 

между якорем и главными полюсами, измеренного по оси полюсов, равную 3,2  – 
4,4  мм.  При  этом  разность  между  наибольшим  и  наименьшим  зазорами  должна 
быть не более 0,8 мм. 

Окончательно  закрепить  генератор  с  соблюдением  требований  и  указаний 

руководства  по  эксплуатации  дизель  -  генератора  (или  руководства  по 
эксплуатации тепловоза). 

После этого выполнить следующие работы: 
1) присоединить генератор к электрической схеме тепловоза; 
2)  проверить  осмотром  отсутствие  посторонних  предметов  внутри 

генератора; 

3)  проверить  работу  подшипника  при  наименьшей  частоте  вращения  и 

размах  виброперемещения  на  лапах  генератора  при  номинальной  частоте 
вращения  дизеля.  Работа  подшипника  и  размах  виброперемещения  должны 
соответствовать требованиям таблицы 2.1 настоящего раздела. 

Все  крепежные  и  резьбовые  детали,  применяемые  при  монтаже 

генератора, застопорить от самоотвинчивания. 

 

 

 

21 

Смонтированный  на  тепловозе  генератор  должен  пройти  реостатные 

испытания в соответствии с руководством по эксплуатации тепловоза. 

После  реостатных  испытаний  генератор  должен  быть  осмотрен  и  принят 

службой технического контроля. 

3.3.5 

Каждый случай монтажа и демонтажа генератора должен отмечаться 

в  его  паспорте  с  указанием  даты,  причины  демонтажа  и  объёма  проведенной 
работы,  номера  и  серии  тепловоза,  на  который  устанавливается  генератор, 
пробега  от  начала  эксплуатации  генератора  на  момент  демонтажа  и  фамилии 
лиц, производящих запись и приемку генератора в эксплуатацию. 

3.3.6 

В  процессе  технического  обслуживания  и  неплановой  разборки 

генератора  пользоваться  приведенными  в  приложении  значениями  допустимых 
величин основных параметров (Приложение Б). 

3.4 

Порядок технического обслуживания генератора. 

3.4.1 Перечень работ при техническом обслуживании генератора приведен 

в таблице 3.1. 

Таблица 3.1 

Наименование работ 

Виды ТО 

Примеча

ние 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

Проверить осмотром внешнее состояние 
генератора. 

-   

Проверить на слух работу подшипника при 
работающем дизеле. 

-   

Проверить состояние подшипникового узла 
 

-   

Записать в журнале технического состояния 
тепловоза неисправности генератора, 
которые были обнаружены при техническом 
обслуживании и в пути следования. 

-   

Открыть крышки подшипникового щита, 
предварительно очистив от загрязнений и 
посторонних предметов. 

 

Продуть генератор и его составные части 
сухим сжатым воздухом. 

 

Проверить осмотром состояние рабочей 
поверхности коллектора, щеток, 
щеткодержателей. 

-   

Заменить щетки, имеющие повреждения и 
предельный (или близкий к нему) износ. 

-   

Обтереть поверхность коллектора, бандажа 
на манжете коллектора и изоляторов, сухой 
безворсной салфеткой (при невозможности 
удаления загрязнений, протереть салфеткой, 
смоченной в чистом бензине и отжатой) до 
полного удаления загрязнений. 
 

-   

Устранить шлифовкой подгары, задиры, 
следы переброса электрической дуги и 
другие мелкие дефекты на рабочей 
поверхности коллектора. После шлифовки 
обдуть внутренние поверхности генератора. 

-   

Установить на место крышки подшипникового  - 

-   

 

 

 

 

22 

Наименование работ 

Виды ТО 

Примеча

ние 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

щита 
Добавить смазку в подшипник через 7,5 
месяцев наработки тепловоза (приложение 
А) 

-   

Измерить сопротивление изоляции обмоток 
генератора. При сопротивлении изоляции 
менее 1,0 МОм производить сушку изоляции 
в соответствии с пунктом 3.3 настоящего 
раздела 

-   

Проверить подтяжкой крепление выводов в 
клицах, а также контактные соединения 
выводов с проводами схемы 

-   

Проверить обстукиванием крепление 
подшипникового щита и крышки подшипника. 
Подтянуть ослабленные болты. 

-   

Снять ограждение с окон в станине и 
проверить подтяжкой крепление вентилятора 

-   

Проверить крепление генератора на 
тепловозе 

-   

Измерить уровень вибрации генератора 
 

-   

Снять генератор с тепловоза и разобрать 
 

+   

Продуть чистым сжатым воздухом и очистить 
составные части генератора от загрязнений 

+   

Проверить состояние изоляции магнитной 
системы и якоря в холодном состоянии. При 
сопротивлении изоляции менее 20 МОм 
произвести сушку изоляции внешним 
обогревом (см. пункт 3.3 настоящего 
раздела) с последующей пропиткой якоря 

+   

Заменить и передать на заводской ремонт 
полюса и якорь при обнаружении пробоя 
изоляции, а также, если сопротивление, 
замеренное при температуре 100 – 110 

С 

(после сушки) менее 1,0 МОм 

+   

Проверить внешним осмотром состояние 
проводных соединений и шин. Заменить 
провода, имеющие поврежденную изоляцию, 
обрыв жил более 10 % и отгар наконечников 
шин. Разрешается восстановить 
поврежденную изоляцию шин и проводных 
соединений резиновой слипающейся лентой 
ЛЭТСАР-КР-0,5 ТУ38-103171-80 

+   

При восстановлении изоляции, вырезать её в 
месте повреждения, края срезать на конус 
длиной 20-25 мм. Наложить новую изоляцию 
последовательно от одного края вырезанной 
части к другому плотно, без морщин, 

+   

 

 

 

23 

Наименование работ 

Виды ТО 

Примеча

ние 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

перекрытием 1/2 ширины. Общая толщина 
наложенных слоев должна быть не менее 
толщины основной изоляции. Сверху 
последнего слоя наложить один слой 
стеклянной ленты ЛЭС-0,2×25 ГОСТ5937-81 
перекрытием 1/2 ширины. Наложенную 
изоляцию покрыть электроизоляционной 
эмалью  
ГФ-92-ХС ГОСТ 9151-75 для исполнения У 
или ГФ-92-ГС ГОСТ9151-75 для исполнения Т 
до получения глянцевого покрытия. 
Проверить  осмотром  состояние  главных  и 
добавочных полюсов 

+   

Проверить подтяжкой межкатушечные 
соединения полюсов. Для этого разогнуть 
шайбу стопорную, подтянуть болты и вновь 
загнуть шайбу стопорную 

+   

Покрыть эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ9151-75 для 
исполнения У или ГФ-92-ГС ГОСТ9151-75 для 
исполнения Т внутренние поверхности 
магнитной системы 

+   

Осмотреть тщательно якорь. При 
повреждении вала якорь отправить на 
заводской ремонт 

+   

Проверить состояние рабочей поверхности 
коллектора 

+   

Обточить коллектор при радиальном биении 
более 0,06 мм, при радиальном износе 
(выработке) под щетками свыше 0,5 мм, 
наличии задиров и выплавлений от 
переброса электрической дуги 

+   

При нарушении цилиндричности коллектора 
перед обточкой якорь прогреть в течение 3-4 
часов при температуре 120-140 

С, подтянуть 

коллекторные болты, дать якорю остыть и 
снова подтянуть коллекторные болты. 
Подтяжку производить плавно, не более, чем 
на пол-оборота за один прием с 
поочередным подвертыванием диаметрально 
противоположных болтов 

+   

После проточки произвести продорожку, 
снять фаски с кромок пластин по всей длине 
рабочей части, зачистить заусенцы, 
прошлифовать и обдуть коллектор 
 

+   

Проверить обстукиванием затяжку 
коллекторных болтов якоря. Подтянуть болты 
при ослаблении затяжки, предварительно 
нагрев якорь как перед обточкой коллектора 

+   

 

 

 

 

24 

Наименование работ 

Виды ТО 

Примеча

ние 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

Проверить осмотром и обстукиванием 
бандажи и клинья якоря. Бандажи при 
наличии поперечных, глубоких продольных и 
сквозных трещин, при ослаблении или 
разрушении, а также клинья при ослаблении 
и повреждении, заменить 

+   

Бандаж на манжете коллектора зачистить 
мелкой стеклянной бумагой до удаления 
верхнего слоя эмали (без повреждения 
стеклянной ленты). Протереть чистой сухой 
салфеткой и покрыть эмалью ГФ-92-ГС серой 
ГОСТ 9151-75 или КО-976 ТУ16-504.048-82 

+   

Покрыть эмалью ГФ-92-ГС серой  
ГОСТ9151-75 или КО-976 ТУ16-504.048-82 
поверхность якоря 

 

 

 

 

 

   

Рекомендуется на втором текущем ремонте 
ТР-3 пропитывать якорь в лаке с 
последующей сушкой и покрытием эмалью. 
Якорь перед пропиткой просушить. 

+   

Произвести динамическую балансировку 
якоря без вентилятора (только в случае 
замены бандажей и клиньев, пропитки и 
проточки коллектора) 

+   

Проверить осмотром состояние вентилятора 

+   

Покрыть эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ9151-75 для 
исполнения У или ГФ-92-ГС для исполнения 
Т поверхность вентилятора 

+   

Произвести ревизию подшипникового узла 

+   

Разобрать подшипниковый щит 

+   

Покрыть эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ9151-75 для 
исполнения У или ГФ-92-ГС ГОСТ9151-75 для 
исполнения Т внутренние поверхности 
подшипникового щита (кроме посадочных 
поверхностей) 

+   

Проверить осмотром состояние составных 
частей щеткодержателей 

+   

Заменить щеткодержатели, имеющие 
трещины корпуса. Устранить наплывы и 
оплавления, нарушающие свободное 
перемещение щеток в обоймах и способные 
повредить коллектор 

 

 

 

 

 

   

Заменить пружины (рычаги) со следами 
оплавлений, трещинами, перегибами и 
другими повреждениями 
 

+   

Заменить щетки комплектом новых 

+   

Покрыть поверхность токособирательных 
шин (кроме контактных поверхностей) 
эмалью ГФ-92-ХС серой ГОСТ9151-75 для 

+   

 

 

 

25 

Наименование работ 

Виды ТО 

Примеча

ние 

ТО

-1

 

ТО

-2

 

ТО

-3

 

ТР

-1

 

ТР

-2

 

ТР

-3

 

исполнения У или ГФ-92-ГС ГОСТ9151-75 для 
исполнения Т 
Проверить состояние крышек 
подшипникового щита 

в 
соответс
твии с 
таблицей 
2.1 

Заменить или отремонтировать неисправные 
или имеющие повреждения крышки 

+   

Покрыть внутренние поверхности смотровых 
крышек эмалью ПФ-115 серой ГОСТ6465-76 
для исполнения У или МЛ-12 серой 
ГОСТ9754-76 для исполнения Т 

+   

Собрать и испытать генератор 

+   

Покрыть наружную поверхность генератора 
(кроме свободного конца вала, фланца якоря, 
контактных поверхностей выводов) эмалью 
ПФ-115 серой ГОСТ6465-76 для исполнения 
У или МЛ-12 серой ГОСТ9754-76 для 
исполнения Т 

+   

Устранить обнаруженные неисправности и 
отметить о них в учетной документации депо 
и паспорте генератора 

+   

3.4.2 Разборка и сборка 
3.4.2.1 Разборку снятого с тепловоза генератора производить в следующей 

последовательности: (см. чертеж ИАКВ.529312.008СБ приложения В ): 

1) очистить наружную поверхность генератора от загрязнений и продуть его 

сухим чистым воздухом; 

2) снять полумуфты с вала; 
3) снять крышки с подшипникового щита 2; 
4) снять ограждение 1 и сетки 7 с окон для выхода охлаждающего воздуха; 
5) поднять щетки и обвернуть рабочую поверхность коллектора плотной 

бумагой; 

6) отсоединить шину, идущую от добавочных полюсов к токособирательной 

шине; 

7) снять клицы закрепления выводов генератора; 
8) вывернуть стопорные винты 22 и отвернуть гайку специальную 16 с вала 

якоря; 

9) вывернуть болты крепления наружной крышки подшипника 11 и 

выпрессовать её при помощи болтов, вворачиваемых в отжимные отверстия; 

10) вывести якорь 4 из магнитной системы 3 при помощи 

транспортировочной скобы и уложить его на подставку с мягкой обкладкой (при 
этом следить, чтобы не было перекосов якоря во избежание повреждения 
подшипника и рабочей поверхности коллектора); 

11) поддерживая вентилятор натянутым тросом, вывернуть болты его 

крепления к корпусу якоря, выпрессовать его при помощи болтов, вворачиваемых 
в отжимные отверстия; 

12) снять вентилятор; 
13) поддерживая подшипниковый щит 2 натянутым тросом, вывернуть 

 

 

 

 

26 

болты 20 его крепления к станине, выпрессовать его при помощи болтов, 
вворачиваемых в отжимные отверстия. 

3.4.2.2 Снятие полюсов (при необходимости замены) производить в 

следующей последовательности: 

1) снять шины и провода, соединяющие катушки полюсов; 
2) установить станину на торец стороны, противоположной 

подшипниковому щиту, и снять полюсы с катушками (при отворачивании болтов, 
крепящих полюсы, поддерживать полюсы при помощи натянутого ремня 
грузоподъемным приспособлением или краном). 

При снятии соединительных шин и полюсов рекомендуется предварительно 

замаркировать их расположение и зафиксировать количество прокладок, чтобы 
при сборке обеспечить их первоначальное положение и требуемые зазоры между 
полюсами и якорем 

3.4.2.3  Разборку  подшипникового  щита  производить  в  следующей 

последовательности: 

1) отсоединить токособирательные шины от бракетов; 
2)  снять  бракеты  со  щеткодержателями  и  изоляторы  с  подшипникового 

щита; 

3) вытащить щетки из щеткодержателей; 
4) отвинтить и снять с подшипникового щита смазочную трубку. 
3.4.2.4 

Перед сборкой генератора выполнить следующие работы: 

1)  собрать  магнитную  систему  (в  случае  замены  полюсов).  Проверить 

расстояние  между  диаметрально  противоположными  полюсами.  При  этом 
соблюдать полярность полюсов, убедиться в наличии немагнитных прокладок под 
добавочными полюсами; 

2) собрать подшипниковый щит (в случае его разборки); 
3)  измерить  сопротивление  изоляции  магнитной  системы  и  якоря,  которое 

должно быть не менее 20 МОм; 

4) установить на вал якоря внутреннюю крышку подшипника; 
5)  насадить  на  вал  якоря  в  нагретом  состоянии  (в  случае  снятия  с  вала) 

внутреннее уплотнительное кольцо и предварительно подобранный подшипник; 

6)  заполнить  смазкой  в  количестве  0,65  кг  пространство  между  роликами 

подшипника,  лабиринтные  канавки  крышек  и  канал  смазкоподводящей  трубки,  а 
оставшуюся смазку распределить равномерно на камеры смазки обеих крышек; 

7)  обвернуть  картоном  или  другим  плотным  материалом  поверхность 

коллектора; 

8) установить вентилятор на корпусе якоря; 
9) завести якорь в магнитную систему; 
10) установить подшипниковый щит и наружную крышку подшипника 
3.4.2.5 При сборке генератора проверить в соответствии с приложением Б: 
1) нажатие на щётку (выборочно), качество притирки щёток; 
2) свободу перемещения щеток в обоймах щеткодержателей; 
3) зазор между щёткодержателями и коллектором; 
3.4.2.6 Выпускаемый из ремонта генератор по окончании всех ремонтных и 

сборочных работ подвергнуть следующим испытаниям: 

1)  измерить  сопротивление  изоляции  обмоток  в  холодном  состоянии  в 

соответствии с таблицей 2.1 настоящего раздела; 

2)  измерить  сопротивление  обмоток  постоянному  току  в  практически 

холодном  состоянии  методом  вольтметра  и  амперметра  или  двойного  моста  по 
ГОСТ11828-86. При этом сопротивление обмоток, приведенное к температуре 20 
ºС,  не  должно  отклоняться  от  номинального  значения  (указанного  в  паспорте 
генератора) более чем ± 10 %; 

3)  испытать  электрическую  прочность  изоляции  обмоток  относительно 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     49      50      51      52     ..