Алексиада (Анна Комнина) - часть 39

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 39

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

420

  По  данным  западных  источников  венецианский  флот  состоял  из 59 кораблей 

различного типа и находился под командованием дожа Доменико Сильвио, который был 
женат на сестре Михаила VII (Cessi, Storia..., р. 122). 

421

 Пали — мыс к северу от Диррахия. 

422

 Стадия — примерно 180 м. 

423

  Слово  πελαγολιμήν  «морская  гавань»  явно  в  ином,  чем  у  Анны,  значении 

встречается в «Тактике» Льва (Leo. Tact, col. 1068). Лев советует, если нужно причалить с 
флотом  к  песчаному  берегу,  лишенному  гаваней,  привесить  на  канатах  к  обоим  бортам 
корабля  мешки  с  песком.  Это  и  есть,  по  Льву, «устроить  так  называемую  Морскую 
гавань». Там же рассказывается о деревянных башнях (ξυλόκαστρα) на кораблях. Во время 
боя  воины  с  этих  башен  метали  камни  и  стрелы  на  вражеские  суда.  Вильгельм 
Апулийский (Guil. Ар., V, 90—92) рассказывает  о  зимовке  венецианского  флота  (зима 
1083/84  г.): «венецианцы  составили  на  море  много  кораблей,  так  что  получилось  нечто 
вроде маленького города. Они также соорудили деревянную башню...». 

424

  Глумиться  над  бородой  Боэмунда  (των  δε  εις  πώγωνα  αυτοΰ  εφυβρισάντων). 

Возможен и другой перевод: «они стали смеяться ему в лицо». 

425

  Об  этом  сражении  см.  также: Malat,  III, 25—26; Guil. Ар., IV, 291—312; Lup. 

Protosp., s. a. 1081; Dandolo, p. 216. 

Φ.  Шаландон,  следуя  некоторым  западным  источникам,  датирует  это  сражение 

июлем 1081 г. (Chalandon, Essai..., {492} р. 74, n. 5). Однако такая датировка противоречит 
последовательности  рассказа  Анны.  Если  это  сражение  отнести  к  июлю,  то  остается 
непонятным, когда послы Алексея могли успеть побывать в Венеции, венецианские послы 
добраться  до  Константинополя  и  вернуться  назад,  а  венецианский  флот  достичь 
Диррахия;  ведь,  по  сообщению  Анны,  переговоры  Алексея  с  венецианцами  начались 
после высадки Роберта в Иллирике (в июне). Может быть, Анна ошибается, и переговоры 
велись  до  отплытия  Роберта.  Более  вероятно,  однако,  другое  предположение:  битва 
произошла не в июле, а позднее, осенью 1081 г. Малатерра, в произведении которого мы 
находим наиболее подробный рассказ об этом сражении, датирует ее октябрем (Malat., III, 
25—26). 

426

 Архонты — по-видимому, сенаторы. 

427

  Зима 1081/82 г.  Это  лишнее  доказательство  в  пользу  нашего  предположения, 

что морская битва между Робертом и венецианцами произошла осенью 1081 г. (см. выше, 
прим. 425); ведь Анна переходит здесь к изложению событий, которые в ее представлении 
непосредственно следуют за этой битвой. 

428

  Об  этом  втором  сражении  с  Робертом,  состоявшемся,  согласно  хронологии 

Анны,  весной 1082 г.,  кроме  нашей  писательницы,  не  сообщает  ни  один  источник. 
Маврик, о котором говорит Анна, судя по свидетельству Вильгельма Апулийского (Guil. 
Ар., V, 99), прибыл  вместе  с  венецианским  флотом  на  остров  Корфу  в 1084 г.  Есть  все 
основания предполагать, что Анна в данном случае относит к 1082 г. события 1084 г. См. 
ниже,  прим. 430. Сохранились  две  печати  Михаила  Маврика — вестарха  и  катепана 
Диррахия (Schlumberger, Sigillographie...,  р. 204, ср. REB, XIII, 1950, р. 485). Некий 
Маврик  упоминается  также  Лупом  Протоспафарием (Lup. Protosp., s. а. 1066) и  в 
«Краткой  норманнской  хронике» (Chron. breve northm., s. а. 1067). Как  человека 
благородного  рода  и  опытного  в  морском  деле  характеризует  Маврика  Никифор 
Вриенний (Nic. Br., II, 26). 

429

  Река  Гликис — это  древний  Ахерон  (см. RE, Bd 7, col. 1476). О  неверных 

идентификациях  Гликиса  см. Mathieu, Guillaume de Pouille...,  р. 333. Следует,  однако, 
отметить,  что  на  карте IX, помещенной  в  книге  Матье,  Гликисом  назван  не  древний 
Ахерон, а Фиамис (к северу от Ахерона). 

Анна Комнина «Алексиада» 

430

 Если следовать хронологии Анны, то эти события придется отнести к лету 1082 

г. Однако известно, что уже в апреле — мае 1082 г. Роберт возвратился в Италию (см. Ал., 
V, 3, стр. 161). 

О  стоянке  норманнских  кораблей  на  р.  Гликис,  о  голоде  в  лагере  Роберта  и  об 

оригинальном  способе,  благодаря  ко-{493}торому  норманнский  вождь  спустил  в  море 
корабли, сообщается также и у Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., V, 210—254). Однако 
последний  относит  эти  события  к  зиме—весне 1084— 1085 гг.,  когда  Роберт,  вторично 
переправившись  из  Италии  и  одержав  победу  над  венецианским  флотом,  зазимовал  в 
Вондице,  а  свои  корабли  расположил  на  р.  Гликис  (ср.  рассказ  Анны  о  событиях  этого 
времени,  IV, 5—6). Хронология  Вильгельма  Апулийского  в  данном  случае  более 
достоверна.  

431

 Dölger, Regesten..., 1072 (конец июля 1081 г.). 

432

  Враны — известная  в  Византии  фамилия.  Представители  этого  рода  играли 

немалую  роль  во  второй  половине XII в.  Иоанн  Врана  был  дукой  Диррахия  при 
Андронике Комнине (Ostrogorsky, History..., р. 355). Алексей Врана оспаривал у Исаака II 
Ангела  императорскую  власть  в 1186 г. (ibid., р. 359); Николай  Врана  (внук  названного 
Анной) упоминается в XII в. как носитель титула протоновелиссима (Dölger, Byzantinische 
Dyplomatik, 
S. 31). 

433

  Экскувиты  —  один  из  отрядов  константинопольского  гарнизона (Bury, The 

imperial administrative system..., р. 58).  

434

 Опубликована печать Опоса (ЕО, 31, 1932, р. 336). 

435

  Имеются  в  виду  так  называемые  турки-вардариоты,  жившие  в  бассейне  р. 

Вардар.  Об  их  этнической  принадлежности  в  науке  нет  единой  точки  зрения.  Согласно 
наиболее распространенному мнению, вардариоты — потомки военнопленных венгров (X 
в.)  с  добавлением  сельджукских  элементов  (см.  аннотацию  Ф.  Дэльгера  на  статью  П. 
Никова — BZ, 42, 1942, S. 340; ср. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 322). 

436

  Начиная  со  времени  правления  Никифора  Вотаниата  великий  примикирий — 

главный  управляющий  дворцовыми  службами  (см.: Stein, Untersuchungen...,  Ss. 43—43; 
Bréhier,  Les Institutions..., p. 158. Ср. Bury, The imperial administrative system..., p. 122—
123). Имя Татикия неоднократно встречается на страницах «Алексиады». Это едва ли не 
самый  деятельный  и  преданный  императору  Алексею  полководец.  Возможно,  что  этот 
Татикий  упоминается  также  и  у  Никифора  Вриенния (Nic. Br., IV, 20). Г.  Моравчик 
предполагает  турецкое  происхождение  Татикия  (см. Moravcsik, Byzantinoturcica,  II, S. 
302). 

437

 О манихеях см. прим. 598. 

438

  «Ближайшими» (их  обыкновенно  называют  вестиаритами) — των  δέ  γε 

οικειοτέρων  αυτω  βεστιαρίτας  η  συνήθεια  καλεΐ.  Вестиариты — отряд  дворцовой  стражи, 
охранявший императорский вестиарий (см. Dölger, рец. на «Buckler, Anna Comnena...», S. 
302). {494} 

439

 Умбертопул — т. е. сын Умберта. См. прим. 788. 

440

  Луп  Протоспафарий (Lup. Protosp., s. а. 1082) сообщает,  что  под  командой 

Комниных  находилась  семидесятитысячная  армия.  Петр  Диакон (Petr. Diac., III, 49) 
насчитывает 170 тысяч  воинов.  Малатерра (Malat., III, 26) говорит  о  «бесчисленном 
войске» греков. 

441

 О стычке в окрестностях Диррахия рассказывается также у Ордерика Виталия 

(Ord., Vit., VII, р. 520). Имеют  ли  оба  историка  в  виду  одно  и  то  же  сражение,  решить 
трудно. 

442

 Dölger, Regesten..., 1074 (октябрь 1081 г.). 

Анна Комнина «Алексиада» 

443

  Согласно  Вильгельму  Апулийскому (GuiL, Ар., IV, 361—365) и  Малатерре 

(Malat., III, 27), византийское  войско  подошло  к  Диррахию  накануне  сражения  и 
расположилось недалеко от города. 

444

 То, что Алексей прибыл к Диррахию в октябре 1081 г., подтверждается также 

свидетельствами  Малатерры (Malat., III, 26) и  Ордерика  Виталия (Ord. Vit., VIII, 4). 
Однако  из-за  путаницы  в  хронологии  событий  в  «Алексиаде» (см.  прим. 430) вопрос  о 
времени битвы за Диррахий вызвал разногласия среди исследователей. Вкратце напомним 
последовательность событий в рассказе Анны. 

Роберт высадился на материке в июне 1081 г. (IV, 1, стр. 140). Алексей, получив 

письмо Георгия Палеолога, просит помощи у турок и венецианцев; последние высылают 
флот и одерживают победу над морскими силами Роберта (IV, 2, стр. 143) осенью 1081 г. 
(см.  прим. 425). Зимой (1081/82 г.)  Роберт  воздерживается  от  выхода  в  море,  а  весной 
ромейский и венецианский флоты наносят ему поражение. Наступает лето 1082 г. (IV, 3, 
стр. 145). Сразу же после этого Анна сообщает, что в августе 4-го индикта (т. е. 1081 г.!) 
Алексей  вышел  из  Константинополя  и 15 октября 5-го  индикта  (т.  е.  в  том  же  году) 
подошел к Диррахию, а 18 октября вступил в бой с Робертом (см. ниже, IV, 6, стр. 150). 
Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 407 sq.), принимающая на веру все сообщаемое 
Анной, считает необходимым исправить как ошибку переписчика επινεμήσεως πέμπτης (5-
й индикт) на επινεμήσεως εκτης (6-й индикт; IV, 6, стр. 150) и, таким образом, стремится 
доказать, что рассказ Анны выдержан в хронологической последовательности, что борьба 
за Диррахий была в 1082 г., а вторая битва с венецианским флотом действительно имела 
место  в  первой  половине 1082 г.  К  этому  же  времени  она  относит  стоянку  кораблей 
Роберта  на  р. Гликис.  Однако  с  точкой  зрения  Дж.  Баклер  нельзя  согласиться  по 
следующим соображениям. {495} 

1)  События  между  выходом  Алексея  из  Константинополя (IV, 4, стр. 145) и 

прибытием  его  к  Диррахию  Анна  описывает  как  строго  последовательные,  и  трудно 
предположить,  что  задержка  Алексея  в  пути  на 1 год 2 месяца  не  была  бы  специально 
оговорена писательницей. Если логически развивать мысль Дж. Баклер, нужно сделать и 
второе исправление: της πέμπτης επινεμήσεως (5-й индикт) вм. της τετάρτης επινεμήσεως (4-
й  индикт; IV, 4, стр. 145) и,  таким  образом,  датировать  выход  Алексея  из 
Константинополя не августом 1081, а августом 1082 г. Но допустить две ошибки в тексте 
«Алексиады»  уже  трудно,  тем  более  что  ранее (III, 6, стр. 126) Анна  уже  говорила  о 
выступлении Алексея из Константинополя в августе 1081 г. 

2)  Датировка,  предложенная  Дж.  Баклер,  прямо  противоречит  свидетельствам 

западных хронистов (кроме вышеперечисленных, см. также Anon. Bar. Chron., s. а. 1082). 

3)  События,  которые  Анна  относит  к  первой  половине 1082 г. (а  Анне,  как  мы 

видели, безоговорочно верит Дж. Баклер), на самом деле происходили значительно позже. 
См. прим. 430. 

4)  Если  мы  будем  датировать  битву  за  Диррахий  не 1081, а 1082 г.,  то 

соответственно  на  год  вперед  передвинутся  все  дальнейшие  события,  рассказанные 
Анной,  а  это  в  конце  концов  придет  в  противоречие  с  прямыми  хронологическими 
указаниями нашей писательницы. 

445

  Диррахий  лежит  в  низменной  заболоченной  местности.  Никакого  горного 

хребта, «начинающегося  в  Далмации»,  там  нет.  Рядом  с  Диррахием  расположена  лишь 
десятикилометровая  цепь  холмов,  из  которых  только  один  имеет  высоту 184 м  над 
уровнем моря. Его, видимо, и называет Анна «крутой и высокой горой». Крутой западный 
склон  этого  холма  обращен  к  морю,  а  пологий  восточный — в  сторону  Диррахия  (см. 
Jireček, Die Lage und Vergangenheit der Stadt Durazzo..., S. 389 sq.). 

446

 Имеется в виду сын Константина Χ Дуки, брат Михаила VII. 

447

 См. прим. 193. 

Анна Комнина «Алексиада» 

448

  Намбит  (греч.  Ναμπίτης).  По  мнению  С.  Блэндаля,  это  имя  происходит  от 

исландского nábitr (хищная птица). См. Blöndal, Nábites. Статья С. Блэндаля известна нам 
по аннотации Ф. Дэльгера (BZ, 40, 1940, S. 284). 

449

 Сыновья Романа Диогена и Евдокии. 

450

  Алексею,  старавшемуся  возродить  империю  в  прежних  границах,  казалось 

заманчивым вернуть Лонгивардию под власть Византии, тем более что византийцы всегда 
считали {496} номинально принадлежащими им все их бывшие владения (см. Предисл., 
стр. 35). В  данном  случае,  по-видимому,  речь  идет  о  вассальной  клятве,  наподобие  той, 
какую позже принесли Алексею вожди крестоносцев (см. прим. 1004). 

451

 Лишенная императорской власти — της βασιλείας συν αυτω εξεωθεΐσα Б. Лейб 

переводит: «изгнанная  вместе  с  ним  из  государства».  Это  противоречит  историческим 
фактам.  Елену  никто  не  изгонял  из  Византии.  ‛Η  βασιλεία  в  данном  случае — 
«императорская власть». 

452

  О  том,  что  Роберт  приказал  утопить  собственные  корабли,  сообщает  также 

Малатерра (Malat., III, 26). 

453

  Только  что  родившись,  собрались  тут  же  умереть  (ως  τηνικαΰτα  γεννεθέντας 

και τεθνηξομένους). Об этой пословице см. Πολίτης, Δημώδεις παροιμίαι. . . σελ. 156. 

454

  Солончаки  (των  αλυκων).  Имеются  в  виду  солончаки  на  дне  лагуны  около 

Диррахия. О топографии Диррахия и о маневрах армий в сражении 18 октября 1081 г. см. 
Heuzey, Daumet, Mission archéologique..., р. 365 sq. Там же см. план сражения (перепечатан 
в кн. Mathieu, Guillaume de Pouille..., pl. X; ср. Buckler, Anna Comnena..., p. 401 sq.). 

455

 См. прим. 444. 

456

 Ср. Malat., III, 26. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что норманны 

(католики) считают возможным молиться в православном храме (см. прим. 136). 

457

 Амикет (’Αμικέτης). В западных источниках — Амико (Amicus), в «Барийской 

хронике» (Anon. Bar. Chron, s. а. 1068) — Амикетта (Amicetta). Амико — граф  города 
Джовинацо  (на  адриатическом  побережье  Апулии  к  северу  от  Бари).  В 1073 г.  Роберт 
захватил  Джовинацо (Guil. Ар., III, 391— 392). В 1078 г.  Амико  участвует  в  восстании 
против Роберта (ibid., III, 522) и возвращает под свою власть Джовинацо (ibid., III, 539). В 
1080  г.  Амико  примиряется  с  Робертом (ibid., III, 646—649). В 1074—1075 гг.  Амико 
принимает  участие  в  походе  в  Далмацию,  в  результате  которого  был  взят  в  плен 
хорватский король (см. «Historija naroda Iugoslavie», р. 208). 

458

 Мы не в состоянии объяснить происхождение прозвища Боэмунда Саниск (ср. 

Leib, Alexiade, II, р. 238). 

459

 Т. е. варягов. 

460

 Вторая Паллада, хотя и не Афина (Παλλας αλλη καν μη ’Αθήνη). Смысл этого 

противопоставления  двух  имен  одной  и  той  же  богини,  по-видимому,  заключается  в 
следующем.  Имя  Паплада  происходит  от  греческого  глагола  πάλλω  «потрясать»,  Афина 
— богиня мудрости. Таким образом Гаита — лишь {497} «потрясающая» (копьем), но не 
Афина. Об участии Сигельгаиты в битве говорит также Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., 
IV, 425 sq.). 

461

 Ил., V, 529. 

462

 Малатерра говорит о храме св. Николая (Malat., III, 26). 

463

  О  гибели  Константина  сообщает  также  Вильгельм  Апулийский (Guil. Ар., IV, 

432—433).  Дандоло (Dandolo, р. 216) и  Ромуальд  Салернский (Rom. Salern., s. а. 1082) 
ошибочно полагают, что в этой битве пал не брат Михаила VII, а сын. 

464

 Ср. Zon., XVIII, 22: «Пало не только большое число простых воинов, но и много 

родственников императора». Луп Протоспафарий утверждает, что в битве погибло более 6 
тысяч воинов Алексея (Lup. Protosp., s. а. 1082). 

Анна Комнина «Алексиада» 

465

  Получив  смертельную  рану  в  грудь,  испустил  дух  Захарий,  погибли  Аспиет  и 

многие отборные воины — πλήττεται γαρ και о Ζαχαρίος καιρίαν κατα τοΰ στέρνου και την 
ψυχην  αμα  τη  πληγη  επαφί  ησι  και  ο  ’Ασπιέτης  και  πολλοι  των  λογάδων.  Аспиет 
неожиданным образом оживает на страницах «Алексиады» (XII, 2, стр. 322). Может быть, 
в  данном  случае  την  ψυχην  επαφίησι («испустил  дух»)  относится  только  к  Захарию,  а 
Аспиет лишь получил тяжелую рану, как об этом в дальнейшем сообщает сама Анна. Б. 
Лейб, судя по указателю к его изданию (Leib, Alexiade, III, р. 282), и Φ. Дэльгер (рец. на 
«Buckler,  Anna Comnena», S. 302) считают  этого  Аспиета  и  Аспиета  из  книги XII 
«Алексиады» разными лицами. Вряд ли это так, ибо сама Анна (XII, 2, стр. 323) говорит о 
том,  что  Аспиет  участвовал  в  борьбе  с  Робертом.  Как  показал  Ж.  Лоран (Laurent, 
Arméniens de Cilicie..., pp. 159— 168), этот Аспиет — то же лицо, что и Осхин в армянских 
источниках, Ursinus в  латинских  хрониках.  По  мнению  многих  исследователей,  имя 
’Ασπιέτης  происходит  от  названия  армянского  титула asbed (Leib, Alexiade, III, р. 56). 
Возражая им, Лоран указывает на то, что имя Аспиет носили впоследствии многие другие 
византийцы. Но может быть, наш Аспиет стал основателем византийского рода. 

466

  В  дальнейшем  Петр  Алифа  перешел  на  сторону  Алексея  и  стал 

родоначальником  знатной  византийской  фамилии  (см.: Gesta, р. 67, n. 7; Force, Les 
conseillers...,
 pp. 158—160, βρανούση, рец. на «Mathieu, Guillaume de Pouille...», σελ. 327. 

467

  Об  участии  турок  в  этом  сражении  упоминает  также  Вильгельм  Апулийский 

(Guil. Ар., IV, р. 416). Выше Анна сообщала о том, что Алексей призвал на помощь турок. 

468

  Таким  образом,  Бодин  (см.  прим. 182) должен  был  принять  участие  в  битве. 

Двойственная  позиция  сербского  князя  понятна:  находясь  между  двух  могущественных 
врагов — {498} византийцев  и  норманнов,  он  лавировал  и,  по-видимому,  хотел  взять 
сторону победителя. 

469

 Какиплевра (Κακη Πλευρά) в переводе означает «дурной бок». 

470

  Явил  пример  мужества — γινεταί  τι  της  γενναιοτητος  εκείνου  τεκμήριον,  досл.: 

«происходит  свидетельство  его  мужества». ’Εκείνου  можно  отнести  и  к  коню  Алексея  и 
считать, что мужество проявил конь императора. Так переводит это место Е. Доуэс. 

471

 Сгуриц (Σγουρίτζης) от среднегреч. σγουρός «темный», «коричневый». 

472

 Слова Телемаха из «Одиссеи» (XX, 339). 

473

  Отцовские  страдания  (πάθος  πατρικόν).  Эти  слова  можно  понимать  иначе: 

«дочерние чувства». 

474

 Известен хребет Вавагора, находящийся между верхним течением р. Шкумби и 

верхним течением р. Девол, к западу от озер Охридское и Преспа (см. Златарски, Багора-
Бабагора...,
 стр. 187—190). 

475

 Албанцу Комискорту (τω εξ ’Αρβάνων ορμωμένω Κομισκόρτη). Имя Комискорт 

происходит от названия чина κόμης της κόρτης (досл.: «комит палатки»). Κόμης της κόρτης 
был чем-то вроде интенданта при стратиге или императоре. Во время военных походов он 
ведал также сторожевой службой и дежурил при императорской палатке (см. Успенский, 
Военное устройство..., стр. 65; Bury, The imperial administrative system..., р. 43). 

Албанцы  в XI в. — пастушеский  народ,  обитавший  главным  образом  в  горных 

районах  Эпира.  Начиная  с XI в.  источники  упоминают  имена  многих  албанцев, 
находившихся  на  службе  западных  и  восточных  монархов  (см. Stadtmüller, Geschichte 
Südosteuropas, 
S. 206 sq.). 

Совершенно  иное  толкование  этого  места  «Алексиады»  предложила  недавно  Е. 

Врануси  (Βρανούση,  Κομισκόρτης...),  считающая,  что  «комискорт»  в  данном  случае  не 
личное имя, а «комит палатки», εξ ’Αρβάνων ορμώμενος, — не албанец, а «происходящий 
из области Арванон» (вблизи Диррахия). 

476

 Dölger, Regesten..., 1075 (1081 г., после 18 октября). 

Анна Комнина «Алексиада» 

477

  Согласно  Вильгельму  Апулийскому (Guil. Ар., IV, 439—443) и  Малатерре 

(Malat, III, 27), Роберт разбил лагерь у р. Девол. 

478

 Анна упоминала лишь о венецианцах — жителях Диррахия (IV, 8, стр. 156). 

479

  Автор  «Барийской  хроники»  указывает  дату 8 февраля 1082 г. (Anon. Bar. 

Chron., s. а. 1082). Луп Протоспафарий {499} (Lup. Protosp. s. a., 1082) говорит о январе. 
Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., IV, 449 sq.) и Малатерра (Malat., III, 27) сообщают, что 
город  предал  норманнам  знатный  венецианец  по  имени  Доменико,  которому  Роберт 
обещал отдать в жены свою племянницу. 

480

  Точное  местоположение  г.  Девол  неизвестно  (см.  Ζακυθηνοΰ,  Μελέται...,  σελ. 

222—223;  литературу  вопроса  см.  Βρανούση,  рец.  на «Mathieu, Guillaume de Pouille...», 
σελ. 328). 

481

  Атталиат  много  раз  с  восторгом  говорит  о  необыкновенной  щедрости 

Вотаниата.  Другие  греческие  историки,  так  же  как  и  Анна,  порицают  Вотаниата  за 
неразумную трату средств (см.: Nic. Br., IV, 1; Anon. Syn. Chron., pp. 171—173). 

482

 Византийская кормчая книга («Номоканон») в числе некоторых других случаев 

предусматривает  возможность  использования  церковной  утвари  для  выкупа  пленных 
христиан (см. Leib, Alexiade, II, р. 10). 

483

 См. Grumel, Les Regestes..., № 921 (конец 1081 г.). 

484

 Все духовенство (το της εκκλησίας απαν πλήρωσα), — по-видимому, клир храма 

св. Софии. 

485

  Имеются  в  виду  ворота  церкви  богоматери  в  Халкопратиях (Janin, La 

géographie..., р. 246 sq.). Об этом эпизоде сохранился рассказ Никиты Хониата (см. Müller, 
Fragment inédit..., р. 36). К рассказу Анны свидетельство Никиты Хониата добавляет лишь 
две  детали:  Халкопратийский  храм  был  не  первой  церковью,  на  сокровища  которой 
посягнул  Алексей;  двери  этой  церкви  были  обиты  серебром  с  вычеканенным 
изображением двенадцати праздников господних. 

486

 Август 1081 г.; см. Ал., IV, 4, стр. 145. 

487

 Имеется в виду, вероятно, взятие Кастории в конце 1083 г. (см. Ал., VI, 1, стр. 

177). 

488

 Анна говорит о печенегах, наступление которых на Византию началось в 1086 г. 

(см. Ал., VI, 14, стр. 201 и сл.). 

489

  Почитать  святые  иконы  не  относительно,  а  служебно  (λατρευτικως,  ου 

σχετικως  δε  προσκυνεΐσθαι  τας  αγίας  εικόνας).  Богословский

 

спор  о  том,  как  следует 

почитать иконы — относительно (σχετικως) или служебно (λατρευτικως), в общих чертах 
заключался  в  следующем.  Лев  учил,  что  иконы  и  материал,  из  которого  они  сделаны, 
священны сами по себе, ибо на них начертано изображение Христа или святых, и, таким 
образом,  должны  почитаться  «служебно».  Его  противники  во  главе  с  императором 
утверждали,  что  иконы  должны  почитаться  «относительно»,  так  как  божественная 
природа  вообще  неописуема  (подробно  см.: Stephanou, La doctrine de Léon de 
Chalcédoine...;
 Beck, Kirche..., Ss. 339—340). Понятно, {500} почему  эта  богословская 
проблема привлекла к себе всеобщее внимание в тот момент, когда Алексей посягнул на 
церковную утварь. Ведь если иконы священны сами по себе, то император, отдающий их 
в переплавку — святотатец! 

490

 Наиболее достойные — των ελλογίμωτέρων — Ε. Доуэс переводит liberal-minded 

(«свободомыслящие»). 

491

 Сохранился указ (σημείωμα) Алексея Комнина, датированный январем 1086 г., о 

низложении  Льва  Халкидонского (Dölger, Regesten..., 1130). Эта  дата  вполне 
соответствует  сведениям  Анны:  писательница  в  своем  рассказе  забегает  вперед  и 
повествует о событиях кануна печенежского нашествия 1086 г. (см. прим. 498). Однако, 
сопоставляя  фактические  данные  «Указа»  и  «Алексиады»,  исследователи  обращали 

Анна Комнина «Алексиада» 

внимание  на  ряд  противоречий.  В  «Указе»  говорится  не  о  споре  Льва  и  Алексея,  а  об 
обвинениях, выдвинутых Львом против патриарха Евстратия. По нашему мнению, здесь 
нет  большого  противоречия.  Как  явствует  из  самого  «Указа»,  Алексей  неоднократно 
заступался  за  Евстратия,  и  для  Льва  спор  с  Евстратием  был  по  существу  спором  с 
Алексеем — инициатором конфискаций церковной утвари (см. Grumel, Ľaffaire de Léon de 
Chalcédoine,
 p. 333 sq.). 

Второе противоречие заключается в том, что в «Указе» нет речи о «служебном» и 

«относительном»  почитании  икон  (неверное  понимание  этого  положения,  по 
свидетельству Анны, и было причиной низложения Льва). 

Вопросы догмы разбирались на синоде, решение которого (без даты) сохранилось 

(см. Grumel, Les regestes..., № 967). 

Старые  исследователи  относили  этот  синод  к 1086 г.,  полагая,  что  его  и  имеет  в 

виду  Анна,  когда  говорит  о  спорах  по  поводу  «служебного»  и  «относительного» 
почитания икон. 

Однако  В.  Грюмель (Grumel, Documents athonites..., р. 120 sq.) на  основании 

косвенных  данных  датирует  этот  синод 1092 г.  или  несколько  позднее,  т.  е.  временем, 
когда Лев Халкидонский уже был в ссылке (см. след. прим.). 

Датировку  В.  Грюмеля,  конечно,  нельзя  признать  окончательной.  Но  данные 

«Алексиады»  во  всяком  случае  не  противоречат  хронологии,  предложенной  этим 
исследователем.  Ведь  Анна  прямо  не  сообщает  о  том,  что  догматические  вопросы 
разбирались  именно  на  синоде,  а  достаточно  неопределенно  говорит,  что  они 
«подверглись усиленному обсуждению». 

Вполне  вероятно,  что  богословский  спор  о  почитании  икон  возник  в  связи  с 

отчуждением  церковной  утвари  значительно  раньше  того,  как  он  стал  разбираться  на 
синоде. Синод же, «освободивший от вины» Алексея может быть {501} любым из многих 
синодов,  где  так  или  иначе  ставился  вопрос  об  иконах  или  о  Льве  Халкидонском  (см. 
Grumel. Regestes..., № 933, 935, 939, 940), или же собранием духовенства, о котором сама 
Анна  рассказывает  в  дальнейшем (1084 г.,  Ал., VI, 3, стр. 179). В  пользу  последнего 
предположения  говорит  то,  что  Алексей,  по  словам  самой  Анны,  предстал  в  качестве 
обвиняемого.  Автор  работы,  посвященной  Льву  Халкидонскому,  Н.  Гроссу («Дело 
Халкидонского  митрополита  Льва»,  стр. 238— 248) полагает,  что  в  обоих  случаях  Анна 
рассказывает об одном и том же синоде, который совершенно неверно ученый датирует 
1084 г. 

492

 По сообщению Никиты Хониата (см. Tafel, Annae Comnenae supplementa, р. 6), 

Льва  изгнали  вскоре  после  низложения.  В.  Грюмель (Grumel, Les Regestes...,  № 955) 
гипотетически относит это событие к 1089 г. 

493

 Dölger, Regesten..., 1080 (до  мая 1082 г.).  Анна  не  уточняет,  какой  именно 

брачный  контракт  имеется  в  виду.  Должно  быть,  речь  идет  о  женитьбе  сына  Исаака, 
Иоанна Комнина, племянника Алексея, которого последний показывал послу германского 
императора Бурхарду (см. Ал., III, 10, стр. 136). 

494

 См. Ал., IV, 4, стр. 146. 

495

 Весна 1082 г.; см. ниже, прим. 503. 

496

 См. Ал., I, 14, стр. 85 и прим. 159. 

497

 Анна ошибается: Боэмунд не младший, а старший сын Роберта (см. прим. 162). 

498

 Ошибка Анны, см. предыдущее примечание. 

499

  Моим  копьем...  (τωμω  δόρατι)  Π.  Ламброс  предлагает  читать  τομω  δόρατι,  т.  е. 

«острым  копьем» (Lambros, Zur Anna Komnena, S. 282). Мы  не  видим  никакой 
необходимости в этой поправке. 

500

 В совершенно иной редакции передает эту речь Роберта Ордерик Виталий (Ord. 

Vit., VII, 5; ср.: Malat., III, 32; Lup. Protosp., s. а. 1082). 

Анна Комнина «Алексиада» 

501

 Сохранилось письмо папы, в котором он призывает Роберта выступить против 

Генриха (Jaffe, Regesta..., 5225; ср.: Malat., III, 32; Ord. Vit., VII, 5); По  сообщениям 
Малатерры  и  Ордерика  Виталия,  папа  вызвал  Роберта  не  из  Диррахия,  а  из  Болгарии, 
земли которой Роберт покорял в то время. 

502

 Получил от него благословение — ευφημίας παρ’ εκείνου τυγχάνει. Слово ευφημία 

у Анны и других византийских авторов обычно употребляется в значении «славословия» 
(см.  прим. 245). В  данном  случае  ευφημία — «благословение» (соот-{502}ветствует 
латинскому benedictio). Б. Лейб (Leib, Alexiade, II, р. 17) переводит: «obtint... ďêtre acclamé 
par lui», т.  е. «принял  от  него  славословия».  Однако  такой  перевод  в  данном  контексте 
лишен смысла. 

503

  Представления  Анны  о  кампании  Роберта  против  Генриха IV (весна 1082 г.) 

весьма  туманны.  По  свидетельствам  западных  источников  (Ромуальд  Салернский,  Луп 
Протоспафарий,  Ордерик  Виталий,  Малатерра),  события  развивались  следующим 
образом. В начале 1082 г. Генрих IV подошел к Риму, оставил в Тиволи антипапу Виберта 
(Клемента III), а  сам  отправился  в  Ломбардию.  Для  борьбы  с  Генрихом  папа  вызвал 
Роберта,  который  явился  в  Италию  в  апреле  или  мае 1082 г.  Вместе  с  Рожером  Роберт 
двинулся  в  Рим,  отогнал  германцев  от  города,  осадил  Тиволи,  изгнал  оттуда  антипапу, 
после чего стал подавлять восстание своих апулийских вассалов (см. Meyer von Knonau, 
Jahrbücher..., III, Ss. 449—452; Heinemann, Geschichte..., Ss. 321—323). 

504

 Конец 1083 г.; см. Ал., VI, 5, стр. 181.  

505

 Таким образом, Боэмунд из Кастории через Ваинитию прибывает в Янину. Ф. 

Шаландон (Chalandon, Essai..., рр. 85—86) считает, что Ваинития — это область к северу 
от залива Арта. По мнению ученого, Боэмунд выбрал такой окольный путь к Янине, для 
того чтобы заключить союз с влахами. М. Ласкарис (его работа известна нам по ссылке 
Mathieu,  Guillaume de Pouille...,  р. 328) обратил  внимание  на  ошибку  Ф.  Шаландона  и 
указал, что Ваинития — это прибрежная область между Химарой и р. Гликис. 

506

  Под  акрополем  в  данном  случае  Анна,  по-видимому,  подразумевает  какое-

нибудь укрепление, примыкавшее к городской стене. 

507

  Ф.  Шаландон (Chalandon, Essai...,  р. 86) и  В.  Златарский («История...», II, стр. 

175)  относят  эти  события  к  маю 1082 г.,  Дюканж (Ducange, In Alex...,  р. 517), П. 
Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 64), Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 411) 
—  к  маю 1083 г.  Датировка 1083 г.  противоречит  дальнейшим  хронологическим 
указаниям  Анны.  По  ее  словам,  Алексей  вернулся  в  Константинополь 1 декабря 1083 г. 
(VI, 8, стр. 188). До этого времени происходят такие события: два сражения с Боэмундом, 
закончившиеся  поражением  византийского  императора (V, 4, стр. 162 и  сл.;  видимо, 
лето—осень 1082 г.),  осада  Боэмундом  Лариссы,  длившаяся 6 месяцев  и  закончившаяся 
весной или летом 1083 г. (V, 5, стр. 165 и сл.; см. прим. 529), осада и взятие Кастории (VI, 
l,  стр.176—177;  лето  или  осень 1083 г.).  Если  мы  предположим, {503} что  Алексей 
выступил  из  столицы  в  мае 1083 г.,  то  для  перечисленных  выше  событий  просто  не 
остается времени. 

508

  Пельтастов. F: δια  αποστόλων,  С:  δια  πολλοστών.  Принимаем  поправку 

Дистервега (Reifferscheid, Annae Comnenae..., р. XIV) — δια πελτάστων. Б. Лейб принимает 
чтение С. 

509

  Раньше  Анна  утверждала,  что  Алексей  хотел  спасти  жизнь  для  дальнейшей 

борьбы  с  кельтами,  здесь  же  она  говорит  о  готовности  Алексея  умереть.  К  таким 
противоречиям  писательницу  нередко  приводит  стремление  по  всякому  случаю  воздать 
хвалу отцу. 

510

 Представления об идеальном императоре как о вечном труженике чрезвычайно 

характерны  для  писателей  конца XI и XII вв.  Многочисленные  рассуждения  по  этому 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..