Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 6 7 8 9 ..
этим требованиям. Такой ребенок в течение всей жизни будет теряться при необходимости действовать, посколь ку чувство постоянной неудовлетворенности родителей закрепляет в нем ощущение неудач. При первой же воз можности он пытается уклониться от выполнения стоя щей перед ним задачи, поскольку боится потерпеть не удачу, и тем самым поведение этого человека приобре тает характерные черты тревожности личности. В психологии принято различать по этому признаку два типа личности: человек, ориентированный на избежание неудачи, и человек, ориентированный на достижение ус пеха. Нетрудно увидеть, что существует глубокое разли чие между этими двумя позициями: в одном случае человек приступает к решению задачи с мыслью о том, «как бы не потерпеть неудачу», а во втором — «я хочу успешно справиться с заданием». Таким образом, чело века первого типа собственно успех не интересует, но не зависимо от этого он может быть очень способным. Спра ведливо и обратное: ориентация на успех может быть свойственна и людям не очень высокого интеллектуаль ного уровня, которые всегда приступают к решению за дач в надежде на конечный успех, и это как бы придает им дополнительные силы. Каким вырастет ребенок, ориентированным на избе жание неудачи или же ему будет свойственна ориента ция на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители, считающие своих детей гени альными, склонны предъявлять к ним завышенные тре бования. Нередко в них отражается и неудовлетворен ность родителей собственными успехами. В большинстве случаев, к сожалению, родители тревожных детей и сами относятся к подобному типу. Вследствие неудовлетво ренности самим собой кто-то из таких родителей стара ется «затолкать» в своего ребенка все то, что ему само му не удалось, или они думают, что не получилось или не сложилось. В результате иной ребенок может быть подготовлен к тому, что в школе его ждет головокружи тельная карьера. Но вот переступает ребенок порог шко лы, и вдруг и ему самому, и его родителям приходится убеждаться в том, что он хотя и не глупее других, но вместе с тем ни в чем их не превосходит. В конечном сче те средние успехи воспринимаются и ребенком, и роди телями как полное фиаско. Ребенок оказывается не способным соответствовать требованиям родите лей. 117 |