Алексиада (Анна Комнина) - часть 40

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  38  39  40  41   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 40

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

поводу содержатся в произведениях Феофилакта Болгарского (см. PG, 126, col. 268, 281; 
ср. Любарский, Мировоззрение..., стр. 172— 173). 

511

  Трибола  —  железный  шарик  с  четырьмя  острыми,  конической  формы  шипами 

или  просто  четыре  соединенных  между  собой  шипа.  Эти  шипы  были  так  расположены, 
что  при  любом  положении  триболы  три  из  них  упирались  в  землю,  а  четвертый  торчал 
острием  вверх.  Триболы  широко  применялись  против  конницы  противника  еще  в 
античную эпоху (см. Бобчева, Въоръжението..., стр. 67—68). 

512

 См. Исход, XX, 7: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя 

его напрасно». 

513

  Анна  рассказывает  о  двух  следовавших  друг  за  другом  сражениях  Алексея  с 

Боэмундом.  Первое  из  них  происходило  у  Янины,  второе  Анна  никак  не  локализует.  В 
западных источниках упоминается лишь об одной битве (см.: Ord. Vit., VII, 6; Guil. Ар., 
VI, 6—19; Malat., III, 38). Вильгельм Апулийский говорит о сражении у Янины, но имеет в 
виду вторую из описанных Анной битв, ибо повествует о применении Алексеем трибол. 
Впрочем  Вильгельм,  видимо,  знает  о  двух  сражениях,  так  как  сообщает,  что  Алексей 
отправился  в  Фессалонику  (см.  след.  прим.), «будучи  побежден  во  второй  битве» 
(«superatus Marte secundo» — Guil. Ар., V, 20). 

514

  Согласно  Вильгельму  Апулийскому (Guil. Ар., V, 20), Алексей  после  битвы 

отправился в Фессалонику. 

515

  По  мнению  Ф.  Шаландона (Chalandon, Essai...,  р. 64, n. 2), это  один  из 

предводителей  норманнского  войска  Рауль  Понтаус,  тот  самый  Рауль,  который  был 
послан Робертом в 1081 г. в Константинополь (см. Ал., I, 15, стр. 85). 

Г.  Руйяр,  принимающий  идентификацию  Ф.  Шаландона,  считает,  что  это  то  же 

лицо,  что  и  Πουντήσης,  который  упомя-{504}нут  в  грамоте  Алексея  от 1087 г.  как 
предатель  (Пунтес,  согласно  дальнейшему  сообщению  Анны,  перешел  на  сторону 
Алексея  и,  видимо,  предал  и  его.  См. Rouillard, Léon Képhaias, р. 449 sq.). Против 
идентификации  Ф.  Шаландона  выступает  Форс (Force, Les conseillers...,  р. 161).  Он 
указывает,  что  имя  Пунтес  скорее  образовано  от  названия  одного  из  нескольких 
итальянских городов, начинающихся на Ponte. 

516

  Обоими  Пологами  (τους  δύο  Πολόβους).  А.  Райффершайд (Reifferscheid, Annae 

Comnenae..., р. 15) предложил читать Πολόγους вм. Πολόβους; он считал, что речь идет о 
городах  у  истоков  р.  Вардар.  М.  Матье  (М. Mathieu, Guillaume de Pouille...,  р. 355) 
утверждает,  что  под  этим  названием  подразумевается  область (région) между  Битолем  и 
Скопле. Нам известен лишь один город Полог (см. Ζακυθηνοΰ, Μελέται..., σελ. 230). 

517

 Ариев — армянин, будущий заговорщик (Ал., VIII, 7, стр. 239—240). 

518

  Точное  местоположение  Соска  неизвестно.  И.  Дуйчев («Проучвания...»,  стр. 

146)  приводит  данные  средневековых  авторов  об  этом  городе,  но  не  учитывает 
свидетельства Анны. 

519

  М.  Ласкарис (Lascaris, Survivances...,  р. 6) в  документах XIV в.  монастыря 

Мавриотиссы, основанного Алексеем I, обнаружил упоминание το λεγατον τοΰ Σαρακηνοΰ. 
Эта  находка  заставляет  М. Ласкариса  вспомнить  «графа  по  прозвищу  Сарацин»  Анны 
Комниной. 

520

 «Белые церкви» (’Άσπραι ’Εκκλησίαι) находились, видимо, к западу от нижнего 

течения р. Вардар (Златарски, История..., II, стр. 175, бел. 3; Βρανούση, рец. на «Mathieu, 
Guillaume de Pouille...», σελ. 328). 

521

  ‛Ρεβόλδος  в F; ‛Ρικάλδος  в  С.  Дюканж (Ducange, In Alex, р. 520) предполагает, 

что это Ренальд Муска, упомянутый Вильгельмом Апулийским (Guil. Ар., II, 133). 

522

  Дюканж (Ducange, In Alex, p. 520) предполагает,  что  это — Вильгельм,  сын 

Ивона, упомянутый Вильгельмом Апулийским (Guil. Ар., III, 570). 

Анна Комнина «Алексиада» 

523

  Имеется  в  виду  принятый  на  Западе  способ  решения  спора  путем  «божьего 

суда».  Рыцарь,  на  которого  возводилось  какое-либо  обвинение,  должен  был  сразиться  с 
обвинителем или тем, кого обвинитель выставлял вместо себя. Считалось, что бог дарует 
победу правому. 

524

 Зима 1082/83 г. См. прим. 529. 

525

  Присутствие  турок  в  войске  Алексея  подтверждается  свидетельством 

Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., V, 70). {505} 

526

 Камир (Καμύρης). См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 148. 

527

 Анна имеет в виду г. Битоль — центр области Пелагония. 

528

  О  захвате  Боэмундом  этого  города  сообщает  и  Вильгельм  Апулийский (Guil. 

Ар., V, 25). О различных попытках идентифицировать это место см. М. Mathieu, Guillaume 
de Pouilie..., 
pp. 328, 354. Ср.  ′Βρανούση,  рец.  на «Mathieu, Guillaume de Pouille...»,  σελ. 
328. 

529

 23 апреля (1083 г.). Обращает на себя внимание противоречивость свидетельств 

Анны.  Только  что  писательница  сообщала:  Боэмунд  из  Кастории  направился  к  Лариссе 
(по-видимому,  поздней  осенью 1082 г.)  с  намерением  провести  там  зиму.  Ниже  она 
утверждает,  что  осада  Лариссы  продолжалась 6 месяцев.  Ф.  Шаландон (Chalandon, 
Essai..., р. 88, n. 6) предполагает, что войска Боэмунда осадили Лариссу осенью, а сам он 
появился у города лишь в апреле. П. Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 66) считает, 
что  Боэмунд  подошел  к  Лариссе 26 ноября 1082 г.,  т.  е.  в  осенний  Юрьев  день.  Но 
осенний Юрьев день, насколько нам известно, справлялся лишь на Руси с XI в. 

530

 Об осаде Лариссы и о сражении за этот  город рассказывают также Вильгельм 

Апулийский (Guil. Ар., V, 26—79) и Зонара (Zon., XVIII, 22). 

531

  Среди  афонских  актов  сохранились  четыре  грамоты  Алексея,  дарующие  или 

подтверждающие  дарение  Льву  Кефале  земельных  владений.  Лев  Кефала  носит  там 
титулы  вестарха,  примикирия,  проедра  и  катепана.  Грамотой,  помеченной 1090 г., 
Алексей закрепляет за детьми Кефалы владения их отца; следовательно, к этому времени 
Льва уже не было в живых. Интересно, что в грамоте 1086 г. имения жалуются Кефале как 
раз  за  оборону  Лариссы,  о  которой  рассказывает  Анна  (см. Rouillard, Léon Képhalas,  рр. 
444—450). 

532

  Большая  государственная  дорога  (η  δημοσία  λεωφόρα) — византийское 

название знаменитой Via Egnatia, соединявшей Диррахий с Константинополем. Однако в 
данном  случае  Анна  говорит  о  том,  что  Алексей  свернул  с  дороги,  достигнув  областей 
Лариссы.  Таким  образом,  Алексей  должен  был  покинуть  Эгнатиеву  дорогу  еще  у 
Фессалоники  или  у  Острова  (см.  карту).  Следовательно,  под  δημοσία  λεωφόρα  здесь 
подразумевается  дорога,  соединявшая  либо  Фессалонику  с  Лариссой,  либо  Остров  с 
Лариссой. 

533

  Влахи  —  романизованное  население  Дакии,  главным  образом  кочевые 

скотоводческие племена. Первые упоминания {506} о влахах на Балканском полуострове 
(Кекавменом,  автором  «Стратегикона»)  относятся  к XI в. (См. Jorga, Histoire des 
Roumains,
 р. 411 sq.). В 1066 г. влахи вместе с болгарами участвовали в восстании против 
византийского господства под руководством Никулицы Дельфина (Литаврин, Восстание 
болгар...,
 стр. 123 и сл.). 

Среди  исследователей  нет  единого  мнения  о  том,  что  понимают  византийские 

авторы под влахами — этническую группу или вообще кочевников. Судя по этому месту 
«Алексиады», где говорится о валашском селении, Анна имеет в виду этническую группу. 
Попытку идентифицировать Эзеву делает М. Дьони (Gyóni, Egy vlách..., р. 22 sq.).  

534

 Название реки в рукописях не читается.  

535

  Возможно,  имеется  в  виду  Никулица  Дельфин — могущественный  феодал 

Фессалии, предводитель восстания 1066 г. (Литаврин, Восстание болгар..., стр. 124 и сл.). 

Анна Комнина «Алексиада» 

536

  Приходится  признаться,  что  нам  не  удается  проследить  путь  Алексея,  ибо 

поныне не идентифицировано большинство названий, упоминаемых Анной. Ясно только, 
что в результате Алексей оказался западнее Лариссы у Трикал. 

537

  По-видимому,  имеется  в  виду  знаменитый  храм  св.  Димитрия  в  Фессалонике 

(см. прим. 251). 

538

  Об  участии  Никифора  Мелиссина  в  этом  походе  упоминает  также  Вильгельм 

Апулийский (Guil. Ар., V, 64). 

539

 См. прим. 104. 

540

  В  Ер.  содержится  также  следующий  рассказ: «Алексей  обрядил  своего  брата 

Адриана  в  императорские  одежды,  дал  ему  войско  и  приказал  стоять  против  войска 
Роберта.  Если  же  Роберт  ринется  в  бой,  Адриан  должен  был  повернуть  назад  и  тотчас 
обратиться  в  бегство.  Вот  что  приказал  Алексей  мнимому  императору.  Сам  же  он, 
двигаясь скрытыми путями, во главе остального войска подошел к лагерю франков, напал 
на  него,  разграбил  палатки  и  их  содержимое  и  совершил  много  убийств.  Когда  же 
Боэмунд набросился на мнимого императора, Адриан и его войско обратились в бегство и 
поскакали во весь опор. Варвар стал кичиться и хвастаться своей непобедимостью. В это 
время ему сообщили о том, что лагерь разорен, а находившиеся в нем воины убиты». Ср. 
аналогичные сообщения Зонары (Zon., XVIII, 22) и Глики (Clycas, IV, рр. 619—620). 

541

  Ликостомий  (Λυκοστόμιον) — вблизи  Лариссы,  упоминается  также 

Кантакузиным (Ducange, In Alex., p. 524). 

542

 Ливотанийское ущелье между Оссой и Олимпом. 

543

  Этого  Бриена  (Βρυέννιος)  Роберт,  отправляясь  в  Италию,  оставил  вместе  с 

Боэмундом  во  главе  норманнского  войска {507} (Guil. Ар., IV, 526—527; ср. Mathieu, 
Guillaume de Pouille..., p. 325). 

544

 Коннетабль (в греч. Κονοσταΰλος) — одна из высших придворных должностей в 

некоторых  западных  странах.  В XI— XII вв.  коннетабль  часто — главнокомандующий 
войском и первое лицо в государстве после короля. 

545

 Ср. Guil. Ар., V, 34—37: «Боэмунд с холма заметил немалое войско, он решил, 

что  там  находится  и  император.  Как  ястреб  на  жаворонков,  набросился  он  на  объятых 
страхом врагов и погнал их». 

546

 О том, как Алексей занял лагерь Боэмунда, повествует и Вильгельм Апулийский 

(Guil.  Ар., V, 45—49). Но  дальнейший  рассказ  Вильгельма  отличается  от  сообщений 
Анны.  По  словам  итальянского  поэта,  через  три  дня  византийцы  под  командованием 
Адриана  и  Мелиссина  попытались  атаковать  норманнов,  но  в  конце  концов  были 
вынуждены  бежать  от  них  под  защиту  стен  Лариссы.  Норманны,  однако,  не  смогли 
продолжить осаду Лариссы из-за нехватки продовольствия. 

547

  Знатные  западные  воины (milites — по  терминологии  западных  хронистов), 

воевавшие на коне, в XI и особенно в XII в. имели весьма тяжелое вооружение. Железная 
кольчуга  спускалась  до  колен,  ее  рукава  доходили  до  кистей  рук.  Массивный  шлем 
защищал голову, специальная кольчужная юбка закрывала ноги. Естественно, что рыцарь 
в таком вооружении, оставшись без коня, становился беспомощным (см. Smail, Crusading 
warfare.
.., р. 106). 

548

 Исход, XIII, 20—22. 

549

 Саламврия — древний Пеней, на котором стоит г. Ларисса. 

550

 Игра слов: название Λυκοστόμιον в переводе означает «волчья пасть». 

551

  Под  савроматами  Анна  имеет  в  виду  в  данном  случае  узов  (см. Moravcsik, 

Byzantinoturcica, II, S. 270). Узы  (в  русских  источниках — торки)  в  середине XI в. 
переселились из прикаспийских степей и достигли районов нижнего Дуная, а несколько 
позднее Фессалоники. Узы служили в византийском войске и принимали участие в битве 
при Манцикерте (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 90 ff.). 

Анна Комнина «Алексиада» 

552

  Протостратор  —  в XI—XII вв.  одна  из  высших  придворных  и  военных 

должностей. В военных походах протостраторы чаще всего командовали авангардом или 
кавалерийскими отрядами специального назначения (Stein, Untersuchungen..., S. 53 ff.). 

553

 Ил., III, 23. {508} 

554

 Имеется в виду племя узов, см. прим. 551. 

555

 Ил., VII, 238. 

556

  Ср. Guil. Ар., V, 75—76: «Разделив  войско,  Боэмунд  направился  в  Авлон 

достать  продовольствия (ad vitae usus), Бриен  двинулся  в  Касторию».  Ни  о  каких 
требованиях графов Боэмунда Вильгельм не сообщает. 

557

 Здесь Анна начинает рассказ об Иоанне Итале, богослове и философе, одной из 

интереснейших  фигур  в  Византии  второй  половины XI в.  Итал  оставил  после  себя 
большое  литературное  наследство (93 названия).  Написанное  им  издано  лишь  частично. 
Италу  посвящено  несколько  специальных  исследований  (библиографию  см. Beck, 
Kirche..., S. 542). Рассказ  Анны — главный  источник  для  реконструкции  биографии 
Итала. 

558

 Это

 

сообщение Анны позволяет примерно установить время рождения Итала. 

С  начала  Χ  в.  Сицилия  находилась  под  властью  арабов.  В 1042 г.  византийский 

полководец  Георгий  Маниак  (ср.  прим. 73) предпринял  попытку  отвоевать  Сицилию;  за 
короткий  срок  ему  удалось  отобрать  у  арабов  восточную  часть  острова,  включая 
Сиракузы  и  Мессину.  Однако  в  том  же 1042 г.,  когда  к  власти  пришел  Константин IX 
Мономах, Маниак получил отставку, и на его место был назначен другой военачальник. В 
ответ на это Маниак поднял восстание и провозгласил себя императором. В феврале 1043 
г.  он  переправился  к  Диррахию  и  вскоре  погиб  в  бою  с  императорскими  войсками  под 
Фессалоникой (см. Gay, ĽItalia méridionale..., р. 410 sq.). Во время этих событий Итал был 
еще мальчиком; следовательно, родился он в начале 30-х годов XI в. 

559

 Перевод терминов, касающихся науки и просвещения, представляет некоторую 

трудность.  Словом  «словесность»  мы  переводим  греч.  τέχνη  λογική.  Прилагательное 
λογικός  употребляется  Анной  в  разных  значениях.  Так,  говоря  о  προστάται  λογικων 
επιστημων  (в  нашем  переводе: «знатоки  словесных  наук»),  которые  выдумывают  новые 
наименования  ради  ясности  выражения (III, 4, стр. 123), Анна  безусловно  имеет  в  виду 
«главных по словесным наукам», т. е. филологов. В данном же случае, как это явствует из 
содержания  отрывка,  речь  идет  о  словесности  в  широком  смысле  слова,  включая  сюда 
риторику,  философию,  литературу,  т.  е.  о  примерном  круге  гуманитарных  наук, 
входивших в trivium. 

Другие  термины  из  области  науки  и  просвещения  переводятся  нами  чаще  всего 

следующим  образом:  παιδεία — «просвещение», «образование»;  παιδεία  λογική — 
«литературное  образование»;  λόγος — «наука»,  имеются  в  виду  гуманитарные {509} 
науки  (о  разнообразных  значениях  слова  λόγος  у  Анны  см. Buckler, Anna Comnena...,  р. 
170), φιλόλογος — «ученый», «просвещенный». 

560

 Василий II (976—1025). Ср. характеристику Василия у Пселла: «Он не обращал 

внимания на ученых и совершенно презирал эту категорию людей (я говорю об ученых)» 
(Psellos, Chronogr., Ι, p. 18). 

561

  О  покровительстве  Константина  Мономаха  ученым  рассказывает  М.  Пселл 

(Psellos, Chronogr., II, рр. 58—59; ср. Attal., р. 21). Впрочем Пселл, панегирист Мономаха, 
конечно,  значительно  преувеличивает  заслуги  императора.  Большой  материал  по  этому 
вопросу  можно  найти  также  в  одной  из  новелл  Константина  Мономаха (Salač,  Novella 
constitutio, 
р. 21 sq.; Ср. Hussey, Church and Learning..., p. 51 sq.). 

562

 Михаил Пселл (1018—1097) — знаменитый византийский писатель и философ. 

Пселл  получил  блестящее  образование,  великолепно  знал  античную  философию  и 
литературу. С 1041 г. Пселл занимал различные высокие должности в Константинополе, 

Анна Комнина «Алексиада» 

был секретарем и доверенным лицом нескольких сменявшихся на троне императоров. Он 
принимал  живейшее  участие  во  многих  придворных  интригах  и  добился  титулов 
ипертима  и  ипата  философов  (см.  прим. 573). Пселл  оставил  после  себя  большое  число 
произведений  риторических,  философских  и  исторических,  посвященных  самым 
разнообразным вопросам (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, Ss. 437— 441). 

563

  М.  Пселлу  принадлежат  три  трактата  о  халдейских  оракулах.  Два  из  них 

опубликованы  в PG, 122, col. 1123 sq., третий — у Kroll, De oraculis chaldaicis.  Под 
халдейской  премудростью  в  Византии  того  времени  понимались  всевозможные  гадания, 
астрология, магия, демонология и прочие «восточные науки». Пселл по отношению к ним 
занимает резко отрицательную позицию (Tatakis, La philosophie byzantine. р. 170 sq.). 

564

 О местонахождении этой церкви высказывались различные мнения. Интересно, 

что  Михаилу  Пселлу  принадлежит  эпиграмма  к  деве  Кириотиссе,  т.  е.  богоматери, 
почитавшейся в этом храме (Janin, La géographie..., рр. 201—203). 

565

  Мать  М.  Пселла,  Феодота,  действительно  сыграла  выдающуюся  роль  в 

воспитании  и  образовании  сына.  Сам  Пселл  рассказывает  в  «Панегирике  матери»,  как 
Феодоту посещали видения, по велению которых она настояла на обучении сына наукам 
(Безобразов, Михаил Пселл, стр. 1 и сл.). 

566

  Иоанн  Итал  учился  в  университете,  где  преподавал {510} Пселл  (Безобразов, 

Михаил Пселл, стр. 175 и сл.). О разногласиях между учителем и учеником мы узнаем и из 
речи  самого  Пселла  «К  лонгиварду  Италу,  побуждающему  к  быстрейшему  изучению 
наук» (Psellos, Opuscula,  рр. 164—166). Пселл  говорит  о  «нраве  латинянина», 
«нетерпеливости  южанина»  и  убеждает  Итала  в  необходимости  систематического  и 
последовательного  изучения  наук.  Личные  взаимоотношения  Итала  и  Псепла,  можно 
предполагать (помня и о том, что Итал занял после Пселла должность ипата философов; 
прим. 572, 573), были  достаточно  напряженными.  Что  же  касается  соотношения  их 
философских взглядов, то между ними было много общего: и Пселл и Итал — философы-
неоплатоники.  Правда,  в  философии  Итала  гораздо  больше  светских  элементов  (см. 
Tatakis, La philosophie byzantine, р. 214 sq.). 

567

  Так  мы  переводим  греческое...  σοφιστικας  συνείρων  ερεσχελίας  και  παν  εϊ  τι 

τοιοΰτον προτιθεις και αυθις υπέχων λόγον τοιουτότροπον. Это интересное сообщение Анны 
свидетельствует  о  том,  что  византийские  философы  того  времени  выступали  перед 
широкой народной аудиторией. 

568

  Итал  состоял  в  переписке  с  Михаилом  Дукой  и  его  братом  Андроником  (см. 

Stephanou,  Jean Italos...,  р. 17). О  дружеском  расположении  Михаила  Дуки  к  Италу 
свидетельствует  тот  факт,  что  император  не  пожелал  публичного  разбирательства  дела 
Итала,  когда  последний  был  впервые  обвинен  в  ереси (1076—1077). См.  Успенский, 
Делопроизводство..., стр. 38—39. 

569

  Пселл  был  тесно  связан  с  домом  Дук.  Он  принимал  активное  участие  в 

интригах,  благодаря  которым  императорская  власть  в 1059 г.  перешла  к  Константину 
Дуке.  Пселл  был  доверенным  лицом  Константина  и  воспитателем  его  сына,  будущего 
императора Михаила VII. Большую роль играл Пселл и при Михаиле. О близости Пселла 
к  Дукам  свидетельствуют  мемуары  философа,  а  также  его  письма  к  Дукам  (см. 
Безобразов, Михаил Пселл, стр. 95 и сл.). 

570

  Анна  имеет  в  виду  оккупацию  Италии  норманнами,  закончившуюся  в 1071 г. 

захватом г. Бари. 

571

  Имеется  в  виду  одна  из  нескольких  константинопольских  церквей  Сорока 

мучеников (Janin, La géographie..., рр. 498—502). 

572

  Пселл  постригся  в  монахи  и  удалился  в  монастырь  в 1055 г.,  после  смерти 

Константина  Мономаха.  Однако,  как  это  явствует  из  «Панегирика  матери»  и  некоторых 
других источников, Пселл продолжал заниматься преподавательской деятельностью (см. 

Анна Комнина «Алексиада» 

Безобразов, Михаил Пселл, стр. 49, {511} 122 и сл.). Анна говорит о том, что Итал сменил 
Пселла  в  должности  ипата  философов  (см.  след.  прим.),  излагая  события  времени 
Михаила VII Дуки. Видимо, тогда-то и произошла смена ипата философов. Анна просто 
не знает даты пострижения Пселла. 

573

  Ипат  философов  (ϋπατος  των  φιλοσόφων) — крупный  государственный 

чиновник,  ведавший  делами  высшего  образования  в  Византии,  возможно,  ректор 
Константинопольского  университета (Fuchs, Die höheren Schulen..., S. 50; Bréhier, Les 
institutions...,
 p. 50). 

574

  В  других  областях  словесности  он  не  имел  больших  дарований — προς  δε  τα`ς 

αλλας  τέχνας  των  λόγων  ου  πάνυ  τι  ευφυως  εΐχεν.  Под  τέχναι  των  λόγων  подразумеваются, 
по-видимому,  гуманитарные  науки,  входившие  в trivium (диалектика,  риторика, 
грамматика).  Итал  был  искушен  в  философии  (диалектике),  но  не  имел  знаний  в  двух 
остальных  τέχναι  των  λόγων,  т.  е.  риторике  и  грамматике.  О  невежестве  Итала  в 
грамматике и риторике говорит и Михаил Пселл (Psellos, Scripta minora, I, pp. 52—54). 

575

 Беззвучное произношение окончаний. Так мы переводим το εις ακρον αφωνον. У 

Б. Лейба — «очень плохое произношение». 

576

  В  оставшемся  неопубликованном  письме  к  Абасгу  Итал  защищается  от 

обвинений в плохом знании греческого языка (Ioannou, Die Definition des Seins..., S. 361, 
Anm. 4). 

577

 προκαθήμενος φιλοσοφίας απάσης, т. е. ипатом философов.  

578

 Прокл, Порфирий, Ямвлих — философы-неоплатоники.  

579

  τα`ς  ’Αριστοτέλους  τέχνας,  т.  е.  правила,  методы  Аристотеля.  Обращает  на  себя 

внимание,  что  Итал  выделяет  тех  же  философов,  что  и  Пселл (Psellos, Chronogr., II, р. 
136). 

580

  την  ως  οργάνου  παρεχομένην  χρείαν,  т.  е. «то,  что  может  быть  использовано  в 

качестве  орудия».  Имеются  в  виду  произведения  Аристотеля  о  логике,  собранные  под 
общим  названием  «Органон».  Об  интересе  византийских  ученых  к  этому  произведению 
Аристотеля свидетельствует одно из писем Пселла (Sathas Bibl. gr., V, р. 499. Ср. прим. 3). 

581

  Иоанн  Соломон — член  синклита,  позже  примкнул  к  заговору  Анемадов  (см. 

Ал., XII, 5, стр. 330). 

582

 ... καί  τινας  ’Ιασίτας  και  Σερβλίας  Дж.  Баклер  переводит: «...людей,  подобных 

Яситу  и  Сервлию».  Об  употреблении  множественного  числа  имен  собственных  в 
«Алексиаде» см. прим. 304. Ясит, возможно, муж Евдокии, сестры Анны (см. Zon., XVIII, 
22).  О  форме  имени  Ясита  и  о  семье  Яситов  см.: ’Αμάντος, ’Ιασίτης ...; Laurent, ’Ιασίτης 
(обе  работы  нам  известны  по  аннотациям  в  ΒΖ, 31, 1931, S. 423). Coxpa-{512}нилось 
письмо Пселла к куропалату Яситу (Psellos, Scripta minora, II, р. 7 sq.). Может быть, это 
дед ученика Итала. Сервлий — один из адресатов Феофилакта Болгарского (PG, 126, col. 
3211).  Любопытно  свидетельство  о  Сервлии  Хониата.  Обученный  Италом  в  языческом 
духе  (ελληνίζειν),  Сервлий  как-то  в  бурную  ночь  с  криком  «Прими  меня,  Посейдон» 
бросился в море (см. Tafel, Annae Comnenae supplementa ..., р. 3). 

583

  Никакой  науки  не  знают  досконально,  В  подлиннике  τεχνικο`ν  μηδέν  τι  κατα` 

’ακρίβειαν ειδότας. 

584

  Дико  кривляясь  —  так  мы  переводим  греческое  και`  μορίων  παραφόροις  τισι` 

μεταφόραις  (досл.: «сумасшедшими  переносами  членов»).  Под  μορίων  можно 
подразумевать также части речей учеников Итала и понимать эту фразу в другом смысле: 
«Они  изображали  из  себя  диалектиков  тем,  что  в  речи  употребляли  сумасшедшие 
переходы от одной части к другой». 

585

  Развивали  теории  —  προβαλλομένους  τα`ς  ι`δέας — может  быть,  следует 

переводить: «развивали теории об „идеях“»? 

Анна Комнина «Алексиада» 

586

  Максим  Исповедник (580—662) — один  из  наиболее  известных  богословов-

философов  христианского  Востока.  Максим  Исповедник  умер  мученической  смертью  и 
был причислен к лику святых. Его произведения опубликованы в PL, 90, 91 (Tatakis, La 
philosophie byzantine,
 pp. 73—90). 

587

  На  это  интереснейшее  свидетельство  Анны  биографы  Итала,  как  правило,  не 

обращают  внимания.  К  сожалению,  параллельные  источники  не  дают  материала  для 
комментирования сообщения писательницы. 

588

  Начиная  со  слов  «Если  где-нибудь...»  фраза  почти  целиком  заимствована  у 

Пселла (Psellos, Chronogr., Ι, р. 33). 

589

  Т.  е.  на  суд  синода.  Сохранилось  делопроизводство  суда  над  Италом  (см.: 

Успенский,  Делопроизводство...; Grumel, Les regestes...,  № 926, 927). В 
«Делопроизводстве»  датируется  суд  над  Италом  мартом—апрелем 1082 г.  Это 
противоречит хронологии Анны, следуя которой процесс надо было бы отнести к 1083 г. 
По  мнению  Дж.  Баклер (Buckler, Anna Comnena, р. 323), «Делопроизводство»  и  рассказ 
Анны  относятся  к  разным  процессам  над  Италом.  Вряд  ли  это  так,  ибо  «Алексиада»  и 
«Делопроизводство» содержат целый ряд сходных деталей (Hussey, Church and learning..., 
р. 93). Бек (Beck, Kirche..., S585), или следуя за Анной или просто по ошибке, датирует 
этот 

процесс 1083 г. 

Предпочтение, 

конечно, 

нужно 

отдать 

датировке 

«Делопроизводства». (Подробно о процессе см. Stephanou, Jean Italos..., р. 63 sq.). {513} 

О волнениях среди народа, якобы возмущенного деятельностью Итала, сообщается 

также и в «Делопроизводстве» (Успенский, Делопроизводство..., стр. 41). 

590

  Возможно,  отречение  Евстратия  Гариды  в  июле 1084 г. (см. Grumel, Les 

regestes..., № 937) было связано с его пристрастием к учению Итала. 

591

  Согласно  «Делопроизводству» (Успенский,  Делопроизводство...,  стр. 59—60), 

Алексею были представлены десять глав (κεφαλαία), из которых девять Итал должен был 
публично предать анафеме. 

592

 Т. е. учение Итала предается анафеме, но его имя при этом не называется. 

593

  В  части  Синодика,  посвященной  Италу, подвергаются  анафеме  «все  вводящие 

эллинские  мнения  о  душах  человеческих,  о  небе  и  земле  и  о  прочих  творениях,  то  есть 
принимающие  переселение  душ...» (Успенский,  Синодик...,  гл. 2—4) и  «проходящие 
эллинские  науки  и  усвоившие  платоновские  идеи» (там  же,  гл. 7—10). Что  касается 
отношения  Итала  к  иконопочитанию,  то  большой  материал  по  этому  поводу  дает 
делопроизводство  суда  над  Италом  (Успенский,  Делопроизводство...,  стр. 54 и  сл.;  ср. 
Успенский, Богословское и философское движение..., стр. 105—107). Никаких сведений о 
дальнейшей судьбе Итала нет. 

594

 См. Ал., V, 8, стр. 171. В дальнейшем речь идет о событиях осени 1083 г. 

595

  Крепость  —  по  гречески  κάστρον  (от  лат. castrum). Укрепления,  о  которых 

пишет  Анна,  были  воздвигнуты  еще  в  римскую  эпоху  и  сохранились  до  сих  пор  (см. 
’Ορλάνδος, Τα` βυζαντινα` μνημεία .. . σελ. 3). 

596

  Церковь  св.  Георгия  находилась  в  восточной  части  города  (см. ’Ορλάνδος,  Τα` 

βυζαντινα` μνημεία ..., σελ. 171— 172). 

597

  В  направлении  Авлона  (προ`ς  το`ν  Αυλωνα;  Б.  Лейб: «sur la route ďAvlona»). 

Вполне  вероятен  и  другой  перевод: «на  перешейке» (αυλών — «проход», «горло»,  здесь 
узкая часть  мыса,  вдающегося  в  озеро).  Видимо,  так  понимает  это  место  и  А.  Орландос 
(’Ορλάνδος, Τα` βυζαντινα` μνημεία ..., σελ. 3). 

598

  Манихейство  возникло  в  середине III в.  и  получило  название  по  имени 

основателя  секты  перса  Мани.  В  основе  учения  манихеев  лежали  дуалистические 
представления, согласно которым человек произошел в момент борьбы бога света и бога 
мрака  и  поэтому  объединяет  в  себе  два  начала:  доброе  и  злое.  На  формирование 
манихейства  большое  влияние  оказали  также  восточные  религии,  эллинистическая 

Анна Комнина «Алексиада» 

философия {514} и  особенно  гностицизм.  Манихейство  быстро  распространилось  на 
Востоке  и  в  Византии (V—VI вв.).  Гонениям  со  стороны  официальной  церкви  и 
государства  манихейство  подвергалось  с  самого  начала,  а  особенно  со  времени 
царствования императоров Юстина I и Юстиниана I (середина VI в.). 

Традиции  манихейства  нашли  продолжение  в  целом  ряде  еретических  сект  и 

учений  более  нового  времени,  в  частности  павликианстве.  Согласно  довольно 
распространенной  версии,  наименование  «павликиане»  произошло  от  имен  Павла  и 
Иоанна — сыновей манихейки Каллиники (см. Loos, Deux contributions..., pp. 202—208). 
Павликианство,  вначале  распространенное  в  Малой  Азии,  во  второй  половине VIII в. 
проникает на Балканский полуостров, особенно во Фракию. Новая группа павликиан была 
переселена  во  Фракию  в 972 г.  императором  Иоанном  Цимисхием  (см.  прим. 1469). 
Павликианство  носило  ярко  выраженный  антифеодальный  и  антицерковный  характер  и, 
как  и  манихейство,  преследовалось  церковью  и  государством.  Учения  павликиан  и 
манихеев  были  настолько  близки,  что  византийские  авторы,  как  правило,  не  делают 
различия  между  этими  сектами  (см.  Липшиц,  Павликианское  движение;  Юзбашян,  К 
истории  павликианского  движения  в  Византии;
 Runciman, The medieval Manichee; 
Ангелов, Богомилството..., стр. 70 и сл.). 

599

 Φ. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 104) пишет, что Алексей вызвал еретиков в 

Константинополь.  Эта  ошибка  французского  ученого  ввела  в  заблуждение  и  других 
исследователей, опирающихся, по-видимому, не на текст Анны, а на труд Ф. Шаландона 
(см.: Obolensky, The Bogomils, p. 191; «Historia naroda Jugoslavie», стр. 306; Dölger, 
Regesten..., 1105). Из-за этой ошибки указанные исследователи относят эти события к 1084 
или  декабрю 1083 г.  Однако,  как  следует  из  рассказа  Анны,  Алексей  вернулся  в 
Константинополь 1 декабря 1083 г. (VI, 8, стр. 188), а события в Мосинополе произошли 
раньше,  ибо  император  останавливался  в  этом  городе  по  пути  из  Кастории  в 
Константинополь. 

600

  Наше  понимание  этого  места  расходится  с  толкованием  его  Г.  Литавриным 

(Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 418), по мнению которого «взявший на себя такое 
дело» — это сам император. Но вряд ли под ο τη`ν οικονομίαν ταύτην ’αναδεξάμενος Анна 
имеет  в  виду  своего  отца,  ибо  тот  человек  должен  был  отправиться  в  Филиппополь,  а 
писательница не преминула бы упомянуть о поездке туда Алексея. 

601

 Все секты манихейского толка отвергали обряд крещения (как и многие другие 

церковные  обряды)  и  считали,  что {515} он  внушен  злым  духом  (Ангелов, 
Богомилството..., стр. 135 и сл.). 

602

 Имеются в виду Принцевы острова — классическое место ссылки в Византии. 

603

 1 декабря 1083 г. (см. Ал., VI, 8, стр. 188). 

604

  Попечители  святых  монастырей  (οι  των  ιερων  φροντιστηρίων  κηδεμόνες) — 

имеются в виду экономы или же игумены монастырей. 

605

 Бревии (βρέβια) — монастырские инвентарные книги. 

606

 Зоя — императрица 1042 г., состоявшая в супружестве с Романом III, Михаилом 

IV и Константином IX. По свидетельству Скутариота (Anon. Syn. Chron., p. 163), она была 
в 1054 г.  похоронена  в  церкви  Антифонита,  недалеко  от  богородичного  храма  в 
Халкопратиях (Jania, La géographie..., рр. 520—522). 

607

 Плутарх, Перикл, 23. 

608

 Кн. Царств, I, 26; Матф., XII, 4 и др.  

609

 См. прим. 482. 

610

  Секрет  Антифонита  —  одно  из  ведомств  центрального  управления.  Его 

функции,  по  имеющимся  в  нашем  распоряжении  источникам  определить  трудно  (см. 
Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI в.,  стр. 178). Секрет  получил 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  38  39  40  41   ..