KOMПAC-3D V7. руководство - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

KOMПAC-3D V7. руководство - часть 7

 

 

Создание модели детали 99

Рис. J.69. Стержень оси с буртиком в изометрическом виде

Укажите базовую плоскость;

• переместите курсор на торец стержня Оси - базовую плоскость. Поя-

вится прерывистая окружность торца красного цвета;

• щелкните мышью. На торце появится базовая плоскость. Одновремен-

но в строке сообщений появится подсказка:

Отредактируйте плоскость, переназначив плоскость или изменив смещение

Это означает, что вы должны определить местоположение смещенной

плоскости относительно базовой плоскости;

• щелкните на панели Панель свойств: Смещенная плоскость в разделе

Направление смещения по кнопке Обратное направление;

• щелкните дважды по полю Расстояние, введите в него величину сме-

щения равную 10 мм, а затем нажмите клавиш Enter;

• щелкните на Специальной панели управления по кнопке Создать объ-

ект. Появится Смещенная плоскость;

• нажмите клавишу Escape для отмены команды Смещенная плоскость.

Второй этап - построение эскиза выреза на Смещенной плоскости:

• щелкните в Дереве построения по ветви Смещенная плоскость: 1. На

рабочем листе Смещенная плоскость: i высветится зеленым цветом с

метками. Одновременно активизируется кнопка Эскиз на панели
инструментов Текущее состояние;

• щелкните на панели инструментов Текущее состояние по кнопке Эс-

киз. Система перейдет из режима работы с деталью в режим работы с

100 Общее описание системы

эскизом. Появится Компактная панель, в которой появится кнопка пе-
реключатель Геометрия - кнопка с буквой g, предназначенная для соз-
дания эскизов;

• щелкните на панели инструментов Вид по раскрывающемуся списку

Текущая ориентация и в нем по пункту Нормально к. Появится вид

оси с торца стержня;

• щелкните в Дереве построения по Смещенной плоскости. Она выде-

лится зеленым цветом;

• щелкните на панели инструментов Вид по кнопке Ортогональное чер-

чение или нажмите функциональную клавишу F8. Система перейдет в
режим построения объектов ортогональных текущей системе коорди-

нат;

• щелкните на Компактной панели по кнопке Геометрия, а затем по

кнопке Прямоугольник. Немного задержите на этой кнопке курсор, и

далее, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите указатель

на кнопку Прямоугольник по центру и вершине, если он не установлен

в начале расширенной (всплывающей) панели, а затем отпустите кноп-

ку. Кнопка Прямоугольник по центру и вершине переместится на па-

нель инструментов. Одновременно появится соответствующая ей Па-

нель свойств: Прямоугольник по центру и вершине;

• переместите курсор в самую верхнюю точку окружности стержня и, как

только, появится подсказка Ближайшая точка щелкните мышью. Поя-

вится центр прямоугольника;

• щелкните дважды в Панели свойств: Прямоугольник по центру и вер-

шине по полю Высота и введите в него число 25 мм, а затем нажмите на

клавишу Enter. Появится прямоугольник с заданной шириной;

• щелкните дважды в Панели свойств: Прямоугольник по центру и вер-

шине по полю Ширина и введите в него число 50 мм, а затем нажмите

на клавишу Enter. Появится прямоугольник с заданными размерами -
эскиз на Смещенной плоскости, с помощью перемещения которого
можно создать на стержне нужный нам вырез для фиксации оси в сбор-
ке;

• щелкните на панели инструментов Вид по кнопке Показать все - пред-

последней кнопке или нажмите функциональную клавишу F9. Сме-

щенная плоскость: i и только что построенный Эскиз:3 для построе-

ния выреза предстанут в наибольшем размере. Это состояние показано

на рис. 1.70.

Третий этап - построение дополнительного элемента на оси - прорези:

• щелкните в панели инструментов Вид по кнопке Эскиз для перехода из

режима построения эскиза в режим построения дополнительных эле-

ментов оси;

• щелкните в раскрывающемся списке Текущая ориентация по пункту

Изометрия XYZ;

Создание модели детали 101

Рис. 1.70. Эскиз прямоугольника на Смещенной плоскости оси и Панель свойств:

Прямоугольник по центру и вершине

• щелкните в Компактной панели по кнопке Редактирование детали

Появится в правой части соответствующая панель инструментов;

• щелкните в Дереве построения по ветви (пункту) Эскиз:3 для его вы-

деления. Это состояние показано на рис. 1.71.

102 Общее описание системы

щелкните в Компактной панели на панели инструментов Редактирование
детали
 по кнопке Вырезать выдавливанием - четвертой кнопке слева. По-
явится Панель свойств: Вырезать элемент выдавливанием;

щелкните на панели инструментов Вид по кнопке Показать все -
предпоследней кнопке или нажмите функциональную клавишу F9;

• нажмите комбинацию клавиш Alt+1. На Панели свойств: Вырезать

элемент выдавливанием выделится поле Расстояние 1;

• введите с клавиатуры расстояние вырезания равное 5 мм и нажмите

клавишу Enter для фиксации ввода данных;

• щелкните по кнопке Создать объект на Специальной панели управле-

ния на Панели свойств: Вырезать элемент выдавливанием. На оси по-
явится нужная прорезь и, одновременно с этим, в окне Дерево постро-
ения
 появится пункт - новая ветвь дерева под названием Вырезать
элемент выдавливания: 1
 и соответствующий подпункт Эскиз:3. Это
состояние показано на рис. 1.72.

Четвертый этап - построение фасок на торцевых кромках стержня оси и

буртика:

• щелкните в главном меню по пункту Операции. Появится выпадающее

меню;

• щелкните в выпадающем меню по пункту Фаска. Появится соответ-

ствующая ему Панель свойств: Фаска. Одновременно в строке состоя-
ния появится подсказка:

Укажите ребра или грани;

Создание модели детали 103

• щелкните дважды в Панели свойств: Фаска по полю Длина 1 устано-

вите величину 2 (размеры катетов фаски) и нажмите клавишу Enter

для фиксации ввода данных;

• щелкните по круглым кромкам по торцам оси, которые несколько высве-

тятся красными пунктирными линиями. При выводе указателя мыши вне

детали окружности (круглые ребра) будут выделены красным цветом;

• щелкните на Панели специального управления по кнопке Создать объ-

ект. Появятся фаски на торцах оси. Одновременно с этим в окне Дерево

построения появится пункт - новая ветвь дерева под названием Фаска: 1.

На модели остались вспомогательные элементы построения. Для их скрытия:

• щелкните в главном меню по пункту Вид. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню соответственно по пунктам Скрыть на-

чала координат, Скрыть конструктивные плоскости.

Имена ветвей в дереве построений можно и желательно изменять, чтобы

легче ориентироваться в создаваемом изделии. Для этого:

• дважды щелкните по ветви в окне Дерево построения, название которой

предстоит изменить. Название ветви появится в рамке;

• введите новое название ветви. Например, вместо названия Деталь

можно ввести название Ось, вместо Операция выдавливания: 1 ввести

название Стержень, вместо названия Приклеить элемент выдавлива-

ния:! ввести название Буртик, вместо названия Вырезать элемент вы-

давливания:! ввести название Паз.

Построенная нами деталь под название Ось может выглядеть так, как по-

казана на рис. 1.73.

РИС. 1.73. Трехмерная модель оси

104 Общее описание системы

Рассмотрим несколько подробнее Дерево построения. Оно является од-

ним из центров для выполнения многих команд системы KOMIIAC-3D V7.

Дерево построения позволяет редактировать детали и узлы, перемещать,

удалять или переименовывать их в пределах построенной иерархии. При

этом все изменения тут же отображаются на экране.

Если в Дереве построения слева от элемента стоит пиктограмма со зна-

ком плюс, то это означает, что в состав этого элемента входит несколько дру-

гих элементов и для их просмотра следует щелкнуть мышкой по знаку плюс.

Эта ситуация может возникнуть в момент открытия соответствующего фай-

ла детали, узла.

Структура формирования детали или дерево иерархии отображает струк-

туру вложенности использованных элементов. Каждый элемент структуры

имеет свою иконку (слева от названия операции). Вид иконки напоминает

вид соответствующей кнопки на соответствующей панели инструментов.

Если щелкнуть правой кнопкой мыши по любому элементу дерева (схемы,

структуры), то появится соответствующее Контекстное меню. Вид Контек-

стного меню зависит от элемента дерева, для которого было вызвано меню.

Контекстное меню помогает выполнить над выбранным элементом доступ-

ные в данный момент операции. Пример вызова такого Контекстного меню

для элемента Буртик показано на рис. 1.74.

Обратите внимание, что элемент, для которого вызвано контекстное меню,

выделяется на модели зелеными линиями.

Создание модели детали 105

5. Установка свойств детали

Для установки свойств детали:

• щелкните в Дереве построения по объекту Ось. Произойдет выделе-

ние объекта Ось;

• щелкните правой кнопкой мыши в Дереве построения на объекте Ось.

Появится контекстное меню, показанное на рис. 1.75.

• щелкните в контекстном меню модели оси по пункту Свойства детали.

Появится соответствующая Панель свойств: Свойства детали с раск-

рытой панелью поля Наименование материала;

• щелкните в Панели материалов, расположенной над полем Наимено-

вание материалов, по первой кнопке - кнопке Выбрать из списка ма-
териалов
 (в верхней части панели). Появится диалоговое окно Плот-
ность материалов.
 Это состояние системы показано на рис. 1.76.

По умолчанию принята для детали Сталь 10 ГОСТ 1050-88. Чтобы выб-

рать другую сталь, например, Сталь 45, щелкните в диалоговом окне Плот-
ность материала
 по данной стали, а затем по кнопке ОК. Выбранный матери-
ал будет назначен детали.

В Панели свойств: Свойства детали в режиме ввода свойств детали име-

ются несколько полей и кнопок:

• кнопка Выбор из справочника позволяет выбрать из внешнего Спра-

вочника обозначение, наименование и цвет детали. Справочник дол-
жен быть подключен в системе KOMIIA03D;

• поле Обозначение - первое поле в Панели свойств, которое предназна-

чено для ввода в него обозначения детали, например, ПК.02.06.00.02;

• поле Наименование предназначено для ввода в него имени детали, нап-

ример, вместо названия по умолчанию Деталь - Ось;

Рис. 1.75. Контекстное меню объекта Ось

106 Общее описание системы

Файл Редактор Вид Операции Спецификация Сервис Окно

кнопка Цвет для выбора из всплываю-
щей палитры (панели) нужного цвета;
кнопка Оптические свойства вызывает
специальную панель для настройки оп-
тических свойств детали, показанную

на рис. 1.77;
кнопка Наименование материала вы-
зывает/скрывает соответствующую па-
нель для задания материала объекта;
поле Плотность, г/см** служит для вво-
да значения плотности материала дета-
ли. Если материал будет выбран из

списка или справочника Плотность ма-
териалов,
 то поле будет заполнено авто-
матически.

Для фиксации введенных свойств де-
тали щелкните на Панели специаль-
ного
 управления по кнопке Создать

объект.

Рис. 1.77. Панель настройки

оптических свойств детали

Изменение масштаба изображения 107

1.11. Изменение масштаба изображения

Изменение масштаба изображения может быть выполнено несколькими способами.

Первый способ с помощью системы меню:

• щелкните в главном меню по пункту Вид. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Масштаб. Появится всплы-

вающее меню, показанное на рис. 1.78.

Второй способ - с помощью панели

инструментов Вид - четвертая строка свер-

ху, которая включает ряд кнопок:

1.11.1. Увеличение масштаба рамкой

Увеличение масштаба рамкой можно выполнить двумя способами:

Первый способ - с помощью системы меню:

• щелкните в главном меню по пункту Вид. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Масштаб. Появится всплы-

вающее меню с рядом пунктов;

• щелкните в всплывающем меню по пункту Увеличить рамкой. В Стро-

ке сообщения, расположенной в нижней части главного окна, появит-

ся сообщение Укажите начальную точку прямоугольной рамки;

• переместите курсор в левый верхний (левый нижний) угол рамки и

щелкните мышью. В строке сообщения, расположенной в нижней час-

ти главного окна появится сообщение Укажите конечную точку пря-

моугольной рамки;

• переместите курсор в правый нижний (правый верхний) угол рамки и

щелкните мышью. Изображение, попавшееся в рамку, будет тут же уве-

личено до размеров окна.

Второй способ с помощью кнопки Увеличить масштаб рамкой на панели

инструментов Вид:

• щелкните на панели инструментов Вид по кнопке Увеличить масштаб

рамкой - первой кнопке на панели. В Строке сообщения появится

подсказка - Увеличить масштаб изображения с помощью рамки;

• переместите курсор в рабочую область экрана. В Строке сообщения

появится подсказка:
Укажите начальную точку прямоугольной рамки;

Увеличить масштаб рамкой;

Увеличить масштаб;

Уменьшить масштаб;

По выделенным объектам;

108 Общее описание системы

• определите курсором местоположение первого угла рамки и щелкните

мышью. В Строке сообщения появится сообщение Укажите конечную

точку прямоугольной рамки;

• перемещайте курсор для достижения нужного размера рамки. На экра-

не при этом будет отображаться фантом рамки. После фиксации второ-

го угла рамки изображение будет увеличено таким образом, чтобы об-

ласть документа, ограниченная рамкой, занимала всю площадь окна.

1.11.2. Увеличение или уменьшение масштаба

изображения

Увеличение (Уменьшение) масштаба изображения можно выполнить четырь-

мя способами:

Первый способ - с помощью системы меню:

• щелкните в главном меню по пункту Вид. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Масштаб. Появится всплы-

вающее меню с рядом пунктов;

• щелкните по пункту Увеличить (Уменьшить) во всплывающем меню.

Изображение документа увеличится (уменьшится) в 1, 2 раза по умол-

чанию.

Второй способ - с помощью кнопок Увеличить масштаб (Уменьшить

масштаб) расположенных на панели инструментов Вид, соответственно вто-

рая и третья кнопки слева. Для этого щелкните по кнопке Увеличить масш-

таб (Уменьшить масштаб) - второй (третьей) кнопке, расположенной на па-

нели инструментов Вид. Масштаб изображения увеличится (уменьшится)

соответственно в 1.2 раза.

Третий способ - с помощью нажатия комбинации клавиш. Для этого наж-

мите комбинацию клавиш Num+(mnoc) для увеличения масштаба изображе-

ния или Num - (минус) для уменьшения масштаба изображения. Масштаб

изображение увеличится (уменьшится) соответственно в 1.2 раза. Многок-

ратное нажатие такой комбинации клавиш, соответственно каждый раз будет

изменять масштаб изображения в 1.2 раза.

Для изменения Коэффициента изменения масштаба в модели:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диало-

говое окно Параметры;

• щелкните в диалоговом окне Параметры по вкладке Система, если она

не открыта;

• щелкните на вкладке Система по пункту Редактор моделей. Раскроет-

ся список;

• щелкните по пункту Параметры управления изображением. Появится

диалоговое окно Параметры с открытой панелью Параметры управле-

ния изображением в правой части, оно показано на рис. 1.79.

Изменение масштаба изображения 109

Рис. 1.79. Диалоговое окно Параметры с открытой вкладкой Система и открытой

панелью Параметры управления изображением

В панели Параметры управления изображением в поле Коэффициент

изменения масштаба установите нужный Вам коэффициент.

Для изменения Коэффициента изменения масштаба в графическом документе:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис. Появится выпадающее меню;
• щелкните в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диало-

говое окно Параметры;

• щелкните по вкладке Система, если она не открыта;
• щелкните на вкладке Система по пункту Графический редактор. Раск-

роется список;

•вв

РИС. 1.80. Диалоговое окно Параметры для установки параметров управления

изображением графических документов

110 Общее описание системы

• щелкните по пункту Редактирование. Появится диалоговое окно Па-

раметры с открытой панелью Редактирование в правой части окна, по-

казанное на рис. 1.80.

В панели Редактирование в поле Коэффициент изменения масштаба ус-

тановите нужное Вам знчение.

Четвертый способ - с помощью колесика мыши, если он есть.

1.11.3. Изменение масштаба по выделенным

объектам

Пункт всплывающего меню По выделенным объектам позволяет автомати-

чески изменить масштаб изображения в активном окне таким образом, чтобы

в нем полностью помещались все выделенные объекты в максимально воз-

можном масштабе. Если ни один объект не выделен, команда недоступна. Вы-

деленные вспомогательные прямые и пустые (не содержащие ни одного объ-

екта) виды при выполнении команды не учитываются. Не учитывается также

единственная выделенная точка.

1.12. Рабочие среды системы

1.12.1. Контекстные меню графических и

текстовых окон системы

Для ускорения работы в том или ином окне системы щелкните правой кноп-

кой мыши в пустом месте окна. Появится контекстное меню, которое зависит

от режима работы системы.

Если вы работаете в рабочей среде создания Чертежа, то после щелчка

правой кнопкой мыши в пустом месте чертежа, появится контекстное меню,

показанное на рис. 1.81.

Однако, если вы щелкните правой кнопкой мыши по надписи (штампу)

чертежа, то появится другое контекстное меню, ориентированное на работу с

надписью. Это контекстное меню показано на рис. 1.82.

Рабочие среды системы 111

Рис. 1,82. Контекстное меню надписи чертежа

Если вы работаете в рабочей среде создания Фрагмента, то после щелчка

правой кнопкой мыши в пустом месте фрагмента, появится контекстное меню

аналогичное показанному на рис. 1.81, только без пункта Дерево построения.

Если вы работаете в рабочей среде создания Текстового документа, то

после щелчка правой кнопкой мыши в пустом месте появится контекстное

меню, показанное на рис. 1.83.

Рис. 1.83. Контекстное меню окна работы с Текстовым документом

Если вы работаете в рабочей среде создания Спецификаций, то после

щелчка правой кнопкой мыши на строке спецификации появится контек-

стное меню, показанное на рис. 1.84.

Если вы работаете в рабочей среде создания Детали, то появится контек-

стное меню, показанное на рис. 1.85.

Если вы работаете в рабочей среде создания Сборки, то появится контек-

стное меню, показанное на рис. 1.86.

Контекстное меню, в зависимости от режима работы, наличия чертежа,

модели может показывать и высвечивать различные пункты.

112 Общее описание системы

РИС. 1.84. Контекстное меню окна работы со Спецификацией

Рис. 1.85. Контекстное меню окна работы с Деталью

Рис. 1.86. Контекстное меню окна работы со Сборкой

Рабочие среды системы 113

1.12.2. Выделение объектов в окне и дереве

построения

Для выполнения многих команд построения моделей, а также сервисных ко-

манд требуется указание или выделение объектов - эскизов, вершин, ребер и

граней, вспомогательных элементов, деталей и подсборок.

Выделение объектов можно производить тогда, когда не активна ни одна

команда трехмерных построений. Объекты выделяют для того, чтобы их прос-

мотреть, или перед вызовом какой-либо команды. Например, элемент нужно

выделить для того, чтобы вызвать команду редактирования его параметров.

После того как объект выделен любым способом, соответствующая ему

пиктограмма в Дереве построения модели из синей превращается в зеленую.

Например, при выделении ребра цвет изменяет пиктограмма операции, обра-

зовавшей это ребро, а при выделении плоскости цвет изменяет пиктограмма

этой плоскости.

В системе предусмотрены возможности, облегчающие процесс выбора

нужных объектов. Например, для выбора скрытых и близко расположенных

объектов служит команда Перебор объектов и т.п.

Для выбора объектов в окне модели используется курсор. Подведите кур-

сор к тому или иному объекту. Он, в зависимости от объекта, принимает оп-

ределенный вид. После чего щелкните левой кнопкой мыши. Это означает,

что объект выбран.

Ниже представлены различные виды курсора в зависимости от объекта, к

которому подведен курсор:

Ч£ при выборе вершин;

при выборе кривой или эскиза;

при выборе конструктивной оси;

при выборе ребер;

при выборе конструктивной плоскости;

p-w при выборе поверхности.

Указание объекта при нажатой клавише Shift позволяет выделить в окне

модели компонент, элементом которого является или в состав которого вхо-

дит указанный объект. Таким образом, можно, например, выделить всю де-

таль, указав один из ее элементов - грань, ребро или вершину.

Если при нажатой клавише Shift выбирается какой-либо вспомогатель-

ный элемент, то в окне модели подсвечивается деталь или подсборка, которой

принадлежит выбранный вспомогательный элемент.

Иногда для выполнения команды требуется выделение группы объектов.

Лтобы выделить в окне модели несколько объектов (граней, эскизов, вспо-

могательных элементов и т.п.), следует выбирать их, удерживая нажатой кла-

вишу Ctrl.

114 Общее описание системы

Чтобы выделить в окне модели несколько деталей, следует выбирать их,

удерживая нажатой клавишу Shift.

Выбор групп объектов и деталей может быть совмещен. Это означает, что

можно сначала выделить, например, несколько объектов, удерживая клавишу

Ctrl, затем отпустить эту клавишу, нажать клавишу Shift (при этом выделе-

ние с объектов не снимается) и, удерживая ее, выделить несколько деталей.

Таким образом, в окне модели будут одновременно выделены группа объек-

тов и группа деталей.

Чтобы указать или выделить объект в Дереве построения, щелкните

мышью по его названию или пиктограмме. Таким образом, можно выделить

или указать компонент сборки, сопряжение, эскиз, вспомогательный или

формообразующий элемент (например, элемент, приклеенный операцией

вращения, или отверстие, или фаску).

Указание и выделение объектов в Дереве построения может производить-

ся только в режиме трехмерных построений. Если система находится в режи-

ме эскиза, указание и выделение объектов в Дереве построения невозможно

(несмотря на то, что Дерево построения видно на экране). При указании или

выделении любого объекта Дерева построения соответствующая ему часть

модели подсвечивается в окне модели. Чтобы выделить несколько объектов в

Дереве построения, нажмите клавишу Ctrl и, удерживая ее, указывайте нуж-

ные объекты.

Чтобы выделить в Дереве построения группу объектов, расположенных

подряд друг за другом, выделите первый (последний) из этих объектов, наж-

мите и удерживайте клавишу Shift, затем выделите последний (первый) объ-

ект. Выделение будет распространено на все объекты группы.

1.12.3. Выделение графических объектов

мышью

Выделение объектов мышью можно выполнить несколькими способами.

Первый способ - с помощью последовательных щелчков мышью:

• подведите курсор к нужному объекту. «Ловушка» курсора при этом

должна захватывать объект - выбрать объект;

• щелкните левой кнопкой мыши. Цвет объекта изменится - он будет

изображен тем цветом, который установлен для выделенных объектов

в настройках системы. По умолчанию этот цвет зеленый.

Если необходимо выделить несколько объектов, нажмите клавишу Shift и

удерживайте ее нажатой, одновременно щелкая левой кнопкой мыши на нуж-

ных объектах. После окончания выделения отпустите клавишу Shift.

Второй способ - с помощью прямоугольной рамки :

• установите курсор на свободное место так, чтобы он не захватывал ни-

каких объектов;

• нажмите левую кнопку мыши и перемещайте курсор, удерживая кнопку

нажатой. На экране будет отображаться рамка, следующая за курсором;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..