Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 5 6 7 8 ..
ей УК. Таким образом, может иметь место и некоторое несоответствие между нравственным сознанием и нрав ственным поведением, именно поэтому их нужно рассмат ривать отдельно. Из приведенного примера видно, что мораль включает в себя и такую область, как право, но она гораздо шире, так как к сфере морального поведения относятся не только действия, противоречащие правовым нормам данного общества, но и приспособление (или, на оборот, несогласие) к таким общественным ценностям, которые не относятся к правовым вопросам. Рассмотрим сначала нравственное поведение. Приня то говорить, что существует два основных критерия нрав ственного поведения. Один из них — способность проти востоять искушению, придерживаясь при этом опреде ленного морального принципа, а второй — чувство вины после проступка. Примерно к 9—10 годам ребенок должен быть способен противостоять довольно сильному иску шению даже в отсутствие лица, следящего за соблюде нием правил. Большое значение этого момента становит ся понятным, если вспомнить, как часто бывает так, что в присутствии родителей ребенок придерживается установ ленных правил, но, как только родители оставляют его одного, в тот же момент 2—3-летний ребенок как бы за бывает обо всех правилах и тут же нарушает их. Представляется очевидным, что процесс формирова ния и развития нравственного поведения протекает стро го определенным образом и в результате этого процесса к 9—10 годам ребенок должен приобрести нечто такое, чего не имел непосредственно после рождения. При этом мы исходим из того, что нравственное поведение не име ет под собой наследственной основы и что важнейшие моральные принципы данного общества должны накла дывать довольно сильный отпечаток на поведение 9— 10-летнего ребенка. Можно добавить, что если этого не происходит, то у нас есть все основания на очень плохой прогноз относительно нравственной стороны поведения этого человека в будущем. Еще и сегодня в психологии сказывается учение Фрей да об основах нравственного поведения. Ввиду того что довольно часто отдельные понятия фрейдовского учения толкуются не совсем верно, целесообразно кратко рас смотреть его сущность. Основой теории Фрейда является так называемая идентификация, отождествление ребен ка со взрослыми, с родителями. В отношении морали он описывает две формы отождествления, одна из которых 101 |