Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 8

 

 

114

1,

14

ер

хн

яя

 и

 н

иж

ня

я 

по

л

ов

и

ны

 к

ож

ух

а;

 2

-п

ро

б

ка

; 3

пл

от

ни

те

л

ьн

ы

й 

ко

ж

ух

; 4

,5

ак

л

ад

ки

6-

уп

л

от

ни

те

л

ьн

ая

 т

ру

б

ка

; 7

-п

ро

кл

ад

ка

; 8

ол

т;

 9

а

йк

а;

 1

0-

пр

уж

ин

на

я 

ш

ай

ба

; 1

1-

ш

пл

и

нт

12

,1

3-

б

он

ки

; 1

5-

ко

л

ьц

о

 р

ез

ин

ов

ое

Р

ис

ун

ок

 6

– 

К

ож

ух

 т

яг

ов

ог

о

 р

ед

ук

то

р.

4.11.1 Устройство и работа УПС-ТПС

Основным элементом установки является прибор ППКП (в соответствии с

рисунком 63). К взаимонезависимым линиям сигнализации ППКП подключается
пожарный извещатель ИПК-ТУ (в соответствии с рисунком 64) и датчики ДТК (в
соответствии с рисунком 65).

Общая   схема   подключений   установки   приведена   в   электрической   схеме

тепловоза.

На   передней   панели   прибора   приемно-контрольного   пожарного   ППКП

размещены   органы   управления   и   световые   индикаторы.   На   нижней   панели
прибора   размещены   электрические   разъемы,   к   которым   подключаются   линии
сигнализации и питания установки.

Включение   установки   производится   при   включении   тумблера   СЕТЬ   на

передней   панели   прибора.   В   процессе   эксплуатации   установки   допускается
тумблер   СЕТЬ   не   отключать,   если   это   не   требуется   при   обслуживании   самой
установки.

115

Рисунок 63 – Прибор приемно-контрольный пожарный ППКП.

116

117

Р

ис

ун

ок

 6

– 

И

зв

ещ

ат

ел

ь 

по

ж

ар

ны

й 

ко

м

б

ин

ир

ов

ан

ны

й 

И

П

К

У

Рисунок 65 – Датчик тепловой контактный ДТК.

118

4.12 Электрооборудование

4.12.1 Электрические машины
4.12.1.1 Тяговый генератор 

Тяговый генератор представляет собой электрическую машину постоянного

тока с независимым возбуждением.

Генератор   самовентилируемый.   Воздух   забирается   из   кузова   со   стороны

коллектора через отверстие  в щите,  проходит вдоль  генератора  через якорь  и
магнитную систему и выбрасывается через окна в станине по всей окружности
внутрь кузова тепловоза, а из него – наружу через просечки в дверях.

Якорь   со   стороны   коллектора   опирается   на   сферический   роликовый

подшипник, вмонтированный в щит генератора. С другой стороны фланец корпуса
якоря и станины соединяются с двигателем.

Обмотка   якоря   петлевая   с   уравнительными   соединениями   со   стороны

коллектора.

4.12.1.2 Тяговый двигатель.

Тяговый   электродвигатель   представляет   собой   электрическую   машину

постоянного   тока   с   последовательным   возбуждением   и   принудительной
вентиляцией   от   постороннего   вентилятора.   Охлаждающий   воздух   подается   со
стороны   коллектора   и   продувается   вдоль   машин   через   якорь   и   магнитную
систему.

Электродвигатель   имеет   четыре   главных   и   четыре   добавочных   полюса.

Якорь   имеет   петлевую   обмотку   с   уравнительными   соединениями   со   стороны
коллектора   и   опирается   на   роликовые   подшипники,   вмонтированные   в   щиты
электродвигателя.

 

Электродвигатель

 

оборудован

 

моторно-осевыми

подшипниками скольжения, посредством которых он опирается на ось колесной
пары.

4.12.1.3 Возбудитель ВСТ 26/3300У2.

Возбудитель представляет собой электрическую машину переменного тока,

независимого   возбуждения,   защищенного   исполнения,   самовентилируемую   и   с
одним свободным концом вала. Возбудитель состоит из станины, корпуса, якоря,
подшипниковых   щитов,   подшипников,   щеткодержателей.   Возбудитель   имеет
четыре   вывода   обмоток:   два   вывода   обмотки   якоря   и   два   вывода   обмотки
возбуждения.

4.12.2 Электроаппаратура.
4.12.2.1 Контактор электропневматический  типа ПК-1146 АУ3.

Контактор,   в   соответствии   с   рисунком   67,   предназначен   для   управления

тяговыми электродвигателями тепловоза.

Контактор   состоит   из   контактной   и   дугогасительной   системы,

пневматического   привода,   вспомогательных   контактов   и   системы   несущих
деталей.

Подвижные главные контакты 10 мостикового типа закреплены на штоке 6

посредством   оси   11   внутри   рычага   16,   на   котором   закреплен   подвижный
дугогасительный   контакт.   Выводы   контактора   с   закрепленными   на   них
неподвижными   главными   и   дугогасительными   контактами   установлены   между
стенками контактора.

В   контакторе   имеется   дугогасительная   камера   закрытого   типа.   Гашение

электрической дуги в камере 13 осуществляется при помощи магнитного дутья,
создаваемого   одновитковой   катушкой   12,   включенной   последовательно   в
электрическую цепь дугогасительных контактов.

119

Электрическая схема силовой цепи контактора приведена на рисунке 68.
Пневматический   привод   контактора   поршневого   типа   с   дистанционным

управлением при помощи электропневматического вентиля 18. Привод выполнен
унифицированным для всех однополюсных контакторов типа ПК-1000 А и состоит
из   цилиндра,   поршня,   закрепленного   на   штоке,   отключающих   пружин,
уплотняющих   деталей.   Уплотнение   поршня   3   относительного   цилиндра   5
осуществляется   двумя   резиновыми   манжетами   1,   уплотнение   крышки   22   –
резиновым кольцом 21, штока 6 – медной прокладкой, а крышки 22 относительно
корпуса   электропневматического   вентиля   18   –   уплотнительной   прокладкой   20.
Устройство   и   работа   электропневматического   вентиля   описаны   в   его
эксплуатационной документации.

Блок вспомогательных контактов 17 является унифицированным узлом для

всей   серии   контакторов   ПК-1000   А.   Переключение   контактов   осуществляется
через подпружиненный рычаг 16. Выводы вспомогательных контактов выведены
на две клеммные панели 19.

Все   узлы   крепятся   между   двумя   вертикально   расположенными

параллельными стенками, установленными на изоляционной рейке, являющейся
основанием контактора.

При   подаче   напряжения   на   катушку   электропневматического   вентиля   18

открывается   доступ   сжатому   воздуху   в   полость   цилиндра   5.   Под   действием
сжатого воздуха поршень 3 поднимается вверх, сжимая отключающую пружину 4
и перемещает шток 6 с подвижными контактами до их замыкания и образования
провалов.   Одновременно   происходит   переключение   блока   вспомогательных
контактов.   Отключение   происходит   в   обратной   последовательности   при   снятии
напряжения с катушки электропневматического вентиля.

120

1 – манжета; 2, 21 – уплотнительные кольца; 3 – поршень;
4 – отключающая пружина; 5 – цилиндр; 6 – шток;
7 – изоляционный держатель; 8, 15 – пружины; 
9 – контактный держатель; 10 – основной контакт; 11 – ось; 
12 – катушка; 13 – дугогасительная камера; 
14 – подвижный дугогасительный контакт; 16 - рычаг; 
17 – блок вспомогательных контактов; 
18 – электропневматический вентиль; 19 – клеммные панели; 
20 – уплотнительная прокладка; 22 – крышка.

Рисунок 67 – Электропневматический контактор ПК -1146.

121

ВН-вывод нижний; ВВ-вывод верхний; ГК-главный контакт;
ДК- дугогасительный контакт; К-катушка; СГ-соединение гибкое.

Рисунок 68 – Электрическая схема контактора ПК-1146.

122

4.12.2.2 Переключатель пневматический 

Переключатель  пневматический ППК-8023 У3,  в соответствии  с  рисунком

69,   предназначен   для   переключения   без   тока   обмоток   возбуждения   тяговых
электродвигателей с целью изменения направления движения тепловоза.

Переключатель

 

представляет

 

собой

 

многополюсный

электропневматический кулачковый аппарат с приводом диафрагменного типа.

Неподвижные   контакты   22   главной   цепи   переключателя   установлены

непосредственно на изолирующие панели угловых стоек 34.

Подвижные контакты 23 главной цеп и с помощью качающихся рычагов 31

установлены на изолирующие панели 27 средних стоек и имеют общий вывод в
виде гибкого соединения.

В   зависимости   от   типоисполнения   переключатель   имеет   одностороннее

расположение   контактов   главной   цепи   (то   есть,   контакты   расположены   или   на
всех шести стойках или только на угловых 25, 30 и средней 26 стойках).

Контактная группа тормозного переключателя конструктивно отличается от

контактной   группы   реверсора   только   шунтом   2,   заменой   которого   можно
превратить две группы тормозного переключателя в контактную группу реверсора.

Качающиеся   рычаги   31   с   подвижными   контактами   главной   цепи

управляются кулачками 24 и 32, установленными на валу 3. Профиль кулачков
выбран   таким   образом,   что   при   снятии   напряжения   с   катушки
электропневматического   вентиля   (или   при   отсутствии   воздуха   в   магистрали)
переключатель остается в прежнем положении.

На   вал   кулачкового   барабана   установлены   поводок   9   и   скоба   19,

управляющая   контактной   группой   20   (контактами   вспомогательной   цепи).   Со
стороны   привода   кулачковый   барабан   имеет   гайку   6,   служащую   для   ручного
поворота.

Вал кулачкового барабана поворачивается в подшипниках 4,7 скольжения.
Каждый   подшипник   имеет   масленку   18   для   периодического   добавления

смазки в процессе эксплуатации.

Пневматический   привод   1   переключателя   –   диафрагменного   типа   с

дистанционным   электрическим   управлением   при   помощи   двух
электропневматических вентилей 17.

Корпус привода 8 выполнен с двумя фланцами для закрепления диафрагм 

13 и крышек 14. В центральные отверстия фланцев установлен шток 12, на торцах
которого закреплены диски 11. На корпус 8 привода установлен воздухопровод 16 
с двумя электропневматическими вентилями 17 и трубопроводами 15, 
соединяющимися с крышками 14.

На переключателе установлены вентили ВВ-32 У3.

При приложении напряжения к катушке любого из двух вентилей 17, воздух

через   воздухопровод   16   и   трубопроводы   15   поступает   в   пространство   между
крышкой 14 и диафрагмой 13. Диафрагма 13 прогибаясь, перемещает шток 12,
который при помощи поводка 9 поворачивает вал 3 кулачкового барабана в одно
из 2-х крайних положений. При этом обеспечивается замыкание контактов главной
цепи для движения тепловоза «Вперед» или «Назад».

4.12.2.3  Регулятор напряжения БРН-3В.

Подробное   описание   регулятора   напряжения,   его   устройство   и

обслуживание смотри в прилагаемом с технической документацией техническом
описании и инструкции по эксплуатации регулятора напряжения БРН-3В.

123

124

1

-п

не

вм

ат

и

че

ск

ий

 п

ри

во

д

; 2

-п

л

ас

ти

на

 (

ш

ун

т)

3-

ва

л

; 4

,7

-п

од

ш

и

пн

ик

; 5

ро

нш

те

йн

; 6

ай

ка

8-

ко

рп

ус

; 9

-п

ов

од

о

к;

 1

0-

пл

ас

ти

на

; 1

1-

д

ис

к;

 1

2

то

к;

 

13

иа

ф

ра

гм

а;

 1

4

ры

ш

ка

; 1

5-

тр

уб

оп

ро

во

д

16

оз

д

ух

оп

р

ов

од

;  

17

ен

ти

л

ь 

эл

ек

тр

оп

не

вм

а-

ти

че

ск

ий

; 1

8-

м

ас

л

ен

ка

; 1

9-

ск

об

а;

 2

0-

ко

нт

ак

тн

а

я 

гр

уп

па

; 2

1,

25

,2

6,

30

,3

3,

34

то

й

ка

 к

он

та

кт

на

я;

22

еп

од

ви

ж

ны

й 

ко

нт

ак

т 

гл

ав

но

й

 ц

еп

и;

 2

4,

3

2-

ку

л

ач

ок

; 2

7-

па

не

л

ь 

с 

по

д

ви

ж

ны

м

 к

он

та

кт

ом

 г

л

а

вн

ой

 ц

еп

и;

28

,2

9-

пл

ас

ти

ны

; 3

1-

ры

ча

г;

 3

5-

па

не

л

ь 

с 

не

по

д

ви

ж

ны

м

 к

он

та

кт

ом

 

гл

ав

но

й 

ц

еп

и

; Е

аз

ор

 к

он

тр

ол

и

ру

ю

щ

и

й 

пр

ов

ал

 к

он

та

кт

ов

 г

л

ав

но

й 

ц

еп

и;

 М

аз

м

ер

 д

л

я 

пе

ре

сч

ет

а 

ко

не

чн

ог

о 

на

ж

ат

ия

 к

он

та

кт

ов

 г

л

а

вн

ой

 ц

еп

и.

 

Р

и

су

но

к 

69

 -

 П

е

р

ек

л

ю

ча

те

л

ь 

ти

па

 П

П

К

-8

02

3

.

4.12.2.4  Блок выпрямителей БВ-1204

Блок   предназначен   для   использования   в   схеме   реле   заземления   для

защиты от замыкания на корпус.

Блок представляет собой разборную металлическую конструкцию, которая

состоит из   дна и коробки, скрепляемых двумя винтами. Внутри дна закреплена
изоляционная панель с набором выпрямителей, соединенных по мостовой схеме.
Для крепления блока на тепловозе к корпусу приварены ушки с отверстиями.

Присоединение блока к электрической схеме тепловоза производится при

помощи   штепсельного   разъема.   Электрическая   схема   и   маркировка   контактов
штепсельного разъема приведена на рисунке 70.

Монтаж   электрической   схемы   блока   выполнен   проводами,   которые

припаяны к контактам штепсельного разъема, состоящего из розетки и вилки.

В электрической схеме блока применены четыре диода ДЛ112-10-10 ТУ16-

729.227-79.

Блок в сочетании с другими элементами схемы электропередачи тепловоза

снижает пульсации тока в рабочей обмотке реле заземления при пробе на корпус
якорной   обмотки   тягового   двигателя   или   генератора,   а   также   уравнивает
чувствительность реле при замыкании их на корпус плюсовой и минусовой цепи
силовой схемы тепловоза.

4.12.2.5  Вентили типа ВВ-32, ВВ-34

Электропневматические вентили ВВ-32 предназначены для дистанционного

управления   пневматическими   приводами   тепловозных   установок   и   аппаратов.
Вентиль ВВ-34 служит для включения отпуска тормозов.

Вентили ВВ-32, ВВ-34 имеют принципиально одинаковую конструкцию и, в 

соответствии с рисунком 71, состоят из двух частей:  

- пневматической системы, состоящей из корпуса 3, клапанов 1, 7 и втулки 

2;

- электромагнитного привода, состоящего из катушки 4, ярма 5 и якоря 6.
Вентили типа ВВ-32 являются включающими, т.е. при включенной катушке

обеспечивают проход сжатого воздуха к исполнительному механизму.

Вентиль ВВ-34 обеспечивает проход воздуха при обесточивании катушки,

которая постоянно должна находиться под током.

4.12.2.6 Вентили электропневматические ВВ-1000

Вентили   серии   ВВ-1000   представляют   собой   трехлинейный

двухпозиционный   пневмораспределитель   (пневмораспределитель   3/2   по   ГОСТ
2.781-68) с электромагнитным приводом и пружинным возвратом.

Пневмораспределитель   и   электромагнит   соединены   между   собой   двумя

болтами и являются автономными узлами вентиля.

Включающий   и   выключающий   вентили   различаются   только   конструкцией

пневмораспределителя (клапанного механизма).

Клапанный   механизм   вентиля,   в   соответствии   с   рисунком   72,   состоит   из

корпусов 28, 35 с расположенными в нем верхним 5, 34 и нижним 3, 33 затворами
и   заглушкой   1,   которые   установлены   по   подвижной   посадке   и   уплотнены
резиновыми кольцами 27. 

Фиксация   затворов   и   заглушки   в   корпусе   осуществляется   пружинными

кольцами 7 и дистанционной втулкой 2, 31.

Клапан удерживается в исходном положении пружиной 29 и штоком 4 или

32 соответственно.

125

V1, V2, V3, V4 – диоды;

1, 2, 3, 4, 5, 6 – контакты штепсельного соединителя.

Рисунок 70 – Электрическая схема и маркировка контактов 

штепсельного соединителя.

126

1-клапан; 2-втулка; 3-корпус; 4-катушка;5-ярмо; 6-якорь; 7-клапан.

Рисунок 71 – Электропневматический вентиль.

127

Рисунок 72 – Вентиль электропневматический серии ВВ-1000.

128

Электромагнит вентиля состоит из ярма 8 с катушкой 11 и установленных в

нем по неподвижной посадке втулки 13 с якорем и сердечника 10 со штоком 9.
Втулка   13   фиксируется   в   ярме   пружинным   кольцом   15.   Для   защиты   полости
электромагнита от загрязнения служат резиновый колпачок 16 и кольцо 14.

По присоединению к электрической сети вентили изготавливаются в двух

исполнениях:

1)   защитное   –   для   подвода   электрического   питания   имеются   шпильки   с

гайками   22,   закрытые   пластмассовой   крышкой   24   с   резиновой   трубкой   25   и
уплотнительной прокладкой 18.

Конструкция выводов допускает подвод проводов как снизу, так и сверху,

справа   и   слева.   При   этом   крышка   с   трубкой   и   прокладкой   устанавливается   в
соответствующее положение.

Примечание   -   При   эксплуатации   вентилей   в   условиях   повышенной

влажности и запыленности воздуха подвод сверху не рекомендуется.

2) открытое – для подвода электрического питания имеются болты М5. Для

эпизодического   ручного   включения   вентиля   (аварийная   ситуация,   наладочные
работы) имеется кнопка, выполненная заодно с якорем 12 и закрытая резиновым
колпачком 16. Не следует применять эту кнопку для систематической работы, а
также воздействовать на нее механизмами или твердыми предметами.

4.12.2.7 Реле электромагнитное типа РМ-1110 и РМ-2010 

Конструкции реле РМ-1110 и РМ-2010 идентичны.
Реле электромагнитные типа РМ-1100 предназначены для защиты силовой

цепи   тепловоза   от   замыкания   на   корпус   (реле   «земли»).   Реле   РМ-2010
устанавливается для защиты тягового генератора от чрезмерного тока.

Реле, в соответствии с рисунком 73 состоит из электромагнита 1 и блока

контактов, в соответствии с рисунком 73(б) и (в), установленных на основании,
состоящем из колодки 8 и пластины 7. Реле закрыто кожухом 21.

Электромагнит 1 состоит из ярма 22, плоского якоря 11, сердечника 16 с

полюсным наконечником 33, удерживающей 17 и рабочей 18 катушек, включенных
согласно (одноименные выводы имеют одинаковую полярность).

Якорь 11 привинчен к противовесу 3, который поворачивается вокруг оси 5,

размещенной в пазу, выполненном на сгибе боковой полки ярма 22. Сердечник 16
закреплен на ярме 22 при помощи пружинного плоского кольца 25.

Блок контактов, в соответствии с рисунком 73(б), в состоит из изоляционной

колодки 9, на которой укреплены размыкающие и замыкающие контакты, каждый
из которых содержит две пары контактов, соединенных последовательно.

Контактные   пары   содержат   подвижные   контактные   пластины   29   и   32   и

неподвижные контактные пластины 30 и 31 (для замыкающего и размыкающего
контактов соответственно), опирающиеся на упорную пластину 28.

Траверса   10   перемещает   подвижные   контакты   пластины   29   и   32   при

включении   электромагнита   1.   При   этом   замыкающий  контакт,   в  соответствии  с
рисунком   68б,   замыкается,   а   размыкающий,   в   соответствии   с   рисунком   68в,
размыкается.

Возвратная   пружина   4   размещена   в   отверстии   сердечника   16.   Для

регулировки нажатия пружины используется винт (упор) 23, контрение которого
производится стопором 24.

Обмотки   катушек   (рабочей   18   и   удерживающей   17)   размещены   в

пластмассовых обоймах и залиты в них эпоксидным компаундом.

Рабочий ход якоря 11 регулируется винтом (упором) 12, который контрится

гайкой 13.

Реле типа РМ-1100-0,04 А работает следующим образом:

129

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..