Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
(в 3-месячном возрасте). Само собой разумеется, что слепой ребенок не мог бы научиться улыбаться и пере водить глаза в определенном направлении, поскольку при этом он не получает никаких визуальных впечатле ний. По всей вероятности, поведением ребенка в данном случае руководит генетическая программа, направленная на удержание, «сохранение» матери рядом с собой. Есть ли доказательства того, что и здесь мы имеем дело с яв лением запечатления? К таковым, прежде всего, следует отнести то обстоя тельство, что в мире животных запечатление обладает одной специфической, интересной и закономерно прояв ляющейся особенностью, заключающейся в том, что обоб щенное поведение постепенно переходит в специфическое. Это значит, что форма поведения, проявляющаяся ранее по отношению к кому угодно, позднее будет проявляться лишь в отношении единственного объекта. Достаточно вспомнить хотя бы реакцию следования у утят, которые в течение первых 26 часов жизни следуют за кем угодно и за чем угодно, а позднее — уже только за тем предме том, который вызывал у них эту реакцию. Такую же кар тину мы наблюдаем и при изучении роли улыбки в кон тактах между ребенком и матерью. Так, 3-месячный ребенок улыбается всем лицам, которые он видит над со бой. С 5—6-месячного возраста он улыбается уже только матери или отцу, а при виде незнакомых лиц может и расплакаться. Таким образом, тенденция к социализа ции, характерная для запечатления, наблюдается и здесь. Американский психолог Харлоу провел очень инте ресный эксперимент. Новорожденную обезьянку он от делял от матери и помещал в клетку, в которой были установлены два муляжа обезьян, один из которых был покрыт мягкой шерстью, а другой представлял собой го лый проволочный каркас. Первый муляж обычно называ ют шерстяной или матерчатой «матерью», а второй — про волочной. Маленькая макака ежедневно проводила по 17—18 часов на матерчатой модели, хотя бутылка с мо локом находилась на проволочной. Почему? Потому что матерчатая «мать» обеспечивала контактный комфорт, имеющий чрезвычайно большое значение в формирова нии чувства привязанности. Днем обезьянка приближа лась к проволочной модели/только проголодавшись, кор милась из бутылочки с соской и, утолив голод, немедлен но возвращалась к матерчатой «матери», забиралась на 21 |