Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 4 5 6 7 ..
хороших ребят, которым нужно принести подарок. Среди обычных высказываний родителей весьма часто фигури рует и формула: если будешь хорошо вести себя, полу чишь в день рождения то-то. Подарки не следует исполь зовать в определенных воспитательных целях, ведь пода рок должен служить тому, чтобы родители и дети радовались друг другу, именно это и призваны выражать подарки. Естественно, эти отношения взаимны, ребенок также делает подарки родителям независимо от того, «внесены» они в списки Деда Мороза как хорошие папа и мама или нет. Поощрение и в самом деле служит целям воспитания, но это средство может быть по-настоящему эффективным лишь при условии сознательного его применения, в том случае, если мы будем поддерживать в ребенке стимули рующее влияние ощущения собственного успеха и под креплять его своей радостью, чувством удовлетворения. Специфика взаимоотношений между родителями и ребен ком, его зависимое положение исключает возможность того, чтобы ощущение успеха воспринималось ребенком очень остро, если родители не будут сочувственно отно ситься к его действиям и не разделят с ним радости ус пеха. Социальное обучение Однако поощрение и наказание не только в прямой, не посредственной форме участвуют в формировании пове дения, их роль гораздо значительнее. Мы уже отмечали, что ребенок должен позаимствовать у взрослых, прежде всего у родителей, систему ценностей и норм, характер ных для данного общества, моральное сознание и даже образцы нравственного поведения. В этом процессе су щественная роль принадлежит идентификации. Как по казано современными исследованиями, в основе иденти фикации стоят, прежде всего, процессы подражания, в которых очень важную, хотя и скрытую, роль играют поощрение и наказание. Рассмотрим этот процесс под робнее. Первые элементы подражательного поведения про являются у детей в возрасте 7—8 месяцев. И хотя это подражание еще недостаточно развито и проявляется лишь иногда, оно уже обладает двумя очень важными особенностями. Одна из них заключается в том, что ре бенок не способен копировать новые для него формы по- 85 |