Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 7

 

 

3.2. Радиационная обстановка в Кировской области 

98

 

 

чимости  являются  рентгенорадиологические  процедуры,  которые  привносят  14,28%  дозы. 
Вклад  техногенных  источников  в  дозовую  нагрузку  пренебрежительно  мал  –  десятые  доли 
процента. 

По данным радиационно-гигиенической паспортизации за 2016 год в Кировской области 

насчитывается 163 организации, использующих техногенные источники. Радиационные объек-
ты 1 и 2 категории потенциальной радиационной опасности, относящиеся к особо радиацион-
но- и ядерно-опасным, на территории области и на территории соседних субъектов отсутству-
ют. 

Общее  число  персонала  в  организациях,  использующих  техногенные  ИИИ,  составляет 

882 человека, в том числе персонала группы А – 844 человека. 

Радиационно-гигиенической  паспортизацией  охвачены  все  организации,  работающие 

с ИИИ и находящиеся под надзором Роспотребнадзора. 

Доля  организаций,  поднадзорных  Роспотребнадзору,  представивших  данные  в  системе 

ЕСКИД  по  форме  №  1-ДОЗ  «Сведения  о  дозах  облучения  лиц  из  персонала  в  условиях  нор-
мальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения», составила 96%. 

На  территории  области  отсутствуют  зоны  техногенного  радиоактивного  загрязнения 

вследствие крупных радиационных аварий, радиационные аномалии и загрязнения. 

В ходе социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля в 2016 го-

ду на радиоактивные вещества исследовано 52 пробы почвы. 

Отбор проб атмосферного воздуха на содержание радиоактивных веществ проводится на 

территории  Центра  (г.  Киров).  В  2014–2016  г.г.  ежегодно  исследовалось  120  проб  на  сум-
марную  бета-активность  и  по  12  проб  на  137Cs  и  90Sr  (всего  144  пробы).  Превышений  до-
пустимых среднегодовых объемных активностей радионуклидов для населения не установлено. 

Состояние питьевого водоснабжения в динамике за 3 года представлено в таблице 3.2.1. 

Проб  воды  с  содержанием  природных  радионуклидов,  для  которых  выполняется  условие 
Z(Ai/YBi)>10, и (или) техногенных радионуклидов выше уровня вмешательства, не зарегистри-
ровано. Вода источников нецентрализованного водоснабжения на радиологические показатели 
не исследовалась. 

 

Таблица 3.2.1

 

Состояние питьевого водоснабжения в 2014–2016 годах 

 

Показатель/год 

2014 

2015 

2016 

Число источников централизованного водоснабжения 

2242 

2196 

2189 

Доля источников, исследованных на суммарную аль-

фа- и бета-активность (%) 

24 

26 

32 

Доля проб, превышающих контрольные уровни по 

суммарной альфа- и бета-активности (%) 

0,9 

1,6 

Доля источников, исследованных на содержание при-

родных радионуклидов (%) 

23 

28 

29 

Доля проб, превышающих УВ для природных радио-

нуклидов (%) 

5,7 

3,3 

Доля источников, исследованных на содержание тех-

ногенных радионуклидов (%) 

0,5 

0,6 

0,6 

Доля проб, превышающих гигиенические нормативы 
для техногенных радионуклидов (%) 

 

 

 

 

Число  исследованных  проб  пищевых  продуктов  на  содержание  радиоактивных  веществ 

в динамике  за  3  года  приведено  в  таблице  (таблица  3.2.2).  На  протяжении  всего  периода  ис-
следований  превышений  гигиенических  нормативов  не  установлено.  Ассортимент  и  количе-
ство  проб  позволяют  достоверно  оценить  вклад  пищевых  продуктов  в  дозовую  нагрузку  на-
селения.

  

 

 

 

3.2. Радиационная обстановка в Кировской области 

99

 

 

Таблица 3.2.2

 

Число исследованных проб пищевых продуктов 

 

Год/вид продукта  Всего проб 

Мясо и мясные 

продукты 

Молоко и 

молокопродукты 

Дикорастущие 

пищевые 

продукты 

2014 

227 

34 

38 

2015 

204 

44 

2016 

176 

18 

45 

 

Облучение от природных источников ионизирующего излучения 

Основным дозообразующим фактором в нашей стране является природное облучение че-

ловека (до 92%). Его вклад в общую дозу населения Кировской области составил в 2013 году 
86,84%, в 2014 году – 86,58%, в 2015 году – 85,41%. 

Доля измерений концентрации радона (эквивалентной равновесной объемной активности 

изотопов радона), не соответствующих санитарным нормативам, составила в 2014 году  – 4%, 
в 2015 году – 0,6%, в 2016 году – 2,8%. 

Наличие  групп  населения  с  эффективной  дозой  за  счет  природных  источников  выше 

5 мЗв/год в области не зафиксировано. 

Данные по радиационному фону (мощность эквивалентной дозы гамма-излучения на от-

крытой местности) в 2016 году представлены в таблице 3.2.3. Следует отметить, что на протя-
жении последних трех лет уровень гамма-фона в Кировской области остается практически без 
изменения. 

 

Таблица

 3.2.3

  

Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения на открытой местности (мкЗв/час) 

 

точка/ 

месяц 

10 

11 

12 

Ср.  max 

Вятские По-
ляны 

0,09  0,08  0,08  0,09  0,10  0,08  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10 

Киров-
Чепецк 

0,10  0,09  0,10  0,10  0,10  0,09  0,09  0,09  0,10  0,10  0,11  0,09  0,10  0,11 

Котельнич  0,10  0,09  0,09  0,10  0,07  0,08  0,09  0,09  0,09  0,09  0,09  0,09  0,09  0,12 
Слободской  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,07  0,08  0,07  0,08 
Советск 

0,07  0,08  0,07  0,08  0,08  0,09  0,08  0,08  0,08  0,09  0,08  0,08  0,08  0,09 

Уржум 

0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10 

Юрья 

0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10 

Киров 

0,10  0,10  0,10  0,11  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,10  0,11 

 

Показатели радиационной обстановки в эксплуатируемых и строящихся жилых и обще-

ственных зданиях приведены в таблице 3.2.4.  

 

Таблица 3.2.4

 

Радиационная обстановка в помещениях жилых и общественных зданий 

 

Показатель / год 

2014  

2015 

2016 

Число  помещений  эксплуатируемых  и  строящихся  жилых  и 
общественных  зданий,  исследованных  по  мощности  дозы 
гамма-излучения 

360 

527 

182 

Доля  помещений  эксплуатируемых  и  строящихся  жилых  и 
общественных зданий, не отвечающих гигиеническим норма-
тивам по МД, % 

– 

– 

– 

 

3.2. Радиационная обстановка в Кировской области 

100

 

 

Продолжение таблицы

 3.2.4

 

Число  помещений  эксплуатируемых  и  строящихся  жилых  и 
общественных зданий, исследованных по содержанию радона 
в воздухе (ЭРОА радона) 

315 

502 

360 

Доля помещений строящихся жилых и общественных зданий, 
не отвечающих гигиеническим нормативам по ЭРОА радона, 

4,9 

0,6 

– 

Доля  помещений  эксплуатируемых  жилых  и  общественных 
зданий, не отвечающих гигиеническим нормативам по ЭРОА 
радона, % 

4,0 

0,6 

3,8 

 

В  целях  радиационной  защиты  населения  Управлением  по  неудовлетворительным  ре-

зультатам радиологических исследований даются предписания по нормализации радиационной 
обстановки. 

Число  проб  строительного  сырья  и  материалов,  исследованных  на  содержание  природ-

ных радионуклидов: 2014 год – 15, 2015 год – 10, 2016 год – 17. Все пробы отнесены к I катего-
рии  (Аэфф<370  Бк/кг)  и  могут  использоваться  без  ограничения  по  радиационному  фактору. 
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 29.11.2011 № 01/15070-1-32  «Об организации 
контроля  и  надзора  за  облучением  работников  природными  источниками ионизирующего  из-
лучения  в  производственных  условиях»  в  Кировской  области  на  3-х  предприятиях  проведено 
первичное  радиологическое  обследование,  в  том  числе  проведено  исследование  продукции 
(минеральных удобрений и отходов производства – шлак сталеплавильный и шлак от сжигания 
твердого топлива) по определению удельной эффективной активности радионуклидов (Аэфф). 
Дозы облучения работников не рассчитывались, так как определяемые уровни Аэфф не превы-
шают показателей радиационной безопасности.

  

 

Медицинское облучение  

 

Таблица 3.2.5

 

Основные показатели медицинского облучения 

 

Год/ 

Показатель 

Вклад медицинского 

облучения в дозу, % 

Количество процедур 

на 1 человека 

Средняя эффективная 

доза на 1 человека, 

мЗв/год 

Область 

РФ 

Область 

РФ 

Область 

РФ 

2013 

13,0 

12,91 

1,91 

1,79 

0,43 

0,49 

2014 

13,2 

12,11 

2,07 

1,81 

0,45 

0,47 

2015 

14,3 

12,61 

2,10 

1,90 

0,49 

0,48 

 

Во  всех  медицинских  организациях,  применяющих  в  своей  практике  рентгенора-

диологические  исследования,  ведется  учет  и  контроль  доз  облучения  пациентов.  Дозовая  на-
грузка  регистрируется  в  специальных  учетных  документах  (листы  учета,  радиационные  пас-
порта),  данные  из  которых  переносятся  в  истории  болезни  и  медицинские  карты.  Государст-
венный  надзор,  проводимый  Управлением  совместно  с  Центром,  позволяет  достоверно  оце-
нивать динамику нагрузок по годам и в сравнении со среднероссийскими показателями. Еже-
годные  результаты  анализа  представляются  в  форме  отчетности  №  3-ДОЗ  и  радиационно-
гигиеническом паспорте территории области. Тенденция к снижению дозовых нагрузок паци-
ентов обеспечивается применением основных принципов обеспечения радиационной безопас-
ности, изложенных в Федеральном законе от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасно-
сти населения», установкой современных малодозовых цифровых рентгеновских аппаратов. 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

101

 

 

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ 

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

Экологическая политика, реализуемая на территории Кировской области, является сово-

купностью намерений и принципов организации деятельности Федеральных органов исполни-
тельной власти и исполнительных органов государственной власти Кировской области в облас-
ти охраны окружающей среды в соответствии с установленными показателями оценки эффек-
тивности  указанной  деятельности.  Экологическая  политика  определяет  стратегическую  цель 
в области  охраны  окружающей  среды,  рационального  использования  природных  ресурсов 
и обеспечения  экологической  безопасности,  основные  задачи,  решение  которых  необходимо 
для достижения поставленной цели, и механизмы реализации этих задач. 

Осуществление  экологической  политики  обусловлено  необходимостью  решения  соци-

ально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, 
сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ре-
сурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права 
каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области 
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

Достижение  стратегической  цели  экологической  политики  обеспечивается  решением 

следующих основных задач:  

развитие системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования 

и обеспечения экологической безопасности; 

предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду; 
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически 

эффективных инновационных технологий; 

восстановление нарушенных естественных экологических систем, возмещение вреда ок-

ружающей среде и ликвидация экологического ущерба; 

сохранение окружающей среды, естественных экологических систем, объектов животно-

го и растительного мира, в том числе особо охраняемых природных территорий; 

обеспечение экологической безопасности; 
развитие  экономического  стимулирования  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения 

экологической безопасности; 

формирование  экологической  культуры,  развитие  экологического  образования  и  воспи-

тания; 

совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторин-

га окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного 
характера, а также изменений климата; 

обеспечение эффективного участия граждан, коммерческих и некоммерческих организа-

ций  в  решении  вопросов,  связанных  с  охраной  окружающей  среды,  рациональным  природо-
пользованием и обеспечением экологической безопасности. 

Выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности 

экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека. 

Первое направление – экология производства – поэтапное сокращение уровней воздейст-

вия на окружающую среду всех антропогенных источников. 

Основными  элементами  этого  направления  должны  стать  новая  система  нормирования 

допустимого  воздействия  на  окружающую  среду,  предусматривающая  отказ  от  установления 
индивидуальных  разрешений  для  каждого  предприятия  и  установление  нормативов  и  планов 
поэтапного  снижения  загрязнения  до  уровней,  соответствующих  наилучшим  экологически 
безопасным мировым технологиям, создание развитой индустрии утилизации отходов, расши-
рение использования возобновляемых источников энергии. 

Необходимо  активно  стимулировать  процессы  модернизации  производства,  ориентиро-

ванные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное ис-
пользование  отходов,  разработку  и  внедрение  новых  эффективных  технологий  производства 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

102

 

 

электрической  и  тепловой  энергий,  сопряженных с  экологически  безопасной  утилизацией  от-
ходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов. 

Способствовать внедрению новых технологий должны в том числе и меры налоговой по-

литики,  в  соответствии  с  которыми  при  внедрении  и  использовании  экологически  чистых 
и (или) энергосберегающих технологий надо предоставлять соответствующие льготы по налогу 
на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты 
по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы 
для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами. 

Второе  направление  –  экология  человека  –  создание  экологически  безопасной  и  ком-

фортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. 

Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных эко-

логических  характеристик,  соответствующих  как  минимум  безопасному  уровню  воздействия 
этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить норма-
тивы  допустимой  антропогенной  нагрузки,  осуществление  которой  обеспечивает  непревыше-
ние  нормативов  качества  природной  среды.  Тем  самым  будут  установлены  количественные 
и качественные  ориентиры  для  разработки  местных  экологических  программ  и  поэтапного 
снижения  негативного  воздействия  субъектов  экономической  деятельности.  Одной  из  целей 
введения  нормирования  качества  среды  должно  стать  определение  территорий,  концентрация 
загрязнения  на  которых  квалифицируется  как  опасная,  что  создает  угрозу  здоровью  и  жизни 
проживающего на них населения. 

Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление 

эродированных,  захламленных  территорий,  обеспечение  эффективной  санитарии,  управление 
бытовыми  отходами,  пропаганду  здорового  образа  жизни.  Следует  разработать  специальные 
экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания 
человека, осуществлять специализированный мониторинг. 

Третье  направление  –  экологический  бизнес  –  создание  эффективного  экологического 

сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области 
общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государст-
ва состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разра-
ботке  технологий,  создании  условий  для  широкого  внедрения  экологического  менеджмента, 
повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия 
на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, орга-
низации мониторинга динамики экологических показателей экономики. 

Четвертое  направление  –  экология  природной  среды  –  сохранение  и  защита  природной 

среды. 

Основу действий в этом направлении должны составить новые методы территориального 

планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Сле-
дует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечива-
ла  сохранение  естественных  экосистем,  делая  их  центрами  сохранения  генетического  фонда, 
инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия. 

Обеспечение  экологической  эффективности  экономики  является  не  только  особым  на-

правлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой ин-
новационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопо-
требления.  

Необходим  переход  от  остаточного  принципа  финансирования  природоохранной  дея-

тельности к целенаправленному финансированию различных экологических направлений. Для 
чего  требуется  возобновить  деятельность  таких  институтов  как  Федеральный  экологический 
фонд и экологические фонды субъектов РФ, где будут аккумулированы платежи за негативное 
воздействие на окружающую природную среду, которые будут целенаправленно использовать-
ся на экологические цели. Желательно увеличить число федеральных целевых программ при-
родоохранного характера и их финансирование из средств бюджета, в частности, за счет роста 
ставок экологических налогов. Важным является усиление внимания государства к особо охра-
няемым природным территориям с целью прекращения их скудного финансирования. 

 

 

 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

103

 

 

4.1.1. Экологическая безопасность в Кировской области 

 

Экологическая  политика  включает  в  себя  решение  задачи  обеспечения  экологической 

безопасности – системы действий по предотвращению возникновения и развития экологически 
опасных ситуаций и ликвидации их последствий. 

Обеспечение  экологической  безопасности  предусматривает  обеспечение  радиационной 

и химической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, охраны поверхност-
ных водных объектов, охраны окружающей среды и рационального природопользования, охра-
ны, воспроизводства, федерального государственного надзора и рационального использования 
объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской области. 

При  обеспечении  радиационной  и  химической  безопасности  используются  следующие 

механизмы: 

проведение  на  региональном  уровне  учета  и  контроля  радиоактивных  веществ 

и радиоактивных  отходов  в  организациях,  расположенных  на  территории  Кировской  области 
(кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти); 

инвентаризация предприятий, использующих в своей деятельности аварийно-химические 

опасные  вещества,  включая  объекты,  располагающие  значительными  запасами  аммиака, 
и подготовка предложений по их выводу за пределы селитебной зоны; 

радиационное  обследование  территории  общего  пользования  и  объектов  социальной 

сферы с экстренной ликвидацией выявленных источников загрязнения. 

На объекте 1205 «Марадыковский» Оричевского района Кировской области до 2019 года 

будут производиться мероприятия по санации территории, а также работы по выведению объ-
ектов уничтожения химоружия из эксплуатации, в том числе их конверсия. 

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений реализовано повыше-

ние  эксплуатационной  надежности  гидротехнических  сооружений,  в  том  числе  бесхозяйных, 
путем их приведения к безопасному техническому состоянию. 

В рамках охраны поверхностных водных объектов используются такие механизмы как:  
снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборные территории; 
выполнение  предприятиями-водопользователями  условий  использования  водных  объек-

тов, определенных разрешительными документами; 

повышение  информированности  и  культуры  населения  по  вопросам  использования 

и охраны водных объектов. 

При  обеспечении  охраны  окружающей  среды  и  рационального  природопользования 

в Кировской области осуществляется: 

региональный государственный экологический надзор; 
обеспечение государственного регулирования отношений в сфере недропользования; 
обеспечение государственного регулирования в области водных отношений; 
осуществление  государственного  управления  в  области  организации  и  функционирова-

ния особо охраняемых природных территорий регионального значения; 

обеспечение безопасного обращения с отходами. 
При  обеспечении  охраны,  воспроизводства,  федерального  государственного  надзора 

и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания на территории 
Кировской области проводится: 

обеспечение  нормирования  и  регулирования  использования  объектов  животного  мира, 

а также водных биологических ресурсов и среды их обитания; 

организация охраны и воспроизводства объектов животного мира, а также водных биоло-

гических ресурсов и среды их обитания; 

обеспечение  федерального  государственного  надзора  за  соблюдением  законодательства 

в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; 

осуществление и организация разрешительной деятельности. 
Основные задачи природоохранных органов и их подведомственных учреждений: 
контроль  за  обеспечением  надежности  работы  потенциально-опасных  объектов,  в  части 

обеспечения экологического благополучия; 

организация  и  проведение  мониторинга  и  контроля  за  состоянием  окружающей  среды 

и воздействием на нее потенциально опасных объектов, прогнозирования чрезвычайных ситуа-
ций. 

 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

104

 

 

4.1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера,  

происшедшие на территории Кировской области

 

 

4.1.2.1.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера 

На территории Кировской области в 2016 году зарегистрирована 1  чрезвычайная ситуа-

ция (ЧС) муниципального характера в результате ДТП с тяжкими последствиями (в 2015 году – 
4 ЧС  муниципального  и  9  ЧС  локального  характера).  В  2016  году  в  результате  ЧС  погибли 
7 человек и пострадали 4 человека, в 2015 году погибли 3 человека, пострадали 2 человека.  

22.08.2016  в  11.30  в  Юрьянском  районе,  на  422  км  федеральной  трассы  «Вятка»,  про-

изошло  столкновение  грузового  автомобиля  «Газель»  и пассажирского  автобуса  Ford  Transit, 
следовавшего по маршруту г. Мураши – г. Киров. В результате ДТП 7 человек погибли и 4 че-
ловека пострадали. На ликвидацию последствий ЧС были привлечены 40 человек и 16 единиц 
техники. 

4.1.2.2.  Чрезвычайные  ситуации  природного  характера,  происшедшие  на  террито-

рии Кировской области 

В 2016 году произошло 16 ЧС природного характера (в 2015 году – 3 ЧС), из них 15 ЧС 

муниципального характера и 1 ЧС регионального характера (в 2015 году – 1 ЧС локального ха-
рактера и 2 ЧС муниципального характера).  

14 ЧС были вызваны опасными природными явлениями в период прохождения полово-

дья, из них 9 ЧС связанные с нарушением транспортного сообщения с населенными пунктами 
по причине повреждения дорожного полотна, дамб и мостов в 9 муниципальных образованиях 
области  (Афанасьевский,  Белохолуницкий,  Верхнекамский,  Зуевский,  Опаринский,  Оричев-
ский, Нолинский, Унинский и Яранский районы). В населенных пунктах был создан запас про-
дуктов питания и предметов первой необходимости. Ввиду недостаточности средств собствен-
ных резервных фондов администрации пострадавших в результате половодья районов обраща-
лись в Правительство области с просьбой об оказании финансовой помощи за счет средств ре-
зервного фонда Правительства Кировской области. На проведение восстановительных работ из 
резервного фонда Правительства Кировской области было выделено 7,5407 млн руб. Аварийно-
восстановительные  работы  проведены,  автомобильное  сообщение  с  населенными  пунктами 
восстановлено.  Администрациями  4-х  муниципальных  районов  были  введены  5  режимов  ЧС 
в связи  с  затоплением  придомовых  территорий  и домов  (Верхнекамский,  Вятскополянский 
районы, г. Вятские Поляны и г. Киров). Ущерб от последствий прохождения половодья соста-
вил около 20,0 млн руб. 

В  летние  месяцы  2016  года  в  результате  длительного  отсутствия  осадков  и  высоких 

температур воздуха в двух муниципальных образованиях области (Нолинский и Сунский рай-
оны) сложились неблагоприятные агрометеорологические условия (почвенная засуха), в связи 
с чем  на  территории  муниципальных  образований  были  введены  режимы  ЧС.  Произошла  ги-
бель сельскохозяйственных культур на площади более 5369 га. Ущерб составил 31,343 млн руб. 

В 2016 году на территории Кировской области наблюдались следующие 

метеорологические 

опасные явления:

 

в период с 26 мая по 2 июня – чрезвычайная пожароопасность лесов и торфяников (5 класс) 

в большинстве районов области; 

20 июня – очень сильный дождь (71,2 мм) по данным государственного поста (далее – ГП) Ар-

куль. По области отмечались грозы, шквалистые усиления ветра до 23 м/с, ливни 23–48 мм; 

22 июня – на территории пгт Свеча Свечинского района отмечался комплекс метеорологиче-

ских явлений – сочетание грозы, ливня, града и сильного ветра. По характеру разрушений по шкале 
Бофорта скорость ветра соответствовала градации «шторм» 20,8–24,4 м/с. По данным ДМРЛ-С на 
территории  Шабалинского,  Свечинского  и  Котельничского  районов  отмечались  грозы,  ливни, 
шквалы и град; 

10 июля – очень сильный дождь (55,2–65 мм за 12 ч и менее), зафиксировано на ГП Лодейное 

и метеостанции (далее – МС) Киров; 

в период с 31 июля по 4 августа – аномально-жаркая погода со среднесуточной температурой 

воздуха на 7–9

0

С выше климатической нормы по данным МС Кумены, Кильмезь и Вятские Поля-

ны; 

в период со 2 по 30 августа – чрезвычайная пожароопасность лесов и торфяников (5 класс) 

в Вятскополянском, Уржумском и Кильмезском районах; 

3–4 августа – отмечался комплекс метеорологических явлений: грозы, ветер до 22 м/с, град, 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

105

 

 

ливень 60 мм по данным МС Кирс, МС Котельнич и ГП Пермятское. По данным ДМРЛ-С отмеча-
лись грозы, ливни, интенсивностью от 30 до 50 мм/ч, шквалы и град; 

8 августа – отмечался комплекс метеорологических явлений: грозы, шквалы до 21 м/с, град, 

ливни,  интенсивностью  15–19  мм/ч  по  данным  МС  Киров,  МС  Уни,  и  МС  Кумены.  По  данным  
ДМРЛ-С отмечались грозы, ливни, интенсивностью до 31 мм/ч, шквалы 19–21 м/с и сильный град; 

14 августа – сильная жара +35,9

0

С на МС Вятские Поляны; 

15 августа – сильная жара +35,1–35,4

0

С в юго-восточных районах области; 

в период с 18 по 24 августа – аномально-жаркая погода со среднесуточной температурой воз-

духа на 7–14

0

С выше климатической нормы в большинстве районов области; 

24 августа – сильная жара +35,1

0

С на МС Вятские Поляны; 

8 ноября – очень сильный снег 20–22 мм в юго-восточных районах области. 

агрометеорологические опасные явления: 

в период с первой декады декабря 2015 года по 15 апреля 2016 года  – сочетание

 

высокого 

снежного покрова и слабого промерзания почвы, приводящее к выпреванию посевов озимых, за-
фиксировано на МС Опарино, МС Мураши, МС Фаленки, МС Кумены, МС Санчурск и МС Белая 
Холуница; 

13–16 мая – заморозки на поверхности почвы и на высоте 2 см от -8 до -10

0

С, зафиксированы 

на МС Лальск; 

13–20  мая  –  заморозки  в  воздухе  от  0  до  -3

0

С,  на  поверхности  почвы  и  на  высоте  2  см  от                 

0 до -5

0

С, зафиксированы в большинстве районов области; 

31 мая – заморозки на поверхности почвы и на высоте 2 см до -8

0

С; 

в период с 31 мая по 2 июня – заморозки в воздухе от 0 до -1

0

С, на поверхности почвы и на 

высоте 2 см от 0 до -4

0

С в большинстве районов области; 

4 июня – заморозки в воздухе от 0 до 3

0

С, на поверхности почвы и на высоте 2 см от -1 до       

-6

0

С, зафиксированы на МС Лальск и МС Опарино; 

в  период  с  8  июня  по  8  сентября  –  почвенная  засуха,  зафиксирована  на  МС  Нолинск, 

МС Вятские Поляны и МС Фаленки; 

в  период  с  14  июля  по  30  августа  –  атмосферная  засуха,  зафиксирована  на  МС  Уржум 

и МС Кильмезь; 

30 августа – заморозки в воздухе от 0 до -1

0

С, на поверхности почвы и на высоте 2 см от 0 до 

-4

0

С, зафиксированы в отдельных районах области; 

12 сентября – заморозки до -2

0

С на высоте 2 см от почвы, зафиксированы на МС Лальск. 

гидрологические опасные явления: 

в  период  с  25  апреля  по  10  мая  –  высокие  уровни  воды  на  участке  р.  Вятки  в  районе 

г. Котельнича; 

в период с 28 июня по 12 июля – низкие уровни воды на участке р. Вятки в районе г. Кирова 

и г. Котельнича; 

в период с 29 июля по 22 сентября – низкие уровни воды на участке на р. Вятка в районе 

г. Кирова и г. Котельнича. 

геологические явления: 

Специалистами  КОГБУ  «ВятНТИЦМП»  проводятся  визуальные  наблюдения  за  развитием 

экзогенных геологических процессов. Наблюдения проводятся на потенциально опасных оползне-
вых участках и наиболее важных с точки зрения хозяйственного освоения. В процессе наблюдений 
проводится описание склона, выявление экзогенных геологических процессов и факторов, оказы-
вающих  негативное  воздействие  на  склон  и  его  устойчивость,  оценивается  влияние  экзогенных 
геологических процессов на объекты народного хозяйства. 

На территории Кировской области в 2016 году отмечено несколько потенциально опасных 

участков в плане развития оползней. Кроме того, имеется ряд участков, на которых наблюдается 
развитие  других  экзогенных  геологических  процессов  (овражная  и  речная  эрозия,  плоскостной 
смыв,  гравитационные  и  суффозионные  процессы),  при  активации  которых  снижается  устойчи-
вость склонов и возможно образование оползневых подвижек. 

Потенциально опасные участки. 
1. Левобережный склон р. Вятки в г. Кирове. 
Наиболее опасным в оползневом отношении являются следующие участки: 
район телецентра и ул. Лесная; 
район шинного завода и бывшей льнопрядильно-ткацкой фабрики; 
район мемориала «Вечный огонь», ул. Набережная Грина и Пристанская; 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

106

 

 

район трамплина; 
микрорайон «Солнечный берег». 
2. Левобережный склон р. Вятки в г. Кирово-Чепецке. 
В районе мемориала «Вечный огонь» на склоне р. Вятки отмечено активное развитие овраж-

ной эрозии, что может спровоцировать оползневые подвижки. 

3. Правобережный склон р. Вятки в г. Слободском. 
В мемориально-парковой  зоне  наблюдается  развитие экзогенных геологических процессов: 

овражная эрозия приводит к разрушению проезжей части ул. Володарского. 

4. Правобережный склон р. Вятки в г. Котельниче. 
В  районе  археологических  раскопок  на  «Скорняковском  городище»  отмечено  смещение 

грунта и формирование трещин закола, по которым возможно образование оползней блокового ти-
па. 

5. Левобережный склон р. Камы в пос. Лойно Верхнекамского района. 
Отмечено развитие  речной и овражной  эрозии, обвально-осыпных процессов. Жилые дома 

и столбы ЛЭП по ул. Береговая пос. Лойно расположены в 5–10 м от бровки склона, при активиза-
ции экзогенных геологических процессов окажутся в зоне воздействия. 

Продолжается  развитие  блокового  оползня  на  50  км  с  правой  стороны  автодороги  Кирс  – 

Южаки (в районе пос. Лойно), проходящей вдоль левого берега р. Камы. На аварийном участке от-
мечено смещение засыпанного строительного материала вниз по склону с захватом земляных масс 
прилегающих участков. Образование новых оползневых смещений может привести к полному об-
рушению  автомобильной  дороги,  в  результате  население  северной  части  Верхнекамского  района 
(пос. Лойно, пос. Камский, пос. Чус) будет изолировано от районного и областного центров. 

6. Правобережный склон р. Лала в пгт Лальск Лузского района. 
Отмечены процессы речной эрозии, размыв и обрушение правого берега реки Лала. Проис-

ходит подмыв и обрушение грунта, вследствие чего сокращаются площади приусадебных земель-
ных участков. 

Природные пожары. 

Территория лесного фонда Кировской области составляет 8037,3 тыс. га, что составляет 66% 

от всей площади области. 

В области имеется 280 тыс. га торфяников. Пожарную опасность на территории области оп-

ределяют погодные условия.  

За пожароопасный период 2016 года на территории Кировской области зарегистрировано 81 

лесной пожар на общей площади 104,281 га (в том числе 14 торфяных (подземных) пожаров на об-
щей площади 2,89 га), средняя площадь одного пожара составила 1,29 га. В 2015 году на террито-
рии области было зарегистрировано57 природных пожаров на общей площади 88,6729 га, средняя 
площадь одного пожара составила 1,55 га.  

Количество лесных пожаров в 2016 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого 

года увеличилось в 1,4 раза, площадь пожаров увеличилась в 1,2 раза, средняя площадь одного по-
жара увеличилась на 0,16 га. 

В пожароопасном сезоне 2016 года произошел один крупный лесной пожар в зоне наземной 

охраны лесов площадью 55 га (Немское лесничество Немского района Кировской области). Мате-
риальный ущерб от данного лесного пожара составил 2405,1 тыс. руб. 

Общий ущерб от природных пожаров в 2016 году составил 18,3 млн руб., в том числе затра-

ты на тушение пожаров составили 10,3 млн руб. (АППГ – 14,3 млн руб., в том числе затраты на ту-
шение пожаров 7,6 млн руб.), для сравнения в 2015 году ущерб от природных пожаров составил 
14,3 млн руб., в том числе затраты на тушение пожаров 7,6 млн руб. 

Основной причиной природных пожаров в 2016 году, как и во все предыдущие годы, являлся 

человеческий фактор. 

В 2016 году в период пожароопасного сезона нормативно-правовыми актами администраций 

муниципальных  образований  вводился  особый  противопожарный  режим  на  территории 
15 муниципальных районов. Постановлением Правительства Кировской области особый противо-
пожарный режим в лесах на территории Кировской области вводился два раза сроком на 21 кален-
дарный день (июль, август).  

Распространения лесных пожаров на населенные пункты не допущено.  
Распоряжением Правительства Кировской области от 09.03.2016 № 47 утверждѐн перечень 

населенных  пунктов  (123  населенных  пункта),  подверженных  угрозе  распространения  лесных 
и торфяных пожаров на территории Кировской области (далее – перечень). Согласно данному Пе-

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

107

 

 

речню эвакуации подлежат 12587 человек, попадающих в зону возможной ЧС, спланировано авто-
мобильного  транспорта:  126  автобусов,  35  легковых  автомобилей,  98  грузовых  автомобилей 
и 1 поезд (6  вагонов),  предусмотрено развѐртывание 83 пунктов  временного  размещения (далее  – 
ПВР) общей вместимостью 21067 тыс. человек. 

Половодье. 

Главной водной артерией области является река Вятка – крупнейший правобережный приток 

реки Кама. Общая ее протяженность составляет 1250 км.  

Остальные реки принадлежат бассейнам рек Кама, Вятка, Северная Двина. Наиболее круп-

ные из них Большая Кокшага, Луза, Юг, Чепца, Молома, Великая, Быстрица, Немда, Пижма, Киль-
мезь. На территории Афанасьевского и Верхнекамского районов – верхнее течение реки Кама. 

По прогнозу Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 

в период прохождения половодья 2016 года ожидались подтопления жилых домов и приусадебных 
участков в 17  муниципальных образованиях области (31 населенный пункт, 504 жилых дома, око-
ло 2800 человек). 

25.02.2016, 29.03.2016, 29.04.2016 проведены заседания комиссии по предупреждению и лик-

видации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению  пожарной  безопасности  Кировской  области,  на 
которых  рассмотрены  вопросы  подготовки  и  прохождения  половодья  на  территории  Кировской 
области: 

утверждены  мероприятия,  рекомендуемые  к  проведению  ОМС  по  подготовке  к  весеннему 

половодью 2016 года; 

утвержден состав оперативной группы по безаварийному пропуску половодья; 
рассмотрены  вопросы  о  мерах  по  жизнеобеспечению  населения,  проживающего  в  отрезае-

мых  паводковыми  водами  от  традиционных  путей  сообщения  населенных  пунктах  (обеспечение 
населения питьевой водой и водой для технических нужд, продуктами питания, предметами первой 
необходимости, медикаментами); 

рассмотрены вопросы по безаварийному пропуску половодья на гидротехнических сооруже-

ниях области. 

В течение всего периода прохождения половодья в муниципальных образованиях, подверг-

шихся  подтоплению,  работали  оперативные группы местных гарнизонов  пожарной охраны и ад-
министраций муниципальных образований. Органы ОИВ, ТО ФОИВ оказывали всю необходимую 
помощь ОМС. 

На  основании  указанных  рекомендаций  ТО  ФОИВ,  ОИВ,  ОМС  и  организациями  области 

была проведена следующая работа: 

в населенные пункты, отрезаемые половодьем от традиционных путей сообщения, были за-

везены необходимые продукты питания и медикаменты. Предусмотрено медицинское обслужива-
ние  населения  групп  риска  (беременных  женщин,  престарелых  граждан  и  лиц  с  ограниченными 
возможностями).  В  Верхнекамском,  Зуевском,  Белохолуницком  и  Кирово-Чепецком,  Афанасьев-
ском  районах  своевременно  проведена  работа  по  снятию  (демонтажу)  понтонных  переправ,  что 
позволило обеспечить их  сохранность и не допустить длительного  нарушения жизнеобеспечения 
населения; 

на случай подтопления  населенных пунктов проработаны вопросы  эвакуации населения из 

зон возможного подтопления. Определены места размещения пострадавшего населения, для этого 
спланировано к развертыванию 62 пункта временного размещения населения (далее – ПВР); 

проведен  комплекс  мероприятий  по  расчистке  мостов  и  водопропускных  сооружений  ото 

льда и снега, особое внимание обращено на малые реки; 

проведена  проверка  состояния  объектов  водоснабжения  и  канализационных  сооружений, 

расположенных в зонах затопления. До владельцев водоснабжающих организаций доведены реко-
мендации о необходимости проведения производственного лабораторного контроля качества пить-
евой воды в полном объеме, увеличения кратности лабораторных исследований на подтопленных 
территориях, принятия мер по обеззараживанию питьевой воды незамедлительно после получения 
неудовлетворительных исследований по микробиологическим показателям; 

приняты  меры по обеспечению безопасной  эксплуатации ГТС: заблаговременно  проведено 

понижение уровней воды в водохранилищах, опробованы подъемные механизмы, затворы на водо-
сбросах, организовано дежурство и усилен контроль за функционированием ГТС в период макси-
мального  паводка; 

в Яранском, Арбажском, Слободском районах и муниципальном образовании «Город Киров» 

проведена работа по обеспечению готовности  бесхозяйных ГТС, попадающих под действие Феде-

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

108

 

 

рального Закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», за ГТС 
закреплены  ответственные  должностные  лица,  произведен  сброс  воды  с  аварийных  ГТС.  В  2016 
году продолжилась работа по принятию в собственность бесхозяйных ГТС с целью дальнейшего 
привлечения финансовых средств на текущий и капитальный ремонт;  

организован контроль состояния семи бесхозяйных ГТС; в соответствии с графиком прове-

дения обследования готовности ГТС к пропуску половодья 2016 года, представителями админист-
рации  Правительства  Кировской  области,  ГУ  МЧС  России  по  Кировской  области,  Западно-
Уральского  управления  Федеральной  службы  по  экологическому,  технологическому  и  атомному 
надзору (далее – Управление Ростехнадзора), отдела водных ресурсов Камского бассейного водно-
го управления проведена проверка ГТС в Омутнинском, Верхнекамском, Белохолуницком и Нем-
ском районах. В ходе мероприятий проверялось практическое состояние сооружений, подъѐмные 
механизмы  затворов  водоспусков,  готовность  обслуживающего  персонала.  Установлено,  что  все 
проверенные ГТС к пропуску талых вод готовы. 

При подготовке к пропуску талых вод в 2016 году была проведена большая работа ОИВ Ки-

ровской  области,  ОМС  и  организациями  с  целью  уменьшения  ущерба  инфраструктуре,  а  также 
создания условий для жизнеобеспечения населения в затапливаемой зоне. 

Последствия половодья 2016 года. 
В результате подъема уровней воды на реках области на срок от 2 до 30 суток были затопле-

ны 1086 придомовых территорий и домов с населением около 5300 человек в 23 муниципальных 
образованиях Кировской области. В пункты временного размещения были эвакуированы 77 чело-
век. 

Зафиксировано повреждение 2 мостов, 8 дамб, 6 участков дорог и 1 трубопереезда, в резуль-

тате чего было нарушено транспортное сообщение с 24 населенными пунктами области с населе-
нием  около 5300 человек.  В  целях  поддержания  нормального  жизнеобеспечения  пострадавшего 
населения была организована доставка продуктов питания, медикаментов и предметов первой не-
обходимости. В целях обеспечения пожарной безопасности было организовано дежурство пожар-
ных расчетов.  

Анализ прохождения половодья 2016 года. 
Долгосрочные  прогнозы  (Кировский  ЦГМС)  максимальных  уровней  оправдались  следую-

щим образом: 

 

Таблица 4.2.1

 

Долгосрочные прогнозы максимальных уровней 

 

Река 

Пункт 

Максимальный 

уровень в 2015 

году, см 

Интервал ожидаемых 

значений в 2016 году, 

см 

Фактический  

максимальный 

уровень  

в 2016 году, см 

Вятка 

Красноглинье 

649 

620–770 

662 

Вятка 

Нагорск 

743 

760–890 

830 

Вятка 

Слободской 

442 

470–640 

559 

Вятка 

Киров 

398 

470–600 

593 

Вятка 

Котельнич* 

525 

580–730 

742 

Вятка 

Аркуль 

576 

600–770 

733 

Вятка 

В.Поляны 

606 

660–810 

808 

Чепца 

Целоусы 

647 

770–880 

876 

Молома 

Спасское 

508 

560–670 

580 

Кильмезь 

Вичмарь 

750 

800–990 

898 

* – прогноз уровней не оправдался 
 
Прогноз ожидаемых уровней воды на реках области, представленный Кировским ЦГМС 

оправдался на 90%. 

В  период  половодья  2016  года  уровни  реки  Вятки  на  территории  Кировской  области 

в среднем превысили норму на 0,9−1,5 м, на остальных реках области уровни воды составили 
от 0,4 до 1,3 м выше нормы. 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования

 

109

 

 

За период прохождения половодья зарегистрированы 14 ЧС. 
В  связи  с  особенностью  водных  объектов,  расположенных  на  территории  Кировской 

области (малые глубины) в период подготовки и прохождения весеннего половодья взрывные 
работы на водоемах, пропилка и зачернение льда не проводились. 

Сведений  о  характере  превалирующих  опасностей  на  объектах  экономики,  сельского 

хозяйства  и  объектах  их  инфраструктуры  при  воздействии  на  них  землетрясений  и  лавин  не 
имеется  ввиду  отсутствия  данного  вида  природных  опасностей  на  территории  Кировской  об-
ласти. 

 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды  

и природопользования 

 

В  2016  году  министерством  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  проведена 

значительная работа по правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и при-
родопользования, приведению нормативных правовых актов Кировской области в соответствие 
с федеральным законодательством.  

Министерство  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  принимало участие  в  со-

вершенствовании  федерального  законодательства  в  рамках  предоставленных  Конституцией 
Российской Федерации полномочий. В 2016 году рассмотрено более 20 проектов нормативных 
правовых актов, в том числе изменений и дополнений в них. По результатам рассмотрения со-
ставлены  отзывы,  содержащие  замечания  и  предложения,  которые  впоследствии  направлены 
в соответствующие комитеты Государственной Думы, ответственные за их разработку. 

Система специально уполномоченных государственных органов в области охраны окру-

жающей среды и природопользования, действующих на территории Кировской области в 2016 
году,  включает:  министерство  охраны  окружающей  среды  Кировской  области,  министерство 
лесного  хозяйства  Кировской  области,  министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия 
Кировской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 
(Росприроднадзора)  по  Кировской  области,  Отдел  геологии  и  лицензирования  по  Кировской 
области  (Кировнедра)  департамента  по  недропользованию  по  Приволжскому  федеральному 
округу (Приволжскнедра), Отдел водных ресурсов по Кировской области Федерального агент-
ства водных ресурсов Камского бассейнового водного управления, Управление  Федерального 
агентства кадастра объектов недвижимости по Кировской области, Территориальное управле-
ние Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-
века  по  Кировской  области,  Управление  Федеральной  службы  по  ветеринарному 
и фитосанитарному надзору по Кировской области, Центр по гидрометеорологии и мониторин-
гу окружающей среды Кировской области, Кировское областное государственное казенное уч-
реждение «Кировский областной центр охраны и использования животного мира», Кировское 
областное государственное бюджетное учреждение «Кировский областной центр охраны окру-
жающей среды и природопользования», Кировское областное государственное бюджетное уч-
реждение «Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природополь-
зования» и др. 

В течение 2016 года министерством охраны окружающей среды Кировской области под-

готовлены проекты более 55 правовых актов на уровне области по курируемым направлениям 
деятельности:  

Постановления Правительства Кировской области: 
1.

 

От  19.01.2016  №  79/16  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

2.

 

От  29.01.2016  №  81/28  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 13.10.2010 № 73/504». 

3.

 

От  03.02.2016  №  82/41  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 02.06.2015 № 41/289». 

4.

 

От  03.02.2016  №  82/48  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 25.10.2012 № 176/655». 

5.

 

От  16.02.2016  №  85/72  «О  внесении  изменений  в  некоторые  нормативные  правовые 

акты Кировской области». 

 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования

 

110

 

 

6.

 

От  16.02.2016  №  85/90  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 14.02.2006 № 53/20». 

7.

 

От 25.02.2016 № 86/116 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 18.09.2012 № 171/541». 

8.

 

От 10.03.2016 № 88/148 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 04.03.2003 № 37/57». 

9.

 

От 16.03.2016 № 89/156 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 18.09.2012 № 171/540». 

10.

 

От 16.03.2016 № 89/161 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.04.2002 № 15/149». 

11.

 

От 16.03.2016 № 89/162 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.04.2013 № 205/211». 

12.

 

От 11.04.2016 № 93/185 «О внесении изменения в постановление Правительства Ки-

ровской области от 27.12.2011 № 134/717». 

13.

 

От 11.04.2016 № 93/191 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.07.2012 № 162/416». 

14.

 

От 13.04.2016 № 94/209 «О внесении изменений в некоторые постановления Прави-

тельства Кировской области». 

15.

 

От 13.04.2016 № 94/210 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 28.12.2012 № 189/868». 

16.

 

От 13.04.2016 № 94/234 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной функции 
по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны 
водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государствен-
ному надзору». 

17.

 

От 13.04.2016 № 94/235 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной функции 
по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования 
особо охраняемых природных территорий регионального значения». 

18.

 

От 13.04.2016 № 94/236 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной функции 
по осуществлению государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объ-
ектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному эко-
логическому надзору». 

19.

 

От 13.04.2016 № 94/237 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной функции 
по  осуществлению  регионального  государственного  надзора  за  геологическим  изучением,  ра-
циональным  использованием  и  охраной  участков  недр  в  отношении  участков  недр  местного 
значения». 

20.

 

От 13.04.2016 № 94/238 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния министерством охраны окружающей среды Кировской области государственной функции 
по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хо-
зяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологичес-
кому надзору». 

21.

 

От 21.04.2016 № 95/261 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 27.08.2010 № 66/425». 

22.

 

От 21.04.2016 № 95/264 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.02.2006 № 53/20». 

23.

 

От 21.04.2016 № 95/265 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 08.08.2014 № 274/530». 

24.

 

От 04.05.2016 № 97/283 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 24.08.2015 № 56/535». 

25.

 

От  10.05.2016  №  98/290  «О  заключении  соглашений  о  взаимодействии  в  сфере  со-

хранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания». 

26.

 

От  19.05.2016  №  101/312  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 14.01.2014 № 243/4». 

 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования

 

111

 

 

27.

 

От 30.05.2016 № 103/332 «О признании утратившими силу некоторых постановлений 

Правительства Кировской области». 

28.

 

От  21.06.2016  №  106/351  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 20.03.2012 № 144/142». 

29.

 

От 27.06.2016 № 108/369  «Об определении границ рыбоводных участков в админи-

стративно-территориальных единицах Кировской области». 

30.

 

От  27.06.2016  № 108/370  «О  внесении  изменения  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 25.10.2012 № 176/646». 

31.

 

От  08.07.2016  №  110/416  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 12.02.2013 № 195/67». 

32.

 

От  19.07.2016  №  112/432  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 25.10.2012 № 176/655». 

33.

 

От  19.07.2016  №  112/442  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 18.06.2013 № 213/348». 

34.

 

От  19.07.2016  №  112/442  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства 

Кировской области от 18.06.2013 № 213/348». 

35.

 

От 10.11.2016 № 26/180 «О признании утратившим силу постановления Правитель-

ства Кировской области от 21.09.2015 № 61/621». 

36.

 

От 10.11.2016 № 26/181 «О внесении изменения в постановление Правительства Ки-

ровской области от 17.11.2015 № 70/755». 

37.

 

От 06.12.2016 № 32/222 «О признании утратившим силу постановления Правитель-

ства Кировской области от 28.11.2012 № 183/717». 

38.

 

От 09.12.2016 № 33/253 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.07.2012 № 162/416». 

39.

 

От 20.12.2016 № 34/266 «О признании утратившими силу некоторых постановлений 

Правительства Кировской области». 

40.

 

От 26.12.2016 № 35/278 «О признании утратившими силу некоторых постановлений 

Правительства Кировской области». 

41.

 

От 26.12.2016 № 35/284 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 29.01.2014 № 245/49». 

42.

 

От 29.12.2016 № 36/314 «О внесении изменения в постановление Правительства Ки-

ровской области от 05.10.2009 № 26/346». 

Распоряжения Правительства Кировской области: 
1.

 

От 20.02.2016 № 31 «О внесении изменений в распоряжение Правительства Кировской 

области от 19.11.2007 № 505». 

2.

 

От  11.04.2016  №  86  «Об  уполномоченном  органе  по  заключению  договоров  на  пре-

доставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного ми-
ра, отнесенными к объектам охоты». 

3.

 

От 14.04.2016 № 92 «О весенне-нерестовом периоде 2016 года». 

4.

 

От  19.05.2016  №  149  «О  подготовке  и  проведении  в  Кировской  области  Года  эколо-

гии». 

5.

 

От 23.05.2016 № 156 «О внесении изменения в распоряжение администрации Киров-

ской области от 28.04.94 № 397». 

6.

 

От  21.06.2016  №  178  «О  внесении  изменений  в  распоряжение  Правительства  Киров-

ской области от 01.09.2015 № 341». 

7.

 

От 27.06.2016 № 190 «Об организаторе конкурса на право заключения договора о пре-

доставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства». 

8.

 

От  28.11.2016  №  109  «О  внесении  изменений  в  распоряжение  Правительства  Киров-

ской области от 16.12.2015 № 487». 

Указы Губернатора Кировской области: 
1.

 

от 11.04.2016 № 87 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области от 

14.12.2012 № 160». 

2.

 

От 22.04.2016 № 113 «О внесении изменения в Указ Губернатора Кировской области 

от 14.12.2012 № 160». 

3.

 

От 05.05.2016 № 120 «О внесении изменений в Указы Губернатора Кировской области 

от 12.09.2012 № 111 и от 04.09.2012 № 109». 

4.3. Экономическое регулирование прирдопользования 

112

 

 

4.

 

От 20.07.2016 № 203 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их 

добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2016–2017 годов». 

5.

 

От 29.12.2016 № 135 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области 

от 04.09.2012 № 109». 

Распоряжение Председателя Правительства Кировской области от 26.02.2016 № 23-пр «О 

внесении  изменений  в  распоряжение  Председателя  Правительства  Кировской  области  от 
16.06.2015 № 83-пр». 

Также в 2016 году подготовлены и приняты более 20 распоряжений министерства охраны 

окружающей среды Кировской области. 

 

4.3. Экономическое регулирование 

 

приподопользования

 

 

4.3.1. Плата за пользование природными ресурсами, ее размеры и структура 

 
По данным УФНС России по Кировской области, Управления Росприроднадзора по Ки-

ровской  области,  министерства  лесного  хозяйства  Кировской  области,  министерства  охраны 
окружающей  среды  Кировской  области  в  2016  году  в  бюджеты  всех  уровней  поступило 
1 330 019,5 тыс. руб. платежей за пользование природными ресурсами. В целом объем поступ-
ления платежей за пользование природными ресурсами в 2016 году в сравнении с 2015 годом 
уменьшился  на 119 426,0 тыс. руб. и  составил  91,8%.  Снижение  доходов  к  уровню  2015  года 
произошло по плате за использование лесов на 8,9%, по водному налогу – на 6,7%, по земель-
ному налогу – на 4,3%, по плате за негативное воздействие на окружающую среду – на 31,8%, 
по  плате  за  проведение  государственной  экологической  экспертизы  –  на  71,3%,  по  государ-
ственной  пошлине  за  выдачу  разрешения  на  выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ 
в атмосферный воздух – на 0,3%. 

При этом обеспечен рост на 10,4% по плате за пользование водными объектами, по нало-

гу на добычу полезных ископаемых – на 2,3%, по плате за пользование недрами – на 6,9%, по

 

сбору за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 
– на 16,7%. С 2016 года взимается в бюджет государственная пошлина за выдачу исполнитель-
ными  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  документа  об  ут-
верждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их раз-
мещение, а также за переоформление и выдачу дубликата указанного документа, объем посту-
плений составил 290,2 тыс. руб. 

Объемы  и  структура  поступления  платежей  за  пользование  природными  ресурсами 

в 2016 году приведены в таблице 4.3.1. 

 

Таблица 4.3.1

 

Объемы и структура поступления платежей за пользование 

природными ресурсами Кировской области в 2016 году (тыс. руб.) 

 

Виды налогов 

Всего,  

2015 год 

Всего, 

2016 год 

в том числе в бюджет 

в % к 

2015 г. 

федеральный  областной  местный 

Плата за использование 
лесов  

824 836,0 

751886,8 

418519,9 

333366,9 

– 

91,1 

Водный налог  

10 982,0 

10247,0 

10247,0 

– 

– 

93,3 

Плата за пользование 
водными объектами 

38 784,7 

42811,7 

42811,7 

– 

– 

110,4 

Земельный налог 

380 456,0 

364033,0 

– 

– 

364033,0 

95,7 

Платежи за негативное 
воздействие на окружаю-
щую среду 

110 123,4 

75076,2 

3753,8 

30030,5 

41291,9 

68,2 

Налог на добычу полез-
ных ископаемых  

71 098,0 

72708,0 

37490,0 

35218,0 

– 

102,3 

4.3. Экономическое регулирование прирдопользования 

113

 

 

Продолжение таблицы

 4.3.1

 

Плата за пользование не-
драми 

4 317,9 

4616,7 

 

4616,7 

– 

106,9 

Плата за проведение госу-
дарственной экологичес-
кой экспертизы 

2 059,0 

591,0 

282,2 

308,8 

– 

28,7 

Сбор за пользование объ-
ектами животного мира и 
объектами водных биоло-
гических ресурсов 

5 314,0 

6201,0 

2,0 

6199,0 

– 

116,7 

Государственная пошлина 
за выдачу разрешения на 
выброс вредных (загряз-
няющих) веществ в атмо-
сферный воздух  

1 474,5 

1470,0 

661,5 

808,5 

– 

99,7 

Государственная пошлина 
за выдачу документа об 
утверждении нормативов 
образования отходов про-
изводства и потребления 
и лимитов на их размеще-
ние, а также за пере-
оформление и выдачу 
дубликата указанного до-
кумента 

0,00 

378,1 

87,9 

290,2 

– 

– 

ИТОГО

 

1449445,50  1330019,5 

513856,0 

410838,6  405324,9 

91,8 

 
В  соответствии  с  бюджетным  законодательством  в  2016  году  действовали  следующие 

нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов: 

− плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части мини-

мального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи 
лесных  насаждений,  а  также  платы  за  использование  лесов,  расположенных  на  землях  иных 
категорий,  находящихся  в  федеральной  собственности  по  нормативу  100%  в  федеральный 
бюджет; 

− плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, пре-

вышающей  минимальный  размер  арендной  платы  и  минимальный  размер  платы  по  договору 
купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для 
собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных ка-
тегорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, по нормативу 100% 
в областной бюджет; 

– плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципаль-

ной собственности, по нормативу 100% в местный бюджет; 

− водный налог по нормативу 100% в федеральный бюджет;  
− плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 

по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

–  плата  за  пользование  водными  объектами,  находящимися  в  собственности  субъекта 

Российской Федерации, по нормативу 100% в областной бюджет; 

− земельный налог по нормативу 100% в местный бюджет;  
−  платежи  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  по  нормативу  5%  в  феде-

ральный бюджет, 40% в областной бюджет и 55% в местный бюджет; 

− налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением 

газа горючего природного) по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

−  налог  на  добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых  по  нормативу  100% 

в областной бюджет; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..