KOMПAC-3D V7. руководство - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

KOMПAC-3D V7. руководство - часть 15

 

 

Построение вспомогательных плоскостей 227

Рис. 2.125. Компактная панель в режиме построения детали и Панель свойств:

Нормальная плоскость

Появившаяся Панель свойств: Нормальная плоскость позволяет создать

одну или несколько вспомогательных плоскостей, нормальных к цилиндри-

ческой или конической грани детали.

Второй этап - построение Нормальной плоскости. Для этого:

• щелкните на Панели свойств: Нормальная плоскость по одной из кно-

пок Направление угла: Прямое направление или Обратное направле-

ние для определения направления отсчета угла;

• щелкните по цилиндрической или конической поверхности, к которой

требуется построить нормальную плоскость;

• щелкните по плоской грани или конструктивной плоскости, относи-

тельно которой должна быть сориентирована новая плоскость;

• щелкните дважды по полю Угол на вкладке Параметры Панели

свойств: Нормальная плоскость и введите значение угла между ука-

занным плоским объектом и создаваемой плоскостью. По умолчанию в

этом поле указывается значение 0. Это означает, что новая создаваемая

плоскость будет параллельна ранее указанной;

• нажмите клавишу Enter;
• щелкните на Панели Специального управления по кнопке Создать

объект. В Дереве построения появится соответствующий пункт Нор-

мальная плоскость: 1, это произойдет если это первое построение такой

вспомогательной плоскости.

На рис. 2.126 показан результат построения Нормальной плоскости.

РИС. 2.126. Результат построения Нормальной плоскости

228 Создание эскиза для формирования модели детали

Для удаления вспомогательной плос-

кости:

• щелкните по пункту Нормальная

плоскость в Дереве построений.

Пиктограмма данного пункта выс-

ветится зеленым цветом. Соответ-

ствующая вспомогательная плос-

кость появится на модели.

• щелкните правой кнопкой мыши в

области модели. Появится контек-

стное меню, показанное на рис.

2.127.

• щелкните по пункту Удалить плос-

кость. Появится диалоговое окно

Удалить объекты;

• щелкните по кнопке ОК. Вспомо-

гательная плоскость исчезнет с эк-

рана.

2,6.8. Построение Касательной плоскости

Построение Касательной плоскости включает несколько этапов.

Первый этап - создание режима построения Касательной плоскости.

Для этого:

• вызовите расширенную панель инструментов для построения вспомо-

гательных плоскостей (см. выше);

• _. переместите указатель мыши с нажатой левой кнопки мыши на кнопку Ка-
ХГ сательной плоскости и отпустите кнопку мыши. Появится соответствую-

щая Панель свойств: Касательная плоскость, показанная на рис. 2.128.

Чтобы построить плоскость, касающуюся грани в определенном месте,

требуется предварительно построить линию касания. Линия касания опреде-

ляется пересечением грани и нормальной к ней плоскости. В качестве приме-

ра построим касательную плоскость на четвертой ступени вала для построе-

ния на ней эскиза шпоночного паза.

Второй этап - построение Касательной плоскости. Для этого:

• щелкните по цилиндрической поверхности четвертой ступени вала, на

которой требуется построить касательную плоскость;

Построение вспомогательных плоскостей 229

• щелкните в Дереве построения по плоскости Плоскость XY, проходя-

щей через ось грани;

• щелкните на Панели свойств в разделе Положение плоскости: по

кнопке Положение 1 для размещения Касательной плоскости в верх-

ней части четвертой ступени вала;

• щелкните на Специальной панели управления по кнопке Создать объ-

ект. Появится искомая Касательная плоскость, показанная на рис. 2.129.

В Дереве построения появится пункт Касательная плоскость:!.

РИС. 2.129. Результат построения Касательной плоскости

2.6.9. Построение плоскости через ребро па-
раллельно /перпендикулярно другому ребру

Построение Плоскости через ребро параллельно/перпендикулярно друго-

му ребру включает несколько этапов.

Первый этап - создание режима построения Плоскости через ребро па-

раллельно/перпендикулярно другому ребру. Для этого:

• вызовите расширенную панель инструментов для построения вспомо-

гательных плоскостей (см. выше);

переместите указатель мыши с нажатой левой кнопки мыши на кноп-

ку Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно другому

ребру и отпустите кнопку мыши. Появится соответствующая Па-

230 Создание эскиза для формирования модели детали

нель свойств: Плоскость через ребро параллельно/перпендикуляр-

но другому ребру, показанная на рис. 2.i30.

Панель свойств: Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно

другому ребру позволяет создать одну или несколько вспомогательных

плоскостей, проходящих через указанные прямолинейные объекты парал-

лельно или перпендикулярно другим прямолинейным объектам. Опорными

прямолинейными объектами для построения плоскости могут служить реб-

ра, вспомогательные оси или отрезки в эскизах. Укажите ребро (или вспомо-

гательную ось), через которое должна пройти плоскость.

Второй этап - построение Плоскости через ребро параллельно/пер-

пендикулярно другому ребру. Для этого:

• укажите ребро (или вспомогательную ось), параллельно (или перпен-

дикулярно) которому должна пройти плоскость.

На рис. 2.131 показан результат построения Плоскости через ребро па-

раллельно/перпендикулярно другому ребру.

Рис. 2.131. Результат построения Плоскости через ребро параллельно/

перпендикулярно другому ребру

2.6.10. Построение плоскости через ребро

параллельно /перпендикулярно грани

Построение Плоскости через ребро параллельно/перпендикулярно грани

включает несколько этапов.

Первый этап - создание режима построения Плоскости через ребро па-

раллельно/перпендикулярно грани. Для этого:

• вызовите расширенную панель инструментов для построения вспомо-

гательных плоскостей (см. выше);

переместите указатель мыши с нажатой левой кнопки мыши на кноп-

ку Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани и

отпустите кнопку мыши. Появится соответствующая Панель

свойств: Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно

грани, показанная на рис. 2.132.

Рис. 2.132. Компактная панель в режиме построения детали и Панель свойств:

Плоскости через ребро параллельно/перпендикулярно грани

При этом изображение активизированной кнопки Плоскость через ребро

параллельно/перпендикулярно грани переместился на место кнопки, распо-

ложенной в самом низу панели инструментов.

Панель свойств: Плоскости через ребро параллельно/перпендикулярно

грани позволяет создать одну или несколько вспомогательных плоскостей,

проходящих через указанные прямолинейные объекты параллельно или пер-

пендикулярно плоским объектам. Опорными прямолинейными объектами

для построения плоскости могут служить ребра, вспомогательные оси или от-

резки в эскизах. Опорными плоскими объектами могут служить вспомога-

тельные плоскости или плоские грани модели.

Второй этап — построение Плоскости через ребро параллельно/пер-

пендикулярно грани при нажатой соответствующей кнопке:

• щелкните по кнопке Плоскости через ребро параллельно/перпенди-

кулярно грани, если она не нажата;

• щелкните по одной из кнопок Положение плоскости: Параллельно

грани или Перпендикулярно грани;

• щелкните по ребру (или вспомогательной оси), через которое должна

пройти вспомогательная плоскость. Произойдет выделение ребра;

• переместите несколько указатель на нужную грань. Появится фантом

вспомогательной плоскости;

• щелкните по грани для ее выделения. Появится вспомогательная плоскость;

РИС. 2.133. Результат построения Плоскости через ребро параллельно/

перпендикулярно грани

Построение вспомогательных плоскостей 231

232 Создание эскиза для формирования модели детали

• щелкните на Панели Специального управления по кнопке Создать

объект. В Дереве построения появится соответствующий пункт Плос-
кость через ребро и грань: 1,
 ели это первое построение такой вспомо-
гательной плоскости.

Если строится параллельная плоскость, может быть указана только плос-

кая грань или плоскость. На рис. 2.133 показан результат построения Плос-
кости через ребро параллельно/перпендикулярно грани.

Для выделения вспомогательной плоскости - Плоскости через ребро па-

раллельно/перпендикулярно грани щелкните по данному пункту в Дереве
построений.
 Соответствующая вспомогательная плоскость появится на модели.

2.7. Редактирование эскиза

Система позволяет редактировать изображение эскиза в любой модели. Пос-

ле изменения эскиза элемент, сформированный на его основе, будет перест-

роен в соответствии с новым начертанием контура в эскизе.

Перед вызовом команды редактирования эскиза требуется указать эскиз.

Это можно сделать одним из следующих способов:

• выделить эскиз в Дереве построения;
• выделить сформированный на основе эскиза элемент в Дереве постро-

ения;

• выделить любую грань элемента, сформированного на основе эскиза.

Затем вызовите из контекстного меню команду Редактировать эскиз.
Система перейдет в режим редактирования эскиза. При этом в окне дета-

ли останутся только те элементы, которые находятся в Дереве построения
перед редактируемым эскизом. Иначе говоря, модель временно вернется в то
состояние, в котором она была в момент создания редактируемого эскиза.

Внося изменения в эскиз, можно:

• проецировать в него существующие элементы (ребра, грани и т.д.);
• привязываться к фантомам ребер (если они есть в эскизе);
• накладывать и удалять параметрические связи и ограничения;
• выполнять любые построения;
• редактировать графические объекты.

Если эскиз параметрический, и положение объектов в нем определяет-

ся ассоциативными размерами, вы можете ввести новые значения этих
размеров.

После внесения в эскиз нужных изменений щелкните по пункту Эскиз в

выпадающем меню пункта Операции главного меню. Формообразующий
элемент и созданные на его основе элементы перестроятся в соответствии с
новыми параметрами эскиза.

Редактирование эскиза 233

2.7.1. Простое изменение конфигурации объектов

Система позволяет изменять конфигурацию объекта, перетащив его харак-

терную точку. Для этого:

• установите курсор на объект (например, на окружность) и щелкните

левой кнопкой мыши - объект будет выделен зеленым цветом, и его ха-
рактерные точки станут доступны;

• установите курсор на одну из точек (при этом внешний вид курсора из-

менится на четырехстороннюю стрелку);

• нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте курсор.

Окружность начнет изменять свой радиус или положение (если пере-

таскивается центральная точка). Для удобства редактирования на экра-

не отображается фантом объекта. После того, как достигнуто нужное
положение перетаскиваемой точки, отпустите левую кнопку мыши.

Когда выделение объекта снимается, исчезают и его характерные точки.

2.7.2. Редактирование параметров объектов

Чтобы начать редактирование параметров существующего объекта (напри-
мер, изменение текста размерной надписи или угла наклона штриховки), ус-
тановите курсор на этом объекте и дважды щелкните левой кнопкой мыши.
На Панели свойств появятся поля параметров указанного объекта. Вы може-
те вводить нужные значения параметров как вручную, так и с использовани-
ем геометрического калькулятора.

Процесс редактирования параметров объекта аналогичен тем действиям,

которые выполняются при создании объекта способом, принятым в системе
по умолчанию, поэтому можно использовать все доступные приемы работы с
Панелью свойств (фиксация и разфиксация, запоминание и т.д.). После вво-
да новых значений параметров щелкните мышью на фантоме объекта или
нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.

2.7.3. Перемещение характерных точек объекта

Для перехода в режим редактирования характерных точек объекта нужно
щелкнуть по нему мышью. В режим редактирования характерных точек неко-
торых объектов сложной конфигурации (сплайнов, допусков формы и т.д.)

можно также войти в процессе создания объекта, вызвав команду Редактиро-

вать точки из контекстного меню или нажав кнопку Редактировать точки на

Панели специального управления. В этом режиме характерные точки отоб-
ражаются в виде маленьких черных квадратов, а объект выделяется зеленым
цветом.

Изменить положение характерной точки можно несколькими способами.

Первый способ - перетаскиванием характерной точки при помощи мыши:

• подведите курсор к характерной точке, при этом он изменит свою

форму;

234 Создание эскиза для формирования модели детали

• нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте точку.

Когда нужное положение точки будет достигнуто, отпустите кнопку

мыши.

Второй способ - перемещением характерной точки при помощи клавиатуры:

• подведите курсор к характерной точке (это можно сделать как при по-

мощи мыши, так и при помощи клавиш со стрелками). Когда курсор из-

менит форму, нажмите клавишу Enter, активизировав тем самым ха-

рактерную точку. Теперь характерная точка будет перемещаться вмес-

те с курсором;

• перемещайте курсор при помощи клавиш со стрелками, а когда точка

достигнет нужного положения, вновь нажмите клавишу Enter, зафикси-

ровав тем самым ее новое положение. При этом способе перемещение

характерной точки будет дискретным, кратным текущему шагу курсора.

Третий способ - перемещение характерной точки с использованием привязки.
При перемещении характерной точки курсором (как при помощи мыши,

так и при помощи клавиатуры) срабатывают, включенные в данный момент,

глобальные привязки.

При перемещении точки можно воспользоваться локальными привязка-

ми. Для этого в процессе перемещения нажмите правую кнопку мыши или

комбинацию клавиш Shift+FlO и вызовите из появившегося контекстного

меню нужную привязку (при этом левая кнопка мыши освободится). Переме-

щайте курсор, а когда привязка сработает, щелкните левой кнопкой мыши

или нажмите клавишу Enter.

При перемещении точки можно воспользоваться клавиатурными привяз-

ками. Для этого в процессе перемещения нажмите клавиатурную комбина-

цию, вызывающую нужную привязку, а после выполнения привязки отпус-

тите левую кнопку мыши или нажмите клавишу Enter.

Четвертый способ - задание координат характерной точки:

• активизируйте характерную точку. Для этого любым способом подве-

дите к ней курсор, а когда он изменит форму, щелкните левой кнопкой

мыши или нажмите клавишу Enter. На Панели свойств появятся поля

с координатами этой точки;

• введите в поля координат новые значения и зафиксируйте их, нажав

клавишу Enter. После этого характерная точка займет новое положе-

ние.

При редактировании положения характерной точки перечисленные спо-

собы можно комбинировать. Например, активизировать точку мышью, а пе-

реместить и зафиксировать при помощи клавиатуры. Или активизировать

точку при помощи клавиатуры, выполнить локальную привязку и зафикси-

ровать новое положение мышью.

Кроме того, при редактировании таких объектов, как линия-выноска, до-

пуск формы и расположения можно добавлять новые точки изломов. Для

Редактирование эскиза 235

этого щелкните мышью на нужном звене. Оно будет разбито на две части но-

вой вершиной, расположенной в указанной точке. Вы можете «перетащить»

ее в любое место.

Для удаления характерной точки. Активизируйте характерную точку и

нажмите клавишу Del. После этого характерная точка исчезнет, и объект пе-

рестроится в соответствии с положением оставшихся характерных точек.

2.7.4. Простое удаление объекта или его
элементов

Для удаления объектов выполните следующие действия:

• выделите объекты, которые нужно удалить;
• нажмите клавишу Del. Выделенные объекты будут немедленно удале-

ны из документа.

Если Вы ошиблись и случайно удалили нужные объекты, нажмите

кнопку Отменить на панели инструментов Стандартная или комбина-

цию клавиш Alt+BackSpace либо Ctrl+Z. Удаленные объекты будут не-

медленно восстановлены.

2.7.5. Размещение эскиза на плоскости

Иногда для редактирования формообразующего элемента не требуется изме-

нять топологию и размеры контура в эскизе, а нужно только изменить поло-

жение этого контура на плоскости (или на плоской грани).

Чтобы сдвинуть и/или повернуть эскиз на плоскости, а точнее перемес-

тить систему координат эскиза на его плоскости:

• щелкните по нужному эскизу в Дереве построения. Он будет выделен;
• щелкните правой кнопкой в поле Дерева построения. Появится конте-

кстно-зависимое меню;

• щелкните в контекстно-зависимом меню по пункту Разместить эскиз.

На Панели свойств появятся поля, в которых требуется задать новое по-

ложение системы координат выделенного эскиза и угол поворота ново-

го положения системы координат относительно текущего положения.

Положение графических объектов эскиза в его системе координат не изме-

няется. Поэтому при перемещении системы координат перемещается и изоб-

ражение эскиза. Это перемещение отображается на экране в виде фантома.

Когда нужное положение системы координат (и объектов эскиза) достигну-

то, требуется подтвердить перемещение. Для подтверждения перемещения

системы координат эскиза щелкните по кнопке Создать объект на Панели

специального управления.

Для отказа от перемещения системы координат и выхода из команды щелк-

ните по кнопке Прервать команду на Панели специального управления.

Таким образом, при использовании пункта Разместить эскиз Вы можете из-

менить положение эскиза на плоскости, не входя в режим его редактирования.

236 Создание эскиза для формирования модели детали

Формообразующий элемент и созданные на его основе элементы перест-

роятся в соответствии с новым положением эскиза.

Пункт Разместить эскиз недоступен, если графические объекты в выде-

ленном эскизе параметрически связаны с ранее созданными объектами (нап-

ример, характерные точки отрезков в эскизе совпадают с вершинами грани,

на которой этот эскиз построен) или параметрические связи других типов де-

лают невозможным перемещение графических объектов в плоскости эскиза.

2.8. Копирование объектов

Копирование объектов значительно сокращает объем работ при использова-

нии сходных элементов. Причем копирование можно выполнить, мышью,

указанием базовой точки и др. способами.

2.8.1, Копирование объектов при помощи мыши

Копирование объектов можно выполнить при помощи мыши, не прибегая к

командам меню. Для этого:

• выделите объекты, которые нужно скопировать;
• установите курсор так, чтобы его «ловушка» захватывала какой-либо

из выделенных объектов;

• нажмите клавишу Ctrl, нажмите левую кнопку мыши, отпустите клави-

шу Ctrl;

• перетаскивайте объекты в нужное место (клавишу мыши после неболь-

шого перемещения объектов можно отпустить). На экране отображает-

ся фантом перемещаемых объектов;

• щелкните левой кнопкой мыши тогда, когда нужное положение объек-

тов достигнуто. Объекты будут скопированы в указанное место, а ори-

гиналы останутся в прежнем положении.

Можно продолжать копирование в другие места, нажимая для фиксации

очередной копии левую кнопку мыши. Для завершения процесса копирова-

ния нажмите клавишу Esc.

2.8.2, Копирование Указанием

Копирование Указанием означает копирование выделенного объекта с указа-

нием базовой точки копирования и новой точки размещения копии объекта.

Продемонстрируем, в качестве примера, процесс копирования трех сторон

прямоугольного эскиза. Для этого:

• нажмите клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкните по трем сторонам

прямоугольника эскиза, например/по левой, верхней и правой сторо-

нам. Стороны прямоугольника будут последовательно выделяться,

принимая зеленый цвет;

• отпустите клавишу Ctrl;

Копирование объектов 237

• щелкните в главном меню по пункту Редактор. Появится выпадающее

меню;

• щелкните по пункту Копия в выпадающем меню. Появится всплываю-

щее меню. Это состояние системы показано на рис. 2.134.

• щелкните по пункту Указанием во

всплывающем меню. В нижней части

экрана появится соответствующая Па-

нель свойств: Копирование, облегчаю-

щая выполнение процесса копирования

Указанием;

• щелкните дважды по полю X точки т1

или нажмите комбинацию клавиш

Alt+1 и введите в него координату базо-

вой точки по оси X, например 0;

• щелкните дважды по полю Y точки т1 или нажмите клавишу Tab и вве-

дите в поле координатубазовой точки по оси Y, например 0;

• нажмите клавишу Enter для фиксации базовой точки копируемого объ-

екта;

• щелкните дважды по полю X точки - т2 или нажмите комбинацию кла-

виш Alt+2 и введите в него координату базовой точки по оси X, напри-

мер 100;

• щелкните дважды по полю Y точки т2 или нажмите клавишу Tab и вве-

дите в поле координату базовой точки по оси Y, например 0;

• нажмите клавишу Enter для фиксации базовой точки для копии;
• щелкните по кнопке Прервать команду на Специальной панели управ-

ления, расположенной перед Панелью свойств или нажмите клавишу

Esc. Кнопка Прервать команду - это кнопка с красным многоугольни-

ком и словом STOP внутри;

• щелкните рядом с эскизом для отмены выделения элементов объекта.
Результаты копирования показаны на рис. 2.135.V

Рис. 2.135. Создание копий выделенного объекта методом Указания

238 Создание эскиза для формирования модели детали

В системе выделенные элементы объекта представляются зеленым цве-

том, поэтому на черно-белом рисунке они слабо просматриваются.

Можно вызвать режим копирования Указанием и другим способом:

• щелкните в Компактной панели по кнопке-переключателю Редактиро-

вание - кнопке с изображением молотка. В правой части появится со-

ответствующая панель инструментов;

• щелкните по кнопке Копирование. В нижней части экрана появится

Панель свойств: Копирование. Одновременно в строке сообщений по-

явится подсказка
Укажите базовую точку выделенных объектов или введите ее координаты;

• переместите указатель мыши в начало координат и, как только появит-

ся сообщение Ближайшая точка, щелкните мышью;

• в строке сообщений появится подсказка

Укажите новое положение базовой точки или введите ее координаты;

• введите в поле СмещениеХ значение 100 и нажмите клавишу Enter;
• введите в поле Смещение Y значение 0 и нажмите клавишу Enter;
• получим результат аналогичны вышеприведенному (см. рис. 1.135).
После фиксации нового положения базовой точки система копирует выде-

ленные элементы в заданное место. Объекты-копии располагаются в тех же

видах и на тех же слоях, что и исходные объекты. Если значения перемеще-

ний в направлениях осей известны, то для выполнения копирования Вы мо-

жете ввести их в соответствующие поля на Панели свойств: Копирование.

Точки т1 и т2 при этом указывать не нужно.

За один вызов команды вы можете создать произвольное количество ко-

пий объектов.

2,8,3. Копирование По кривой

Копирование По кривой выполняет копирование выделенных объектов, раз-

местив их вдоль указанной кривой. Для копирования По кривой необходимо

иметь кривую, по которой будет выполняться копирование. Кроме того, необ-

ходимо иметь и объект копирования, который предполагается разместить по

кривой с определенным шагом и определенное число раз.

Вначале построим кривую, используя Кривую Безье. Этот процесс вклю-

чает два этапа: вызов команды Кривая Безье и управление процессом пост-

роения Кривой Безье.

Вызов команды Кривая Безье можно выполнить двумя способами: ис-

пользуя систему меню или соответствующую Компактную панель.

Первый способ вызова команды Кривой Безье:

• щелкните в главном меню по пункту Инструменты. Появится выпада-

ющее меню;

• щелкните по пункту Геометрия в выпадающем меню. Появится всплы-

вающее меню;

Копирование объектов 239

• щелкните по пункту Кривая во всплывающем меню. Появится еще од-

но всплывающее меню, показанное на рис. 2.136.

• щелкните в нем по пункту Кривая

ьезье.

Второй способ вызова команды Кривой

Безье:

• щелкните на Компактной панели по

кнопке-переключателю Геометрия -

кнопке с изображением буквы g, если
она не нажата. В правой части Компактной панели появится соответ-

ствующая панель инструментов;

• в появившейся панели инструментов щелкните по кнопке Кривая

Безье - кнопке с изображением кривой, проходящей через 4 точки.

После применения любого из двух способов вызова Кривой Безье в ниж-

ней части появится соответствующая Панель свойств, показанная на рис.

2.137.

Рис. 2.137. Компактная панель и Панель свойств в режиме построения

Кривой Безье

Управление процессом построения Кривой Безье можно выполнить также

двумя способами: с помощью мыши и с помощью клавиатуры.

Первый способ построения Кривой Безье с помощью мыши:

• переместите курсор мыши в местоположение начальной точки Кривой

Безье и щелкните мышью;

• переместите курсор мыши в местоположение следующей точки Кривой

Безье и щелкните мышью и т.д.;

• щелкните на Специальной панели инструментов мышью по кнопке

Создать объект, расположенной перед Панелью свойств: Кривая
Безье - кнопке с изображением стрелки, направленной влево.

Это самый быстрый, но не самый точный способ построения Кривой Безье.

Второй способ построения Кривой Безье с помощью клавиатуры:

• щелкните дважды в Панели свойств по первому полю точки т - полю коор-

динаты точки по оси X или нажмите комбинацию клавиш Alt+т и введите

координату начальной точки Кривой Безье в поле по оси X, например, -70;

• нажмите клавишу Tab. Курсор переместится во второе поле точки т -

поле координаты точки по оси Y. Введите в этом поле координату на-

чальной точки Кривой Безье по оси Y, например, 20;

240 Создание эскиза для формирования модели детали

• нажмите клавишу Enter для фиксации ввода точки;
• аналогичные действия выполните и для ввода каждой следующей точ-

ки кривой, например, таких (-50, 0), (-7, -10), (25, 10), (65, -15);

• щелкните мышью по кнопке Создать объект на Специальной панели

инструментов для создания объекта - Кривой Безье.

Все выполненные выше действия обеспечивают построение соответствую-

щей Кривой Безье, показанной на рис. 2.138.

Рис. 2.138. Пример Кривой Безье

Перейдем теперь к созданию объекта копирования, например, эллипса.

Для этого:

• щелкните по кнопке Эллипс на панели инструментов в Компактной па-

нели. Появится соответствующая Панель свойств: Эллипс;

• щелкните мышью несколько выше Кривой Безье. Определится базо-

вый центр объекта копирования - эллипса;

• щелкните несколько левее и несколько выше базовой точки. Появится

копируемый объект - эллипс; ,

• щелкните снова по кнопке Эллипса на панели инструментов в Компа-

ктной панели. Панель свойств: Эллипс исчезнет. Построение эллипса

завершено.

Теперь перейдем к копированию объектов По кривой:

• щелкните по эллипсу, чтобы его выделить, как копируемый объект;
• в главном меню щелкните по пункту Редактор. Появится выпадающее

меню;

• щелкните по пункту Копия в выпадающем меню. Появится всплываю-

щее меню;

• во всплывающем меню щелкните по пункту По кривой. Появится Па-

нель свойств: Копирование по кривой;

• щелкните по базовой точке копируемого объекта - эллипса;
• введите в Панели свойств: Копирование по кривой в поле Количество

копий, например, 8 и нажмите клавишу Enter;

• щелкните по кривой, по которой должны располагаться копируемые

объекты, - Кривой Безье;

Копирование объектов 241

• введите в поле Шаг Панели свойств значение шага, например, 25 и

нажмите клавишу Enter;

• щелкните на кривой в ее начале для определения начальной точки ко-

пирования. Появятся копии копируемого объекта на кривой, показан-

ные на рис. 2.139.

Рис. 2.139. Копирование объекта По кривой

• щелкните на Специальной панели инструментов по кнопке Создать

объект;

• щелкните по кнопке Прервать команду на Панели специального уп-

равления или нажмите клавишу Esc. Панель свойств: Копия по кри-

вой исчезнет;

• щелкните мышью на свободном месте. Выделение начального объекта

копирования - эллипса отменится и все эллипсы будут выделены оди-
наково.

2.8.4. Копирование по окружности

Копирование По окружности выполняет копирование выделенных объектов,

размещая их по окружности. Для копирования По окружности необходимо

иметь окружность, по которой будет выполняться размещение копий. Кроме то-

го, необходимо иметь и объект копирования, который предполагается размес-

тить по окружности с определенным шагом - углом и определенное число раз.

Допустим, мы создаем крышку с массивом отверстий для ее крепления.

Этот процесс включает два этапа: построение эскиза крышки и процесс пост-

роения отверстий.

Построение эскиза крышки можно выполнить двумя способами: используя

систему меню или соответствующую Компактную панель.

242 Создание эскиза для формирования модели детали

Первый способ построения эскиза крышки:

• в главном меню щелкните по пункту Инструменты. Появится выпада-

ющее меню;

• в выпадающем меню щелкните по пункту Геометрия. Появится всплы-

вающее меню;

• во всплывающем меню щелкните по пункту Окружности. Появится

еще одно всплывающее меню;

• щелкните в нем по пункту Окружность, которая строится по центру и

радиусу окружности.

Второй способ построения эскиза крышки:

• щелкните на Компактной панели по кнопке переключателю Геометрия -

кнопке с изображением буквы g, если она не нажата. В правой части Ком-

пактной панели появится соответствующая панель инструментов;

• в появившейся панели инструментов щелкните по кнопке Окруж-

ность - кнопке с изображением окружности;

После применения любого из двух способов построения Окружности в

нижней части появится соответствующая Панель свойств;

• щелкните мышью в точке начала координат;
• нажмите комбинацию клавиш Alt+y. Выделится поле Радиус;
о
 введите в данном поле значение 90, а затем нажмите клавишу Enter для

фиксации ввода размера радиуса. Появится эскиз крышки, показанный

на рис. 2.140.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..