Алексиада (Анна Комнина) - часть 37

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  35  36  37  38   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 37

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

церковь  в XI в.»,  стр. 172, прим. 10) принимает  Марию  за  жену  кесаря  Иоанна  Дуки  и, 
основываясь на тексте «Алексиады», ошибочно утверждает, что в Византии были дамы-
протовестиарии на службе у императриц. 

222

  В  тексте  σιτωνες  (дословно  «нивы»).  Однако  в  данном  контексте  слово  в  этом 

значении  кажется  странным.  Может  быть,  Анна  употребляет  его  вместо  σιτωνικά  или 
σιτώνια («хлебные хранилища»). 

223

  У  переднего  вала  Влахерн  (περι  το  βραχιόνιον  των  Βλαχερνων).  Крепость 

(барбакан) в северной части Влахерн, образованная стеной Ираклия и стеной Льва (Janin, 
Constantinople byzantine, p. 249). 

224

 Монастырь рядом с Константинополем (Janin, La géographie..., pp. 296—300). 

225

  Георгий  Палеолог — свояк  Алексея  (см.  прим. 221). Начиная  с  комниновской 

эпохи семья Палеологов дала Византии немало даровитых и энергичных людей. С 1261 до 
1453  г.  династия  Палеологов  владела  императорским  престолом.  О  Георгии  и  первых 
Палеологах см. Laurent, La généalogie des premiers Paléologues. 

226

 Никифор Палеолог; см.: Ал., II, 11—12; Nic. Br., II, 19. В 1081 г. Никифор был 

византийским  наместником  в  Месопотамии,  где  вместе  с  ним  находился  и  его  сын 
Георгий (Nic. Br., III, 15). Никифор был убит под Диррахием (Ал., IV, 6, стр. 152). 

227

  Он  был  очень  обижен  на  то,  что  Комнины  проявили  к  нему  недоверие ... — 

κατονειδίζων την προς εκεΐνον τούτων διαπιστίαν. Б. Лейб переводит эту фразу: «reprochant 
leur infidélité au souverain» («упрекая  их  за  неверность  самодержцу»),  считая,  что  под 
εκεΐνον  подразумевается  император.  Однако,  во-первых,  такой  смысл  не  оправдывается 
контекстом; во-вторых, первое значение слова διαπιστία не «неверность» (как у Б. Лейба), 
а «недоверие». 

228

  Φ.  Шаландон (Chalandon, Essai...,  р. 45) вполне  основательно  подвергает 

сомнению  верность  освещения  Анной  этих  событий.  Георгий  Палеолог,  сторонник 
участвовавших  в  мятеже  Дук,  в  момент  восстания  оказался  в  Космидии,  куда  прежде 
всего явились и Комнины. Более того, как это следует из дальнейшего рассказа Анны, в 
Космидии  были  тогда  и  все  деньги  Палеолога.  Это  наводит  на  мысль,  что  Палеолог 
действовал по предварительной договоренности с Комниными. 

229

 См. прим. 221. {468} 

230

  По  сообщению  Зонары (Zon., XVIII, 19) Комнины  ушли  не  в  Цурул,  а  в 

Адрианополь и стянули туда свое войско. 

231

 По-видимому, речь идет об Иоанне Дуке, брате Ирины, жены Алексея, будущем 

дуке Диррахия, о котором Анна неоднократно говорит в дальнейшем. 

232

 Т. е. жители Византия (Константинополя). 

233

 Ил., XXI, 150; Од., I, 166. 

234

 В казну (προς τον κοιτωνα ). Термин «китон», обозначавший комнату вообще и 

императорские  покои  преимущественно,  употреблялся  на  рубеже XI—XII вв.  как 
название государственной казны (см. Dölger, Beitrage..., S. 25, Anm. 3) 

235

 Гебр — древнее название р. Марицы. 

236

  Орестиада — древнее  название  Адрианополя.  Адрианополь  был  одним  из 

главных  центров  восстания  Никифора  Вриенния.  По  сообщению  Михаила  Атталиата 
(Attal.,  рр. 247— 248), жители  этого  города  в  ноябре 1077 г.  восторженно  встречали 
восставшего Никифора. Сообщение Анны, что жители Адрианополя отказались признать 
Алексея,  находится  в  разительном  противоречии  со  словами  Зонары  (см.  прим. 230), 
согласно которому именно Адрианополь был местом, куда Комнины стянули свое войско. 

237

 Афира — крепость на реке того же названия, расположенная в 15 км западнее 

Регия (совр. Кючук-Чекмедже). См. Златарски, История..., I, стр. 275, бел. 4. 

238

 См. прим. 134. 

Анна Комнина «Алексиада» 

239

 Михаил Дука в дальнейшем был назначен протостратором (Ал., V, 7, стр. 170; 

VII, 3, стр. 210; VIII, 4, стр. 234). Иоанн — будущий дука Диррахия. 

240

  Ср. Zon., XVI II, 20: «Императором  был  провозглашен  Алексей,  и  ему  было 

отдано  предпочтение  перед  старшим  братом,  ибо  воины  склонились  на  его  сторону,  во-
первых,  потому  что  Алексей  был  искусней  в  военном  деле;  во-вторых,  потому  что 
близкие Алексея завлекали воинов обещаниями и знаками внимания». 

241

  Пурпурные  сандалии  были  инсигниями  императора.  Облачение  в  пурпурные 

сандалии  являлось  актом  провозглашения  и  соответствовало  коронации  (см. Treitinger, 
Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 25, Anm. 3) даже без надевания диадемы. 

242

  Карпиан  (Τά  Καρπιανοΰ) — район  Константинополя  на  берегу  Золотого  Рога. 

См. Janin, Constantinople byzantine, р. 342. 

243

 Псалт., XLV 5. {469} 

244

  Т.  е.  Иоанну  Евангелисту.  В  Евангелии  от  Марка (XIV, 33) Иоанн  и  его  брат 

Яков названы «сыновьями грома». 

245

  Славословиями  (ευφημία)  сопровождалось  провозглашение  императоров.  Эти 

славословия имели определенный ритуал и могли даже обладать юридической силой (см.: 
Bréhier, Les institutions..., рр. 76—81; Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 
35 sq.). 

246

 История соперничества Исаака и Алексея — один из наиболее ярких примеров 

того,  как  факты,  сообщаемые  писательницей,  подчас  опровергают  ее  же  собственные 
утверждения. Ведь совсем недавно Анна говорила о горячей любви братьев друг к другу, 
сравнивала  их  с  Орестом  и  Пиладом,  а,  как  следует  из  настоящего  рассказа,  во 
взаимоотношениях братьев были весьма острые моменты. 

247

 Отпрыск знатного византийского рода Никифор Мелиссин был женат на сестре 

Алексея,  Евдокии.  В 1079 г.  Мелиссин  поднял  восстание  против  Вотаниата,  привлек  на 
свою  сторону  турок  и  объявил  себя  императором.  Борьба  с  Мелиссином  была  поручена 
Алексею, но последний отказался от борьбы, ссылаясь на свое родство с мятежником. Это 
дало  повод  недоброжелателям  обвинить  Алексея  перед  Вотаниатом.  Во  главе  войска, 
выступавшего  против  Мелиссина,  был  поставлен  евнух  Иоанн,  под  началом  которого 
находились Георгий Палеолог и Василий Куртикий. Войско Иоанна осадило Никею, где 
обосновался Мелиссин, но вынуждено было отступить (Nic. Br., IV, 31— 39). 

Сообщения о Мелиссине содержатся также в трудах армянских историков (Матфея 

Эдесского  и  Вардана),  ошибочно  утверждавших,  что  Мелиссин  в  течение  нескольких 
месяцев  царствовал  после  Вотаниата  (см.  Скабаланович,  Византийское  государство  и 
церковь в XI в.,
 стр. 124—125). 

248

  Дамалис — полуостров  Малой  Азии,  расположенный  напротив 

Константинополя. 

249

  Требование  Никифора  Мелиссина  разделить  империю  весьма  знаменательно; 

оно свидетельствует о том, что феодальные магнаты в XI в., так же как и за столетие до 
этого  (восстание  Варды  Фоки  и  Варды  Склира  против  Василия II), вынашивали  планы 
расчленения Византии (ср. Ostrogorsky, History..., р. 309). 

250

 Кесарь — до конца XI в. высший в Византии титул, который жаловали обычно 

близким  родственникам  императора  (см.:  Скабаланович,  Византийское  государство  и 
церковь  в XI в.,  
стр. 149 и  сл.; Guilland, Le cesarat).  Из  подробного  описания  обряда 
посвящения  в  кесари,  которое  дает  Константин  Багря-{470}нородный [Const. Porph., De 
cerim.,
 I, 52 (43)], мы узнаем, что кесарю полагались аккламации и венцы (τα στέμματα). 

251

 Самая большая и знаменитая церковь Фессалоники. Она была построена в V в. и 

посвящена  св.  Димитрию — легендарному  защитнику  и  покровителю  Фессалоники, 
якобы  умершему  мученической  смертью  в  этом  городе  в  царствование  Максимилиана 
(285—305).  В  церкви  находился  мраморный  саркофаг  «святого»,  источавший  целебное 

Анна Комнина «Алексиада» 

миро.  Во  время  раскопок  в 1917 г.  в  стене  была  найдена  свинцовая  трубка,  из  которой 
истекало благовонное масло (см. «Две византийские хроники», стр. 215, 227). 

252

  Хрисовул  —  один  из  типов  императорских  грамот.  Он  имел  определенную 

форму  и  часто  скреплялся  печатью  с  изображением  императора.  Хрисовул 
собственноручно  красными  чернилами  подписывал  император  (см.:  Яковенко, 
Исследования  в  области  византийских  грамот,  стр. 64 и  сл.: Dölger, Byzantinische 
Diplomatik, S.
 39 sq.). 

253

 Термином υπογραφεύς (или υπογραμματεύς) чаще всего обозначались служащие 

приказов  или  секретов  (см.  Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI в., 
стр. 178, прим. 12). В  настоящем  случае  речь  идет  о  личном  секретаре  императора.  По 
данным  житийной  литературы  секретарями  императоров  бывали  отпрыски  знатных  и 
богатых семейств (см. Рудаков, Очерки византийской культуры..., стр. 202). 

254

 В оригинале непереводимая игра слов: имя секретаря Алексея μαγγάνης, глагол, 

переведенный нами «морочить голову», — μαγγανεύω. 

255

  Согласно  Р.  Жанену,  холм  и  дворец  Ареты  находились  в  трех  километрах  к 

западу от Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, p. 137). 

256

  Гелеполы  —  осадные  машины,  изобретенные  Димитрием  Полиоркетом. 

Гелепола  представляла  собой  высокую  башню  на  катках,  на  этажах  которой 
располагались  камнеметные  орудия  и  таран.  Л. Бобчева («Въоръжението...»,  стр. 69), 
ссылаясь  на  Никиту  Хониата,  рассказывающего,  как  гелеполы  ставились  на  крепостную 
стену,  предполагает,  что  в XII в.  под  гелеполами  подразумевали  просто  камнеметные 
орудия.  Однако  в  данном  случае  Анна  говорит  о  гелеполах  и  камнеметных  орудиях. 
Рассказывая об осаде Диррахия (IV, 1, стр. 141), Анна различает гелеполы, камнеметные 
орудия  (τα  λίθόβολα  μηχανήματα)  и  огромную  деревянную  башню  (μοσύνα).  Эта 
последняя,  судя  по  описанию,  больше  всего  напоминает  античную  гелеполу.  Таким 
образом,  у  Анны  гелепола — это  не  простое  камнеметное  орудие,  но  и  не  гелепола  в 
античном {471} смысле  этого  слова.  Камнеметные  орудия  упоминаются  и  в  других 
византийских источниках, они применялись как для наступления, так и для обороны (см. 
Бобчева, Въоръжението..., стр. 69). 

257

 Кесарь Иоанн Дука. 

258

 См. прим. 134. 

259

 Abba (’Αββας) — арамейское слово («отец»), встречающееся в Новом Завете. В 

Византии оно повсеместно употреблялось по отношению к монахам. 

260

  О  варягах  на  службе  византийских  императоров  см.:  Васильевский,  Варяго-

русская  и  варяго-английская  дружина  в  Константинополе; Dendias, οι  Βαράγγοι  και  το 
Βυζάντιον. Название Фула не было географически определенным в Византии; византийцы 
называли так самые различные северные страны. 

В  дальнейшем (II, 11, стр. 113) Анна  называет  этих  воинов  варварами  с  острова 

Фула.  Б.  Лейб (Leib, Alexiade,  Ι, p. 98) считает,  что  это  британцы.  Однако  современник 
Анны, Цец, говорит об огромном острове Фула, явно подразумевая под ним Скандинавию 
(Tzetzes, Chil., VII, 717—719). 

261

 Немцы (Νεμίτζοι) — одно из наименований германцев у византийских авторов 

(наряду с Γερμανοί, ’Αλαμανοί см. Irmscher, Byzantinisch-deutsche Beziehungen..., S. 236). 

Немцы  на  службе  Византийской  империи  упоминаются  в  документах  этого 

времени,  см. Rouillard, Collomp, Actes de Lavra, pp. 100—111; ср. Dölger, Aus den 
Schatzkammern..., 
S. 29. 

262

 Родина семьи Вотаниатов — фема Анатолик, а отряд бессмертных был набран 

из выходцев азиатских фем (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI 
в., стр. 328). 

Анна Комнина «Алексиада» 

263

  То,  что  город  предали  Комниным  немцы,  охранявшие  стену  у  Харисийских 

ворот  (см. Janin, Constantinople byzantine, рр. 263—264), подтверждают  также  Зонара 
(Zon., XVIII, 20), Глика (Glycas, IV, р. 618) и  Скутариот (Anon. Syn. Chron., р. 173). О 
предательстве  немцев  сообщается  также  в  западных  источниках  (у  Ромуальда 
Салернского,  Дандоло,  Ордерика  Виталия).  Ромуальд  Салернский  называет  начальника 
немецкого отряда magistrum militum Arnonem; у Дандоло — Ammonii magistri militum (см. 
Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 130, прим. 2). 

264

 1 апреля 1081 г.  Имеется  в  виду  четверг  пасхальной  недели  (см.  Иоанн, 

Обрядник византийского двора..., стр. 169). 

265

  Войдя  через  Харисийские  ворота,  воины  Комниных  сразу  оказывались  на 

центральной улице Константинополя (η Μέση); они могли быстро пройти по ней к Церкви 
св.  Апосто-{472}лов,  Филадельфию  и  дальше,  в  восточную  часть  города,  где  было 
сконцентрировано большинство церквей и общественных зданий. 

266

  Зонара (Zon., XVIII, 21) так  описывает  сцены  грабежа  города: «Это  была 

смешанная  толпа  фракийцев,  македонцев,  ромеев,  варваров.  По  отношению  к  своим 
соплеменникам  они  вели  себя  хуже  врагов,  и  дело  дошло  до  кровопролития.  Они 
оскверняли дев, посвятивших себя богу, и насильничали над замужними женщинами, они 
вытаскивали  украшения  из  божьих  храмов  и  не  щадили  даже  священных  сосудов... 
Встретив  сенаторов,  они  стаскивали  их  с  мулов,  а  некоторых  раздевали  и  пускали 
полуголыми по улицам. И это происходило в течение целого дня». 

267

 В XI в. спафарий был одним из последних чинов византийской табели о рангах 

(см.:  Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI  в.,  стр. 156; Guilland, Le 
protospathaire,
 рр. 286—287). 

268

  По-видимому,  Георгий  Палеолог  переправляется  через  Золотой  Рог  к  Галате 

(см. Janin, Constantinople byzantine, p. 418). 

269

 См. Janin, Constantinople byzantine, рр. 286—287. 

270

  Большой,  или  священный,  дворец  был  главной  резиденцией  византийских 

императоров  до  эпохи  Комниных.  С  конца XI в.  все  большее  значение  приобретает 
Влахернский  дворец.  Постройка  Большого  дворца  началась  еще  при  Константине 
Великом  и  непрерывно  продолжалась  при  последующих  императорах.  Ко  второй 
половине  Χ  в.  этот  дворец  занимал  уже  огромную  площадь  (около 100 тысяч  кв.  м)  и 
представлял собой целый комплекс зданий, галерей, дворов, садов и т. д. (см.: Ebersolt, Le 
Grand Palais de Constantinople..
.; Janin, Constantinople byzantine, рр. 107—122). 

271

 На самом деле у Гомера эти слова произносят Эвмей (Од., XVI, 23) и Пенелопа 

(Од., XVII, 41). 

272

 Варваров с острова Фулы — τους απο της Θούλης βαρβάρους. В C вм.

 

βαρβάρους 

— βαράγγους, т. е. «варягов». 

273

 По А. Мордтманну (Mordtmann, Esquisse topographique..., рр. 21—22) это поле 

находилось  между  Харисийскими  воротами  и  Церковью  св.  Апостолов.  Об  эпитете 
«Сикеот» в применении к св. Георгию см. Buckler, Anna Comnena..., рр. 75—76. 

274

  Этот  частный  дом  был  расположен  около  акрополя  (см. Janin, Constantinople 

byzantine, p. 334). 

275

 Мидий — своеобразная триумфальная арка, расположенная недалеко от храма 

св. Софьи (см. Janin, Constantinople byzantine, рр. 104—105). {473} 

276

  Имеется  в  виду  Косьма I (1075—1081). Как  в  дальнейшем  рассказывает  сама 

Анна, Косьма, убедивший Вотаниата отдать власть Алексею, пришелся не по вкусу Анне 
Далассине,  ибо  он  держал  сторону  Дук,  которых  не  любила  императрица-мать.  В  конце 
концов Косьма был смещен. См. прим. 289. 

В связи с интригами Анны Далассины против Косьмы уместно вспомнить жалобы 

Никиты  Хониата  и  других  византийских  писателей  на  то,  что  императоры  пытаются 

Анна Комнина «Алексиада» 

посадить  на  патриарший  престол  угодных  им  лиц  (см.:  Лебедев,  Очерки  истории 
вазантийско-восточной  церкви...,
  стр. 217—218; Гроссу,  Церковно-религиозная 
деятельность...,
 стр. 511 и сл). 

277

  С  поникшей  головой — απονενευκώς — Б.  Лейб  переводит «par un chemin 

detourné», т. е. «по окружной дороге». 

278

 Лейб отмечает (Leib, Alexiade, Ι, pp. 174—175), что этого Михаила нельзя, как 

делает Шопен (Schopen, Reifferscheid, Annae Comnenae..., II, р. 727), идентифицировать с 
Михаилом — внуком  кесаря  Иоанна  (см.  Ал., II, 7, стр. 105; VII, 3, стр. 210 и  сл.),  ибо 
внук Иоанна был братом жены Алексея, а не мужем его племянницы. 

279

  Логофет  секретов  (Λογοθέτης  των  σεκρέτων) — один  из  первых  случаев 

упоминания этого титула в византийской литературе. Секреты (τα σεκρέτα) — ведомства, 
осуществлявшие  те  или  иные  функции  государственного  управления.  Логофет  секретов 
—  одно  из  высших  должностных  лиц  в  государстве,  доверенное  лицо  императора  (см. 
Diehl,  Un haut fonctionnaire...).  В  дальнейшем  этот  титул  получил  наименование  μέγας 
λογοθέτης «великий логофет», см. рецензию Г. Штадтмюллера на упомянутую статью Ш. 
Диля  (ΒΖ, 34, 1934). Ср.: Semenov, Über die Ursprung und Bedeutung des Amtes des 
Logotheten.
.., S. 448; Dölger, Beitrdge..., S. 18, Anm. 1). Самое раннее упоминание логофета 
секретов в документах относится к 1088 г., см. ММ, VI, р. 57. 

280

 Эпарх — один из высших гражданских чиновников имперской администрации. 

Эпарх регулировал хозяйственную жизнь столицы, ему принадлежала высшая судебная и 
полицейская  власть  в  Константинополе  и  его  окрестностях.  Эпарх  часто  фактически 
возглавлял  правительство.  К  концу XI в.  эта  должность  начинает  терять  свое  значение 
(см. Сюзюмов, Книга Эпарха, стр. 101—106). 

281

  Имя  Радин  (‛Ραδηνός)  происходит  от  названия  деревни  ‛Ράδη  (см. ’Αμάντος, 

‛Ραδηνός. Статья К. Амантоса известна нам по аннотации в ΒΖ, 31, 1931, S. 423). {474} 

282

  Перивлептский  монастырь  находился  в  юго-западной  части  города (Janin, La 

géographie..., pp. 227—230). 

283

  О  пострижении  Вотаниата  рассказывают  также  Зонара (Zon., XVIII, 20) и 

Скутариот (Anon. Syn. Chron., p. 173). 

284

 Размышления об изменчивости судьбы постоянно встречаются у византийских 

писателей,  в  том  числе  у  современников  Анны.  Особенно  подробно  говорит  об  этом 
Михаил Глика в так называемых «Тюремных стихах». По его словам, в мире нет ничего 
прочного, ничего твердого (Legrand, Bibliotheque grecque vulgaire, р. 28 — новые издания 
нам  недоступны).  Глика  призывает  примириться  с  бедами  и  думать  не  о  нынешних 
невзгодах,  а  о  грядущем  воздаянии — «там,  где  сегодня  потоки  слез,  завтра  сверкает 
радость». 

285

 Од., XV, 133. 

286

 См. Ал., II, 1, стр. 92. 

287

 См. прим. 61. 

288

  Название  Вуколеон  (досл.: «Быколев»)  первоначально  носила  скульптурная 

группа  (о  которой  пишет  Анна),  а  также  императорская  пристань,  у  которой  она 
находилась.  В  дальнейшем  Вуколеоном  стал  именоваться  расположенный  поблизости 
дворец (входивший в комплекс Большого дворца). Этот дворец был построен Феодосием 
II и расширен Никифором Фокой. Фактически это были два дворца. Постройку Феодосия 
Анна  называет  «Нижним  дворцом»,  постройку  Никифора  Фоки — «Верхним» (Janin, 
Constantinople byzantine, pp. 120— 121). Иное  суждение  высказывает  Р.  Гийан (Guilland, 
Les  Раlais du Boukoleon, pp. 67—68), который  считает,  что  «верхним  дворцом»,  или 
Вуколеоном, Анна называет весь Большой дворец (см. о нем прим. 270). По его мнению, 
слова  Анны  свидетельствуют  о  том,  что  в  ее  время  весь  ансамбль  Большого  дворца 
именовался  Вуколеоном.  С  утверждениями  Р.  Гийана  согласиться  трудно.  Во-первых, 

Анна Комнина «Алексиада» 

Анна неоднократно говорит о Большом дворце и нигде не называет его Вуколеоном; во-
вторых, никогда (а это известно и самому Гийану) другие византийские авторы не путали 
Большой  дворец  и  Вуколеон.  Аргументируя  свою  мысль,  Гийан  ссылается  на  текст 
«Алексиады»: посол прибыл εις τα υπερκείμενα των ανακτόρων — самый верхний дворец 
(XIV, 6, стр. 390), под которым имеется в виду Большой дворец. Но следует отметить, что 
υπερκείμενα  у  Анны  не  термин,  а  просто  слово,  обозначающее  положение  здания.  О 
статуе, порте и системе зданий Вуколеона см. указанные работы Р. Жанена и Р. Гийана. 

289

  Муж  Анны  Далассины,  отец  Алексея,  Иоанн  Комнин  отказался,  несмотря  на 

уговоры  своей  жены,  от  престола,  пред-{475}ложенного  ему  в 1059 г.  его  братом 
императором  Исааком  Комниным.  В  результате  императорская  власть  перешла  от 
Комниных  к  Дукам.  Властолюбивая  Анна  Далассина,  по-видимому,  не  желала 
примириться с мыслью о потере престола и ненавидела Дук (см. Nic. Br., I, 4—5). 

Впрочем, Η. Скабаланович («Византийское государство и церковь в XI в.», стр. 91 

и  сл.)  сомневается  в  правдивости  рассказа  Вриенния  о  добровольном  отказе  Иоанна  от 
престола  и,  ссылаясь  на  рассказ  Пселла,  справедливо  утверждает,  что  власть  перешла  к 
Дукам в результате интриг. Однако знаменателен уже сам факт, что Вриенний, который 
писал по заказу Анны Далассины, считает нужным сочинить эту историю. Он показывает, 
что  Анна  стремилась  обосновать  преимущественное  право  Комниных  на  престол  перед 
Дуками (см. также Безобразов, Михаил Пселл, стр. 90 и сл.). 

290

  В  этом  эпизоде  нельзя  не  видеть  проявление  соперничества  Дук  и  Комниных. 

Возможно, что сторонники Анны Далассины, отрицательно относившейся к браку своего 
сына  с  Ириной,  предприняли  в  данном  случае  последнюю  попытку  разлучить 
венчающегося на царство Алексея с женой. 

291

 Под предлогом Патпрокла (Πάτροκλον πρόφασιν ταΰτ’ εσχηκώς). См. Ил., XIX, 

302; «Жены,  оплакивая  павшего  Патрокла,  стенали.  С  виду  казалось,  о  мертвом,  но  в 
сердце — о собственном горе». 

292

 В сочинении Вриенния (Nic. Br., III, 25) содержится рассказ о том, как кесарь 

Иоанн  Дука  женил  Вотаниата  на  Марии,  несмотря  на  сопротивление  священника, 
отказывавшегося освятить этот незаконный брак (муж Марии, так же как и прежняя жена 
Вотаниата, были живы в то время. См. прим. 61). 

293

  Апеллес — гениальный  афинский  скульптор.  Фидий — замечательный 

греческий  художник V в.  до  н.  э. {Описка  комментатора — на  самом  деле  Апеллес — 
художник, а Фидий — скульптор. — Ю. Ш.

294

 Персонаж греческой мифологии. Голова Горгоны обращала всех смотревших на 

нее в камень. 

295

  Анна  ошибается: Вотаниат,  добиваясь  императорской  власти,  не  находился  на 

Дамалисе, а пребывал в Никее. В Дамалисе стоял со своим войском Никифор Мелиссин 
(см. Ал., II, 8, стр. 107). 

296

 Евдокия — супруга императора Константина Χ Дуки, а затем Романа Диогена. 

После  поражения  Романа  Диогена  была  заключена  в  монастырь.  Ее  дочь  Зоя  в 
дальнейшем  вышла  замуж  за  Адриана  Комнина,  младшего  брата  Алексея.  О  брачных 
планах Вотаниата см. у Продолжателя Скилицы (Skyl., р. 738) и Зонары (Zon., XVIII, 19). 
По словам последнего, {476} Никифор сделал предложение Евдокии, но ее отговорили от 
этого брака некие монахи. 

Глухое замечание о Евдокии содержится и у Никифора Вриенния (Nic. Br., III, 25). 

Когда  священник  медлил  освятить  брак  Никифора  Вотаниата  и  Марии  (см.  прим. 292), 
инициатор этого брака Иоанн Дука стал опасаться, что патриарх «не расторгнет прежнего 
брака и вновь склонится на сторону Евдокии». Комментатор русского издания «Истории» 
Вриенния считает, что речь в данном случае идет о Евдокии — прежней жене Вотаниата. 
Но  в  «Алексиаде»  и  указанном  месте  сочинения  Зонары  явно  говорится  о  Евдокии — 

Анна Комнина «Алексиада» 

супруге  Константина  Дуки  и  Романа  Диогена.  По  сообщению  Атталиата (Attal., p. 304), 
Вотаниат, вступив на престол, оказал Евдокии большие почести. По-видимому, узурпатор 
Вотаниат, пытаясь придать своей власти вид законности, стремился во что бы то ни стало 
жениться на одной из прежних императриц — Евдокии или Марии. 

297

 Ал., I, 4, стр. 62. 

298

 

Торжества, 

сопровождавшие 

провозглашение 

нового 

императора, 

закапчивались возложением короны патриархом. 

Вопрос об этой церемонии и ее обязательности вызвал большую дискуссию между 

П.  Харанисом,  с  одной  стороны,  Ф.  Дэльгером  и  О.  Трейтингером — с  другой.  Этот 
частный вопрос оказался предметом горячих споров, потому что он тесно связан с общей 
проблемой,  касающейся  характера  императорской  власти  и  ее  отношения  с  церковью  в 
Византии (см. об этом: Каждан, Литаврин, Удальцова, Византия и Запад..., стр. 435 и сл.). 

299

 Т. е. в 1075 г. 

300

 Иоанн VIII Ксилифин, константинопольский патриарх с 1064 по 1075 г. 

301

  Евстратий  Гарида — будущий  патриарх (1081—1084). Аналогичным  образом 

характеризуют  Евстратия  Гариду  Зонара (Zon., XVIII, 21), Глика (Glycas, IV, р. 619) и 
Скутариот (Anon. Syn. Chron., p. 182). 

302

 Поликлет — гениальный древнегреческий скульптор второй половины V в. до 

н.  э.,  автор  не  дошедшего  до  нас  теоретического  трактата  «Канон».  Судя  по 
сохранившимся  фрагментам  и  упоминаниям  древних  авторов,  в  своих  теоретических 
построениях  Поликлет  устанавливал  закон  пропорциональности  частей  человеческого 
тела  и  придавал  этому  закону  цифровое  выражение.  Свои  теоретические  воззрения 
Поликлет  стремился  осуществить  на  практике.  Апелляция  Анны  к  канону  Поли-
{477}клета не случайна в период явно усилившегося в XI—XII вв. интереса к античности. 
Рисуя  «идеальные»  портреты  своих  героев,  писательница  неоднократно  говорит  о 
пропорциональном  сложении,  о  соразмерности  частей  тела  (см.:  Предисл.,  стр. 42—43; 
Любарский, Мировоззрение..., стр. 173—174). 

303

 Демосфен (Δημοσθένους) — только в С. Б. Лейб оставляет без перевода. 

304

 К Андронику и Константину Дукам (εις ’Ανδρονίκους εκείνους και Κωνσταντίνους 

τους Δούκας). Дуки — один из знатнейших византийских родов с конца IX в. По словам 
Пселла, этот род был блестящим и богатым и писатели его прославляли. «У всех на устах 
и поныне Андроник, Константин и Панфирий, предки его (Константина Χ Дуки — ЯЛ.
по  отцовской  и  материнской  линиям» (Psellos, Chronogr., II, р. 140). Эти  знаменитые 
Андроник  и  Константин  Дуки,  о  которых  говорят  и  Пселл  и  Анна,  по-видимому,  герои 
повествования  о  Дигенисе — стратиг  Андроник  Дука  и  его  сын  Константин  Дука, 
историческими  прототипами  которых  послужили  византийские  полководцы  начала  Χ  в. 
отец  и  сын  Андроник  и  Константин  Дуки  (см.:  Сыркин,  Об  историчности  персонажей 
«Дигениса  Акрита»,  
стр. 132 и  сл.).  Н.  Скабаланович («Византийское  государство  и 
церковь  в XI в.»,  стр. 86 и  сл.)  убедительно  показал,  что  у  нас  нет  оснований  считать 
Константина  Χ  Дуку  и,  следовательно,  родню  императрицы  Ирины  Дукены  потомками 
Андроника  и  Константина  Дук,  действовавших  в  начале  Χ  в.  Имена  Андроника  и 
Константина  Дуки  в  оригинале  стоят  во  множественном  числе.  Множественное  число 
имен  собственных  вместо  единственного  Анна  нередко  употребляет  в  аналогичных 
случаях. Ср., например: «... роду, который она вела от знаменитых Адриана Далассина и 
Харона» (в  оригинале  «Адрианов  Далассинов» — ’Αδριανους  Δαλασσηνούς  и  «Харонов» 
— Χάρωνας — ΙΙΙ, 8, стр. 130). 

305

  Охота,  воинские  упражнения,  а  также  игра  в  мяч  (см.  Ал., XIV, 4, стр. 383) 

считались  наиболее  достойными  аристократа  занятиями,  необходимыми  для  воспитания 
императоров. Именно охотой, воинскими упражнениями и игрой в мяч советует заняться 

Анна Комнина «Алексиада» 

Алексею  Комнину  (правнуку  императора  Алексея I) Продром.  См.  Каждан,  Два  новых 
памятника..
., стр. 83, 171—172. 

306

 Исаак был дважды в  турецком плену: во время похода против турок в 1073 г. 

(Nic. Br., II, 5) и позже, будучи уже дукой Антиохии (Nic. Br., II, 29; ср. прим. 186). 

307

 Ср. сообщение Зонары (Zon., XVIII, 21); «Вступив на престол, Алексей почтил 

саном  кесаря  Мелиссина,  поднявшего {478} восстание  на  Востоке,  и  предназначил  ему 
для местожительства Фессалонику».  

308

 См. прим. 250. 

309

 Ср.: Zon., XIII, 21; Glycas, IV, р. 617. Титул севастократора сохранился почти до 

конца  Византийской  империи  и  давался  только  ближайшим  родственникам  императора. 
Правда,  уже  при  Мануиле  Комнине  между  императором  и  севастократором  вклинился 
титул δεσπότης («деспот»). См. Stein, Untersuchungen..., S. 31). 

310

  Диадема — императорская  корона  (повязка),  вошедшая  в  употребление  еще  в 

период  эллинизма (Alföldi, Insignien und Tracht..., S. 145 ff.). В  данном  случае  Анна  под 
диадемой  подразумевает  стемму  (το  στέμμα),  носить  которую  было  привилегией 
императоров.  В XI в.  форма  стеммы  была  несколько  упрощена  и  приближена  к 
персидской тиаре (см. Кондаков, Очерки и заметки..., стр. 219). Возможно, поэтому Анна 
в  дальнейшем  и  называет  императорскую  корону  тиарой (VI, 8, стр. 189). В  отличие  от 
императора  кесари,  а  затем  и  севастократоры,  носили  στέφανοι  (венцы),  гораздо  более 
скромные, чем στέμμα (Кондаков, Очерки и заметки..., стр. 219). 

311

  Протовестиарий  —  высокопоставленный  сановник,  ведавший  личным 

казнохранилищем императора («Две византийские хроники Χ века», стр. 85). 

312

 Тарониты — известный армянский род потомков Багратидов. В данном случае 

речь идет о Михаиле Тароните, женатом на сестре Алексея, Марии. При Романе Диогене 
Михаил  Таронит  участвовал  в  борьбе  с  сельджуками.  В  дальнейшем  Анна  рассказывает 
об участии Михаила в заговоре Никифора Диогена против Алексея (Adontz, Les Taronites 
à Byzance,
 р. 23 sq.). 

313

  Паниперсеваст  (πανυπερσέβαστος) — титул,  придуманный  Алексеем.  В 

переводе это слово означает «наисвященнейший». 

314

  Светлейший  Протосеваст  (πρωτοσέβαστος  περιφανέστατος).  По  сообщениям 

Зонары (Zon., XVIII, 21) и Глики (Glycas, IV, р. 618), Адриан получил сан протосеваста и 
должность великого доместика. 

315

 Друнгариями в Византии назывались командующие императорским флотом (см. 

Bury,  The imperial administrative system...,  р. 109 sq.). Титул  великого  друнгария  флота 
(μέγας δρουγγάριος τοΰ στόλου) был впервые введен при Алексее (см. Guilland, Les chefs de 
la marine...,
 p. 219 sq.). 

316

  Привилегией  носить  титул  севаста  (σεβάστος — «священный»)  до  правления 

Алексея пользовались только императоры. Слово σεβάστος представляет собой греческий 
перевод латин-{479}ского augustus. Со времен Октавиана августами назывались римские 
императоры (ср. прим. 112). 

317

  Вводил  новшества  —  ξενίζων.  Φ.  Дэльгер  (ΒΖ, 29, S. 303) настаивает  на 

переводе: «вызывал удивление». 

318

  Проведенная  Алексеем  реформа  титулатуры  заключалась  не  только  в 

изобретении новых пышных титулов. Одновременно с введением новых титулов, которые 
жаловались  исключительно  близким  родственникам  императора  или  членам  наиболее 
знатных  фамилий,  находившимся  в  родстве  с  Комниными,  в  правление  Алексея 
практически  вышли  из  употребления  основные  титулы  византийской  служилой  знати: 
магистр, анфипат, патрикий и протоспафарий. Следовательно, новая система титулатуры 
оставила вне аристократических разрядов большую часть константинопольских вельмож 
(см. Stein, Untersuchungen..., S. 29 sq.). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  35  36  37  38   ..