KOMПAC-3D V7. руководство - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

KOMПAC-3D V7. руководство - часть 16

 

 

Копирование объектов 243

Теперь построим окружность, на которой необходимо разместить отверс-

тия. Чтобы разместить отверстия необходимо вначале построить осевую ок-

ружность. Для этого:

• щелкните на Панели свойств в поле Стиль по стрелке справа. Появит-

ся список стилей линий;

• щелкните по пункту Осевая, а затем в точке начала координат;
• нажмите комбинацию клавиш Alt+y. Выделится поле Радиус;
• введите в данном поле значение 65, а затем нажмите клавишу Enter для

фиксации ввода размера радиуса осевой окружности. Появится осевая
окружность в эскизе крышки.

Теперь можно переходить к построению отверстий, центры которых будут

лежать на осевой окружности. Поскольку действие команды Окружность
еще не прервано, то для построения отверстий:

• щелкните в поле Стиль на Панели свойств по стрелке справа. Появит-

ся список стилей линий;

• щелкните по пункту Основная, а затем в любой точке на осевой окруж-

ности;

• нажмите комбинацию клавиш Alt+y и введите в поле Радиус значение 8;
• нажмите клавишу Enter для фиксации ввода размера радиуса отверс-

тия. Появится окружность на осевой линии в эскизе крышки;

• щелкните повторно по кнопке Окружность для закрытия данной ко-

манды.

Теперь проведем копирование последней окружности по осевой окруж-

ности:

• щелкните по окружности, которую стоит копировать по осевой окруж-

ности. Она будет выделена;

• в главном меню щелкните по пункту Редактор. Появится выпадающее

меню;

• щелкните по пункту Копия в выпадающем меню. Появится всплываю-

щее меню;

• щелкните по пункту По окружности во всплывающем меню. Появится

соответствующая Панель свойств: Копирование по окружности;

• щелкните в поле Режим по второй кнопке - кнопке под названием

Вдоль всей окружности;

• нажмите комбинацию клавиш Alt+ч и введите в Панели свойств в по-

ле Количество копий - число копий, например, 10 и нажмите клавишу

Enter;

• щелкните по центру осевой окружности - центру начала координат.

Тут же равномерно разместятся десять меньших окружностей, как по-
казано на рис. 2.141.

244 Создание эскиза для формирования модели детали

Рис. 2.141. Копирование объекта По окружности

Одна окружность видна слабо. Это связано с тем, что она выделена, но вы-

делена зеленым цветом и действие команд По окружности еще не закончено.

• щелкните на Специальной панели инструментов;по кнопке Создать

объект;

• щелкните по кнопке Прервать команду на Панели специального уп-

равления или нажмите клавишу Esc. Панель свойств: Копирование по
окружности
 исчезнет;

• щелкните мышью на свободном месте. Выделение начального объекта

копирования отменится и все окружности будут выделены одинаково.

Следует заметить, что последняя Панель свойств: Копирование по ок-

ружности несколько отличается от предыдущей, хотя обе они предназначены

для копирования.

С помощью переключателя Режим на Панели свойств: Копирование по

окружности можно выбрать один из двух способов размещения копируемого
объекта: С заданным шагом или Вдоль всей окружности.

Если установлен режим размещения копий С заданным шагом, то введи-

те его значение в поле Шаг, а с помощью переключателя Направление уста-
новите нужное направление копирования: По часовой стрелке или Против
часовой стрелки
 от исходного объекта.

Каждое изменение того или иного параметра массива немедленно отража-

ется на его фантоме.

Измерение объектов 245

2.9. Измерение объектов

Измерение объектов включает целый ряд параметров объекта, которые могут

быть измерены. Это площади фигур, длина кривых, координаты точки, раз-

личные расстояния и т.д.

2.9.1. Измерение площади произвольной фигуры

Для измерения площади произвольной фигуры можно использовать три спо-

соба: систему меню, Компактную панель и контекстное меню.

Первый способ:

• в главном меню щелкните по пункту Сервис. Появится выпадающее

меню;

• щелкните по пункту Измерить в выпадающем меню. Появится всплы-

вающее меню;

• щелкните во всплывающем меню по пункту Площадь. Слева от пункта

будет расположена кнопка с изображением на ней заштрихованной
площади со знаком вопроса. Появится окно сообщений Информация.

Второй способ:

• щелкните в Компактной панели по кнопке переключатель Измерения

(2D). Там же, в правой части появится соответствующая панель

инструментов;

• щелкните по кнопке Площадь - кнопке с изображением на ней заштри-

хованной площади со знаком вопроса. Появится окно сообщений Ин-

формация.

Третий способ:
• щелкните правой кнопкой мыши. Появится контекстное меню
• щелкните по пункту Измерить. Появится всплывающее меню, показан-

ное на рис. 2.142.

• щелкните по пункту Площадь в всплывающем меню. Появится окно

сообщений Информация, показанное на
рис. 2.143.

Таким образом, во всех трех случаях появ-

ляется окно сообщений Информация и соотве-
тствующая Панель свойств: Площадь.

В качестве примера рассмотрим определе-

ние площади круглой крышки с отверстиями,

показанной на рис. 2.141.

Вначале, используйте один из трех способов

определения площади, который обеспечит вы-

зов команды соответствующего окна Инфор-

мации. Затем:

246 Создание эскиза для формирования модели детали

Рис. 2.143. Окно сообщений Информация

• щелкните мышью изнутри крышки ближе к внешней окружности. В

окне сообщений Информация появится площадь S1 эскиза между
внешней окружностью, осевой окружностью и отверстиями. Эта пло-
щадь выделится красным цветом;

• щелкните мышью в начале координат. В окне сообщений Информация

появится площадь S2 эскиза - внутренняя его часть между внешней ок-

ружностью, осевой окружностью и отверстиями. Эта площадь выделит-

ся красным цветом, а с прежней площади красный цвет выделения ис-

чезнет. Это состояние показано на рис. 2.144.

В окне сообщений Информация, кроме вычисления последовательно вы-

деленных площадей, каждый раз определяется их суммарная площадь. Если

Измерение объектов 247

предварительно в эскизе крышки удалить осевую окружность, то сразу опре-

делится площадь всей крышки.

В Панели специального управления появятся три специфические кнопки:

Ручное рисование границ позволяет сформировать временную лома-

ную линию, если границы фигуры, площадь которой требуется вычис-

лить, не существуют в чертеже. Сформируйте нужную фигуру. Она бу-

дет выделена красным цветом, а соответствующее значение площади по-

явится в окне Информация.

Обход границ по стрелке позволяет вычислить площадь фигуры, об-

разованной набором геометрических объектов. Сформируйте нуж-

ную фигуру. Она будет выделена красным цветом, а соответствующее

значение площади появится в окне Информация.
Указать замкнутую кривую
 позволяет вычислить площадь фигуры,

ограниченной замкнутым контуром. Фигура, ограниченная выбран-

ным контуром, будет выделена красным цветом, а соответствующее

значение площади появится в окне Информация.

Не выходя из команды, вы можете определить площади произвольного ко-

личества фигур. Последовательно задавайте нужные области любыми спосо-

бами. В окне Информация будут отображаться соответствующие значения.

Можно сохранить или распечатать результаты измерения, находящиеся в

окне Информация. Для этого:

• щелкните в главном меню по пункту Файл окна Информация. Появит-

ся выпадающее меню;

• щелкните в выпадающем меню по цуцкту Сохранить (Печать). Поя-

вится соответствующие диалоговые окна Укажите имя файла для за-

писи (Печать);

• введите в них соответствующие данные и щелкните по кнопке Сохра-

нить (ОК).

Воспользуйтесь командами меню окна Информация.

Для выхода из команды щелкните по кнопке Прервать команду,

нажмите клавишу Esc или закройте окно Информация.

2.9.2. Измерение длины произвольной кривой

Для измерения длины произвольной кривой можно использовать три спосо-

ба: систему меню, Компактную панель и контекстное меню.

Первый способ — с помощью системы меню:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис. Появитсй выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Измерить. Появится всплы-

вающее меню;

• щелкните во всплывающем меню по пункту Длину кривой. Слева от

пункта будет расположена кнопка с изображением замкнутой кривой

со знаком вопроса. Появится окно сообщений Информация.

248 Создание эскиза для формирования модели детали

Второй способ — с помощью Компактной панели:

• щелкните в Компактной панели по кнопке переключатель Измерения

(2D). там же, в правой части появится соответствующая панель

инструментов;

• щелкните по кнопке Длина кривой - кнопке с изображением на ней

кривой со знаком вопроса. Появится окно сообщений Информация.

Третий способ — с помощью контекстного меню:

• щелкните правой кнопкой мыши. Появится контекстное меню; I я
• щелкните по в контекстном меню по пункту Измерить. Появится

всплывающее меню;

• щелкните в всплывающем меню по пункту Длина кривой. Появится

окно сообщений Информация.

Таким образом, во всех трех случаях появляется окно сообщений Инфор-

мация и соответствующая Панель свойств: Длина кривой.

Допустим, с помощью команды Непрерывный ввод объектов мы ввели

некоторую ломаную линию и хотим определить ее длину. Вначале, исполь-
зуйте один из трех способов определения длины кривой, который обеспечит
вызов соответствующего окна Информации. Затем:

• щелкните по первой части кривой. В окне сообщений Информация по-

явится длина ее - L1;

Измерение объектов 249

• далее щелкните по следующей части кривой. В окне сообщений Ин-

формация появится дополнительная информация - длина следующей

части кривой L2 и сумма длин выделенных кривых;

• аналогично щелкайте по другим частям кривой.
Выделенные части кривой высвечиваются красным цветом. Результат оп-

ределения длины кривой показан на рис. 2.145.

В окне сообщений Информация, кроме вычисления длин последовательно

выделенных частей кривой, каждый раз определяется их суммарная длина.

В Панели специального управления появляются две специфические

кнопки:

Ручное рисование границ. Эта кнопка позволяет вручную сформиро-
вать временную ломаную линию, которая будет выделена красным
цветом, а соответствующее значение длины линии появится в окне
Информация.
Обход границы по стрелке.
 Эта кнопка позволяет вычислить длину
кривой, образованной набором геометрических объектов (отрезков,
дуг). Сформируйте нужную кривую. Она будет выделена красным

цветом, а соответствующее значение длины кривой появится в окне
Информация.
Для выхода из команды Длина кривой щелкните по кнопке Прервать
команду,
 нажмите клавишу Esc или закройте окно Информация.

2.9.3. Смена плоскости эскиза

Иногда требуется изменить положение эскиза в пространстве (перенести эс-
киз в другую плоскость). Чтобы разместить эскиз в другой плоскости:

• щелкните по нужному эскизу в Дереве построения, выделив его;
• щелкните правой кнопкой в поле Дерева построения. Появится конте-

кстное меню;

• щелкните в контекстном меню по пункту Изменить плоскость. Плос-

кость или плоская грань, на которой был создан указанный эскиз, подс-
вечивается;

• щелкните по другой плоскости или плоской грани. Эскиз будет перене-

сен на нее. При этом система координат эскиза совмещается с системой
координат выбранной плоскости или грани.

Формообразующий элемент и созданные на его основе элементы пе-

рестраиваются в соответствии с новым положением эскиза. Эскиз, пере-
несенный в другую плоскость, теряет информацию о том, в какой плос-
кости он создавался первоначально, и по своим свойствам не отличается
от эскиза, нарисованного в выбранной плоскости. Команду Изменить
плоскость
 удобно использовать для переноса выступов и отверстий на
другую грань детали.

250 Создание эскиза для формирования модели детали

2.9.4. Редактирование параметров элемента

Форму и размеры элемента определяют не только форма и размеры контура

в соответствующем эскизе, но и параметры формообразующей операции

(например, глубина выдавливания или угол поворота контура в эскизе). Не-

которые элементы (например, вспомогательные плоскости и оси) вообще не

имеют эскизов и полностью определяются параметрами, заданными в коман-

де их построения.

Чтобы изменить параметры элемента:

• щелкните по нужному элементу в Дереве построения или в окне моде-

ли. Он будет выделен;

• щелкните правой кнопкой в поле модели. Появится контекстно-зави-

симое меню;

• щелкните в контекстном меню по пункту Редактировать элемент.

Если редактироваться должен формообразующий элемент, можно выде-

лить любую его грань, ребро или вершину в окне модели и вызвать из конте-

кстного меню команду Редактировать исходный элемент. Система перейдет

в режим выполнения команды, использовавшейся для построения выделен-

ного элемента.

При этом в окне модели останутся только те элементы, которые находят-

ся в Дереве построений перед редактируемым элементом. Иначе говоря, мо-

дель временно вернется в то состояние, в котором она была в момент созда-

ния редактируемого элемента.

На Панели свойств появляются те же элементы управления, что и при соз-

дании операции. Отредашшруйто! нужные параметры операции и нажмите

кнопку Создать объект на Панели специального управления. После этого

модель будет перестроена в соответствии с новыми параметрами отредакти-

рованного формообразующего элемента.

Можно отредактировать некоторые параметры элемента без перехода в ре-

жим выполнения команды его построения. Для этого используйте окно рабо-

ты с переменными модели. Для этого:

• щелкните в главном меню по пункту Вид. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Панели инструментов. Поя-

вится всплывающее меню;

• щелкните во всплывающем меню по пункту Переменные;
• щелкните по нужному полю для его выделения;
• щелкните еще раз для создания режима ввода нужного значения пере-

менной;

• введите новое значение переменной.

После ввода новых значений переменных пиктограмма элемента в Дереве

построения помечается красной «галочкой». Это означает, что переменные

элемента изменены, но изменения не переданы в модель. Чтобы перестроить

модель, щелкните по кнопке Перестроить на панели инструментов Вид или

Построение геометрических объектов 251

щелкните в главном меню по пункту Вид, а затем в выпадающем меню по
пункту Перестроить.

Модель будет перестроена в соответствии с новыми значениями перемен-

ных, «галочки» в Дереве построения исчезнут.

2.10. Построение геометрических

объектов

Для построения того или иного геометрического объекта система КОМП AC-3D V7
имеет многочисленные кнопки вызова соответствующих Панелей свойств, создаю-

щих геометрические объекты. Эти кнопки появляются на Компактной панели во
второй ее половине, если кнопка переключатель Геометрия находится в активном

(нажатом) состоянии. Кнопка-переключатель Геометрия с изображением буквы g
появляется на Компактной панели при создании эскиза детали, листового тела, чер-

тежа или фрагмента

Многие кнопки, находящиеся во второй половине Компактной панели -

на панели инструментов, содержат маленькую стрелочку в правом нижнем
углу. Эта стрелочка указывает, что возможен вызов расширенной (дополни-
тельной панели) по данному объекту.

Чтобы вызвать дополнительную панель инструментов нужного объекта:

• щелкните на Компактной панели в правой ее половине по кнопке пе-

реключателю Геометрия, если она не находится в активном (нажатом)
состоянии. Во второй половине Компактной панели появится панель
инструментов Геометрия;

• щелкните во второй половине Компактной панели на панели инстру-

ментов Геометрия по кнопке с нужным объектом и несколько задержи-
те ее нажатой. Появится дополнительная панель инструментов для

данного объекта. Дополнительная панель инструментов будет перпен-
дикулярна панели Геометрия;

• удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите указатель мыши

на нужную вам кнопку и отпустите ее. Указанная кнопка станет на мес-

то кнопки, по которой был сделан щелчок мыши. Одновременно с вы-

зовом объекта (команды) - щелчком по той или иной кнопке вы обес-

печите вызов в главное окно соответствующей Панели свойств.

Для облегчения работы с системой используйте подсказки, которые появ-

ляются в строке сообщений после каждого вашего действия.

Для завершения выполнения команды щелкните на Специальной па-
нели инструментов
 по кнопке Прервать команду или нажмите кла-

вишу Esc.

Для точного позиционирования курсора воспользуйтесь привязками или

меню геометрического калькулятора в полях на Панели свойств:

252 Создание эскиза для формирования модели детали

Если на Панели свойств присутствует группа переключателей Оси, то она

управляет отрисовкой осей симметрии объекта.

Если на Панели свойств присутствует группа переключателей Направле-

ние, то она управляет направлением построения объекта.

После ввода каждого параметра объекта в полях Панели свойств необходи-

мо нажать клавишу Enter для фиксации ввода значений по каждому параметру.

Краткое назначение каждой команды - кнопки, вызывающей команду,

представлено ниже. Рассмотрение кнопок и соответствующей ей команды

начнем слева направо с учетом дополнительных панелей инструментов.

2,10.1. Построение точек

Объект Точка имеет дополнительную (расширенную) панель инструментов,

показанную на рис. 2.146.

Точки по кривой позволяет построить

нескольких точек, равномерно распо-

ложенных на какой-либо кривой.

Для построения точек по кривой:

Рис. 2.146. Дополнительная

(расширенная) панель

инструментов объекта Точка

• введите на Панели свойств в поле Коли-

чество участков количество участков, на которые проставленные точ-

ки должны разбить кривую;

• щелкните мышью по кривой, на которой должны быть равномерно рас-

положены заданное число точек.

Если кривая не замкнута, точки будут построены сразу после ее указания.

Первая точка будет совпадать с начальной точкой кривой, последняя - с ко-

нечной.

Если кривая замкнута, то после ее указания требуется задать положение

первой точки на ней (определить точку т1).

Если указанная точка не принадлежит выбранной кривой, то положение

первой точки будет определяться проекцией указанной точки на кривую.

Точки пересечения двух кривых позволяет построить точки в местах

пересечений кривых.

Для построения точки пересечения двух кривых:

• щелкните мышью по первой кривой. Она выделится красным цветом;

Точка - позволяет построить произ-

вольно расположенную точку.

Для построения точки щелкните мышью на

рабочем листе в месте установки точки или

введите координаты точки на одноименной

Панели инструментов. Для точного позицио-

нирования курсора воспользуйтесь привязка-

ми или меню геометрического калькулятора

для поля т на Панели свойств: Точка.

Построение геометрических объектов 253

• щелкните мышью по второй кривой. Она выделится красным цветом.

Одновременно появится точка пересечения двух кривых.

Все точки пересечения кривой позволяет построить точки в местах
всех пересечений указанной кривой с другими кривыми.

Для построения всех точек пересечения кривой:

• щелкните мышью по первой кривой. Она выделится красным цветом;
• щелкните мышью по второй кривой. Она выделится красным цветом.

Одновременно появится точка пересечения кривых;

• щелкните мышью по третьей кривой. Она выделится красным цветом.

Одновременно появится точка пересечения третьей кривой и первой;

• и так далее.

Точка на заданном расстоянии позволяет построить точки на кри-
вой, находящиеся на заданном расстоянии от указанной точки на
этой же кривой (базовой точки) и друг от друга.

Для построения точки на заданном расстоянии:

• введите на Панели свойств: Точка на заданном расстоянии в поле Ко-

личество точек количество точек, которые требуется создать;

• щелкните мышью по кривой, на которой должны быть расположены за-

данное число точек. Она выделится красным цветом;

• щелкните на кривой в месте расположения базовой точки - точки т1.

Если указанная точка не принадлежит выбранной кривой, то положе-

ние базовой точки будет определяться проекцией указанной точки на

кривую;

• введите на Панели свойств: Точка на заданном расстоянии в поле Рас-

стояние расстояние между базовой точкой и первой создаваемой точ-
кой. Если создается несколько точек, то указанное значение будет опре-
делять также расстояния между ними. При перемещении курсора в раз-

ные стороны от базовой точки на экране отображаются фантомы точки
(точек), которые могут быть построены;

• щелкните по нужному вам фантому для его фиксации.

2.10,2. Построение вспомогательных прямых

Объект Вспомогательная прямая имеет дополнительную (расширенную) па-

нель инструментов, показанную на рис. 2.147.

Вспомогательная прямая позволяет построить произвольно распо-
ложенную прямую.

Для построения вспомогательной кривой:

• щелкните в местоположении первой точки или введите на Панели

свойств координаты первой точки т1;

254 Создание эскиза для формирования модели детали

• щелкните в местоположении второй точ-

ки или введите на Панели свойств коор-

динаты второй точки т2.

Для точного позиционирования курсора

воспользуйтесь привязками или меню геомет-

рического калькулятора в полях т1 и т2 на Па-

нели свойств.

Угол наклона прямой (угол между прямой

и осью абсцисс текущей системы координат)

будет определен автоматически.

Чтобы быстро построить пучок прямых,

проходящих через одну точку, сделайте следу-

ющее. При построении самой первой прямой

укажите в качестве первой точки общую для

всех прямых точку и щелкните на Панели спе-

циального управления по кнопке Запомнить

состояние. Затем последовательно постройте

нужное количество прямых, задавая их вторые

точки.

После вызова команды появится фантом горизонтальной прямой.

Для построения горизонтальной прямой:

• переместите указатвдь^ь^р вместе с фантомом горизонтальной пря-

мой нужное вам место (или введите на Панели свойств координаты
точки (т), через которую должна пройти горизонтальная прямая);

• щелкните мышью (нажмите клавишу Enter).

Для точного позиционирования курсора воспользуйтесь привязками или

меню геометрического калькулятора для поля т на Панели свойств.

Горизонтальная прямая позволяет

построить горизонтальную прямую.

Вертикальная прямая позволяет построить вертикальную прямую.

После вызова команды появится фантом вертикальной прямой.

Для построения вертикальной прямой:

• переместите указатель мыши вместе с фантомом вертикальной прямой

нужное вам место (или введите на Панели свойств координаты точки
(т), через которую должна пройти вертикальная прямая);

• щелкните мышью (нажмите клавишу Enter).

Для точного позиционирования курсора воспользуйтесь привязками или

меню геометрического калькулятора для поля т на Панели свойств.

Параллельная прямая позволяет построить прямую, параллельную

выбранному прямолинейному объекту (базовому объекту).

Построение геометрических объектов 255

Для построения параллельной прямой:

• щелкните мышью по базовому объекту. Он выделится красным цветом;
• щелкните в местоположении параллельной прямой или введите на Па-

нели свойств нужное значение в поле Расстояние, а затем нажмите

клавишу Enter. Появятся фантомы двух прямых, расположенных на за-

данном расстоянии по обе стороны от базового объекта;

• щелкните мышью на нужном фантоме либо по кнопке Создать объект

на Панели специального управления.

Чтобы быстро построить несколько прямых, параллельных одному и тому

же объекту, сделайте следующее. Указав базовый объект, щелкните по кноп-

ке Запомнить состояние на Панели специального управления. После этого

последовательно постройте нужное количество прямых, указывая принадле-

жащие им точки или задавая расстояния до базового объекта.

Чтобы перейти к построению прямых, параллельных другому объекту,

щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специального управления, а

затем укажите курсором нужный базовый объект.

Перпендикулярная прямая позволяет построить прямую, перпенди-

кулярную выбранному объекту (базовому объекту).

Для построения перпендикулярной прямой:

• щелкните мышью по базовому объекту. Он выделится красным цветом;
• щелкните в местоположении точки, через которую должна пройти соз-

даваемая перпендикулярная прямая или введите на Панели свойств ее

координаты, а затем нажмите клавишу Enter. Появятся фантомы всех

вариантов прямых, перпендикулярных вобранному объекту и прохо-

дящих через указанную точку;

• выберите нужный фантом мышью или с помощью кнопок Следующий

объект и Предыдущий объект на Панели специального управления;

• щелкните мышью по нужному вам фантому или по кнопке Создать

объект на Панели специального управления.

Чтобы быстро построить несколько прямых, перпендикулярных одному и

тому же объекту, сделайте следующее. Указав объект, щелкните по кнопке

Запомнить состояние. После этого последовательно постройте нужное коли-

чество прямых, указывая принадлежащие им точки.

Чтобы перейти к построению прямых, перпендикулярных другому объек-

ту, щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специального управле-

ния, а затем укажите курсором нужный базовый объект.

Касательная прямая через внешнюю точку позволяет построить

прямую, касательную к другому объекту и проходящей через произ-

вольную точку, не принадлежащую этому объекту.

Для построения касательной прямой через внешнюю точку:

• щелкните по объекту, касательно к которому должна пройти прямая.

Он выделится красным цветом;

256 Создание эскиза для формирования модели детали

• щелкните в местоположении точки, через которую должна пройти соз-

даваемая прямая. На экране появятся фантомы всех вариантов прямых,

касательных к объекту и проходящих через заданную точку;

• щелкните мышью по нужному фантому с помощью кнопок Следую-

щий объект и Предыдущий объект на Панели специального управле-

ния.

Затем зафиксируйте выбранную прямую, щелкнув по ней мышью или на-

жав кнопку Создать объект на Панели специального управления.

Чтобы перейти к построению линий, касательных к другому объекту,

щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специального управления, а

затем укажите курсором новый базовый объект.

Касательная прямая через точку кривой позволяет построить пря-
мую, касательную к другому объекту и проходящую через указанную
точку на этом объекте. Доступно два способа построения касательной
к объекту:

задание точки касания;
задание угла наклона касательной.

Для построения касательной прямой через точку кривой:

о щелкните по объекту, касательно к которому должна пройти прямая.

Он выделится красным цветом;

о задайте точку касания. Появится фантом касательной;
о щелкните по нужному фантому касательной для фиксации его или по

кнопке Создать объект на Панели специального управления для фик-

сации выделенного фантома.

Если известен угол наклона касательной (угол между прямой и осью абс-

цисс текущей системы координат), введите его на Панели свойств в поле Угол.

После этого на экране появятся фантомы всех возможных вариантов пря-

мых, касательных к указанному объекту и расположенных под заданным углом.

Выберите нужный фантом мышью или с помощью кнопок Следующий

объект и Предыдущий объект на Панели специального управления.

Затем зафиксируйте выбранную прямую, щелкнув по ней мышью или на-

жав кнопку Создать объект на Панели специального управления.

Чтобы перейти к построению прямых, касательных к другому объекту,

щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специального управления, а

затем укажите курсором новый базовый объект.

Прямая, касательная к двум кривым позволяет построить прямую,

касательную к двум объектам.

Для построения прямой, касательной к двум кривым:

• щелкните по объектам, касательно к которым должна пройти прямая.

Они выделятся красным цветом. На экране появятся фантомы всех

возможных вариантов касательных;

Построение геометрических объектов 257

• выберите мышью нужный фантом или с помощью кнопок Следующий

объект и Предыдущий объект на Панели специального управления;

• щелкните по нужному фантому или по кнопке Создать объект на Па-

нели специального управления.

Чтобы перейти к построению прямых, касательных к другим объектам,

щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специального управления, а
затем последовательно укажите курсором два объекта.

Биссектриса позволяет построить биссектрису угла, образованного

двумя указанными прямолинейными объектами.

Для построения биссектрисы.

• щелкните мышью по двум прямолинейным объектам. Появятся фанто-

мы биссектрис углов, образованных выбранными объектами;

• выберите нужный фантом мышью или с помощью кнопок Следую-

щий объект и Предыдущий объект на Панели специального управ-

ления;

• зафиксируйте выбранную биссектрису, щелкнув по ней мышью или на-

жав кнопку Создать объект на Панели специального управления.

2.70.3. Построение отрезков

Объект Отрезок имеет дополнительную (расширенную) панель инструмен-

тов, показанную на рис. 2.148.

Отрезок позволяет построить произ-

вольно расположенный отрезок.

Доступно два основных способа построения

произвольного отрезка:

- задание начальной и конечной точек от-

резка;

- задание начальной точки, длины и угла

наклона отрезка.

Для построения отрезка первым способом:

• щелкните в местоположении начальной

точки или введите в Панели свойств в

поле т1 координаты начальной точки и

нажмите клавишу Enter для фиксации

ввода;

Рис. 2.148. Дополнительная

(расширенная) панель

инструментов объекта

Отрезок

щелкните в местоположении конечной

точки или введите в Панели свойств в

поле т2 координаты конечной точки и нажмите клавишу Enter для

фиксации ввода. При этом длина и угол наклона отрезка будут опреде-

лены автоматически.

258 Создание эскиза для формирования модели детали

Для построения отрезка вторым способом:

• щелкните в местоположении начальной точки или введите в Панели

свойств в поле т1 координаты начальной точки и нажмите клавишу

Enter для фиксации ввода;

• введите в Панели свойств в поле Длина - длину отрезка и нажмите

клавишу Enter для фиксации ввода;

• введите в Панели свойств в поле Угол - угол наклона отрезка и нажми-

те клавишу Enter для фиксации ввода.

Задание вышеуказанных параметров можно выполнить любым способом и

в любом порядке. Например, вы можете указать курсором положение точки т1,

ввести длину в поле Длина на Панели свойств и задать курсором угол наклона

отрезка. При этом конечная точка отрезка будет определена автоматически.

Чтобы быстро построить несколько отрезков, начинающихся в одной точ-

ке, сделайте следующее. При построении самого первого отрезка укажите в

качестве начальной точки общую для всех отрезков точку и щелкните по

кнопке Запомнить состояние на Панели специального управления. Затем

последовательно постройте нужное количество отрезков, задавая их осталь-

ные параметры.

Параллельный отрезок позволяет построить один или несколько от-

резков, параллельных другим прямолинейным объектам.

Для построения параллельного отрезка:

• щелкните по объекту, параллельно которому должен пройти отрезок.

Он выделится красным цветом;

• щелкните в местоположении начальной точки параллельного отрезка

или введите в Панели свойств в поле т1 координаты начальной точки и

нажмите клавишу Enter для фиксации ввода. Расстояние от базового

объекта до параллельного отрезка будет определено автоматически;

• введите в Панели свойств в поле Длина длину отрезка и нажмите кла-

вишу Enter для фиксации ввода. Нужный вам параллельный отрезок

будет построен.

Для точного позиционирования курсора воспользуйтесь привязками или

меню геометрического калькулятора в полях т1 и т2 на Панели свойств.

Можно построить несколько отрезков, параллельных базовому объекту,

не выходя из команды. Чтобы перейти к построению отрезков, параллельных

другому объекту, щелкните по кнопке Выбор объекта на Панели специаль-

ного управления, а затем укажите курсором нужный объект.

Перпендикулярный отрезок позволяет построить один или несколь-

ко отрезков, перпендикулярных другим объектам.

Для построения перпендикулярного отрезка:

• щелкните по объекту, перпендикулярно которому должен пройти отре-

зок. Он выделится красным цветом;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..