Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 2 3 4 5 ..
заключается все же в том, что 11—12-летний ребенок уже обладает способностью мысленно отойти от кон кретной ситуации, строить гипотезы и устанавливать об щие, справедливые для определенных условий законо мерности. Совсем не случайно дети начинают спорить после 10 лет. До этого они редко вступают в дискуссии, по скольку у них еще не развита способность задумываться над тем, можно ли это сделать иначе. Конфликты между родителями и детьми-подростками нередко прямо связа ны с процессом развития мышления. Когда ребенок в процессе естественного развития начинает задумываться, «можно ли иначе?», он задается этим вопросом постоян но, применяя его и к взаимоотношениям с родителями, даже если эти отношения ничем не омрачены. «Доходят» до этого дети с 12—14 лет. Раньше подобного не проис ходит, поскольку,сказывается ограничение, обусловлен ное конкретностью мышления, и ребенку просто не при ходит в голову: что-то может быть и не так, как есть на самом деле. Как нам кажется, родителям не мешало бы знать об этом, может быть, тогда им будет легче понять и некоторые, не особенно приятные черты поведения под ростков. Рассмотрим в заключение мотивационную основу развития мышления. Пиаже считал, что она заключается в привлекательности действия, существующей до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие между ас симиляцией и аккомодацией. Когда 2—3-летние мальчик или девочка разбирают игрушку на части, ими руководит отнюдь не страсть к разрушению, а любознательность. Их побуждает к это му такое же всепоглощающее любопытство, которое дви жет выдающимися учеными, отважными первооткрывате лями, и, пожалуй, важнейшей особенностью этой врож денной претензии на компетентность, неутомимой жажды знаний является то, что она не требует никаких внешних поощрений, поскольку успех познания уже несет в себе награду. (Ученый никогда не работает ради Нобелевской премии, более того, можно сказать, что им в первую оче редь движет не забота о благе человечества, а, прежде всего, жажда победы над неизвестностью, стремление к познанию.) К сожалению, привнесением фактора внешних поощ рений (не имеющих никакой естественной связи с дея тельностью ребенка) мы «избавляем» его от этого врож- 53 |