тем такие больные нуждаются в лечебной помощи и диспансерном
наблюдении у многих врачей-специалистов: дерматологов, педиатров,
терапевтов, ортодонтов, оториноларингологов, окулистов и Других.
2.3.4. Особенности формирования психики
Лицо отражает душевное состояние человека. Различные эмоции изменяют
его выражение, благодаря функциям мимических мышц и мышц,
перемещающих нижнюю челюсть. Характер и темперамент влияют на
формирование зубочелюстной системы, психическое состояние—на осанку.
Деформация лицевого скелета и обезображивание лица отрицательно
сказывается на психическом развитии ребенка. Такие дети становятся
робкими, безвольными, иногда замкнутыми, озлобленными. Чувство
неполноценности угнетает их и нарушает взаимоотношения с окружающими,
особенно со сверстниками, что нередко приводит к психической травме.
Взаимосвязь между функциями мимических мышц и психикой особенно ярко
проявляется при аномалиях прикуса, сочетающихся с несмыканием губ.
Открытый рот и отвисающую нижнюю челюсть рассматривают как ослаб-
ление защитной функции организма, как потенциальный недостаток
готовности к волевым поступкам. При таком нарушении ребенок нередко
пассивен, его глаза невыразительны, они отражают усталость, вялость.
Считают, что больные с дистальным блокирующим прикусом
впечатлительны, с мезиальным, как правило, волевые, но несдержанные.
Изучая выражение лица и поведение ребенка, делают вывод о его характере,
темпераменте и психическом развитии Это важно для установления контакта
с больным для взаимопонимания, выбора способа и метода лечения, а также
конструкций ортодонтических аппаратов.