Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 25

 

 

6

Раздел I 
Дизель-генератор 1-ПДГ4Д

Введение

Техническое   описание,   инструкция   по   эксплуатации   и   техническому

обслуживанию   Дизель-генераторов   1-ПДГ4Д   предназначены   для   изучения
эксплуатирующим и ремонтным персоналом конструкции, правил эксплуатации и
ремонта этих Дизель-генераторов.

Надежность,   долговечность   и   безопасность   эксплуатации   Дизель-

генератора зависит, главным образом, от знания обслуживающим персоналом его
устройства, правил эксплуатации и обслуживания, а также от навыков в работе. К
эксплуатации   и   обслуживанию   Дизель-генератора   должны   допускаться   только
лица,   изучившие   настоящее   описание,   правила   эксплуатации   и   технического
обслуживания,   а   также   эксплуатационные   документы   (формуляры,   паспорта,
инструкции   по   эксплуатации   и   т.п.)   комплектующих   узлов   Дизель-генератора,
генератора, турбокомпрессора, регулятора и приборов.

Точное   соблюдение   инструкции   по   эксплуатации   и   техническому

обслуживанию   обеспечивает   длительную   и   безаварийную   работу   Дизель-
генератора на тепловозе.

1 Техническое описание

1.1 Назначение 

Настоящий   раздел   руководства   по   эксплуатации   распространяется   на

Дизель-генераторы, предназначенные для работы на тепловозах, используемых
для   маневровых   и   частично   для   магистральных   работ.   При   этом   исполнение
Дизель-генераторов   предусмотрено   для   работы,   как   в   умеренном,   так   и   в
тропическом климате.

Продольный   и   поперечный   разрезы   Дизель-генераторов   приведены   на

рисунках 1 и 2, габаритные размеры на рисунке 3.

По исполнению Дизель-генераторы подразделяются:
- 1-ПДГ4Д 

– обычное исполнение

- 1-ПДГ4ДЭ

– экспортное исполнение

- 1-ПДГ4ДТ 

– тропическое исполнение

7

8

Р

ис

ун

ок

 1

 –

 П

ро

д

ол

ьн

ы

й

 р

аз

ре

з д

из

ел

ь-

ге

не

ра

то

ра

.

Рисунок 2 – Поперечный разрез дизель-генератора

9

10

Р

ис

ун

ок

 3

 –

 Г

аб

ар

ит

ны

е р

аз

м

ер

ы

 д

из

ел

ь-

ге

не

ра

то

ра

1.2 Технические данные

Таблица 1

Наименование 

параметров

Модификация Дизель-генератора

1-ПДГ4Д

1-ПДГ4ДЭ

1-ПДГ4ДТ

1.2.1 Дизель-генератор
Полная   мощность   на   выходных
клеммах

 

генератора

 

в

зависимости   от   атмосферных
условий, кВт

938

938

802

Частота

 

вращения,

соответствующая

 

полной

мощности, 
с

-1

 (об/мин)

12,5 (750)

12,5 (750)

12,5 (750)

Род тока

постоянный

Напряжение, В
Сила тока, А

800/788
1240/1260

800/788
1240/1260

750/726
1200/1240

Способ   соединения   дизеля   с
генератором

фланцевое, жесткое

Масса, кг

22400 + 5%

Удельный расход топлива дизель-
генератора,   приведенный   к
теплоте   сгорания   42700кДж/кг
(10200 ккал/кг), г/кВт.ч (г/л.с.ч)

208,7+10,4 
(153,4+7,7), 
не более

208,7+10,4 
(153,4+7,7), 
не более

214,1+10,7
(157,4+7,9), 
не более

1.2.2 Дизель
Условное   обозначение   по   ГОСТ
10150-88 

6ЧН31,8/33

6ЧН31,8/33

6ЧН31,8/33

Заводское обозначение

1-ПД4Д

1-ПД4ДЭ

1-ПД4ДТ

Тип

Вертикальный, четырехтактный, простого
действия, бескомпрессорный с 
газотурбинным наддувом, с охлаждением
наддувочного воздуха

Число цилиндров
Порядок нумерации цилиндров
Расположение цилиндров
Диаметр цилиндров, мм
Ход поршня, мм
Рабочий объем цилиндра, л
Степень сжатия
Направление

 

вращения

коленчатого вала
Порядок работы цилиндров

6
от привода насосов
однорядное
318
330
157,2
11,7 – 12,5

Левое (со стороны генератора)
1-3-5-6-4-2

Полная мощность, кВт (л.с)

993 (1350)

993 (1350)

853 (1160)

Минимально   устойчивая   частота
вращения на холостом ходу, 
с

-1

 (об/мин)

5,0 (300)

5,0 (300)

5,0 (300)

Мощность,

 

соответствующая

минимально   устойчивой   частоте
вращения, кВт (л.с)

136 (185), не
более

136 (185), не
более

136 (185), не
более

Примечание

 - Для установки на тепловозы ТЭМ18Д и для КРП тепловозов ТЭМ2 

дизель 1-ПД4Д регулируется на полную мощность равную 1200л.с (883кВт).

11

Наименование 

параметров

Модификация Дизель-генератора

1-ПДГ4Д

1-ПДГ4ДЭ

1-ПДГ4ДТ

Максимальное давление сгорания
при   полной   мощности,   МПа
(кгс/см

2

)

8,8 (90),
не более

8,8 (90), 
не более

8,0 (82), 
не более

Максимальное давление сгорания
на   мощности   дизеля   1200   л.с.,
МПа (кгс/см

2

)

8,3 (85),
не более

8,3 (85),
не более

-

Неравномерность   максимального
давления сгорания по цилиндрам,
МПа (кгс/см

2

)

± 0,2 (2)

± 0,2 (2)

± 0,2 (2)

Продолжительность   холостого
хода, мин
а) на позициях контроллера V-VIII
б) на позициях контроллера 0 - IV

не ограничивается
не более 40 мин

Топливо

см. раздел II таблицы 2, 3 и 4

Удельный расход топлива дизеля,
приведенный   к   теплоте   сгорания
42700   кДж/кг   (10200   ккал/кг),
г/кВт.ч (г/л.с.ч)

197,2+9,2
(145+7,3),
не более

197,2+9,2
(145+7,3), 
не более

201,3+10,1
(148+7,4), 
не более

Масло

см. раздел II таблицы 5 - 9

Удельный   расход   масла   на   угар
дизеля,   отнесенный   к   полной
мощности, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

1,09 (0,8),
не более

1,09 (0,8),
не более

1,22 (0,9),
не более

Форсунка:
а) тип
б) давление начала впрыска, МПа
(кгс/см

2

)

закрытый

27,5 (275)

Регулятор частоты вращения 

+

+

+

Предельный выключатель

механический, центробежный

Насос масляный :
а) производительность масляного
насоса   при   частоте   вращения
коленчатого вала 12,5с

-1

 

(750 об/мин), м

3

35

35

35

б) температура масла, К (

о

С):

на входе в дизель
на выходе из дизеля 
максимально допустимая

341 – 348 (68 – 75)
343 – 353 (70 – 80)
358 (85)

в)   давление   масла   на   7

ой

  опоре,

МПа   (кгс/см

2

):при   частоте

вращения

 

соответствующей

полной   мощности   Дизель-
генератора   и   температуре   масла
на выходе из дизеля не более 
348 К (75

о

С)

0,25 (2,5), не менее

при   минимальной   частоте
вращения и температуре масла на
выходе из дизеля 
не более 348 К (75

о

С)

0,2 (2,0), не менее

Система охлаждения:
а) метод охлаждения 

принудительный по замкнутому контуру

12

Наименование 

параметров

Модификация Дизель-генератора

1-ПДГ4Д

1-ПДГ4ДЭ

1-ПДГ4ДТ

б) охлаждающая жидкость

вода – конденсат с антикоррозийными 
добавками

в) тип водяных насосов

центробежный

г) производительность водяных 
насосов, м

3

/ч:

- для охлаждения дизеля
- для охлаждения наддувочного 
воздуха

50

25

50

25

50

25

д)   температура   охлаждающей
жидкости, К (

о

С):

-   на   входе   в   охладитель
водомасляный
- на входе в дизель
- на выходе из дизеля

336 – 344 (63-71)
338 – 346 (65-73)
348 – 358 (75-85)

Способ пуска дизеля

электрический   с   помощью   стартерной
обмотки   генератора,   питаемой   от
источника постоянного тока напряжением
64 В

Система наддува и выхлопа:
а)

 

расход

 

воздуха

турбокомпрессором, кг/с 

2,0 ± 0,1

2,0 ± 0,1

1,92 ± 0,1

б) давление наддувочного воздуха
на  выходе (избыточное  давление
наддува)   из   турбокомпрессора,
МПа (кгс/см

2

)

0,069 (0,7)

0,069 (0,7)

0,059 (0,60)

в) температура выхлопных 
газов, К (

о

С), не более:

- за выпускными клапанами
- перед турбиной
- после турбины

743 (470)
813 (540)
713 (440)

743 (470)
813 (540)
713 (440)

773 (500)
843 (570)
743 (470)

разность

 

температур

 

по

цилиндрам, град

30

г)   противодавление   выхлопных
газов с искрогасителем, 
МПа (мм вод.ст.)

0,0049 (500), не более

Дизель   и   тепловоз   оборудован
устройствами,   обеспечивающими
автоматические защиты:
а)   остановку   при   падении
давления масла, МПа (кгс/см

2

)

0,147 + 0,01 (1,5 + 0,1), менее

б)   остановку   при   возрастании
частоты вращения, с

-1

 (об/мин)

14 – 14,36 (840 – 862), более

в) сброс нагрузки при повышении
температуры

 

охлаждающей

жидкости, К (

о

С)

363 (90), более

г)   включение   предупредительной
сигнализации   при   повышении
температуры масла, К (

о

С)

358 (85), более

Масса воды, кг

450

13

Наименование 

параметров

Модификация Дизель-генератора

1-ПДГ4Д

1-ПДГ4ДЭ

1-ПДГ4ДТ

Масса масла в масляной системе
дизеля   (по   верхней   метке
маслоизмерительного щупа), 
кг, не менее

430

1.2.3 Генератор
Тип генератора

Номинальная мощность, кВт
Напряжение, В
Сила тока, А
КПД, %

ГП-321У2
или
ГПТ84/44-
8У2
993
800/788
1240/1260
94,5

ГП-321У2
или
ГПТ84/44-
8У2
993
800/788
1240/1260
94,5

ГП-321Т2
или
ГПТ84/44-
8Т2
900
750/726
1200/1240
94,0

Тип возбуждение

независимое

Исполнение

защитное с самовентиляцией

Масса, кг

4850 ± 5%

4850 ± 5%

4850 ± 5%

1.3 Устройство и работа Дизель-генератора

1.3.1 Устройство Дизель-генератора
Дизель-генератор 1-ПДГ4Д состоит из дизеля 1-ПД4Д и присоединенного к

нему генератора ГП-321 или ГПТ84/44-8.

На   заднем   торце   дизеля   устанавливаются   турбокомпрессор,   охладитель

наддувочного воздуха и генератор.

Фланец ротора генератора крепится к фланцу коленчатого вала дизеля при

помощи болтов. Для разгрузки болтов от срезывающих и изгибающих напряжений
в   отверстия   сопрягаемых   фланцев   запрессованы   стальные   втулки.   Болты
ввертываются   во   фланец   ротора   генератора   и   своими   головками   прижимают
буртики   втулок   к   фланцу   коленчатого   вала.   Фланец   коленчатого   вала   имеет   с
торца   выступ,   который   входит   в   соответствующую   выточку   во   фланце   ротора
генератора   и,   таким   образом,   центрирует   ротор   генератора   относительно
коленчатого   вала.   Другой   конец   ротора   опирается   на   самоустанавливающийся
роликовый подшипник, вмонтированный в статор генератора.

Фланец   статора   генератора   крепится   к   торцу   рамы   дизеля   при   помощи

шпилек,   расположенных   по   окружности   статора   генератора,   которые   входят   в
соответствующие отверстия фланца рамы дизеля.

Статор   генератора   имеет   наружный   буртик,   который   входит   в

соответствующую   выточку   рамы   дизеля,   таким   образом,   статор   генератора
центрируется по отношению рамы дизеля. 

На дизеле установлен регулятор частоты вращения коленчатого вала.
Дистанционное управление скорости вращения осуществляется с помощью

электропневматического   сервомотора,   обеспечивающего   ступенчатую
восьмипозиционную   настройку   скорости   вращения   соответственно   позициям
контроллера тепловоза.

Запуск   Дизель-генератора   осуществляется   через   пусковую   обмотку

генератора,   которая   получает   питание   от   источника   постоянного   тока
напряжением 64 В.

1.3.2 Общее устройство дизеля
Остов дизеля состоит из литой рамы и литого блока. Они крепятся друг к

14

другу четырнадцатью анкерными и двадцатью девятью сшивными шпильками.

Сверху в гнезда блока вставляются чугунные цилиндровые втулки, которые

вместе с окружающими их стенками блока образуют зарубашечное пространство
цилиндров.

Отлитые   из   чугуна   крышки   цилиндра   опираются   на   бурты   втулок   и

притягиваются к верхней плите блока восемью шпильками каждая.

В   крышке   цилиндра   размещены   два   впускных   и   два   выпускных   клапана,

форсунка, индикаторный кран.

Впускные   и   выпускные   клапаны   приводятся   в   действие   двуплечими

рычагами, смонтированными в чугунном корпусе, крепящемся сверху на крышке
цилиндров.   Привод   рычагов   осуществляется   с   помощью   штанг   и   рычажных
устройств от кулачков распределительного вала.

Распределительный   вал   лежит   на   семи   опорных   подшипниках   блока

цилиндров и состоит из трех частей с фланцевыми соединениями.

Коленчатый   вал   –   стальной   цельнокованый   (гибка   с   высадкой).   Шатун

представляет   собой   стальную   штамповку   двутаврового   сечения.   Поршни
неохлаждаемые,   изготовлены   из   алюминиевого   сплава,   имеют   стальные
плавающие пальцы.

Задняя утолщенная часть рамы представляет собой фланец, служащий для

крепления   к   дизелю   статора   генератора.   К   переднему   торцу   крепится   привод
насосов.

Привод   насосов   соединен   с   коленчатым   валом   посредством   шлицевого

вала.

На правой боковой стороне блока (смотреть со стороны привода насосов)

установлены   топливный   насос,   регулятор   частоты   вращения   коленчатого   вала
дизеля, фильтр тонкой очистки топлива.

Вдоль всего дизеля на уровне крышек цилиндров со стороны топливного

насоса установлены два выхлопных коллектора, а с противоположной стороны –
наддувочный коллектор.

1.3.3 Устройство и работа узлов дизеля и его систем.
1.3.3.1 Рама дизеля.
Рама дизеля (рисунок 4) является основанием для установки всех частей

дизеля. Она представляет собой отливку из чугуна.

В   раме,   имеющей   корытообразную   форму,   расположены   поперечные

перегородки, которые, утолщаясь в средней части, образуют постели или гнезда
для   установки   нижних   половин   вкладышей   коренных   подшипников.   Крышки
коренных   подшипников   крепятся   к   раме   дизеля   шпильками   29.   Крышки
подшипников   1

й

,   2

й

,   3

ей

,   5

ой

,   6

ой

  опор   крепятся   двумя   шпильками,   крышки

подшипников   4

ой

  и   7

ой

  опор   крепятся   четырьмя   шпильками,   (нумерация

подшипников   ведется   со   стороны   привода   насосов).   Верхняя   обработанная
поверхность   рамы   служит   основанием   для  установки  на  ней   блока  цилиндров.
Блок цилиндров крепится анкерными шпильками, проходящими через отверстия,
выполненные в специальных приливах (колоннах) рамы в плоскости поперечных
перегородок,   и   сшивными   шпильками,   для   которых   в   раме   предусмотрены
отверстия.

Слева, в верхней части поперечных перегородок, между колоннами для 

прохода анкерных шпилек и боковой стенкой рамы имеются специальные окна 
для установки масляной магистрали 17. Масляная магистраль представляет 
собой трубу, заглушенную пробкой со стороны генератора, и с фланцем на 
переднем торце. В магистраль ввернуты штуцера для присоединения трубок 
отвода масла к коренным подшипникам, подшипникам распределительного вала, 
к рычагам толкателей, управлению регулятора и оси паразитной шестерни.

 

15

Нижняя часть рамы представляет собой маслосборник, в который стекает

масло.   Над   маслосборником   установлено   шесть   стальных   сеток   26,   которые
являются своеобразными грубыми фильтрами, а также служат как успокоители
масла.

Для спуска масла из дизеля снизу в днище рамы ввернута спускная пробка

28,   входящая   в   канал   «b»,   который   соединяет   маслосборник   с   всасывающей
полостью маслонасоса.

В   передней   части   рама   имеет   обработанный   фланец   для   крепления

корпуса   привода   насосов.   Корпус   крепится   к   раме   двадцатью   четырьмя
шпильками 3, из которых двадцать шпилек ввернуты по периферии фланца рамы,
а   четыре   шпильки   –   в   блок   цилиндров.   Корпус   фиксируется   на   фланце   рамы
двумя установочными штифтами.

С   утолщенной   (задней)   стороны   рама   имеет   два   обработанных   фланца:

меньший – на перегородке картера распределительных шестерен и больший – на
внешнем   торце   рамы.   К   меньшему   фланцу   крепится   двенадцатью   болтами   и
фиксируется двумя установочными штифтами разъемный корпус 23 уплотнения
коленчатого вала. К большему (внешнему) фланцу крепится десятью шпильками и
фиксируется двумя штифтами статор генератора.

Уплотнение   коленчатого   вала   предназначено   для   предотвращения

проникновения масла из дизеля в полость генератора. Уплотнение выполнено в
виде   лабиринта   между   коленчатым   валом   и   корпусом   уплотнения.   Так   как   в
полости   рамы   во   время   работы   дизеля   создается   разряжение,   то   воздух   из
атмосферы   через   окна,   закрытые   сетками   24,   по   трубам   25   и   лабиринту
уплотнения   поступает   в   картер   и   своим   встречным   движением   препятствует
появлению масла в полости генератора.

К боковым стенкам с обеих сторон рамы прилиты две продольные лапы «с»

для установки Дизель-генератора на раму тепловоза. Каждая лапа имеет восемь
отверстий для крепления.

Над  лапами с  каждой  стороны  рамы  между  поперечными  перегородками

имеется   по   шесть   окон,   через   которые   производится   монтаж   и   демонтаж
подшипников   коленчатого   вала.   Каждое   окно   закрывается   крышкой.   Крышка
крепится восемью шпильками, ввернутыми в раму. Между крышками и рамой, а
также   у   основания   шпилек   на   раме   устанавливаются   уплотнительные
паронитовые прокладки.

1.3.3.2 Подшипники коленчатого вала
В гнездах поперечных перегородок рамы дизеля уложены семь коренных

подшипников. Седьмой подшипник является упорным. Каждый подшипник состоит
из двух взаимозаменяемых вкладышей и крышки.

Вкладыши   коренных   подшипников   изготовляются   из   бронзы   с   заливкой

специальным   баббитом   марки   БК2   и   имеют   внецентренную   гиперболическую
расточку рабочей поверхности баббитового слоя.

Вкладыши   стопорятся   от   провертывания   натягом,   а   от   осевого

перемещения   –   отбортованными   выступами   (рисунок   5),   которые   входят   в
соответствующие   пазы,   выфрезерованные   на   стыках   гнезд   рамы   и   крышек
подшипников.

Крышки коренных подшипников стальные штампованные. В центре каждой

крышки просверлено сквозное отверстие для подвода масла к опорным шейкам
коленчатого   вала.   В   верхней   части   боковых   сторон   крышек   просверлены   и
нарезаны   глухие   отверстия   «а»   (рисунок   4),   по   одному   с   каждой   стороны,
служащие для монтажа и демонтажа крышек.

Посредине   внутренней   поверхности   вкладышей   имеется   кольцевая

проточка,   сообщающаяся   через   отверстие   с   маслоподводящим   каналом   в

16

крышках коренных подшипников. У стыков вкладышей выфрезерованы масляные
холодильники,   назначение   которых   –   увеличить   циркуляцию   масла   через
подшипник для его охлаждения.

1 – рама; 2 – маслоизмеритель; 3 – шпилька; 4 – крышка люка;
5 – гайка крепления крышки коренного подшипника; 
6 – вкладыш 1

й

, 2

й

, 3

й

, 5

й

, 6

й

 опор; 

7 – крышка подшипника 1

й

, 2

й

, 3

й

, 5

й

 и 6

й

 опор; 

8 – прокладка; 9 – штуцер подвода масла к коренному подшипнику;
10, 14 – штуцера отвода масла к подшипникам распределительного вала; 
11, 13 – штуцера отвода масла к коренным подшипникам; 
12 – штуцер подачи масла к рычагам; 15 – вкладыш 4

й

 опоры; 

16 – крышка подшипника 4

й

 опоры; 17 – масляная магистраль; 

19 – штуцер отвода масла к пальцу паразитной шестерни; 
20 – штуцер отвода масла к 7

й

 опоре распределительного вала; 

21 – вкладыш 7

й

 опоры; 22 – крышка подшипника 7

й

 опоры; 

23 – корпус уплотнения коленчатого вала; 24 – сетка; 
25 – трубка; 26, 27 – сетки; 28 – спусковая пробка; 
29 – шпилька крепления крышки коренного подшипника: 
а – глухое отверстие, b – канал, с – продольная лапа

Рисунок 4 – Рама.

17

1 – выступ, фиксирующий вкладыш в гнезде рамы и крышки;
2 – крышка подшипника;
3 – шейка коленчатого вала; 
4 – вкладыш;
5 – баббитовая заливка; 
6 – рама

Рисунок 5 – Фиксация коренных вкладышей и холодильники («усы») 

на баббитовой заливке вкладышей:

18

1.3.3.3 Блок цилиндров 
Блок цилиндров отлит из чугуна и представляет собой жесткую коробчатую

конструкцию.   В   блоке   цилиндров   устанавливаются   цилиндровые   втулки,   и
монтируется распределительный вал с рычагами и штангами толкателей.

Блок (рисунок 6) имеет две обработанные горизонтальные плоскости, из них

нижняя является фланцем. Этим фланцем блок крепится к раме четырнадцатью
анкерными   20   и   двадцатью   девятью   сшивными   шпильками   18.   В   плоскости
сшивных   шпилек   с   левой   стороны   блока   просверлены   два   отверстия   для
установки   конических   штифтов   25,   фиксирующих   блок   на   раме.   К   верхней
плоскости блока крепятся крышки цилиндров. Каждая крышка цилиндров крепится
к блоку восемью силовыми шпильками 16.

Внутри   блок   разделен   поперечными   перегородками,   образующими   шесть

гнезд,   в   которые   вставляются   цилиндровые   втулки.   Вставленные   в   блок
цилиндровые   втулки   и   окружающие   их   стенки   блока   образуют   зарубашечные
пространства цилиндров.

Справа, отдельно от водяного пространства цилиндров, отлит продольный

канал (канал «ю»), который служит водоподводящим трубопроводом для дизеля
1-ПД4А. На дизеле 1-ПД4Д канал «ю» не используется. Он закрывается глухими
фланцами.

Из квадратного канала охлаждающая жидкость поступает по вертикальному

каналу, отлитому в блоке, в нижнюю часть водяного пространства.

Водяные   пространства   каждого   гнезда   цилиндра   в   блоке   сообщаются

между собой через окна в нижней части поперечных перегородок.

Для перепуска охлаждающей жидкости из охлаждающих полостей блока в

крышки цилиндров и равномерного охлаждения, последних в верхней плоскости
блока вокруг каждого цилиндра на равных расстояниях друг от друга просверлено
по восемь отверстий, сообщающихся с восемью большими карманами, отлитыми
по   окружности   водяного   пространства   подверхними   центрирующими   поясами
гнезд   цилиндров.   Сверху   в   шесть   перепускных   отверстий   устанавливаются
специальные   водоперепускные   резиновые   кольца   11,   а   в   два   отверстия,
расположенные на поперечной оси цилиндра, устанавливаются водоперепускные
втулки 1, уплотняемые резиновыми кольцами 2.

С   левой   стороны   за   продольной   перегородкой   имеется   полость   для

распределительного   вала,   рычагов   и   штанг   толкателей.   Эта   полость,   в   свою
очередь,   разделена   поперечными   перегородками,   в   нижней   части   которых,   а
также   в   передней   и   задней   стенках   блока   расточены   гнезда   под   подшипники
распределительного вала.

В верхней стенке блока над полостью распределительного вала имеются

двенадцать отверстий для прохода штанг толкателей к рычажным механизмам на
крышках   цилиндров.   Сверху   эти   отверстия   имеют   выточку   для   установки
маслоуплотнительных колец 10.

19

1 – водоперепускная втулка; 2 – уплотнительное кольцо;
3 – шпилька крепления топливного фильтра; 
4 – шпилька крепления топливного фильтра; 5 – болт; 7 – втулка цилиндра;
8, 13, 14 – втулка распределительного вала;
9 – крышка смотрового люка; 10 – маслоуплотнительное кольцо; 
11 – водоперепускное кольцо; 12 – шпилька; 15 – штуцер; 
16 – шпилька с гайкой крепления крышки цилиндра; 
17 – штуцер отвода масла к валу привода топливного насоса и турбокомпрессору; 
18 – шпилька сшивная; 19, 21 – гайка; 20 – шпилька анкерная; 
22 – контрольная пробка; 23 – маслоуплотнительная втулка; 
24 – резиновое кольцо уплотнения; 25 – штифт конический; 26 – штуцер; 
I – сторона генератора

Рисунок 6 – Блок цилиндров.

20

Внешняя стенка блока со стороны распределительного вала имеет шесть

окон,   расположенных   вдоль   блока   между   поперечными   перегородками.   Окна
служат смотровыми люками. Каждые три окна закрываются общей алюминиевой
крышкой  9  и  уплотняются  паронитовой прокладкой,   подобно  смотровым   люкам
рамы дизеля. Между окнами смотровых люков имеются фланцы для крепления
кронштейнов рычагов толкателей.

На блоке, в местах выхода концов распределительного вала, отлиты два

фланца, один из которых (со стороны генератора) служит для крепления к блоку
корпуса   привода   шестерен,   другой   (со   стороны   привода   насосов)   закрывается
заглушкой.

С правой стороны блока, в средней его части, прилиты две обработанные

площади,   в   которые   ввернуты   четыре   шпильки   3   для   крепления   топливного
насоса.   Вверху,   в   этих   же   площадках,   просверлены   два   отверстия   для
установочных штифтов.

Другая   площадка   с   правой   стороны   блока   служит   для   крепления   к   ней

четырьмя шпильками 4 топливного фильтра.

На   передней   и   задней   стенках   блока   прилиты   фланцы   с   буртами,

используемые для крепления троса при подъеме и транспортировке блока или
Дизель-генератора в сборе.

1.3.3.4 Втулка цилиндра
Втулка цилиндра отлита из модифицированного чугуна. Два пояса «а» и «в»

(рисунок   7)   фиксируют   ее   в   блоке   цилиндров.   В   три   кольцевые   канавки   «с»
устанавливаются резиновые кольца, уплотняющие водяное пространство вокруг
втулки.

В верхней части втулка имеет бурт, которым она опирается на упорный бурт

блока.   На   периферийной   части   бурта   имеется   кольцевая   поверхность   «е»,   на
которую опирается бурт крышки цилиндров.

Внутренняя поверхность втулки (зеркало цилиндра) хонингуется.
Риска «d» фиксирует первоначальную установку втулки в блоке.

1.3.3.5 Подшипники распределительного вала
Распределительный   вал   опирается   на   семь   подшипников.   Подшипники

представляют собой бронзовые втулки 8, 13 и 14 (рисунок 6) с заливкой баббита.

По наружной поверхности подшипников проточены кольцевые канавки со

сквозными   отверстиями   для   прохода   масла.   Подвод   масла   к   подшипникам
производится   по   отдельным   трубкам   к   каждому   подшипнику   от   масляной
магистрали в раме через штуцеры 26.

1.3.3.6 Крышка цилиндра
Крышка цилиндра (рисунок  8)  отлита из  чугуна.  Она представляет собой

плоскую полую коробку и служит для размещения в ней  двух впускных и  двух
выпускных клапанов, форсунки, индикаторного крана. Индикаторный кран показан
на рисунке 9.

Внутренняя часть крышки (рисунок 8) разделена на три основные полости:

две   полости   впускного   и   выпускного   клапанов,   соединяющиеся   с   камерой
сгорания цилиндров отверстиями под гнезда соответствующей пары клапанов, и
полость охлаждения, куда охлаждающая жидкость перепускается из блока через
восемь отверстий, равномерно расположенных по окружности в днищевой части
крышки. 

Охлаждающая   жидкость   омывает   стенки   бобышек,   в   отверстиях   которых

запрессованы направляющие втулки 5 и 8 клапанов, стакан в центре крышки с
запрессованной в него стальной гильзой 14 под форсунку, свод камеры и стенки

21

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..