Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 79

 

  Главная      Учебники - Разные     Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     77      78      79      80     ..

 

 

Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 79

 

 

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

86

Вы можете отключить действие всех глобальных привязок, а затем включить их вновь в
прежнем составе, воспользовавшись кнопкой 

Запретить/разрешить действие гло

бальных привязок

. Эта кнопка также служит индикатором действия глобальных при!

вязок: нажатая кнопка означает, что глобальные привязки отключены, отжатая — вклю!
чены. Для переключения кнопки при помощи клавиатуры воспользуйтесь комбинацией
клавиш 

<Ctrl>+<D>

.

Включение и выключение глобальных привязок, а также ряд дополнительных настроек
доступны в диалоге установки глобальных привязок (рис. 8.8). Для его вызова служит
кнопка 

Установка глобальных привязок

 на Панели текущего состояния.

Элементы управления диалога установки глобальных привязок представлены в
таблице 8.3.

Рис. 8.8.  Диалог установки глобальных привязок

Табл. 8.3.  Диалог установки глобальных привязок

Элемент

Описание

Перечень
привязок

Активизируйте опции, соответствующие нужным вариантам 
привязок.

Переместить 
вверх
Переместить вниз

Используйте эти кнопки для настройки приоритета привязок. 
Приоритет привязки определяется ее положением в списке. Чтобы 
повысить приоритет привязки, выделите ее в списке и нажмите 
кнопку 

Переместить вверх

, а чтобы понизить — кнопку 

Переместить вниз

. Выбранная привязка переместится на одну 

позицию в указанном направлении.

Все привязки

Опция, позволяющая включить или выключить одновременно все 
привязки. Если включены не все привязки, опция отображается на 
сером фоне.

87

Глава 8. Приемы создания объектов

Обратите внимание на то, что настройка глобальных привязок, сделанная на панели

Глобальные привязки

 или в диалоге установки привязок, будет действительна только

для текущего окна до конца сеанса работы. 

Умолчательная настройка глобальных привязок — настройка, которая будет использо!
ваться для окон вновь созданных или открытых документов — останется прежней. Что!
бы изменить ее, вызовите команду 

Сервис — Настройка... — Система — Графичес

Динамически
отслеживать

Опция, управляющая динамическим расчетом привязок. Если она 
включена, расчет выбранных привязок производится «на лету» — 
при подводе курсора к точке, к которой можно привязаться (она 
отмечается на экране фантомом в виде «крестика»

*

). При 

выключенной опции расчет производится только после указания 
точки.

Отображать 
текст

**

Опция, управляющая отображением названия сработавшей в 
данный момент привязки. Показ названия привязки возможен, 
если включено динамическое отслеживание.

С учетом 
фоновых слоев

**

Опция, управляющая привязкой к объектам и точкам, лежащим в 
фоновых слоях (см. Том II, раздел 47.1 на с. 53) документа.

Только
по видимым 
точкам сетки

**

Опция, управляющая привязкой 

По сетке

. Включенная опция 

означает, что привязка по сетке будет возможна, только если сетка 
отображается на экране (см. раздел 8.7 на с. 106). При 
выключенной опции привязка по сетке возможна вне зависимости 
от ее присутствия на экране, а также к точкам сетки, ставшими 
невидимыми в результате разрежения (см. раздел 8.7.3 на с. 109).

Шаг угловой
привязки

**

Поле для ввода значения, кратно которому должен изменяться 
угол угловой привязки. Например, если значение шага угловой 
привязки установлено равным 15°, то будет возможна привязка к 
точкам, расположенным на прямых, проходящих через последнюю 
зафиксированную точку, под углами 15°, 30°, 45°, 60°, 90°, и т.д.

Запретить
привязки

Опция, позволяющая включать и отключать действие всех 
глобальных привязок в текущем окне. Эта опция дублирует кнопку 

Запретить/разрешить действие глобальных привязок

.

* Цвет отображения фантома и текста соответствует цвету, установленному

для увеличенного курсора.

** Действие элемента управления распространяется на глобальную и локаль!

ную привязки.

Если документ открыт в нескольких окнах, то настройка привязок, сделанная в одном из
них, распространяется на все окна этого документа.

Табл. 8.3.  Диалог установки глобальных привязок

Элемент

Описание

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

88

кий редактор — Привязки

. На экране появится диалог с элементами управления,

аналогичными описанным в таблице 8.3 (единственное исключение — отсутствие опции

Запретить привязки

), в котором вы можете произвести необходимую настройку.

8.2.2.

Локальная привязка

Локальная привязка доступна во время создания и редактирования графических объек!
тов. Команды включения локальных привязок сгруппированы в меню. Существует два
способа доступа к этому меню.

1. С помощью контекстного меню (рис. 8.9).

2. С помощью кнопки 

Локальная привязка

. Это вынесенная на панель 

Глобальные

привязки

 кнопка последней использовавшейся локальной привязки (рис. 8.10).

Команды меню кнопки 

Локальные привязки

 можно расположить в виде кнопок на от!

дельной панели и поместить ее в любом удобном месте. Для этого «перетащите» меню
кнопки 

Локальная привязка

 за заголовок в любом направлении. 

Будет сформирована панель 

Локальные привязки

. Обратите внимание на ее отличие

от остальных инструментальных панелей: состав и порядок кнопок на ней изменить не!
возможно.

Для включения привязки нужного типа вызовите соответствующую команду.

Курсор изменит свою форму, что свидетельствует о том, что привязка активна.

Рис. 8.9.  Команды включения локальных привязок в контекстном меню

Рис. 8.10.  Меню кнопки 

Локальные привязки

Кнопка

Локальная
привязка

Заголовок
меню
локальных
привязок

89

Глава 8. Приемы создания объектов

Установите курсор так, чтобы его «ловушка» захватывала объект (или точку), к которому
требуется привязаться (рис. 8.11). Например, если включена привязка 

Ближайшая

точка

, то требуется захватить характерную точку какого!либо объекта (некоторые при!

меры характерных точек показаны на рис. 30.2 на с. 325); если включена привязка

Центр

, то — дугу, многоугольник или другой объект, имеющий центральную точку.

В точке, соответствующей выбранной привязке, появится «крестик», свидетельствую!
щий о срабатывании привязки (рис. 8.11).

Нажмите клавишу 

<Enter>

 или левую кнопку мыши. Точка, отмеченная «крестиком», бу!

дет зафиксирована.

Рис. 8.11.  Использование привязки 

Центр

 для указания центра отверстия

Указание дуги, к центру 
которой требуется привязаться

Автоматически найденная 
точка привязки

Чтобы изменить размер «ловушки» курсора, вызовите команду 

Сервис —

Параметры... — Система — Графический редактор — Курсор

.

Табл. 8.4.  Команды меню локальных привязок

Привязка

Описание

Ближайшая точка

Привязка к характерной точке объекта (например, к начальной 
точке отрезка) или началу текущей системы координат.

Середина

Привязка к середине объекта.

Пересечение

Привязка к пересечению объектов.

Касание

При выборе данного способа привязка будет выполняться таким 
образом, чтобы создаваемый объект (отрезок, дуга и т.п.) касался 
указанного объекта в точке, ближайшей к текущему положению 
курсора.

Нормаль

При выборе данного способа привязка будет выполняться таким 
образом, чтобы создаваемый объект (например, отрезок) 
располагался перпендикулярно указанному объекту.

По сетке

Привязка к точке вспомогательной сетки (см. раздел 8.7 на с. 106) 
в текущем окне (при этом сетка может быть включена или 
выключена).

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

90

8.2.3.

Клавиатурная привязка

Некоторые варианты привязки можно выполнять с помощью клавиатуры, нажимая для
этого соответствующие комбинации клавиш. Эти комбинации представлены в
таблице 8.5.

Клавиши 

<0>–<9>

 и 

<.> 

следует нажимать на дополнительной клавиатуре. При этом дол!

жен быть включен цифровой режим ее работы (должен гореть индикатор NumLock).

Выравнивание

При выборе данного способа привязки будет выполняться 
выравнивание вводимой точки объекта по вертикали и по 
горизонтали относительно характерных точек существующих 
объектов, а также относительно последней зафиксированной 
точки.
Выравнивание выполняется без учета угла наклона локальной 
системы координат. 

Угловая привязка

При выборе данного способа привязки курсор будет перемещаться 
относительно последней зафиксированной точки под углами, 
кратными указанному при настройке привязок (см. табл. 8.3 на 
с. 86) значению. 
Отсчет углов ведется в текущей системе координат. По умолчанию 
шаг угловой привязки равен 45°.

Центр

Привязка к центральной точке окружности, эллипса, дуги 
окружности или эллипса, прямоугольника, правильного 
многоугольника.

Точка на кривой

Привязка к ближайшей точке указанной кривой. Ближайшая точка 
будет определяться как пересечение кривой с нормалью к ней, 
проведенной из указанной точки.

Табл. 8.5.  Комбинации клавиш для выполнения привязок

Комбинация

Описание

<Ctrl>+<0>

Пеpеместить куpсоp в точку (0,0) текущей системы 
координат

<Ctrl>+<5>

Установить куpсоp в ближaйшую к нему хapaктеpную 
точку элементa без учета фоновых видов и слоев

*

<Ctrl>+<Shift>+<5>

Установить куpсоp в ближaйшую к нему хapaктеpную 
точку элементa с учетом фоновых видов и слоев

<Ctrl>+<.>

Устaновить куpсоp по нормали в ближaйшую точку 
ближaйшего элемента

Табл. 8.4.  Команды меню локальных привязок

Привязка

Описание

91

Глава 8. Приемы создания объектов

Управление курсором с помощью клавиатурной привязки, в отличие от локальной, воз!
можно в любое время, а не только при выполнении какой!либо команды.

8.2.4.

Ортогональное черчение

Режим ортогонального черчения служит для быстрого создания объектов или их частей,
ортогональных осям текущей системе координат. 

<Alt>+<5>

Установить куpсоp в ближайшую к нему точку пеpесечения 
двух пpимитивов

<Shift>+<5>

Устaновить куpсоp в ближайшую к нему сеpедину 
пpимитивa

<Ctrl>+<1>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между 
отрицательным направлением оси ОХ и отрицательным 
направлением оси ОY текущей системы координат

<Ctrl>+<2>,<Ctrl>+<

>

Пpивязкa к ближaйшему элементу против направления 
оси OY текущей системы координат

<Ctrl>+<3>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между 
положительным направлением оси ОХ и отрицательным 
направлением оси ОY текущей системы координат

<Ctrl>+<4>,<Ctrl>+<

>

Пpивязкa к ближaйшему элементу против направления 
оси OХ текущей системы координат

<Ctrl>+<6>,<Ctrl>+<

>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по направлению оси OХ 
текущей системы координат

<Ctrl>+<7>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между 
отрицательным направлением оси ОХ и положительным 
направлением оси ОY текущей системы координат

<Ctrl>+<8>,<Ctrl>+<

>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по направлению оси OY 
текущей системы координат

<Ctrl>+<9>

Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между 
положительным направлением оси ОХ и положительным 
направлением оси ОY текущей системы координат

* Данная комбинация клавиш работает также при отключенном ре!

жиме NumLоck. В этом случае она позволяет установить куpсоp
в ближaйшую хapaктеpную точку ближайшего элементa с учетом
фоновых видов и слоев.

Табл. 8.5.  Комбинации клавиш для выполнения привязок

Комбинация

Описание

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

92

Включение и отключение этого режима производится кнопкой 

Ортогональное черче

ние

, расположенной на панели 

Текущее состояние

. Другой способ управления орто!

гональным режимом — нажатие клавиши 

<F8>

.

Указанная кнопка служит также индикатором режима ортогонального черчения: нажатая
кнопка означает, что ортогональное черчение включено, отжатая — выключено.

Если в процессе построения объекта требуется временно отключить (или включить) этот
режим, нажмите и удерживайте клавишу 

<Shift>

.

Ортогональный режим используется при вычерчивании горизонтальных и вертикальных
отрезков, обозначений ступенчатых разрезов, перпендикулярных друг другу участков
ответвлений допуска формы и в других случаях.

Чтобы познакомиться с работой в режиме ортогонального черчения, выполните следу!
ющие действия.

1. Создайте новый графический документ (лист или фрагмент). Убедитесь, что режим ор!

тогонального черчения отключен. При необходимости выключите его.

2. Вызовите команду 

Инструменты — Геометрия — Отрезки — Отрезок

 и укажите кур!

сором первую точку отрезка.

3. Перемещайте курсор по полю документа и наблюдайте за фантомом отрезка.

Конечная точка отрезка совпадает с курсором, ее можно зафиксировать в любом месте
чертежа, нажав левую клавишу мыши.

4. Включите режим ортогонального черчения.

5. Перемещайте курсор.

Теперь фантом отрезка строго горизонтален или вертикален в зависимости от направле!
ния, ближе к которому находится курсор.

6. Зафиксируйте конечную точку отрезка.

7. Задайте начальную точку другого отрезка.

8. Перемещайте курсор по полю чертежа. Убедитесь, что фантом отрезка строится ортого!

нально осям текущей системе координат.

9. Нажмите и удерживайте клавишу 

<Shift>

 и продолжайте перемещать курсор.

Ортогональный режим отключился, и отрезок строится в обычном режиме, следуя за пе!
ремещением курсора.

10. Отпустите клавишу 

<Shift>

. Убедитесь, что система вновь перешла в ортогональный ре!

жим.

11. Создайте наклонную локальную систему координат (см. раздел 8.8.1 на с. 110).

12. Введите несколько отрезков, указывая курсором их начальные и конечные точки. Убеди!

тесь, что отрезки создаются ортогонально осям координат текущей ЛСК.

8.3.

Геометрический калькулятор

Одним из способов задания числовых параметров графических объектов является сня!
тие значений параметров с уже существующих объектов. Для этого используется так на!
зываемый 

геометрический калькулятор

.

93

Глава 8. Приемы создания объектов

Команды геометрического калькулятора доступны в контекстном меню поля ввода чис!
лового параметра, если в этом поле 

не находится текстовый курсор

. Набор команд зави!

сит от типа параметра (см. табл. 8.6 на с. 95).

После вызова команды Геометрического калькулятора требуется указать объект (объек!
ты), параметры которого требуется снять: установить курсор так, чтобы его «ловушка»
захватывала нужный объект, и нажать клавишу 

<Enter>

 или левую кнопку мыши.

Во время работы геометрического калькулятора изменяется Панель свойств. Все имев!
шиеся на ней вкладки заменяются одной, название которой соответствует выбранной
команде геометрического калькулятора, а на Панели специального управления остаются
кнопки 

Прервать команду

 и 

Справка

. Они позволяют отказаться от использования

геометрического калькулятора или получить справку о текущей команде геометрическо!
го калькулятора соответственно.

Рассмотрим применение геометрического калькулятора на примере построения эллип!
са, центр которого находится в середине отрезка, ось параллельна другому отрезку, дли!
на полуоси равна длине дуги (рис. 8.12).

Создайте новый графический документ и постройте в нем объекты, показанные на
рис. 8.12, соблюдая пропорции «на глаз». Затем выполните следующие действия.

1. Вызовите команду 

Инструменты — Геометрия — Эллипсы — Эллипс

.

На Панели свойств появятся поля для ввода параметров эллипса — координат центра,
координат концов полуосей, длин полуосей и угла наклона первой полуоси (рис. 8.13).

2. Вызовите контекстное меню в поле координат центра эллипса. Это меню содержит ко!

манды геометрического калькулятора для задания положения точки (рис.8.14).

3. Вызовите из этого меню команду 

Середина кривой

.

Чтобы изменить размер «ловушки» курсора, вызовите команду 

Сервис —

Параметры... — Система — Графический редактор — Курсор

.

Рис. 8.12.  Объекты, параметры которых будет использовать Геометрический калькулятор

отрезок 1

отрезок 2

дуга

Рис. 8.13.  Панель свойств при построении эллипса

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

94

Вкладка 

Эллипс

 на Панели свойств будет заменена вкладкой 

Середина кривой

.

4. Укажите отрезок, посередине которого должен находится центр эллипса.

На Панели свойств вновь появится вкладка 

Эллипс

.

Значение координаты точки будет вычислено, занесено в поле 

Центр

 и зафиксировано.

5. Вызовите контекстное меню в поле угла наклона первой оси эллипса. Это меню содер!

жит команды геометрического калькулятора для задания угла (рис.8.15).

6. Вызовите из этого меню команду 

Направление прямой/отрезка

, а затем укажите от!

резок, параллельно которому должна пройти первая ось эллипса.

Значение угла наклона этого отрезка к оси ОХ текущей системы координат будет вычис!
лено, занесено в поле 

Угол

 и зафиксировано.

7. Вызовите контекстное меню в поле длины первой оси эллипса. Это меню содержит ко!

манды геометрического калькулятора для задания длины (рис. 8.16).

8. Вызовите из этого меню команду 

Длина кривой

, а затем укажите дугу, длине которой

должна равняться длина полуоси эллипса.

Рис. 8.14.  Меню Геометрического калькулятора при задании точки

Рис. 8.15.  Меню Геометрического калькулятора при задании угла

Рис. 8.16.  Меню Геометрического калькулятора

95

Глава 8. Приемы создания объектов

Значение длины будет вычислено, занесено в поле 

Длина 1

 и зафиксировано.

9. Длину второй полуоси задайте произвольно.

На этом построение эллипса с заданными параметрами закончено (рис. 8.17).

 

Рис. 8.17.  Результат построения эллипса

Если перед вызовом команды Геометрического калькулятора значение было зафикси!
ровано, то в результате работы калькулятора в поле параметра будет внесено новое зна!
чение, при этом фиксация сохранится.

Табл. 8.6.  Команды Геометрического калькулятора

Команда

Назначение

При вводе значений координат

*

На кривой,
ближайшей
к другой кривой

Привязка и снятие значений координат точки, расположенной на 
указанном объекте и ближайшей к другому указанному объекту.

При вводе значений линейных величин

Длина кривой

Снятие значения длины (периметра) указанного элемента.

Длина сегмента 
кривой

Снятие значения длины сегмента ломаной или контура, а также 
стороны многоугольника.

Между двумя 
точками

Снятие значения расстояния между двумя указанными точками.

Между двумя 
точками
на кривой

Снятие длины участка кривой, ограниченного двумя указанными 
точками на этой кривой.

Между двумя 
кривыми

Снятие значения минимального расстояния между двумя 
указанными объектами.

От точки
до кривой —
По нормали

Снятие значения кратчайшего расстояния между указанными 
точкой и кривой.

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

96

От точки
до кривой — По Y

Снятие значения расстояния между указанными точкой и объектом 
в положительном направлении оси Y текущей системы координат.

От точки
до кривой — 
Против Y

Снятие значения расстояния между указанными точкой и объектом 
в отрицательном направлении оси Y текущей системы координат.

От точки
до кривой – По X

Снятие значения расстояния между указанными точкой и объектом 
в положительном направлении оси X текущей системы координат.

От точки
до кривой – 
Против X

Снятие значения расстояния между указанными точкой и объектом 
в отрицательном направлении оси X текущей системы координат.

Диаметр

Снятие значения диаметра указанной окружности или дуги.

Радиус

Снятие значения радиуса указанной окружности или дуги.

Полуось эллипса – 
Большая

Снятие длины большой полуоси указанного эллипса.

Полуось эллипса – 
Малая

Снятие длины малой полуоси указанного эллипса. 

Длина строки 
текста

Снятие длины указанной текстовой строки.

Габарит объекта – 
По горизонтали

Снятие значения горизонтального габарита указанного объекта.

Габарит объекта – 
По вертикали

Снятие значения вертикального габарита указанного объекта.

При вводе значений угловых величин

Направление 
прямой/отрезка

Снятие значения угла между указанной прямой или отрезком и 
положительным направлением оси X текущей системы координат.

Наклон 
касательной

Снятие значения угла между касательной к указанному элементу, 
проходящей через указанную точку на этом элементе, и 
положительным направлением оси X текущей системы координат.

Наклон нормали

 Позволяет выполнить снятие значения угла между нормалью к 
элементу, проходящей через точку, в которой он был указан, и 
положительным направлением оси X текущей системы координат.

Раствор дуги

Снятие значения угла раствора указанной дуги окружности.

Табл. 8.6.  Команды Геометрического калькулятора

Команда

Назначение

97

Глава 8. Приемы создания объектов

8.4.

Отмена и повтор действий

Для отмены и повтора действий служат команды 

Отменить

 и 

Повторить

 в меню 

Ре

дактор

. Кнопки вызова этих команд расположены на панели 

Стандартная

.

Команда 

Отменить

 восстанавливает то состояние документа, которое было до выпол!

нения последнего действия.

Команда 

Повторить 

наоборот, выполняет отмененное действие вновь. Она доступна

только после вызова команды отмены.

Кроме отмены и повтора команд возможны отмена и повтор действий внутри текущей
команды. При этом отменяются только те действия, которые относятся к данной коман!
де. Например, в документе построено несколько окружностей. Если, не завершая коман!
ду 

Окружность

, нажимать кнопку 

Отменить

, то созданные окружности будут пооче!

редно исчезать с экрана, а по нажатию кнопки 

Повторить

— восстанавливаться.

Вы можете настроить параметры процесса отмены. Для этого вызовите команду

Сервис — Параметры... — Система — Графический редактор — Редактирование

.

Между 
прямыми/
отрезками

Снятие значения угла между двумя указанными прямыми или 
отрезками.

Наклон оси 
эллипса

Снятие значения угла между большой осью указанного эллипса и 
положительным направлением оси X текущей системы координат.

По двум точкам
(с осью X)

Снятие значения угла между воображаемой линией, проходящей 
через две указанные точки, и положительным направлением оси X 
текущей системы координат.

По трем точкам

Снятие значения угла, образованного тремя указанными точками. 
Порядок указания: вершина угла, точки, лежащие на его сторонах.

Направление 
строки текста

Снятие значения угла между указанной текстовой строкой и 
положительным направлением оси X текущей системы координат.

По точке на 
окружности/дуге

Снятие значения угла между радиусом, проведенным из центра 
окружности (дуги) в указанную на ней точку, и положительным 
направлением оси X текущей системы координат.

* Подавляющее большинство команд совпадают с соответствующими ко!

мандами меню привязок (см. табл. 8.4 на с. 89). В данной таблице они не
описаны.

Не все команды могут быть отменены и повторены. Это относится, в частности, к коман!
дам заполнения основной надписи, удаления всего содержимого документа, записи до!
кумента на диск, создания объектов спецификации и трехмерных объектов.

Табл. 8.6.  Команды Геометрического калькулятора

Команда

Назначение

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

98

Для настройки отмены служит одноименная группа элементов управления, расположен!
ная в правой части появившегося диалога.

Введите нужное количество отменяемых действий (глубину отмены) в поле 

Количество

шагов назад

. Следует иметь в виду, что слишком большое установленное значение

приведет к дополнительному расходу памяти и ресурсов операционной системы, что в
конечном счете может несколько замедлить работу с КОМПАС!3D. Поэтому рекоменду!
ется устанавливать число в интервале от 10 до 30.

Включение опции 

Группировать однотипные операции

 позволяет объединять одно!

родные действия с тем, чтобы в дальнейшем отменять их сразу как единое действие.
Примером однотипных операций может служить сдвиг одних и тех же выделенных объ!
ектов несколько раз подряд. Если опция группирования была включена, то при нажатии
кнопки 

Отменить

 будет выполнен возврат к состоянию, имевшемуся перед самым пер!

вым сдвигом объектов.

8.5.

Повтор последних команд

Последняя выполненная команда может быть повторно вызвана не через Инструмен!
тальную панель, а из контекстного меню или из меню 

Редактор

. Для вызова служит ко!

манда 

Повторить: (команду)

. Команда может быть вызвана нажатием клавиши 

<F4>

.

В контекстном меню, кроме последней выполненной команды, доступны также несколь!
ко предыдущих команд (рис. 8.18).

Списки последних выполненных команд создаются для следующих типов документов
КОМПАС!3D:

деталь

сборка

чертеж

фрагмент

спецификация,

а также для следующих режимов работы:

режим эскиза,

режим редактирования таблицы.

При работе с текстовым редактором может быть повторена только одна последняя вы!
полненная команда. Команда повтора вызывается из меню 

Редактор

.

Рис. 8.18.  

Пример списка последних команд при работе в чертеже

99

Глава 8. Приемы создания объектов

Категории добавляемых в списки команд приведены в таблице 8.7.

Команда не повторяется, если она была вызвана двойным щелчком мыши по объекту.

Если условия выполнения команды отсутствуют, то ее повторный вызов невозможен.
Например, для выполнения команды 

Копирование

 необходимо, чтобы исходные объ!

екты были выделены. Если в документе нет ни одного выделенного объекта, то в списке
последних команд будет недоступна команда 

Копирование

.

Количество запоминаемых команд можно настроить в диалоге, вызываемом командой

Сервис — Параметры... — Система — Общие — Повтор команд

. В этом же диалоге

можно отключить отображение последних команд в контекстном меню.

При завершении сеанса работы КОМПАС!3D списки команд обнуляются.

Табл. 8.7.  Категории повторяемых команд в зависимости от типа документа и режима работы

Название типа документа 
или режима работы

Категории команд

*

Деталь

Редактор, Инструменты, Выделить, Редактирование модели, 
Элементы листового тела, Пространственные кривые, 
Поверхности, Вспомогательная геометрия, Элементы 
оформления, Измерения 3D, Фильтры, Спецификация

Сборка

Редактор, Инструменты, Выделить, Редактирование модели, 
Сопряжения, Пространственные кривые, Поверхности, 
Вспомогательная геометрия, Условные обозначения, 
Измерения 3D, Фильтры, Спецификация

Чертеж

Редактор, Инструменты, Выделить, Измерения 2D, 
Ассоциативные виды, Управление листами, Спецификация

Фрагмент

Редактор, Инструменты, Выделить, Измерения 2D, 
Ассоциативные виды, Управление листами, Спецификация

Спецификация

Все команды редактирования, все команды спецификации, 
команды библиотек, работающих со спецификацией.

Текстовый документ

Все команды редактирования текста

Режим редактирования 
таблиц

Редактор, Вставка в текст, Все команды редактирования 
таблицы

Режим эскиза

Редактор, Инструменты, Выделить, Измерения 2D

* Команды, входящие в каждую категорию, перечислены в диалоге на!

стройки интерфейса на вкладке 

Команды

 (см. рис. 1.7 на с. 38).

Команды включаются в список вне зависимости от того, были они завершены или нет.

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

100

8.6.

Выделение объектов

При работе в КОМПАС!3D часто требуется выделение объектов. Например, перед вызо!
вом команд копирования графических объектов их нужно выделить; чтобы применить
форматирование к некоторому фрагменту текста, его необходимо выделить; чтобы пос!
троить эскиз трехмерного тела, необходимо выделить плоскость, на которой он будет
располагаться. 

Данный раздел посвящен способам выделения графических объектов. О выделении
фрагментов текста см. Том II, раздел 68.3 на с. 203, а трехмерных объектов — Том III,
раздел 85.7 на с. 56.

8.6.1.

Выделение объектов мышью

Для выделения объектов мышью выполните следующие действия.

1. Подведите курсор к нужному объекту так, чтобы «ловушка» курсора захватывала объект.

2. Щелкните левой кнопкой мыши. Цвет объекта изменится — он будет отрисован цветом,

установленным для выделенных объектов (см. раздел 8.6.4 на с. 105).

Чтобы отменить выделение объекта, щелкните левой кнопкой мыши в любом месте вне
этого объекта. Выделение будет снято — объект отрисуется своим обычным цветом.

Если необходимо выделить несколько объектов, нажмите клавишу 

<Shift>

 или 

<Ctrl>

 и

удерживайте ее нажатой, щелкая левой кнопкой мыши на нужных объектах. После окон!
чания выделения отпустите клавишу 

<Shift>

 (

<Ctrl>

).

Можно выделить несколько объектов другим способом — с помощью прямоугольной
рамки. Установите курсор на свободное место (так, чтобы он не захватывал никаких объ!
ектов), нажмите левую кнопку мыши и перемещайте курсор, удерживая кнопку нажатой.
На экране будет отображаться рамка, следующая за курсором. 

При перемещении курсора слева направо рамка отображается сплошной линией. После
того, как вы отпустите кнопку мыши, будут выделены те объекты, которые попали внутрь
рамки целиком.

При перемещении курсора справа налево рамка отображается пунктиром. После того,
как вы отпустите кнопку мыши, будут выделены те объекты, которые попали внутрь рам!
ки целиком или частично (т.е. пересеклись с рамкой).

Для снятия выделения с отдельных объектов щелкайте на них левой кнопкой мыши,
удерживая нажатой клавишу 

<Shift>

 или 

<Ctrl>

. Можно снять выделение с нескольких

объектов при помощи прямоугольной рамки. Это делается аналогично выделению, но с
нажатой клавишей 

<Shift>

Иногда объекты, которые требуется выделить, расположены близко друг к другу или да!
же наложены друг на друга. При этом трудно (а иногда и вовсе невозможно) точно ука!
зать один из них курсором. 

При снятии выделения рамкой следите за тем, чтобы в рамку попадали только выделен!
ные объекты. В противном случае выделение не снимается, а накладывается — на невы!
деленные объекты.

101

Глава 8. Приемы создания объектов

Для выделения указанием любого из близко расположенных (в том числе наложенных
друг на друга) объектов служит команда 

Перебор объектов

 (см. раздел 8.1.12 на с. 83).

8.6.2.

Выделение объектов с помощью команд

Команды выделения графических объектов сгруппированы в меню 

Выделить

, а коман!

ды снятия выделения — в меню 

Выделить — Исключить

.

Кнопки для вызова команд находятся на панели 

Выделение

 

(рис. 8.19).

Описание общих команд выделения представлено в таблице 8.8, о специальных коман!
дах выделения см. следующие разделы:

Выделить — Группу

— раздел 39.4 на с. 362

Выделить — Слой

— Том II, раздел 47.7 на с. 62

Выделить — Вид

— Том II, раздел 46.4 на с. 47

Выделить — По стилю кривой

— раздел 9.1.1 на с. 117

Выделить — По атрибутам

— Том II, раздел 66.4 на с. 193

Указание объектов, с которых требуется снять выделение, производится аналогично ука!
занию объектов для выделения. Команды снятия выделения доступны, если в документе
есть выделенные объекты.

Рис. 8.19.  

Панель 

Выделение

Табл. 8.8.  Общие команды выделения графических объектов

Команда

Описание

Выделить все

Позволяет выделить все объекты, содержащиеся в текущем виде 
чертежа (об изменении состояния вида см. Том II, раздел 46.2 на 
с. 46) или во фрагменте.

Выделить объект

Позволяет выделить отдельный объект.
После вызова команды укажите курсором объект, который нужно 
выделить.
За один вызов команды можно указать произвольное количество 
объектов.

Выделить рамкой

Позволяет выделить объекты с помощью прямоугольной рамки.
После вызова команды укажите курсором первую и вторую 
вершины прямоугольной рамки. Элементы, целиком попавшие в 
заданную рамку, будут выделены.
За один вызов команды можно задать произвольное количество 
рамок.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     77      78      79      80     ..