Анна Комнина «Алексиада»
Взяв на себя заботу об этих людях, он по прибытии на Дамалис (дело было
вечером) отказался от торжественного въезда в город, не пожелал ни императорской
процессии, ни театральной пышности
1535
, а, как это и было нужно, назначил на
следующий день переправу войска. Взойдя на монеру, он в час, когда зажигаются
светильники, прибыл во дворец.
На следующий день он целиком ушел в заботы о пленных и чужеземцах. Детей,
лишившихся родителей, испытывающих горечь сиротской доли, он отдал своим
родственникам и другим людям, известным ему своей благочестивой жизнью, а также
игуменам святых монастырей. Он приказал им воспитывать этих детей не как рабов, а как
свободных, обучая их всем наукам и знакомя со священным писанием. Некоторых же
детей он отдал в приют
1536
, который сам учредил, сделав из него скорее школу для
желающих учиться. Руководителям этого приюта он наказал давать детям общее
образование
1537
. В прилегающей к акрополю части города, там, где находится выход к
морю, Алексей нашел огромной величины храм великого апостола Павла и соорудил там
второй город — внутри царицы городов. Храм наподобие акрополя стоял на самом
высоком месте города.
Новый город простирался на несколько стадий (может быть, кто-нибудь скажет на
сколько именно?) в длину и ширину. Вокруг него тесно стояли дома бедняков и, что еще
больше свидетельствует о человеколюбии императора, жилища калек. Можно видеть, как
бродят там друг за другом слепые, хромые иди имеющие какие-либо иные увечья.
Смотрящим на такое зрелище кажется, что это портик Соломона, заполненный людьми с
искалеченными телами
1538
. Круг домов двойной и двухэтажный: одни из этих
искалеченных мужчин и женщин живут наверху, на втором этаже, другие же копошатся
внизу, у самой земли. Что же касается величины круга, то желающий посмотреть этих
людей, начав с утра, обошел бы круг только к вечеру. {416}
Таков этот город, таковы его обитатели. У них нет ни земельных участков, ни
виноградников или чего-либо иного, что, как мы знаем, заполняет человеческую жизнь,
но каждый и каждая из них, как у Иова
1539
, живет в сооруженном для него доме, из рук
самодержца получая пищу и кров без всякой затраты труда. И что самое удивительное,
эти неимущие, как некие господа, обладают имуществом и разнообразными доходами,
пользуются заботами и вниманием, и сам самодержец вместе со своими приближенными
печется о них. Если где-нибудь было поместье, расположенное в хорошем месте и к тому
же доходное, император отдавал его этой братии, благодаря чему вино у них текло рекой,
в изобилии был хлеб и все то, что люди едят вместе с хлебом. Число кормящихся там
было огромно. По-видимому, это слишком смело, однако я скажу, что деяние самодержца
можно сравнить с чудом моего спасителя, я имею в виду «семь тысяч и пять тысяч»
1540
.
Но тогда он накормил тысячи людей пятью хлебами как бог-чудотворец, а в данном
случае человеколюбивое деяние было совершено по божественной заповеди. Иначе
говоря, там было чудо, а тут императорская щедрость, снабжавшая братию всем
необходимым.
Я сама видела, как девушка помогала старухе, зрячий вел за руку слепого, у
безногого были ноги — не свои, а чужие, безрукого вели другие люди, детей кормили
грудью чужие матери и здоровые ухаживали за паралитиками. Все множество
находившихся на попечении людей делилось на две части: тех, кто нуждался в прислуге,
и тех, кто прислуживал. Самодержец не мог сказать паралитику: «Встань и иди»
1541
,
приказать слепому смотреть
1542
или заставить ходить безногого
1543
. Это было по силам
лишь единорожденному, ставшему ради нас человеком и жившему на земле ради людей.
Но император делал все, что было в его возможностях: он дал каждому калеке слугу и
окружил одинаковой заботой увечного и здорового. Так что, если бы кто-нибудь пожелал
познакомиться с новым городом, который мой отец заложил и построил, он увидел бы