Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 9

 

 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

130

 

 

Продолжение таблицы

 4.6.1

 

Нолинский 

245/198/149/112 

22/17/13/41 

19/10/7/5 

33,5/12,7/250,0/80,0 

Омутнинский 

172/177/149/99 

12/22/6/28 

12/18/1/0 

14,7/20,1/1,0/0 

Слободской 

126/109/134/105 

17/13/21/35 

13/10/11/5 

20,2/10,95/116,0/140,0 

Советский 

276/211/135/66 

29/34/17/21 

18/15/8/1 

15,5/59,3/10,8/5,4 

10  Уржумский 

150/168/154/123 

31/33/26/32 

10/9/11/3 

14,0/16,3/34,5/15,0 

11  Юрьянский 

247/239/163/69 

21/34/13/25 

18/25/6/1 

24.75/41,5/35,6/10,0 

12  Яранский 

425/342/222/67 

36/26/17/23 

32/26/10/5 

36,1/61,5/54,5/40,0 

13  МО г. Киров 

166/245/178/158 

101/145/80/87 

88/111/48/29 

103,08/192,2/306,5/385,0 

 

ИТОГО 

3436/3522/2470/1645  615/611/359/581 

474/418/180/85 

775,55/709,5/1784,9/1476,1 

 

Несмотря на сокращение численного состава госземинспекторов и реализацию поручения 

Президента  РФ  по  уменьшению  контрольно-надзорных  мероприятий  в  отношении  субъектов 
малого предпринимательства, показатели за 2016 год незначительно отличаются от показателей 
2015 года.  

Инспекторами в 2016 году проведено 627 административных обследований объектов зе-

мельных отношений, в результате выявлено 347 нарушений требований земельного законода-
тельства.  

В отношении нарушителей приняты меры в соответствии с действующим законодатель-

ством.  

Результаты административных обследований объектов земельных отношений публикова-

лись на Интернет-сайте Управления. 

Управление  при  осуществлении  государственного  земельного  надзора  активно  взаимо-

действует  с  органами  прокуратуры,  ОВД,  органами  местного  самоуправления,  Управлением 
ФССП  России  по  Кировской  области,  Управлением  ФНС  по  Кировской  области,  а  также 
с Управлением Росприроднадзора и Россельхознадзора по Кировской области. 

При  осуществлении  государственного  земельного  надзора  особое  внимание  уделяется 

устранению нарушений земельного законодательства.  

Госземинспекторами  нарушителям  выданы  499  предписаний  об  устранении  нарушений 

земельного  законодательства.  В  2016  году  исполнено  240  предписаний  и  87  предписаний  за 
прошлые  периоды.  Не  устранѐнными  нарушениями  являются,  в  основном,  нарушения,  устра-
нение которых связанно с проведением кадастровых работ, что требует длительного времени. 

В 2016 году проведено 30 плановых и 2 внеплановые проверки деятельности органов ме-

стного самоуправления. По результатам проверок выдано 2 предписания об устранении нару-
шений законодательства. Нарушения устранены. 

В целом осуществление государственного земельного надзора на территории Кировской 

области обеспечивает защиту права государственной, муниципальной и частной собственности 
на  землю,  а  также  надлежащий  порядок  владения  и  распоряжения  ею,  снижение  количества 
нарушений земельного законодательства. 

Взаимодействие  с  органами  государственной  власти  и  органами  местного  само-

управления 

Взаимодействие Управления Росреестра по Кировской области с органами муниципаль-

ного земельного контроля осуществляется на основании постановления Правительства Россий-
ской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия фе-
деральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный над-
зор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль». 

В  целях  исполнения  полномочий  по  муниципальному  земельному  контролю  органами 

государственной власти Кировской области и органами местного самоуправления муниципаль-
ных  образований  Кировской  области  разработаны  нормативные  документы,  регламентирую-
щие деятельность в указанной сфере. 

В соответствии с Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений 

в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законо-
дательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу  отдельных положе-
ний законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государ-
ственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контро-

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

131

 

 

ля (надзора) и муниципального контроля» принят Закон Кировской области от 25 декабря 2015 
года № 610-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об административной от-
ветственности  в  Кировской  области»,  которым  определен  круг  должностных  лиц,  уполномо-
ченных  составлять  протоколы  об  административных  правонарушениях  предусмотренных  ча-
стью 1 статьи 19.4, 
частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального 
контроля.  

Представительными  органами  муниципальных  образований  утверждены  Положения 

о муниципальном земельном контроле на подведомственной территории. 

Практически муниципальный земельный контроль проводится на всей территории области.  
Осуществляется  обмен  информацией с  органами исполнительной  власти Кировской  об-

ласти  и  органами  местного  самоуправления  о  соблюдении  требований  земельного  законода-
тельства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. В слу-
чае поступления информации о признаках нарушения требований земельного законодательства 
юридическими  лицами,  индивидуальными  предпринимателями  и  гражданами  проводится  ад-
министративное  обследование  объекта  земельных  отношений  (в  случае  недостатка  информа-
ции) и решается вопрос о проведении внеплановой проверки. 

В  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  26  декабря 

2014  года  №  1515  «Об  утверждении  правил  взаимодействия  федеральных  органов  исполни-
тельной  власти,  осуществляющих  государственный  земельный  надзор,  с  органами,  осуще-
ствляющими муниципальный земельный контроль» Управлением в установленные сроки были 
согласованы  37  проектов  ежегодных  планов  проверок  муниципального  земельного  контроля 
в отношении юридических лиц на 2017 год. 

Должностные лица Управления, на которых возложены функции по осуществлению го-

сударственного земельного надзора, периодически участвуют в совещаниях с главами муници-
пальных  образований  по  вопросам  взаимодействия  Управления  Росреестра  по  Кировской  об-
ласти с органами местного самоуправления. 

На местах проводятся рабочие встречи с главами и специалистами администраций по во-

просам  осуществления  государственного  земельного  надзора  и  муниципального  земельного 
контроля, рассматриваются все изменения. 

На  Интернет-сайте  Управления  Росреестра  по  Кировской  области  размещена  информа-

ция о действующих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Управле-
ния по исполнению государственной функции по осуществлению государственного земельного 
надзора, перечень обязательных требований законодательства РФ, выполнение которых являет-
ся предметом проверок соблюдения земельного законодательства, а также меры, применяемые 
к  нарушителям  земельного  законодательства.  Размещается  информация  о  результатах  осуще-
ствления государственного земельного надзора. 

Взаимодействие с органами муниципального земельного контроля

 

В порядке взаимодействия с органами муниципального земельного контроля в 2016 году 

в Управление и территориальные отделы направлено 69 материалов проверок соблюдения зе-
мельного  законодательства.  Нарушители  привлечены  к  административной  ответственности 
в виде штрафа на общую сумму 130,71 тыс. руб.  

В  целях  улучшения  качества  издаваемых  органами  местного  самоуправления  правовых 

актов проведены 58 совещаний и дано 312 консультаций по вопросам соблюдения требований 
законодательства при предоставлении и изъятии земель.  

В рамках осуществления функции по государственному земельному надзору за 2016 год 

специалистами Управления проверено 1716 актов органов местного самоуправления по вопро-
сам  предоставления  земельных  участков.  Выявлено  113  актов,  не  соответствующих  нормам 
земельного  законодательства,  по  которым  внесены  предложения  об  устранении  выявленных 
несоответствий. Все акты приведены в соответствие с действующим законодательством.  

Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике на тер-

ритории  Кировской  области  в  сфере  государственного  земельного  надзора  осуществляет  над-
зорную деятельность в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, ут-
вержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 за соблюдением: 

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного 

слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, 
агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

132

 

 

и отходами производства и потребления; 

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от вет-

ровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состоя-
ние земель; 

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель 

сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным  законом  «Об 
обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения»,  для  ведения  сельскохозяйственного  про-
изводства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятель-
ности; 

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел 

об  административных  правонарушениях  осуществляют  органы  государственного  земельного 
надзора; 

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиора-

тивных,  изыскательских и  иных  работ,  в  том  числе  работ,  осуществляемых  для  внутрихозяй-
ственных или собственных надобностей; 

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарно-

му и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по во-
просам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в облас-
ти земельных отношений. 

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сель-

скохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным  законом  от 
24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 

В сфере земельного надзора на 2016 год по состоянию на 01 января 2017 года специали-

стами отдела проведено 147 проверок, из них 128 плановых проверок, 19 внеплановых прове-
рок,  120  иных  надзорных  мероприятия,  выявлено  98  нарушений  и  составлено  протоколов  98, 
выдано 27 предписаний, внесено 15 представлений.  

 

Таблица 4.6.2

 

Показатели надзорной деятельности 

 

Показатели 

Кировская область 

2015 

2016 

Количество инспекторов 

Проведено всего проверок (плановые, внеплановые), шт. 

168 

147 

Проведено иных мероприятий, шт. 

87 

120 

Выдано предписаний 

28 

27 

Внесено представлений 

15 

Выявлено нарушений, шт. 

96 

98 

 

В 2016 году сумма наложенных штрафов составила 2,893 млн руб. Существенно увели-

чилась  сумма  взысканных  штрафов  с  1,384  млн  руб.  до  3,744  млн  руб.,  кроме  того  взыскано 
вреда окружающей среде в сумме 1,347 млн руб.  

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.6.1. Результативность надзорных мероприятий по Кировской области 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

133

 

 

По сравнению с прошлым годом снизилось количество выявленных нарушений, размер 

наложенных штрафов и количество выданных предписаний. Снижение связано с особенностя-
ми организации и проведения в 2016–2018 годах плановых проверок при осуществлении госу-
дарственного надзора в отношении субъектов малого предпринимательства. В план 2016 года 
были включены только юридические лица, являющиеся субъектами среднего и крупного биз-
неса, предприниматели в план не вошли. При выявлении нарушений у субъектов малого бизне-
са при назначении им наказания выносились предупреждения, а не штрафные санкции. 

В  качестве  доказательственной  базы  в  административных  делах  активно  используется 

механизм  отбора  почвенных  проб  с  последующими  лабораторными  исследованиями  в  ФГБУ 
«Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория».  

По территории Кировской области в 2016 году направлено 231 почвенная проба с пло-

щади 560,7 га, из них 153 образца почвы с площади 338,74 га на агрохимические показатели, 
78 образцов с площади 222 га на химико-токсикологические показатели. По результатам лабо-
раторных испытаний почвенных проб выявлено снижение плодородия почв в 20 образцах на 
площади 39,9 га, в 4 пробах на площади 2 га выявлено превышение установленных нормативов 
содержания микробиологических показателей.  

Направлено 6 исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, из них удов-

летворены 3 исковых заявления Управления на сумму 30,6 млн. руб., в двух случаях нарушите-
лей обязали провести рекультивационные работы, 3 находятся на рассмотрении в судах. 

Нарушителями  ОАО  «Прогресс»  и  ИП  Александровым  С.Л.  проведена  фактическая  ре-

культивация земель сельскохозяйственного назначения на площади 466 м

2

По материалам административных дел, направленных Управлением в УФНС по Киров-

ской области, в отношении нерадивых собственников участков доначислено земельного налога 
на сумму более 1,5 млн руб.  

Во  исполнение  требований  Федерального  закона  от  03.07.2016  №  354-ФЗ  «О  внесении 

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствова-
ния порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их 
неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства 
Российской Федерации» в уполномоченные органы субъектов Кировской области, каковым яв-
ляется  Минсельхозпрод  Кировской  области  направлены  документы  по  4  участкам  площадью 
более 241 га, находящихся в собственности гражданина из г. Вятские Поляны, для дальнейшего 
изъятия у него участков в связи с неиспользованием их в сельскохозяйственном производстве.  

За 2016 год темам земельного надзора было посвящено 17% всех материалов Управления, это: 

участие в телевизионных съемках, интервью на радио, статьи в газетах, и публикации на Интернет-
ресурсах. Кроме того, на сайте Управления размещено 182 статьи, подготовленных специалистами 
отдела. Благодаря  такой  активной  просветительской  работе  существенно  возросло  количество 
обращений  граждан  и  юридических  лиц  о  фактах  нарушений  земель  сельхозназначения,  что 
послужило основанием для проведения надзорных мероприятий.  

Большое направление деятельности отдела земельного надзора посвящено обучению ор-

ганов  местного самоуправления  проведению  муниципального  земельного  контроля,  регистра-
ции  невостребованных  земельных  долей  в  муниципальную  собственность,  взаимодействию, 
согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515.  

Так, со всеми администрациями области в Правительстве Кировской области была про-

ведена видеоконференция по вопросам усиления муниципального земельного контроля. Кроме 
того, по указанным темам в регионах: Кировская область и Удмуртская Республика проведены 
учебы, совещания, консультации, всего 76. На сайте Управления ведется и постоянно пополня-
ется  раздел  «Информация  о  деятельности  органов  исполнительной  власти  субъектов  Россий-
ской Федерации и органов местного самоуправления, а также направленных им предписаниях» 
и  раздел  «Земельный  надзор».  Специалисты  отдела  земельного  надзора  входят  в  состав  Зе-
мельных мониторинговых групп при Правительствах двух регионов. 
 

Федеральный государственный экологический надзор 

(Управление Росприроднадзора по Кировской области) 

 

В 2016 году проведено 224 проверки, в ходе которых был проверен 151 хозяйствующий 

субъект. Проверено 522 разрешительных документа и 2061 объект контроля.  

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

134

 

 

Проведено  58  рейдовых  осмотров.  Выявлено  125  мест  несанкционированного  размеще-

ния отходов и навалов мусора на площади более 3,0 га, из них ликвидировано 55 на площади 
2,0 га. 

В ходе осуществления государственного экологического надзора выявлено 85 нарушений 

природоохранного законодательства. Устранено в сроки в соответствии с выданными предпи-
саниями 49 нарушений. Показатель устранения нарушений составил 57,6%. 

Выдано 78 предписаний, из них выполнено 77. Показатель выполнения предписаний со-

ставил 98,7%. За невыполнение в установленный срок законных предписаний составлено и на-
правлено в суды 46 протоколов по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об ад-
министративных правонарушениях. По решению судов взыскано 17 штрафов на сумму 132 тыс. 
руб. 

В  2016 году  ОАО  «Вожгальским  маслодельно-сыродельный  заводом»  проведена  рекон-

струкция очистных сооружений, включающая замену аэрационной системы на мелкопузырча-
тую. 

На  АО  «Лактис»,  Объединенной  исполнительной  колонии  №  4  УФСИН  России  по  Ки-

ровской области» и ЗАО «Даровской маслодельный завод» доведено качество сточных вод по 
выпускам в водные объекты до нормативов, установленных в решениях о предоставлении вод-
ного объекта в пользование. 

ОАО  «Моломский  лесохимический  завод»  получено  решение  на  пользование  водным 

объектом – рекой Левая. 

В  общем  числе  проверенных  водопользователей,  превышающих  нормативы  загрязняю-

щих веществ в сточных водах, более 9% снизили массу загрязняющих веществ в сточных во-
дах. 

Доля  хозяйствующих  субъектов,  снизивших  массу  загрязняющих  веществ  в  выбросах 

в атмосферный воздух, в общем числе проверенных, составила свыше 11%. 

Управлением рассмотрено 205 административных дел. За нарушение природоохранного 

законодательства к административной ответственности от общего числа было привлечено 123 
юридических лица, 61 должностное лицо и 6 физических лиц.  

По итогам года Управлением вынесено 122 постановления с наложением административ-

ного штрафа на сумму 4599 тыс. руб. Взыскан 131 штраф, с учетом переходящих с 2015 года, 
на сумму 3819,379 тыс. руб., что составляет 8% от суммы наложенных штрафов. 

Суммарный  объем  доходов  в  бюджеты  всех  уровней  на  01  января  2017  года  составил 

84340,998  тыс. руб.  Анализ  эффективности  деятельности  Управления  показал,  что  при кассо-
вых расходах Управления за 2016 год в 27407,672 тыс. руб. доход составил 84340,999 тыс. руб. 
или на 1 рубль расходов – 3,1 рублей доходов. 

За уклонение от оплаты штрафов за административные правонарушения 20 дел было пе-

редано в службу судебных приставов. Во взаимодействии с судебными приставами в 2016 году 
было взыскано 155 тыс. руб. неуплаченных административных штрафов. 

За отчетный период Управлением внесено 59 представлений об устранении причин и ус-

ловий, способствовавших совершению административных правонарушений, в том числе 11 на 
юридических и 48 на должностных лиц. Выполнено 54 представления. 

Управлением предъявлено 7 претензий о возмещении ущерба (вреда), причиненного ок-

ружающей среде, на сумму 3150,352 тыс. руб. Возмещено 4 ущерба (вреда) на сумму 4075,514 
тыс. руб., с учетом переходящих с 2015 года.  

Направлено в суды 8 дел по приостановлению или ограничению хозяйственной деятель-

ности.  Решениями  судов  приостановлена  хозяйственная  деятельность  4  предприятий,  двум 
предприятиям приостановка деятельности заменена штрафами по 50,0 тыс. руб. 

Поставлено на учет 13 установок очистки газа. 
По состоянию на 1 января 2017 года в Управление поступило 1159 заявок о постановке на 

учѐт  объектов  негативного  воздействия  на  окружающую  среду,  выдано  493  свидетельства 
о постановке на учет объектов. 

В  судах  было  рассмотрено  132  судебных  дела  стороной  по  которым  являлось  Управле-

ние. По 99 делам решения вынесены в пользу Управления, по 7 не в пользу. 20 дел прекращены 
в связи с малозначительностью правонарушений, 6 дел находятся в производстве. 

Управлением  ведется  целенаправленная  работа  в  рамках

 

обеспечения  поступления  пла-

тежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Рос-
сийской Федерации.  

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

135

 

 

За год было принято, зарегистрировано и занесено в ПТК «Госконтроль» 7306 расчетов 

платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Управлением  подготовлено  и  направлено  природопользователям  985  актов  сверки  по 

платежам за негативное воздействие на окружающую среду. 

По результатам контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие 

на окружающую среду Управлением доначислено 8800 тыс. руб., из них 4,5 млн руб. уже взыс-
кано в судебном порядке. 

В целях взыскания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую 

среду информация о 528 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не внесших 
плату в установленные сроки, передана для принятия мер в органы прокуратуры. 

За  невнесение  платы  в  установленные  сроки  в  2016  году  к  административной  ответ-

ственности по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Феде-
рации Управлением привлечено 29 юридических и должностных лиц в виде штрафа на общую 
сумму 725,5 тыс. руб. Взыскано 22 штрафа на сумму 747,449 тыс. руб. 

Направлено 23 уведомления о наличии задолженности по банкротам в налоговые органы 

на 5096,987 тыс. руб. В ликвидационные комиссии юридических лиц направлено 7 требований 
на сумму 268,159 тыс. руб. 

В  службу  судебных  приставов  для  возбуждения  исполнительного  производства  направ-

лено  54  заявления  о  возбуждении  исполнительного  производства  на  общую  сумму  11328,146 
тыс. руб. 

Для  добровольной  уплаты  задолженности  по  плате  за  негативное  воздействие  на  окру-

жающую среду  направлено 102 требования на 16542,634 тыс. руб. Добровольно погашена за-
долженность на 2711,919 тыс. руб.  

Во взаимодействии с органами прокуратуры в суды был подан 81 иск о взыскании задол-

женности по плате за негативное воздействие на окружающую среду на 17549,908 тыс. руб.  

В 2016 году поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду со-

ставило 75076,276 тыс. руб.

 

План по сбору платы за негативное воздействие на окружающую 

среду, установленный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Управ-
лением выполнен на 106,4%. 

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным 

использованием и охраной недр  

Государственный  надзор  за  геологическим  изучением,  рациональным  использованием 

и охраной недр Управлением осуществляется за 471 подконтрольным объектом и 104 разреши-
тельными документами. 

За 2016 год проведена 31 проверка, в том числе 12 плановых и 19 внеплановых проверки, 

5 рейдовых проверок. 

В ходе мероприятий по надзору проверено 86 объектов надзора и 19 разрешительных до-

кументов. 

Выявлено  4  нарушения,  в  части  невыполнения  санитарных  требований  по  содержанию 

водозаборов и оценки эксплуатационных запасов, ведения мониторинга подземных вод в соо-
тветствии с утвержденной программой. Устранено 2 нарушения с учетом переходящих с 2015 
года. 

Управлением  выдано  4  предписания,  выполнено  4  предписания  с  учетом  переходящих 

с 2015 года. 

Доля  лицензий  на  пользование  недрами,  по  которым  недропользователь  не  выполняет 

основные условия (в % к числу проверенных лицензий) составила 25,0%. 

К административной ответственности привлечено 6 нарушителей законодательства о не-

драх, наложено 4 штрафа на сумму 203,0 тыс. руб. 

Взыскано 2 штрафа на сумму 53,0 тыс. руб. с учетом переходящих с 2015 года. 
Вынесено на юридических и должностных лиц 3 представления об устранении причин и 

условий,  способствовавших  совершению  административного  правонарушения.  Все  представ-
ления выполнены. 

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов  

Надзор  за  водными  ресурсами  Управлением  осуществляется  за  263  подконтрольными 

объектами и 236 разрешительными документами. 

За 12 месяцев 2016 года в области надзора за водными ресурсами проведено 54 проверки, 

в том числе 30 плановых и 24 внеплановых проверок, 43 рейдовые проверки. 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

136

 

 

В ходе мероприятий по надзору проверено 23 объекта надзора и 36 разрешительных до-

кументов. 

По результатам проверок выявлено 31 нарушение, выдано 30 предписаний об устранении 

нарушений.  По  состоянию  на  1  января  2017  года  устранено  10  нарушений  и  выполнено  20 
предписаний, что составляет 66,7% от общего числа выданных предписаний. 

Доля  водопользователей,  снизивших  массу  загрязняющих  веществ  в  сточных  водах, 

в общем числе проверенных водопользователей составила 9,8%. 

По результатам выданных предписаний: 
–  ОАО  «Вожгальский  маслодельно-сыродельный  завод»  провело  реконструкцию  очи-

стных сооружений, включая замену аэрационной системы на мелкопузырчатую. 

– ОАО «Лактис» провело реконструкцию очистных сооружений биологической очистки, 

что улучшило качество сбрасываемых сточных вод в р. Мурытка. 

– ООО  «Галополимер»  ведет  реконструкцию  оборотного  водоснабжения.  Выполнение 

данных  работ  приведет  в  итоге  к  снижению  концентрации  загрязняющих  веществ  в  сточных 
водах и объемов сброса сточных вод в р. Елховка. Выполнение данных работ приведет в итоге 
к снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и объемов сброса сточных 
вод в р. Елховку. 

– ЗАО «Даровской маслодельный завод» ведутся работы по капитальному ремонту очи-

стных  сооружений  механической  очистки.  Выполнение  данных  работ  приведет  к  снижению 
концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и объемов сброса сточных вод в р. Коб-
ра. 

– ОАО  «Кировские  коммунальные  системы»  совместно  с  администрацией  муниципаль-

ного  образования  «Город  Киров»  закончено  строительство  станции  очистки  промывных  вод 
и обработки  осадка  на  очистных  сооружениях  водозабора  г.  Кирова  со  строительством  цеха 
механического  обезвоживания  осадка.  В  результате  выполнения  этих  работ  прекращен  сброс 
производственных сточных вод, содержащих соединения алюминия, через выпуск № 2 в реку 
Вятка, выпуск ликвидирован. 

– МУП «Водоканал» г. Кирово-Чепецка проведен капитальный ремонт очистных соору-

жений канализации, производственных баз, работы по соблюдению технологии очистки и обез-
зараживания, что улучшает качество сбрасываемых сточных вод в озеро Ивановское.  

– ООО «Водоотведение» проведено строительство камеры обеззараживания и монтаж ус-

тановки по обеззараживанию стоков УОСВ-300, что улучшает качество сбрасываемых сточных 
вод в р. Плоская. 

– ООО «ЭСО КЧХК» проведены подводно-технические работы на водозаборе (р. Вятка). 
– АО «Омутнинский металлургический завод» выполнены работы по строительству сис-

темы  оборотного  бессточного  водоснабжения  в  ЛУ  ЦМС,  ликвидирован  выпуск  № 3,  что 
улучшает качество сбрасываемых сточных вод в реку Омутная. 

– Филиалом «Кировский» ПАО «Т Плюс» снижены расходы твердого топлива (угля) на 

20 тыс. тонн и уменьшены объемы сброса сточных вод на 80 тыс. м

3

К административной ответственности привлечено 97 нарушителей природоохранного за-

конодательства, наложено 62 штрафа на сумму 2641,5 тыс. руб. 

Взыскано 58 штрафов на сумму 1720,93205 тыс. руб. 
Внесено  на  юридических  и  должностных  лиц  22  представления  об  устранении  причин 

и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выполнено 22 
представления. 

В 2016 году Управлением предъявлено 4 иска о возмещении ущерба (вреда), причинен-

ного  окружающей  среде,  на  сумму  839,15174  тыс.  руб.  Возмещено  в  добровольном  порядке 
159,80174 тыс. руб. 

Суммарный  объем  средств,  израсходованных  подконтрольными  объектами  в  2016  году, 

на выполнение водоохранных мероприятий в целях исполнения предписаний государственных 
инспекторов Управления или по решению судебных органов по материалам, подготовленным 
Управлением, составил 5597,07 тыс. руб. 

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха  

В 2016 году проведено 46 проверок, в том числе 30 плановых и 16 внеплановых прове-

рок. Управлением рассмотрено 40 материалов по регистрации и снятию с учета установок очи-
стки газа, из них поставлено на учет 19 установок, снято с учета 11 установок. 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

137

 

 

В  ходе  проведения  надзорных  мероприятий  выявлено  18  нарушений  в  области  охраны 

атмосферного воздуха, устранено 15 нарушений, что составляет 83,3% от числа выявленных. 

По  результатам  проверок  выдано  14  предписаний,  выполнено  15.  Показатель  выпол-

ненных предписаний составил 107,1%. 

Доля  хозяйствующих  субъектов,  снизивших  массу  загрязняющих  веществ  в  выбросах 

в атмосферный  воздух,  в  общем  числе  проверенных  хозяйствующих  субъектов,  составило 
11,43%. 

По результатам выданных предписаний: 
– ПАО «Кировский завод «Маяк» разработаны «Мероприятия по регулированию выбро-

сов при неблагоприятных метеорологических условиях». 

– ООО  «Куменское  ВКХ»  разработаны  «Мероприятия  по  регулированию  выбросов  при 

неблагоприятных метеорологических условиях». 

– ООО  «Вахруши-Юфть»  разработаны  «Мероприятия  по  регулированию  выбросов  при 

неблагоприятных метеорологических условиях». Обществом проведена инвентаризация источ-
ников выбросов с учетом фактических высот и сечений труб, разработан новый проект норма-
тивов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воз-
дух, на основании которого установлены нормативы. 

– МУП  «Теплосервис»  осуществляется  производственный  контроль  за  соблюдение  нор-

мативов ПДВ инструментальным и расчетным методами. 

Наложено  35  штрафов  на  сумму  972,5  тыс.  руб.  Взыскано  39  штрафов  на  сумму 

1202,44685 тыс. руб. с учетом переходящих с 2015 года. 

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую 

среду, привлечено к административной ответственности 6 юридических и должностных лиц. 

Управлением  внесено  17  представлений  об  устранении  причин  и  условий,  способство-

вавших совершению административных правонарушений.  

Суммарный  объем  средств  (средства  природопользователей/средства  бюджетов  субъек-

тов  Российской  Федерации),  израсходованных  в  2016  году  на  выполнение  природоохранных 
мероприятий в целях исполнения предписаний государственных инспекторов Управления или 
по решению судебных органов составил 9173,28 тыс. руб. 

Государственный надзор в области обращения с отходами  

Управлением за 12 месяцев 2016 года проведено 59 проверок по соблюдению требований 

в области обращения с отходами производства и потребления (30 плановых и 29 внеплановых), 
Выполнено 19 рейдовых проверок. 

Выявлено 32 нарушения требований законодательства. Устранено 18 нарушений, что со-

ставляет 56,2%. 

Выдано 30 предписаний об устранении нарушений. Выполнено 34 предписания. 
По результатам выданных предписаний: 
– МУП  ЖКХ  «Темп»  составлены  и  представлены  в  Управление  Росприроднадзора  по 

Кировской  области  паспорта  на  отходы  I–IV  классов  опасности:  лампы  ртутные,  ртутно-
кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класс опасности); мусор 
от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности); отхо-
ды из жилищ несортированные (V класс опасности). 

– ОАО «КЗ ОЦМ» введена в действие новая производственная технологическая инструк-

ция  «Очистка  нефтесодержащих  стоков  ОАО  «КЗ  ОЦМ»  ПТИ  00.1210-2016,  регламентирую-
щая технологию очистки эмульсионных стоков. 

– МУП «Коммунальное хозяйство» г. Кирово-Чепецка составлены паспорта на отходы I–

IV классов опасности в соответствии с формой, утвержденной постановление Российской Фе-
дерации  от  16.08.2013  № 712  «О  порядке  проведения  паспортизации  отходов  I–IV  классов 
опасности». 

– МУП «Краснополянский водоканал» разработан проект нормативов образования отхо-

дов  и  лимитов  на  их  размещение  (ПНООЛР)  2016  года,  установлены  нормативы  образования 
отходов  и  лимитов  на  их  размещение,  произведено  отнесение  отходов  к  конкретному  классу 
опасности. 

– ООО «Чепецкнефтепродукт» разработан проект нормативов образования отходов и ли-

митов на их размещение ООО «Чепецкнефтепродукт» для промплощадки АЗС № 48; на пром-
площадках  АЗС  №  48,  АЗС  №  56,  АЗС  №  57  осуществляет  хозяйственную  и  иную  деятель-
ность, в результате которой образуются отходы, на основании лимитов на их размещение, уста-

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

138

 

 

новленных в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на ок-
ружающую среду, на данные промплощадки Управлением выданы документы об утверждении 
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 

– ЗАО «Вятка торф» осуществлена инвентаризация отходов производства и потребления 

в полном объеме, места временного накопления отходов приведены в соответствие экологиче-
ским требованиям и проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 

За невыполнение в установленный срок законного предписания составлено и направлено 

в  суды  25  протоколов  по  статье  19.5  КоАП  РФ.  По  решению  судов  взыскано  10  штрафов  на 
сумму 73,0 тыс. руб. 

Привлечено к административной ответственности 30 лиц в виде штрафов на сумму 650 

тыс. руб. Взыскано 30 штрафов с учетом переходящих с 2015 года на сумму 828,0 тыс. руб. По-
казатель взыскания штрафов составил 100%. 

Вынесено 14 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совер-

шению административного правонарушения.  

Решением судов по материалам Управления приостановлена хозяйственная деятельность 

четырех предприятий по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях у 4 предприятий. 

Государственный земельный надзор  

За 2016 год проведено 33 проверки, в том числе 30 плановых и 3 внеплановых.  
По результатам проверок нарушений выявлено не было. Устранено 1 нарушение, с уче-

том переходящих с 2015 года.  

Предписание  об  устранении  выявленных  нарушений  не  выдавалось.  Выполнено  в  уста-

новленный срок 1 предписание.  

Наложено 4 штрафа на сумму 110,0 тыс. руб.  
Внесено  на  юридических  и  должностных  лиц  3  представления  об  устранении  причин 

и условий,  способствовавших  совершению  административного  правонарушения.  Выполнено 
1 представление. 

Управлением проведено 58 рейдовых осмотров, из них 10 плановых и 48 по обращениям 

граждан. Выявлено 125 мест несанкционированного размещения отходов и навалов мусора на 
общей площади 3,1422 га, ликвидировано 55 мест несанкционированного размещения отходов 
и навалов мусора общей площадью 1,9044 га. 

Во исполнение приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 № 610 Управлением проводится 

целенаправленная  работа  по  выявлению  и  ликвидации  несанкционированных  свалок  твердых 
бытовых отходов на территории Кировской области. 

В  2016  году  государственные  инспектора  в  качестве  специалистов  принимали  участие 

в 2 организованных органами прокуратуры проверках. 

В 2016 году Управлением предъявлено 3 иска о возмещении ущерба (вреда), причинен-

ного окружающей среде, на сумму 2311,20 тыс. руб. 

 

Региональный государственный экологический надзор  

(министерство охраны окружающей среды Кировской области) 

 

Министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным 

органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим 
государственную  политику  и  осуществляющим  управление  в  сфере  осуществления  государ-
ственного  экологического  надзора,  государственного  надзора  за  объектами  животного  мира 
и средой их обитания в соответствии с полномочиями области, установленными Конституцией 
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и област-
ными законами.  

В целях организации деятельности государственных инспекторов министерства в управ-

лении государственного экологического надзора сформирована инфраструктура межрайонных 
государственных  инспекторов  (отдел  межрайонного  государственного  экологического  надзо-
ра), обеспечивающая их деятельность по подведомственным муниципальным районам (терри-
ториальным  округам). Межрайонные государственные  инспекторы  непосредственно  дислоци-
рованы в г. Кирово-Чепецке, г. Вятские Поляны, г. Омутнинск, г. Яранск и пгт Подосиновец. 

Согласно  утвержденной  в  установленном  порядке  структуре  министерства  осуществле-

ние  функций  государственного  надзора  за  объектами  животного  мира  и  средой  их  обитания 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

139

 

 

обеспечивает управление охраны и использовании животного мира, отдел охотничьего контро-
ля и надзора.  

Основные  функции  в  сфере  отношений,  связанных  с  осуществлением государственного 

экологического надзора, государственного надзора за объектами животного мира и средой их 
обитания,  министерство  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  выполняет  государ-
ственные функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора 
объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному 
экологическому надзору, федерального государственного надзора в области охраны, воспроиз-
водства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Киров-
ской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на 
особо  охраняемых  природных  территориях федерального  значения,  расположенных  на  терри-
тории Кировской области включая: 

Основные  функции  в  сфере  отношений,  связанных  с  осуществлением государственного 

надзора: 

- организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора 

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении уча-
стков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также 
участков недр местного значения;  

- организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в области охраны атмосферного воздуха; 

- организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в области обращения с отходами (кроме радиоактивных); 

- организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в  области  охраны  и  использования  особо  охраняемых  природных  территорий  регионального 
значения; 

- организацию и осуществление регионального государственного экологического надзо-

ра, в области использования и охраны водных объектов; 

- осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической эксперти-

зе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государ-
ственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному го-
сударственному экологическому надзору; 

- осуществление федерального государственного охотничьего надзора; 
- осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизвод-

ства и использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим и водным биоло-
гическим  ресурсам,  и  среды  их  обитания  на  территории  Кировской  области,  за  исключением 
объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных 
территориях федерального значения; 

-  осуществление  контроля  за  использованием  капканов  и  других  устройств,  используе-

мых при осуществлении охоты;  

- осуществление контроля за оборотом продукции охоты. 
Вспомогательными  (обеспечительными)  функциями  в  сфере  отношений,  связанных 

с осуществлением регионального государственного  экологического  надзора,  федерального  го-
сударственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов живот-
ного  мира  и  среды  их  обитания  на  территории  Кировской  области,  за  исключением  объектов 
животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных террито-
риях федерального значения, расположенных на территории Кировской области являются: 

- предъявление  в  установленном  законом  порядке  исков  о  возмещении  ущерба  (вреда), 

причиненного окружающей среде; 

- обращение в суды с требованием об ограничении, о приостановлении или о прекраще-

нии деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в облас-
ти охраны окружающей среды и природопользования; 

- выдача юридическим лицам и их должностным лицам, индивидуальным предпринима-

телям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требова-
ний в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их 
обитания, а также о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда объектам 
животного мира; 

- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с наруше-

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

140

 

 

нием законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использо-
вания объектов животного мира и среды их обитания, рассматривать дела об указанных адми-
нистративных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; 

- направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушением законода-

тельства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов 
животного мира и среды их обитания, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по 
признакам преступлений; 

- предъявление исков физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет воз-

мещения ущерба, нанесенного объектам животного мира вследствие нарушения законодатель-
ства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов жи-
вотного мира и среды их обитания. 

В целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности введены в дей-

ствие следующие межведомственные правовые акты: 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области и министерства охраны окру-
жающей среды Кировской области по вопросам разрешительной и контрольной деятельности 
в сфере охраны окружающей среды;  

- Соглашение о взаимодействии министерства охраны окружающей среды Кировской об-

ласти в сфере сбора, накопления, хранения и обработки информации по геологии, недропользо-
ванию и охране окружающей среды с Кировским филиалом ФГУ «Территориальный фонд гео-
логической информации по Приволжскому федеральному округу»; 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области и министерства  охраны окру-
жающей среды Кировской области по организации совместных действий сторон в области ох-
раны  окружающей  среды  (государственного  экологического  контроля)  по  предотвращению 
и выявлению несанкционированных свалок твердых бытовых отходов; 

- Соглашение о взаимодействии министерства охраны окружающей среды Кировской об-

ласти и Управления ФНС России по Кировской области, направленное на выявление и предо-
твращение нарушений законодательства налогоплательщиками, осуществляющими недрополь-
зование и водопользование; 

- Соглашение о порядке взаимодействия и оперативного обмена информацией в области 

прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления 
МЧС России по Кировской области и министерства охраны окружающей среды Кировской об-
ласти; 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области и министерства ох-
раны  окружающей  среды  Кировской  области  в  целях  организации  обмена  оперативной 
и режимной  информацией,  принятия  управленческих  решений  по  предотвращению  неблаго-
приятного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. 

При  осуществлении  контрольно-надзорных  функций  в  отношении  физических  лиц  осу-

ществлялось  взаимодействие  в  виде  обмена  информацией  со  следующими  органами  государ-
ственного контроля – УМВД по Кировской области (совместные рейды); Росрыболовство (со-
общения  о  выявленных  нарушениях,  обмен  информацией),  министерство  лесного  хозяйства 
Кировской  области  (сообщение  о  выявленных  правонарушениях,  обмен  информацией),  госу-
дарственная инспекция по контролю за использованием маломерных судов (сообщение о выяв-
ленных  правонарушениях,  обмен  информацией),  Кировская  межрайонная  природоохранная 
прокуратура Кировской области (сообщение о выявленных правонарушениях, обмен информа-
цией), Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрод-
надзора) по Кировской области, Управление Роспотребнадзора по Кировской области, Киров-
ский филиал ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому фе-
деральному округу», Управление Россельхознадзора по Кировской области. 

В  2016  году  при  осуществлении  министерством  охраны  окружающей  среды  Кировской 

области  контрольно-надзорных  функций  в  отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных 
предпринимателей  осуществлялось  взаимодействие  с  Кировской  межрайонной  природоохра-
нной прокуратурой Кировской области (должностные лица министерства привлекались проку-
ратурой  в  качестве  специалистов  при  проведении  проверки  ООО  «Кристалл»  Кильмезского 
района  и  ООО  «Кировохота»  г. Киров,  в  рамках  рассмотрения  обращений  по  факту  разлива 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

141

 

 

нефтепродуктов  в  водоохраной  зоне  р.  Мосалиха,  на  территории  снежной  свалки,  эксплуати-
руемой  МУП  «Гордормостстрой»,  гибели  объектов  животного  мира,  отнесенных  к  объектам 
охоты  (уток)  в  нефтеотстойниках  ливневой  канализации,  эксплуатируемой  ОАО  «Кировский 
завод по обработке цветных металлов», ограничения свободного доступа к пруду на р. Ужого-
вица у д. Азлань Слободского района Кировской области). 

Структурную  организацию  системы  государственного  надзора,  осуществляемого  мини-

стерством охраны окружающей среды Кировской области, иллюстрирует таблица 4.6.3. 

 

 

Таблица 4.6.

Структурная организация системы государственного надзора,  

осуществляемого министерством охраны окружающей среды Кировской области 

 

Структурные элементы системы 

Функциональные  

параметры (чел.) 

Государственные инспекторы управления государственного 
экологического надзора министерства охраны окружающей 
среды Кировской области 

12 

Государственные инспекторы управления охраны и исполь-
зования животного мира министерства охраны окружающей 
среды Кировской области 

Государственные инспекторы отдела охотничьего контроля 
и надзора министерства охраны окружающей среды Киров-
ской области 

Эксперты  КОГБУ  «Кировский  областной  центр  охраны  ок-
ружающей  среды  и  природопользования  Кировской  облас-
ти»,  аккредитованного  в  качестве  экспертной  организации, 
привлекаемой  к  мероприятиям  по  контролю (надзору),  дис-
лоцированные в муниципальных районах области 

26 

Инспекторы экологического контроля (надзора) Обществен-
ного  совета  министерства  охраны  окружающей  среды  Ки-
ровской области (общественные инспекторы) 

19 

Итого: 

69 

 

Проведение государственного регионального экологического надзора 

В течение 2016 года государственными инспекторами управления государственного эко-

логического надзора министерства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей проведено 198 плановых проверок, 126 внеплановых проверок, рассмотрено 402 де-
ла об административных правонарушениях. В ходе проведенных плановых и внеплановых про-
верок  выявлено  199  правонарушений,  привлечено  к  административной  ответственности  166 
природопользователей. 

Общее  количество  административных  наказаний,  наложенных  государственными  ин-

спекторами  по  итогам  контрольно-надзорных  мероприятий  составило  351  процессуально  за-
вершенное производство. Общая сумма административных штрафов, наложенных на виновных 
лиц, составила 3417 тыс. руб., взыскано 2713 тыс. руб. 

Среднегодовая нагрузка в расчете на 1 государственного инспектора составила – 60 про-

веденных  контрольно-надзорных  мероприятий.  Аналогичный  расчетный  показатель  по  нало-
женным штрафным санкциям за нарушения природоохранного законодательства составил 285 
тыс. руб. в расчете на 1 государственного инспектора. 

Управлением ведется контроль за исполнением выданных предписаний и постановлений 

о назначении административного наказания. В случае их неисполнения, возбуждаются дела об 
административных  правонарушениях,  соответствующие  материалы  направляются  на  рассмот-
рение мировым судьям и судебным приставам для принудительного взыскания задолженности. 
В  2016  году  направлено  таких  материалов:  мировым  судьям  –  24;  судебным  приставам  для 
принудительного исполнения – 68.  

На системной основе применяется процедура согласования внеплановых проверок с ор-

ганами прокуратуры. За отчетный год проведена 21 проверка, по их результатам возбуждено 18 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

142

 

 

административных производств, назначено порядка 27 тыс. руб. штрафов. 

Текущая работа министерства дополнена деятельностью по рассмотрению заявок приро-

допользователей о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую сре-
ду. Так, за истекший период 2016 года министерством рассмотрено 3344 заявки о постановке на 
учет объектов негативного воздействия, 2046 объектам присвоена соответствующая категория 
по уровню оказываемого воздействия. 

Объективная  результативность  деятельности  министерства  по  осуществлению  государ-

ственного экологического надзора служит побудительным мотивом для гражданского общества 
в части  направления  обращений  о  фактах  нарушений  законодательства  в  сфере  охраны  окру-
жающей среды, природопользования и принятию мер по их пресечению. 

За  2016  год  в  министерство  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  поступило 

703 обращения. Чаще всего граждан беспокоили вопросы обращения с отходами – 255 обраще-
ний (36,3%), охрана атмосферного воздуха  – 151 обращение (21,5%), охрана и использование 
водных объектов – 109 (15,5%), пользование недрами – 72 (10,2%), пользование объектами жи-
вотного мира и среда их обитания – 29 (4,1%), ООПТ – 21 (3%), прочее – 66 (9,4%). 

По фактам выявленных при рассмотрении обращений нарушений природоохранного за-

конодательства к административной ответственности привлечено 66 лиц, для принятия мер по 
ликвидации  свалок  в  органы  местного  самоуправления  направлено  50  материалов  обследова-
ния  территории,  для  организации  доследственной  проверки  в  органы  полиции  направлено  23 
материала,  для  принятия  мер  прокурорского  реагирования  в  органы  прокуратуры  направлено 
10 материалов, 18 материалов направлено в контролирующие органы для принятия мер в рам-
ках имеющихся полномочий. 

На протяжении последних лет отчетливо прослеживается тенденция увеличения количе-

ства жалоб и обращений, поступающих на рассмотрение в министерство. Так, в 2011 году по-
ступило 64 обращения, в 2012 году – 200, в 2013 году – 227, в 2014 году – 231, в 2015 году – 
249, в 2016 – 703. 

Основными  причинами  значительного  увеличения  числа  поступивших  в  министерство 

обращений  являются  повышение  уровня  доверия населения к  органам  власти,  а  также  запуск 
в 2016 году онлайн сервиса «Письмо главе региона». 

В целях взаимодействия министерства с обществом, в том числе по вопросам, вызываю-

щим наибольшее внимание со стороны граждан, в июне 2016 года сформирован общественный 
совет при министерстве охраны окружающей среды Кировской области. В течение года состоя-
лось 3 заседания Совета. 

Информация  о  результатах  работы  экспертов  и  экспертных  организаций,  привле-

каемых к проведению мероприятий по контролю.  

В периоды проведения государственными инспекторами плановых и внеплановых прове-

рок, проверочных мероприятий привлекались эксперты аккредитованного в установленном по-
рядке КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» 
(свыше  1216  контрольно-надзорных  мероприятий).  Расширялась  практика  использования  ре-
зультатов  контрольно-измерительных  и  лабораторно-диагностических  лабораторных  исследо-
ваний  с  целью  определения  параметров  загрязнения  окружающей  среды  (выполнено  свыше 
2227 качественных химических анализов, в том числе 432 определения по сточной воде, 992 – 
поверхностная вода, 64 – вода подземная, 44 – талая вода (снег), 243 – почва, 183 – определение 
класса опасности отходов производств, 207 – воздух, 106 – промвыбросы). Реализацию данных 
мероприятий  обеспечивала  специализированная  инспекция  аналитического  контроля  (СИАК) 
КОГБУ «Областной природоохранный центр».  

В  рамках  исполнения  законных  требований  межрайгорпрокуроров  эксперты  КОГБУ 

«Областной  природоохранный  центр»  приняли  участие  в  качестве  специалистов  более  чем 
в 234 проверках, проводимых органами прокуратуры Кировской области по фактам нарушения 
природоохранного  законодательства  в  рамках  прокурорского  надзора  за  исполнением  феде-
рального законодательства. 

Кроме того, в рамках государственных заданий министерства охраны окружающей среды 

Кировской  области аккредитованной  экспертной  организацией (КОГБУ  «Областной  природо-
охранный центр») обеспечивалось: 

- выявление, по результатам рейдовых мероприятий, мест несанкционированного разме-

щения отходов производства и потребления в муниципальных районах области;  

- проведение  мероприятий  по  охране  и  оценке  соответствия  режиму  особой  охраны  те-

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

143

 

 

кущего  состояния  и  использования  особо  охраняемых  природных  территорий  регионального 
значения; 

- участие  в  исполнительных  производствах  Управления  Федеральной  службы  судебных 

приставов по Кировской области по исполнению судебных решений, направленных на устра-
нение нарушений природоохранного законодательства; 

- проведение исследований на объектах размещения отходов; 
- ведение  наблюдений  за  состоянием  ОС  в  зонах  влияния  источников  негативного  воз-

действия и учет объектов и источников негативного воздействия;  

- проведение  рейдовых  проверок  водоохранных  зон  водных  объектов  в  период  полово-

дья; 

- проведение Дней защиты от экологической опасности. 
В течение 2016 года: 
- выполнено 280 рейдов по обеспечению охраны территории государственных природных 

заказников регионального значения; 

- осуществлено  1492  мероприятия  по  техническому,  организационно-методическому 

и экспертному обеспечению государственного экологического надзора; 

- проведено  12500  исследований  по  инструментальному  аналитическому  контролю  за-

грязнения объектов окружающей среды; 

- подготовлено 3653 проектов документов и учѐтных записей по техническому и органи-

зационному сопровождению работ в области охраны окружающей среды. 

Информация о способах проведения и масштабах методической работы с юридиче-

скими  лицами  и  индивидуальными  предпринимателями,  в  отношении  которых  прово-
дятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны. 

В 2016 году управлением государственного экологического надзора министерства прове-

ден 1 информационно-аналитический семинар для природопользователей по основным вопро-
сам охраны окружающей среды, управлением охраны и использования животного мира прове-
ден  1  семинар,  направлено  5  писем,  содержащих  методические  рекомендации,  осуществлено 
6 выступлений  на  собраниях  и  совещаниях,  подготовлено  43  публикации  в  сети  Интернет  по 
адресу: ohotnadzorkirov.ru. Кроме того методическая работа с юридическими лицами и индиви-
дуальными  предпринимателями,  направленная  на  предотвращение  нарушений  природоохран-
ного  законодательства  осуществлялась  государственными  инспекторами  управления  государ-
ственного  экологического  надзора  министерства  в  рамках  однодневных  семинаров  «Основы 
природопользования»  для  руководителей  и  лиц,  ответственных  за  природоохранную  деятель-
ность на предприятии, организованных и проводимых подведомственным министерству учре-
ждением – КОГБУ «Областной природоохранный центр». В 2016 году проведено 4 семинара, 
в которых приняли участие представители 69 субъектов хозяйственной деятельности.

 

На  системной  основе  в  процессе  проведения  мероприятий  по  контролю  (надзору)  госу-

дарственные  инспекторы  управления  государственного  экологического  надзора  министерства 
консультируют представителей проверяемых субъектов хозяйственной и иной деятельности по 
практическим аспектам реализации требований природоохранного законодательства.  

За  2016  год  министерством  и  подведомственными  учреждениями  подготовлено  682  ин-

формационных поводов, в том числе:  

в разделе «Новости» на сайте Правительства области опубликовано 129 информационных 

поводов;  

31 выпуск новостной ленты размещен на сайте Правительства области на странице мини-

стерства;  

состоялось 2 пресс-конференции; 
выпущено 38 телепередач «Природоведение». 

Государственный надзор за объектами животного мира и средой их обитания  

В  2016  году  государственными  инспекторами  Кировской  области  в  области  охраны  ок-

ружающей среды, уполномоченными на осуществление федерального государственного охот-
ничьего надзора (далее – государственные охотничьи инспектора), проведено 11 плановых и 14 
внеплановых  проверок  в  отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, 
осуществляющих долгосрочное пользование охотничьими ресурсами.  

По результатам контрольно-надзорных мероприятий вынесено 10 предписаний об устра-

нении выявленных нарушений. К административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ 
привлечено 2 юридических лица, по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ – 1 юридическое лицо. Кроме этого 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

144

 

 

к административной ответственности по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ привлечено 7 должностных лиц 
– работников охотничьих хозяйств. Общий размер административных штрафов, наложенных на 
виновных лиц, составил 79,2 тыс. руб.  

Государственными охотничьими инспекторами министерства охраны окружающей среды 

Кировской  области  совместно  с  государственными  инспекторами  по  охране  диких  животных 
КОГКУ «Кировский областной центр охраны и использования животного мира» (далее – учре-
ждение)  проведено  2458  контрольно-надзорных  мероприятий  в  отношении  физических  лиц, 
осуществляющих охоту на территории области. 

По их результатам должностными лицами вынесено 287 постановлений об администра-

тивных  правонарушениях  по  делам,  находящимся  в  компетенции  управления,  предъявлено 
штрафов на сумму 376,8 тыс. руб., взыскано 314,8 тыс. руб., исков на сумму 1346,9 тыс. руб., 
взыскано 1170, 6 тыс. руб. 

34 материала, содержащих признаки преступлений, предусмотренных УК РФ, рассматри-

ваются органами внутренних дел. По шести делам приняты судебные решения, виновные лица 
привлечены к уголовной ответственности. Причиненный охотничьим ресурсам ущерб в разме-
ре 960 тыс. руб. возмещен в полном объѐме. 

Инспекторами  министерства  и  учреждения  составлялись  административные  материалы, 

предусмотренные ч.1.2 ст.8.37, ч.1.3 ст.8.37 КоАП РФ, по результатам их рассмотрения судами 
права осуществлять охоту сроком на 1 год лишены 19 граждан.

  

 

Анализ состояния законности в сфере выявления, раскрытия и пресечения  

экологических преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ  

(Кировская межрайонная природоохранная прокуратура) 

 

Всего в 2016 году на территории Кировской области возбуждено 371 (за алогичный пери-

од прошлого года (АППГ) – 343)  уголовное дело о преступлениях, предусмотренных главой 26 
«Экологические  преступления»  Уголовного  кодекса  Российской  Федерации  (далее  –  УК  РФ). 
Таким образом, по итогам 12 месяцев 2016 года отмечается рост выявляемости преступлений 
в сфере экологии на 7,5% в сравнении с 2015 годом. 

Прокурорами выявлено 30 преступлений рассматриваемой категории, что составляет 8% 

в общей массе выявленных экологических преступлений (АППГ – 28 преступлений, или 8,1%). 
При этом в большинстве случаев преступления в сфере экологии и природопользования выяв-
ляются  правоохранительными  органами  с  привлечением  специалистов  соответствующих  кон-
тролирующих органов. 

Для  примера,  Кировской  межрайонной  природоохранной  прокуратурой  с привлечением 

специалистов министерства охраны окружающей среды Кировской области и КОГБУ «Област-
ной природоохранный центр» проведена проверка по факту обнаружения разливов нефтепро-
дуктов в районе строительства резервной ветки газопровода «Оханск – Киров». 

В рамках проверки установлено, что на территории лесного массива в микрорайоне Ра-

дужный  города  Кирова  неустановленными  лицами  осуществлены  2  разлива  нефтепродуктов 
площадью 26, 5 м

2

 и 16, 5 м

2

 соответственно. Глубина проникновения загрязнения в почву со-

ставила около 15 см. Оба участка разлива были расположены в водоохранной зоне реки Моса-
лиха, ширина которой составляет 50 метров. 

Согласно расчета, произведенного главным государственным инспектором по охране ок-

ружающей среды министерства охраны окружающей среды Кировской области в соответствии 
с  методикой,  установленной  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
08.07.2010  № 238,  размер  вреда,  причиненного  почвам  как  природному  объекту  вследствие 
разлива нефтепродуктов составил 258 тыс. руб. 

Материалы проверки направлены Кировской межрайонной природоохранной прокурату-

рой  в  порядке  статьи  37 Уголовно-процессуального  кодекса  РФ  в  органы внутренних  дел,  по 
результатам их рассмотрения 29.08.2016 Отделом полиции №3 УМВД России по городу Киро-
ву возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 
254  УК  РФ  (порча  земли).  Будут  проведены  мероприятия  по  установлению  лиц,  причастных 
к произошедшему. 

Доля экологических преступлений в общеуголовной преступности по итогам 12 месяцев 

2016  года  составляет  1,7%  (АППГ  –  1,3%),  что  свидетельствует  о  росте  доли  экологических 
преступлений в массе преступности в целом. Указанное обстоятельство обусловлено, с одной 

4.6. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 

 

145

 

 

стороны, ростом выявляемости преступлений рассматриваемой категории, а также снижением 
общего числа зарегистрированных преступлений на территории региона в 2016 году. 

Раскрыто 151 преступление, или 41% от числа зарегистрированных (АППГ – 151 престу-

пление, или 44% от числа зарегистрированных), что свидетельствует о незначительном сниже-
нии раскрываемости экологических преступлений на фоне роста их выявляемости. 

Наибольшее  количество  уголовных  дел  по  преступлениям  рассматриваемой  категории, 

как и в 2015 году, возбуждено по факту незаконных рубок лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) 
– 264 уголовных дела (АППГ – 261). 

По ч. 1 ст. 260 УК РФ возбуждено 70 уголовных дел (АППГ – 54, +23%), по ч. 2 ст. 260 

УК  РФ  –  48  уголовных  дел  (АППГ  –  45,  +6%),  по  ч.  3  ст.  260  УК  РФ  –  146  уголовных  дел 
(АППГ – 162, -9%). По состоянию на 01.01.2017 раскрыто 111 преступлений рассматриваемой 
категории,  или  42%  от  числа  зарегистрированных  (АППГ  –  раскрыто  124  преступления,  или 
48% от числа зарегистрированных), что свидетельствует о снижении раскрываемости незакон-
ных рубок лесных насаждений на фоне незначительного роста их выявляемости. 

По фактам уничтожения либо повреждения лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) в 2016 го-

ду возбуждено 23 уголовных дела (АППГ – 14, +39%), из них по ч. 1 ст. 261 УК РФ возбуждено 
9 уголовных дел (АППГ – 3), по ч. 2 ст. 261 УК РФ возбуждено 14 уголовных дел (АППГ – 11). 

Таким  образом,  отмечен  значительный  рост  выявляемости  преступлений,  связанных 

с уничтожением  либо  повреждением  лесных  насаждений  по  сравнению  с  2015  годом.  Вместе 
с тем, преступления рассматриваемой категории в 2015–2016 годах не раскрывались. 

В  2016  году  отмечен  рост  выявляемости  и  раскрываемости  преступлений  в  сфере  неза-

конной добычи (вылова) водных биологических ресурсов на территории региона. 

Так, по фактам незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК 

РФ) возбуждено 48 уголовных дела (АППГ – 38, +21%), из них по ч. 1 ст. 256 УК РФ – 36 уго-
ловных дел (АППГ – 34), по ч. 3 ст. 256 УК РФ – 12 уголовных дел (АППГ – 4), по ч. 2 ст. 256 
УК РФ уголовные дела в 2015–2016 годах не возбуждались. 

По состоянию на 01.01.2017 раскрыто 34 преступления рассматриваемой категории, что 

составляет 71% от выявленных (АППГ – раскрыто 26 из 38 преступлений, что составляет 68% 
от числа зарегистрированных). 

По фактам незаконной охоты (ч. 1 ст. 258 УК РФ) возбуждено 33 уголовных дела (АППГ 

–  29,  +12%),  по  ч.ч.  2,  3  ст.  258  УК  РФ  уголовные  дела  в  2015–2016  годах  не  возбуждались. 
Раскрыто 5 преступлений рассматриваемой категории, что составляет 15% от числа зарегистри-
рованных  (АППГ  –  1  раскрытое  преступление,  или  2%  от  числа  зарегистрированных). Таким 
образом, наблюдается тенденция роста выявляемости и раскрываемости преступлений, связан-
ных с незаконной охотой. 

В истекшем периоде 2016 года на территории Кировской области возбуждено 1 уголов-

ное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ по факту загрязнения атмосферы в городе Кирове, 1 уголовное 
дело  по  ч.  1  ст.  247  УК  РФ  по  факту  нарушения  правил  обращения  с  опасными  отходами, 
1 уголовное дело по ст. 262 УК РФ по факту нарушения режима особо охраняемой природной 
территории с причинением значительного ущерба. Уголовные дела по рассматриваемым соста-
вам преступления в 2015 году не возбуждались. 

На основании проведенного анализа необходимо сделать вывод о том, что на территории 

Кировской области по итогам 12 месяцев 2016 года наблюдается тенденция роста выявляемо-
сти преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ, роста их раскрываемости, а также уве-
личения  доли  экологических  преступлений  в  общей  массе  преступности.  Указанное  обстоя-
тельство  обусловлено  прежде  всего  ростом  выявляемости  преступлений  в  сфере  незаконной 
охоты, незаконной добычи водных биологических ресурсов, а также фактов уничтожения и по-
вреждения лесных насаждений. 

Наибольшее количество экологических преступлений в разрезе муниципальных районов 

Кировской области в 2016 году выявлено в Котельничском (23), Нагорском (21), Санчурском 
(18),  Кирово-Чепецком (18)  и  Оричевском (17)  районах  области,  значительный  рост  выявляе-
мости отмечен в Нагорском (с 6 до 21, т.е. на 71%), Санчурском (с 4 до 18, т.е. на 78%), Ори-
чевском (с 9 до 17, т.е. на 47%) и Слободском (с 6 до 12, т.е. в два раза) районах. 

При этом допущено значительное снижение числа выявленных преступлений рассматри-

ваемой  категории  в  Орловском  (с  23  до  10,  т.е.  на  56%),  Даровском  (с  19  до  7,  т.е.  на  63%), 
Малмыжском (с 15 до 5, т.е. на 66%) и Советском (с 21 до 12, т.е. на 43%) районах области.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..