Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 3 4 5 6 ..
игры; В подобном случае мы можем уловить момент пе рехода от одной игровой формы к другой. Эта игра пре вратится в чисто символическую, если ребенок положит голову не на подушку, а на другой предмет, который в этом случае становится символом подушки. В возрасте 10 месяцев ребенок еще не умеет мыслить образами, поэтому его игры пока лишены такого элемента услов ности. Таким образом, для символических игр характерны два обязательных условия. Одно из них состоит в симу ляции, убеждении партнеров по игре в том, что ребенок что-то делает, или в том, что у него есть нечто, чего в действительности нет. Второе условие — наличие симво ла. Между этими двумя условиями существует очевидная взаимосвязь: поиграть во что-то чем-то. Это и есть ти пичная символическая игра. Поскольку ребенок начинает мыслить образами при мерно с 1,5-—2 лет, естественно, что символические игры появляются именно в этом возрасте. Переход от функцио нальных игр к символическим происходит, и в конце кон цов ребенок начинает играть в типично символические игры/Например, увидев на столе спичечный коробок, он говорит: «Это кораблик, он плавает по морю» — и начи ная с этого момента играет с коробком так, будто это на стоящий корабль. С научной точки зрения этот вопрос представляет очень большой интерес, потому что с этого момента с иг рой связано не только удовольствие от одной лишь функциональной деятельности, но в игре появляется уже и элемент приспособления, хотя игровой компонент все же доминирует. Этот новый элемент формируется следу ющим образом. В сознании ребенка существуют отдель но образы корабля и спичечного коробка. Увидев коро бок, он совершенно произвольно мысленно связывает его не с образом спичечного коробка, а с кораблем. Такая связь и лежит в основе символической, условной игры. В дальнейшем ребенок уже обращается с коробком так, будто это настоящий корабль (условие «как будто» яв ляется вторым необходимым элементом игры). В связи с символическими играми и вообще процессом развития игровой деятельности необходимо вновь вер нуться к вопросу о равновесии между ассимиляцией и аккомодацией, который был затронут при рассмотрении процесса развития мышления. Ассимиляцией мы называ ли прямое усвоение практического опыта, а если это 69 |