Электровоз ЭП1М. Электрические схемы и описание их работы - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Электровоз ЭП1М. Электрические схемы и описание их работы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Электровоз ЭП1М. Электрические схемы и описание их работы - часть 7

 

 

переключены на управление из рабочей кабины, установлены блокировочные устройства 
тормозов SQ1 (SQ2), имеющие съемную рукоятку.
Для управления электровозом машинисту должны выдаваться:
один ключ к блоку выключателей;
один ключ к выключателю отопления поезда;
одна реверсивная рукоятка контроллера машиниста;
один рукоятка блокировочного устройства тормозов.

7.1 Питание цепей управления

Система питания цепей управления - однопроводная с заземленным минусом. Обратным 
проводом (минусовым) являются металлические конструкции электровоза. Источниками 
питания являются шкаф питания А25 и щелочные никель - кадмиевые аккумуляторные 
батареи GB1, GB2. Шкаф питания представляет собой статический преобразователь 
напряжения переменного тока в напряжение пульсирующего тока и служит для питания 
цепей управления стабилизированным напряжением 50 В, а также для подзаряда 
аккумуляторных батарей.
Упрощенная схема шкафа питания приведена на рисунке 11.
Питание шкафа осуществляется от обмотки собственных нужд тягового трансформатора 
(405 В) или от сети депо по проводам Cl, C85 при включении контактора КМ5. Контактор 
включается тумблером S1 ВКЛЮЧЕНИЕ ШП, конструктивно расположенным на шкафе 
питания.
Питание цепей управления осуществляется по следующей цепи: диод V5 или тиристоры V1 
(в первый полупериод), V2 (во второй полупериод), рубильник SA1, SA2, провод Н09 и 
дроссель L1, рубильники SA1, SA2, провод Н010, цепи управления, корпус, диоды V4 (в 
первый полупериод), V3 (во второй полупериод). Для снижения величины пульсаций 
выпрямленного напряжения предусмотрен дроссель L1.
Величина напряжения цепей управления устанавливается с помощью резистора R8. 
Напряжение измеряется вольтметром PV при установке тумблера S4 в положение 
НАПРЯЖЕНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЯ и тумблера S3 в положение НОРМАЛЬНО. Для 
измерения напряжения аккумуляторных батарей необходимо тумблер S4 переключить в 
положение НАПРЯЖЕНИЕ БАТАРЕИ.
Питание цепей управления от деповского источника постоянного или пульсирующего тока 
напряжением 45 - 55 В может осуществляться через розетку Х40. При этом рубильник SA2 
должен находиться в положении ИСТОЧНИК ДЕПО, а рубильник SA3 БАТАРЕЯ - в 
положении НОРМАЛЬНО или в среднем положении.
Подзаряд аккумуляторных батарей осуществляется по цепи: плюс выпрямителя, 
сглаживающий реактор L2, трансформатор тока Т2, тиристор V7, рубильник SA3, 
предохранитель F1, провод Н01, аккумуляторные батареи GB1, GB2, провод Н02, датчик 
тока Т40, провод Н11, предохранитель F2, рубильник SA3, шунт амперметра RS, минус 
выпрямителя. Подзаряд разряженных (полностью или частично) аккумуляторных батарей 
осуществляется током, не превышающим 31 А. По мере подзаряда напряжение на батареях 
растет и при достижении определенной величины, зависящей от температуры окружающей 
среды (смотри техническое описание электронного оборудования ИДМБ.661142.004-01РЭ5),
стабилизируется.
Уровень ограничения тока устанавливается с помощью резистора R9, напряжение подзаряда
— с помощью резистора R14.
Ток батарей измеряется с помощью амперметра РА и датчика тока Т40.
Заряд от деповского источника напряжения постоянного или пульсирующего тока может 
осуществляться через розетку Х40. При подготовке к заряду необходимо в шкафу питания 
установить рубильник SA3 в положение ИСТОЧНИК ДЕПО, а рубильник SA2 - в положение
НОРМАЛЬНО или в среднее положение.
При исчезновении напряжения на обмотке трансформатора Т1 шкафа питания (выключение 
главного выключателя, проезд нейтральной вставки и как далее) цепи управления 
автоматически переключаются на питание от аккумуляторных батарей GB1, GB2 по цепи: 

плюс батареи GB1, провод Н01, предохранитель F1, рубильник SA3, тиристор V8, 
рубильники SA1, SA2, провод Н09 и дроссель L1, рубильники SA1, SA2, провод НОЮ, цепи
управления, корпус, шунт амперметра RS, рубильник SA3, предохранитель F2, провод НИ, 
датчик тока Т40, провод Н02, минус батареи GB2. После отключения контактора КМ 
тиристор V8 шунтируется контактами КМ и реактором L2, тем самым исключается 
возможность продолжительной токовой перегрузки тиристора.
Подробное описание шкафа питания дано в книге 5 ИДМБ.661 142.004-01РЭ5.
Цепи управления от токов короткого замыкания защищены выключателями, 
установленными в кабинах и коридоре кузова, и предохранителями, установленными в 
высоковольтной камере в соответствии с рисунком 12.
Выключатели с комбинированными расщепителями допускают повторное включение через 
2 мин после срабатывания их от перегрузки, а с электромагнитными расщепителями 
практически мгновенное повторное включение после их срабатывания.

7.2 Цепи управления токоприемниками

Схема цепей управления токоприемниками приведена на рисунке 13.
Для подъема токоприемника необходимо подать сжатый воздух в цилиндр привода 
токоприемника включением электромагнитного вентиля. Подъем токоприемника ХА1 
осуществляется включением вентиля У9, подъем токоприемника ХА2 - включением вентиля
У10.
Подвод сжатого воздуха к вентилям У9, У10 выполнен через вентиль защиты У1, 
пневматические блокировки штор и дверей высоковольтной камеры и разобщительные 
краны.
Подъем токоприемников возможен только при закрытых дверях и шторах высоковольтной 
камеры.
Для обеспечения питания цепей управления токоприемниками необходимо включить 
выключатель SF11 (SF12) ТОКОПРИЕМНИКИ (смотри рисунок 12).
Включение вентиля защиты осуществляется с помощью выключателя БЛОКИРОВАНИЕ 
ВВК, токоприемников - с помощью выключателей ТОКОПРИЕМНИК 1 (при подъеме 
первого по отношению к рабочей кабине токоприемника), ТОКОПРИЕМНИК 2 (при 
подъеме второго по отношению к рабочей кабине токоприемника) блока выключателей 
S19(S20).
При включенном выключателе БЛОКИРОВАНИЕ ВВК проводом Н226 через 
разделительные диоды U5 панели питания U21 подается напряжение на катушку 
промежуточного реле КVI указанной панели и катушку Г вентиля защиты У1 (смотри 
рисунок 5).
Включившись, реле KV1 размыкает цепь вторичной обмотки трансформатора Т10, а вентиль
защиты пропускает сжатый воздух через пневматические блокировки штор и дверей 
высоковольтной камеры к вентилю токоприемника. Разделительные диоды U5 панели 
питания U21 предназначены для исключения попадания напряжения от трансформатора Т10 
в цепи управления, реле KV1 - для шунтирования вторичной обмотки трансформатора при 
опущенных токоприемниках (это необходимо для исключения удержания вентиля защиты 
во включенном положении за счет напряжения, поступающего на первичную обмотку 
трансформатора Т10 через емкость, образующую крышевым электрооборудованием и 
контактным проводом, в случае применения трансформатора Т10, подключаемого к цепи 25 
кВ).
После включения выключателя ТОКОПРИЕМНИК 1 или ТОКОПРИЕМНИК 2 подается 
напряжение на катушку промежуточного реле K.V44 - через панель диодов U41 или U42, 
размыкающие контакты разъединителя QS21 блока силовых аппаратов All, размыкающие 
контакты прибора управления А10 (смотри рисунок 36), размыкающие контакты 
разъединителя QS21 блока силовых аппаратов А12. Панели диодов U41, U42 предназначены
для исключения подачи напряжения от проводов Н228 на провод Н229 и наоборот. Реле 
KV44 включившись, производит следующее:

замыкающими контактами с проводами Н228, Н235 или Н229, Н236 включает вентиль 
токоприемника, обеспечивая подъем токоприемника при условии, что высоковольтная 
камера заблокирована, а разъединитель QS21 в блоках A11, A12 выключен;
замыкающими контактами с проводами Н202, Н203 и Н213, Н214 подготавливает цепь 
питания катушек удерживающего и включающего электромагнитов главного выключателя. 
Контакты с проводами Н213, Н214 не допускают включение главного выключателя при 
разблокированной высоковольтной камере или включенном разъединителе QS21 в блоках 
А11, А12; контакты с проводами Н202, Н203 отключают главный выключатель при 
срабатывании выключателя SF11  (SF12), при выключении выключателя управления 
токоприёмником.
Вентиль защиты, кроме катушки Г, имеет катушку Д. Обе катушки подключены к 
трансформатору Т10 через панель питания U21. Если выключатель БЛОКИРОВАНИЕ ВВК 
и выключатели управления токоприемниками выключены, а токоприемник по какой-либо 
причине не опустился, и главный выключатель не отключился, катушки Г и Д получают 
питание, в результате вентиль защиты остается во включенном состоянии, обеспечивая 
пропуск воздуха к пневматическим блокировкам штор и дверей, исключая тем самым 
возможность их открытия. Катушка Г подключена к трансформатору Т10 для повышения 
надежности работы вентиля защиты в указанной выше аварийной ситуации.
Панель питания U21 предусмотрена на случай применения трансформатора Т10, 
подключаемого к цепи 25 кВ.
При     повышении      давления      в     цепи      питания      токоприемника     до 0,25 
МПа±0,01МПа (2,5 кгс/см

2

 ±0,1 кгс/см

2

) и выше, срабатывает сигнализатор давления 

SP23(SP24), обеспечивая своими контактами подачу напряжения на катушку 
пневматического устройства У7(У8). Последний, при наличии напряжения на катушке, 
обеспечивает соединение пневматической магистрали токоприемников с атмосферой для 
понижения давления воздуха в цилиндрах токоприемника менее 0,25 МПа±0,01МПа (2,5 кгс/
см

2

 ±0,1 кгс/см

2

). Таким образом, обеспечивается снижение давления полоза токоприемника 

на контактный провод, и следовательно, его не разрушение при работе электровоза на 
участках с понижено расположенным контактным проводом.
Если давление в цилиндрах токоприемника снижается до 0,19 МПа±0,01МПа (1,9 кгс/см

2

 

±0,1 кгс/см

2

) то через контакты сигнализатора SP25(SP26) подается напряжение на катушку 

реле KV39, контакты которого разрывают цепь питания удерживающей и включающей 
катушек главного выключателя QF1. Данная мера предусмотрена на случай 
самопроизвольного отрыва токоприемника только при обесточенных цепях нагрузки (цепи 
тяговых двигателей, цепи отопления поезда, а также вспомогательные цепи).

7.3 Цепи управления главным выключателем

Схема цепей управления главным выключателем приведена на рисунке 13. Включение 
главного выключателя возможно только при закрытых дверях и шторах высоковольтной 
камеры (контролируется с помощью реле KV44). Для включения главного выключателя 
необходимо:
-

установить   в   рабочее   положение   ключ   выключателя   цепей   управления

SQ1(SQ2);
-

включить выключатели SF11(SF12) ТОКОПРИЕМНИКИ, SF13(SF14) ГЛАВ

НЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, SF19(SF20) ТЯГА (смотри рисунок 12), SF85 МСУД, SF86
МСУД,  SF87 БЛОК ИНДИКАЦИИ,  SF88 ЦЕПИ ДИАГНОСТИКИ,  SF91   КОН
ТРОЛЛЕР1 (МПК1), SF92 КОНТРОЛЛЕР2 (МПК2), SF93 ДИАГНОСТИКА (ЦМК)
(смотри рисунки 17, 18,20,21), выключатели БЛОКИРОВАНИЕ ВВК, ТОКОПРИ
ЕМНИК   1   (или  2),  ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ,  МСУД блока  выключателей
S19(S20). При этом включаются переключатель SA3(SA4), промежуточные реле KV21-
KV23, KV44, вентиль защиты У1, вентиль токоприемника У9 или У10. Контакты   SQ1(SQ2)
в  цепи  катушки  переключателя  SA3(SA4)  предназначены  для включения только того 
переключателя, который расположен ближе к рабочей кабине.
Контакты 15-16 контроллера машиниста в цепи катушек реле KV21, KV22 обеспечивают 

возможность включения реле только при положениях 0, П главной рукоятки контроллера 
машиниста SM1(SM2), контакты SA3(SA4) - возможность включения только из рабочей 
кабины. Диод V2 препятствует прохождению напряжения от шкафа А55 на провод Н83. 
Напряжение на катушку реле KV23 подается от шкафа А55 при положениях 0, П главной 
рукоятки контроллера машиниста;
-

кратковременно (2 -3 с) включить выключатель ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ блока

выключателей S19(S20). При этом замыкается цепь питания включающего электромагнита 
главного выключателя. Главный выключатель включается. С включением главного 
выключателя размыкаются его блок контакты в цепи включающего электромагнита и 
замыкаются в цепи катушки промежуточного реле KV41. Включившись, реле KV41 
самоблокируется и размыкает дополнительно цепь катушки включающего электромагнита 
главного выключателя, предотвращая звонковую работу выключателя в случае его 
включения при коротком замыкании в силовых и вспомогательных цепях.
Катушки включающего и удерживающего электромагнитов главного выключателя 
соединены с корпусом через контакты реле минимального давления SP. Контакты этого реле
замыкаются при давлении сжатого воздуха в резервуаре главного выключателя 0,58 МПа - 
0,02 МПа (5,8 кгс/см

2

 - 0,2 кгс/см

2

) и размыкаются при давлении 0,48 МПа -0,02 МПа (4,8 

кгс/см

2

 - 0,2 кгс/см

2

).

Напряжение на катушку удерживающего электромагнита главного выключателя подается по
цепи: провод Н191(Н192), контакты кнопки S9(S10) АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ ГВ, 
контакты переключателя SA3(SA4), реле заземления KV1, реле KV44, реле перегрузки 
КА12, КА7, КА8, реле максимального тока К2 главного выключателя. Контакты реле KV1 
предусмотрены для отключения главного выключателя при замыканиях на корпус силовых 
цепей, KV44 - при отключении токоприемника, КА12, КА7 и КА8 - при коротких 
замыканиях соответственно в цепях питания обмоток возбуждения тяговых двигателей, 
вспомогательных цепях и в цепи питания отопления поезда, К2 - при токовых перегрузках и 
коротких замыканиях в цепи первичной обмотки тягового трансформатора. Кнопка S9(S10) 
предназначена для обеспечения аварийного отключения главного выключателя.
Контакты SA3(SA4) в цепях катушек включающего и удерживающего электромагнитов 
обеспечивают возможность включения главного выключателя только из той кабины 
электровоза, из которой ведется управление движением электровоза.
Для ограничения перенапряжений, возникающих на удерживающей катушке УА2 при 
отключении главного выключателя, установлено шунтирующее устройство А22.
Шкаф А55 осуществляет ограничение числа включений (не более 3-х раз) главного 
выключателя после срабатывания токовых защит обмоток тягового трансформатора путем 
блокирования включения реле KV23.
Тумблер S39 СНЯТИЕ ЗАПРЕТА ВКЛ. ГВ в цепи катушки реле KV23 обеспечивает 
возможность включения реле и, следовательно, главного выключателя при отключенной 
аппаратуре МСУД в случае ее неисправности, а также после выявления и устранения 
причины трехкратного срабатывания токовой защиты. При этом цепь питания реле KV23 та 
же, что и реле KV21, KV22. Запрет включения главного выключателя снимается 
автоматически после его включения без последующего срабатывания токовой защиты

7.4 Цепи управления быстродействующими выключателями.

 Схема цепей управления быстродействующими выключателями приведена на рисунке 14. 
Быстродействующие выключатели QF11 - QF13 включаются с помощью выключателя 
ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ блока выключателей S19(S20) после включения главного 
выключателя.
При этом через контакты реле KV21 подается напряжение на включающие катушки 
быстродействующих выключателей, обеспечивая приближение якорей выключателей к 
магнитопроводам удерживающих катушек. После размыкания собственных контактов в 
цепи включающих катушек процесс включения быстродействующих выключателей 
завершается замыканием силовых контактов. О включении свидетельствует погасание 
индикаторов ТД1 - ТД6 на блоке сигнализации А23(А24) (смотри рисунок 25), после чего 

выключатель ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ блока выключателей S19(S20) должен быть отключен. 
Собственные контакты выключателей в цепи включающих катушек исключают подачу 
напряжения на катушки при включенных выключателях и, следовательно, размыкание 
силовых контактов под токовой нагрузкой.
Необходимым условием для включения быстродействующих выключателей является 
наличие напряжения на удерживающих катушках. Напряжение на удерживающие катушки 
подается через предохранитель F37, контакты разъединителей QS3 - QS6, промежуточного 
реле KV23 или электромагнитных контакторов КМ41 и КМ42, контакты главного 
выключателя QF1 и разъединителей QS11 - QS13.
Контакты QS3 - QS6 отключают быстродействующие выключатели при отключении 
разъединителями неисправных выпрямительно-инверторных преобразователей, исключая 
возможность протекания генераторного тока тяговых электродвигателей через 
преобразователь.
Контакты KV23 в цепи удерживающих катушек и KV21 в цепи включающих катушек 
быстродействующих выключателей обеспечивают их включение при положениях О, П 
главной рукоятки контроллера машиниста. Цепь включения реле KV22 и KV23 та же, что и 
цепь включения реле KV21, которая описана в подразделе 7.3.
Контакты контакторов КМ41, КМ42 отключают быстродействующие выключатели при 
отключении контакторов КМ41, КМ42, когда главная рукоятка контроллера машиниста 
находится в секторе ТЯГА или в секторе РЕКУПЕРАЦИЯ, сокращая время протекания тока 
короткого замыкания при "опрокидывании" инвертора вследствие снятия контакторами 
напряжения с блоков питания выпрямительно-инверторных преобразователей в режиме 
рекуперативного торможения.
Контакты главного выключателя QF1 отключают быстродействующие выключатели при его 
отключении, прерывая генераторный ток тяговых электродвигателей через незакрывшиеся 
тиристоры преобразователей, если до отключения электровоз работал в режиме 
рекуперативного торможения.
Контакты QS11 - QS13 отключают быстродействующие выключатели при отключении 
разъединителями неисправных тяговых электродвигателей, обеспечивая двухстороннее 
отключение электродвигателей.

7.4.1 Цепи управления быстродействующими выключателями при подаче напряжения

на тяговые электродвигатели от деповской сети.

Для подачи напряжения на тяговые электродвигатели от деповской сети через розетки Х4 и 
Х20 необходимо включить разъединитель QS21 соответствующего блока силовых аппаратов
и быстродействующий выключатель QF11 или QF12, или QF13, в зависимости от того, на 
какой электродвигатель должно быть подано напряжение (обеспечивается включением 
соответственно разъединителя QS11 или QS12, Отличительной особенностью управления 
быстродействующими выключателями в этом случае является то, что для обеспечения их 
включения не требуется включать главный выключатель QF1 и выключатели управления 
токоприемниками. Достаточно включения выключателей ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ и 
ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ блока выключателей S19(S20).
При включении выключателя ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ через контакты переключателя 
SA3(SA4) (смотри рисунок 13), разъединителя QS21 подается напряжение на 
удерживающую катушку быстродействующего выключателя.
При включении выключателя ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ через контакты реле KV21 подается 
напряжение на включающую катушку быстродействующего выключателя, обеспечивая его 
включение.
Отключение быстродействующего выключателя осуществляется путем отключения 
выключателя ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ блока выключателей S19(S20).

7.5 Цепи управления вспомогательными машинами.

Схема цепей управления вспомогательными машинами приведена на рисунке 15.
Управление вспомогательными машинами осуществляется выключателями 
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, КОМПРЕССОР, ВЕНТИЛЯТОР 1, ВЕНТИЛЯТОР 2, 
ВЕНТИЛЯТОР 3 блока выключателей S19(S20), установленного на пульте в кабине 
машиниста, и тумблерами S15 КОМПРЕССОР 1, S16 КОМПРЕССОР 2, S14 КОМПРЕССОР 
1, 2, S11 ВЕНТИЛЯТОР 1, S12 ВЕНТИЛЯТОР 2, S13 ВЕНТИЛЯТОР 3, S17 
МАСЛОНАСОС, установленными в проходном коридоре. Тумблеры предназначены для 
отключения, при необходимости, соответствующих электродвигателей (например, в случае 
неисправности). Тумблеры S13, S15, S16 должны быть постоянно запломбированы во 
включенном положении. Тумблер S14 должен пломбироваться в отключенном положении.
Управление электродвигателем вентилятора 4 осуществляется выключателем 
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ блока выключателей S19(S20) и контроллером 
машиниста SM1(SM2).
Для обеспечения питания цепей управления вспомогательными машинами необходимо 
включить выключатели SF25(SF26) ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, SF27(SF28) 
КОМПРЕССОРЫ, SF29(SF30) ВЕНТИЛЯТОРЫ (смотри рисунок 12).
При подготовке машин к пуску предварительно должен быть включен выключатель 
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ блока выключателей S19(S20). При этом через контакты
реле контроля напряжения KV01 панели А1, диоды панелей U44-U46 подается напряжение 
на катушки электромагнитных контакторов КМ1-КМЗ. Включившись, контакторы 
подключают конденсаторы С102-С105 и 

1

/

2

 конденсатора С101 к цепям вспомогательных 

машин (смотри рисунок 9) и замыкают цепь питания катушки реле времени КТ6. Реле 
включается, замыкая свои контакты в цепях питания катушек промежуточных реле KV51, 
KV52 и электромагнитных контакторов КМ11-КМ14, обеспечивая возможность пуска 
первой из вспомогательных машин при условии, что в ее цепь включены все вышеуказанные
конденсаторы. Чтобы исключить возможность звонковой работы контакторов КМ11-КМ14
при включении вентиляторов во время отключения компрессоров и исключить возможность 
звонковой работы контакторов КМ 15, КМ 16 при включении компрессоров во время 
отключения вентиляторов, реле КТ6 выполнено с задержкой на отключение 1-1,5 с. Диоды 
панелей U44-U46 исключают подачу напряжения на провод Н244 от проводов Н241-Н243 
после включения реле контроля напряжения KV01 панели А1 при пуске машин, исключая 
тем самым паразитную связь между проводами Н241-Н243 и подачу напряжения на катушки
разгрузочных клапанов У15, У16 от этих проводов.
При включении выключателя КОМПРЕССОР через контакты датчика-реле давления SP9 
подается напряжение на катушку реле KV51, которое своими контактами включает 
электромагнитный контактор КМ 15, осуществляя пуск электродвигателей компрессора 1, и 
включает реле КТ7, обеспечивающее совместно с реле KV51, KV52 поочередную работу 
компрессоров.
В процессе пуска напряжение между фазами С2 и СЗ увеличивается и при достижении 
значения 300 В+50 В контакторы КМ1-КМЗ отключаются размыкающими контактами реле 
контроля напряжения KV01 панели А1, отключая 

1

/

2

 конденсатора С101 и конденсаторы 

С102-С105. Реле КТ6 остается включенным, получая питание через замыкающие контакты 
реле контроля напряжения А1. О срабатывании реле контроля напряжения KV01 панели А1 
сигнализирует погасание индикатора РН. Если индикатор не гаснет, то до выявления и 
устранения причины, работа компрессора (как и любой другой машины) разрешается только
при работающих вентиляторах 1, 2, 3.
При достижении давления воздуха в питательной магистрали 0,9 МПа ± 0,025 МПа (9 
кгс/см

2

 ± 0,25 кгс/см

2

) контакты датчика-реле давления SP9 размыкаются, отключая реле 

KV51, последнее отключает контактор КМ15. Компрессор при этом останавливается, а 
разгрузочный клапан У15, включившись вспомогательными контактами контактора, 
соединяет нагнетательный патрубок компрессора с атмосферой, облегчая в дальнейшем пуск
электродвигателя компрессора. Реле КТ7 остается включенным, не допуская повторного 
включения реле KV51  и обеспечивая возможность включения реле KV52.

При снижении давления воздуха в питательной магистрали до 0,75 МПа ± 0,025 МПа (7,5 
кгс/см

2

± 0,25 кгс/см

2

) датчиком-реле давления SP9 включается реле KV52, последнее 

включает контактор КМ 16, осуществляя пуск электродвигателя компрессора 2, и отключает
реле КТ7. Реле КТ7, отключаясь с выдержкой времени для обеспечения четкого включения 
реле KV52, подготавливает цепь для включения реле KV51, но последнее остается 
отключенным, т. к. цепь питания его катушки разомкнута контактами реле KV52.
При достижении давления воздуха в питательной магистрали 0,9 МПа ± 0,025 МПа (9 
кгс/см

2

± 0,25 кгс/см

2

) контакты датчика-реле давления SP9 размыкаются, отключая реле 

KV52, последнее отключает контактор КМ 16. Компрессор при этом останавливается, а 
разгрузочный клапан У16, включившись вспомогательными контактами контактора, 
соединяет нагнетательный патрубок компрессора с атмосферой, облегчая в дальнейшем пуск
электродвигателя компрессора. При следующем включении датчика-реле давления 
включается реле KV51 и соответственно компрессор 1. Так осуществляется управление 
поочередной работой компрессора.
Если требуется совместная работа двух компрессоров, необходимо включить тумблер S14 
КОМПРЕССОР 1,2. Запрещается включать тумблер S14 при работающем компрессоре, если 
вентиляторы выключены или работают на частоте 16 

2

 /

3

 Гц.

Отключение неисправного компрессора (или его электропривода) осуществляется с 
помощью соответствующего из тумблеров S15, S16. Запрещается отключать тумблером 
работающий компрессор, когда не работает ни один вентилятор, во избежание включения 
электродвигателя другого компрессора без пусковых конденсаторов.
Контроль давления масла в компрессорах осуществляется с помощью датчиков SP15, SP16, 
контакты которых включены в цепи индикаторов ДМ1, ДМ2 (смотри рисунок 24). При 
включении компрессоров индикаторы загораются и после пуска гаснут. Если индикаторы 
продолжают гореть, то соответствующий компрессор должен быть немедленно отключен.
При включении выключателей ВЕНТИЛЯТОР 1, ВЕНТИЛЯТОР 2, ВЕНТИЛЯТОР 3 блока 
выключателей S19 (S20) включаются электромагнитные контакторы КМ11-КМ13, которые 
силовыми контактами включают соответствующие электродвигатели вентиляторов, а 
вспомогательными контактами соответствующие из контакторов КМ1-КМЗ. Если до 
включения указанных выключателей не работает ни одна из вспомогательных машин, то 
пуск электродвигателя вентилятора осуществляется при включенных контакторах КМ1-КМЗ
(всех) аналогично описанному выше пуску электродвигателя компрессора. Отличие состоит 
в том, что после замыкания контактов реле контроля напряжения KV01 панели А1 один из 
контакторов КМ1-КМЗ остается включенным. Электродвигатель вентилятора 3 может 
пускаться автоматически при выключенном выключателе ВЕНТИЛЯТОР 3 блока 
выключателей S19 (S20), если сработает датчик-реле температуры трансформаторного масла
SK10 (смотри рисунок 15), при этом включится промежуточное реле KV55, которое своими 
контактами включит контактор КМ13. Контактами SK10 по проводу Н219 передается также 
информация в шкаф А55 о том, что температура масла достигла предельного значения (90 
°С).
При включении вентилятора 3 вспомогательными контактами контактора КМ 13 включается
промежуточное реле KV43, которое подготавливает цепь для включения реле времени КТ10 
(смотри рисунок 16) и включает контактор КМ 17, силовыми контактами которого 
включается электродвигатель маслонасоса тягового трансформатора. Напряжение на 
катушку контактора КМ 17 подается через выключатель ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
блока выключателей S19(S20). В цепь питания катушки контактора КМ 17 включены 
контакты промежуточного реле KV47, не допускающие включения контактора при 
включенном тумблере S25(S26) НАГРЕВ МАСЛА (назначение тумблеров и цепь питания 
реле описаны в подразделе 7.6).
При установке реверсивной рукоятки контроллера машиниста в положение ВПЕРЕД и 
главной рукоятки в положение П-РЕКУПЕРАЦИЯ включается электромагнитный контактор
КМ 14 (смотри рисунок 15), силовыми контактами которого включается электродвигатель 
вентилятора охлаждения блока балластных резисторов. Напряжение на катушку контактора 

КМ 14 подается через выключатель ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ блока 
выключателей S19(S20), контакты переключателя А12 - QT1 (обеспечивают его включение 
только в режиме рекуперативного торможения) и контакты реле времени КТ10, КТ6.
Для обеспечения задержки на отключение электродвигателя вентилятора охлаждения блока 
балластных резисторов при переходе из режима рекуперативного торможения в режим тяги 
в течение 60 с осуществляется подпитка контактора КМ 14 от шкафа А55 по проводу А268 
через контакты промежуточного реле KV14 и контакты переключателя A12-QT1.
Для обеспечения возможности работы электродвигателей вентиляторов M l1 - М13 и 
маслонасоса M17 с низкой частотой вращения (с питанием от преобразователя частоты и 
числа фаз U5) необходимо включить выключатель SF94 и тумблер S89(S90) ПЧФ. Контакты 
SA3(SA4) в цепи питания преобразователя U5 служит для обеспечения включения 
преобразователя только из рабочей кабины.
Запрещается включать преобразователь U5 при работающих электродвигателях 
вентиляторов M11 — М13 на нормальной частоте вращения во избежание возможности 
перехода их в генераторный режим с большими тормозными силами.
При включенном преобразователе U5 (как описано выше) и отсутствии тока тяговых 
электродвигателей пуск и работа электродвигателей вентиляторов M l1-M13 и маслонасоса 
М17 осуществляется с питанием от указанного преобразователя напряжением частоты  16    

2

/

3

  Гц (включаются контакторы КМ7-КМ10). Контакты реле KV76 в цепи питания катушки 

контактора КМ 10 обеспечивают включение последнего после включение любого из 
контакторов КМ7-КМ9, через замыкающие контакты которых получает питание катушка 
реле KV76 (смотри цепи сигнализации). Контакты КМ11-КМ13 в цепи катушек контакторов 
КМ7-КМ9 обеспечивают возможность включения последних только после отключения 
контакторов КМ11-КМ13. Аналогичное назначение контактов КМ 17 в цепи катушки 
контактора КМ10.
При повышении тока тяговых электродвигателей до 400 А и более или тока возбуждения в 
режиме рекуперативного торможения до 500 А и более через 80 с ±5 с отключается 
контактор КМ7 и включается контактор КМ11, подключая электродвигатель вентилятора 
МП к обмотке собственных нужд тягового трансформатора на питание напряжением 
частоты 50 Гц. Аналогично осуществляется поочередное, с интервалом 2 - 3 с, переключение
электродвигателей вентиляторов M12, М13. Переключение маслонасоса М17 происходит 
одновременно с переключением электродвигателя вентилятора М13.
При снижении тока якоря тяговых электродвигателей до значения менее 400 А и тока 
возбуждения (в режиме рекуперативного торможения) до значения менее 500 А контакторы 
КМ11-КМ13, КМ 17 через 80 с ± 5 с отключаются и включаются контакторы КМ7-КМ10, в 
течение 10 с ± 1 с электродвигатели находятся в состоянии выбега, а потом одновременно 
получают питание от преобразователя U5.
Сигнал на изменение частоты вращения электродвигателей вентиляторов подается в 
преобразователь U5 от шкафа А55 по проводу А271: в виде напряжения 50 В соответствует 
нормальной частоте вращения, в виде нулевого напряжения — низкой частоте вращения.
Провод Н608 предусмотрен для подачи информации в шкаф А55, при необходимости, о 
температуре воздуха в кузове электровоза.
С целью исключения разбора схемы электровоза в периоды отключенного состояния 
электродвигателей вентиляторов (при переводе их с низкой частоты вращения на 
нормальную и наоборот) параллельно контактам КМ7-КМ12, КМ 17, KV43 в цепях питания 
катушек КМ41, КМ42, КТ10 (в соответствии с рисунками 14, 16) включены контакты 
промежуточного реле KV46, размыкающиеся после переключения электродвигателей на 
соответствующую частоту вращения. Реле KV46 управляется блоком управления 
преобразователя частоты и числа фаз U5.
Для обеспечения пуска электродвигателей вентиляторов на частоте 50 Гц при работе 
компрессоров (одного или обоих) на период пуска первого из них предусмотрено включение
пусковых конденсаторов. Это осуществляется следующим образом. При включении любого 
из контакторов КМ 11-КМ 14 одновременно включается реле KV50 и размыкает цепь 

питания реле напряжения KV01 панели А1 (смотри рисунок 9). Реле KV01 отключается, 
замыкая свои контакты в цепи питания контакторов КМ1-КМЗ и разгрузочных клапанов 
У15, У16, обеспечивая их включение. Включение разгрузочных клапанов необходимо для 
устойчивой работы электродвигателей компрессоров во время пуска электродвигателей 
вентиляторов. Контакторы КМ1-КМЗ подключают пусковые конденсаторы и включают реле
KV49. Реле KV49, включившись, становится на "самоподхват" через свои замыкающие 
контакты и одновременно размыкающими контактами отключает реле KV50, которое, 
отключившись, замыкает цепь питания реле напряжения KV01 панели А1, обеспечивая его 
включение по окончании пуска электродвигателя вентилятора и, следовательно, отключение
пусковых конденсаторов и разгрузочных клапанов. Панели диодов U49, U50, U53, U54, U71-
U74 предусмотрены для исключения "паразитных" связей.
При срабатывании тепловых реле КК11-КК19 отключается контактор соответствующего 
электродвигателя. Восстановить сработавшие тепловые реле КК11-КК14, КК17 можно 
дистанционно путем кратковременного включения кнопки S75(S76) ВОЗВРАТ РЕЛЕ. 
Восстановление реле КК15, КК16, КК18, КК19 ручное.
При срабатывании тепловых реле КК7, КК8 отключается контактор КМ10. Восстановление 
реле ручное.
Проводами Н285, Н638 передается в шкаф А55 информация о наличии напряжения на 
катушках контакторов КМ 17, КМ 10 соответственно.
На электровозе, наряду с главными компрессорами, электродвигатели которых питаются от 
обмотки собственных нужд тягового трансформатора, установлен вспомогательный 
компрессор, электродвигатель М35 которого питается от цепей управления напряжением 50 
В. Указанный компрессор служит для подъема токоприемника и включения главного 
выключателя при отсутствии сжатого воздуха в питательной магистрали. Для включения 
электродвигателя вспомогательного компрессора необходимо включить тумблер S18 
КОМПРЕССОР ТОКОПРИЕМНИКА, установленный в проходном коридоре. При этом 
включается электромагнитный контактор КМ35, который обеспечивает включение 
электродвигателя компрессора. Напряжение подается через предохранитель F36 (смотри 
рисунок 12) и контакты пневматического выключателя SP7. В случае, если давление в 
магистрали главного выключателя поднимется до величины 0,67-0,73 МПа (6,7-7,3 кгс/см2), 
контактор КМ35 отключается пневматическим выключателем SP7, отключая при этом 
электродвигатель компрессора М35.

7.6 Цепи управления тяговыми двигателями в режиме тяги

Схема цепей управления тяговыми двигателями приведена на рисунке 16.
Для обеспечения возможности управления работой тяговых электродвигателей необходимо 
включить аппаратуру МСУД. Включение осуществляется с помощью выключателя МСУД 
блока выключателей S19(S20). Напряжение на выключатель подается через выключатели 
SF85, SF86 МСУД (смотри рисунок 17,18). После выключателя МСУД напряжение через 
контакты промежуточного реле KV21 (включено только при положениях 0, П главной 
рукоятки контроллера машиниста) поступает на катушку контактора КМ43. Включившись, 
контактор шунтирует контакты реле KV21 и подает напряжение от шкафа питания А25 к 
источнику питания А53, от обмотки собственных нужд тягового трансформатора - к панелям
питания А51, А52 (питание датчиков тока тяговых электродвигателей) в соответствии с 
рисунком 20.
Для обеспечения питания аппаратуры МСУД стабилизированным напряжением установлен 
источник питания А53, напряжение к которому поступает от шкафа А25 по проводам НО10, 
Н085 и Н641 через выключатель SF85 и контакты контактора КМ43, а от аккумуляторной 
батареи - по проводам Н05, Н086 и Н642 через выключатель SF86 и контакты контактора 
КМ43.
Для снижения постоянно подключенной к аккумуляторной батарее нагрузки (для 
повышения эффективности подзаряда аккумуляторной батареи) провод Н05 подключается к 
положительному выводу пятой банки батареи GB1, считая от минуса батареи. Указанное 
подключение обеспечивает в стационарных режимах подачу напряжения к источнику 

питания А53 от шкафа А25, а в переходных режимах (включение и выключение ГВ) - от 
аккумуляторной батареи, исключая сбои в работе аппаратуры МСУД.
Питание к аппаратуре МСУД от источника питания А53 через панель диодов U93 подается:
через выключатель SF91 КОНТРОЛЛЕР 1 (МПК1), контакты промежуточного реле KV63 
для питания микроконтроллера МПК1;
через выключатель SF92 КОНТРОЛЛЕР 2 (МПК2), контакты промежуточного реле KV63 
для питания микроконтроллера МПК2;
через выключатель SF93 ДИАГНОСТИКА (ЦМК) для питания центрального 
микроконтроллера.
- через  выключатель  SF87 БЛОК ИНДИКАЦИИ,  контакты  переключателя SA3(SA4) для 
питания блоков индикации А57(А58);
через выключатель SF88 ЦЕПИ ДИАГНОСТИКИ для питания цепей диагностики;
через выключатель SF89 ДАТЧИКИ СКОРОСТИ для питания датчиков угла поворота BR2, 
BR4-BR6.
Диод V6 предназначен для исключения подачи нестабилизированного напряжения в цепи 
питания блоков индикации А57, А58 из цепей диагностики схемы автоматики (провод А8) и 
из цепей питания датчиков скорости BR2, BR4-BR6 (провод А9) в случае ошибки монтажа.
При температуре ниже минус 40°С должен быть включен выключатель SF90 ПОДОГРЕВ 
МСУД для подогрева шкафа А55. При температуре выше 0°С выключатель должен быть 
выключен.
Панель диодов U93 служит для подачи напряжения от двух независимых выходов источника
питания А53 в цепи автоматики.
Промежуточное реле KV63 не допускает одновременной работы МПК1 и МПК2. Питание на
катушку промежуточного реле KV63 подается через выключатель МСУД блока 
выключателей S19(S20). Промежуточное реле KV63 включается тумблером S67(S68) МПК1/
МПК2. Контакты тумблера показаны в положении МПК1. Напряжение на катушку 
промежуточного реле KV63 подается через контакты переключателя SA3(SA4) 
(обеспечивают возможность включения только из рабочей кабины), контакты реле KV23 
(обеспечивают возможность включения только в положениях О, П главной рукоятки 
контроллера машиниста), собственные контакты шунтирующие контакты реле KV23. 
Проводом Н336 подается информация в шкаф А55 о включении промежуточного реле KV63 
по этой цепи. В режиме автоведения предусмотрено включение промежуточного реле KV63 
шкафом А55 при неисправности МПК1, для обеспечения автоматического включения 
МПК2. Диод V7 препятствует прохождению напряжения от шкафа МСУД на провод Н336.
Управление тяговыми электродвигателями осуществляется с помощью контроллера 
машиниста SM1(SM2).
При установке реверсивной рукоятки в положение ВПЕРЕД (или НАЗАД) подается питание 
на промежуточные реле KV11, KV12, KV13 по цепи: выключатель SF19(SF20) ТЯГА, 
контакты 5-6 контроллера машиниста SM1(SM2). В цепи питания катушки реле KV13 
выключены контакты крана машиниста SQ3(SQ4) и контакты клапана аварийно-экстренного
торможения SQ7(SQ8).
Напряжение на катушки ТЯГА переключателей QT1 блоков силовых аппаратов А11, А12 
подается от выключателя SF15(SF 16) ТЯГА через контакты 9-10 контроллера машиниста 
SM1(SM2), контакты клапана автостопа У25(У26), контакты пневматического выключателя 
управления SP4, промежуточных реле KV12-KV14, KV84 и реле времени КТ1. Контакты 
реле КТ1 при переводе электровоза из режима электрического торможения в режим тяги 
обеспечивают переключение переключателей QT1 из положения ТОРМОЖЕНИИ в 
положение ТЯГА без токовой нагрузки (контакты реле замыкаются с выдержкой времени 
после отключения блоков питания ВИП от обмотки собственных нужд тягового 
трансформатора, поэтому к моменту их замыкания переходные процессы в цепях тяговых 
электродвигателей успевают затухнуть). Параллельно контактам КТ1 включены контакты 
QT1, обеспечивающие питание катушек переключателей при сохранной схеме тяги, когда 
реле КТ1 включено. Контакты промежуточного реле KV84 предназначены для сбора схемы 

в режиме тяги только при включенном устройстве КЛУБ-У, а так же для разбора схемы тяги 
при потери бдительности машиниста (снятие напряжения с катушки реле KV84 
осуществляется устройством КЛУБ-У).
Сбор схемы завершается после перевода главной рукоятки контроллера машиниста в 
положение П. При этом:
через контакты 13 - 14 и 1-2 (3—4) контроллера машиниста, контакты переключателей A11-
QP1, A12-QP1, резистор R45 подается напряжение на удерживающую катушку реле 
заземления KV1, но оно не включается, так как обесточена включающая катушка;
через контакты 13-14 и 1-2 (3-4) контроллера машиниста подается напряжение на катушку 
ВПЕРЕД (НАЗАД) переключателя A11-QP1   и через контакты Al1-QP1 - на катушку 
НАЗАД (ВПЕРЕД) переключателя A12-QP1. Переключатели переключаются в 
соответствующее положение, включают реле времени КТ10, предназначенное для контроля 
их переключения. Контакты контакторов КМ9, КМ 10, КМ17, реле KV43, KV47 в цепи 
катушки реле времени КТ10 предназначены для отключения реле КТ10 в следующих 
случаях:
отключение  электродвигателя  вентилятора системы  охлаждения  тягового
трансформатора (размыкаются контакты КМ9 и KV43, цепь питания катушки реле
KV43 смотри на рисунке 15);
отключение электродвигателя электронасоса системы охлаждения тягового
трансформатора (размыкаются контакты КМ 10, КМ17).  Контакты КМ 10, КМ17
шунтируются контактами промежуточного реле KV47 в случае понижении температуры 
масла ниже минус 15 °С. При температуре масла ниже минус 15 °С датчиком-реле 
температуры SK9 включается реле KV47. При этом контакты реле KV47 в цепи катушки 
реле времени КТ10 замкнуты, а в цепи контакторов КМ 10, КМ 17 разомкнуты и не 
допускают включения электронасоса. Нагрев масла осуществляется за счет тепла, 
выделяемого в обмотках трансформатора при работе электровоза. После нагрева до 
температуры выше минус 15 °С контактами датчика-реле температуры отключается реле 
KV47 и включается контактор КМ 10 или КМ 17. При неисправном датчике-реле 
температуры SK9 (контакты его не замыкаются) при температуре ниже минус 15 °С 
необходимо включить тумблер S25(S26) НАГРЕВ МАСЛА, подключенный параллельно 
датчику-реле температуры SK9. После нагрева масла до температуры в пределах от 0 °С до 
плюс 6 °С тумблер отключить.
Контакты промежуточного реле KV46 в цепи катушки реле КТ10 обеспечивают ее питание 
на период переключения вспомогательных машин с низкой частоты вращения на 
нормальную и наоборот.
Включившись, реле времени КТ10 замыкает контакты с проводами Н39, Н40 в цепи катушки
промежуточного реле KV15.
Контакты KV12-KV14, SP4 в цепи катушки реле KV15 предназначены для отключения реле 
в следующих случаях:
срабатывание электропневматического клапана автостопа У25(У26). При этом через 
контакты 5-6 контроллера машиниста, контакты тумблера S3(S4) ЭПК, клапана У25(У26) с 
проводами Н13(Н14), Н15(Н16) и переключателя SA3(SA4) подается напряжение на 
катушку реле KV11, KV12. Реле включаются. Реле KV12 контактами с проводами Н33, Н34 
отключает реле KV15. Тумблер S5(S6) предназначен для отключения реле KV12 и, 
следовательно, обеспечения возможности сбора схемы тягового режима при отключении 
клапана У25(У26) в случае его неисправности;
экстренное торможение при нажатии на ручку клапана аварийного экстренного торможения 
SQ7(SQ8) или при переводе рукоятки контроллера крана машиниста SQ3(SQ4)   в   
положение   ЭКСТРЕННОЕ   ТОРМОЖЕНИЕ.   Контакты   SQ3(SQ4), SQ7(SQ8) 
размыкаются, снимается питание с катушки реле KV13 и реле своими контактами с 
проводами Н34, Н35 отключит реле KV15;
- автоматический перевод электровоза из режима тяги в режим электрического торможения. 
При этом отключается реле KV14 (смотри рисунок 21) и контактами с проводами Н35, Н36 

отключает реле KV15;
-давление воздуха в тормозной магистрали ниже 0,29 - 0,27 МПа (2,9 - 2,7 кгс/см ) 
(размыкаются контакты SP4).
Контакты реле времени КТ10 в цепи катушки реле KV15 предназначены для контроля 
соответствия положения переключателей А11 — QP1, А12 - QP1 заданному реверсивной 
рукояткой контроллера машиниста. Контакты реле KV22 в цепи катушки реле KV15 
предназначены для обеспечения сбора схемы тяги только при положении П главной 
рукоятки контроллера машиниста.
Включившись, реле KV15 замыкает контакты с проводами HI53, HI54 и Н163, HI64 в цепи 
катушек электромагнитных контакторов КМ41, КМ42 (смотри рисунок 14) и контакты с 
проводами Н41, Н42 в цепи своей катушки. Контакты реле KV15 с проводами Н41, Н42 
предназначены для исключения автоматического повторного сбора схемы тяги при 
нахождении главной рукоятки контроллера машиниста в секторе ТЯГА, если по какой-либо 
причине разберется схема при указанном положении главной рукоятки.
Включившись, контакторы КМ41, КМ42 силовыми контактами подают напряжение 
переменного тока на блоки питания А61, А62 (смотри рисунок 19) от обмотки собственных 
нужд тягового трансформатора, а вспомогательными контактами с проводами Н077, HI57 
включают реле времени КТ1. Реле КТ1 размыкает контакты в цепи катушек ТЯГА и 
ТОРМОЖЕНИЕ переключателей QT1 и замыкает в цепи катушки реле KV15. Контакты реле
времени КТ1 в цепи катушки реле KV15 предназначены для контроля подключения блоков 
питания А61, А62 к обмотке собственных нужд тягового трансформатора. В цепь катушек 
контакторов КМ41, КМ42 включены также контакты QS3 - QS6, KV23, собственные 
контакты КМ41, КМ42, А11-QT1, А12-QT1, КМ7, КМ8, КМ 11, КМ 12, KV46. Контакты 
QS3-QS6 предназначены для отключения контакторов при отключении ВИП 
разъединителями QS3-QS6. Контакты промежуточного реле KV23 предназначены для 
обеспечения возможности включения контакторов только при положении П главной 
рукоятки контроллера машиниста, контакты КМ41, КМ42 - для питания катушек 
контакторов при положении ТЯГА главной рукоятки, когда реле KV23 отключено. 
Контакты A11-QT1, A12-QT1 предназначены для обеспечения питания катушек контакторов
КМ41, КМ42 в тяге. Контакты КМ7, КМ8 и КМ11, КМ 12 предназначены для отключения 
контакторов при отключении электродвигателей вентиляторов на низкой и нормальной 
частоте вращения соответственно, контакты KV46 - для обеспечения питания катушек 
контакторов на время переключения частоты вращения электродвигателей. После 
включения контакторов КМ41, КМ42 регулирование тока тяговых электродвигателей 
осуществляется плавным поворотом главной рукоятки в секторе ТЯГА.
Выбор способа регулирования тока тяговых электродвигателей осуществляется с помощью 
тумблера S69(S70). На схеме тумблер показан в положении, соответствующем 
автоматическому регулированию. Через контакты SA3(SA4) (обеспечивают возможность 
выбора только из рабочей кабины) напряжение по проводу Н353 подается к шкафу А55 
(разъем XI6, контакт 3).
При автоматическом регулировании поворотом главной рукоятки задается сила тяги, 
которая автоматически поддерживается на заданном уровне до достижения электровозом 
заданной скорости. Скорость задается поворотом ручки датчика скорости. После полного 
открытия тиристоров ВИП в четвертой зоне регулирования поддержание силы тяги 
осуществляется с клавиатуры блока индикации А57, А58 на любой ступени ослабления 
поля. При этом на первой ступени ослабления возбуждения включаются контакторы Kl 1-
K13.
Напряжение на катушку контактора К11 подается от шкафа А55 по проводу Н74. Контактор 
К11 управляет всеми тремя контакторами К11-К13. Одновременно автоматически 
изменяется фаза открытия тиристоров ВИП, чтобы сила тяги оставалась на уровне заданной.
По мере увеличения скорости электровоза сила тяги поддерживается за счет 
автоматического регулирования фазы открытия тиристоров ВИП.
На второй ступени ослабления возбуждения включаются контакторы К21-К23 (напряжение 

для их включения подается проводом Н72 на катушку контактора К21) и стабилизация тока 
осуществляется так же, как и при первой ступени ослабления возбуждения
На третьей ступени ослабления возбуждения включаются контакторы К31-КЗЗ (напряжение 
для их включения подается проводом Н73 на катушку контактора КЗ 1).
При ручном регулировании поворотом главной рукоятки осуществляется регулирование 
тока якоря без автоматического поддержания его на заданном уровне, при этом ручка 
датчика скорости не используется и может находиться в любом положении. Включение 
контакторов ослабления возбуждения осуществляется с клавиатуры блока индикации 
А57(А58).

7.7 Цепи управления тяговыми электродвигателями в режиме рекуперативного

торможения

Схема цепей управления тяговыми электродвигателями приведена на рисунке 16.
Для переключения электровоза из режима тяги в режим рекуперативного торможения 
необходимо:
а)

главную рукоятку контроллера машиниста установить в нулевое положение.

При этом:
снимается напряжение с катушек ТЯГА переключателей QT1 и реле КV15;
контактами 13-14 контроллера машиниста отключается реле времени КТ10 и размыкает с 
выдержкой 1-1,5 с контакты с проводами Н39, Н40 в цепи катушки промежуточного реле 
KV15, которое отключает контакторы КМ41, КМ42 (смотри рисунок 14). Контакторы 
силовыми контактами отключают блоки питания ВИП от обмотки собственных нужд 
тягового трансформатора, а вспомогательными контактами с проводами Н077, H157 - реле 
КТ1. Отключившись, реле КТ1 с выдержкой 1-1,5 с замыкает контакты в цепи катушек 
переключателей QT1, обеспечивая возможность их переключения только после затухания 
переходных процессов в цепях тяговых электродвигателей и размыкает контакты в цепи 
катушки реле KV15;
б)

главную рукоятку контроллера машиниста установить в положение П сектор

РЕКУПЕРАЦИЯ. При этом:
от выключателя SF21(SF22) ТОРМОЖЕНИЕ (смотри рисунок 12) через контакты 11-12 
контроллера машиниста, контакты реле КТ1 подается напряжение на катушки 
ТОРМОЖЕНИЕ переключателей QT1, обеспечивая переключение их в положение 
ТОРМОЖЕНИЕ. Переключатели QT1 подготавливают силовые цепи и цепи управления для 
работы в режиме рекуперативного торможения;
контактами 11-12 контроллера машиниста включается реле времени КТ4, размыкая 
контакты с проводами Н55, Н57 в цепи катушек пневматического контактора К1 и 
электропневматического клапана У3;
- контактами 13-14, 1-2(3-4) контроллера машиниста включается реле времени КТ10, 
замыкая контакты с проводами Н39, Н40 в цепи катушки промежуточного реле KV15, а 
проводами Н263, Н264 в цепи катушки электромагнитного контактора КМ14. Контактор 
включается, силовыми контактами (смотри рисунок 9) включая электродвигатель 
вентилятора Ml4 охлаждения блока балластных резисторов R10, a вспомогательными 
контактами (смотри рисунок 16) — реле KV15. Для исключения сохранения включенного 
состояния контактора К1 при переходе из режима рекуперативного торможения в режим 
тяги, при осуществлении задержки на отключение электродвигателя вентилятора Ml4 с 
помощью аппаратуры МСУД, установлен диод V3. Реле KV15 замыкает контакты с 
проводами Н41, Н42 в цепи своей катушки, контакты с проводами Н53, Н55 в цепи катушек 
контактора К1 и клапана УЗ и включает реле времени КТ5. Реле КТ5 контактами с 
проводами Н153, Н155 и H163, H165 включает контакторы КМ41, КМ42. Контакторы КМ41,
КМ42 силовыми контактами подключают блоки питания А61, А62 к обмотке собственных 
нужд тягового трансформатора, вспомогательными контактами с проводами Н077, H157 
включают реле КТ1, а контактами с проводами Н45, Н61 отключают реле КТ4. Реле КТ1 раз-
мыкает свои контакты в цепи катушек переключателей A11-QT1, A12-QT1 и замыкает в 

цепи катушки реле KV15. Реле КТ4 контактами с проводами Н55, Н57 с выдержкой времени
1-1,5 с включает контактор К1. Контактор силовыми контактами замыкает цепь питания 
обмоток возбуждения тяговых электродвигателей, вспомогательными контактами с 
проводами Н077, Н677 (смотри рисунок 19) замыкает цепь питания усилителей импульсов 
блока выпрямительной установки возбуждения U3 и размыкает контакты с проводами Н65, 
Н76 в цепи катушек пневматического устройства У4 и электропневматического свистка 
НА1(НА2). Задержка подачи напряжения к усилителям импульсов на 1-1,5 с после 
включения контакторов КМ41, КМ42 предусмотрена для исключения сбоев в работе ВИП.
в) главную рукоятку контроллера машиниста перевести в сектор РЕКУПЕРАЦИЯ, 
обеспечив в режиме авторегулирования предварительное торможение электровоза.
При этом контактами 15-16 контроллера машиниста отключаются реле KV21, KV22, а 
шкафом А55 - реле KV23. Реле KV21 замыкает контакты с проводами Н45, Н65 в цепи 
катушек устройства У4 и свистка НА1(НА2) и контактами с проводами Н57, Н66 включает 
клапан УЗ. Включившись, клапан УЗ исключает возможность торможения электровоза 
автоматическим тормозом. Контакты реле KV21 с проводами Н45, Н65 предназначены для 
исключения подачи сжатого воздуха в тормозные цилиндры электровоза устройством У4 
при положениях 0 и П главной рукоятки, а контакты с проводами Н57, Н66 - для 
исключения блокирования автоматического тормоза электровоза клапаном УЗ.
Реле KV22, отключившись, размыкает контакты с проводами Н40, Н42 в цепи катушки реле 
KV15, но цепь катушки остается замкнутой через собственные контакты и контакты реле 
КТ1. Контакты KV22 с проводами Н40, Н42 предназначены для обеспечения сбора схемы 
рекуперативного торможения только при положении П главной рукоятки контроллера 
машиниста. Контакты KV15 с проводами Н41, Н42 предназначены для исключения 
автоматического повторного сбора схемы рекуперативного торможения при положениях 
главной рукоятки контроллера машиниста в секторе П-РЕКУПЕРАЦИЯ, если по какой-либо 
причине разберется схема при указанных положениях главной рукоятки.
Дальнейшее значение тормозной силы задается положением главной рукоятки при её 
повороте в направлении к сектору РЕКУПЕРАЦИЯ. Тормозная сила автоматически 
поддерживается на заданном уровне (с учетом ограничения тормозных характеристик) до 
достижения электровозом заданной скорости. Скорость электровоза задается ручкой датчика
скорости.
При ручном регулировании после сбора схемы необходимо установить главную рукоятку в 
положение П для обеспечения работы системы противокомпаундирования тормозного тока, 
после чего плавным увеличением тока возбуждения путем поворота ручки датчика скорости 
из нулевого положения осуществляется вход в режим рекуперативного торможения и 
регулирование тормозной силы. Когда возможность регулирования тока возбуждения 
исчерпана, регулирование тормозной силы осуществляется изменением напряжения 
инвертора путем плавного перемещения главной рукоятки в секторе РЕКУПЕРАЦИЯ. 
Переключение на ручное регулирование осуществляется как и в режиме тяги, с помощью 
тумблера S69(S70).
Предусмотрена возможность совместного применения рекуперативного торможения 
электровоза и пневматического торможения поезда автоматическим тормозом. 
Автоматический (пневматический) тормоз электровоза в этом случае отключен клапаном 
УЗ. При этом сохраняется возможность торможения электровоза прямодействующим 
тормозом, но при достижении давления воздуха в тормозных цилиндрах 0,13-0,15 МПа (1,3-
1,5 кгс/см

2

) контактами пневматического выключателя SP3 с проводами Н54, Н39 

отключается реле KV15, которое отключает реле КТ5, контактор К1, клапан УЗ и 
рекуперативное торможение прекращается. Реле КТ5 отключает с выдержкой времени 2-3 с 
контакторы КМ41, КМ42. Выдержка времени на отключение контакторов КМ41, КМ42 
необходима, чтобы избежать аварийного режима "опрокидывания" инвертора, при котором 
возникает короткое замыкание тяговых электродвигателей и тягового трансформатора через 
плечи ВИП.
Контактор К1 силовыми контактами размыкает цепь питания обмоток возбуждения тяговых 

электродвигателей, вспомогательными контактами размыкает цепь питания усилителей 
импульсов блока U3, включает свисток НА1(НА2) и устройство У4, обеспечивающее подачу
воздуха в тормозные цилиндры. Давление воздуха в тормозных цилиндрах устанавливается 
равным 0,15-0,18 МПа (1,5-1,8 кгс/см

2

). Восстановление схемы возможно после установки 

главной рукоятки в положение П и осуществления отпуска тормозов. Проводом Н76 
передается в шкаф А55 информация о наличии напряжения на катушках свистка НА1 (НА2) 
и устройства У4.
При снижении давления воздуха в тормозной магистрали до 0,29-0,27 МПа (2,9-2,7 кгс/см

2

размыкаются контакты пневматического выключателя SP6 в цепи питания клапана УЗ, в 
результате приводится в действие автоматический (пневматический) тормоз и после 
достижения давления воздуха в тормозных цилиндрах до 0,13-0,15 МПа (1,3-1,5 кгс/см

2

рекуперативное торможение прекращается.
Рекуперативное торможение прекращается также при: перегрузке цепи возбуждения 
тяговых электродвигателей (срабатывает реле перегрузки КАП), коротком замыкании цепи 
якоря тяговых электродвигателей (отключаются быстродействующие выключатели QF11-
QF13), перегрузке блока резисторов R10 (срабатывают реле контроля напряжения KV01, 
KV02 панели А6), срабатывании защиты от кругового огня (включается реле контроля 
напряжения KV01 панелей А16 блоков силовых аппаратов A11, A12), отключении 
электродвигателя системы охлаждения блока R10 (отключается контактор КМ 14), 
отключении блоков питания А61, А62 (отключается реле КТ1). В этих случаях отключаются 
контактор К1, реле КТ5, KV15 и клапан УЗ.
Оперативный разбор схемы рекуперативного торможения осуществляется установкой 
главной рукоятки контроллера машиниста в нулевое положение. При этом отключаются 
реле KV15, контактор К1, реле КТ5 и клапан УЗ.
Звуковой свисток НА1(НА2) и устройство У4 при оперативном разборе схемы не 
включаются, так как в их цепи до замыкания контактов контактора К1 размыкаются 
контакты реле KV21.

7.8 Цепи системы управления преобразователями ВИП, ВУВ и диагностики. 

Схема цепей управления преобразователями и диагностики приведена на рисунке 19-21.
Управление преобразователями осуществляется с помощью контроллера машиниста или 
автоматически (по программе) путем изменения угла открытия тиристоров ВИП Ul, U2, а в 
режиме электрического торможения также и путем изменения угла открытия тиристоров 
ВУВ U3. Изменение угла открытия тиристоров осуществляется шкафом А55, управляющие 
импульсы которого подаются к ВИП по проводам А101-А109, к ВУВ - по проводам А112, 
А113, А193. Шкаф А55 включается выключателем МСУД блока выключателей S19(S20) 
(включение шкафа А55 описано в подразделе 7.6).
Для обеспечения работы системы синхронизации аппаратуры с сетью к шкафу А55 (выводы 
17, 18, 25, 26 разъема X15) подается напряжение 50 В от трансформаторов Т13, Т14. Для 
обеспечения работы системы, устанавливающей необходимую величину угла άо в 
зависимости от формы напряжения контактной сети, к шкафу А55 (выводы 19-22 разъема 
X15) подается напряжение 50 В от трансформаторов T1l, T12 в соответствии с рисунком 5.
Информация об углах коммутации поступает к шкафу А55 от датчиков Т15-Т18 проводами 
А171-А 178 в соответствии с рисунком 5.
Измерительными элементами токов тяговых электродвигателей, входящих в систему 
управления преобразователями, являются датчики тока Т21-Т23, датчик тока возбуждения 
Т20 и панель резисторов R100 (смотри рисунок 20). Датчики подключены к шкафу А55 
проводами А151-А 156, А127, А31. Питающее напряжение к датчикам тока подается от 
панелей питания А51, А52, которые в свою очередь подключены к обмотке собственных 
нужд тягового трансформатора.
Измерительными элементами тока и напряжения цепей электропневматического тормоза 
являются датчик тока Т35, датчики напряжения Т37, Т38 и панель резисторов R100. К 
шкафу А55 датчики подключены проводами А161-А163, А31. Питающее напряжение +15 В 

и —15 В к этим датчикам подается от шкафа А55 по проводам А164, А165.
Измерительными элементом тока заряда или разряда АБ является датчик тока Т40 и панель 
резисторов. К шкафу А55 датчик Т40 подключен проводами А160, А31. Питающее 
напряжение +15 В и-15 В к этому датчику подается от шкафа А55 по проводам А164, А165.
Измерительными элементами частоты вращения колесных пар являются датчики угла 
поворота BR2, BR4-BR6 и аналогичные датчики BR1, BR3 колесных пар 1 и 3, входящие в 
систему САУТ-ЦМ/485 и подключаемые через блок связи А104. Информация о частоте 
вращения каждой колесной пары с выхода этих датчиков поступает в шкаф А55 
соответственно проводами А93 (общий минус) и А81-А90, А92 для использования в системе
регулирования скорости движения электровоза и обнаружения боксования или юза.
В случае отключения быстродействующего выключателя подается напряжение +50 В в 
шкаф А55 соответствующим из контактов QF11-QF13 блоков силовых аппаратов А11, А12. 
При срабатывании реле перегрузок КА7, КА8, КА11, КА12, реле контроля напряжения 
KV01 и KV02 панелей защиты от кругового огня А11-А16, А12-А16, информация подается 
по проводам А241-А244, А256, А257, А261 и А262 в шкаф А55. Информация о режимах 
работы электровоза и состоянии оборудования поступает в шкаф А55 (выводы 1-10, 12-24 
разъема Х10, выводы 1-24 разъема X11, вывод 23 разъема X13, выводы 1-16, 18-22 разъема 
X16). Информация используется для управления режимами работы шкафа А55, а также для 
визуальной и звуковой сигнализации.
Выравнивание токов якорей тяговых электродвигателей в режиме электрического 
торможения выполняется автоматически изменением фаз открытия тиристоров панелей А20.
Тиристоры открываются при замыкании цепей питания первичных обмоток импульсных 
трансформаторов панелей А20 транзисторными ключами шкафа А55. Транзисторные ключи 
шкафа А55 подключены проводами А201-А206 и А193 (общий минус). Общий плюс 
подается проводами А190, А191 через контакты переключателя Al 1-QT1
Силовыми транзисторными ключами шкафа А55 (выводы 1 - 12, 14 - 17 разъема X17) 
осуществляется:
а)

управление промежуточными реле KV21, KV22, KV14 и другими аппарата

ми, обеспечивающими переключение из тяги в электрическое торможение и обратно
в режиме "Автоведение";
б)

управление контактором КМ 14 включения электродвигателя вентилятора

охлаждения блока балластных резисторов R10;
в)

автоматическое включение контакторов ослабления возбуждения тяговых

электродвигателей в режиме "Автоведение";
г)

выдача информации (по проводу А271) в преобразователь U5 о достижении

тока  тяговых электродвигателей значения, равного уставке переключения электро
двигателей вентиляторов и маслонасоса на другую частоту вращения;
д)

выдача информации о тяге в САУТ-ЦМ/485 по проводу А273 (50 В - при то

ке тяговых электродвигателей менее 150 А, 0 В -при токе более 150 А);
е)

выдача информации о рекуперации в САУТ-ЦМ/485 по проводу А274 (50 В -

при токе тяговых электродвигателей 120 А и более, 0 В - при токе менее 120 А);
ж)

включение сигнальных индикаторов СИ, ДБ;

к) включение вентилей песочниц;
л) включение индикатора заряда батареи Н79(Н80) по проводу А269. Силовыми 
транзисторными ключами шкафа А55 (выводы 2, 3 и 5 разъема X12) осуществляется 
управление:
а)

электропневматическим тормозом посредством реле KV90, KV91;

б)

промежуточным реле KV23 для блокирования включения ГВ при трехкратном 

срабатывании токовых защит.
Визуальный контроль режимов работы электровоза состояния оборудования (диагностика) 
осуществляется с помощью блока индикации А57(А58), включаемого переключателем 
SA3(SA4) в рабочей кабине. Управление режимами диагностики, ввод параметров движения
электровоза и управление в режимах "Автоведение" и "Советчик" осуществляется с 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..