Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие) - часть 5

 

 

9.4.7. Ослабление возбуждения тяговых двигателей



На каждой безреостатной позиции (20, 33 и 42-й) для расширения диапазона регулирования скорости можно получить по пять ступеней ослабления возбуждения двигателей. Шунтирующие резисторы 100 и 101 подключаются параллельно обмоткам возбуждения индивидуальными электропиевматическими контакторами 075-090 (см. рис. 6 на вкладке и рис. 17). В цепь шунтирующих резисторов включены обмотки индуктивных шунтов 105 и 106, обеспечивающих более легкое протекание переходных процессов при резких колебаниях напряжения на тяговых двигателях.

• Первая ступень ослабления возбуждения образуется при замыкании контакторов 075, 079, 083 и 087 и включении секций А-Е и F-K резисторов 100 и 101;

 

 

 

 

 

 

 

моток возбуждения и индуктивных шунтов. Все это приводит к изменению тяговых свойств электровоза при движении на позициях ослабления возбуждения.

Управление контакторами ослабления возбуждения. Для управления вентилями контакторов ослабления возбуждения на контроллере машиниста имеется барабан 3013 (3023), приводимый в действие также штурвалом машиниста. Штурвал необходимо сначала нажать вниз и повернуть влево в положения I-II-III-IV-V. Ослабление возбуждения можно осуществить только на безреостатных позициях каждого соединения, т.е. на 20, 33 и 42-й позициях. Это обеспечивается включением катушек вентилей 075-090 контакторов ослабления возбуждения к цепи питания от провода 300 контактами 61-62 промежуточного контроллера, которые замкнуты только на указанных позициях. В цепи питания катушек находятся также размыкающие контакты 1-2 реле 326, которое включается только в режиме реостатного торможения.

Рассмотрим для примера I-ю позицию ослабления возбуждения. При установке штурвала контроллера машиниста на эту позицию собирается цепь: провод 300, контакты 61-62 ПК 303, провод 315, контакты 1-2 реле 326, провод 316, контакты 1-2 барабана 3013, провод 317, параллельно включенные вентили контакторов 075, 079, 087 и 083, провод 492. Контакты 9-10 барабана 3013 используются в случае применения реостатного тормоза.

Чтобы предотвратить возможность движения электровоза на реостатных ступенях с оставшимися по какой-либо причине включенными контакторами ослабления возбуждения, от провода 311 через контакты 63-64 контроллера 303, замкнутые на всех позициях, кроме 20, 33 и 42-й, подается напряжение к параллельно соединенным блок-контактам всех контакторов (провод 314). Если хотя бы один контактор остался включенным, через его блок-контакты подается напряжение на провод 494, вследствие чего обесточивается реле 331 и отключается быстродействующий выключатель.

 

9.5. Сброс позиций
Сброс позиций может осуществляться по одной (положение штурвала “-1”) или автоматически (“-”). При постановке штурвала контроллера в положение “-1” продолжается самоподпитка шагового реле 3213 от провода 311 через контакты 13-14 выключателя управления 305, собственные контакты 8-1, блок-контакты 13-14 барабана 3031, провод 332, контакты 7-8 выключателя управления 305; контакты кнопки 313 (“+1 ”, набор одной позиции) маневрового контроллера, контакты 7-8 контроллера машиниста 3012, провод 342, контакты 5-6 выключателя управления 305, провод 331, контакты 1-2 реле 332. По этой же цепи от провода 342 через контакты 9-10 контроллера машиниста 3012, провод 335 и контакты 51-52 промежуточного контроллера, замкнутые на всех позициях, кроме нулевой, получает питание катушка реле сброса 3212.

 

 

В процессе обратного перехода с одного соединения на другое одновременно с поворотом барабана промежуточного контроллера поворачивается вал главного контроллера 045. Так, при переходе с 34-й на 33-ю позицию, т.е. с П на СП, сразу же после поворота барабана контроллера 303 из положения III в положение II размыкаются его контакты 55-56 в цепи питания катушек вентиля 0454-2, а вторая будет получать питание через блок-контакты 15-16 барабана 3031 и размыкающие контакты 5-6 реле 320. Это приведет к тому, что механизм привода контроллера 045 установится в положение II. В процессе дальнейшего перехода механизма привода промежуточного контроллера из положения II в положение I из-за размыкания блок-контактов 15-16 барабана 3031 теряют питание катушки обоих вентилей пневматического двигателя контроллера 045, и механизм привода занимает положение I. Аналогично переходу с 33-й на 34-ю позицию в процессе обратного перехода шаговое реле 3213 не выключается при размыкании блок-контактов 13-14 барабана 3031, а получает питание через контакты 59-60 контроллера 303. Следовательно, вал главного контроллера будет поворачиваться, пока не займет положения СП на 33-й позиции промежуточного контроллера.

Процесс перехода вала контроллера 045 в другие положения протекает также, с той лишь разницей, что механизм его привода проходит по одной промежуточной позиции.

Автоматический сброс позиций осуществляется при постановке штурвала контроллера в фиксированное положение При этом постоянное питание катушки шагового реле 3213 будет через контакты 1-2 контроллера машиниста 3012. А реле сброса 3212 включается по цепи: контакты 1-2 барабана 3012 контроллера машиниста, провод 342, контакты 9-10 барабана 3012 контроллера, провод 335, контакты 51-52 ПК 303, резистор, катушка реле сброса 3212. Сброс происходит непрерывно до нулевой позиции, на которой размыкаются контакты 51-52 контроллера 303 в цепи питания реле 3212. Одновременно ГК 045 возвратится в положение 0. Сброс можно прекратить на любой позиции, переведя штурвал контроллера машиниста в положение -1 или 0.

В силовой цепи при сбросе позиций ГК 045 переключения происходят в последовательности обратной набору позиций.

 

Переход с С на Р-соединение:

• Замыкаются контакторы 29 и 30, подключая резисторы 050 и 051 к цепи двигателей (см. рис. 14);

 

Модернизация схемы сброса позиций. При сбросе позиций, особенно автоматическом, ГК 045 не всегда успевает переходить с одной позиции на другую вслед за ПК 303. Это приводит к нарушению нормальной работы силовой цепи. Для предотвращения подобных случаев с 1999 г. начата модернизация в цепи управления по замедлению хода привода ПК 303 при переходе с 21-й на 20-ю позицию.

Для замедления хода ПК 303 в данной схеме (рис. 18) используется электролитический конденсатор С1, который получает питание на 2/-й позиции от привода 366 через контакты 11-12 вала 0451,
 

 

2. На центральной клеммовой рейке №1 (ЦКР 1):

определен провод 674, идущий от контактов 3-4 вала 0451 и определен провод 374, идущий от катушки электромагнитной защелки 3036; они соединены болтовым соединением и заизолированы;

определен провод 670, идущий от контактов 15-16 вала 0451 и соединен с проводом 335;

определен провод 673, идущий от контактов 15-16 вала 0451 и соединен с проводом 651, идущим к реле 320, болтовым соединением.

3. На блокировочном устройстве 0451:

провод 654 с клеммы 12 блокировки 11-12 снят и заизолиро-

ван;

провод 674 с клеммы 4 блокировки 3-4 перекинут на клемму 12 блокировки 11-12.

4. В ПК 303:

в удобном месте, рядом с защелкой 3036 установлен под хомутом электролический конденсатор С1 с припаянным к его выводам защитным диодом VD2;
 

 

Модернизация ГК 045 (рис. 19). При работе главного контроллера 045, особенно при сборе позиций, иногда возникают перебросы электрической дуги между контакторами 23 и 29. На ГК 045 переставлены местами контакторы 23 и 27 для того, чтобы увеличить расстояние между ними. Перестановка производится без изменения развертки ГК 045 путем перестановки кулачковых шайб на валу ГК 045. Силовые шины контакторов 23, 27 в цепях остаются без изменений.

Силовая схема после модернизации работает устойчиво, так как контактор 29 работает без взаимосвязи с контактором 23, бла-

 

годаря расстоянию между ними, а также нахождению контактора 27 между ними, являющемуся преградой взаимодействию. При работе схемы контактор 29 не работает в паре с контактором 27. Опытная эксплуатация электровоза ЧС2т-1024 показала устойчивость работы силовой схемы на всех соединениях.

Модернизация ГК 045 по данной схеме начата с 1999 г.



9.6. Цепи управления электровозом помимо контроллера машиниста

9.6.1. Сброс позиций ПК 303 с любой до ходовой или до “0” от кнопки "СП-С” 317 (318)


Для удобства управления процессом перехода с любой позиции одного соединения тяговых двигателей на безреостатную ступень предыдущего соединения предназначена кнопка СП-С 317 (318). При импульсном нажатии на нее от провода 340 через замкнувшиеся контакты кнопки получает питание провод 334 и катушка реле 319. Включившись, реле 319 становится на самопод-питку по цепи: провод 344, контакты 11-12 барабана 3012 контроллера машиниста (замкнутые в его нулевом положении для обеспечения работы кнопки 317), провод 327, контакты 9-10 выключателя управления 305, провод 333, контакты 53-54 промежуточного контроллера 303, провод 357, собственные контакты 1-2 реле 319, провод 334. По этой же цепи от провода 357 через диод 483 и провод 331 подается напряжение на катушку 3213 шагового реле.

Включившись, реле 319: своими размыкающими контактами 9-10 разрывает цепь питания реле набора 3211; а через свои замкнувшиеся контакты 11-12, провод 335 и контакты 51-52 промежуточного контроллера 303 подаёт питание на катушку 3212 реле сброса.

Контакты 53-54 контроллера 303, которые фактически управляют процессом сброса при импульсном нажатии кнопки 317, замкнуты на всех основных позициях (кроме 20. 33-й и нулевой). Этим обеспечивается разрыв цепи самоподпитки реле 319 и прекращение процесса сброса, как только промежуточный контроллер установится в позицию, соответствующую безреостатной ступени предыдущего (низшего) соединения тяговых двигателей электровоза.

В том случае, если ПК 303 находится на безреостатной позиции — (20 или 33), когда разомкнуты контакты 53-54 ПК 303, нажатие на кнопку 317 также приводит к сбросу позиций. В этом случае при нажатии на кнопку 317 включается реле 319 и замыкает свои контакты 11-12 в проводах 334-335. Питание подаётся на реле сброса 3212 и привод ПК 303 переводит вал на реостатную позицию — замыкаются его контакты 53-54 и реле 319 становится на самоподпитку. Теперь при отпускании кнопки 317 сброс продолжается.

 

 

 

9.6.2. Набор позиций маневровой кнопкой “+1” 313 (315)
Управление электровозом с помощью кнопок “+1” и маневрового контроллера (расположенных под окном машиниста) происходит так же, как при постановке штурвала контроллера машиниста в положение “+1” или т.е. набор одной позиции, или сброс позиций автоматический.

 При нулевом положении контроллера машиниста получает питание шаговое реле 3213, и через собственную блокировку 1-8 создаётся цепь самоподпитки по рассмотренной выше схеме. При нажатии кнопки “+1 ” 313(315) (маневровый набор) включается реле набора 3211 по цепи: провод 342 (питающая цепь катушки шагового реле), замкнувшийся контакт нажатой кнопки “+1”, провод 336, контакты 9-10 реле 319, контакты 3-4 реле давления 338. контакты 69-70 ПК 303, катушка реле набора 3211. провод 499. В результате этого создаётся цепь питания вентилей ПК 303. При переходе привода (пневматического мотора) со II на III положение размыкаются его контакты 11-12 и шаговое реле теряет питание. Для включения шагового реле необходимо отпустить кнопку “+1”. Работа ГК 045 аналогична постановке штурвала контроллера машиниста в положение “+1”. Таким образом, при нажатии на кнопку “+1” (маневровый набор) ПК 303 переходит только на одну позицию. Для получения следующей позиции необходимо кнопку маневрового набора отпустить и снова нажать.

При нажатии на кнопку “+1” 313(315) размыкаются её контакты в проводах 340-344 и 343-346. Тем самым имитируется положение “+1” барабана 3012(3022) контроллера машиниста, при котором размыкаются его контакты 1-2 и 7-8.

 

9.6.3. Сброс позиций маневровой кнопкой “-”314 (316)

При нажатии на кнопку 314(316) размыкаются её контакты в проводах 341-345, а через замкнувшиеся контакты включается реле сброса 3212 по цепи: провод 311, контакты 1-2 реле 322, провод 338, контакты 2-1 ВУ 305, провод 340, замкнувшиеся контакты кнопки 314. провод 335, контакты 51-52 ПК 303, резистор, катушка 3212. После включения реле сброса 3212 начинается непрерывный сброс позиций (см. раздел “автоматический сброс” в п. 9.5).

При отпускании кнопки размыкаются её контакты в проводах 340-355, обесточивается реле сброса 3212 и сброс позиций прекращается.

 

 

9.6.4. Ручное аварийное управление приводом ПК 303 с помощью переключателя 355 (356)

В случае возникновения в цепях электровоза неисправностей, при которых невозможно управление промежуточным контроллером от контроллера машиниста, допускается использовать переключатели 355 и 356 аварийного управления. Для этого необходимо перевести выключатель управления 305 (306) в крайнее положение 7 “ручное управление”, в котором размыкаются его контакты в цепи питания катушек реле 3213, 3211 и 3212 и замыкаются контакты 21-22 (17-18 на электровозах до № 1025). Через эти контакты напряжение от провода 311 подводится к переключателю 355 (356), с помощью которого можно непосредственно управлять пневматическим двигателем промежуточного контроллера. Позиции переключателя 355 (356) — I, II, III, IV соответствуют положениям привода ПК 303.

При вращении переключателя 355 (356) по часовой стрелке через его контакты 1-2 и 5-6 в заданной последовательности запиты-ваются вентили привода ПК 303 по проводам 366 и 367 и происходит набор позиций. При вращении переключателя 355 (356) против часовой стрелки в обратной последовательности запитываются вентили привода ПК 303 и происходит сброс позиций. Поворот переключателя на 180° соответствует набору или сбросу одной позиции. Установка переключателя на позицию II или позицию IV соответствует набору (сбросу) половине позиции ПК 303.

 

10. ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ЖАЛЮЗИ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ
Основное назначение жалюзи — предотвратить попадание осадков в виде снега и дождя внутрь блоков при отстое или длительной стоянке электровоза. Жалюзи пускотормозпых резисторов 050 и 051 открываются с помощью пневматических приводов при возбуждении вентилей 453 и 454 соответственно для одного и другого блоков.

Один вентиль управляет двумя приводами на одной стороне электровоза. Всего жалюзи — четыре, каждая имеет свой концевой выключатель 4551, 4552, 4561, 4562, который механически связан с приводом. При открытии всех жалюзи замыкаются все концевые выключатели.

В схеме управления с этой целью предусмотрено питание катушек вентилей 453, 454 через контакты 9-10 реверсивного барабана 3011 (3012) контроллера машиниста, разомкнутые в его нулевом положении.

реостатных и безреостатных ступенях. В первом случае замкнуты контакты 1-2 переключателя 412 и вентили 453 и 454 возбуждаются, как только реверсивные рукоятки устанавливаются в положение вперед или назад. Во втором случае замкнуты контакты 3-4 переключателя, и вентили получают питание через контакты 43-44 промежуточного контроллера 303, которые замкнуты на всех реостатных позициях и разомкнуты на безреостатных — 20, 33 и 42-й.

В режиме реостатного торможения жалюзи открываются также автоматически в момент установки главного контроллера 045 в положение Т. Цепь питания катушек вентилей следующая: провод 400, блок-контакты 3-4 главного контроллера 045, провод 674, диод 381, провод 395.

В связи с тем, что протекание тока по пускотормозным резисторам при закрытых жалюзи недопустимо, предусмотрены цепи контроля и сигнализации их положения. Функцию реле защиты в этом случае выполняет промежуточное реле 41!, замыкающие контакты которого включены в цепь питания реле 331 (режим тяги) и реле 324 (режим реостатного торможения). Нормально реле 411 всегда включено — питание к его катушке поступает от провода 300 через размыкающие контакты реле времени 410. Последнее включается только в том случае, если на катушки вентилей 453, 454 подается питание (провод 395 под напряжением), а жалюзи по

 

 

При плохих атмосферных условиях (дождь, снег, сильный ветер) используют автоматический режим работы жалюзи. При установке переключателя 530 (531) в положение автоматического управления АЖ, АЖП замыкаются его контакты 11-12. В режиме тяги на реостатных ступенях 1-19, 21-32, 34-41 цепь питания катушек вентилей создается замыканием контактов 43-44 ПК 303, а в режиме торможения — замыканием контактов 5-6 главного контроллера 045 в положении Т. провод 300, блокировка 92311 крана машиниста, контакты 9-10 барабана 3011, провод 313, контакты 43-44 ПК 303, провод 326, контакты 11-12 переключателя 530(531), провод 395, катушки вентилей 453 и 454, провод 499. На ходовых позициях или при движении на выбеге жалюзи закрыты.

Напряжение к катушкам вентилей 453, 454 в обоих режимах управления жалюзи поступает при установке переключателей 530, 531

в любое возможное положение, в том числе предназначенное для включения автоматической подачи песка и вспомогательного мотор-компрессора. Это позволяет сохранить нормальный режим работы жалюзи независимо от ошибочных действий машиниста.

Функции и цепи питания промежуточного реле 411 и реле времени 410 не изменились. Однако дополнительно введена цепь контроля работы мотор-вентиляторов пускотормозных резисторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..