Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Электрические схемы электровоза ЧС2Т (пособие) - часть 4

 

 

 

 

Может возникнуть вопрос: для чего требуется такая серьезная (тройная) фиксация? То, что такой массивный агрегат с большим количеством контакторных элементов произвольно может “сыграть” вперед или назад — маловероятно.

Дело в том, что, например, после того как ПК 303 установится в позицию 1, а ГК 045, повторяя его движение, встанет в положение Р, в процессе набора до позиции 19 на привод ГК 045 каждый раз будет действовать “возмущающая” сила со стороны ПК 303, который старается увлечь его за собой (поочередно через блокировки 15-16 и 17-18 будут запитываться вентили ГК 045). Аналогичное происходит и на других соединениях.

Бывают случаи, когда из-за некоторых неисправностей в цепи управления ГК 045 во время набора позиций все-таки начинает движение. Это приводит к короткому замыканию в силовой схеме и отключению БВ, нередко со снятием напряжения. Вот почему конструкторы трижды застраховались от подобных опасных последствий.

На ходовых позициях все виды фиксации снимаются и позволяют приводу 045 перейти на следующее соединение (или вернуться на нуль при сбросе позиций).

При переходе ПК 303 на позицию 1 на пульте гаснет лампа 0 (502-503) из-за размыкания контактов 49-50 ПК 303 в проводах 300-301, что вызывает также обесточивание катушек защёлок 3014, 3024. Их рычаги освободятся и заблокируют реверсивную рукоятку в контроллере машиниста. Снять реверсивную рукоятку теперь можно будет только после подачи питания на катушки защёлок 3014, 3024 (см. рис. 8).

После установки ГК 045 на позицию Р загорается лампа С (504, 505), которая горит до позиции 20, где разомкнется блокировка 6)5-66 ПК 303 и лампа погаснет.

На 7-й позиции ПК главный контроллер 045 устанавливается на позицию Р, соответствующую последовательному соединению всех шести тяговых двигателей. Это положение ГК 045 остается неизменным на всех реостатных позициях (отсюда обозначение Р) последовательного соединения с 1-й по 19-ю включительно. На позиции “Р” главного контроллера замкнуты его контакторы 21, 22, 29-31, 37-42, 45-48 (см. рис. 6 на вкладке и рис. 14, а).

 

Таблица 1

Сопротивление пусковых реостатов в цепи ТЭД на каждой позиции

 

 

Примечание: В скобках указана величина полного сопротивления с учётом сопротивления мотор-вентиляторов 225, 226.

На 1-й позиции в цепь тяговых двигателей введены пусковые резисторы сопротивлением 13,8 Ом (табл. 1), т.е. при напряжении в контактной сети 3000 В амперметры 865, 866 показывают ток около 200 А.

Конструкция резисторов, установленных на крыше электровоза в специальных шкафах, рассчитана на принудительное охлаждение. Для этого служат вентиляторы 225, 226, подключённые к выводам A-B-D и обдувающие фехралевую ленту пусковых резисторов.

При прохождении тока между точками В и D создаётся требуемая разность потенциалов. Это напряжение (около 280 В) прикладывается к двигателю вентилятора, т.е. чем больше ток через резистор, тем под большее напряжение встаёт двигатель вентилятора, тем выше частота его вращения и интенсивнее обдув.

Двигатели 225, 226 вентиляторов пускотормозных резисторов 050, 051 присоединены к их выводам, что позволяет исключить дополнительный расход энергии на охлаждение резисторов, и обеспечивает изменение производительности вентиляторов пропорционально току нагрузки. В режиме реостатного торможения двигатели вентиляторов присоединены к секции BD резисторов. При максимальном длительном токе резисторов в режиме реостатного торможения 500 А напряжение на двигателе вентилятора составляет 300 В, ток 190 А. При пуске нагрузочная способность резисторов с учётом переключения секций по позициям допускает возможность длительной работы с током 850 А.

 

С целью сохранения напряжения на двигателе вентилятора в заданных пределах секции BD резисторов при пуске шунтируются секциями АВ — через контакторы 41 (42) главного контроллера, замкнутые на всех позициях тягового режима. Параллельное включение секций BD и АВ позволяет при токе нагрузки 850 А получить на двигателях вентиляторов напряжение 350 В (ток двигателей 230 А). В режиме реостатного торможения контакторы 41, 42 разомкнуты, секции АВ и BD соединены последовательно и через них проходит полный тормозной ток, обеспечивая на двигателях требуемое напряжение. Прекращение работы двигателей происходит автоматически при выходе на безрео-статные ступени при пуске (секции АВ и BD выводятся последними) и окончании реостатного торможения.

Для защиты обмоток электродвигателя корпус первого мотор-вентилятора соединяется с минусовой отпайкой 016, корпус второго — с отпайкой 114. При перекрытии по изоляционной плите или опорам ящиков сопротивлений ток короткого замыкания проходит, минуя обмотки электродвигателя. Таким образом, корпус первого мотор-вентилятора находится под потенциалом, близким к значению напряжения в контактном проводе, а корпус второго —под потенциалом 600-800 В.



9.4.2. Набор 2-й и следующих позиций

Переход на следующую 2-ю позицию начинается после возвращения штурвала контроллера машиниста 3012 в положение 0 и постановки вновь в положение +1. В положении 0 восстанавливается питание шагового реле 3213, и оно становится на самоподпитку, а в положении +1 включается реле набора 3211 по цепи, описанной выше, размыкаются контакты 6-2 этого реле и прекращается питание вентилей 3033-1 и 3034 -2 по проводу 368 через диоды 480. Однако обесточится при этом только вентиль 3033-1, вентиль 3034-2 продолжает получать питание через замыкающие контакты 6-7 реле набора 3211 и блок-контакты 3-4 барабана 3031. Благодаря этому механизм привода перейдет из положения III в промежуточное по ложение IV. В процессе перехода разомкнутся блок-контакты 3-4 барабана 3031 и потеряет питание вентиль 3034-2, что обеспечит

 

9.4.3. Переход с Р на С-соединение (соответствует переходу ПК 303 с 19-й на 20-ю позицию)

На 19-й позиции замыкаются также контакты 57-58 контроллера 303, восстанавливается питание катушки защелки 0456 и прекращается механическое блокирование вала контроллера 045. На 19-й позиции ПК 303 также гаснут сигнальные лампы 523, 524 (см. последний абзац п. 10).

 

 

 

 

Практически переход почти всегда происходит при наличии уравнительного тока в цепи мостовых контакторов. Поэтому при размыкании мостовых контакторов, когда образуются две самостоятельные цепи двигателей, разрывается цепь уравнительного тока. Это сопровождается некоторым изменением тока двигателей, а следовательно, и силы тяги, развиваемой ими. Так, если в момент разрывания мостовых контакторов уравнительный ток протекал от точки п к точке т, то ток в двигателях и сила тяги несколько возрастут, так как при размыкании мостовых контакторов последовательно с каждой группой двигателей будут включены резисторы, падение напряжения на которых будет меньше, чем на другой группе двигателей. Если в момент размыкания мостовых контакторов уравнительный ток протекал от точки т к точке n, то ток в двигателях и сила тяги уменьшится, так как с каждой группой двигателей последовательно будут включены резисторы, падение напряжения на которых больше, чем на другой группе двигателей. В конце перехода выводится часть секций пусковых резисторов из цепи тяговых двигателей.

Условия равновесия моста можно определить, зная, что сопротивление каждой секции A-J резисторов 050, 051 равно 4 Ом, при напряжении в контактной сети 3000 В ток через резисторы равен 375 А. Следовательно, если переход осуществляется при токе 375 А в цепи тяговых двигателей, размыкание контакторов 21, 22 в процессе перехода с позиции М на 21-ю произойдет без разрыва цепи тока. При напряжении в контактной сети, отличном от 3000 В, равновесие моста наступит уже при другом значении тока. При протекании уравнительных токов в момент перехода, контакторы 2/. 22, выполненные с дугогашением, будут разрывать ток, значение которого зависит как от напряжения контактной сети, так и от скорости движения.

 

9.4.5. Переход с СП па П-соединение (соответствует переходу ПК 303 с 33-й па 34-ю позицию)

На 33-й позиции замыкаются также контакты 57-58 контроллера 303, восстанавливается питание катушки защелки 0456 и прекращается механическое блокирование вала контроллера 045. При переходе с 55-й на 34-ю позицию контроллера 303 размыкаются

 

Поэтому при установке привода ПК 303 в положение I (чем заканчивается переход с 33 позиции на переходную позицию К) шаговое реле 3213 не теряет питание, несмотря на разрыв контактов 11-12 барабана 3031 (при переходе из IV в I положение), а остается включенным. Л реле набора 3211 остается под питанием по цепи: провод 311, контакты 59-60 ПК 303. провод 339, контакты 1-2 реле 332, провод 331, контакты 6-5 ВУ 305, провод 342, контакты 5-6 барабана 3012 контроллера машиниста, контакты 9-10 реле 319, контакты 3-4 реле 338, контакты 69-70 ПК 303. катушка 3211.

При переходе механизма привода контроллера 303 из положения II в положение III контакты 59-60 ПК 303 размыкаются (как и контакты 11-12 барабана 3031) и происходит отключение шагового реле 3213, а также и реле набора 3211. Фиксация механизма привода 3032 в положении III, а самого контроллера на позиции 34 обеспечивается размыкающими контактами 6-2 реле 3211 и диодами 480.

Так как поворот механизма привода 0452 следует за перемещением вала промежуточного контроллера (вентили 0453-1 и 0454-2

 

//////////////////////// пропуск/////////////////////

 

ря и обмотки возбуждения двигателей 1 и 2, контактор 26, шунт амперметров 120, реле 015, земля.

Вторая — реле 015, контактор 32, секция М-S резисторов 051, якорь и обмотка возбуждения тягового двигателя 4, контакторы 22 и 21, секция М-S резисторов 050, якорь и обмотка возбуждения двигателя 3, контактор 33, шунт амперметров 121, шунт 180 (используется при реостатном торможении), реле 015, земля.

Третья — реле 015, контакторы 31 и 25, якоря и обмотки возбуждения двигателей 6 и 5, контакторы 28 и 38, секция В-Н резисторов 051 (параллельно секции В-D включена секция В-А), шунт амперметров 122, реле 015, земля.

На 34-й позиции сопротивления резисторов, включенных в цепь каждой группы тяговых двигателей, не одинаковы — по 2 Ом в цепи двигателей 1,2 и 5,6 и 5,8 Ом в цепи двигателей 3,4. Поэтому на 34-й позиции ток в цепи двигателей 3,4 значительно меньше, 

чем в цепи других групп. Выравнивание токов происходит на 55-й позиции. Реостатный пуск на параллельном соединении завершается на 42-й позиции.

Переход на “П” делают при скорости 80-100 км/ч.
9.4.6. Автоматический набор позиций

 

 

положении включается реле набора 3211 через контакты 5-6 барабана 3012 контроллера машиниста и привод ПК 303 начинает переход с 20 на 21 позицию.

При переходе на 21-ю позицию вновь замыкаются контакты 53-54 контроллера 303 и обеспечивается аналогичный автоматический набор позиций до выхода на безреостатную ступень последовательно-параллельного соединения. Вращение вала контроллера 303 на 53-й позиции прекращается из-за размыкания его контактов 53-54. После возвращения штурвала контроллера машиниста в положение 0 и затем в положение + процесс автоматического набора продолжается. Прекратится он при установке контроллера 303 на последнюю 42-ю позицию, когда разомкнутся его контакты 69-70 в цепи реле 3211. Вращение вала контроллера 303 может быть прекращено и на любой промежуточной позиции возвращением штурвала в положение +7 или 0. Привод при этом фиксирует промежуточный контроллер на ближайшей по ходу позиции.

Автоматический набор производится па ходу при скорости не ниже 30 км/ч на С-соединении, 50 км/ч на СП-соединении и 70 км/ч на П-соединении (по тяговой характеристике электровоза).

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..