Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 54

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 54

 

 

 

 

 

59 

Таблица 5.1 – Перечень работ при ТР 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

Выполнить работы, 
предусмотренные 
техническим 
обслуживанием ТО-2 

В соответствии с 4.3.2 

 

Снять крышки смотровых 
люков корпуса, 
предварительно очистив 
их и прилегающие к ним 
участки двигателя от пыли 
и загрязнений 

Отсутствие загрязнений, 
пыли, масла и дизельного 
топлива 

Салфетка трикотажная 
обтирочная ТУ 17 
РСФСР 43-15-2-80 
Ключ гаечный 
торцовый 690-0439 
ГОСТ 25787-83 (S=22) 

Обдуть внутреннюю 
поверхность двигателя 
сжатым воздухом 

Отсутствие пыли и 
загрязнений на внутренних 
поверхностях двигателя 
Бандаж на манжете 
коллектора должен быть без 
загрязнений, механических 
повреждений, прожогов, 
отслоений и следов 
переброса электрической 
дуги, неустранимых зачисткой 

 

Устранить затяги меди на 
рабочей поверхности 
коллектора с 
восстановлением фасок 

Отсутствие затягов меди 

Нож для снятия фасок 

Устранить шлифовкой 
подгары, задиры, следы 
переброса электрической 
дуги и другие мелкие 
дефекты на рабочей 
поверхности коллектора. 
Для шлифовки коллектора: 
1) подсоединить двигатель 
к постороннему источнику 
постоянного тока 
(например, к сварочному 
агрегату) в следующей 
последовательности: в 
высоковольтной камере 
отсоединить четыре 
провода соответствующего 
двигателя, соединить 
между собой по одному 
проводу от обмотки 
возбуждения и якоря, а 
оставшиеся свободными 
два провода подсоединить 

Отсутствие следов переброса 
электрической дуги, задиров и 
подгара. 
При наличии на рабочей 
поверхности коллектора 
мелких механических 
повреждений, не вызывающих 
сколы щеток и ухудшения 
коммутации, разрешается 
временная эксплуатация до 
очередного технического 
обслуживания или текущего 
ремонта 

Шкурка шлифовальная 
ГОСТ 6456-82. 
Источник постоянного 
тока, шланг для обдува 
Щетка волосяная ЩТ-2 
ГОСТ 10597-87,  
скатоопускная канава 
Бруски шлифовальные 
40х40х75  
ГОСТ 2456-82 
Р16А10С1-Б1 и 
Р17-24АМ40-СН-Б1 

 

 

 

 

60 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

к проводам источника 
постоянного тока; 
2) поддомкратить колесную 
пару; 
3) установить между 
щетками одного 
щеткодержателя и 
коллектором 
шлифовальную шкурку; 
4) вращая якорь от 
постороннего источника, 
прошлифовать коллектор. 
После устранения затягов 
меди и шлифовки очистить 
канавки между 
коллекторными пластина-
ми движением волосяной 
щетки вдоль коллекторных 
пластин и обдуть 
внутренние поверхности 
двигателя 

 

 

Проверить состояние 
щеткодержателей 
осмотром, а также 
приподнимая свободный 
отогнутый конец пружины, 
нажимающей на щетку. 
Заменить неисправные 
(имеющие неисправные 
составные части) 
щеткодержатели. При 
замене зазор между 
щеткодержателем и 
рабочей поверхностью 
коллектора измерять 
изоляционной пластиной 
(например, из 
стеклотекстолита или 
гетинакса) толщиной от 2 
до 4 мм. 
Проверить подтяжкой 
крепление 
щеткодержателей к 
кронштейну 

Отсутствие оплавлений 
корпуса, нарушающих 
свободное перемещение 
щеток в обоймах  или 
способных повредить 
коллектор. 
Отсутствие трещин корпуса. 
Отсутствие трещин, следов 
оплавлений и других 
повреждений пружин. 
Отсутствие трещин, прожогов 
изоляции пальцев. Отсутствие 
свободного вращения 
фиксатора на оси (вследствие 
излома зубьев фиксатора или 
среза стопорящего выступа в 
корпусе щеткодержателя) 
Момент затяжки болтов 
крепления щеткодержателей к 
кронштейнам от 245 до 294 
Н·м (от 25 до 30 кгс·м), а 
проводов к щеткодержателям 
от 60 до 90 Н·м (от 6 до 9 
кгс·м) 
Зазор между 
щеткодержателем и рабочей 

Ключ 
динамометрический из 
состава ЗИП тепловоза. 
Ключ гаечный 
торцовый 6910-0444 
ГОСТ 25787-83 (S=27), 
ключ гаечный 7811-0023 
ГОСТ 2823-80 (17х19) 
или ключ гаечный 
торцовый 6910-0431 
ГОСТ 25787-83 (S=17) 
Пластина изоляционная 
толщиной от 2 до 4 мм 

 

 

 

61 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

поверхностью коллектора 
должен быть от 2 до 4 мм 

Проверить состояние 
щеток осмотром, линейкой, 
щупом. 
Заменить щетки имеющие 
предельный или близкий к 
нему износ. 
При осмотрах и замене 
щеток свободный 
отогнутый конец пружины, 
нажимающий на щетку, 
сместить в сторону от 
зубчатого колеса и 
установить на любой из 
зубьев верхней части 
колеса 

Свободное перемещение 
щеток в обоймах 
щеткодержателей. Отсутствие 
следов перегрузки 
(перегрева) током и 
повреждений токоведущих 
проводов. Отсутствие трещин 
и сколов кромок у контакной 
поверхности более 10% от 
площади поперечного 
сечения. Отсутствие 
односторонней  выработки 
граней.  
Наибольший износ щеток 
допускается до риски на 
щетке, а при отсутствии риски 
наименьший радиальный 
размер щетки должен быть не 
менее 23 мм (без 
амортизирующей 
изоляционной накладки). 
Соответствие марки, 
указанной в паспорте 
двигателя. Контактная 
поверхность при-работки 
щетки должна быть не менее 
75% от площади ее сечения и 
не должна иметь двойной 
зеркальной поверхности 
Для справки: зазор между 
боковыми сторонами щетки и 
стенками обоймы 
щеткодержателя должен быть 
по тангенциальному размеру 
от 0,04 до 0,5 мм, по 
аксиальному размеру от 0,05 
до 1,0 мм 

Линейка металлическая 
150 ГОСТ 427-75 
Шкурка шлифовальная 
ГОСТ 6456-82 
Проволока 0,8-0-Ц1 
ГОСТ 3882-74 
Плоскогубцы 7814-0251 
ГОСТ 5547-93 
Ключ гаечный 7811-
0007 ГОСТ 2839-80 
(12х13) 
Набор шурупов №2 
ТУ 2-34-0221197-011-91 

 

Болты крепления 
токоведущих проводов щеток 
к корпусу щеткодержателя 
должны быть предохранены 
от самоотвинчивания 
(законтрены попарно 
проволокой). 
Установку щетки в обойму 

 

 

 

 

 

62 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

щеткодержателя после 
проверки состояния 
производить в том же 
положении, в каком она 
находилась до ее извлечения 
из обоймы. В процессе 
осмотра щеток запрещается 
резко спускать вниз пружины 
щеткодержателя, так как при 
этом может произойти скол 
(трещина) щеток. 

 

Вновь устанавливаемые 
щетки предварительно 
притереть на специальном 
барабане (с диаметром 
равным диаметру кол-
лектора), на поверхность 
которого установлена 
шлифовальная шкурка 
зернистостью 8-10 рабочей 
стороной к щеткам. 
Токоведущие провода 
скрутить на два с половиной 
оборота 

 

Протереть рабочую 
поверхность коллектора, 
поверхности петушков 
коллектора, бандажа на 
манжете коллектора, 
пальцы щеткодержателей 
чистой сухой салфеткой 
(при невозможности 
удаления загрязнений 
протереть салфеткой 
смоченной в бензине или 
спирте и отжатой) до 
полного удаления 
загрязнений 

Только при обнаружении 
загрязнений указанных 
поверхностей горюче-
смазочными материалами 
Отсутствие загрязнений 

Салфетка трикотажная 
обтирочная 
ТУ 17 РСФСР 43-15-2-
80 
Бензин ГОСТ 1012-72 
или спирт  
ГОСТ 18300-87 или 
спирт ГОСТ 17299-78 

Установить на место 
крышки смотровых люков 

Плотное прилегание к 
привалочным поверхностям 
корпуса. Установка крыши 
верхнего смотрового люка до 
упора в палец корпуса и ее 
закрепление замком 

Ключ гаечный торцовый 
6910-0439 
ГОСТ 25737-88 (S=22) 
или ключ гаечный 
7801-0025 
ГОСТ 2839-80 (22х24) 

Проверить осмотром 
состояние крышек люков 

Наличие всех крышек люков. 
Плотное прилегание крышек к 
корпусу 

 

 

 

 

63 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

Подтянуть ослабленные 
болты 

Отсутствие частичного 
отвинчивания болтов 
крепления боковой и нижней 
крышек 

Ключ гаечный торцовый 
6910-0439 
ГОСТ 25787-89 (S=14) 

Проверить состояние 
болтов крепления осевых 
подшипников (для 
элетродвигателей с 
моторноосевыми 
подшипниками) 
При отсутствии контровки 
подтянуть ключом болты и 
восстановить контровку 

Наличие контровки 
проволокой ботов крепления 
осевых подшипников. 
Момент затяжки от 1250 до 
1435 Н·м (от127 до 145 кгс·м) 

Пневмагайковерт 
ИП3 106А 
Динамический ключ из 
состава ЗИП тепловоза 

Проверить подтяжкой 
болты (гайки) крепления 
полюсов 

Отсутствие частичного 
отвинчивания болтов (гаек) 
крепления нижних полюсов 

Ключ гаечный торцовый 
6910-0455 
ГОСТ 25787-83 (S=41) 
молоток 7850-0103 
ГОСТ 2310-77 

При обнаружении 
ослабления хотя бы одного 
болта (гайки) удалить 
эпоксидный компаунд с 
болтов (гаек) верхних 
полюсов, подтянуть их и 
восстановить заливку 
компаундом 

Отсутствие нарушения 
целостности заливки 
компаундом болтов (гаек) 
крепления верхних полюсов 
Момент затяжки болтов 
крепления главных полюсов 
от 833 до 1029 Н·м (от 85 до 
105 кгс·м), гаек крепления 
добавочных полюсов от 587 
до783 Н·м (от 60 до 80 кгс·м) 

Зубило ГОСТ 7211-86 
Ключ 
динамометрический из 
состава ЗИП тепловоза. 
Эпоксидный компаунд 
ЭКХ-1 ОАШ 919.007 

Проверить подтяжкой 
крепление выводных 
проводов к электрической 
схеме тепловоза 

Ослабление крепления не 
допускается. 
Смотри эксплуатационную 
документацию тепловоза 

 

Добавить смазку в якорные 
подшипники 

Смотри карту смазки 
двигателя (приложение Б) 
Строго соблюдать 
периодичность и количество 
добавления смазки, 
указанные в карте смазки 
двигателя, а также марку 
смазки, указанную в паспорте 
двигателя. 
Категорически запрещается 
смешивание различных марок 
смазки 

Смазка пластичная 
Буксол 
ТУ 0254-107-01124328-
01 
Пресс-шприц из состава 
ЗИП тепловоза 
Ключ гаечный торцовый 
6910-0424 
ГОСТ 25787-83 (S=14) 

Проверить обстукиванием 
крепление подшипниковых 
щитов и крышек и 

Ослабление затяжки болтов 
не допускается (глухой 
дребезжащий звук – признак 

Эпоксидный компаунд 
ЭКХ ОАШ  919.007 
Молоток 7850-0105 

 

 

 

 

64 

Содержание работ 

и методика их 

проведения 

Технические требования 

Приборы. 

инструменты. 

приспособления 

и материалы. 

необходимые для 

выполнения работ 

подшипников в доступных 
местах 
Подтянуть ослабленные 
болты 

ослабления) 
Момент затяжки болтов 
крепления подшипниковых 
щитов 700-798 Н·м (70-80 
кгс·м), 90-100 Н·м (9-10 кгс·м) 

ГОСТ 2310-77 Ключи 
динамометрические из 
состава ЗИП тепловоза 

Измерить статическое 
давление охлаждающего 
воздуха в контрольной 
точке коллекторной 
камеры (в отверстие 
крышки нижнего 
смотрового люка) на 
максимальной позиции 
коллектора U-образным 
манометром 

Статическое давление 
должно быть для тепловоза 
мощностью 3500 л.с. 
1900 Па (19,4 мм вод.ст.), для 
тепловоза мощностью 3000 
л.с. в зависимости от типа 
1780 Па (182 мм вод.ст.) или 
1080 Па (110 мм вод.ст.),  
для тепловоза  
1200-

1350 л.с.-200Па 

U-

образным 

манометром 

Проверить детали 
подвески тягового 
двигателя в соответствии с 
требованиями 
эксплуатационной 
документации тепловоза 

Смотри эксплуатационную 
документацию тепловоза 
Проверку производить до и 
после ТР двигателя 

Мегаомметр М4100/4 
класс точности 1,0 
ГОСТ 23706-93 1000 В 

Измерить сопротивление 
изоляции цепей двигателя, 
если сопротивление 
изоляции силовых цепей 
тепловоза ниже 
допустимой нормы 
(сопротивление изоляции 
измерить при нейтральном 
положении 
пневматического 
переключателя или при 
отсоединенных от 
электрической схемы 
тепловоза выводных 
проводах) 

Согласно 4.1.8. 
При сопротивлении изоляции 
обмоток двигателя менее 
1,0 Мом производить сушку 
изоляции обмоток в 
соответствии с 4.1.8.1 и 
4.1.8.2 

Мегаомметр М4100/4 
класс точности 1,0 
ГОСТ 23706-93 1000 В 

 
5.3.2 Средний ремонт СР 
5.3.2.1  В  случае  отправки  двигателя  на  средний  ремонт  (или  обнаружения 

неисправностей  и  повреждений,  для  устранения  которых  требуется  разборка 
двигателя) выполнить следующие работы: 

а)  отсоединить  двигатель  от  электрической  схемы  тепловоза  и  системы 

воздухоснабжения; 

б)  снять  двигатель  с  тележки  и  отсоединить  от  колесной  пары  в 

соответствии с указаниями эксплуатационной документации тепловоза; 

в) снять с вала якоря шестерню тягового редуктора; 
г) очистить наружную поверхность двигателя от пыли и грязи; 

 

 

 

65 

д)  обдуть  двигатель  снаружи  и  внутри  сухим  чистым  воздухом,  очистить 

поверхности сборочных единиц и деталей от загрязнений; 

е) заменить сопротивление изоляции цепей с целью выявления участков  с 

пониженным сопротивлением изоляции (сопротивление изоляции обмоток должно 
быть не менее 1,0 МОм); 

ж)  проверить  по  шуму  на  слух  при  помощи  слуховой  трубки  работу 

подшипников при работе двигателя в режиме холостого хода с частотой вращения 
от 8,73 до 10 с

-1

 

(от 500 до 600 об/мин) при этом исправные подшипники должны 

работать без стука с равномерным шумом; 

з) проверить осевой разбег якоря, который должен быть от 0,2 до 0,45 мм; 
и)  проверить  биение  коллектора  в  холодном  состоянии,  которое  должно 

быть не более 0,04 мм. 

5.3.2.2 Воздух для продувки отдельных частей и в целом двигателя должен 

быть сухим, очищенным от посторонних примесей и подаваться под давлением от 
0,18  до  0,2  МПа  (от  1,8  до  2  кгс/см

2

),  при  этом  шланг  для  продувки  не  должен 

иметь металлического наконечника. 

5.3.2.3  Очистку  контактных  или  других  металлических  и  изолированных 

поверхностей  установленного  на  тепловозе  двигателя  производить  чистыми 
сухими  безворсыми  салфетками  (а  в  случае  необходимости,  смоченными  в 
бензине или спирте). 

Для  удаления  плотно  прилипшей  к  составной  части  двигателя  грязи 

использовать  жесткие  волосяные  щетки,  а  также  деревянные  или  фибровые 
скребки. 

Категорически 

запрещается 

производить 

очистку 

загрязненных 

поверхностей составных частей и самого двигателя едкими веществами. 

Очистку двигателя и го составных частей от эксплуатационных загрязнений 

осуществлять в моечной установке моющей жидкостью, для составления которой 
рекомендуется применять разбавленные водные растворы моющих средств: 

а) 0,1 процентный раствор МЛ-80 ТУ 48.509-1-82; 
а) 0,5 процентный раствор отходов «Синтамид-5» ТУ 6-02-09-04-82; 
а) 0,5 процентный раствор «Термос» ТУ 6-02-15325-80; 
а) 0,1 процентный раствор «Термос» ТУ 6-02-15325-80 плюс 0,2 процентный 

раствор триполифосфата натрия ГОСТ 13493-86. 

Промывку производить при температуре 70°С для моющей жидкости с МЛ-

80 и с отходами «Синтамид-5» и от 50 до 60°С с концентратом «Термос». 

Сушку  после  промывки  производить  при  температуре  от  130  до  150  °С  до 

восстановления  сопротивления  изоляции  узлов.  При  этом  продолжительность 
времени  с  момента  окончания  мойки  до  начала  горячей  сушки  не  должна 
превышать 0,5 ч. 

Очистку производить только при включенной вытяжной вентиляции. 
Допускается  применять  для  обмывки  двигателя  в  сборе  моющий  раствор 

«Лабомид-101» или «Лабомид-102». 

Допускается  производить  очистку  двигателя  и  его  составных  частей  при 

помощи скребков и наружной обтиркой приведенными растворами. 

5.3.2.4  Сопротивление  изоляции  цепей  двигателя  относительно  корпуса  и 

между  обмотками  измерять  мегаомметром    напряжением  на  1000  В.  При  этом 
величина сопротивления изоляции должна быть: 

а)  не  менее  10  МОм  в  практически  холодном  состоянии  прошедшего 

текущий ремонт ТР и заводской ремонт двигателя; 

б)  не  менее 1,0  МОм  в  практически  холодном  состоянии в эксплуатации  и 

перед  вводом  тепловоза  в  эксплуатацию  после  длительной  стоянки  (более  15 
суток); 

в) не менее 1,0 МОм в нагретом состоянии. 

 

 

 

 

66 

Измерение сопротивления изоляции производить в соответствии с 4.1.8.1. 
В  случае  обнаружения  снижения  сопротивления  изоляции  вследствие  ее 

увлажнения сушку производить в соответствии с 4.1.8.2 

5.3.3 Порядок разборки и сборки двигателя 
5.3.3.1  Разборку  поступившего  на  ремонт  двигателя  производить  в 

следующей последовательности: 

установить  двигатель  горизонтально  так,  чтобы  был  свободный  доступ  к 

нижнему смотровому люку; 

снять с корпуса магнитной системы крышки смотровых люков; 

вытащить  щетки  из  обойм  щеткодержателей,  предварительно 

зафиксировав пружины на одном из зубьев фиксатора; 

обернуть  рабочую  поверхность  коллектора  якоря  плотной  бумагой  и 

обвязать шнуром; 

отсоединить  от  клеммной  колодки  наконечники  проводов  и  от  корпуса 

магнитной системы металлический рукав проводов датчика частоты вращения; 

расконтрить  гайки  и  вывернуть  из  крышки  подшипника  со  стороны 

коллектора датчик частоты вращения при его наличии; 

отвернуть  болты,  снять  крышку  подшипника  со  стороны  коллектора  при 

помощи болтов, вворачиваемых в отжимные отверстия крышки; 

отогнуть шайбу, отвернуть болты и снять упорную шайбу и упорное кольцо 

подшипника со стороны коллектора; 

спрессовать  при  помощи  винтового  съемника  наружное  уплотнительное 

кольцо  со  стороны,  противоположной  коллектору  (только  для  двигателей  со 
щелевыми лабиринтными уплотнениями якорных подшипниковых узлов), при этом 
для  облегчения  спрессовки  рекомендуется  вложить  в  углубление  в  торце  вала 
стальной шарик диаметром от 25 до 30 мм; 

отвернуть болты, снять крышку подшипника со стороны, противоположной 

коллектору, при помощи болтов вворачиваемых в отжимные отверстия крышки; 

снять  с  наружного  уплотнительного  кольца  разрезное  кольцо  и  эспандер 

(только для двигателя с контактными уплотнениями якорных подшипников узлов); 

измерить радиальный зазор в роликовых подшипниках (радиальный зазор 

между  верхним  роликом  и  внутренним  кольцом  подшипника  должен  быть  не 
более  0,24  мм  со  стороны  коллектора  и  не  более  0,29  мм  со  стороны, 
противоположной коллектору); 

отвернуть  болты  крепления  подшипникового  щита  со  стороны, 

противоположной коллектору; 

одеть  транспортную  скобу  на  конусный  конец  вала  якоря,  закрепить  ее 

гайкой и подтянуть краном до натяжения каната; 

выпрессовать равномерно без перекосов подшипниковый щит со стороны, 

противоположной  коллектору,  при  помощи  болтов,  вворачиваемых  в  отжимные 
отверстия щита; 

вывести  якорь  из  корпуса  вместе  с  подшипниковым  щитом  со  стороны, 

противоположной коллектору, выдвигая якорь строго горизонтально во избежание 
повреждения коллектора и обмотки якоря о щеткодержатели, полюса и горловины 
корпуса магнитной системы; 

положить якорь на подставку с мягкой обкладкой; 

снять  с  вала  якоря  подшипниковый  щит  при  помощи  грузоподъемного 

крана; 

снять с внутренних уплотнительных колец разъемные кольца и эспандеры 

(только  на  двигатели  с  контактными  уплотнениями  якорных  подшипниковых 
узлов); 

установить корпус магнитной системы вертикально подшипниковым щитом 

со стороны коллектора вверх; 

 

 

 

67 

отвернуть и выпрессовать подшипниковый щит со стороны коллектора при 

помощи болтов, вворачиваемых в отжимные отверстия щита; 

отвернуть  болты  из  отжимных  отверстий,  ввернуть  рым-болты  и  снять  с 

корпуса магнитной системы подшипниковый щит со  стороны коллектора; 

отсоединить  от  щеткодержателей  токопроводящие  провода  щеток  и 

вытащить щетки из обойм; 

снять  с  корпуса  магнитной  системы  козырьки  и  рамки  на  выходе 

охлаждающего воздуха; 

разобрать подшипниковые щиты. 

Допускается 

разборка 

при 

вертикальном 

положении 

двигателя. 

Дальнейшую  разработку  двигателя  производить  только  при  обнаружении  каких-
либо неисправностей его составных частей. 

Допускается  не  выпрессовывать  из  корпуса  магнитной  системы 

подшипниковый  щит  со  стороны  коллектора,  однако  подшипник  должен  быть 
выпрессован из щита. 

Внутреннее  кольцо  подшипников  снять  с  вала  якоря  (предварительно 

разогрев их при помощи индуктивных нагревателей) только при необходимости их 
замены.  При  этом  с  вала  якоря  двигателя  с  контактными  уплотнениями  якорных 
подшипниковых  узлов  предварительно  снять  наружное  уплотнительное  кольцо 
(при помощи винтового съемника или индуктивного нагревателя). 

Выпрессовку  роликового  подшипника  любого  из  подшипниковых  щитов 

производить  на  прессе  или  при  помощи  молотка  с  приложением  усилия  на 
стержни  (шпильки)  диаметром  от  10  до  12  мм,  вставляемых  в  специальные 
демонтажные  отверстия  в  щите  (на  двигателях  со  щелевыми  и  лабиринтными 
уплотнениями  якорных  подшипниковых  узлов),  или  на  торцы  роликов  (на 
двигателях  с  контактными  уплотнениями  якорных  подшипниковых  узлов).  В 
последнем  случае  приложение  усилия  производить  через  специальное  кольцо, 
вставляемое в подшипник и распирающее изнутри ролики, чем предотвращается 
опрокидывание  (выворачивание)  роликов.  В  качестве  такого  кольца  можно 
применять  забракованное  внутреннее  бортовое  кольцо  подшипника  такого  же 
типоразмера.  При  выпрессовке  подшипника  в  отсутствии  пресса  рекомендуется 
предварительно установить  под подшипниковый щит лист плотной бумаги и два 
деревянных бруска размером 60х60х600 мм. 

5.3.3.2  Снятие  добавочного  полюса  (только  при  необходимости  замены) 

производить  в  следующей  последовательности  (следует  помнить,  что  катушки 
добавочных полюсов с сердечников в условиях депо не снимаются): 

отсоединить  проводные  соединения  между  смежными  добавочными 

полюсами; 

установить корпус двигателя коллекторной камерой вниз; 

удалить  эпоксидный  компаунд  в  местах  расположения  гаек  крепления 

полюсов; 

отвернуть гайку и вытащить средний болт крепления добавочного полюса; 

поддерживая снимаемый полюс на куглом металлическом стержне длинной 

от1,5 до 1,6 м и диаметром от 20 до 25 ммм, вставляемого в среднее отверстие 
полюса  и  корпуса  двигателя,  отвернуть  гайки  и  вытащить  крайние  болты 
крепления добавочного полюса; 

переместить полюс при помощи стержня в середину магнитной системы; 

пропустить мягкий строп через верхнее отверстие в сердечнике полюса и 

вытащить полюс из корпуса при помощи подъемного крана. 

5.3.3.3  Снятие  главного  корпуса  (только  при  необходимости  замены) 

производить  в  следующей  последовательности  (следует  помнить,  что  катушки 
главных полюсов с сердечников в условиях депо не снимаются): 

 

 

 

 

68 

снять  добавочный  полюс,  расположенный  рядом  со  снимаемым  главным 

полюсом; 

установить корпус двигателя коллекторной камерой вниз; 

удалить  эпоксидный  компаунд  в  местах  расположения  головок  болтов 

крепления полюса; 

срубить  пластины  контровки  болтов  крепления  полюса  (только  для 

главного полюса в районе осевых подшипников); 

отвернуть и вытащить средний болт крепления главного полюса; 

поддерживая  снимаемый  полюс  на  круглом  металлическом  стержне 

длиной  от  0,5  до  1,6  м  и  диаметром  от  20  до  25  мм,  вставляемого  в  средние 
отверстия  полюса  и  корпуса  двигателя,  отвернуть  и  вытащить  крайние  болты 
крепления полюса; 

снять планку (стержень)с сердечника главного полюса; 

переместить полюс при помощи стержня в середину магнитной системы; 

пропустить мягкий строп через верхнее отверстие в сердечнике полюса и 

вытащить полюс из корпуса при помощи подъемного крана. 

5.3.3.4  Снятие  выводных  проводов  (только  при  необходимости  замены) 

двигателя производить в следующей последовательности: 

отвернуть гайку и разъединить клицы и снять одну клицу; 

отвернуть гайки и снять оставшуюся клицу со шпилек; 

отвернуть шпильки из накладки; 

отвернуть болты и снять с корпуса накладку; 

отсоединить  провод  от  щеткодержателя  или  токовывода  катушки  (в 

зависимости от снимаемого провода); 

вывести провод из корпуса двигателя вместе с резиновой втулкой; 

снять резиновую втулку с провода. 

5.3.3.5  Снятие  щеткодержателя  (только  при  необходимости  ремонта  или 

замены) производить в следующей последовательности: 

отсоединить от щеткодержателя провода; 

нанести  метки  парности  на  накладке  и  кронштейне  снимаемого 

щеткодержателя; 

отвернуть  болт  крепления  щеткодержателя  к  кронштейну  и  снять 

щеткодержатель. 

5.3.3.6  Разработку  щеткодержателя  двигателя  (только  при  необходимости 

замены  неисправных  и  поврежденных  составных  частей)  производить  в 
следующей последовательности: 

расшплинтовать ось; 

завести (зафиксировать) свободный конец спиральной пружины за один из 

верхних зубьев колеса фиксатора; 

извлечь  ось  из  корпуса  и  снять  с  корпуса  спиральные  пружины  с 

фиксаторами; 

снять пружины с фиксаторов. 

Замену  пальцев  щеткодержателей  двигателя  (при  необходимости) 

производить в следующей последовательности: 

срубить одну из головок заклепки, фиксирующей заменяемый изолятор в 

корпусе щеткодержателя; 

выбить заклепку из отверстия; 

выпрессовать изолятор из корпуса; 

запрессовать новый изолятор в отверстие корпуса; 

высверлить  в  корпусе  и  пальце  новое  отверстие  и  установить  в  него 

заклепку с образованием с обеих сторон головок. 

 

 

 

69 

В  случае  среза  (излома)  зуба  (зубьев)  фиксатора,  охватывающего  (их) 

стопорящий  выступ  (прилив)  в  корпусе,  ремонт  щеткодержателя  производить 
одним из указанных способов в следующей последовательности: 

при первом способе: 

разобрать щеткодержатель; 

изготовить стальную пластину в соответствии с рисунком 5.1; 

выпрессовать пальцы щеткодержателя, как указано выше; 

установить стальную пластину, изготовленную в соответствии с рисунком 

5.1 под пальцы и запрессовать последние в корпус щеткодержателя (рисунок 5.2); 
следует помнить, что при этом высверлить новые отверстия под заклепки; 

собрать щеткодержатель; 

при втором способе: 

разобрать щеткодержатель; 

просверлить в корпусе отверстие диаметром от 4,5 до 5 мм в соответствии 

с рисунком 5.3; 

вставить в  просверленное  отверстие  стальную проволоку диаметром 4 

мм и отогнуть ее концы с двух сторон. 

собрать  щеткодержатель,  при  этом  проволока  должна  входить  в 

зацепление с пазом (впадиной) между двумя зубьями фиксатора. 

В  случае  среза  стопорящего  выступа  (прилива)  в  корпусе,  для  ремонта 

щеткодержателя разобрать его, восстановить выступ (прилив) наплавкой латунью 
или бронзой и собрать щеткодержатель или выполнить работы приведенные для 
второго  способа  ремонта  щеткодержателя  при  срезе  (изломе)  зуба  (зубьев) 
фиксатора. 

5.3.3.7    Снятие  датчика  температуры  (только  при  его  наличии  и 

необходимости замены) производить в следующей последовательности: 

отсоединить провода от клемной колодки и от корпуса магнитной системы; 

снять датчик. 

5.3.3.8  Сборку  двигателя  и  его  составных  частей  производить  с  учетом 

требований соответствующих чертежей (деповского комплекта). 

 
 

 

 

 

 

70 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5.1 

 

 

 

71 

 
 
 

 

 
 
 
 
 

Рисунок 5.2 

 

 

 

 

72 

 
 
 

 

 
 
 

 
 

Рисунок 5.3 

 

 

 

73 

5.3.3.9 Сборку щеткодержателя (в случае снятия его для ремонта) 

производить в следующей последовательности: 

на  приспособлении,  представляющем  из  себя  половину  корпуса 

щеткодержателя, завести (зафиксировать) свободный конец спиральной пружины 
в один из зубьев колеса фиксатора; 

установить три спиральные пружины в корпус щеткодержателя так, чтобы 

срез  колеса  (часть  поверхности  колеса  без  зубьев)  каждого  фиксатора  была 
параллельна  длинной  грани  обоймы  корпуса,  в  паз  (впадина)  фиксатора 
охватывал  стопорящий  выступ  (прилив)  в  корпусе  (такое  положение  фиксатора 
дает усилие нажатия пружины на щеку около 45 Н·м (4,5 кгс)); 

вставить ось в отверстие корпуса щеткодержателя и фиксатора; 

проверить  динамометром  или  специальным  приспособлением  нажатие 

пружин  (в  случае,  если  усилие  менее  42  Н  (4,2  кгс)  вытащить  ось  из  корпуса  и 
повернуть фиксатор в сторону щетки на один зуб, а если нажатие более 48 Н (4,8 
кгс), наоборот, повернуть от щетки); 

закрепить ось шплинтом. 

5.3.3.10 Перед сборкой двигателя выполнить следующие работы: 

собрать магнитную систему (в случае замены полюсов, щеткодержателей, 

проводов и шин с последней покраской ее внутренней поверхности эмалью ГФ-92-
ХС ГОСТ 9151-75) при этом соблюдать полярность полюсов, убедиться в наличии 
немагнитных  прокладок  под  добавочными  полюсами,  вставить  размер  между 
диаметрально  противоположными  главными  полюсами,  после  окончательной 
затяжки  болты  крепления  полюсов  не  должны  иметь вибрации  при обстукивании 
молотком, монтаж межкатушечных проводов выполнять без резких перегибов, не 
допускается  касание  проводов  к  корпусу  без  изоляционных  прокладок,  не 
допускается  перемещение  проводов  внутри  корпуса,  покрытые  эмалью 
поверхности должны быть без наплывов и подтеков; 

измерить  сопротивление  изоляции  обмоток  в  холодном  состоянии, 

которое должно быть не менее 10 МОм; 

проверить  электрическую  прочность  изоляции  обмоток  относительно 

корпуса испытательным напряжением частотой 50 Гц в течение 1 мин. (при этом 
испытательное напряжение должно быть 2800 В для магнитной системы и 2700 В 
для якоря); 

подобрать  парные  якорные  подшипники  (только  в  случае  из  замены),  у 

которых разность радиальных зазоров в свободном состоянии не превышает 0,12 
мм; 

посадить  на  вал  якоря  до  упора  в  торец  заплечика  предварительно 

подобранные  и  нагретые  до  температуры  от  120°С  до  160°С  внутренние 
уплотнительные  кольца  (в  случае  их  снятия  или  замены),  при  этом  особое 
внимание  обратить  на  расположение  фасок  и  канавок  на  кольцах  согласно 
сборочному  чертежу  (перед  посадкой  внутренних  уплотнительных  колец 
соответствующие  посадочные  поверхности  вала  смазать  слоем  минерального 
масла, за исключением, когда нагрев производится в масляной ванне); 

на  двигателях  с  контактными  уплотнениями  якорных  подшипниковых 

узлов,  после  остывания  внутренних  уплотнительных  колец,  заложить  смазку 
равномерно  на  половину  объема  канавки,  свернуть  кольцо  в  эспандер,  ввести 
крайние  витки  пружины  экспандера  во  взаимное  зацепление  для  чего  закрутить 
концы пружины в направлении противоположном навивке и вкрутить друг в друга 
на  полтора-два  оборота,  ввести  свернутый  экспандер  во  внутреннюю  канавку 
разрезного  уплотнительного  кольца  (при  этом  стык  экспандера  должен 
располагаться на расстоянии около от 10 до 15 мм от стыка разрезного кольца с 
любой  стороны  стыка),  ввести  осторожно  разрезанное  кольцо  с  экспандером  в 
канавку уплотнительного кольца на валу (при необходимости экспандер растянуть 

 

 

 

 

74 

для  прохождения  через  наружную  поверхность  кольца,  сдвинуть  разрезанное 
кольцо с экспандером до упора в дальний торец канавки уплотнительного кольца, 
ввести  в  канавку  уплотнительного  кольца  второе  кольцо  с  экспандером 
(разместив его рядом с первым). Проверить осмотром расположение экспандеров 
(экспандеры  должны  располагаться  во  внутренних  канавках  разрезных 
уплотнительных  колец), развернуть  разрезные  уплотнительные  кольца в  канавке 
так, чтобы стыки колец были направлены в противоположные  стороны; 

посадить на вал якоря (только в случае замены подшипников) внутренние  

кольца  предварительно  подобранных  подшипников  (перед  посадкой  нагреть 
внутренние  кольца  до  температуры  от  100°С  до  120°С,  а  так  же  смазать  шейки 
вала  тонким  слоем  минерального  масла,  за  исключением  случаев,  когда  нагрев 
колец производится в масляной ванне); 

обернуть коллектор наждачной бумагой (рабочей стороной к щеткам) для 

предохранения  от  механических  повреждений  во  время  сборки  двигателя  и  для 
последующей  притирки  щеток  по  коллектору  (при  этом  длина  наждачной  бумаги 
должна быть больше на 30% длины окружности коллектора); 

заполнить  свежей  смазкой  камеры  смазки  и  каналы  для  добавления 

смазки в подшипниковых щитах в соответствии с картой смазки двигателя (смотри 
приложение  Б),  при  этом  в  щитах  двигателя  с  контактным  уплотнением  якорных 
подшипниковых  узлов  каждую  камеру  смазки  на  участке  верхнего  отверстия 
заслонки смазкой не заполнять; 

установить  заслонки  в  подшипниковые  щиты  (только  на  двигателях  с 

контактным уплотнением якорных подшипниковых узлов); 

промыть  окунанием  в  минеральном  масле  наружные  комплекты 

предварительно подобранных роликоподшипников (наружные кольца с роликами), 
при  этом  рекомендуется  многократно  проворачивать  сепаратор  с  роликами  в 
наружном кольце подшипника и дать маслу стечь в течение от 1 до 2 мин.; 

заложить  свежую  смазку  в  роликоподшипники  в  соответствии  с  картой 

смазки  двигателя  (смотри  приложение  Б),  при  этом  смазку  продавливать  между 
роликами и сепаратором, между сепаратором и наружным кольцом подшипника; 

установить  наружные  комплекты  роликоподшипников  в  подшипниковые 

щиты; 

установить крышку подшипника со стороны, противоположной коллектору 

и закрепить ее тремя болтами; 

установить  специальную  монтажную  крышку,  представляющую  собой 

крышку с центральным отверстием, диаметром меньшим на 10 – 15 мм внешнего 
диаметра  роликоподшипника  (только  при  горизонтальной  сборке  двигателя  для 
прохождения  направляющего  стакана  при  заводке  якоря,  а  при  вертикальной 
сборке двигателя установить и закрепить тремя болтами штатную крышку); 

установить  на  вал  якоря  подшипниковый  щит  со  стороны, 

противоположной коллектору, при этом на двигателе с контактными уплотнениями 
якорных  подшипниковых  узлов  предварительно  сместить  разрезанные  кольца  в 
канаве  внутреннего  уплотнительного  кольца  приблизительно  в  среднее 
положение (чтобы они расположились по возможности симметрично относительно 
наружной  поверхности  уплотнительного  кольца),  обжать  вручную  разрезные 
кольца  на  экспандерах,  проверить  горизонтальное  положение  оси  стыков 
разрезных  колец,  а  при  заводке  подшипникового  щита  на  вал  якоря  обратить 
внимание  на  то,  чтобы  разрезные  кольца  вошли  в  заходный  конус 
подшипникового  щита  и  подшипниковый  щит  находился  в  том  положении,  в 
котором он будет находиться в собранном двигателе; 

смазать  резьбовые  поверхности  болтов  и  отверстий,  а  также  горловины 

корпуса магнитной системы тонким слоем смазки БУКСОЛ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..