Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 35

 

 

ремонта,   то   нужно   руководствоваться   разделом   «Коллектор»   инструкции   на
генератор.

Коллектор   протереть   ветошью,   не   оставляющей   волокон,   смоченной   в

чистом   этиловом   техническом   спирте,   просушить   его,   обернуть
парафинированной бумагой и обвязать шпагатом;

б) вынуть щетки из обоймы щеткодержателей, обернуть бумагой, положить

на обойму и прижать рычагами щеткодержателей (жгутики щеток не отсоединять);

в)   сетку   статора   генератора   обернуть   по   периметру   парафинированной

бумагой в два слоя и обвязать шпагатом;

г) хвостовик вала ротора, шпонку и корончатую гайку смазать смазкой К-17

или ПВК, обернуть в два слоя парафинированной бумагой и обвязать шпагатом. 

6.11 Консервация запасных частей, инструмента и приспособлений к дизелю
6.11.1 Консервации не подлежат детали и узлы, изготовленные из пластмасс,

и детали, имеющие сплошное лакокрасочное покрытие.

6.11.2   Детали   из   стали,   чугуна,   цветных   металлов   и   их   сплавов,   а   также

имеющие металлопокрытия, подлежат консервации консервирующими смазками
К-17 или ПВК.

6.11.3   Подготовленные   поверхности   к   консервации   крупных   деталей

консервировать   путем   нанесения   консервирующей   смазки   мягкой   кистью,
пульверизатором   или   шприцом.   Повреждений   консервации   и   пузырей   на
поверхностях не допускается.

6.11.4   Мелкие   детали   и   инструмент   законсервируйте   путем   погружения   в

консервирующую   смазку,   после   чего   уложить   по   несколько   штук   в   пакеты   из
парафинированной   бумаги   или   каждую   деталь   завернуть   в   парафинированную
бумагу, затем уложить в полиэтиленовый чехол. В полиэтиленовый чехол также
вложить упаковочный лист. 

6.11.5  Бронзовые и баббитовые детали покрыть  консервирующей  смазкой,

затем обернуть в два слоя парафинированной бумагой и обвязать шпагатом.

6.11.6 Крупные детали и узлы (втулки цилиндров,  поршень, обработанные

части шатунов, поршневые кольца и др.) после консервации обернуть в два слоя
парафинированной бумагой.

6.11.7 К каждой детали прикрепить бирку с обозначением детали. В пакеты с

мелкими деталями вложить общую бирку. Бирки изготовить из картона.

6.11.8   Детали   из   резины   промыть   в   чистой   теплой   воде,   просушить   на

воздухе, протереть, пересыпать тальком и вложить в бумагу и обвязать шпагатом.

П р и м е ч а н и е – Полимерные пленки, применяемые для упаковки, должны

быть   следующими:   для   консервации   и   хранения   в   очень   жарком   климате   –
толщиной не менее 0,15 мм, в остальных случаях – толщиной не менее 0,07 мм;
более   тонкую   пленку   применяют   в   несколько   слоев   для   получения   указанных
толщин.

6.12 Требования безопасности
6.12.1 При консервации и расконсервации требования безопасности должны

соответствовать установленным санитарно – гигиеническим нормам и правилам
пожарной безопасности.

В   помещении,   где   производится   консервация,   запрещается   курение,

хранение и прием пищи.

6.12.2 Вблизи емкостей с консервационными материалами и растворителями

не   должно   быть   электронагревательных   приборов.   Помещения   должны   быть
оборудованы средствами пожаротушения.

6.12.3   Отходы   консервационных   материалов   необходимо   убирать   в

закрывающиеся ящики для сжигания.

166

6.12.4 Уборку помещений необходимо проводить влажным способом.
6.12.5   Не   допускается   длительное   воздействие   на   кожу   всех   видов

консервационных материалов во избежание ее возможного поражения (закупорка
сальных   желез,   воспалительные   процессы,   разрушения   кожных   покровов),
поэтому при работе необходимо применять перчатки. После окончания работы по
консервации   и   перед   принятием   пищи   следует   тщательно   мыть   руки   водой   с
мылом.

6.12.6   В   помещении,   где   производится   консервация,   должна   находиться

аптечка с медикаментами.

6.12.7  Рабочие,  занятые на  операциях  по  консервации,  должны   проходить

периодически   медосмотры   и   инструктаж.   Лица,   предрасположенные   к   кожным
заболеваниям, к работе по промывке и консервации не должны допускаться.

6.12.8   На   участках   консервации   и   расконсервации   предельно   допустимые

концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, а также температура,
влажность воздуха не должны превышать установленных норм.

6.12.9 При консервации на тепловозе необходимо соблюдать общие правила

техники безопасности, установленные на производстве (депо, ремонтном заводе и
др.).

167

7 Тара, упаковка, транспортирование

7.1 Тара для дизель – генератора и его упаковка
Тара для дизель – генератора и прилагаемого к нему ЗИПа и комплектующих

изделий и их упаковка обеспечивает сохранность от атмосферных воздействий, а
также надежность крепления и транспортировки. Тара и упаковка выполняются по
чертежам завода – изготовителя.

7.2 Установку дизель – генератора на открытой железнодорожной платформе

и упаковку производить в следующем порядке:

7.2.1 Зачалить дизель – генератор согласно схеме, указанной на рисунке 71.

При   этом   следить,   чтобы   подъем,   опускание   и   транспортировка   дизель   –
генератора   на   тросах   были   плавными,   без   рывков.   Во   время   погрузки   на
платформу не допускать раскачивания дизель – генератора.

1 – прилив на торце блока; 
2 – трос 10350 мм;
3 – трос 8680 мм; ЦТ – центр тяжести

Рисунок 71 –  Схема зачаливания дизель-генератора при транспортировке.

168

7.2.2   При   установке   дизель   –   генератора   на   металлические   опоры

предварительно нанести консервирующую смазку К-17 на опорные поверхности
лап   дизеля   и   генератора,   а   при   установке   дизель   –   генератора   на   опорные
салазки,   кроме   нанесения   слоя   смазки,   проложить   между   лапами   и   брусом
салазок прокладки из пергамина.

7.2.3   Упакованный   дизель   –   генератор,   ЗИП   и   комплектующие   изделия

закрепить   в   соответствии   с   требованиями   чертежей.   7.3   Тара   для   ЗИПа,
комплектующих изделий, их упаковка и установка на платформе

7.3.1   С   каждым   дизель   –   генератором   отправляется   ЗИП,   комплектующие

изделия, упакованные в ящиках.

7.3.2   Ящики   с   ЗИПом   и   комплектующими   изделиями   установить   с

упакованным дизель – генератором, при этом:

7.3.2.1   Ящики   установить   вплотную   друг   к   другу   длинной   стороной   вдоль

платформы в один или два яруса; при размещении в один ярус ящики закрепить
от продольных и поперечных перемещений упорными и распорными брусьями и
проволочными   обвязками;   при   размещении   в   два   яруса   ящики   первого   яруса
закрепить   упорными   и   распорными   брусьями.   Ящики   второго   яруса   обвязать
круговой обвязкой с закреплением проволоки скобками по углам крайних ящиков.

Каждую   обвязку   выполнить   из   проволоки   6-0-Ч   ГОСТ   3282-74   в   две   нити.

Обвязки прикрепить к углам крайнего ящика второго яруса скобками.

Длину   брусьев   определить   по   месту.   Каждый   брус   прикрепить   к   полу

платформы гвоздями К5х150 ГОСТ 4028-63.

7.4 Применяемые материалы при упаковке
Применяемые материалы при упаковке и установке дизель – генератора и

ЗИПа на платформу приведены в таблице 14.

Таблица 14

Наименование

ГОСТ

Количество

Проволока 6-0-Ч
Проволока 2-0-С
Пленка полиэтиленовая (0,2 мм)
Шнур х/б 1,99 2

й

 сорт

Сосна 2

й

 сорт – брус 

50х130х2770 мм
Сосна 2

й

 сорт – брус 

50х200х1272 мм
Гвозди К5х150

3282-74
3282-74
10354-82
29231-91

8486-86

8486-86
4028-63

235 м
12 м
0,15 м

2

1,1 м

0,018 м

3

0,0127 м

3

1,96 кг

7.5 Чехол в сборе для дизель – генератора, опоры под дизель и генератор

вместе с брусьями, шпильками и гайками и стяжки используются многократно и
после   каждого   получения   дизель   –   генератора   и   ЗИПа   возвращаются   к
поставщику (заводу, депо).

П р и м е ч а н и е – Чехол после снятия с дизель – генератора должен быть

просушен.

169

8   Размещение   и   монтаж   дизель   –   генератора   на   тепловозе   и

подготовка его к первому пуску

8.1 Размещение
8.1.1 Дизель – генератор размещается в машинном помещении тепловоза,

в   котором   размещаются   также   другие   узлы   и   агрегаты,   обеспечивающие
нормальную   работу   дизель   –   генератора   и   всего   тепловоза   в   целом   (баки,
трубопроводы, насосы, фильтры, приборы электрооборудования).

8.1.2   Дизель   –   генератор   устанавливается   жестко   на   главной   раме

тепловоза на опорных платиках.

Опорные   кронштейны   генератора   опираются   на   пружины,   которые

регулируются по высоте винтами.

Размер от основания пружины до опорной пластины должен составлять для

правой стороны (116 ± 1) мм, для левой – (112 ± 1) мм (смотреть со стороны
генератора). Размеры обеспечиваются за счет набора прокладок.

От   осевых   смещений   дизель   –   генератор   удерживается   упорами.   Между

упорами   и   опорными   кронштейнами   рамы   дизеля   расположены   распорные
планки. Такая установка дизель – генератора на тепловозе позволяет исключить
передачу вибрации на раму тепловоза.

8.1.3 Технические требования на монтаж дизель – генератора
8.1.3.1   Монтаж   дизель   –   генератора   производить   в   соответствии   с

требованиями технической документации на сборку тепловоза.

8.1.3.2 Подготовка дизель – генератора к монтажу 
Для этого необходимо:
а)   производить   расконсервацию,   очистку   и   промывку   лап   дизеля,

генератора и места его установки на тепловозе;

б) очистить от коррозии, промыть или зачистить подводящие коммуникации

тепловоза (трубопроводы систем обслуживания дизеля, электропроводки, места
прилегания как механической, так и электрической части, резьбовые отверстия и
т. д.);

в)   установить   дизель   –   генератор   на   раму   тепловоза   в   соответствии   с

требованиями техдокументации;

г) проверить качество установки дизель – генератора на прокладках и его

крепление к раме тепловоза;

д) одновременно с подготовкой дизель – генератора и его места установки

подготовить   и   проверить   исправность   монтажного   оборудования   и
приспособлений: подъемных кранов, лебедок, талей, домкратов, тросов, чалочных
приспособлений, монтажного инструмента; е) зачаливание дизель – генератора
производить   чалочным   приспособлением   за   приливы   на   переднем   и   заднем
торцах   блока   дизеля.   При   монтаже   дизель   –   генератора   строго   выполнять
правила безопасности, предусмотренные при монтажных работах.

8.2 Правила осмотра, распаковки и проверки комплектности поставки
8.2.1 Осмотр
При поступлении дизель – генератора, ЗИПа и комплектующих изделий к

дизель   –   генератору,   проверить   исправность   тары,   количество   мест,   наличие
пломб  и оттисков на пломбах,  маркировки согласно товаросопроводительной  и
товаротранспортной документации.

8.2.2 Распаковка
8.2.2.1 Снять с дизель – генератора чехол.
8.2.2.2   Снять   с   помощью   крана   и   установить   дизель   –   генератор   на

подставке.

8.2.2.3 Очистить от пыли и грязи ящики перед распаковкой.
8.2.2.4 Обдуть дизель – генератор сжатым воздухом.

170

8.2.2.5   Открыть   ящики   с   запасными   частями,   приспособлениями   и

комплектующими изделиями.

8.3 Проверка комплектности поставки
8.3.1   Проверить   наличие   закрытий,   встречных   фланцев,   ниппелей,

штуцеров, клемм на дизель – генераторе.

8.3.2   Сверить   количество   изделий   в   каждом   месте   (ящике)   согласно

товаросопроводительной документации в нем (упаковочный лист, вкладной лист
или   др.)   одновременно   со   сверкой   количества   изделий   производить   приемку
качества изделий, находящихся в каждом месте, при необходимости полностью
или выборочно проверить на соответствие технической документации.

8.4 Правила и методы расконсервации дизель – генератора и ЗИПа
8.4.1 Расконсервацию дизель – генератора производить после распаковки и

подготовки к монтажу.

8.4.2 При снятии дизель – генератора с подставки удалить прокладки из

пергамента с опорных поверхностей лап.

8.4.3   Снять   с   трубопровода   и   других   мест   дизеля   фанерные,   картонные

фланцы или пробки, которыми закрывались при консервации.

8.4.4 Удалить консервирующую смазку с мест ее скопления (трубопроводов,

отстойников картера и т.п.).

8.4.5 С поверхностей кривошипно – шатунного механизма и втулок рабочих

цилиндров консервирующую смазку не удалять.

8.4.6 Отсоединить топливные трубки от форсунок, вынуть форсунки.
8.4.7   Через   форсуночные   отверстия   удалить   с   помощью   шприца

консервирующую смазку из камер сгорания дизеля.

8.4.8   Прокачать   масляную   систему   дизеля   чистым,   подогретым   до

температуры   323   -   333   К   (50   –   60

о

С)   маслом.   При   прокачке   проворачивать

коленчатый   вал   дизеля   при   открытых   индикаторных   кранах   и   проверить
поступление   масла   во   всех   зазорах   и   в   конечных   точках   смазки   дизеля   и
турбокомпрессора.

8.4.9   Запасные   части,   инструмент,   приспособления   и   комплектующие

изделия распаковать и расконсервировать только по мере надобности.

8.4.10   Расконсервацию   насосного   элемента   топливного   насоса,

нагнетательного клапана, распылителя форсунки в сборе производить отдельно
от   других   узлов   и   деталей   дизеля,   в   специальных   ванночках,   заполненных
профильтрованным дизельным топливом.

Указанные узлы салфеткой не протирать.
8.4.11   Произвести   запись   в   формуляре   дизель   –   генератора   о   его

расконсервации,   расконсервации   запасных   частей,   приспособлений   и
комплектующих изделий.

171

9 Справочные данные

9.1 Монтажные и эксплуатационные зазоры
Таблица 15

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

экспл., мм

Примечани

е

«min»

«max»

9.1.1 Коленчатый вал:
а) допуск овальности и 
конусообразности шеек

0,0

0,01

0,08, 
более

Измеряется
микрометро
м

б) допуск торцевого 
биения фланца по 
диаметру 500 мм

0,0

0,025

Измеряется
индикаторо
м

в) допуск радиального 
биения центрирующего 
буртика по диаметру 
395 мм

0,0

0,03

То же

г) расхождение щек 
вала (раскеп)

0,0

0,03

0,06 
более

Измеряется
индикаторн
ым 
приспособл
ением

д) шейки коленчатого 
вала в 1, 2, 3, 4, 5, 6 
коренных подшипниках

Диаметрал
ьный зазор

0,12 

на глубину

0,14 

на глубину

0,18 50…
60мм
0,20
15…20мм

0,30 
более

Проверяетс
я зазор по 
щупу

е) коленчатый вал в 7

й

 

опоре

Диаметрал
ьный зазор

0,16

на глубину

0,18 

на глубину

0,20
50…60мм
0,22
50…60мм

0,40 
более

То же

Осевой 
люфт 
(разбег)

0,20

0,380

0,7 более Измеряется

индикаторо
м

ж) шейки коленчатого 
вала в коренных 
подшипниках

Радиальны
й зазор (по
усам)

0,08

0,14

0,18 
более

Проверяетс
я зазор по 
щупу

з) шейки коленчатого 
вала в шатунных 
подшипниках 

Диаметрал
ьный зазор

0,10

на глубину

0,16
50…60мм

0,25 
более

-//-

Радиальны
й зазор (по
усам)

0,45

1,0

2,0 более  -//-

и) разницы в зазорах на
одной коренной или 
шатунной шейке с 
обеих сторон вкладыша

Осевой 
разбег

0,0

0,03

0,05 
более 

-//-

172

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

Примечани

е

«min»

«max»

9.1.2 Втулка цилиндра, установленная в блок цилиндров:
а) внутренний диаметр 
цилиндровой втулки

318,0

318,070

318,70 не 
более

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м

б) допуск 
конусообразности 
рабочей поверхности

0,0

0,03

0,20, 
более

То же

в) допуск овальности 
рабочей поверхности

0,0

0,03

0,23, 
более

-//-

9.1.3 Поршень:
а) допуск овальности и 
конусообразности 
отверстий под 
поршневой палец

0,0

0,01

0,04, 
более

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м

б) поршень (нижняя 
часть) в цилиндровой 
втулке

Диаметрал
ьный зазор

0,4

0,51

0,86, 
более

То же

9.1.4 Поршневой палец 
в бобышках поршня 

То же

натяг 
0,00

зазор
0,03

натяг 
0,02, 
более
зазор
0,15, 
более

Микрометр
ом

9.1.5 Допуск 
овальности и 
конусообразности 
поршневого пальца

0,0

0,005

0,04, 
более

Измеряется
микрометро
м

9.1.6 Кольцо 
компрессионное 
трапецеидального 
сечения в канавке 
поршня

Утопание 
кольца

0,0

0,27

Выступание
не 
допускаетс
я (для двух 
верхних 
колец)

9.1.7 Кольцо компрессионное прямоугольного сечения:
а) в канавке поршня

Торцевой 
зазор

0,15

0,23

0,35, 
более

Проверяетс
я зазор по 
щупу

б) зазор в стыке замка 
компрессионного 
кольца

В сжатом 
состоянии 
(в 
цилиндре)

1,8

2,2

5, более Измеряется

щупом (для
всех колец)

В 
свободном
состоянии

32

42

25, менее Измеряется

линейкой

173

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

Примечани

е

«min»

«max»

9.1.8 Кольцо маслосгонное:
а) в канавке поршня

Торцевой 
зазор

0,10

0,18

0,30, 
более

Проверяетс
я зазор по 
щупу

б) зазор в стыке 
маслосгонного кольца

В сжатом 
состоянии 
(в 
цилиндре)

1,6

2,0

4, более Измеряется

щупом (для
всех колец)

В 
свободном
состоянии

32

40

25, менее Измеряется

линейкой

9.1.9 Линейная 
величина камеры 
сжатия, измеряемая по 
свинцовой выжимке

Зазор 
между 
поршнем и 
крышкой

10,5

11,5

6,2, 
менее
7,7, более

Измеряется
штангенцир
кулем

9.1.10 Шатун:
а) поршневой палец во 
втулке верхней головки 
шатуна

Диаметрал
ьный зазор

0,10

0,14

0,25, 
более

Проверяетс
я зазор по 
щупу

б) разница зазора 
между втулкой головки 
шатуна и поршневым 
пальцем с одной и с 
другой стороны

0,0

0,03

0,05, 
более

в) допуск овальности и 
конусообразности 
отверстия втулки 
верхней головки 
шатуна

0,0

0,01

0,04, 
более

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м

г) допуск овальности и 
конусообразности 
отверстия втулки 
нижней головки шатуна:

конусообразность

овальность

0,0

0,0

0,01

0,015

0,04, 
более

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м
То же

д) диаметр отверстия 
нижней головки шатуна

225,0

225,046

225,25

-//-

9.1.11 Крышка цилиндров:
а) углубление тарелки 
клапана относительно 
дна цилиндровой 
крышки

2,8

3,4

7,2, более Измеряется

микрометри
ческим 
глубиномер
ом

174

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

Примечани

е

«min»

«max»

б) выпускной клапан в 
направляющей втулке

Диаметрал
ьный зазор

0,18

0,251

0,5, более Измеряется

индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

в) впускной клапан в 
направляющей втулке

То же

0,08

0,151

0,6, более

9.1.12 Распределительный вал:
а) распределительный 
вал в опорных 
подшипниках

Диаметрал
ьный зазор

0,06

0,14

0,25

Проверяетс
я зазор по 
щупу

б) осевой разбег 
распределительного 
вала

Осевой 
зазор

0,15

0,20

0,40

Измеряется
индикаторо
м

в) цапфа 
распределительного 
вала в выносной опоре

Диаметрал
ьный зазор

0,05

0,175

0,28

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

9.1.13 Привод распределительного вала, топливного насоса:
а) ось паразитной 
шестерни во втулке

Диаметрал
ьный зазор

0,08

0,114

0,20

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

б) осевой разбег 
паразитной шестерни

Осевой 
зазор

0,04

0,08

0,20

Измеряется
индикаторо
м

в) зазор между зубьями
шестерен - паразитной 
и привода топливного 
насоса

Боковой 
зазор

0,10

0,30

0,45

Замеряется
индикаторо
м

г) зазор между 
шестерен - паразитной 
и привода 
распределительного 

0,10

0,30

0,45

175

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

Примечани

е

«min»

«max»

вала

9.1.14 Привод клапанов:
а) рычаг впуска – ось 
рычага

Диаметрал
ьный зазор

0,072

0,127

0,25

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

б) рычаг выпуска – ось 
рычага

То же

0,090

0,155

0,25

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

в) ось рычага толкателя
во втулке 

-//-

0,025

0,10

0,25

г) ось ролика толкателя
– ролик 

-//-

0,04

0,094

0,20

9.1.15 Вал привода топливного насоса:
а) во втулке опорного 
подшипника

Диаметрал
ьный зазор

0,06

0,14

0,30

Проверяетс
я зазор по 
щупу

б) во втулке выносной 
опоры

То же

0,095

0,175

0,30

Измеряется
индикаторн
ым 
нутромеро
м и 
микрометро
м

в) в корпусе привода

Осевой 
разбег 

0,15

0,20

0,40

Измеряется
индикаторо
м

9.1.16 Привод насосов:
а) боковые зазоры в 
зацеплении шестерен

-

0,15

0,45

0,65

Измеряется
индикаторо
м

б) разность зазоров в 
паре шестерен, не 
более

-

0,1

0,1

0,15

в) осевой разбег 
шестерен

-

0,5

0,8

1,5

Измеряется
индикаторо
м

г) допустимый излом 
осей ступицы привода и

-

0,32 на 
длине 

-

176

Наименование деталей

и место сопряжения

Характер

сопряжени

я

Монтажные

размеры или

зазоры, мм

Браковоч

ные

размеры

или

зазоры в

Примечани

е

«min»

«max»

коленчатого вала

1000 мм,
не более

д) смещение осей 
ступицы привода и 
коленчатого вала

-

0,3, не 
более

9.1.17 Кулачковый вал 
топливного насоса во 
втулке

Диаметрал
ьный зазор

0,08

0,16

0,25

Проверяетс
я зазор по 
щупу

9.2   Пробные   гидравлические   и   воздушные   испытания   основных   узлов   и

деталей дизеля

Таблица 16

Наименование узла 

и детали

Среда

Давление, МПа (кгс/см

2

)

гидравлическое

воздушное

9.2.1 Рама дизеля

Вода

Наливом до уровня 
лап в течение 30 
мин;

9.2.2 Блок (в сборе с 
втулкой цилиндра)

Вода 
температурой 
323 - 333 К (50 – 
60

о

С)

0,4-0,45 МПа (4-4,5 
кгс/см

2

) в течение

20 мин

9.2.3 Втулка цилиндра

Вода

13,5 МПа (135 
кгс/см

2

) на длине 

265 мм от верхнего 
торца верхнего 
бурта и 0,7-1,2 МПа 
(7-12 кгс/см

2

) для 

остальных участков 
в течение 5 мин

9.2.4 Крышка цилиндра 
в сборе

Вода 
температурой 
343 - 353 К (70–
80

о

С)

Огневое 
пространство 12,84-
13,7 МПа (135-140 
кгс/см

2

) в течение 5-

7 мин; газовые 
каналы 0,78-0,98 
МПа (8-10 кгс/см

2

) в 

течение 
3-5 мин

9.2.5   Патрубок   отвода
воды   от   крышки
цилиндра

Вода

0,3 МПа (3 кгс/см

2

) в

течение 3 мин

9.2.6 Палец поршня

Масло

 

при

температуре
343-353К   (70-
80

о

С), дизельное

топливо

 

при

температуре
293-303К   (20   -
30

о

С)

0,2-0,25 МПа 
(2-2,5   кгс/см

2

)   в

течение 3 мин

177

Наименование узла 

и детали

Среда

Давление, МПа (кгс/см

2

)

гидравлическое

воздушное

9.2.7 Масляная 
магистраль дизеля 

Вода

0,98 МПа (10 
кгс/см

2

) в течение 3 

мин

9.2.8 Наддувочный 
коллектор

Вода

0,5 МПа (5 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

9.2.9 Водяной коллектор Вода

0,3 МПа (3 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

9.2.10 Тройник 
выхлопного коллектора

Вода

0,6 МПа (6 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

9.2.11 Кран 
индикаторный

Дизельное 
топливо

9,8 МПа 
(100 кгс/см

2

) в 

течение 5 мин

9.2.12 Трубки 
топливные высокого 
давления

Дизельное 
топливо

100 МПа 
(1000 кгс/см

2

) в 

течение 5 мин

9.2.13 Трубки 
топливные низкого 
давления 

Дизельное 
топливо

0,5 МПа (5 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

9.2.14 Охладитель 
наддувочного воздуха

Вода

0,4 МПа (4 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

а) полость воды
б) полость воздуха
9.2.15 Клапан масляный Дизельное 

топливо

0,25 МПа 
(2,5 кгс/см

2

) в 

течение 5 мин

9.2.16 Клапан 
вспомогательный 
байпасный

Масло или вода

0,165 МПа 
(1,65 кгс/см

2

) в 

течение 5 мин

9.2.17 Клапан 
разгрузочный обратный

Масло или вода

0,26 МПа 
(2,6 кгс/см

2

) в 

течение 5 мин

9.2.18 Клапан 
разгрузочный

Дизельное 
топливо

0,6 МПа (6 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

9.2.19

 

Клапан

регулирующий

Дизельное 
топливо

0,3 МПа (3 кгс/см

2

) в

течение 5 мин

178

9.3 Теоретическая масса основных узлов и деталей дизеля

Таблица 17

Наименование узла или детали

Масса, кг

9.3.1 Рама (в сборе)

5260,0

9.3.2 Блок цилиндров (в сборе)

4119,0

9.3.3 Втулка цилиндра

115,0

9.3.4 Крышка цилиндра (в сборе)

191,0

9.3.5 Коленчатый вал (в сборе)

1839,0

9.3.6 Шатун (в сборе)

97,63

9.3.7 Крышка шатуна с вкладышем

26,6

9.3.8 Поршень (в сборе)

64,12

9.3.9 Поршневой палец

19,5

9.3.10 Распределительный вал (в сборе)

129,7

9.3.11 Привод масляного насоса (в сборе)

343,0

9.3.12 Привод топливного и водяного насосов

535,0

9.3.13 Топливный насос

440,0

9.3.14 Форсунка

5,2

9.3.15 Масляный насос

46,1

9.3.16 Водяной насос

85,0

9.3.17 Маслоочиститель центробежный 

27,2

9.3.18 Коллекторы выхлопные: наиболее тяжелая секция (3

й

 

цилиндр)

47,8

9.3.19 Наддувочный коллектор

84,0

9.3.20 Водяной коллектор

45,0

9.3.21 Охладитель наддувочного воздуха

153,0

9.3.22 Турбокомпрессор

460,0

9.3.23 Фильтр масляный (для экспортных поставок)

36,5

9.3.24 Топливный фильтр грубой очистки

23,0

9.3.25 Топливный фильтр тонкой очистки

22,0

9.3.26 Корпус привода клапанов (в сборе)

103,0

9.3.27 Шкив

50,0

9.3.28 Вкладыш шатунного подшипника

4,1

9.3.29 Вкладыш с крышкой 1, 2, 3, 5 и 6

й

 опоры

38,3

9.3.30 Вкладыш с крышкой 4

й

 опоры

51,5

9.3.31 Вкладыш с крышкой опорно – упорный 7

й 

опоры

52,8

179

9.4 Маркирование дизель – генератора и основных узлов и деталей дизеля

Таблица 18

Наименование узла

и детали

Место маркировки 

(установки)

Маркировка

вид – ударным способом

9.4.1   Дизель   –   генератор
(данные для справок)

На   переднем   торце
дизеля

Фирменная   табличка   с
надписями:
а) завод – изготовитель;
б) обозначение дизель –
генератора;
в) полная мощность;
г)   частота   вращения,
соответствующая
полной мощности;
д) год выпуска;
е) заводской номер;
ж) масса, кг;
з) ГОСТ 10150-88 

9.4.2 Блок

На заднем торце (счет
со   стороны   привода
насосов)

Литейным

 

способом

отливается   номер,   дата
изготовления,   товарный
знак завода

9.4.3 Втулка цилиндра

На нижнем торце

Товарный   знак   завода,
номер

 

плавки,

порядковый

 

номер

втулки этой плавки

На верхнем торце

Номер   группы   по
диаметру   362±0,03   мм
возле риски

9.4.4 Шпилька анкерная

На   торце   со   стороны
контровочных
отверстий

Марка материала, номер
плавки и номер садки

9.4.5 Шпилька сшивная

На   торце   со   стороны
контровочных
отверстий

Марка материала, номер
плавки и номер садки

9.4.6   Шпилька   крепления
головки цилиндра

На   торце   со   стороны
конца   противополож-
ного вворачиваемому в
блок

Марка материала, номер
плавки,   номер   садки,
номер группы 

9.4.7 Втулка распредвала

На торце

Номер   плавки   по
заливке баббитом

9.4.8 Рама

На

 

боковой

поверхности

 

со

стороны насоса

Литейным

 

способом

отливается,   товарный
знак

 

завода-

изготовителя,

 

номер

отливки и дата

На   переднем   торце
каждой

 

крышки

коренного подшипника

Номер

 

рамы,

порядковый

 

номер

опоры,   а   после   затяжки
крышек

 

коренных

подшипников   на   торце
гайки   и   шпильки
соответствующий
порядковый   номер   (счет

180

Наименование узла

и детали

Место маркировки 

(установки)

Маркировка

вид – ударным способом

Маслоподводящая
канавка   вкладышей
коренных подшипников

со   стороны   привода
насосов)
Номер

 

дизеля.

Порядковый

 

номер

опоры, буквы В (верхний
вкладыш),   Н   (нижний
вкладыш)

9.4.9   Крышка   коренных
подшипников

На

 

наружной

цилиндрической
поверхности на торце 

 

Номер

 

плавки,

фактическая   величина
размера 400 (сотые доли
мм)

9.4.10 Вкладыши коренных
и шатунных подшипников

На   выборках   под
«холодильниками»

Товарный   знак   завода
(только   на   вкладышах,
поставляемых   в   зап.
части).

 

Наибольшая

толщина

 

вкладыша,

фактическая   величина
натяга,   номер   плавки
баббита

9.4.11  Шпилька крепления
крышки

 

коренного

подшипника

На   торце   со   стороны
контровочного
отверстия

Марка

 

материала.

Номер   плавки,   садки,
номер группы по резьбе
М45.

 

Порядковые

номера шпильки и гайки

9.4.12 Крышка люка  рамы
и блока

На

 

внутренней

поверхности

Линейным

 

способом

отливается

 

марка

материала

9.4.13 Поршень

На «холодильниках»

Номер цилиндра (счет со
стороны

 

масляного

насоса),   номер   дизеля,
спаренность с заглушкой
цифрами от 1 до 12
Номер   группы   по
Ø130Н7   и   по   Ø128Н7,
марку   сплава,   вес,
надпись

 

«Анод»,

товарный знак завода

9.4.14 Палец

На торце

Марка материала, номер
плавки,   товарный   знак
завода, номер группы 

9.4.15 Заглушка

На

 

внутренней

поверхности

На

 

наружной

поверхности

Литейным

 

способом

отливается

 

марка

материала
Номер

 

группы,

спаренность   с   поршнем
цифрами от 1 до 12

9.4.16 Кольца поршневые

На

 

торцевой

поверхности

Безударным   способом
наносится товарный знак
завода,   надпись   «Верх»
(кроме трапецеидальных
колец),   диаметр   кольца,

181

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..